|
Вопросы к гос. экзаменам ВАВТдеятельности закрепляются в виде международных конвенций и других правовых актов (кодексы, стандарты и т.п.). Организация международной гражданской авиации (ИКАО) создана в 1947г. на основе Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. В функции ИКАО входит разработка унифицированных правил международных полетов и эксплуатации воздушных судов, аэродромов и аэронавигационных средств, разграничение воздушного пространства за пределами государственных территорий, оказание технической помощи государствам-членам и т.п. Хотя ИКАО в основном занимается технико-эксплуатационными вопросами, значение этой деятельности для развития международного экономического сотрудничества, несомненно. Европейская конференция по пассажирским тарифам, действующая с 1975г. в области железнодорожного транспорта и направленная на проведение единой тарифной политики с целью содействия развитию международных пассажирских перевозок, а также Международную ассоциацию железнодорожных конгрессов, основанную еще в 1884г., в функции которой входит подготовка и проведение международных железнодорожных конгрессов для обсуждения научно-технических, экономических и административных проблем. Международный союз автомобильного транспорта образован в 1948г. для содействия развитию международного автомобильного транспорта в интересах перевозчиков и экономики автотранспорта в целом. Всемирный почтовый союз, возникший в 1874г., а с 1947г. ставший специализированным учреждением ООН. Он содействует международному сотрудничеству в культурном, социальном и экономическом планах. На основе Устава Союза создана единая почтовая территория для обмена письменной корреспонденцией, гарантируется свобода транзита на всей этой территории. Всемирная организация интеллектуальной собственности – создана в соответствии со Стокгольмской конвенцией в 1967г. в качестве специализированного учреждения ООН. Ее цель – охранять эту собственность во всем мире посредством сотрудничества государств, поощрения заключения новых международных договоров, гармонизации национального законодательства и т.п. Межправительственная комиссия ООН по ТНК и Центр по ТНК, в задачи, которых входит разработка особого кодекса поведения ТНК как попытка формализованного подчинения деятельности ТНК определенным правилам. Все возрастающее разнообразие областей экономического сотрудничества предопределило появление многочисленных отраслевых международных учреждений, как в системе ООН, так и вне нее. Такие международные отраслевые организации, действующие на глобальном уровне, становятся центрами, под эгидой которых формируются соответствующие подотрасли МЭП в сфере международной торговли, в промышленно-кооперационных связях, валютно-финансовом сотрудничестве, в области транспорта, связи, охраны интеллектуальной собственности и т.д. Международное торговое право, как подотрасль МЭП. Межгосударственное промышленное сотрудничество примыкает к торговому сотрудничеству и в последнее десятилетие приобретает все возрастающее значение. Под промышленным сотрудничеством понимаются прямые кооперационные связи в области производства, совместная промышленная деятельность, а также иностранные инвестиции в промышленной сфере, техническая помощь и т.п. Исключительное значение для развития международных экономических связей имеет сотрудничество в валютно-финансовой области в целях обеспечения необходимых условий для взаимных валютных расчетов, платежей, кредитования и т.п., что дает основания для выделения в науке особого международного валютно-финансового права. Международное экономическое сотрудничество в области транспорта и связи развито весьма широко. Как в рамках ООН, так и вне этой организации ввиду специфики отдельных видов транспорта и связи международное экономическое сотрудничество и правовое урегулирование в этих областях и на глобальном, и на региональном уровнях осуществляется по отдельным подотраслям: водный (морской и речной) транспорт, железнодорожный, воздушный, автомобильный, а также почтовая, электрическая и спутниковая связь. Международное право интеллектуальной собственности. Специфической областью международного экономического сотрудничества является регулирование международного обмена интеллектуальной собственностью. 2. Соотношение международного экономического права и внутригосударственного права/ /международного частного права. Международное частное право – это совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения с иностранным элементом. На развитие международного частного права (МЧП) оказывают влияние основные факторы современной действительности: интернационализация хозяйственной жизни, усиление миграции, научно-технический прогресс, права и свободы человека, конвергенция национальных экономик. К сфере регулирования МЧП относятся 2 группы отношений: - отношения между юридическими лицами различных стран в процессе хозяйственных, научно-технических и культурных связей; - отношения с участием иностранных физических лиц в том, что касается их имущественных, личных и процессуальных прав, в том числе в области гражданского, трудового и семейного законодательства. МЧП тесно связано с международным правом (МП)/ международным экономическим правом (МЭП). Обе эти правовые системы регулируют международные экономические отношения, базируются на общих принципах международного права. Однако важно выделить отличия между этими системами. Различия между МЭП и МЧП 1. по содержанию регулируемых отношений (в МЭП – межгосударственные; в МЧП – немежгосударственные отношения); 2. по субъектам отношений (в МЭП – государства, международные организации; в МЧП – физические и юридические лица, в отдельных случаях государства и международные организации); 3. по источникам права (в МЭП – международный договор и обычай; в МЧП – внутригосударственное законодательство, судебная и арбитражная практика). Составляющие системы международного частного права: Система МЧП состоит из следующих норм: - коллизионных (отсылочных) норм, применяемых каждым государством; - материально-правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения с иностранным элементом (ВЭД, инвестиции, режим совместных предприятий, статус граждан за рубежом, статус иностранных граждан в стране и т.п.); - материально-правовых норм, унифицированных путем заключения международных соглашений (Общие условия поставок товаров между организациями стран- членов СЭВ - ОУП СЭВ 1968/1988; Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года и др.). Соотношение международного частного права и международного права В правовой науке высказывалось несколько точек зрения на соотношение МЧП и МП/МЭП: 1. Нормы МЧП входят в состав МП в широком смысле слова, поскольку едины источники МЧП и МП – международные договоры. В этом случае МЧП выступает как МП, регулирующее вопросы гражданского права (С.Б. Крылов, Ф.И. Кожевников, И.П. Блищенко). 2. МЧП – это часть гражданского (внутригосударственного) права, поскольку его предметом регулирования являются отношения гражданско-правового характера (А.Б. Альтшулер, В.П. 3веков, С.Н. Лебедев, В.С. Поздняков, М.Г. Розенберг, О.Н. Садиков). 3. Нормы МЧП состоят одновременно из определенных частей национально- правовых систем и определенной части МП. В результате образуется полисистемный комплекс, части которого не исключаются из национально- правовых систем и МП. Особенность МЧП в том, что оно регулирует отношения, обладающие двойственным характером и не имеющие собственной системы права (А.Н. Макаров, А.А. Мюллерсон). Доктрина МЧП в настоящее время исходит из того, что МЧП является особой отраслью права и относится к сфере внутригосударственного права (М.М. Богуславский). В обоснование этого приводится следующая аргументация. Если международный договор обязывает государства вводить нормы, содержащие правила по вопросам МЧП, то государство и обязано это сделать. Но для физических и юридических лиц – субъектов МЧП указанные правила становятся обязательными, если предписаны государством. Только путем трансформации во внутригосударственное право правила, содержащиеся в международном договоре, становятся нормами МЧП, применяемыми данным государством. Трансформация осуществляется путем принятия внутреннего закона или иного нормативного акта (например, закон о векселях 1937 года, введенный в СССР после присоединения к Женевской вексельной конвенции 1930 года). Кроме того, основной источник МЧП – внутреннее законодательство, что признается и зарубежными доктринами, а основной предмет регулирования – гражданско- правовые отношения. Науке МП известны 2 основные концепции соотношения МП и внутригосударственного права (ВП): 1. дуалистическая, которая исходит из того, что МП и ВП – это 2 отличные друг от друга системы; 2. монистическая, которая рассматривает МП и ВП частями единой системы права. Признанной считается первая концепция. МП и ВП – это различные самостоятельные правовые системы, различающиеся: - по способу создания норм (в МП – согласование воль государств; во ВП - устанавливаются государственной законодательной и исполнительной властью); - по методу правового регулирования (в МП – координационный; во ВП – субординационный); - по источникам права (в МП – международный договор и обычай; во ВП – акты законодательной и исполнительной власти); - по предмету регулирования (в МП – межгосударственные отношения; во ВП – внутренние отношения); - по способам реализации норм. Важным считается вопрос о разграничении пространственных сфер МП/МЭП и ВП. Под пространственной сферой действия МП/МЭП понимается область применения международно-правовых средств воздействия на объект регулирования. Эта сфера имеет три основных аспекта – субъектный, объектный и территориально- пространственный. Соответственно выделяются субъектная, объектная и пространственная сферы действия МП/МЭП. Субъектная сфера включает государства и международные организации. Объектная сфера – это круг регулируемых отношений. Широко обсуждается вопрос о возможности распространения объектной сферы действия МП на внутригосударственные отношения, поскольку международные договоры все чаще затрагивают внутренние вопросы. Однако это обстоятельство не превращает внутренние дела в сферу действия МП/МЭП, так как международные договоры регулируют не сами внутренние дела, а сферу МО/МЭО, касающуюся этих внутренних дел. Так, содержание режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) определяется национальным правом, а правила предоставления этого режима определяются международным экономическим правом. При этом содержание РНБ должно соответствовать МЭП. Не только МЭП расширяет свою сферу за счет ВП. В некоторых – ограниченных случаях МП допускает применение национального права за пределами территории государства. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, прибрежному государству предоставлено право специализированной юрисдикции в зоне, прилегающей к его территориальным водам. В этой зоне государство может осуществлять контроль с целью предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных, санитарных правил на его территории. Таким образом, в соответствии с МП, государство свободно выбирает и строит свою правовую систему, однако при этом обязано выполнять свои международные обязательства и, следовательно, учитывать их в своем ВП. Правило, содержащееся в МП/МЭП, может регулировать отношения, находящиеся в сфере действия ВП, только войдя в правовую систему страны в установленном порядке. Процесс преобразования нормы МП/МЭП в норму ВП называется трансформацией или имплементацией. Трансформация бывает: - общей (все или отдельные виды международно-правовых норм становятся частью ВП); - индивидуальной (международно-правовые нормы вводятся в каждом случае индивидуальным актом); - прямой (международно-правовые нормы воспроизводятся во ВП – процесс инкорпорации); - опосредованной (содержание международно-правовой нормы воспроизводится с большей или меньшей полнотой). Особый вид трансформации – отсылка, когда во внутреннем правовом акте устанавливается применение к определенным внутренним отношениям тех или иных международно-правовых норм. При всей относительной самостоятельности двух правовых систем – МП и ВП – они в определенном смысле взаимозависимы. Соотношение МП/МЭП учитывает наличие определенного политического устройства, социально-экономического уклада государства, структуру и компетенцию его государственных органов, существование отношений, которые регулируются исключительно ВП. В то же время ВП имплементирует все большее число норм МП/МЭП и, формируя международно-правовую позицию государства, все в большей степени воздействует на развитие МП/МЭП. Отдельно следует остановиться на взаимодействии политики и права, внешнеэкономической политики и МП/МЭП. Внешнеэкономическая политика является носителем воли государства. Естественно, что в процессе создания норм МП/МЭП и согласования воли государства стремятся к наиболее полному отражению принципов своей политики в нормах МП/МЭП. Содержание внешнеэкономической политики определяется национальным интересом государства в широком смысле, в состав которого могут входить: - интересы внутреннего развития государства; - интересы государства как субъекта МО / МЭО; - интересы международного сообщества в целом в их преломлении к внутренней и внешнеэкономической политике данного государства. Отношение государства к МП/МЭП составляет его международно-правовую позицию, являющуюся частью внешней / внешнеэкономической политики. Не только внешнеэкономическая политика влияет на МП/МЭП, но и МП/МЭП, определяя права и обязанности государств, воздействует на формирование и осуществление внешней / внешнеэкономической политики. В части международно- правовых обязательств МП/МЭП выступает как "ограничитель" внешней / внешнеэкономической политики, в части прав – как средство и опора внешней / внешнеэкономической политики. С точки зрения внешнеэкономической политики, государства мира, в зависимости от объединявших их интересов, условно подразделялись в МЭО на группы с несовпадавшими интересами – "Запад" – "Восток", "Север" – "Юг". При формировании внешнеэкономической политики и международно-правовой позиции этих государств ими учитывались, в основном, две первых из указанных выше трех составляющих национального интереса. При согласовании воли в процессе создания норм МЭП широко использовались инструменты "экономической силы". В результате, в основе сложившегося экономического правопорядка лежит система баланса сил. В настоящее время государствами все в большей степени осознается третья составляющая внешней / внешнеэкономической политики. Идет перегруппировка государств в системе МО/МЭО. Система баланса сил, как политическая основа правопорядка, меняется на систему баланса интересов. Это означает, что так же, как когда-то в международной жизни на смену "праву войны" пришло "право мира", в настоящее время "право мира" становится "правом экономического сотрудничества". Объединительной идеей для поиска баланса интересов, корректировки внешнеэкономической политики в целях развития МЭП могла бы стать идея единого международного экономического пространства. Внутренняя экономическая политика и внешнеэкономическая политика тесно связаны. Если, например, внутренняя экономическая политика была направлена на установление и укрепление монополии государства на внешнюю торговлю, то внешнеэкономическая политика стремилась закрепить эту форму организации внешнеэкономических связей в МЭП. Если внутренняя экономическая политика преследовала протекционистские цели во внешней торговле, то внешнеэкономическая политика была направлена на применение и легализацию инструментов тарифного и нетарифного ограничения импорта. И, наоборот, если внешнеэкономическая политика направлена на приток иностранных инвестиций, то внутренняя экономическая политика ставит задачу облегчить функционирование иностранного капитала в стране, например путем налоговых льгот. В настоящее время в МЭП становится актуальной проблема экстратерриториального (т.е. выходящего за пределы государственной территории) действия национального права. В принципе, это явление достаточно распространено в сфере МЧП. Так, некоторые права иностранных юридических и физических лиц, созданные в рамках одной национальной системы, зачастую признаются в сфере действия другой. Это же явление наблюдается в судебной практике, в случае правовой помощи в признании и исполнении судебных решений по гражданским, семейным и уголовным делам. Однако иногда внешнеэкономическая политика государства с помощью внутригосударственного права стремится передать экстратерриториальный характер национальным законам вопреки воле и интересам других государств или в каких-то своих внешнеэкономических целях. Примером может служить закон Хелмса- Бэртона (США), установивший своеобразные санкции для иностранных фирм, поддерживающих экономические связи с Кубой, а также закон Д'Амато -Кеннеди 1996 года, предусматривающий санкции против фирм, которые будут осуществлять инвестиции в нефтяные и газовые месторождения в Иране и Ливии. Возможно, что такими прецедентами США пытаются утвердить в МЭО соответствующий обычай. 2. Соотношение МЭП и внутригосударственного права / международного частного права. Соотношение МЭП и внутригосударственного права. Эти две самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга. На нормообразование в МЭП оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешнеэкономической политике государств. МЭП в свою очередь влияет на национальное законодательство. Сама по себе норма МЭП создает права и обязанности лишь для его субъектов, т.е. прежде всего для государств. Официальные органы государства, его юридические и физические лица непосредственно нормам МЭП не подчиняются. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне, осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальные законы и правила. Субъекты МЭП в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства. Процесс, способы и формы создания норм международного права отличаются от создания норм внутреннего права. В международных отношениях нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов системы МЭП. Международно-правовые нормы создаются самими субъектами МЭП. Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов МЭП. Только субъекты МЭП придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности. Поскольку в международных отношениях нет каких-либо надгосударственных органов принуждения, соблюдение и исполнение международно-правовых норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе Соглашение субъектов МЭП относительно международно-правовых норм может быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае они носят наименование договорных норм, а во втором – норм обычного права (обычаев). В процессе участия в международном общении, постоянно вступая в отношение, друг с другом, субъекты МЭП не только действуют в соответствии с существующими нормами МЭП, но и вносят необходимые уточнения, дополнения и изменения в их содержание, а также создают новые нормы. Таким образом, создание международно-правовых норм – это непрерывный процесс. Соотношение МЭП и международного частного права. Международные отношения не ограничиваются межгосударственными, межвластными. Происходят постоянные контакты между физическими и юридическими лицами различных государств, на уровне международных неправительственных организаций; они регулируются либо национальным правом соответствующего государства, либо нормами международного частного права. Вместе с тем наблюдается тесная взаимосвязь МЭП и международного частного права. И то и другое в широком смысле регулируют международные отношения. Международное частное право как совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер, не должно противоречить обще признанным принципам международного права и принципам МЭП в частности. Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во многих случаях заключаются в развитие межгосударственных договоров. 3. Принцип наиболее благоприятствующей нации в МЭП. К международным экономическим отношениям применимы соответствующие Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |