|
Российский экспорт топливно-энергетических ресурсовреализация мер, направленных на обеспечение энергетической безопасности как Содружества в целом, так и каждого из входящих в него государств. Важное значение для достижения поставленных целей в области международной деятельности будет иметь законодательное обеспечение. Уже на первом этапе (до 2005 года) необходимо принять законы и поправки к действующим законам в части регламентирования порядка вывоза капитала из России и инвестиций российских компаний за рубежом, поддержки отечественных компаний в борьбе за ресурсы и рынки сбыта энергоносителей, развития совместных предприятий и иностранных инвестиций в добычу (производство) энергоресурсов в стране, включая выработку электроэнергии. В целях координации внешнеэкономической деятельности и внешнеполитической поддержки отечественных топливно-энергетических компаний требуется безотлагательное решение о создании соответствующей межведомственной комиссии и повышение эффективности работы созданных органов управления в рамках СНГ и Союза России и Белоруссии. Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также объективно влиятельное положение российского ТЭК в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число элементов, на которые опирается российская дипломатия в стремлении усилить реальное участие России в мировых делах. Более того, в современных условиях и на предстоящее десятилетие энергетический фактор и активная энергетическая дипломатия останутся важнейшим средством действенного влияния России на внешнеполитические реалии в окружающем ее мире. Исходя из провозглашенных целей и принципов, а также особенностей экономического состояния России, ее геополитического положения и возможностей национального топливно-энергетического комплекса, основными задачами энергетической дипломатии на ближайшие двадцать лет являются: . внешнеполитическое обеспечение реализации Энергетической стратегии России; . создание инструментов эффективного сотрудничества в рамках Союзного государства Россия-Белоруссия, СНГ, а также мирового сообщества в целом; . разработка и проведение дифференцированного подхода к каждой группе стран и отдельным странам внутри этих групп в зависимости от энергетических и геополитических интересов России и формирование концепции взаимоотношений с основными международными энергетическими организациями; . дипломатическая поддержка интересов российских топливно-энергетических компаний за рубежом; . содействие формированию стратегических альянсов российских акционерных обществ и компаний с ведущими зарубежными партнерами и международными энергетическими организациями на основе равноправия и выгодности таких союзов для отечественного капитала при реализации крупных проектов как в России, так и на территории других стран[27]. Механизмы реализации энергетической дипломатии в двусторонних отношениях - это традиционные рабочие органы: смешанные комиссии, комитеты и т.д. Среди основных механизмов в многостороннем формате можно выделить переговорный процесс в рамках Конференции по Энергетической хартии, участие в энергетических группах Форума АТЭС и других региональных организаций. Из механизмов энергетической дипломатии России на глобальном направлении важнейшими являются участие в диалоге стран - потребителей и производителей энергоресурсов в рамках ежегодных международных энергетических конференций, в сотрудничестве с промышленно развитыми странами на основе декларации о сотрудничестве с МЭА и в рамках "восьмерки", а также во взаимодействии с ведущими странами - экспортерами нефти в рамках ИПЕК и в контактах с ОПЕК. Это взаимодействие включает участие России в качестве наблюдателя в конференциях этой организации на регулярной основе, проведение многосторонних и двусторонних консультаций, обмен информацией и прогнозами относительно перспектив нефтяного рынка. Участие в мероприятиях, проводимых этой организацией, положившей начало межгосударственному регулированию в энергетической сфере применительно к мировому нефтяному рынку, позволяет России осуществлять мониторинг ситуации на мировом рынке и, что самое важное, координацию ценовой политики. В вопросах взаимодействия с ОПЕК Россия стремится проводить взвешенную политику, разумно сочетая необходимость увеличения поступления валютных средств от экспорта нефти с одобрением усилий ОПЕК, направленных на стабилизацию рынков нефти. В 1999 году по линии взаимодействия России с ОПЕК состоялись следующие мероприятия: . заседание "круглого стола" Россия - ОПЕК "Перспективы развития мирового нефтяного рынка" с участием представителей Минтопэнерго России, МИД России, ведущих нефтяных компаний и финансовых институтов. Во время заседания были обсуждены задачи и перспективы развития мирового нефтяного рынка и российской нефтяной промышленности; . участие руководства Минтопэнерго России в качестве наблюдателя в работе 107-й и 108-й конференций министров нефти стран ОПЕК, на которых принимались решения по ограничению производства и экспорта нефти, что позволило изменить ситуацию на мировом нефтяном рынке и стимулировало рост цен. [28] Своими успехами последних двух лет отечественные нефтяные компании были во многом обязаны ОПЕК. Политика организации стран экспортеров нефти по снижению квот добычи привела к тому, что конъюнктура нефтяных цен с 1999 года стала меняться в нужную для них сторону. Период, который начался с середины 1999 года можно считать золотым для отрасли. Под обильный финансовый дождь попали не только арабские, латиноамериканские и африканские члены картеля. Крупнейшие нефтяные компании мира штурмовали исторические рекорды дохода и прибылей. А ExxonMobil, например, смог стать крупнейшей мировой корпорацией по величине объема продаж. Закрытие нефтяного крана ОПЕК позволило вновь ощутить процветание нефтяникам всего мира – от России и Норвегии до США и Канады. Благодаря неплохой сырьевой конъюнктуре включился механизм разработки скважин с низкими технико-экономическими показателями, которые раньше использовать кроме как себе в убыток было невозможно. Этот процесс привел к вполне предсказуемым последствиям – структура мирового рынка энергоносителей стала меняться. Страны-участницы ОПЕК, обладающие, как правило, более благоприятными предпосылками для добычи нефти, связанные с высоким среднесуточным дебитом скважин и низкими издержками для обустройства месторождений, стали постепенно терять свою долю на рынке. Одновременно с этим происходил рост значимости экспортеров, не входящих в ОПЕК. В числе этих стран можно с гордостью назвать Россию. За время последнего регулирования рынка со стороны ОПЕК наша страны смогла увеличить свою долю на рынке с 4% до почти 6%. Нет ничего удивительного в том, что возникла предпосылка для озлобления опековцев на остальной нефтеэкспортирующий мир, в том числе и Россию. Так что, в демарше ОПЕК по призыву несознательных экспортеров к снижению добычи не было ничего непредсказуемого. Ситуация, сложившаяся на мировом рынке нефти, приковала внимание России, которая стала внезапно гарантом стабильности на нефтяном рынке. За короткое время российский экспорт нефти стал событием не государственного, а мирового масштаба. Теперь уже за Россией остался вопрос на ответ – что важнее рост доли страны на мировом рынке, или уровень цен на черное золото. В короткое время ответ на этот вопрос страна не нашла и ввела весь мировой товарно-сырьевой рынок в период выжидания. Только 5 декабря 2000года стало ясно, что уровень цен на нефть для экономики страны является событием более предпочтительным. Решение о снижении экспортных квот на 150 тыс. баррелей в сутки имеет весьма негативный политический аспект, поскольку, что бы не говорили в правительстве, формально Россия пошла на поводу у ОПЕК. С другой стороны оно имеет под собой весьма серьезную экономическую базу. Решение, которого нефтяной рынок давно ждал от России, принято и оно станет важным фактом для биржевой игры на повышение. Однако, могут произойти и другие события, способные оказать влияние как на экономику страны в целом, так и на развитие ее топливно-энергетического комплекса. Причем, эти последствия могут сказаться как на изменении структуры экспорта, так и на перераспределении сил в стане крупнейших вертикально- интегрированных нефтяных компаний нашей страны[29] В настоящее время, на мой взгляд, не следует поднимать вопрос о вступлении России в ОПЕК. Вступление в ОПЕК поставит нашу страну в жесткие условия обязательных экспортных квот, что отрицательно скажется на экономике, т.к. нефть является одним из основных источников валютных поступлений. Одновременно это может вызвать напряженность в отношениях России с промышленно развитыми странами, которые считают, что ОПЕК навязывает им нерыночные условия игры и за счет ценовой политики эксплуатирует страны - импортеры нефти. Вместе с тем России необходимо сотрудничать с ОПЕК. Это тем более важно, поскольку на мировом рынке нефти предложение постоянно превышает спрос и для стабилизации конъюнктуры рынка необходимо сотрудничество всех производителей нефти. Целесообразно также поддерживать деловые отношения и развивать сотрудничество на двусторонней основе с отдельными странами - членами ОПЕК, что дает возможность получать максимальную выгоду от реализации политики ОПЕК, направленной на повышение цен на нефть, не связывая себя никакими договорными обязательствами в отношении регулирования добычи и экспорта.[30] Целям сохранения стабильности и предсказуемости мировых рынков нефти отвечает также участие России в созданной в 1988 году рядом нефтедобывающих стран неформальной организации независимых экспортеров нефти (ИПЕК). Учитывая совпадение некоторых международных нефтяных интересов России и стран ИПЕК, дальнейшее развитие контактов с этой организацией также будет содействовать усилению влияния России в мировой энергетической политике. 2.3. Перспективные рынки сбыта российских ТЭР Россия была и, очевидно, будет мировой энергетической державой. От того, как в перспективе будет трансформироваться мировая геополитическая и геоэкономическая ситуация, во многом зависят условия функционирования экономики России и ее топливно-энергетического комплекса. При разработке ЭС - 2020 оценивается весь возможный диапазон гипотез развития мировой экономики и рассмотрены соответствующие уровни энергопотребления и производственных параметров мирового энергетического рынка, как фактора влияния на функционирование ТЭК и экономики России. На основе проведенного анализа существующих прогнозов развития мировой энергетики сформированы наиболее вероятные диапазоны развития мировых энергетических рынков. Энергетический комплекс России является неотъемлемой частью мирового энергетического рынка. Доля нашей страны в структуре спроса на энергоресурсы за последние 10 лет существенно снизилась, прежде всего из-за сокращения внутреннего рынка энергоресурсов. В то же время Россия активно участвует в формировании международной торговли энергетическими ресурсами. В 1998 г. Россия занимала второе место в мире (после стран Ближнего Востока), как экспортер нефти и нефтепродуктов, а также первое место по межгосударственной торговле сетевым природным газом. Основным рынком для российских энергоресурсов выступают страны Западной, Центральной и Восточной Европы, для которых доля России в суммарном импорте составляет более 50% по сетевому газу и порядка 23% по нефти и нефтепродуктам. Помимо этого, географическое положение России предопределяет ее особую роль в транзите энергоресурсов в пределах евразийского континента, обеспечивая наиболее эффективную конфигурацию энергетической инфраструктуры не только по оси запад - восток, но и в направлениях юг - север и юг - северо-запад континента. В ближайшие 20 лет потребление энергоресурсов в мире возрастет на 59%. Такой прогноз обнародован в докладе International Energy Outlook, американского Департамента энергетики. Около 50% роста потребления придется на быстро развивающиеся страны Азии, Центральной и Южной Америки, и страны бывшего СССР и Восточной Европы. Мировое потребление газа к 2020 г. вырастет в два раза до 1,31 трлн куб. м в год. К 2020 г. газ станет важнейшим топливом при производстве электроэнергии, так как при его использовании меньше загрязняется окружающая среда и у работающих на газе электростанций выше КПД К 2020 г. около 41% мировой электроэнергии будет получаться из газа. До 2003 г. мировые цены на нефть останутся на уровне $25-28 за баррель[31] . Следует отметить большие возможности поставок природного газа на зарубежные рынки. Газовая промышленность России, обладающая крупнейшими в мире ресурсами природного газа на суше и море, а также мощной Единой системой газоснабжения, связывающей Россию со странами СНГ и Европы, и имеющая большое геополитическое значение для евроазиатского региона, объективно призвана оказать глубокое стратегическое воздействие на формирование международных энергетических отношений на рубеже XXI столетия. В качестве подтверждения этого достаточно привести тот факт, что доля России в общемировых ресурсах газа составляет 38 %, а в добыче - 27 %. Международные рынки газа имеют ярко выраженный региональный характер. В настоящее время сформировалось три крупнейших рынка: европейский, североамериканский и восточно-азиатский. Все они находятся в стадии дальнейшего развития, особенно восточноазиатский. Формируются еще два региональных рынка - южноамериканский и южноазиатский. Интернационализация мировых экономических отношений и дальнейшее развитие научно-технического прогресса в части транспортировки газа на сверхдальние расстояния приведут, по всей видимости, к постепенному сращиванию ряда региональных газовых рынков, особенно на Евразиатском континенте, где со временем может сформироваться крупнейший в мире рынок сетевого газа. Евразиатское геополитическое положение России дает возможность строить свою работу с учетом дальнейшего формирования газовых рынков как стран Европейского сообщества, так и азиатских стран. Эти два рынка, сопряженные с газовой промышленностью России, находятся на совершенно различных стадиях, и характер их дальнейшего становления будет значительно отличаться друг от друга. Россия является одним из важнейших участников европейского рынка газа. Остальные региональные рынки газа находятся на значительном удалении от основных добывающих центров РАО "Газпром", что сегодня объективно сужает возможности присутствия российского газа на этих рынках. Однако можно утверждать, что в перспективе Россия будет играть не меньшую роль и на азиатских газовых рынках. Это может быть связано как с экспортом российского газа, так и с непосредственным участием России в освоении газовых ресурсов стран Азии. С вводом в эксплуатацию месторождений п-ва Ямал и российского арктического шельфа создаются предпосылки для поставки сжиженного газа на североамериканский и южноамериканский рынки. Это будет способствовать дальнейшей диверсификации российского газового рынка, а также более независимой и эффективной транзитной Цивилизованный способ перераспределения энергоресурсов между странами - реальное достижение XX века. В ближайшие десятилетия объемы глобальных энергетических потоков еще более возрастут, локальные и региональные энергетические рынки перерастут в трансконтинентальные. В результате человечество будет обладать более совершенной и надежной системой энергообеспечения. И природный газ должен сыграть здесь свою весомую роль. Но для этого нужно не только решить экономические и научно-технические проблемы, но осуществить соответствующие преобразования газовых компаний и определенную корректировку основных правил взаимоотношений партнеров на этих рынках. К настоящему времени на европейском газовом рынке произошли серьезные изменения - ужесточение конкурентной борьбы среди основных экспортеров природного газа в условиях либерализации рынка, на котором явно прослеживается тенденция превышения предложения над спросом, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Совершенствование процессов развития и образования газовых рынков рассматривается в увязке с реализацией Европейской энергетической хартии. Страны Европейского сообщества проводят единую политику энергетической безопасности, предусматривающую необходимость энергоснабжения. Российская газовая промышленность учитывает это при взаимодействии со странами европейского газового рынка. Вместе с тем мы полагаем, что предельно возможная доля одного поставщика в основном должна определяться его надежностью и ресурсной обеспеченностью газовой промышленности. Газовые проекты всегда требовали широкого участия правительственных органов в принятии решений, поскольку нуждались в долгосрочных гарантиях, очень важных как для поставщиков, так и для потребителей. По мере усложнения и удорожания проектов сохранение такого положения будет весьма актуально. Более того, могут потребоваться какие-то новые формы межгосударственных отношений для реализации крупных трансконтинентальных газовых проектов. Так, одной из проблем являются транзитные ставки на транспортировку газа, которые могут оказать решающее влияние на его межконтинентальные потоки. Эти ставки сейчас настолько велики, что природный газ в Европе может оказаться неконкурентным по сравнению с другими топливами. Один из возможных путей решения данной проблемы - совместная разработка механизма перераспределения прибыли между поставщиками газа и его транспортировщиками. В ближайшие 15-20 лет для России наиболее важными и прогнозируемыми из экспортных рынков остаются рынки стран Европы, включая европейские страны СНГ и Балтию, которые превратились из внутренних рынков в газовый рынок стран СНГ и Балтии. Для Украины, Белорусии и Молдавии, а также для стран Балтии российский газ - практически основной источник газоснабжения. В закавказские страны СНГ он подается за счет перераспределения туркменского газа. Такое положение сохранится и в последующие годы. К наиболее крупным импортерам российского газа на рынках СНГ относятся Украина и Белоруссия, Поставки российского газа в эти государства, также в Молдавию и страны Балтии осуществляются по созданной ранее в СССР Единой системе газоснабжения. Нынешний уровень поставок газа в страны СНГ и Балтии будет возрастать по мере их выхода из экономического газовый рынок Центральной, Западной и Юго-Восточной Европы. Более 25 лет Россия поставляет природный газ в европейские страны. В начале 90-х гг. рынок российского газа в странах Центральной и Восточной Европы в связи с экономическим спадом несколько уменьшился. В последние годы здесь начался рост газопотребления. С выходом государств этого региона из экономического кризиса потребность в импорте газа, несмотря на намечаемые меры по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта, к 2010 г. может возрасти на 30- 50 млрд. м3 по сравнению 1995 г. В настоящее время основным источником газоснабжения стран Западной Европы является собственная добыча газа. Имеющийся дефицит покрывается импортом из России и Алжира. В будущем эта тенденция сохранится. В ближайшие 10-15 лет в этом регионе конкурентом российскому может стать ближневосточный газ. Тем не менее РАО "Газпром" рассчитывает, что российский газ сможет выдержать конкуренцию, и его поставки на этот рынок возрастут. В целях обеспечения предусмотренного роста поставок российского газа в Европу и повышения их надежности начато строительство системы магистральных газопроводов Ямал - Европа. Этапы реализации этого проекта сформированы таким образом, чтобы можно было наиболее гибко и экономически эффективно реагировать на возможные изменения рынка газа как в России, так и в зарубежных странах. Для обеспечения потребности стран Юго-Восточной Европы (включая Турцию) в российском газе предусматривается реконструкция действующих и строительство новых транзитных газотранспортных мощностей на территории Румынии, Болгарии, Турции, Греции и ряда других стран. Один из ныне проектируемых газопроводов мощностью до 16 млрд. 3/год соединит Россию и Турцию через Черное море, что позволит не прибегать к транзитным услугам третьих стран. Назначение Североевропейского проекта, который сейчас изучается, - обеспечение поставок газа в страны Северо-Западной Европы путем его транспортировки из России в Западную Европу через Финляндию, Швецию и Данию. И если это окажется экономически целесообразным, то будут приняты меры для проектирования, финансирования и строительства Североевропейского газопровода. На масштабы экспорта природного газа из России в Европу будет оказывать влияние конкуренция как между газом и нефтепродуктами, а также другими энергоносителями, так и между различными поставщиками газа. При этом оба вида конкуренции, которую российскому газу предстоит преодолеть, будут определяться уровнем цен. По ценовому фактору и надежности поставок для европейского потребителя российский газ окажется предпочтительней газа из других регионов мира (иранского, ближневосточного и нигерийского газа). |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |