бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Вопросы к гос. экзаменам ВАВТ

Вопросы к гос. экзаменам ВАВТ

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО

1. Соотношение международного права и международного экономического права.

Система МЭП: нормы, принципы, институты, подотрасли.

Необходимость в нормативном урегулировании возникла одновременно со

становлением государственности, однако международное право в качестве

средства регулирования межгосударственных отношений и регулятора

материальных интересов вошло в практику лишь в конце средних веков. Общей

предпосылкой становления МП явилось общественное (международное) разделение

труда. По мере развития международного разделения труда усложнялся комплекс

международных отношений и соответственно развивалось МП – от этапа

локальных обычаев к региональным нормам, праву "цивилизованных" народов, до

универсальной системы. Таким образом, сущность и роль МП можно понять

только в рамках взаимодействия трех систем: система международного

разделения труда (МРТ); система международных отношений (МО); система МП.

Разумеется, воздействие каждого из этих факторов на другие является

комплексным. Все они в совокупности представляют собой, в свою очередь,

более широкую единую, динамичную систему с обратными связями и

взаимодействиями. Международное право в этой системе выступает как

отражение объективно складывающихся процессов развития общественных

отношений и правосознания, как обобщение интересов и волеизъявлений

субъектов МП. В этом и состоит сущность МП, проявляющаяся в его функциях. В

современных условиях МП выполняет следующие функции:

• координирующую (проявляется в установлении баланса интересов,

волеизъявлений государств);

•регулирующе-стабилизирующую (проявляется в установлении твердых правил,

определяющих совместное существование и общение);

•регулирующе-обеспечительную (проявляется в нормах, побуждающих следовать

определенным правилам); •охранительную (проявляется в защите законных прав

и интересов государств, противодействии отношениям, противоречащим целям и

принципам МП).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: МП - это система норм, регулирующих международные

(межгосударственные) отношения. Как известно, норма внутригосударственного

права состоит из трех элементов:

• гипотезы, т.е. условия реализации нормы;

• диспозиции, т.е. самого правила поведения;

• санкции, т.е. указания на последствия нарушения правила.

В МП большинство норм содержит лишь диспозицию. Теория МП исходит из того,

что санкции в МП определены не нормами, а правовой системой в целом.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Норма МП - это правило поведения (предписание, из которого

вытекают права и обязанности), созданное соглашением субъектов МП и

признаваемое ими в качестве юридически обязательного. Нормы МП образуются

путем соглашения сторон, т.е. путем согласования воль государств. При этом

государства действуют, исходя из осознанных ими национальных интересов.

Процесс создания, формирования нормы МП имеет две стороны:

1. согласование воль государств относительно СОДЕРЖАНИЯ нормы, т.е. самого

правила поведения;

2. согласование воль государств относительно ПРИЗНАНИЯ правила поведения в

качестве юридически обязательного

Ряд норм называют ПРИНЦИПАМИ:

• в силу исторически сложившейся терминологии;

• в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании;

• поскольку юридически они обладают более обобщенным характером;

• поскольку они являются выразителями системных требований по отношению к

другим нормам.

СХЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ДОГОВОРНОЙ НОРМЫ МП

[pic]

Так, международно-правовыми ПРИНЦИПАМИ, имеющими важное значение для МЭО,

являются, в частности: принцип наиболее благоприятствуемой нации; принцип

недискриминации; принцип взаимной выгоды; принцип свободы (развития)

торговли и др. Устойчивая, сравнительно небольшая группа правовых норм,

регулирующих однородные МО, связанные общим объектом таких отношений,

образует ИНСТИТУТ М П (институт правопреемства, институт признания, инсти

тут приграничной торговли, институт морской экономической зоны, институт

преференций, др.). Если предметом правового регулирования являются крупные,

самостоятельные комплексы однородных МО, то можно говорить об ОТРАСЛИ М П

(право международных договоров, международное морское право, др.).

Самостоятельную отрасль МП составляет также МЭП.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: МЭП – совокупность норм и принципов, регулирующих отношения

между субъектами МП в связи с их деятельностью в области МЭО. Предметом

регулирования МЭП являются МЭО – многосторонние и двусторонние. Помимо

предмета регулирования, существуют другие критерии отнесения МЭП к

самостоятельной отрасли МП, а именно:

• наличие специальных принципов;

• заинтересованность международного сообщества в регулировании данного

комплекса отношений;

• большое международное значение МЭО и обширный объем соответствующих

международно-правовых норм.

В современной российской и западной науке МП были выдвинуты две основные

концепции МЭП:

1. МЭП - это отрасль международного ПУБЛИЧНОГО права, предметом

регулирования которой являются экономические отношения субъектов МП.

2. МЭП - это совокупность норм МП и внутригосударственного права,

предметом регулирования которой являются международные экономические

(хозяйственные, коммерческие) отношения между любыми субъектами права,

участвующими в этих отношениях. К особенностям МЭП можно отнести следующее:

• МЭП – это совокупность норм, еще только формирующаяся как СИСТЕМА;

• в МЭП присутствует относительно большое количество рекомендательных норм

(источником которых являются решения международных организаций и

конференций) и международных обычных норм (источником которых является

обычай).

(Ответ группы Вадима)

1. Соотношение международного права и международного экономического права.

Система МЭП: нормы, принципы, институты, подотрасли.

Международное право выполняет в международных отношениях

координирующую функцию. С помощью его норм государства устанавливают обще

приемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений. Т.е.

международное право является надстроечной категорией. Однако вряд ли можно

считать его надстройкой лишь над экономическим базисом (экономической

системой государств или даже международными экономическими отношениями).

Это надстройка особого рода, вырастающая над международными отношениями в

их полном объеме – экономическими, политическими, военными и др.

Международное экономическое право (МЭП) можно определить как

отрасль международного права, которая представляет собой совокупность

принципов и норм, регулирующих только экономические отношения между

государствами и другими субъектами международного права.

Предмет МЭП – международные экономические и двусторонние отношения

между государствами, а также другими субъектами международного права. К

экономическим можно отнести торговые, коммерческие отношения в сферах

производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта,

связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и т.д.

В современной правовой литературе западных стран были выдвинуты

две основные концепции МЭП. Первая – МЭП это отрасль международного права и

предметом ее является экономические отношения субъектов международного

права. Вторая и господствующая в настоящее время в западной литературе

можно считать концепцию, по которой источником норм МЭП является как

международное право, так и внутригосударственное, а МЭП распространяет свое

действие на все субъекты права, участвующие в коммерческих отношениях,

выходящие за пределы одного государства.

Источники норм в МЭП те же, что и в международном праве

(международный договор и международный обычай). Характерным для МЭП,

является обилие рекомендательных норм, имеющих своим источником решения

международных организаций и конференций. Особенностью таких норм является

то, что они не императивны. Они не только “рекомендуют”, но и сообщают

правомерность таким действиям, которые были бы неправомерны при отсутствии

рекомендательной нормы.

В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону

многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки

норм МЭП особо важное значение имеет заключение международных договоров.

Именно многосторонние договоры составляют сердцевину МЭП. Примерами

универсальных международных экономических договоров являются Генеральное

соглашение по тарифам и торговле 1947 года или многосторонние соглашения по

сырьевым товарам.

Однако в своей подавляющей части сотрудничество в экономической

сфере осуществляется на основе двусторонних договоров. Среди международных

договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения, следует

выделить договоры общего, рамочного политического характера, в частности

договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Наряду с основными

политическими обязательствами сторон в них закрепляются обязательства по

расширению экономического сотрудничества, по содействию заключению

коммерческих сделок и т.п.

Но наиболее существенное значение для формирования норм МЭП имеют

некоторые специальные виды международных договоров. К ним относятся

торговые договоры, договоры о мореплавании и т.д. Главное в них –

закрепление определенного вида торгово-экономического режима во взаимных

отношениях государств и их физических и юридических лиц. Это – режим

наибольшего благоприятствования, национальный режим, преференциальный,

недискриминации, взаимной выгоды.

Долгосрочные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве

определяют конкретные области и формы сотрудничества: строительство и

реконструкция промышленных объектов; производство и поставки оборудования и

иных товаров и т.д.

На базе и в развитие таких соглашений принимаются долгосрочные

программы экономического, промышленного и научно-технического

сотрудничества. В программах содержатся перечни конкретных областей и

объектов сотрудничества. Они носят рекомендательный характер.

Практикуется заключение соглашений более узкого содержания – о

производственном сотрудничестве, включая специализацию и кооперирование

производства, и кооперационные поставки.

Особую категорию составляют соглашения об оказании технического

содействия в строительстве промышленных объектов, включающие условия о

взаимных поставках товаров, о содействии в проектировании, монтаже и т.д.

(оплата может быть поставками будущей продукции).

С торговлей и другими видами экономического сотрудничества тесно

связано их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе соглашений

о международных валютных расчетах и кредитах.

Когда у государства возникает необходимость прибегнуть к

количественным экспортным и импортным ограничениям, используются так

называемые соглашения о товарообороте, иначе говоря, – о взаимных поставках

товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об определенных квотах

на поставку товаров.

Конечно, перечисленные выше виды двусторонних соглашений не

исчерпывают всех их возможных разновидностей.

Решения (рекомендации, постановления) международных организаций.

Большое количество рекомендаций по вопросам экономического сотрудничества

принимается органами ООН, а также организациями, входящими в систему ООН

(ЮНКТАД, ЮНИДО и др.). Решения этих организаций не носят юридически

обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.

Например, Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие

акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о

Новом международном экономическом порядке и Программа действий по

установлению Нового международного экономического порядка (1974г.). В этих

документах провозглашаются не дискриминационные, взаимовыгодные основы

экономического сотрудничества.

Решения межгосударственных экономических конференций. Эти решения,

особенно основные, оформленные в виде заключительных актов конференций,

рассматриваются в теории как особая разновидность многосторонних договоров

и соответственно могут обладать и рекомендательной, и обязательной

юридической силой. Особо важными для МЭП являются решения, содержащиеся в

Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964

года. Принципы, определяющие и способствующие развитию международных

торговых отношений и торговой политики.

Международный обычай. Исторически обычай в качестве источника

права играл важную роль, как в международном праве, так и в МЭП. С другой

стороны, нельзя не согласиться с точкой зрения об ограниченной роли обычая

в области регулирования международных экономических отношений, т.к.

поддержание стандартов, которых государства придерживаются в своих

взаимоотношениях это не та проблема, к которой можно просто подойти через

обычное право.

Принципы МЭП. К международным экономическим отношениям применяются

и соответствующие общепризнанные принципы международного права (такие

принципы как суверенного равенства государств, неприменения силы и угрозы

силы, нерушимости государственных границ, территориальной целостности

государств, мирного разрешения международных споров, невмешательства во

внутренние дела, всеобщего уважения прав человека, самоопределения народов

и наций, сотрудничества, добросовестного выполнения международных

обязательств).

Наряду с основными принципами международного права в международных

экономических отношениях применяются и специальные принципы, оговаривающие

использование определенных торгово-политических режимов. Необходимо

отметить, что специальные принципы МЭП носят конвенционный характер, их

действенность зависит от включения их в каждом случае в соответствующие

международные договоры.

Принцип недискриминации. В правовом понимании этот принцип

означает право государства на предоставление ему (а также его гражданам и

иным субъектам его национального права) со стороны государства-партнера

общих условий, которые не хуже предоставляемых этим государством всем

прочим государствам. Другими словами это обязательство не ухудшать для

другой страны своих нормально действующих, общих для всех стран условий.

Данное право не затрагивает предоставление правомерно применяемых особых

льготных, более благоприятных условий.

Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего

благоприятствования). Этот принцип означает юридическое обязательство

государства предоставлять государству-партнеру льготные (наиболее

благоприятные) условия, которые действуют или могут быть введены для любой

третьей страны. Область применения режима наибольшего благоприятствования

определяется обычно в конкретной оговорке о наибольшем благоприятствовании

в том или ином международном договоре. Эта оговорка может распространяться

в общей форме на всю область торговли и судоходства или на отдельные виды

отношений: таможенные пошлины (их льготные ставки), транзит, транспортный

режим и т.д.

Национальный режим. Он предусматривается в некоторых торговых

соглашениях и означает, что на основе взаимности физические и юридические

лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к

национальным физическим и юридическим лицам по отдельным видам правовых

отношений. Обычно это касается гражданской правоспособности иностранных

лиц, включая судопроизводство.

Принцип взаимной выгоды. Предполагает, что отношения между

государствами, не являющиеся взаимно выгодными, а тем более кабальные,

прямо или косвенно принудительные, не должны иметь места, но должно быть

справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема.

Преференциальный режим. Обычно это – торговые льготы, прежде всего

в отношении таможенных пошлин, действующие между тем или иным государством

или среди группы государств. Актуальным примером является система

преференций, которая в силу рекомендаций Конференции ООН по торговле и

развитию применяется развитыми странами в отношении развивающихся, а также

между самими развивающимися странами. Причем предоставляемые преференции не

считаются нарушением принципа наибольшего благоприятствования. Этот режим

также используется и в рамках таможенных союзов, зон свободной торговли и

др.

Под международно-правовым институтом понимается группа правовых

норм, которая регулирует международные отношения, тесно связанные между

собой общим объектом таких отношений.

Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного

права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных

отношений, например МЭП. Выделение отраслей международного права

обусловлено, прежде всего, заинтересованностью международного сообщества

государств в более эффективном правовом регулировании соответствующего

комплекса международных отношений, а также появлением больших групп

однородных правовых норм, которые объективно связаны между собой общностью

объекта регулирования.

В системе МЭП к правовым институтам можно отнести:

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) – одно из главных органов ООН,

занимающийся урегулированием проблем МЭО на глобальном уровне и обладающей

универсальной руководящей компетенцией. ЭКОСОС обладает многообразными

функциями координации экономической и социальной деятельности

специализированных учреждений ООН и ее многочисленных органов по проблемам

экономического развития, мировой торговли, индустриализации, освоения

природных ресурсов и т.д.

ГАТТ создана в1947г. в целях урегулирования торговых взаимоотношений

государств (в основе ее деятельности лежат принципы наибольшего

благоприятствования и не дискриминации). В 1995г. вместо ГАТТ, как

учреждения в его современном виде была создана ВТО выполняющая те же

функции, что и ГАТТ. В ВТО помимо ГАТТ также вошли Генеральное соглашение

по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о защите интеллектуальной

собственности.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), создана в 1964г.,

представляет собой автономный орган ООН. Основная цель ее – содействие

международной торговли, особенно для ускорения экономического роста

развивающихся стран, в области торговли сырьевыми, промышленными товарами и

“невидимыми статьями” торговли (в том числе транспорт, передача технологии,

туризм и т.п.), а также в области финансирования, связанного с торговлей.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) – вспомогательный

орган Генеральной Ассамблеи ООН, создана в 1966г. в целях содействия

прогрессивной гармонизации и унификации права международной торговли путем

подготовки конвенций и других документов, относящихся к праву международной

торговли (Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи

товаров 1980г., разработана в ЮНСИТРАЛ).

Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА) – занимается

унификацией правовых условий внешнеторговых сделок.

Международная торговая палата и Международное бюро публикации таможенных

тарифов (относятся к числу неправительственных организаций) – вносят

большой вклад в дело кодификации и унификации торговых обычаев и правил

(Международные правила толкования торговых терминов – “Инкотермс”

включаемых во внешнеторговые контракты для обозначения условий поставки

товара, подготовлены в рамках Международной торговой палаты).

Регулирование международной торговли отдельными сырьевыми товарами

осуществляется путем заключения многосторонних соглашений, на базе которых

создан ряд международных организаций с участием либо государств импортеров

и экспортеров (по олову, пшенице, какао, сахару, кофе, свинцу и цинку и

т.д.), либо только экспортеров (по нефти и другим товарам). Наиболее

значительной среди государств-экспортеров (в основном развивающихся)

является Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), задача которой

защитить интересы нефтедобывающих стран, посредством согласования

допустимых минимальных цен на нефть и ограничения в этих целях нефтедобычи,

установленными для каждого государства квотами.

Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) – создана в 1966г. в

целях содействия процессу индустриализации и оказания технической помощи

развивающимся странам, а также координации всей деятельности ООН в области

промышленного развития.

В 1945г. были созданы в качестве специализированных учреждений ООН

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный

фонд (МВФ), в рамках которых сосредоточено практически все сотрудничество в

валютно-финансовой сфере на глобальном уровне.

МБРР – содействует реконструкции и развитию экономики государств-

членов банка, поощряет частные иностранные капиталовложения, предоставляет

займы для развития производства, а также способствует росту международной

торговли и поддержанию равновесия платежных балансов. Членами МБРР могут

быть лишь государства –члены МВФ.

МВФ – участвуют 179 стран, содействует международному

сотрудничеству по вопросам, касающимся валюты и международной торговли, а

также созданию многосторонней системы расчетов по текущим сделкам между

государствами-членами и устранению ограничений в обмене валюты,

препятствующих мировой торговле.

Международная морская организация (ИМО) – специализированное учреждение

ООН, занимающееся вопросами морского судоходства и безопасности на море,

упрощение формальностей и процедур морских перевозок и т.п. Результаты этой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.