бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы рыночной экономики

смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом

право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 - 19

веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих

первичных прав. 20 век был ознаменован почти повсеместным укреплением

экономического присутствия государства.

Со второй половины 19 века национальное производство достигло

невиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно

- техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублением

общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали

потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в

антициклическом регулировании.

Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур:

картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспечения

конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного

законодательства и его применение органами государства.

Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки

к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая

система мер, включавших принудительное картелирование (Германия),

протекционизм (Япония). Формировались военно-промышленные комплексы, тесно

связанные с правительством.

Государственное регулирование обусловлено появлением новых

экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может

справиться.

И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике

осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно -

командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика,

особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства

представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и

контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и

приспособления существующей социально - экономической системы к

изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись

экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены

автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость

значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения

частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в

национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая

безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на

мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Теоретически понятие государственной экономической политики шире

понятия государственного регулирования экономики, так как первая может

основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную

жизнь (известный принцип экономического либерализма laisser faire - laisser

passer). В современных условиях невмешательство государства в социально-

экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о

необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах,

формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование

экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время

идентичны.

Объективная возможность государственного регулирования появляется с

достижением определенного уровня экономического развития, концентрации

производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в

действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми

и призвано справиться государственное регулирование экономики.

В современных условиях государственное регулирование экономики

является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи:

это, например, стимулирование экономического роста, регулирование

занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной

структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы

государственного регулирования экономики определяются характером и остротой

экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный

период.

Рыночной экономике свойственно нерациональное использование ресурсов,

ярким проявлением которого являются экономические кризисы с их

разорительным влиянием на созданные обществом производственные силы,

увеличением неполного использования производственных мощностей и

безработицы. Но обеспечить более достойный жизненный уровень всем членам

общества без перехода к социально ориентированному рынку, как признает

сейчас большинство экономистов и практиков, невозможно.

Эффективность рыночного хозяйства повышается, если государство

проводит политику его регулирования.

Задачи государства при регулировании социально-экономических

процессов:

1. Создание надежного правопорядка, в рамках которого возможно

принятие децентрализованных решений, то есть урегулирование возможностей

вступления в договорные отношения и порядок распоряжения и пользования

собственностью.

2. Обеспечение внутренней и внешней безопасности.

3. Обеспечение стабильности национальной валюты.

4. Развитие социальной инфраструктуры, в частности: образования,

здравоохранения, науки, транспорта и т.д.

5. Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования картелей

власти на рынке сбыта.

6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права

для более слабых членов общества.

7. Разработка и реализация требований, запретов и использование

рыночно-хозяйственных стимулов для охраны среды.

8. Определение общепризнанных правил в области налогового и социального

права и внешнеэкономических отношений.

9. Макроэкономическое управление социально-экономическими процессами в

рамках возможностей рыночного хозяйства.

Цели и средства социально-экономического хозяйства в области

экономической и социальной политики:

1. Повышение жизненного уровня населения.

2. Стабильный уровень цен.

3. Социальное обеспечение и справедливость.

Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система

мер:

а) Сохранение и усиление нормально функционирующей конкурентной

борьбы.

б) Проведение политики, гарантирующей нормальный и надлежащий

экономический прирост в условиях высокого уровня занятости, стабильности

цен и сбалансированности внешнеэкономических связей.

в) Обеспечение максимально свободного международного обмена.

г) Обеспечение свободной конвертируемости валюты.

д) Развертывание международного разделения труда в экономике.

Необходимо иметь в виду, что повышение уровня жизни является

самоцелью. Так как, во-первых, человек стремится к более качественным

решениям какой-либо проблемы за счет получения прибыли и повышения

зарплаты, во-вторых, экономический рост создает новые рабочие места, в-

третьих, экономический рост облегчает структурные изменения в народном

хозяйстве и содействует НТП, в-четвертых, экономический рост служит

гарантией социального обеспечения.

Обеспечение стабильного уровня цен является одним из основных

инструментов решения задачи. Обеспечение стабильного уровня цен

осуществляется за счет независимого от правительства центрального

эмиссионного банка, за счет надежной финансовой системы государства и за

счет обеспечения сбалансированности внешнеэкономических связей.

Стабильность денежной системы является предпосылкой функционирования

механизма цен, а стабильные цены являются выражением социальной

справедливости на практике.

Стремление к высокому уровню занятости существует не только по

экономическим причинам, но и по социальным и политическим причинам. В

результате каждый трудоспособный гражданин может вступить в трудовую

жизнь и зарабатывать средства для существования. При потери места он имеет

право требовать пособие по безработице.

Порядок на рынке труда характеризуется прежде всего тарифной

автономией. Тарифная автономия позволяет работодателям или профсоюзам на

основе собственной ответственности договариваться о заработках и условиях

труда. Вместе с тем тарифная автономия требует учета и общественного блага.

Цель социального обеспечения и справедливости и справедливого

распределения доходов и имущества достигается путем регулирования тарифных

договоров и за счет системы социального законодательства.

Первоначальное распределение доходов, свободно формирующееся на рынке,

по социальным причинам исправляется государством за счет

дополнительного налогового обложения или за счет распределения

дополнительных средств. Однако речь идет не просто о выравнивание доходов.

В системе рыночного хозяйства равенство доходов не является положительной

целью. Различие доходов является существенной движущей целью для

экономической динамики. Выравнивание доходов означает направление ситуации

в пользу тех, кто не в состоянии идти в ногу с рыночным прогрессом.

4. ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ В РОССИИ

4.1. Особенности рыночных отношений в России

Система рыночных отношений внедряется в России с большими

трудностями и издержками. В качестве объективного фактора этого явления

можно назвать то, что в России никогда не было социально-рыночного

хозяйства.

Дорога к социально ориентированной рыночной экономике непростая и

болезненная, она предусматривает разрешение комплекса кардинальных проблем:

1) Овладение разными формами собственности и хозяйствования,

обеспечение их экономической равноправности, разгосударствления экономики;

2) Обеспечение структурной перестройки экономики и преодоление ее

дефицитного характера;

3) Оздоровление финансово-кредитной и денежной инфраструктуры,

преодоление инфляционных процессов;

4) Постепенный отход от затратной модели ценообразования

“освобождения” цен на основную часть продукции промышленности, сельского

хозяйства, сферы услуг;

5) Демонополизацию сферы обращения, кредитного обслуживания

предприятий и населения, научного обеспечения экономики;

6) Переустройство национального рынка как части мирового хозяйства;

7) Преодоление нерыночной ориентации системы образования и

профессиональной подготовки. По данным наших социологических исследований,

к работе в условиях рынка пока что готовы не больше 5% руководителей и

специалистов экономических служб предприятий.

Одновременно с решением данных вопросов необходимо предусмотреть и

подготовить систему мер, направленных на защиту населения, особенно той его

части, которая получает низкие доходы.

Система реальных планомерно рыночных отношений только начинает

формироваться. Следует учесть, что рынок выступает не конечной целью

радикальной перестройки экономической системы общества, а только способом

решения его кардинальных социально-экономических проблем с целью реального

повышения уровня благосостояния народа. То есть, идет речь о формировании

социально ориентированного рынка.

Большинство зарубежных авторов концепции социального рыночного

хозяйства негативно оценивают макроэкономическое регулирование и даже

отождествляют его с государственным экономическим интервенционизмом.

В наших же условиях экономика еще достаточно долго будет оставаться

постсоциалистической и полурыночной. А это означает существование в течение

относительно продолжительного времени наряду с нарождающимся частным

сектором мощного государственного, предусматривающего необходимость

достаточно жесткого макроэкономического регулирования.

Говоря о том, какие существенные стороны социально ориентированной

экономики необходимо будет адаптировать, нужно исходить из сходства (пусть

и отдаленного) между современной экономической ситуацией в России и в тех

странах, которые первыми стали исповедовать принципы кейнсианства и

неолиберализма.

С распадом Советского Союза Россия унаследовала монополизированную,

милитаризованную, центрально управляемую экономику. Среди важнейших задач

на сегодняшний момент является отказ от жесткого административного

регулирования и демилитаризация экономики, ее структурная перестройка на

началах приоритетности производства социально значимой продукции.

Пропорции между частным и государственным секторами будут постепенно

изменяться в пользу первого, но все таки предстоит длительный период их

сосуществования. Этот симбиоз с его всевозможными конфликтами и трениями

будет неизбежен в течение довольно долгого срока.

Хотя попытки смоделировать новую парадигму экономики на основе

смешанной экономики и социально ориентированного рыночного хозяйства можно

признать некоторым нарушением классического подхода, такое обвинение нам

просто некому предъявить. Ибо большинство цивилизованных стран состояние

постсоциалистической экономики никогда не переживали. Наши же соседи по

бывшему социалистическому содружеству демонстрируют подчас такие

экстравагантные способы переустройства экономики, что предлагаемый вариант

представляется чуть ли не образцом экономического классицизма. К тому же

все без исключения модели экономического развития являются настолько

динамичными и быстротрансформирующимися, что зачастую в стадии своей

зрелости весьма отдаленно напоминают исходное состояние.

Более того, в настоящее время специалисты в области теории и практики

рынка, говоря о наиболее цивилизованных его формах, имеют в виду прежде

всего так называемый социально ориентированный рынок. Представляется, что

“под крышей” этого определения уже сегодня успешно уживаются

модифицированные неолиберализм и кейнсианство, социальное рыночное

хозяйство и смешанная экономика.

Именно социально ориентированный рынок сможет, с одной стороны,

“удержать” экономику в русле общецивилизационных закономерностей рынка, а с

другой - оптимально учесть ее постсоциалистические особенности.

Безусловно, постсоциалистический характер экономики является важным,

но не единственным определителем сущностных черт будущей модели

национальной экономики. В ситуации, когда и национальная экономика, и

значительная часть населения находятся у последней черты, попытка опираться

сугубо на индивидуализм и рыночные рычаги не только обречена на провал. но

и чревата в наших условиях наступления дикого рынка, сверхкоррупции,

катастрофической социальной поляризации общества и однозначным взрывом в

результате.

Учитывая, что социальное рыночное хозяйство представляет собой путь,

отличный от центрально управляемого хозяйства и экономики, руководимой лишь

“невидимой рукой” рынка, оно вряд ли поместится в рамки какой либо модели

рыночной экономики. В силу многих причин оно претендует на роль новой

парадигмы экономики второй половины двадцатого века.

Вместе с тем определение “социальное рыночное хозяйство” часто

отождествляется с понятием “социально ориентированный рынок”. Правомерно ли

это? Думается что вполне. Особенно, если учесть, что в основе такой

синонимичности лежит адекватность целей и способов их достижения.

Выстраивая парадигму российской экономики, нужно уберечься от двух

крайностей: во-первых, изобретения “своей” модели, что подобного нет нигде

в мире; во-вторых, попыток слепого заимствования.

Рынок должен опираться с одной стороны, на смешанную экономику с ее

сильной государственной распределительной политикой, обеспечивающей

достаточную поддержку социально уязвимых слоев населения, а с другой

стороны - на принципы социального рыночного хозяйства, с их отчетливо

выраженной антитоталитарной направленностью. Достичь таких целей возможно

лишь в том случае, если удачно скомбинировать черты наиболее подходящих нам

экономических моделей. Разработанная модель рынка должна сочетать условия

для развития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого

экономического регулирования рынка, сильную государственную политику и

безусловный приоритет экономической эффективности, неприкосновенность и

всемерную поддержку частной собственности, и относительно длительное

сосуществование основанных на ней хозяйственных форм с мощным

государственным сектором.

Одним словом, это должна быть такая модель, которая бы предусматривала

построение социально ориентированной рыночной экономики на фундаменте

постсоциалистической.

Преодолевая отжившие стереотипы, нужно отдавать себе отчет в том, что

смешанная экономика представляет собой не какое-то хаотическое

нагромождение на практике и эклектичное соединение в теории сугубо

“капиталистических” и “социалистических” форм, а предстает в виде

диалектического единства форм собственности и способов ведения хозяйства,

выдержавших проверку мировой практикой на конкурентоспособность.

Другими словами, смешанная экономика представляет собой объективно

обусловленный и исторически закономерный этап эволюции рыночных отношений,

характеризующийся конкуренцией цивилизованных форм собственности и

хозяйствования, высокой эффективностью экономики и соответствующей

социальной защищенностью людей.

Социальное рыночное хозяйство в обязательном порядке предусматривает

действенные меры государственного регулирования экономики. И, хотя об

эффективности этих мер, степени вмешательства государства в экономику и о

его необходимости вообще, продолжают спорить экономисты, на практике этот

вопрос однозначно положительно решен в большинстве стран цивилизованного

рынка.

В своей направленности векторы экономической и социальной

эффективности рыночной экономики далеко не всегда совпадают, более того,

безработица, сравнительная нищета, социальные поляризация общества являются

непременными атрибутами рыночной экономики. Для минимизации этих социальных

явлений также требуется государственное вмешательство, регулирование рынка.

Не административная или в лучшем случае административно-экономическая

модель рыночного регулирования, а экономико-административная (с ударением

на первом слове) модель должна стать приоритетом. И изобретать тут ничего

нового не приходится. Среди главных и апробированных инструментов

регулирования рыночной экономики следующие:

- финансово-кредитная система с совершенной налоговой, эмиссионной и

таможенно-пошлинной политикой, финансированием, кредитом,

стратегией и тактикой процентных ставок;

- механизм ценообразования и определенное соотношение в нем твердых

и гибких, оптовых и розничных цен с нормативами формирования

структурных слагаемых цены;

- различные маркетинговые макроусилия, формирующие экономические

потребности и потребительский спрос населения;

- инвестиционная политика государства;

- объем и структура производимых товаров, формы их закупки и

реализации, квоты производства, экспортно-импортная политика;

- элементы и допустимые пределы чрезвычайности при реализации

экономических программ в экстремальных условиях переходного

периода, а также другие рычаги регулирования.

Именно регулирование рынка должно составлять львиную долю того, чем

необходимо сегодня заниматься правительству. При этом не должно сложиться

положение, когда государственная опека будет распространяться только на

государственный сектор экономики, а частный сектор будет либо предоставлен

самому себе, либо обложен немыслимыми административно-экономическими

шлагбаумами. За исключением предприятий-монополистов, правила рыночной

игры, в том числе и регулирования экономики, должны быть одинаковы для

всех.

При этом нельзя не сказать несколько слов о таком важнейшем слагаемом

государственного воздействия на макро- и микроэкономический процесс, как

планирование. Складывается впечатление, что сегодня употребление термина

планирование считается чуть ли не нонсенсом, если не предпослать ему

определение “индикативное”. Другими словами, абсурдность всеобъемлющего

директивного планирования времен реального социализма некоторые экономисты

распространяют на планирование вообще. Говоря о необходимости

макроэкономического планирования знаменитый американский предприниматель Ли

Якокка подчеркивает: “Государственное планирование отнюдь не должно

означать социализм. Оно означает лишь наличие продуманной стратегии,

сформулированных целей. Оно означает согласование всех аспектов

экономической политики вместо разрозненного выдвижения по частям, негласной

их разработки людьми, преследующими лишь свои узко групповые интересы.” [

Якокка Л. “Карьера менеджера” Москва “Прогресс” 1991 г. с.361]

Высказанная мысль сегодня чрезвычайно актуальна для экономики России,

ибо от полной апологии директивного планирования маятник нашего восприятия

качнулся и застыл в крайней противоположной позиции - полном отрицании

государственного планирования как важнейшего рычага регулирования

экономики.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что речь сегодня идет не

столько о многовариантности выбора моделей российской экономики, сколько о

его предопределенности ранее сложившимися политико-экономическими

обстоятельствами макроуровня. Ни превалирование планово-распорядительных

начал, ни акцент на форсированно созданные сугубо рыночные, а в

существующей ситуации оборачивающиеся своей противоположностью способы

баланса ограниченных ресурсов и неограниченных потребностей, не сулят

оптимистических перспектив развитию социально ориентированной рыночной

экономике.

Переход к социально ориентированной рыночной экономике предполагает

необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики,

то есть наличие регулируемого рынка во всех сферах общественного

производства. Такое регулирование осуществляется как экономическими, так и

административными методами. Их следует не противопоставлять, а органично

сочетать, исходя из того, в какой мере административное регулирование

отвечает требованиям объективного развития, нынешнего состояния экономики и

др. В итоге вырисовываются такие контуры модели рыночной экономики.

Во-первых, это должен быть социально ориентированный рынок, гармонично

сочетающий антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и

экономическое макрорегулирование смешанной экономики.

Во-вторых, новая модель экономики должна предусматривать, с одной

стороны, относительно продолжительное сосуществование сильного

государственного и нарождающегося частного сектора экономики. При этом

превалирование на первом этапе государственного сектора не должно означать

каких либо особых льгот, преимуществ или исключительных прав, которыми

пользовались предприятия этого сектора. Вместе с тем, курс на скорейшее

становление частного сектора не должен означать искусственный и

форсированный раздел государственных предприятий, их немедленную поголовную

передачу в частные руки. Такие проблемы должны решаться постепенно и с

помощью механизмов конкуренции, разгосударствления, приватизации,

банкротства, слияний, поглощений и других трансформаций.

В-третьих, и в ближайшем будущем экономика не может быть ничем иным,

кроме как двойственной экономикой, одним из главных критериев управляемости

которой будет противоречивое единство достаточно жесткого регулирования

экономики и рыночного саморегулирования. Причем ослабление и сужение сферы

макрорегулирования должно происходить только по мере становления и

нарастания рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах.

В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере

экономики должно происходить на фоне аналогичного усиления роли государства

в социальной сфере.

В-пятых, в сложившейся политико-экономической ситуации экономика

России должна представлять собой не сепаратистскую, а унитарную

конструкцию, с существенными элементами регионального самохозяйствования.

4.2. Условия формирования рыночной системы в России.

Для формирования рыночной системы в России необходим ряд условий и

институтов:

1. Преобразование в системе экономических отношений и образование новой

системы. С 1992 года в РФ был взят курс на плюрализм форм

собственности.

2. Обеспечение полной независимости всех участников воспроизводственного

процесса, действующих на рынке в сочетании с их экономической

ответственностью.

3. Установление экономической системы, базирующейся на экономике

договоров, сделок между равноправными партнерами.

4. Введение свободных или мягко регулируемых цен. Существует

диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году была проведена

реформа, и сейчас существует три вида цен:

а) устанавливаемые государством;

б) регулируемые государством;

в) цены свободного рынка.

5. Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этого

требуется использование в определенных сочетаниях экономических,

технических и социальных предпосылок.

1. Экономические предпосылки.

На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество

продавцов и покупателей. Число производителей должно быть больше 8-15.

Рынок считается монополизированным, если 4 фирмы контролируют 80%

отрасли.

2. Технические предпосылки.

Необходим определенный уровень специализации и концентрации

производства, обеспечение технического превосходства изделий, их качества.

3. Социальные предпосылки.

Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных

услуг, условий оплаты товаров (в том числе кредитных).

6. Формирование устойчивой финансово-кредитной системы.

Необходимо проведение следующих мер:

а) увеличение доходной части бюджета;

б) укрепление национальной валюты;

в) сокращение расходов на управление;

г) ужесточение контроля за использованием бюджетных средств.

7. Создание высокоразвитой рыночной инфраструктуры:

4. создание сильного рыночного законодательства;

5. формирование банковской, страховой и биржевой системы.

8. Обеспечение открытости экономики, ее интеграция в систему мировых

хозяйственных связей.

Реализация этого условия предполагает предоставление права любой

экономической организации осуществлять внешнеэкономические операции с

инофирмами, в соответствии с законодательством, на равных условиях с

остальными производителями действовать на внутреннем рынке. Но существуют

препятствия:

а) в РФ слабый уровень развития экспортной базы;

б) частичная конвертируемость рубля.

9. Необходимо решить социально-политические проблемы, связанные с

формированием рыночной экономики.

Рынок - это социальный институт, требующий от людей определенных норм

поведения. Для России характерен административный тип поведения. Для

такого человека характерна привычка к жизни в структуре, где господствуют

связи по вертикали, в роли подчиненного он склонен к формальному

послушанию, привычен к нарушению его гражданских прав. Для него характерна

закононепослушность, нижние надеются на верхних, признают социальное

неравенство как норму. Предпринимательские установки распространены

слабо. Распространение имеет уравнительные тенденции. Социальная

справедливость - это равенство в потребление, но не в возможностях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов.

Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова.

Издательство БЕК. Москва 1995.

2) Макроэкономика. Учебное пособие. М.К.Бункина, В.А.Семенов.

Издательство “Эльф К - пресс”. Москва 1995.

3) Социальная рыночная экономика. Германский путь. Хайнц Ламперт.

Издательство “Дело”. Москва 1994.

4) Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство

“Соминтек”. Москва 1992.

5) English-Russian Business Dictionary. Ants Pihlak. TEA Language

Center Ltd., 1994.

6) Якокка Л. “Карьера менеджера” М., “Прогресс”,1991 г., с. 361

7) Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. С.453-

458, 562-578.

8) Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. С.75-94.

9) Макконнелл К., Брю С. Экономикс. 1992. С.175-190.

10) Рыночная экономика. Т.1. Ч.2. С.55-68.

11) Мэнкью Г. Макроэкономика. С.340-350.

12) К 75-летию Конъюнктурного института («круглый стол»)// Вопросы

экономики. 1996. № 5. С. 148-156.

13) Курс экономической теории.М.,1993. С.250-260.

14) Научное наследие Н.Д. Кондратьева и современность// Вопросы экономики,

1992. № 10.

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.