|
Вопросы к гос. экзаменам ВАВТобщепризнанные принципы международного права. Наряду с основными принципами международного публичного права в международных экономических отношениях применяются и специальные принципы, обусловливающие, в частности, использование определенных торгово-политических режимов. При этом необходимо подчеркнуть, что специальные принципы МЭП носят конвенционный характер, их действенность зависит от включения их в каждом случае в соответствующие международные договоры. Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования). Данный принцип означает юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру льготные (наиболее благоприятные) условия, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны. Область применения режима наибольшего благоприятствования определяется обычно в конкретной оговорке о наибольшем благоприятствовании в том или ином международном договоре. Эта оговорка может распространяться в общей форме на всю область торговли и судоходства или на отдельные виды отношений: таможенные пошлины (их льготные ставки), транзит, количественные и другие ограничения и запрещения; транспортный режим; налоговые, судебные (и т. п.) права физических и юридических лиц и т; д. Как правило, из режима наибольшего благоприятствования, однако, по соглашению сторон допускаются отдельные исторически сложившиеся исключения: особые льготы для соседних государств, для каботажного судоходства, для «защиты общественного порядка» и т. п. Исключения из этого режима обычно применяются и в отношении так называемых преференциальных таможенных систем (для развивающихся стран, в рамках таможенных союзов, зон свободной торговли и др.). Правило предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации является обычно-правовым принципом МЭП. Этот принцип зафиксирован во множестве двусторонних, региональных и многосторонних соглашений, которые уточняют содержание принципа и определяют объем РЕЖИМА наиболее благоприятствуемой нации. При этом сам РЕЖИМ устанавливается внутригосударственным правом. В институт наибольшего благоприятствования входят также комплексы норм, регулирующих правила применения и содержание ИСКЛЮЧЕНИЙ из договорно- обычной нормы наиболее благоприятствуемой нации. Эти исключения также, в свою очередь, регулируются договорно-обычными нормами. В силу этих норм признаются исключения из принципа наибольшего благоприятствования: • для преимуществ, предоставленных в рамках приграничной торговли; • для преимуществ в рамках Общей системы преференций для развивающихся стран; • для преимуществ, предоставленных не имеющим выхода к морю странам ввиду их особого географического положения; • для преимуществ, вытекающих из участия в тех или иных формах интеграционных объединений или многосторонних международных соглашений. Так, первоначально единичная практика исключения из-под действия ПНБ специальных преимуществ и прав, предоставляющихся не имеющим выхода к морю странам, была всего лишь обыкновением. Позднее обыкновение стало договорно- обычной нормой, которая была зафиксирована в рекомендациях ЮНКТАД в 1964 году и вошла в международные договоры, в частности в Конвенцию о транзитной торговле стран, не имеющих выхода к морю (ст.10), подписанную в июле 1965 года. С включением этой нормы в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года (ст.126) данное правило становится не только универсальным, но и императивным. ПНБ связан с принципом сотрудничества, недискриминации и означает: - обязанность государства предоставить государству-партнеру, его физическим и юридическим лицам в согласованной сфере наиболее благоприятные условия, которые предоставлены любой третьей стране; - сфера применения этого принципа определяется в международных договорах; применение этого принципа в области таможенно-тарифного обложения на двусторонней и многосторонней основе привело к тому, что непредоставление РНБ фактически нарушает общий, т.е. недискриминационный, режим; развитие ПНБ идет по пути трансформации его из диспози- тивного принципа в императивный, по пути наращивания когентных свойств ПНБ; - считаются правомерными исключениями из ПНБ те же пре- имущества, которые являются признанными исключениями и из принципа экономической недискриминации. Некоторые сферы применения ПНБ: 1) международное регулирование торговли: таможенные пошлины; правила и формальности, применяемые при таможенной обработке товаров; налоги и сборы, в том числе на обращение, потребление или обработку импортируемых то- варов; экспортные и импортные количественные и другие – нетарифные – ограничения и запрещения; технические стандарты; административные правила, антидемпинговые процедуры; другие условия ввоза и вывоза товаров; 2) сфера валютно-финансовых отношений – налоги на валютные операции, курсы иностранных валют, условия валютного контроля; погашение долгов; условия предоставления концессий, кредитов, займов; избежание двойного налогообложения; 3) правовое положение иностранных физических и юридических лиц – порядок учреждения и деятельности представительств иностранных фирм; вопросы гражданского права; 4) вопросы режима транспортировки – режим судов, грузов при входе, выходе и пребывании в портах; режим других транс- портных средств; правила и формальности при транзите; пользование железнодорожными и водными путями сообщения; 5) санитарные и карантинные формальности; 6) вопросы интеллектуальной собственности – режим получения авторских прав, патентов; 7) вопросы отправления правосудия – доступ к судам, признание и исполнение иностранных судебных и арбитражных решений; 8) отдельные элементы режима дипломатических, консульских и иных представительств; 9) другие вопросы экономического сотрудничества, в том числе в области промышленности, связи и других видов хозяйственной деятельности. Связь ПНБ с принципом экономической недискриминации заключается в том, что принцип экономической недискриминации – это уравнивание условий "на нижнем уровне", а ПНБ – "на высшем уровне". Таким образом, эти принципы перекрывают возможности дискриминации и "сверху", и "снизу". Если принцип экономической недискриминации предохраняет от экономического давления, направлен против использования экономической силы, то ПНБ, будучи также преградой на пути дискриминации, дополняет эти условия своей направленностью на сотрудничество. Двуединство этих принципов составляет юридическую основу международной экономической безопасности государств, своеобразную "правовую ось", вокруг которой и должна происходить перестройка МЗО. Другие принципы МЭП Принцип недискриминации. В правовом понимании этот принцип означает право государства на предостав ление ему (а также его гражданам и иным субъектамего национального права) со стороны государства-партнера общих условий, которые не хуже предоставляемых этим государством всем прочим государствам. Данное право не затрагивает предоставление правомерно применяемых особых льготных, более благоприятных условий. Иными словами, режим недискриминации означает обязательство не ухудшать для другой страны своих нормально действующих, общих для всех стран условий. Национальный режим. Он предусматривается в некоторых торговых соглашениях и означает, что, как правило, на основе взаимности физические и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам по отдельным видам правовых отношений. Обычно это касается гражданской правоспособности иностранных лиц, включая судопроизводство. Принцип взаимной выгоды. Предполагает, что отношения между государствами, не являющиеся взаимно выгодными, а тем более кабальные, прямо или косвенно принудительные, не должны иметь места, но должно быть справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема. В сложных межгосударственных, в том числе экономических, взаимоотношениях справедливое распределение выгод и обязательств, разумеется, не может служить простым эталоном для каждой конкретной сделки, но должно рассматриваться именно как сбалансированный общий международно-правовой принцип. Преференциальный режим. Обычно это – торговые льготы, прежде всего в отношении таможенных пошлин, действующие между тем или иным государством или среди группы государств. Актуальным примером является система преференций, которая в силу рекомендаций Конференции ООН по торговле и развитию применяется развитыми странами в отношении развивающихся, а также между самими развивающимися странами. Причем предоставляемые преференции не считаются нарушением принципа наибольшего благоприятствования. В прежние времена довольно распространенным, особенно в отношениях развитых стран с колониальными и полуколониальными, было использование в договорной практике правовых режимов «равных возможностей», «открытых дверей», капитуляций и т. п. Такого рода условия, противоречащие общепризнанным принципам международного права, на современном этапе не могут рассматриваться как правомерные. Основные принципы МП – это обобщенные нормы, обладающие высшей юридической силой. Они отражают главное содержание МП, коренные интересы государств и международного сообщества в целом, служат системообразующими звеньями международной нормативной системы. Основные принципы МП несут следующие функции: • закрепляют основные права и обязанности государств; • служат основой для создания и функционирования других норм МП/МЭП; • охраняют комплекс общечеловеческих ценностей; • укрепляют международный правопорядок, в том числе в МЭО; • обеспечивают функционирование и развитие МП, единство системы МП; • восполняют пробелы в МП/МЭП. К общим принципам МП относятся следующие принципы: неприменение силы или угрозы силой; мирное разрешение споров; невмешательство; сотрудничество; равноправие и самоопределение народов; суверенное равенство государств; добросовестное выполнение между- народных обязательств; территориальная целостность; уважение прав человека. Все эти принципы взаимосвязаны и лишь во взаимодействии способны выполнять свои функции. При высоком уровне обобщенности применение принципов возможно путем выявления и сопоставления их содержания. Эти принципы утвердились как общепризнанные обычно-правовое нормы, а в последующем были закреплены и развиты в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН 1970 года, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, ряде резолюций ГА ООН, других международных организаций, а также в международных договорах. Некоторые элементы содержания этих принципов, в свою очередь, сами являются международно-правовыми принципами – например, принцип государственного суверенитета или принцип свободы выбора своей социально- экономической системы как части принципа суверенного равенства государств. 4. Субъекты МЭП. Публично-правовой и частно-правовой элементы в регулировании МЭО. Субъект МП/МЭП – это носитель международных прав и обязанностей. Характеристики субъекта МП/МЭП: • подчиняется непосредственному воздействию МП/МЭП; • обладает международными правами и обязанностями; • способен участвовать в международных правоотношениях. ПЕРВИЧНЫЕ субъекты МП/МЭП – это государства, носители суверенитета. Появление первичных субъектов – результат естественно-исторического процесса. В некоторых случаях статус субъектов МП признается за народами и нациями. ПРОИЗВОДНЫЕ субъекты МП/МЭП создаются первичными, поэтому объем их правосубъектности зависит от их создателей. К производным субъектам относятся межправительственные организации и государственно-подобные образования. Государство представляет собой сочетание следующих трех элементов: территория, население и власть (юрисдикция). Территориально-организационная структура государства может быть различной. В зависимости от этого различают простые (унитарные) и сложные государства (например, федерации, состоящие из территориальных единиц, которые пользуются определенной политико-правовой самостоятельностью). Правосубъектность государства имеет два аспекта: • правоспособность, т.е. способность иметь права и обязанности по МП; • дееспособность, т.е. способность независимо осуществлять права и обязанности по МП. Субъектом МП/МЭП является само государство, а не представляющие его органы и должностные лица. С этой точки зрения такие термины, как "межправительственная" организация или "межведомственное" соглашение – всего лишь устойчивые условные определения. Члены некоторых федераций могут обладать правоспособностью заключать международные договоры, если это допускается федеральной конституцией и в пределах ею установленных. Разумеется, субъекты МП/МЭП являются участниками международных – межгосударственных – ЭКОНОМИЧЕСКИХ отношений. Производные субъекты – участники МЭО в рамках своей правосубъектности. Однако, помимо государств и международных организаций, в МЭО (в широком смысле слова) участвуют также физические и юридические лица, неправительственные международные организации, территори- ально- административные единицы федераций, которые вступают в имущественные, неимущественные, хозяйственные, валютно-финансовые и другие, связанные с вопросами экономики, правоотношения, ре- гулируемые внутренним законодательством соответствующих стран. Субъектами, т.е. участниками МЭО (в широком смысле слова), являются, таким образом, государства, территориально-административные единицы федераций, правительственные и неправительственные международные организации, физические и юридические лица. Исходя из этого, наблюдается тесная взаимосвязь международного публичного и частного права. И то и другое в широком смысле регулируют международные отношения. Международное частное право как совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер, не должно противоречить общепризнанным принципам между- народного публичного права. Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во многих случаях заключаются в развитие межгосударственных договоров. 5. Международные организации в МЭО. Их правосубъектность. В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в 18 веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций – Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру. Для современных международных организаций характерны дальнейшее расширение их компетенции и усложнение структуры. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 – межправительственные) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.) Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: - членство государств; - наличие учредительного международного договора; - постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права. Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.). Классификация международных организаций 1. По характеру членства: - межгосударственные - неправительственные. 2. По кругу участников: - универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения); - региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств). 3. По компетенции: - организации общей компетенции; - организации специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (напр., Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные. 4. По характеру полномочий: - межгосударственные организации; - наднациональные или надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств- членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому союзу (ЕС). С точки зрения порядка вступления в них организации делятся на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей.). Правосубъектность межгосударственных организаций Межгосударственные (межправительственные) организации - субъекты МП/МЭП. Они имеют определенные международные права и обязанности, могут приобретать их, заключать договоры, пользуются иммунитетами, несут международно- правовую ответственность за свои действия. Правосубъектность организаций и ее объем основывается на уставах и не нуждается в признании другими государствами. При этом устав международной организации может содержать "подразумеваемые" элементы правосубъектности, а именно: если, например, в уставе прямо не предусмотрена возможность заключать договоры, то подразумевается, что организация может их заключать в рамках устава во имя достижения своих целей (при отсутствии возражений со стороны государств- членов). Возможно определенное расширение объема правосубъектности международной организации путем принятия решений ее органами (при отсутствии возражений со стороны государств-членов). В качестве параорганизаций рассматриваются, в частности, межправительственные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Параорганизации могут обладать частью или всеми признаками международной организации, но отдельные из этих признаков недостаточно выражены, отсутствует презумпция воли сторон создать международную организацию. Ряд международных организаций / международных экономических организаций играет роль организационной основы для достижения целей экономической интеграции государств-членов. 7. Организационно-правовые формы интеграционных объединений. Интеграция – это одно из проявлений международного разделения труда, усиления взаимозависимости национальных экономик на макро- и микроуровнях, интернационализации хозяйственной жизни, когда производительные силы вы- ходят за пределы национальных границ. Этот процесс охватывает все элементы материальной и нематериальной сферы – товары, услуги, капиталы, рабочую силу. Экономическая интеграция – это процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать различные факторы производства. Внешние проявления интеграции: • образование единых товарных рынков; • создание общего рынка товаров, услуг, рабочей силы; • концентрация и переплетение капиталов; • проведение согласованной внешнеэкономической политики. Государственно-правовые формы интеграционных объединений На практике принято (с определенной долей условности) различать следующие государственно-правовые формы интеграционных объединений: 1. зона свободной торговли (отмена таможенных пошлин в торговле между странами-участницами при сохранении каждой из них национальных таможенных тарифов в торговле с третьими странами); 2. таможенный союз (введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам); 3. общий рынок (отмена таможенных пошлин и нетаможенных барьеров при перемещении товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов); 4. экономический союз (свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов, единая внешнеэкономическая политика, усиление и расширение сферы "наднационального" метода регулирования); 5. единое экономическое пространство с соответствующей политической Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |