бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Рынок ценных бумаг

распространение получил первый из них (по 30 крупнейшим промышленным

корпорациям).

В Великобритании наиболее известен индекс газеты «Файнэншл таймс» и

Лондонской фондовой биржи (LIFFE) – Financial Times – Stock Exchange Index,

или сокращенно FT – SE, учитывающий курсы акций 100 ведущих британских

компаний. Кроме того, газета «Файнэншл таймс» определяет фондовые индексы и

по важнейшим рынкам ценных бумаг мира. Это – индексы акций крупнейших

европейских компаний (FT – SE Eurotrack 100 и Eurotrack 200, соответственно

по 100 и 200 акциям), а также мировой индекс FT – A World Index. Последний

включает 2212 акций 24 стран мира.

В Японии по акциям 225 компаний рассчитывается индекс «Никкей». В

Гонконге на основе акций 33 компаний определяется индекс «Хэнг Сэнг».

Фондовые индексы не только дают обобщенную картину состояния рынка ценных

бумаг, но и используя в целях его прогнозирования.

Рынок ценных бумаг является частью финансового рынка и в условиях

развитой рыночной экономики выполняет ряд важнейших макро- и

микроэкономических функций.

Можно выделить следующие основные функции рынка ценных бумаг. Их шесть.

Во-первых, рынок ценных бумаг исполняет роль регулировщика инвестиционных

потоков, обеспечивающего оптимальную для общества структуру использования

ресурсов. Именно через рынок ценных бумаг осуществляется основная часть

процесса перетока капиталов в отрасли, обеспечивающие наибольшую

рентабельность вложений. Курс акций на вторичном рынке, изменяясь под

воздействием рыночного спроса и предложения (естественно, инвесторы

стремятся вкладывать средства в наиболее доходные проекты, одновременно

избавляясь от ценных бумаг, оказавшихся малоприбыльными), определяет цену

первичного рынка, который в конечном счете только важен для производства,

так как именно на нем предприятия могут получить средства на развитие. На

развитых рынках успех или неудача молодого предприятия часто бывают

обусловлены темпами подписки на его ценные бумаги. На российском рынке мало

удачных попыток привлекать ресурсы путем размещения ценных бумаг под

серьезные проекты. Например, даже под программу Всероссийского

автомобильного альянса, несмотря на все очевидные козыри проекта «народного

автомобиля» и мощную поддержку со стороны государственных структур, удалось

собрать только шестую часть запланированных средств (50 млн. $ вместо 300

млн. $). К сожалению, проект был заморожен.

Во-вторых, рынок ценных бумаг обеспечивает массовый характер

инвестиционного процесса, позволяя любым экономическим агентам (в том числе

и обладающим номинально небольшим инвестиционным потенциалом), имеющим

свободные денежные средства, осуществлять инвестиции в производство путем

приобретения ценных бумаг. Концентрация оборота ценных бумаг на фондовых

биржах и/или у профессиональных посредников позволяет инвестору облегчить

процедуру осуществления инвестиций.

В-третьих, рынок ценных бумаг очень чутко реагирует на происходящие и

предполагающиеся изменения в политической, социально-экономической,

внешнеэкономической и других сферах жизни общества. В связи с этим

обобщающие показатели состояния рынка ценных бумаг (например, индексы Доу-

Джонса и «Стандард энд Пур» в США, индекс Рейтера в Великобритании, индекс

«Франкфурт Альгемайне цайтунг» в ФРГ и другие индексы) являются основными

индикаторами, по которым судят о состоянии экономики страны. По более узким

выборкам можно проанализировать изменение положения дел в отдельных

регионах, отраслях, на конкретных предприятиях.

В-четвертых, с помощью ценных бумаг реализуются принципы демократизма в

управлении экономикой на микроуровне, когда решение принимается путем

голосования владельцев акций, причем один голос равен одной акции, поэтому

чем больше акций, тем большее влияние имеет тот или иной совладелец на

принятие управленческих решений.

В-пятых, через покупку-продажу ценных бумаг отдельных предприятий

государство реализует свою структурную политику, приобретая акции «нужных»

предприятий и совершая, таким образом, инвестиции в производства, важные с

точки зрения развития общества в целом.

В-шестых, рынок ценных бумаг является важным инструментом государственной

финансовой политики; основным рычагом, через который реализуется данная

функция, является рынок государственных ценных бумаг, посредством которого

государство воздействует на денежную массу и, следовательно, на расширение

или сокращение уровня ВНП.

Как инструмент государственной финансовой политики рынок государственных

ценных бумаг выполняет следующие функции:

1) финансирование дефицита бюджетов органов власти разных уровней. В

результате выпуска государственных ценных бумаг и реализации их на

открытом рынке правительство получает денежные средства, которые

направляются на покрытие дефицита государственного бюджета. Это один

из главных внутренних источников уменьшения дефицита, не приводящий к

инфляционным всплескам, а лишь перераспределяющий свободные финансовые

ресурсы от предприятий и населения к государству. Помимо достигнутой

цели у этого способа решения бюджетных проблем есть и отрицательный

побочный эффект, касающийся уменьшения производственных инвестиций,

что приводит к сокращению ВНП. Кроме того, увеличение государственного

долга, произведенное с целью нормализации бюджета, впоследствии

приводит к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты

процентов по ранее сделанным заимствованиям. Данной функции рынка

ценных бумаг не всегда уделялось должное внимание. Консервативность

бюрократического аппарата и недоверие к государству как агенту рынка

задавали совершенно недостаточные для серьезного рассмотрения в

качестве источника бюджетных поступлений ориентиры емкости рынка

государственных ценных бумаг (емкость рынка – суммарная стоимость

ценных бумаг, обращающихся на рынке. Под емкостью рынка

государственных ценных бумаг обычно понимают суммарную номинальную

стоимость эмитированных государственных ценных бумаг). Радикальный

перелом в этом секторе финансового рынка произошел летом 1994 года,

когда, с одной стороны, давление внешних кредиторов заставило

правительство пересмотреть отношение к традиционным, сугубо

эмиссионным источникам финансирования бюджета, а с другой стороны,

стремительный рост емкости рынка Государственных краткосрочных

облигаций (ГКО) доказал наличие огромного фискального потенциала

государственных ценных бумаг. Таким образом, путем продажи

государственных ценных бумаг привлекалось в бюджет несколько десятков

триллионов рублей ежегодно;

2) финансирование конкретных проектов. Обычно к выпуску ценных бумаг под

конкретные проекты прибегают муниципальные власти. Выпуская и реализуя

на рынке ценные бумаги целевого назначения, они привлекают свободные

денежные средства общества, которые и направляются на финансирование

необходимых проектов. В условиях переходного периода это имеет

несколько односторонний характер: целевые эмиссии производятся

практически только под строительство жилья. Причина этого поста:

привлечь средства рядовых инвесторов под будущие денежные доходы от

какого-нибудь социально значимого объекта в сегодняшних условиях

практически невозможно, тогда как по «жилищным» займам эмитенты

рассчитываются столь необходимыми квартирами;

3) регулирование объема денежной массы, находящейся в обращении. Данная

функция обычно реализуется государственными банками. Покупка госбанком

государственных ценных бумаг увеличивает объем денежной массы в

обращении, а продажа имеющихся госбумаг, наоборот, сокращает денежные

агрегаты. В России изменение денежной массы в обращении в результате

покупки–продажи государственных ценных бумаг Центральным банком РФ

имеет характер дополнительного эффекта к чисто фискальным функциям. В

качестве единственного примера, когда регулирование денежных агрегатов

(а именно их увеличение) рассматривалось как основная цель операций на

рынке государственных ценных бумаг, можно привести действия финансовых

органов во время так называемого банковского кризиса конца августа

1995 года. Тогда в течение двух дней Центральный банк РФ выкупил ГКО

на сумму 1,6 трлн. рублей, предоставив тем самым коммерческим банкам

средства для «расшивки» цепочек неплатежей;

4) поддержание ликвидности финансово – кредитной системы. В рамках задачи

необходимо, чтобы существовал достаточно емкий (способный поглотить

оборотные средства банков) и в достаточной мере ликвидный рынок, на

котором банки могли бы с прибылью держать часть активов и иметь

возможность легко переводить средства в другие сектора финансового

рынка;

5) вспомогательные функции. Например, важную роль сыграли государственные

ценные бумаги в российской приватизации.

В целом рынок ценных бумаг представляет собой сложную систему со своей

структурой. Организационно рынок ценных бумаг включает несколько элементов:

1. Нормативная база рынка;

2. Инструменты рынка – ценные бумаги всех разновидностей;

3. Способы организации торговли ценными бумагами;

4. Участники рынка.

3. Нормативная база рынка ценных бумаг.

Ранее регулирование рынка ценных бумаг осуществлялось на основании

большого числа разнородных документов, выпущенных различными

государственными органами. Отсутствие законов порождало нормативный вакуум,

который заполнялся подзаконными актами. Выпускать нормативные документы, в

той или иной мере затрагивающие вопросы функционирования российского рынка

ценных бумаг, имеют право Президент, Правительство, Центральный банк,

Министерство финансов, Государственный комитет по управлению имуществом,

Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственный

комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических

структур, Государственная налоговая служба и некоторые другие

государственные органы. Из-за отсутствия четкого разграничения полномочий

регулирующих органов возникают противоречия в разных нормативных актах, а

отдельные вопросы и процедуры вообще не регламентированы законодательством.

Российское законодательство определяет ценную бумагу как документ,

удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов

имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при

его предъявлении.

Различными видами ценных бумаг являются государственная облигация,

облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, акция,

ценные приватизационные бумаги и другие документы (о них немного позже),

которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены

к числу ценных бумаг.

Ценные бумаги существовали в России и советский период, однако,

внутреннего фондового рынка не было. Эмитентом ценных бумаг, в конечном

счете, выступало государство в лице государственных предприятий и

организаций, оно же являлось одной из сторон в подавляющем большинстве

сделок с ценными бумагами. С преобразованием экономики в рыночную началось

использование государственных обязательств в качестве средства платежа, а

затем и их спекулятивное обращение между различными субъектами

хозяйственного оборота. Резкое увеличение числа фондовых операций началось

в процессе акционирования и приватизации, и первыми, широко продаваемыми и

покупаемыми бумагами, в том числе при участии физических лиц, стали

приватизационные чеки (ваучеры). Далее, по мере прохождения различных

этапов приватизации, на рынок выбрасывалось все большее количество акций

различных эмитентов, и акции стали наиболее торгуемым видом ценных бумаг. В

целях правового регулирования ценных бумаг и их обращения издавались

сменяющие друг друга нормативные акты, число которых к настоящему времени

перевалило за полторы тысячи, и они постепенно сформировали ту модель

фондового рынка, которая существует на текущий момент.

Объектом сделок на фондовом рынке являются, главным образом, эмиссионные

ценные бумаги. Ценная эмиссионная бумага отличается наличием следующих

обязательных признаков:

. закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав,

подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с

соблюдением формы и порядка, установленных Федеральным законом «О

рынке ценных бумаг»;

. размещается выпусками;

. имеет равные объем, и сроки осуществления прав внутри одного выпуска

вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Наиболее торгуемыми, как уже упоминалось, являются акции, представляющие

собой, согласно указанному закону, ценные эмиссионные бумаги, закрепляющие

права их владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного

общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и

на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

По типам эмиссионные ценные бумаги делятся на именные и предъявительские,

а по форме – на:

. Именные документарные ценные бумаги

. Именные бездокументарные ценные бумаги

. Документарные ценные бумаги на предъявителя

Документарные бумаги существуют в бумажной (наличной) форме.

Бездокументарные бумаги существуют только в виде записей по счетам в

реестре. По именным ценным бумагам, независимо от формы их выпуска, ведется

реестр. По ценным бумагам на предъявителя осуществление прав производится в

момент их предъявления владельцем. В России разрешен только выпуск

облигаций на предъявителя, выпуск акций на предъявителя ограничен.

Бездокументарные бумаги упрощают процесс их обращения и передачи прав

собственности и снижают издержки эмитента на их выпуск.

Базовым документом, закрепляющим основы законодательства о ценных

бумагах, является Гражданский кодекс РФ, определяющий понятие ценных бумаг,

их виды, требования к ним, субъекты прав, закрепленных ценной бумагой,

общий порядок передачи и осуществления, прав по ценным бумагам, особенности

фиксации прав, вытекающих из бездокументарных ценных бумаг и их обращения.

Основным специальным актом, определяющим устройство и регулирующим

фондовый рынок, является Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Этим

Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и

обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также

особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка

ценных бумаг.

Во исполнение и в соответствии с вышеназванными законами были изданы

многочисленные подзаконные акты, среди которых подавляющее большинство

составили акты Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку

(ФКЦБ).

Ряд документов закрепил правила деятельности различных видов

профессиональных участников рынка ценных бумаг, определенных законом «О

рынке ценных бумаг». Это:

. Постановление ФКЦБ от11 октября 1999 г. № 9 «Об утверждении правил

осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных

бумаг Российской Федерации»;

. Постановление ФКЦБ от16 октября 1997 г. № 36 «Об утверждении

положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации,

установлении порядка введение его в действие и области применения»;

. Постановление ФКЦБ от 17 октября 1997 г. № 37 «Об утверждении

положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами

инвестирования в ценные бумаги»;

. Постановление ФКЦБ от 2 октября 1997 г. № 27 «Об утверждении

положения о введении реестра владельцев именных ценных бумаг»;

. Постановление ФКЦБ от 16 ноября 1998 г. № 49 «Об утверждении

положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на

рынке ценных бумаг».

Поскольку законом установлено обязательное лицензирование

профессиональной деятельности на фондовом рынке и обязательная аттестация

специалистов, непосредственно осуществляющих такую деятельность, существуют

документы, определяющие требования, предъявляемые к профессиональным

участникам; к их сотрудникам, занимающим определенные должности; порядок

лицензирования и аттестации, а также ограничения при осуществлении

различных видов профессиональной деятельности на фондовом рынке, в

частности:

. Постановление ФКЦБ от 23 ноября № 50 «Об утверждении положения о

лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке

ценных бумаг Российской Федерации»;

. Постановление ФКЦБ от 20 января 1998 г. № 3 «Об утверждении

совместного с Центральным Банком Российской Федерации положения об

особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской

деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными

бумагами с операциями по централизованному клирингу, депозитарному и

расчетному обслуживанию»;

. Постановление ФКЦБ от 2 сентября 1999 г. № 6 «Об утверждении

положения о системе квалификационных требований к руководителям,

контролерам и специалистам организаций, осуществляющих

профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к

индивидуальным предпринимателям – профессиональным участникам рынка

ценных бумаг»;

. Приказ ФКЦБ от 30 января 1997 г. № 3 и Минфина от 9 января 1997 г. №

1 «Об утверждении программы аттестации специалистов организаций,

осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг».

Значительный массив документов посвящен защите интересов инвесторов,

организации контроля, отчетности и раскрытия информации на рынке ценных

бумаг. Среди них можно выделить:

. Постановление ФКЦБ от 15 июня 1998 г. № 23 «Об утверждении

временного положения о внутреннем контроле профессионального

участника рынка ценных бумаг»;

. Федеральный закон от 12 февраля 1999 года «О защите прав и законных

интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

. Постановление ФКЦБ от 6 ноября 1998 г. № 45 «Об утверждении

временного положения о представлении отчетности профессиональными

участниками рынка ценных бумаг, осуществляющим брокерскую,

дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными

бумагами»;

. Постановление ФКЦБ от 29 ноября 1999 г. № 10 «О некоторых вопросах

раскрытия информации на рынке ценных бумаг»;

. Постановление ФКЦБ от 26 ноября 1996 г. № 21 «Об утверждении

временного положения об учетных регистрах и внутренней отчетности

профессиональных участников рынка ценных бумаг».

С целью организации обращения ценных бумаг на фондовом рынке, учета прав,

закрепленных ценными бумагами, предоставления возможности физическим и

юридическим лицам совершать сделки на рынке ценных бумаг и осуществлять

другие права, вытекающие из ценных бумаг, законодательством определены

различные виды профессиональной деятельности на фондовом рынке, а также –

права и обязанности профессиональных участников рынка, осуществляющих такую

деятельность.

Законодательством определены следующие виды профессиональной

деятельности:

. Брокерская деятельность – совершение гражданско-правовых сделок с

ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера,

действующего на основании договора поручения или комиссии, а также

доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на

полномочия поверенного или комиссионера в Договоре;

. Дилерская деятельность – совершение сделок купли-продажи ценных бумаг

от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен на

покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством

покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом,

осуществляющим такую деятельность, ценам;

. Деятельность по управлению ценными бумагами – осуществление

юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени

за вознаграждение в течение определенного срока доверительного

управления ценными бумагами и денежными средствами, инвестируемыми в

ценные бумаги и полученными в результате управления, переданными ему

во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или

указанных этим лицом третьих лиц;

. Клиринговая деятельность – это деятельность по определению взаимных

обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с

ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их

зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним;

. Депозитарная деятельность – оказание услуг по хранению сертификатов

ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги;

. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг – сбор,

фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих

систему ведения реестра владельцев ценных бумаг,

. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг –

предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению

гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка

ценных бумаг.

Некоторые виды профессиональной деятельности могут совмещаться

профессиональными участниками с учетом ограничений, налагаемых

законодательством.

4. Виды ценных бумаг.

Ценные бумаги могут быть классифицированы по нескольким различным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.