|
Российский экспорт топливно-энергетических ресурсовпромышленности в случае ограничения поставок западных микроэлектронных компонентов и информационных систем. Решение должно быть принято сегодня, поскольку потребуется значительное время для строительства заводов, освоения технологии, разработки систем, завоевания рынка, тем более что мировая промышленность не стоит на месте. Все отрасли ВПК могут быть задействованы в этой программе: производство сырья - газов, химикатов, сырья для кристаллов; выращивание кристаллов; обработка кристаллом; технология производства микросхем; сборка устройств. Развитие электронной промышленности должно стать государственной программой, национальной задачей России. В либеральной модели, принятой в качестве направления развития российской экономики, отрасль микроэлектроники сейчас неконкурентоспособна из-за устаревшего технологического оборудования, и развиваться без государственной поддержки она не сможет. Поэтому сейчас есть единственный способ сделать российскую промышленность конкурентоспособной: составить программу развития всей отрасли электронной промышленности, разместить заказы на предприятиях ВПК соответствующих отраслей, подлежащих перепрофилированию. Предложить инвесторам построить или профинансировать предприятия, встроенные в технологический цикл программы, под гарантии государства, в том числе в закрытых городах. США, Япония, Корея богаты именно за счет электроники. Наибольший вклад в бюджет дает производство электроники и информационных систем. Пусть Россия не будет страной массового экспорта электроники, но она может обеспечить свою промышленность и экономику, оставить в стране десятки млрд. дол., обеспечить научно-технический прогресс, занятость, спрос, увеличить бюджет страны в несколько раз. Объективно взглянув на то что экспортируя нефть и покупая электронику за рубежом на сумму, сегодня примерно равную половине объема экспорта сырой нефти, Россия обменивает природную невоспроизводимую ренту на интеллектуальную ренту, финансируя таким образом за счет своего природного богатства научно-технический прогресс, экономический рост и создание рабочих мест за рубежом. В то время когда инвестиции на одно рабочее место в нефтедобывающую промышленность России создают одно рабочее место опять же в сырьевой отрасли - производстве металла. Инвестиции в микроэлектронные технологии создают 20 рабочих мест в разработке и сборке электронных приборов, создании компьютерных программ, и не за Полярным кругом, а в местах с наибольшей плотностью проживания, в закрытых городах. Вложение средств в развитие собственной микроэлектронной промышленности даст ощутимые результаты. Факты аргументирующие перспективность данной отрасли: • Производительность труда. Производительность труда в российской промышленности в пять с лишним раз ниже, чем в США. Производительность и качество оборудования, энергоемкость, эффективность управления, экономичность работы предприятий сегодня на 90% определяются степенью оснащенности микропроцессорной и компьютерной техникой; последние - это главный источник повышения производительности труда во всех отраслях экономики. Разработку многих современных изделий просто невозможно выполнить без применения компьютерных систем на основе быстрых процессоров и большой памяти. Отсюда следует, что инвестировать в микроэлектронную промышленность следует раньше, чем в автомобильную, авиационную и любую другую отрасли. • Техническая база развития других отраслей. Применение микросхем большой интеграции во всех отраслях промышленности - информационной, авиационной, космической, автомобильной, связи, в бытовой технике и т. д. на порядок увеличивает технические показатели всех устройств и технологий, их применимость и надежность. Возможность изготовления микросхем большой интеграции - логических микросхем управления, микропроцессоров и специальных микросхем - является решающей для быстрого, скачкообразного развития новой техники во всех отраслях, повышения конкурентоспособности изделий. • Эффективный способ снижения энергопотребления. Энергопотребление систем и технологического оборудования, управляемого микропроцессорами, обычно снижается до десяти раз, а информационных систем, выполненных в виде специализированных микросхем (0,35-0,25 мкм), - до сотни раз. • Фундамент развития малого бизнеса. Наличие собственного производства базовых компонентов - микросхем общего и специального применения - приведет к буму в развитии предприятий малого бизнеса, в разработке и производстве приборов и устройств электронной техники, от бытовой до узлов связи, автомобильной и др., где уже не требуется капитального технологического оборудования. Таким образом, опережающее развитие микроэлектронной промышленности есть обязательное условие возрождения российской экономики и превращения ее в конкурентоспособную.[23] Несмотря на голосящие и красноречивые данные, мое субъективное мнение все же более склоняется к тому, что Россия давно упустило возможность занять свою нишу на мировом рынке электроники, хотя вынужден согласиться, что для внутреннего потребления развивать электронную промышленность явно необходимо, перспективы же экспорта российской электроники представляются мне весьма туманными. Развитие негативных процессов в сфере внешней торговли связано в первую очередь с недостаточной конкурентоспособностью отечественной промышленности. Однако следует подчеркнуть, что такой низкий уровень характерен далеко не для всех отечественных предприятий. И здесь трудно согласиться с мнением, что отечественная обрабатывающая индустрия за редчайшими исключениями не имеет потенциала для развития. Действительно, в настоящий момент высокой конкурентоспособностью обладают лишь отдельные отечественные промышленные изделия. Но что касается сдержанной оценки нашего потенциала, то с этим трудно согласиться. Не говоря уже о таких областях, как авиакосмическая, ядерная, лазерная, в которых Россия занимает лидирующие позиции в мире, существует целый ряд менее заметных производств, по которым отечественная промышленность достигла или способна достичь мирового уровня. Правда, в короткое время реализовать данный потенциал едва ли удастся, но в среднесрочной перспективе для этого не видно никаких непреодолимых препятствий. Отечественный ВПК сохранил свой основной научно-технический потенциал, он дает реальные примеры выпуска продукции мирового уровня. Гражданские отрасли также располагают, хотя и сравнительно меньшими, возможностями создавать конкурентоспособные изделия. Правда, эти отрасли нуждаются в дорогостоящей модернизации. Поэтому основным резервом оздоровления российской промышленности и экспорта, видимо, пока является конверсия ВПК. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что конверсия сможет способствовать улучшению структуры российского экспорта и успешному импортозамещению только при целенаправленной поддержке государства. В условиях перехода к рыночной экономике, весьма популярной в руководстве ВПК и во властных кругах, связанных с ним, становятся идеи ''двойных технологий" и перехода от приоритета конверсии к приоритету экспорта вооружений. И можно считать, что первоначально здесь были достигнуты определенные успехи. В 1996 г. российский экспорт оружия достиг 3.5 млрд. долларов и страна вышла на второе место в мире, уступив только США. Появились оценки, определившие общий объем портфеля экспортных заказов на поставки российского вооружения величиной в 8-10 млрд. долларов. Сейчас экспорт обеспечивает оборонным предприятиям более 2/3 всех финансовых поступлений. Однако уже в 1997 г. объем экспорта вооружений снизился до 2,6 млрд. долларов, а по итогам 7 месяцев 1998 года оценивается в 1,1 млрд. долларов (за весь год будет экспортировано продукции менее чем на 2 млрд. долларов). Причин для подобной неудачи российской оружейной экспансии несколько: . поступившие средства от экспорта в силу специфики экономической ситуации использовались не на развитие экспортного производства, а на другие цели: отчасти на неотложные нужды (выплата заработной платы, ремонт оборудования и т.п.), отчасти уходили в другие сферы с более высокой прибыльностью операций (торговля, банковские операции) или оседали в управленческих структурах; . крайне негативный эффект имеет непрекращающаяся кулуарная борьба за право контроля над экспортом вооружений. Создание президентским Указом от августа 1997 г. двух дополнительных спецэкспортеров вдобавок к "Росвооружению" — "Промэкспорта" и "Российских технологий", по мнению большинства экспертов, лишь еще более усложнило бюрократическую цепочку принятия решений, в особенности в части поставок комплектующих изделий и запасных частей, которые особенно важны для полноценной работы на мировом рынке вооружений; . слабой стороной российского ВПК как раз стало неумение или невозможность перехода от разовых поставок оружия и военной техники к системе военно-технического сотрудничества, включающей ремонт, техническое обслуживание, модернизацию, поставки запчастей и другие компоненты развитого оружейного бизнеса. В результате российское оружие часто покупается для последующего дублирования или освоения технических новшеств уже национальными - производителями из других стран, этому способствует и низкая юридическая проработка контрактов российскими экспортерами. Часты и случаи нарушения российской стороной своих обязательств из-за внутренней дезорганизации производства, плохо проведенного маркетинга; . поскольку оружейный экспорт более чем любой другой сопряжен с внешнеполитической ситуацией, Россия столкнулась с активным противодействием не только, фирм-конкурентов, но и правительств отдельных стран (широко известен, например случай с поставками зенитных комплексов на Кипр). Утратив традиционные для себя платежеспособные рынки (Ирак, Ливия другие), на новых рынках России оказалось крайне трудно закрепиться, поэтому первоначальные успехи 1995-1996 гг.. когда на нее не слишком обращали внимание, потом развития не получили.[24] В целом можно констатировать, что экспортная политика государства сохраняет характерные для всего послереформенного периода черты балансирования на грани критических потребностей экономики и социальной сферы и поддержания экспортного сектора в состоянии минимально возможной готовности к развитию. Предстоящие несколько лет являются решающими для экономики России. В эти годы выяснятся долгосрочные перспективы ее развития, определится то место в мировой экономике, на которое страна сможет претендовать в новом столетии. При этом основной вектор развития будет формироваться под влиянием не столько внешней, сколько внутренней сферы. Темпы развития внешней торговли, сальдо торгового баланса, международная специализация страны будут в первую очередь зависеть от положения ее производства.[25] Общий же вывод о возможностях развития экспортных производств, альтернативных сырьевым можно сформулировать следующим образом: наращивание экспортного потенциала (в случае с ВПК оно несомненно более перспективно и экономически целесообразно, чем по энергоносителям) реально возможно лишь при условии проведения комплексной и продуманной экспортной политики, включающей в себя налоговую, инвестиционную, научно-техническую, внешнюю политику и другие аспекты, необходимые для решения поставленных задач. Как мне кажется, основой экспорта на долгие годы останутся энерго- сырьевые товары, а в импорте будут преобладать дешевые и низкокачественные товары потребительского назначения. Россия не сможет завоевать на рынке услуг по освоению космоса, других высокотехнологичных товаров и услуг место, соответствующее ее научно-техническим возможностям. Отсутствие достаточных заказов приведет к еще большему недофинансированию и, в конечном итоге, к упадку имеющегося потенциала в решающих областях научно- технического прогресса. Роль энерго-сырьевой периферии мировой экономики закрепится за Россией на неопределенно длительный срок. Не только состояние торговли страны, но и всей ее экономики будет в возрастающей степени зависеть от колебаний цен на мировых рынках сырья и от наличия пригодных к разработке природных ресурсов. Если деградация отечественной промышленности затянется, торговый баланс России может приобрести устойчиво отрицательное значение. Увеличится соблазн ввести протекционистские меры, не сопровождающиеся прогрессивными преобразованиями в производственной сфере. Такое развитие событий крайне не желательно для экономической, политической и социальной стабильности общества. Как видим, аргументы, приведенные против экспорта топлива, достаточно сильны и убедительны. Но есть и контраргументы, отражающие иную сторону проблемы. Потери от свертывания экспорта нефти будут неизмеримо больше, так как на него приходятся основные валютные поступления страны. Экспорт необходим также для того, чтобы рассчитываться по внешним долгам бывшего СССР и кредитам, полученным под гарантию российского правительства, включая транспортные услуги, оплату просроченных платежей по ранее завезенным товарам. Их общая величина составляет примерно $ 120 млрд. Валютный долг России будет продолжать оказывать негативное влияние не только на внешнеэкономические связи России, но через них и на экономическую ситуацию в стране. 2.2. Внешнеэкономическое сотрудничество и энергетическая дипломатия Расширение международной деятельности в сфере энергетики, взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами по освоению и разработке топливно-энергетических ресурсов, повышению эффективности их использования и освоению новых энергетических рынков является не только одним из важнейших направлений долгосрочной энергетической политики России, но и ее весомым вкладом в решение глобальных проблем энергетики, которые стоят перед человечеством в первые десятилетия XXI века. Международная деятельность и энергетическая дипломатия призваны: . обеспечить сохранение энергетической безопасности и независимости страны, восстановить и укрепить экономические позиции России в ряде регионов за ее пределами; . создать условия для максимально эффективной реализации экспортных возможностей отечественного ТЭК; . обеспечить свободный бездискриминационный доступ к зарубежным ресурсам и рынкам сбыта для национальных энергетических (нефтяных, газовых, электроэнергетических и др.) компаний, к финансовым ресурсам и к передовым энергетическим технологиям мирового соообщества; . способствовать привлечению в рациональных масштабах и на взаимовыгодных началах зарубежных инвестиций для модернизации и развития ТЭК и смежных с ним отраслей российской экономики; . обеспечить условия для расширения экспорта продукции отечественного энергетического, энерготехнического, нефтегазового и горно- транспортного машиностроения; . создать инструменты эффективного сотрудничества в рамках СНГ и мирового сообщества в целом. Основными принципами взаимоотношений с зарубежными партнерами новая редакция Энергетической стратегии России провозглашает следующие[26]: . отношения со всеми зарубежными государствами, организациями и компаниями строятся исходя из приоритета национальных интересов Российской Федерации на взаимовыгодных началах. Признавая равные возможности отечественных и зарубежных структур, государство сохраняет за собой право оказывать протекционистскую поддержку национальным предприятиям; . особый приоритет имеют отношения со странами СНГ, высший приоритет - с Белоруссией; . допускаются любые формы участия иностранного капитала в топливно- энергетическом комплексе России, за исключением ограничений, предусмотренных законодательством России и субъектов Федерации; . допускаются любые формы участия национального капитала в энергетике зарубежных стран в целях повышения эффективности и надежности энергообеспечения отечественных потребителей; . выступая за открытую и честную конкуренцию на своих внутренних рынках, Россия вправе требовать такого же подхода и для своих компаний на рынках зарубежных государств; . отрицается политическое и силовое давление на партнеров, а возникающие энергетические проблемы должны решаться на справедливой основе путем переговоров. Исходя из этих целей и принципов, международная деятельность России в сфере энергетики будет осуществляться по следующим основным направлениям: . экспорт топливно-энергетических ресурсов; . разработка и освоение энергетических ресурсов на территории других государств; . закрепление на внутренних энергетических рынках зарубежных государств, совладение сбытовой сетью энергоресурсов и объектами энергетической инфраструктуры в этих странах; . привлечение зарубежных инвестиций в производство, транспорт и преобразование энергоносителей в России; . международное научно-техническое и правовое сотрудничество. Важнейшим направлением в течение всей рассматриваемой перспективы останется экспорт энергоресурсов. Энергетической стратегией России предусматривается сохранение значительных объемов экспорта энергоресурсов, особенно природного газа и жидкого топлива, однако наращивание их поставок на внешние рынки должно прекратиться уже к 2012-2015 годам. Дальнейшая динамика экспорта энергоносителей будет определяться прежде всего соотношением между ценами внешних рынков и издержками на добычу (производство) топлива и энергии в России. На масштабах вывоза углеводородного сырья будет также сказываться удельный вес его производства с привлечением зарубежного капитала и на условиях соглашений о разделе продукции. В перспективе возможен масштабный выход России на мировой рынок сжиженного природного газа, а также начало экспорта синтетического моторного топлива. Россия не заинтересована в сохранении зависимости от своего основного (европейского) рынка сбыта энергоресурсов. Уже к 2010 году будут реализованы меры по существенной диверсификации экспортных потоков российских энергоносителей в южном и восточном направлениях. В последующие годы эти направления (и прежде всего страны Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом) будут занимать все больший удельный вес в географической структуре экспорта энергоресурсов из России. Возрастут межсистемные перетоки электроэнергии между Россией и зарубежными государствами, потребуется организация совместной работы энергосистем России, Белоруссии и других стран СНГ с межгосударственными энергетическими объединениями Южной, Центральной и Западной Европы. "Энергомосты" со странами Северо-Восточной Азии положат начало формированию глобальных евроазиатских энергетических систем. Для обеспечения прогнозируемого экспорта энергоресурсов из России понадобится освоение уникальных месторождений углеводородного сырья полуострова Ямал, Восточной Сибири, шельфов Баренцева, Карского и дальневосточных морей, коренная реконструкция и развитие электроэнергетики, разработка и широкое внедрение новых технологий добычи (производства), переработки (преобразования) и транспорта (распределение) энергоносителей. Россия выступает за формирование единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, за развитие международных энерготранспортных систем, за недискриминационный транзит энергоносителей. В этих целях государство будет поощрять участие российских акционерных обществ и компаний в разработке и реализации крупномасштабных международных проектов, таких, как: . газотранспортные - "Ямал-Европа", Южно-Европейский и Северо-Европейский газопроводы, "Ковыкта-Китай-Корея", "Голубой поток" и др.; . нефтетранспортные - "Каспийский трубопроводный консорциум", "Балтийская трубопроводная система", "Восточная Сибирь-Китай" и др.; . электроэнергетические - "Балтийское кольцо", "Объединенная энергетическая система стран Каспийско-Черноморского бассейна", энергомосты "Восток-Запад", "Сибирь-Китай", "Сахалин-Хоккайдо" и др. Сотрудничество в сфере энергетики со странами СНГ и особенно с Белоруссией относится к числу важнейших приоритетов долгосрочной энергетической политики российского государства. Основными направлениями этого сотрудничества являются: . всестороннее развитие интеграционных процессов в энергетике на базе использования объективных преимуществ совместной работы крупных (объединенных) электро-, газо-, нефте- и нефтепродуктоснабжающих систем и входящих в них предприятий для повышения экономической эффективности, надежности и маневренности их функционирования; . обеспечение надежности функционирования всех видов топливно- энергетических коммуникаций, связывающих Россию с Европой и другими регионами мира и проходящих по территории стран СНГ; . координация и согласование налоговой, ценовой и тарифной политики при торговле и транзите энергоресурсов в рамках СНГ; . сохранение и развитие единой технологической и экологической политики в сфере производства и потребления топлива и энергии; . координация долгосрочной энергетической политики, разработка и |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |