|
Экономика 90 вопросовот ст-ти раб силы. При определении величины зарплаты учитывают факторы — квалификация, навыки, производительность, условия работы и т.д. Формы зарплаты: - повременная (критерий - рабочее время); - сдельная (поштучный критерий - кол-во продукции); - новая форма (критерий - способности человека, его квалификация, опыт, знание процесса, умение управления). Имеет несколько систем оплаты: простая и премиальная (еще ее называют прогрессивной, аккордной, причем бывает индивидуальная и коллективная). Определяются принципы организации зарплаты: - учитывается связь зарплаты с производительностью труда, рост зарплаты должен отставать от производительности. Производительность растет из- за: новой техники; организации труда; квалификации самого работника. Надо, чтобы рост зарплаты покрывал все затраты пр-ва. Отставание должно быть таким, чтобы соотношение между ростом производимости труда и ростом зарплаты должно быть оптимальной (при 1% росте производительности труда рост зарплаты должен быть 0.63-0.7%). - дифференциация зарплаты в зависимости от качества и кол-ва труда (за более сложную работу высокая зарплата). - учитываются условия труда (сущ. доплата за опред. Условия, например за вредные условия). - учитывается квалификация работников. Функции зарплаты: - Возмещение затрат раб силы и воспроизводство раб силы (получая зарплату восстанав. свою способн. к труду и может участвовать в процессе воспроизводства). - Распределение произведенного продукта. - Экономическое стимулирование затрат труда рабочего. Различается номинальная и реальная заработная плата. Номинальная - зарплата в денежном выражении, получ. наемным работником. Реальная – это то кол-во благ и услуг, которые работник может купить на свою номин. зарплату. Она растет и увеличиваться от различных факторов, и зависит от номинальной зарплаты, величины налогов, уровня цен на товары: величина реальной заработной платы рассчитывается как индекс, равный частному от деления индекса розничных цен, на индекс номинальной зарплаты [pic] Доходы наемного работника складываются из доходов: прямых (зарплата); косвенных; компенсаций (выплаты, которые вносит предприниматель в фонд соц. страхования, пенсионный для того, чтобы наем. работник получал оплату больничных, пенсию и т.д.) Жизненный уровень (условия жизнедеятельности человека и степень удовлетворения его потребностей) характеризуется системой показателей, куда входят: 1. реальные доходы трудящихся зависят от нац. дохода и от степени дифференц.(неравномерности распределения); 2. потребление продовольственных и непродовольственных товаров.; 3. степень развития соц. обеспечения; 4. возможность получить медицинскую помощь; 5. уровень культуры; и т.д. Реальные доходы включают доходы на акции (наем. раб имеют акции и получают на них дивиденды), участие работников в прибыли (часть прибыли распределяется между работниками), работа по совместительству, работа на дому и др. 73. Прожиточный минимум, минимальная заработная плата и проблема бедности Жизненный уровень (условия жизнедеятельности человека и степень удовлетворения его потребностей) характеризуется системой показателей, куда входят: 1. реальные доходы трудящихся зависят от нац. дохода и от степени дифференц.(неравномерности распределения); 2. потребление продовольственных и непродовольственных товаров.; 3. степень развития соц. обеспечения; 4. возможность получить медицинскую помощь; 5. уровень культуры; и т.д. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. К числу употребляемых показателей уровня жизни относят - денежные доходы населения, в расчете на 1 чел или семью. Важно чтобы месячный доход превышал прожиточный минимум (потребительская корзина). Потребительская корзина составляется на основе набора минимально необходимых потребительских товаров, услуг, расходов (продукты питания, одежда и обувь, мебель, предметы хозяйственного обихода, квартплата и бытовые услуги, транспорт, уплата налогов и т.д.). Прожиточный минимум существенно зависит от цен, поэтому в условиях инфляции он непрерывно меняется. Люди, которые употребляют ниже предусмотренного прож. минимума живут за чертой бедности. С экономической точки зрения бедность характеризуется, прежде всего, уровнем расходов на потребление, которые остаются весьма низкими. Обычно для этих целей устанавливается минимум материальной обеспеченности, который называют прожиточным минимумом. В разных странах этот минимум различен, но все группы населения живущие ниже этой черты бедности считаются бедняками. Для расчета прожиточного минимума рассматривается так называемая потребительская корзина, куда входит набор самых необходимых товаров и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Стоимость потребительской корзины может меняться в зависимости от инфляции. Поэтому ее величина периодически пересматривается. Поэтому среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на уровень жизни населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др. Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др. Социальная политика государства — одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране. Государством устанавливается минимум заработной платы (83р), но в связи с трудной экономической ситуацией эта минимальная заработная плата не соответствует прожиточному минимуму и остается чисто номинальной величиной, от которой отталкиваются при исчислении ставок зарплаты бюджетников, величины налогов и т.д. Проблема бедности пока не разрешена. Мальтус рассматривал проблему бедности в своих работах в связи с увеличением народонаселения. Он считал, что экономический рост ограничен опасностью более быстрого роста народонаселения, опережающего рост предметов потребления – в этом заключается проблема. Он повторял, что не является противником роста населения, он противник нищеты. Для борьбы с нищетой между населением и продовольствием было установлено экономическое равновесие. Поскольку народонаселение растет быстрее производства предметов потребления, необходимо чтобы размножение задерживалось. В примитивных обществах это происходит через болезни, голод и войны. В современном обществе – через заработную плату. Чрезмерный рост населения уменьшает зарплату и тем самым ограничивает рост населения в следующем периоде. Напротив, рост зарплаты приводит к росту населения и тем самым к бедности в следующий период. Экономически значение имеет не номинальная (денежная), а реальная зарплата, определяемая ценой потребляемой пищи. Поэтому бедность нельзя преодолеть раздачей денег, поэтому он был против государственных субсидий и частной благотворительности., они могут только ограничить главный ограничитель роста населения – необходимость самому заботиться о себе и полностью отвечать за свою непредусмотрительность. Мальтус выступал против уравнивания доходов, бедный человек не должен посягать на частную собственность богатого, т.к. она необходима для производства потребительских товаров и тем самым для улучшения его же положения. Рост нищеты в результате превышения роста народонаселения над ростом производства предметов потребления социально опасен, т.к. вызывает мятеж. Поскольку, по мнению Мальтуса, социальное равенство не возможно, а разделение общества на очень богатых и очень бедных – нежелательно, то основу здорового роста населения (т.е. роста населения без бедности) составляет рост производства и среднего класса. Средний класс составляет основу общества, но в обществе должны существовать также (относительно немногочисленные) богатые и бедные. «Высшие и низшие слои неизбежны и полезны. Если отнять у человека надежду на возвышение и опасение понижения, то не было бы того усердия, которое побуждает каждого человека к улучшению своего положения и которое представляется главным двигателем общественного благосостояния». 75. Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования в смешанной экономике Экономические функции, которые выполняет государство, со временем изменяются. В годы I Мировой войны гос-во распределяло продукт, производственные ресурсы, заботилось об обеспечении армии. После войны организует денежно-финансовую систему, начинает заниматься перераспределением продукта и дифференциацией доходов. В годы II мировой войны - управление производством в военных отраслях. Во второй половине ХХ века функции гос-ва меняются. Государство управляет государственным сектором производства, оказывает регулирующее воздействие на рынок, поддерживает мелкий и средний бизнес, определяет законы, регулирует цены и ценообразование. Гос-во становится хозяйствующим субъектом - вкладывает определенные деньги из госбюджета в развитие экономики. . В распространенной сегодня смешанной экономике деятельность государства представляет собой сложное сочетание различных функций: распределительных, защитных, регулирующих, стабилизирующих, координирующих и контролирующих. 1.Распределительная ф-ция заключается в перераспределении части доходов в пользу малоимущих слоев населения и на расширение производства. Виды распределения доходов: - Функциональное — распределение связано с использованием части первичных дохода (от производства) на расширение производства. Эти распределение первичное. - Персональное — распределение связано с использованием части первичных дохода (от производства) на перераспределение в пользу отдельных индивидуумов, соц. групп и классов. Перераспределение осуществляется через госбюджет несколькими путями: - За счет налогов, которые уменьшают дифференциацию доходов (с больших доходов налоги взимаются по более высокой ставке); - Часть населения, имеющая небольшие доходы получает выплаты (пособия, стипендии, льготы); - Оплата за счет первичных доходов различных услуг непроизводственной сферы (он дает возможность получать доходы работникам). Итак, гос-во стремится распределительной функцией уменьшить разницу доходов различных слоев населения. Зарубежные экономисты считают, что сглаживание дифф-ции доходов не всегда дает нужный эффект. Повышение налога на прибыль => заинтересованность падает => падает пр-во продукции. 2.Аллокационная функция. Сущность: государственное перераспределение производственных ресурсов в интересах более прогрессивных отраслей пр-ва. Сначала, когда только разворачивают новое производство, нет доступа к достаточному кол-ву ресурсов, гос-во распределят туда => повышается эффективность пр-ва. Далее, гос-во распределяет ресурсы, если пр-во какого-то продукта недостаточно. Также роль гос-ва связано с военным пр-вом. 3.Формирование конкурентной среды и оказание помощи для этого мелкому и среднему бизнесу. Эта функция гос-во особенно важна. Гос-во - сила, которая уравновешивает силу монополий и ограничивает их деятельность с помощью антимонопольного законодательства (в любой стране), усиливаются возможности для конкуренции. Антимонопольное законодательство служит этим целям. Запрещается нефинансовым компаниям покупать больше 5% акций какой-нибудь компании, любой компании запрещается покупать больше 10% акций в конкурирующих компаниях, члены правления не имеют права занимать место в конкурирующих компаниях, запрещен холдинг. Поддержка гос-ва малому и среднему бизнесу выражается в: налоговых льготах; льготном кредите; оказание тех. помощи. 4.Регулирование внешнеэкономической деятельности. Осуществляется через все формы внешнеэкономических связей гос-ва. Прежде всего, гос-во стремится, чтобы валюта была конвертируемой и устойчивой. Гос-во накапливает резервную валюту и использует, стремиться к тому, чтобы торговый и платежный баланс были активными. Помощь корпорациям в завоевании внешнего рынка (протекционализм), для этого выделяется специальная форма кредита, гарантия кредита иностранным покупателям и т.д. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях смешанной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Формы воздействия гос-ва на эк. процесс — к ним относятся правовое законодательство, госконтроль над биржами, аудиторская деятельность: 1. Правовое законодательство. Формирование законов регулирующих функционирование предприятий различных форм собственности, их взаимоотношения и отношения с государством. Включает в себя антимоноп. Законодательство, налоговое и т.д. Определяет право наследования, присвоения других предприятий. Говорят — государство «устанавливает правила игры» 2. Контроль над биржами. Контроль над всеми видами бирж, определение условий формирования бирж, осущ-е биржевых процессов, взаимоотношение бирж между собой, формирование курса ценных бумаг. 3. Аудиторская деятельность. С целью контроля за выполнением предприятиями законов Методами называются способы воздействия гос-ва на эк. процесс: - Прямые оказывают непосредственное воздействие на какой-то рынок, отрасль и т.д. - Косвенные оказывают глобальное воздействие на всю эк-ку. Связанны с непосредственным финансированием регионов, отраслей, через бюджетную, налоговую и кредитно-денежную систему. Через бюджетно-налоговую гос-во оказывает воздействие на эк-ку, дифференцируя ставки налогов, отменяя и вводя новые налоги, применяя, устанавливая, отменяя льготы. Повышение налогов означает уменьшение возможностей пр-ва и наоборот. Среди косвенных методов различают следующие: А).Фискальная политикой — это политика по регулированию с помощью налогов и расходов госбюджета. Рассматривают 2 вида: - Дискретная - применение гос-вом решения по разработке спец. программ, контроль за их выполнением. - Внутренние стабилизаторы. Без применения каких-то решений стабилизаторы сами оказывают регулирующее воздействие на эк-ку. Например, если доходы растут => налоги растут => падает пр-во => падают доходы => падает сумма налоговых поступлений (все это автоматически). Или: чем более полная занятость, тем больше поступления от зарплаты, тем больше отчислений в фонд безработных. Б).Кредитно-денежное регулирование заключается в изменении ставки % ссудного капитала, регулировании денежного обращения. Если гос-во хочет расширить пр-во, то кредит дешевеет. Государство контролирует эмиссию денег, т.к. денежная масса в обращении должна увеличиваться темпами на 25% меньше, чем расширение производства. Методы прямого регулирования пр-ва. 1. прямая поддержка дотациями; 2. поведение макроструктурных сдвигов через разработку и финансирование НТП; 3. финансирование эк. программ; 4. финансирование соц. сферы; 5. введение стандартов, за невыполнение - санкции; 6. госзаказы на конкурентной основе. Формы гос. регулирования эк-ки. Под формами нужно понимать основные направления гос. воздействия на эк-ку: 1. Стимулирование НТП и НИОКР и формирование прогрессивных структур эк-ки. Формирование и развитие новых прогрессивных отраслей зависит от государственного финансирования НТП и НИОКР, Это требует больших затрат, от 60-70% затрат берет на себя гос-во, гос-во проводит координацию научно- исследовательских работ, поддержку отраслей. 2. Регулирование инвестиционного процесса и обеспечение эк. роста. За счет средств госбюджета в госсекторе, субсидий для развития частного сектора, за счет удешевления кредита и льгот. 3. Экономическое программирование и индикативное регулирование эк-ки. Развивается во всех странах Зап. Европы, есть только в США. Суть в том, что разрабатываются программы развития эк-ки на определенный период времени, определяются: направления; цели разв.; источники финансирования. Программы обязательны для госсектора эк-ки. Он не охватывает развитие малого и среднего бизнеса. Виды эк. программ: конъюнктурные (характерны для развивающихся стран); частично структурные (на 3 года); стратегические (на длительный период). 4. Гос. воздействие на занятость. Обеспечение максимальной занятости населения, создание новых рабочих мест, стимулирование их создания в частном секторе. 5. Гос. помощь (в том числе и с/х). Оказание помощи проведения тех или иных научные разработок, предоставление льгот с/х и т.д. Гос-во дает специальные дотации для поддержания гарантированных цен на с/х продукцию. Эффективность гос. регулирования эк-ки. Гос. регулирование эк-ки оказывает воздействие на развитие процессов в национальной экономике, ускоряя экономический рост, снижая последствия кризиса и безработицы, уменьшая темпы инфляции, что способствует стабилизации цен, повышение уровня жизни населения. Государственное регулирование эффективно, когда эффект от различных форм и методов гос. регулирования выше затрат на это регулирование. Если эффект меньше, отдельные направления гос. регулирования свертываются. Ограниченность гос. регулирования заключается в том, что гос. рег. эк-ки не обеспечивает планомерного характера эк-ки и не может преодолеть циклический хар-р общественного воспроизводства. 76. Повышение роли экономической политики государства в переходной экономике В процессе перехода от командно-административной системы экономики к рыночной происходит трансформация в сфере экономической политики государства: командные методы и диктат государства постепенно заменяются функциями государственного регулирования, которые соответствуют смешанной экономике. В распространенной сегодня смешанной экономике деятельность государства представляет собой сложное сочетание различных функций: защитных, регулирующих, стабилизирующих, координирующих и контролирующих. Вместе с тем происходит повышение роли экономической политики государства, что обусловлено рядом объективных причин, присущих любой переходной экономике. Это связано, прежде всего, с необходимость макроэкономической стабилизации. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике — это преодоление кредитно-денежной и бюджетно-налоговой разбалансированности, выражающейся в высокой инфляции, т.е. предусматривает снижение темпов инфляции до низкого предсказуемого уровня. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике предполагает осуществление активной экономической и социальной политики государства. В связи с чем, возрастает роль этой политики. Особенностью и основной чертой переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование уже не действует, а механизм рыночного регулирования еще не работает в полной мере. Таким образом, переходная экономика неизбежно связана с неким системным вакуумом, который является источником нестабильности. Т.е. для нее характерным является нестабильность. Задачи государственной политики заключается в разработке и проведении стабилизирующей экономической политики, перестройке всех институтов общества и становление рыночных механизмов. Различаются и методы и способы либерализации экономики, разгосударствления и приватизации, степень влияния государства на протекающие процессы и т.д. Закономерностью является то, что в переходной экономике любого типа командно-административные функции постепенно сужаются по мере приближения к цели. Но в течение какого-то времени эти функции существуют одновременно с функциями рынка (как в многоукладной экономике). Но на начальном этапе преобразований преобладают административные методы, т.к. отсутствует правовая база для рыночных преобразований. Задачи: необходимо пересмотреть законы: о собственности, предприятиях, приватизации, земельных отношениях, ценовой либерализации, антимонопольное законодательство, формирование рынка труда и т.д. Для всех переходных экономик приходится решать проблему макроэкономической стабилизации экономики. Для Российской экономики государственная экономическая политика тем более играет решающую роль по нескольким причинам: 1. т.к. еще на момент начала перехода состояние ее системы характеризовалось как экономический кризис, представляющий собой резкое нарушение равновесия в экономике вследствие несоответствия спроса и сложившегося предложения. В России имелась макроэкономическая несбалансированность: глубоко деформированной оказалась структура экономики, неравномерность в развитии отдельных секторов и отраслей народного хозяйства, неравномерность в технико-технологической основе различных секторов и отраслей. Все это привело к следующим негативным тенденциям эк. развития России: неуклонное снижение темпов эк. развития; нарастание инфляционных процессов; увеличение скрытой безработицы при внешнем дефиците раб. силы; массовый износ осн. произ. фондов 2. Задачи переходной экономики заключается в перестройке всех институтов общества и становление рыночных механизмов. А в России, где существовал преимущественно государственный сектор экономки, отсутствовали традиции, позволяющие выбирать наиболее рациональное поведение, эти задачи особенно трудны для реализации. 3. Это кризис переходной экономики. Т.е. этот кризис является фазой цикла, Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |