бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан

утрате доверия к государственным структурам рынка труда.

Для того, чтобы решить эти проблемы, необходимо сформировать социально-

экономическую модель занятости в условиях переходной экономики. Эта модель

основывается на двух основных требованиях к политике занятости, которые

закреплены в Законе РК "О занятости населения" от 30 декабря 1998 года.

Назовем их: во-первых, государственное регулирование не должно

препятствовать реализации требований экономической эффективности; во-

вторых, должны создаваться условия для приближения оплаты труда к

необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы.

Новая модель занятости может быть реализована лишь при финансовой

стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для

инвестиционной активности и решения социальных проблем. С целью создания

таких предпосылок необходимо продолжать рыночные преобразования экономики,

уменьшать нанесенный ими социальный ущерб.

Несомненно, что необходимо эффективное взаимодействие работников,

работодателей и государственных органов для уяснения существа проблемы

занятости и согласования путей их решения. В основе этого лежит Генеральное

соглашение между Правительством Республики Казахстан, объединением

профсоюзов и объединением производителей (трипартизм). Мероприятия по

реализации Генерального соглашения позволят придать трипартизму системный

характер (на этот год соглашение было заключено 8 октября 1998 года). На

основе этого взаимодействия с учетом опыта развитых и развивающихся стран

построена модель социально-экономическая занятости в условиях переходной

экономики Республики Казахстан.

Для того, чтобы внедрить данную модель, необходимо устранить стоящие

перед нами в сфере занятости проблемы. Главными барьерами являются:

однобокая развитие сферы услуг (развита в основном торговля, а не

производственные услуги); крупный неформальный сектор; малая мотивация

труда и недостаточная социальная защита работников.Для их преодоления

предлагаются следующие мероприятия:

Сфера услуг- необходимо: повысить платежеспособный спрос населения;

поддержать предпринимателей малого и среднего бизнеса в сфере

производственных услуг; возродить старые традиции и навыки; повысить

квалификацию работников.

Неформальный сектор- следует предпринять: легализацию теневого бизнеса

в сфере производства; стимулирование малого и среднего препринимательства

путем льготного налогообложения, а также амнистию "теневиков". Сама сфера

удовлетворения таких потребностей - при условии ее приведения в

соответствие с законами, а самих законов - в соответствие с интересами

лучшего удовлетворения потребностей населения - должна расширяться.

Мотивация труда работников- для этого необходимо: гарантировать

выплату заработной платы; цена труда должна быть эквивалентна самому

повышенному труду; стимулировать рост качества труда; совершенствовать

тарифную систему (в основном в виде рекомендательного характера); увязать

заработную плату с рентабельностью предприятия.

Социальная защита работников предприятий- необходимо: законодательно

охранять интересы трудящихся; обеспечить их нормальными условиями труда;

дать работникам возможность квалификации и переквалификации; создать новые

рабочие места; повысить минимальную заработную плату; обеспечить приемлемые

социальные выплаты.

Таким образом сущность социально-экономической модели занятости в

условиях переходной экономики заключается в повышении уровня занятости

через улучшение экономической ситуации в стране. Это достигается путем

развития малого и среднего предпринимательства, накоплением и привлечением

из-за границы средств для капитальных вложений, приемлемыми для

производителя кредитованием, расширением платежеспособного спроса,

стабилизацией денежного хозяйства и финансовой системы, созданием

макроэкономических пропорций, способствующих расширенному воспроизводству

товаров, капитала, рабочей силы, возрождением агропромышленного комплекса,

активизацией деятельности государственных органов на рынке труда,

обеспечением условий для материальной заинтересованности работников и др.

методами.

Глава III. Перспективы развития социально-экономической

модели занятости в Республике Казахстан

На основе зарубежного опыта, а также на основе проблем занятости в

настоящее время составим прогноз развития социально-экономической модели

занятости в Казахстане, ее эффективности. Для этого вначале нужно будет

более подробно изучить перспективы и пути реализации данной модели в жизнь.

Базируясь на результатах данного исследования можно будет уже говорить об

эффективности моделирования социально-экономических процессов в условиях

переходной экономики.

1. Реализация социально-экономической модели занятости

в Республике Казахстан

Для того, чтобы претворить в жизнь социально-экономическую модель

занятости, нам необходимы будут инструменты его формирования. Этими

инструментами в руках государства будут экономические реформы в стране, а

также социальная политика, направленные на становление малого и среднего

предпринимательства, которые во многих развитых странах обеспечивают

большой процент занятости, а также на активизацию деятельности центров

занятости, которые обеспечивают поиск работы. Кроме того, в качестве

инструментов формирования социально-экономической модели занятости мы также

рассмотрим активизацию деятельности в сфере предпринимательства и со

стороны граждан, их личный интерес и мотивацию.

Развитие малого и среднего предпринимательства

Малые и средние предприятия, говорят голландцы, - это "грядки для

развития местного предпринимательства, это инструмент создания конкурентной

атмосферы, это противовес сильным, хорошо укрепленным интересам

монополистов". Мы также можем сказать, что появление малых и средних

предприятий обусловлено также еще одной потребностью - создать возможность

для новых рабочих мест.

Восемь лет назад в бывшем Союзе 95% рабочих мест в Казахстане

обеспечивало государство. Само собой разумеется, что с переходом на

рыночные отношения, вызвавшие структурные изменения, его роль как главного

работодателя стала ограничиваться. Рабочие места создаются сейчас в частном

секторе, и это делает его основным в управлении социально-экономическими

изменениями сегодня и в перспективе.

Предпринимательство в Казахстане формируется в сложных и не всегда

благоприятных социально-экономических и политических условиях транзитного

периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения

жизненного уровня. Целый ряд трудностей объективного и

субъективногохарактера препятствуют его динамичному развитию.

Как отметил Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своей

долгосрочной стратегии "Казахстан - 2030" одним из долгосрочных приоритетов

является экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с

высоким уровнем иностранных инвестиций. Главной целью здесь ставится

привлечение большого потока зарубежных инвестиций в экономику страны для

становления сильной национальной экономики. В основном финансовые средства

будут вначале направляться в те отрасли экономики, которые производят

экспортную продукцию. Это дает возможность стране вернуть долги, а также

аккумулировать капитал для развития внутри страны высокотехнического

производства. Многие предприятия будут производить высокотехнологические

товары народного потребления и многие другие виды продукции, пользующиеся

высоким спросом на мировом рынке благодаря своей низкой цене и отличному

качеству. Однако в этой долгосрочной стратегии мало уделяется внимание

развитию малого и среднего предпринимательства. Ему придается роль одного

из главных инструментов борьбы с безработицей на 1998-2000 годы.

"Стратегия борьбы с бедностью и безработицей в эти годы будет

основываться на:

- внедрении системы микрокредитов;

- развитии малого и среднего бизнеса;

- приоритетном развитии трудоемких отраслей и активном привлечении в

них иностранных инвестиций и национального капитала;

- жестком подходе к проблемам занятости при договорах и контрактах”

бюджетных документах;

- развитии общественных работ, прежде всего строительства дорог и

лесопосадок;

- снятии всех ненужных административных барьеров на пути развития

частного предпринимательства;

- энергичном развитии сферы услуг и особенно туризма".

Н.А.Назарбаев

В 1998 году на поддержку и развитие малого и среднего

предпринимательства из бюджета была выделена сумма не менее 100 млн.

долларов. Кроме того, была произведена выдача микрокредитов малоимущим

слоям населения в размере 400 долларов на срок 3 года (как минимум 50 тыс.

малоимущим). Эти микрокредиты в основном были потрачены на развитие своего

малого бизнеса.

Сейчас, прежде всего, необходимо четкое определение критериев малых и

средних предприятий” роли и места их в народнохозяйственном комплексе, в

реализации социально-экономических государственных программ. Наиболее

правомерной является оценка малого и среднего бизнеса по численности

работающих: 1-10 человек - мини-предприятия” 10-100 - малые предприятия,

100-500 человек - средние предприятия. Их развитие позволит, с одной

стороны, постепенно наращивать объемы производства, с другой - обеспечить

занятость населения.

По предварительным расчетам, для занятых в малом и среднем бизнесе к

2000 году должна быть доведена до 9-12 процентов от общей численности

трудоспособного населения. Для этого потребуется всесторонняя мобилизация

всех имеющихся ресурсов - финансовых, материальных - для поддержки

предпринимательства и развития конкуренции.

Для финансирования негосударственного сектора кроме бюджетных средств

можно использовать часть зарубежных кредитов и займов, которые бы пошли на

организацию мобильных производственных объектов малого и среднего бизнеса.

Кроме того, пора наладить должную координацию в использовании

экономической помощи со стороны международных организаций, стран-доноров,

направляемой на развитие частного бизнеса. Ведь не секрет, что значительная

часть ее используется не по прямому назначению.

На данный момент государство пытается также создать сеть небанковских

финансовых учреждений для стимулирования инвестиционных процессов в малом и

среднем бизнесе. В настоящее время целесообразно создать специальную

инвестиционную компанию для предоставления льготных кредитов мелким

предпринимателям. Источниками формирования финансовых средств могут быть

средства населения, вложенные в Народный банк, Пенсионные фонды, средства

внебюджетных фондов.

Назрела острая необходимость создать специальный банк для

финансирования малых и средних предприятий по более низкой, чем действующая

в настоящее время, процентной ставке в коммерческих банках. Наряду с этим,

было бы разумно разработать систему льготных условий и стимулов со стороны

Нацбанка для банковских организаций, предоставляющих кредиты под

производственные проекты частного бизнеса.

Некоторые из выше названных проектов частично были реализованы уже в

1998 году.

Германия предоставила в 1998 году Казахстану кредит по льготной

процентной ставке в объеме 27 млн. немецких марок. Одним из условий

выделения кредита являлся его возврат в течение 40 лет. В основном этот

кредит будет направляться в те же районы, где компактно проживают немцы в

Казахстане. Основная цель этих кредитов: поддержка казахстанских немцев и

развитие малого и среднего бизнеса. Это было достигнуто во время последнего

визита Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в ФРГ в 1997 году.

На основе соглашения Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

предоставил в 1998 году Фонду поддержки малого предпринимательства

Казахстана заем в размере 77,5 млн.долларов для микрокредитования и

предоставления малых займов казахстанским предприятиям.

Кроме иностранных кредитов в Казахстане стали широко вовлекать в

развитие малого и среднего предпринимательства собственные средства.

Например, с прошлого года на основе бюджетных средств областные центры

занятости стали выдавать микрокредиты тем гражданам, которые предоставляли

эффективные бизнес-планы по развитию своего дела и образованию новых

рабочих мест.

С июля 1997 года желающим "раскрутить" собственное дело, государство

из Фонда содействия занятости, выдает кредиты под 8 процентов годовых.

Максимальная сумма "подъемных" составила 1240000 тенге, или 16000 долларов.

Чтобы получить миллион "на старт" придется предоставить залог на 1300000

тенге. В течение 1,5 лет вы должны рассчитаться с долгами. И только 15

процентов от этой суммы получите наличкой. Остальные - перечислением. В

качестве залога можно предоставить все, что "движется и не движется" -

дома, квартиры, машины, катера, пароходы. Деньги получит лишь тот, кто

докажет расчетами свои намерения открыть производство. Операции купли-

продажи, приносящие скорую прибыль, не финансируются. После того, как вы

соберете всю необходимую документацию, местные специалисты оценят,

насколько ваша задумка перспективна, и дадут резолюцию. После этого эту

процедуру выполнят экономический отдел районного акимата, городская

комиссия специалистов службы занятости акимата, Министерство труда и

социальной защиты. Последним точность расчетов выверит кредитный отдел

Жилстройбанка. В лучшем случае вы получите деньги через 3 недели после

предоставления необходимых документов. К концу прошедшего года кредиты

получили около 300 новых предпринимателей. Однако более 1000 все еще ждут

решения.

Представляется необходимым стимулировать инвестирование в малый бизнес

со стороны частных лиц, имеющих излишки денежных средств. Правда, для этого

необходимо принять закон о защите частных инвестиций, как это сделано,

например, в России.

Формирование институтов рыночной инфраструктуры - одно из важнейших

условий полнокровного развития предпринимательства. Биржи и коммерческие

банки - это только верхний ярус рыночной экономики. В настоящее время нужно

расширять во всех регионах республики сеть специализированных инновационных

и инвестиционных фондов, консультационных и аудиторских фирм и бюро,

коммуникационно-информационных служб, создавать во всех областях и крупных

городах центры по проведению аукционов и инвестиционных торгов.

Важное значение в организации необходимой рыночной среды приобретает

расширение услуг консалтинговых, маркетинговых, юридических и других

специализированных фирм и компаний.

Также важное значение приобретает развитие научно-технического

прогресса. Н.Д.Кондратьев предвидел и доказал внияние научно-технического

прогресса на цикличность развития экономики. Открытые им большие циклы

экономической конъюнктуры в период современной научно-технической революции

будут испытывать "сжатие", определяемое интенсивностью смены базовых

технологий и поколений техники, которая со времен Н.Д.Кондратьева

увеличилась в 3-5 раз.

Для развития научно-технического прогресса и инновационной

деятельности в сфере малого и среднего бизнеса в Южно-Казахстанской области

одним из первых был открыт бизнес-инкубатор. В функции бизнес-инкубатора

входит поддержка инновационной деятельности в сфере малого бизнеса,

выявление новых идей, поддержка предпринимателей, занимающихся

инновационной деятельностью. Для тех, кто начал заниматься инновационной

деятельностью, бизнес-инкубаторы оказывали услуги по маркетинговым

исследованиям, консалтингу, помощь в разработке бизнес-планов. Наиболее

удачные бизнес-планы финансируются. Только за два последних месяца прошлого

года было профинансировано 7 проектов по развитию малых предприятий,

занимающихся инновациями в сфере производства и оказания услуг.

Однако в связи с нехваткой финансовых средств в бюджете области

Постановлением Акима ЮКО Абдуллаевым К.А. от 25 ноября 1998 года Южно-

Казахстанский Бизнес-инкубатор был ликвидирован, а его полномочия были

переданы Комитету по поддержке и развитию предпринимательства.

За полтора года своей деятельности бизнес-инкубатор проделал огромную

работу, трудоустроив около 350 человек. Все это говорит об эффективности

такой формы поддержки малого и среднего бизнеса.

Проанализируем состояние развития малого и среднего бизнеса в

Казахстане. Если мы рассмотрим динамику занятых в сфере малого бизнеса, то

заметим, что с каждым годом количество работающих в ней возрастает: 33 тыс.

человек в 1993 году, 148 тыс. человек в 1998 году (увеличение на 348

процентов, т.е. почти в 4,5 раза). Что дает нам полагать, что в условиях

переходной экономики проблему занятости можно будет смягчить при помощи

развития и поддержки частного предпринимательства, так как число занятых в

отраслях экономики сокращается в результате экономического кризиса, который

подрывает деятельность крупных предприятий.

В Приложении 7 мы можем заметить, что в 1994 году число занятых и в

отраслях экономики, и в малом бизнесе сократилась: на 6,6 и 21,2 процентов

соответственно (по сравнению с 1993 годом). Это объясняется тем, что в

конце 1993 года в Республике Казахстан была введена национальная валюта -

тенге, а это привело к тому, что в первые месяцы после введения замедлилась

производственная деятельность государственных и частных предприятий. К тому

же проводимая неправильно кредитно-денежная политика привела к быстрому

обесценению тенге, а это - к банкротству многих предприятий, высвобождая

рабочую силу. Однако, начиная с 1995 года число занyтых в малом бизнесе

стало увеличиваться: на 22,2% в 1995 году, на 131,8% в 1996 году, на 31,4%

в 1997 году, на 10,4% в 1998 году. Это связано с проводимой государством

политикой поддержки малого и среднего бизнеса.

В 1996 году было закончено осуществление основной части Национальной

программы приватизации и разгосударствления государственных предприятий.

Кроме того к этому времени заработал новый Закон РК "О налогах и других

платежей в бюджет", который сократил число налогов и обязательных платежей

с 48 до 11 (5 государственных и 6 местных), тем самым рьлегчив налоговое

бремя предприятиям республики. В это время многие предприятия торговли,

общепита и др. Производственных услуг были переданы в частные руки. Они в

свое деятельности основывались на Закрнах РК "О свободе хозяйственной

деятельности и развитию предпринимательства" от 15 января 1991 года и "О

защите и поддержке частного предпринимательства" от 18 августа 1992 года.

Однако в дальнейшем (1997-1998 г.г.) прирост занятых в малом бизнесе

сокрашался. Это объясняется тем, что за два последних гола в малый бизнес

идут те, кто хочет производить реальные вещи, а сфера услуг падает в

результате переизбытка.

Но все таки нужно заметить, что за рубежом число занятых в сфере

частного предпринимательства достигает 70-80 процентов, тем самым, решая

вопросы занятости. Удельный вес малого бизнеса в общей численности занятого

населения по странам представлен в Приложении 8.

Как следует из приведенных данных, в высокоразвитых государствах доля

занятых в малом бизнесе населения очень высока и составляет от 53 до 80%.

Эта доля значительна в государствах, где малый бизнес имел ведущие позиции:

в Грузии, Эстонии и в бывших социолистических государствах Центральной и

Восточной Европы. В России, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и

Таджикистане она низка и находится в пределах от 2 до 10%.

У нас же в республике это число мало вследствие того, что в своем

развитии казахстанский малый бизнес и предпринимательство постоянно

сталкивается с весьма сложными проблемами. В качестве основных проблем

выступают:

-несовершенство правовых основ;

-высокий уровень налогообложения;

-ограниченные возможности для финансирования инвестиций;

-узкий круг источников финансирования;

-неинформированность и неквалифицированность граждан, занимающихся

предпринимательской деятельностью;

-несовершенство банковской и кредитной системы для малого и среднего

бизнеса.

В странах с развивающейся экономикой система малого и среднего бизнеса

и предпринимательства нормально функционирует только тогда, когда оно

получает поддержку со стороны государства в виде дифференцированных

налоговых льгот на период экономической стабилизации. В Казахстане на

данном этапе его развития в целях развития малого бизнеса и

предпринимательства такая мера архинеобходима. Решив эти проблемы,

государствi решит вопросы занятости и безработицы. И число занятых в малом

бизнесе по прогнозу достигнет 164 тыс. Человек (12% от трудоспособного

населения) к 2000 году.

Если проанализируем диаграмму производства продукции предприятиями

малого бизнеса (Приложение 9), то мы заметим, что если в период с 1990 по

1995 годы прирост продукции был мал, то в 1996-1998 годах он резко

подскочил: на 1083% в 1996 году, на 1415,3% в 1997 году, на 1585,3 в 1998

году (по сравнению с 1995 годом). Это объясняется активизацией деятельности

населения, а также поддержкой государства.

При рассмотрении структуры производства продукции предприятиями малого

бизнеса мы можем заметить, что если в период с 1993 по 1995 годы большое

значение имели отрасли промышленности, торговли и общепита, то в 1996-1997

годах резко возросли доли торговли и общепита, а также других

непроизводственных отраслей в сфере экономики. В 1997 году их доля

составила 4137 млн. тенге и 5281 млн. тенге соответственно, а в 1998 году

4397 млн. тенге и 5701 млн. тенге (т.е. прирост составил 6,3% и 8,0%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.