|
Структура и функции центральных банков. Пример развитых странкоммерческих банках используются для размещения налоговых доходов и средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг. В связи с этим данные счета получили название «налоговые и займовые». Между государственными депозитами в коммерческих банках и федеральных резервных банках существует тесная функциональная взаимосвязь. Аккумулированные на правительственных счетах в коммерческих банках налоговые доходы и заимствования затем переводятся на «чековые счета» в банках ФРС. Если же суммы на «чековых счетах» превышают текущие потребности Казначейства, то излишки, как правило, переводятся на «налоговые и займовые» счета в коммерческие банки. 7. Проведение валютной политики. Центральный банк в большинстве стран является проводником государственной валютной политики, хотя, например, в Италии валютную политику разрабатывает и реализует наряду с центральным банком специально созданное ведомство – Итальянское валютное бюро. Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты. В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов: - регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня); - управление официальными валютными резервами; - валютное регулирование и контроль; - международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно- финансовых организациях. Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции в той или иной степени практически все инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением – центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика». На различных этапах экономического развития направления валютной политики определяются экономической и политической ситуацией в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, вытекающими из участия этой страны в международных кредитно-финансовых организациях. 8. Регулирование банковской деятельности и контроль. Банковское регулирование – это система мер, посредством которых государство через центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе. Термины «регулирование банковской деятельности» и «контроль за банковской деятельностью» зачастую употребляются в качестве синонимов, хотя относятся к разным, пусть и взаимодополняющим, видам деятельности. Под регулированием банковской деятельности подразумеваются разработка и издание уполномоченными учреждениями конкретных правил или инструкций, базирующихся на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковского дела. Эти законы и инструкции формируют такие рамки поведения банков, которые способствуют поддержанию надежной и эффективной банковской системы. Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями. 8.1. Организация банковского надзора в США и Великобритании. Основными макроориентированными целями банковского надзора являются: - защита вкладчиков от неэффективного управления банками и мошенничества; - поддержание стабильности банковского сектора посредством предотвращения «системных рисков» (заключающихся в том, что банкротство одного банка может повлечь за собой банкротство нескольких банков и утрату доверия ко всей системе); - защита фонда страхования от потерь в тех странах, в которых применяют меры по защите интересов банковских вкладчиков. Система надзора в США. В США сложилась разветвленная система надзора на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов. Деятельность национальных банков контролируется и регулируется ФРС вместе с двумя другими федеральными органами – Службой контролера денежного обращения (относящейся к министерству финансов) и Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД). Контроль за банками – членами ФРС, депозиты которых застрахованы в ФКСД, осуществляется соответствующими органами банковского надзора, созданными при правительстве штатов (как правило, отделом уполномоченного по банкам или управляющего банками при правительстве штатов). Кроме того, их деятельность регулируется и контролируется ФРС и ФКСД. Банки штатов, не являющиеся членами ФРС, чьи депозиты застрахованы в ФКСД, контролируются двумя структурами – банковскими органами штатов и ФКСД. Банки штатов, не входящие в ФРС и не страхующие депозиты в ФКСД, находятся под контролем властей штатов. Надзорные органы в США – Служба контролера денежного обращения (на федеральном уровне) и Отдел уполномоченных по банкам при правительствах штатов (на уровне штатов) – решают вопросы о предоставлении лицензий для открытия соответствующих новых банков (национальных или банков штатов), выдаче разрешения на открытие отделения, слиянии и поглощении банков, а также об изменениях в структуре банковского капитала. В компетенцию надзорных органов США также входят: - ликвидация закрываемых банков; - разработка инструкций, правил, указаний и регламентаций, носящих подзаконный характер и ориентированных на разъяснение законов; - периодические комплексные проверки состояния, операций и политики подведомственных банков; - обобщение отчетов и статистической информации банков. В обязанности ФРС входит также защита прав потребителей, причем компетенция ФРС распространяется не только на банки, но и на кредитно- финансовые учреждения. Суть этой деятельности сводится к обеспечению потребителей адекватной информацией и осуществлению контроля за соблюдением прав клиентов. Задачами ФРС в сфере контроля и регулирования деятельности депозитных учреждений в США являются: - контроль и регулирование деятельности зарегистрированных штатами банков – членов ФРС, банковских холдинговых компаний; - контроль и регулирование деятельности на территории США зарубежных банковских учреждений; - регулирование структуры банковского капитала в соответствии с Законом о банковских холдинговых компаниях и поправками к нему, Законом о слиянии банков и Законом об изменении контроля за банковской деятельностью. В соответствии с этими законами Совет управляющих ФРС принимает решения о слиянии и поглощении банков; - регулирование зарубежной деятельности всех американских коммерческих банковских учреждений – членов ФРС. - В отличие от США в странах Западной Европы отмечается более четкая централизованная структура органов банковского надзора. Система банковского надзора в Великобритании. До недавнего времени контроль за банками, который традиционно является одним из основных направлений деятельности Банка Англии, носил скрытый и неформальный характер и до 1979 г. осуществлялся на основе общего Закона об акционерных компаниях. Банковский кризис 1973-1974 гг. способствовал официальному законодательному оформлению банковского надзора в 1979 г. Было введено обязательное лицензирование коммерческих банков, учрежден общенациональный фонд страхования депозитов и подтвержден статус Банка Англии как органа надзора. Кроме того, банковский закон 1979 г. установил правила предоставления крупных ссуд, порядок банковских слияний, аудиторских проверок и т.д. Для банковского надзора, применяемого в Великобритании, характерен контроль за деятельностью каждого банка. На основе проведенного контроля для каждого банка разрабатываются мероприятия, учитывающие конкретные условия его деятельности и по возможности согласуемые с руководством банка. Эти меры должны обеспечить для банка необходимый минимум оперативной безопасности в отношении капитала, резервных средств, ликвидности, системы менеджмента и бухгалтерской отчетности. Надзор со стороны Банка Англии за деятельностью коммерческих банков осуществляется посредством сбора статистической информации, отчетов бухгалтеров, посещений банков и регулярных официальных собеседований с их руководством. Встречи с руководством банка – одна из главных особенностей надзора в Великобритании. Кроме того, Банк Англии практикует проведение трехсторонних совещаний, в которых помимо названных должностных лиц участвуют также ответственные за финансовый отчет бухгалтеры банков, назначаемые Банком Англии. В их функции входят проверка работы систем учета и контроля банка и периодический отчет о его финансовом состоянии, подтверждение выполнения банками указаний Банка Англии, а также информирование последнего о достоверности и полноте предоставляемой ему статистической отчетности. По Закону о банках эти лица имеют право в случае необходимости извещать руководство Банка Англии о результатах проверки, если они вызывают сомнения. Следует отметить, что до 1982 г. в Банке Англии проведение инспекций не практиковалось, поскольку в Банке отсутствовал собственный штат инспекторов для проверок на местах. В настоящее время Банк Англии использует для этих целей группу специалистов, включающую 3 банковских служащих и 5 бухгалтеров, не являющихся сотрудниками Банка Англии, но работающих под руководством его постоянного штатного менеджера. Данная группа инспекторов периодически проверяет все аспекты деятельности коммерческих банков, включая их операции, системы учета и контроля, качество кредитного портфеля, степень компетентности управляющих, деловую стратегию и политику. Кроме того, в Банке Англии создан специальный отдел расследований, в состав которого входят 11 бухгалтеров, проводящих консультации и при необходимости вместе с правоохранительными органами участвующих в расследованиях с целью выявления противоправной деятельности отдельных банков, отражающейся на состоянии банковского сектора в целом. 9. Заключение. Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Это обусловливает постепенное сближение их организованных структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе – формирование единой денежно-кредитной и валютной политики стран- участниц ЕС. Основные функции центральных банков – эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства. Реализуя указанные функции, центральные банки добиваются осуществления поставленных перед ними задач. Центральные банки зарубежных выполняют важную роль в системе мер государственного воздействия на экономику благодаря своей относительной самостоятельности при решении вопросов регулирования денежной эмиссии, деятельности кредитно-банковских институтов, при проведении валютной политики. Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер и служит инструментом их оперативной и гибкой поддержки. В последние десятилетия денежно-кредитная политика зарубежных стран претерпела серьезную эволюцию под влиянием изменений условий воспроизводства общественного капитала, и прежде всего углубления процесса интернационализации хозяйственных связей и постепенного формирования единого мирового финансового рынка. Отмеченные тенденции потребовали соответствующих корректировок во внутренней экономической политике, в частности ограниченного применения жестких и автономных методов государственного регулирования. Это обусловило необходимость большей гибкости денежно-кредитной политики и повышения скорости ее реагирования на изменение рыночных условий, а также расширения сотрудничества центральных банков. В результате изменился характер денежно-кредитной политики: она стала приоритетной в макроэкономическом регулировании и ориентированной преимущественно на методы косвенного воздействия. Первоочередными целями денежно-кредитной политики стали ограничение роста денежной массы в обращении и ослабление инфляционных процессов. Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения. Эволюция регулирующей деятельности центрального банка прослеживается в большинстве зарубежных стран. Ее причины обусловлены общими закономерностями развития их экономики и особенностями трансформации денежно-кредитных и банковских систем. Комплекс специфических признаков, отличающих современный этап регулирования денежного обращения центральным банком, характеризует более высокий уровень развития механизма регулирования. Так, при сохранении предпочтительности долгосрочной направленности регулирования центральным банком денежного обращения отмечается тенденция к антиинфляционному характеру этой деятельности. Прослеживается расширение сферы приложения регулирования, арсенала кредитных инструментов, используемых для расчетов за товары и услуги. Расширился круг кредитных учреждений, регулируемых центральным банком. Основу этого процесса составляет универсализация деятельности кредитных институтов, подпадающих под категорию субъектов денежного обращения. Наиболее серьезные трансформации произошли в инструментах регулирования денежного обращения: наблюдаются изменения в целях их применения (так, минимальные резервные требования все чаще способствуют созданию благоприятного фона, облегчающего восприятие рынком других регулирующих мер); изменилась роль отдельных методов – возросло значение операций на открытом рынке; модифицировались способы использования традиционных методов, отразившиеся на частоте пересмотра норм резервных требований, их общем уровне, диапазоне использования. Общее направление изменений в методах регулирования денежного обращения соответствует наметившейся тенденции дерегулирования, направленной на достижение соответствия целей и методов регулирования уровню развития и состоянию денежного обращения. Прямые методы регулирования не исчезают, но отходят на второй план, что отчетливо прослеживается на примере процентной политики центральных банков. Так, сохранилась общая направленность регулирования на изменение стоимости кредита. Вместе с тем на смену прямому установлению уровня процентных ставок приходит использование рыночных рычагов, оказывающих косвенное воздействие на стоимость кредита, например, проведение операций на открытом рынке. В условиях развитого рынка денежное обращение отличается высокой приспособляемостью к мерам регулирования. Важной особенностью современных схем регулирования является тенденция к универсальности и общности. Действенность регулирования обеспечивается за счет установления максимально широких по охвату, но либеральных норм регулирования. Наконец, необходимым условием эффективности регулирования денежного обращения является постоянная корректировка его форм и методов с целью достижения их соответствия степени развития денежно-кредитной сферы. Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка – рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности в разных странах. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. Одной из важнейших функций центрального банка является участие в управлении государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти, предприятий государственного сектора. Управление государственным долгом используется одновременно в качестве способа разрешения проблем государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем денежно-кредитном рынке. В результате данная функция приобретает комплексный характер, поскольку позволяет решать частные задачи и координировать бюджетную и денежно- кредитную политику. Формы участия центрального банка в управлении долгом различаются, в частности, в зависимости от разделения сфер влияния в этом отношении между центральным банком, казначейством и специализированной организацией (если таковая существует). Центральный банк является проводником государственной валютной политики, направленной главным образом на регулирование валютного курса. Выбор режимов валютных курсов, используемых центральными банками (фиксированный, свободно плавающий, ползущий, двойной, система множественности валютных курсов) осуществляется в зависимости от их сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическим условиям данной страны. Важную роль в изменениях методов и инструментов регулирования центральными банками денежно-кредитной сферы в последние годы сыграли растущая интернационализация экономики и международная интеграция финансовых рынков. Дополнительным стимулом развития межгосударственного регулирования явилось усиление банковских рисков, вызванных резкими колебаниями темпов экономического развития отдельных отраслей и стран, неравномерностью темпов роста инфляции, процентных ставок и валютных курсов. В результате возникла необходимость в координации деятельности центральных банков, направленной на максимальную унификацию норм регулирования в различных странах с целью предотвращения возможных банковских кризисов и резкой миграции международных капиталов. Центром межгосударственного регулирования банковской деятельности стал Банк международных расчетов (БМР), в рамках которого создан комитет по банковскому регулированию и контролю (Базельский комитет). В рамках БМР разработаны рекомендации по внедрению в странах – его участниках системы нормативов деятельности банковских учреждений и порядок контроля за ними. Анализ изменений, происшедших в последние десятилетия в целях, формах и методах деятельности центральных банков зарубежных стран, позволяет выявить ряд общих тенденций. Денежно-кредитная политика, первоначально предназначенная на конъюнктурное регулирование, имеющая множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей, центральные банки изменили методы денежно-кредитной политики: на смену регулирующему воздействию с использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро реагировать на конъюнктурные колебания. Во многих странах был ограничен доступ коммерческих банков к кредитам центрального банка – путем повышения его учетной ставки. Было ослаблено давление резервных требований на банки; в настоящее время изменение норм резервирования как инструмент корректировки ликвидности банков используется довольно редко. Резко возросла необходимость международного согласования кредитно- денежной и валютной политики, усилилось межгосударственное регулирование банковской деятельности. В целом главной тенденцией денежно-кредитной политики центральных банков стало приобретение ею большей гибкости. Список использованной литературы. 1. Анулова Г.Н. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран.- М.:Финансы и статистика, 1992 г. 2. Бобраков Ю.И. США: Центральный банк и экономика.-М.:Наука, 1988 г. 3. Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.-М.-Л.:Профико, 1991 г. 4. Евстигнеев В.Р. Эволюция мировой валютно-кредитной системы и ее воздействие на экономику России.// Финансы, 1993, №7. 5. Залунина Л.В. Предложения по совершенствованию управления государственным долгом: доклад ЦБ РФ, М., 1992 г. 6. Камынкина М.Г. Клиринговые и расчетные палаты: опыт организации и функционирования в развитых странах.-М.:Центр подготовки персонала ЦБ РФ, 1995 г. 7. Корлякова Л.А., Чистякова Л.А. к ВОПРОСУ О ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКЕ // Деньги и кредит, 1993, №5. 8. Общая теория финансов /под ред. Л.А. Дробозиной.-М.:ЮНИТИ, 1995 г. 9. Федоров Б.Г. Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах//Деньги и кредит, 1990, №4. 10. The Federal Reserve System. Purposes and Functions. 8th Edition? Washington, D.C., USA, 1994. ----------------------- УПРАВЛЯЮЩИЙ Первый заместитель Второй заместитель Генеральный совет Совет по денежной политике Центральные подразделения Генеральный секретариат Главное управление по кредитованию секретариат Главное управление кредитно-кассовых операций Главное управление по банковской регламентации Главное управление исследований Главное управление иностранных операций Главное управление по производству банкнот Главное управление подготовки кадров Управление юридических служб Административное управление Совет управляющих ФРС (7 назначаемых членов): - устанавливает резервные требования и утверждает дисконтную процентную ставку как компонент финансовой и денежно-кредитной политики; - контролирует и регулирует деятельность банков – членов ФРС и банковских холдинговых компаний; - разрабатывает и реализует на практике постановления, защищающие потребителей банковских услуг; - наблюдает за деятельностью федеральных резервных банков. Федеральные резервные банки (12 округов): - Предлагают размер дисконтной процентной ставки; - хранят резервные остатки депозитных учреждений и предоставляют им ссуды; - поставляют наличность в обращение; - проводят инкассацию чеков и перевод средств для депозитных учреждений; - управляют долгом правительства США и кассовой наличностью. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (члены Совета управляющих ФРС и президенты 5 федеральных банков). Руководит операциями на открытом рынке (покупка и продажа ценных бумаг правительства США), что является главным инструментом денежно-кредитной политики. Совещательный совет по вопросам интересов потребителей. Федеральный консультативный совет. Совещательный совет по сберегательным учреждениям. Президент Вице-президент Другие члены совета директоров Совет директоров Назначение на должность члена совета директоров президентом Германии по предложению федерального правительства. Назначение на должности президентов центральных банков земель президентом Германии по предложению Федерального совета Президенты центральных банков земель |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |