бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Муниципальный заем

облигаций, облигаций внутреннего займа (по типу ГКО), сберегательных

облигаций для населения и еврооблигаций для внешний инвесторов. В то же

ключе действует и администрация Санкт-Петербурга, несколько ранее Москвы

начавшая осуществление диверсифицированных программ: ею выпущены жилищные

сертификаты, МКО (ГГКО), сберегательные облигации и еврооблигации.

Москва на сегодняшний день вообще является крупнейшим эмитентом по

объему выпущенных ценных бумаг. Так выглядит первая десятка эмитентов,

осуществивших наиболее крупные заимствования.

Десять крупнейших эмитентов в 1997 году.

|Эмитент |млн. руб. |млн. руб. |

|1. Москва* |7472,0 |1287,835 |

|2. Санкт-Петербург* |2972,7 |513,369 |

|3. Оренбургская область |2189,2 |379,644 |

|4. Республика Татарстан |1500,0 |261,813 |

|5. Республика Саха (Якутия) |1429,7 |244,929 |

|6. Московская область |1000,0 |172,959 |

|7. Иркутская область |855,0 |152,649 |

|8. Волгоградская область |843,2 |145,723 |

|9. Нижегородская область* |801,2 |137,008 |

|10. Ставропольский край |649,4 |112,210 |

|Примечание: *- субъекты выпускали еврооблигации и пересчет в рубли |

|осуществлен по текущему курсу |

Дифференциация среди крупных эмитентов довольно высока. Так, объем

выпусков Москвы превышает объем выпусков Ставрополья в 11 раз.

Агрооблигации.

В июне 1997 года на российском фондовом рынке появился новый сегмент

– рынок «агрооблигаций», выпускаемых субъектами РФ в погашение товарного

кредита предприятиям агропромышленного комплекса 1996 года.

Реструктуризация задолженности подобным образом – один из способов решения

проблем в финансовых взаимоотношениях центра и регионов.

Агрооблигация – это бездокументарные ценные бумаги номинальной

стоимостью 10 млн. руб., по которым выплачивается купонный доход в размере

10% годовых. Облигации выпускаются траншами со сроком погашения 1,2 и 3

года.

к сентябрю 1997 года 50 субъектов РФ зарегистрировали в Минфине

России 147 выпусков «агрооблигаций» на общую сумму 5 млрд. руб. На аукционе

ММВБ были выставлены облигации 34 субъектов РФ (из них полностью размещены

ценные бумаги 16 регионов на общую сумму 2,1 млрд. руб. по номиналу).

Вторичный рынок «агрооблигаций» пока малоактивен и низколиквиден. Это

объясняется следующими причинами:

. объемы выпуска «агрооблигаций» каждого отдельно взятого эмитента

сравнительно небольшие (в среднем 100 млрд. руб.), чего недостаточно для

формирования высоколиквидного рынка ценных бумаг (по экспертным оценкам

специалистов ММВБ, объем ликвидного рынка должен составлять как минимум

50-60 млн. долл. США);

. вторичные торги проводятся только по тем выпускам «агрооблигаций»,

первичное размещение которых полностью завершено (на данный момент, как

уже отмечалось, завершено размещение бумаг только 16 эмитентов);

. крупными держателями «сельских» облигаций, по некоторым данным, являются

зарубежные финансовые институтов, которые, видимо, приобретали эти

облигации главным образом в целях формирования долгосрочных

инвестиционных портфелей, а вовсе не ради краткосрочных спекуляций на

рынке;

. недостаточной информационной открытостью данного рынка, связанной, в

частности, с тем, что эмитенты, передав облигации в собственность Минфину

России, фактически теряют интерес дальнейшей судьбе этих бумаг.

Еврооблигации.

В целом условия заимствования на международных финансовых рынках для

эмитентов более выгодны, чем на внутреннем рынке, поскольку, во-первых,

рынок еврооблигаций высокоорганизован и обладает хорошо отлаженной

инфраструктурой, а во-вторых, заемные средства, мобилизованные таким путем,

являются более дешевыми ресурсами и могут привлекаться на более длительный

срок (срок обращения от 3 до 30 и более лет).

В настоящее время единственным документом, регулирующим выпуск

еврооблигаций органами власти, является указ Президента РФ № 304 от 8

апреля 1997 года «О выпуске внешних облигационных займов органов

исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области».

В соответствии с данным указом:

. общий объем заимствований любого из субъектов РФ в пределах бюджетного

года не должен превышать 30% объема собственных доходов бюджета;

. расходы на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств не

могут составлять более 15% собственных бюджетных доходов;

. субъекты РФ должны получить кредитные рейтинги от не менее чем двух

ведущих рейтинговых агентств.

К настоящему времени Москва и Санкт-Петербург успешно разместили на

международном финансовом рынке свои еврооблигации на сумму 500 и 300 млн.

долл. соответственно. Администрация Нижегородской области в сентябре 1997

г. также зарегистрировала в Минфине России решение о выпуске еврооблигаций

на сумму до 100 млн. долл. кроме того, о своих планах выпустить

еврооблигации заявили также администрации Свердловской, Пермской,

Иркутской, Ленинградской, Московской, Самарской и Челябинской областей,

правительства республик Татарстан, Коми, Саха (Якутия), Марий Эл и ряд

других субъектов РФ.

Условия выпуска еврооблигаций субъектами РФ.

| |Срок обращения |Спрэд базисных | |

|Эмитент | |пунктов[5] |Рейтинг |

|1. Москва |3 года |315 |S&P- ВВ – Moody’s: Ba2 |

|2. Санкт-Петербург |5 лет |312,5 |S&P- ВВ – IBCA: BB+ |

|3.Нижегодская область |5 лет |280 |S&P- ВВ – Moody’s: Ba2 |

Займы по типу ГКО-ОФЗ

Займы этого типа по способу и механизму размещения, а также по

организации вторичного обращения и погашения во многом аналогичны ГКО/ОФЗ

Минфина России. Как правило такие займы носят нецелевой характер; облигации

выпускаются в обращение в бездокументарной форме и являются именными

ценными бумагами, бескупонными дисконтными (типа ГКО) или купонными (типа

ОФЗ); размещение проводится отдельными сериями (траншами) в форме аукциона

через биржевые торговые системы.

На рынке субфедеральны и муниципальных ценных бумаг займы типа

ГКО/ОФЗ по объемам выпуска являются лидерами: в январе – августе 1997 года

на них пришлось примерно 35% от общего объема зарегистрированных займов (в

1996 г. - свыше 85%). В настоящее время обязательства подобного типа

выпускаются Санкт-Петербургом, Москвой, Республикой Татарстан,

Свердловской, Челябинской, Новосибирской, Иркутской, Волгоградской,

Пермской и Московской областями. Популярность этих займов у инвесторов

объясняется приемлемой ликвидностью и сравнительно высокой доходностью

бумаг.

Жилищные займы.

До недавнего времени жилищные займы составляли саму многочисленную

группу: в 1994-1996 гг. на них приходилось более половины общего числа

выпусков. У эмитентов из числа органов местного самоуправления (в небольших

городах) они пользовались особой популярностью. Однако часто эти займы не

давали желаемых результатов. Эмитенты сталкивались с проблемой

недоразмещения облигаций, что обусловливалось высокой стоимостью

строительства жилья и соответственно жилищных облигаций при ограниченном

платежеспособном спросе основной массы населения. Видимо, по этой причине

количество новых жилищных займов в 1997 г. заметно сократилось (6% от

общего числа выпусков).

3.2.Выпуск и обращение Волгоградских обязательств.

Первый выпуск волгоградских областных долговых обязательств (ВОДО)

состоялся 3 апреля 1995 года. Эмиссия проводилась по решению администрации

Волгоградской области. В ноябре 1996 г. волгоградская областная дума

приняла закон Волгоградской области, определяющий основные направления

развития рынка волгоградских ценных бумаг. В законе оговорены их виды и

формы:

Областные ценные бумаги разделены на 2 вида:

. волгоградские областные долговые обязательства – краткосрочные дисконтные

ценные бумаги с периодом обращения до 1 года включительно;

. волгоградские областные облигации (ВОД) – средне- и долгосрочные

процентные ценные бумаги с периодом обращения от 1 года до 5 лет и свыше

5 лет.

В законе указаны основные задачи эмитента:

. сокращение оттока из области денежных средств и привлечение в область

дополнительных денежных ресурсов;

. активизация и развитие инфраструктуры областного рынка ценных бумаг;

. создание регионального финансового инструмента как надежной формы

размещения свободных денежных средств населения;

. выработка доверия к эмитенту как первоклассному заемщику.

В качестве доверия к эмитенту как первоклассному заемщику.

В качестве основных целей эмиссии ВОДО названы:

. финансирование текущих расходов бюджета;

. сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей в бюджет путем

сокращения кассовых разрывов.

Эмиссия ВОО предпринята для финансирования:

. инвестиционных проектов;

. жилищного строительства;

. развития транспортной и социальной инфраструктуры;

. приоритетных отраслей местной промышленности.

Гарантом займа является бюджет области. Но закон предусматривает и

дополнительные гарантии. С этой целью создаются специальный резервный фонд

недвижимости и ценных бумаг находящихся в собственности субъекта

Федерации, возможность досрочного погашения (путем зачета) сумм налоговых

платежей юридических лиц в областной бюджет.

Эмиссия областных облигаций имеет несколько ограничений:

. общий объем ВОДО но номиналу в обращении не должен превышать 8% (а ВОО –

7%) доходной части областного бюджета за текущий год;

. общий объем зарегистрированных эмиссий ограничен 20% доходной части

областного бюджета на текущий год;

. минимальный размер заявки на участие в первичном размещении равен 100

млн. руб. (в новых ценах 100 тыс. руб.) по номиналу размещаемых ценных

бумаг. Оговорена процедура доразмещения.

Погашение облигаций займов администрация Волгоградской области производится

по нарицательной (номинальной) стоимости.

Сумма полученного дохода выражается разницей между номинальной

стоимостью облигации и ее ценой продажи с дисконтом.

Доходность облигаций к погашению определяется по формуле:

D = Р/ Н-Р * 365 / С * 100%, где

Р – дисконт (разница между номинальной стоимостью и ценой продажи);

Н – номинальная стоимость облигаций;

С – период обращения облигаций (количество дней, оставшихся до погашения

соответствующего выпуска облигаций).

Первичное размещение.

Первичное размещение облигаций производится в закрытой форме.

Отличительная черта волгоградских ценных бумаг состоим в том, что рынок

ВОДО и ВОО внебиржевой. Эмитент официально объявляет предполагаемый дисконт

или процент по купону, принимает от уполномоченных дилеров (банков или

профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность

на основании соответствующих лицензий) заявки на участие в процедуре

размещения областных ценных бумаг (в заявке должно быть указано количество

облигаций и предполагаемая цена пакета).

За время существования займа уполномоченными дилерами выступали

волгоградские банки: Волго-Донской инвестиционный банк, Волгопромбанк

«НОКСС», «Кор», «РусЮгБанк», «Савва», а также филиалы иногородних банков:

Камышинский филиал петербургского АКБ «Петровский», Газпромбанка, АБ

«Империал», АБ «Возрождение», АБ « Мосэксимбанк», Волжский филиал АКБ

«Московский индустриальный банк и профессиональные участники: Волгоградская

фондовая корпорация, ИК «НОКСС», Волгоградская инвестиционная компания,

финансовый брокер «Август», «Волжский новый альянс», ИК «Сфера Инком»,

Волгоградские доверительное общество.

Размер окончательного дисконта или процента по купону определяется

после рассмотрения поданных заявок. Организация первичного рынка вне биржи

вызывала необходимость создания центра, который стал бы связующим звеном

между дилерами займа, создал бы климат доверия во взаимоотношениях,

способствовал бы организации процесса размещения. Таким центром является

департамент ценных бумаг и финансового рынка областного финансового

управления.

Расчеты за выкупленные у эмитента облигации осуществляет депозитарий

и платежный агент займа – волгоградский филиал АБ «Империал».

Уполномоченные дилеры занимаются размещением ВОДО или ВОО на вторичном

рынке путем публичного объявления котировок, без ограничений по составу

потенциальных покупателей. Инвестором может быть любое физическое и

юридическое лицо – резиденты и нерезиденты РФ.

Доходность при первичном размещении первых выпусков облигаций

составляла 0,4-0,6 от ставки рефинансирования.

Вторичный рынок.

Вторичный рынок ВОДО и ВОО действует как внебиржевой. Уполномоченные

дилеры самостоятельно объявляют котировки ВОДО и ВОО, регистрируют и

оформляют у специализированного регистратора (реестродержателя ВОДО и ВОО)

переход прав собственности.

На вторичном рынке областных ценных бумаг по каждому траншу оперируют

от 6 до 9 уполномоченных дилеров. Инвесторами выступают страховые компании,

негосударственные пенсионные фонды, юридические и физические лица (всего

дилеры работают в среднем с 60 – 250 инвесторами по каждому траншу).

В сентябре 1996 года произошло существенное увеличение оп5раций на

вторичном рынке, вызванное тем, что эмитент, увеличивая среднюю срочность

выпусков, проводил размещение трех траншей с доходностью, сравнимой с

доходностью на рынке ГКО/ОФЗ. Дальнейшее увеличение объемов рынка

обусловлено изменением величины ВОДО в портфеле кредитных организаций

области и филиалов банков, головные учреждения которых находятся за ее

пределами, а также участием на рынке ВОДО и ВОО инвесторов из других

регионов.

Развитие рынка волгоградских областных облигаций. Становление рынка.

Период с апреля 1995 по январь 1996 года можно назвать этапом

становления рынка волгоградских областных облигаций. Финансовая обстановка

влияла на развитие рынка областных ценных бумаг. Ставка рефинансирования

составляла 200% годовых, средняя ставка на рынке ГКО по всем выпускам – 133-

140% годовых, ставка по централизованным кредитам превышала 200% годовых.

Эмитент, создавая отлаженную схему привлечения и размещения заемных средств

и приняв на себя обязательства на рынке долговых ценных бумаг, предложил

инвесторам конкурентную доходность 100% годовых на срок вложения 127% дней

(эффективная доходность для инвестора составляла 137% годовых, Сбербанк

предлагал тогда 100% годовых на срок вложения 1 год.

По словам начальника областного финансового управления С.П. Сазонова,

генеральный агент займа преследовала цель создать финансовый инструмент, не

только сглаживающий неравномерность бюджетных платежей, но и дающий

возможность бюджету получать «живые» деньги. Принимая во внимание все эти

факты и учитывая емкость финансового рынка области, общий размер эмиссии

первого займа был определен в 30 млрд. руб. (30 млн. руб. «новыми»).

Оценивая результаты займа, начальник департамента ценных бумаг и

финансового рынка Г.В. Чкалова сказала, что уже первый займ позволил

отладить систему первичного размещения и обращения на вторичном рынке

облигаций и показал жизнеспособность областных ценных бумаг.

На 1 марта 1997 года общий размер зарегистрированных эмиссий

облигаций составил 470 млн. руб. деноминированными). Средняя стоимость

обязательств, обращавшихся на тот момент времени на рынке (дюрация)

составила 220 дней.

Всего было зарегистрировано семь займов, полностью погашено два.

Средства, полученные от размещения 1-государства и 5-го займов,

направлены на финансирования ряда социальных программ и развитие

транспортной инфраструктуры. Средства, привлеченные при размещении других

зарегистрированных займов, будут использованы для пополнения доходной части

бюджета области.

В проспектах эмиссий 3, 4 и 7-го выпусков предусмотрена возможность

досрочного погашения путем зачета сумм налоговых платежей.

Все зарегистрированные займы администрации Волгоградской области

гарантированы доходной частью бюджета области.

Рынок ВОДО в 1997 г.

Первичное размещение.

В 1997 г: эмитент – администрация Волгоградской области – выпусти 31

транш долговых обязательств. Число профессиональных участников рынка ценных

бумаг, принимавших участие в процедуре первичного размещения варьировало от

4 до 11, но, как правило уполномоченными дилерами ВДО становились 6-8

организаций. При этом максимальную активность они проявили с середины лета

и до конца сентября: именно в этот период наибольшее число организаций

выкупали ВДО (5-8-й выпуски седьмого займа, 1-4 восьмого и 1-3 транши

девятого) в больших объемах.

Уполномоченными дилерами в основном выступали участники, активно

оперирующие областными долговыми обязательствами на вторичном внебиржевом

региональном фондовом рынке. Время от времени к их числу присоединились

инвестиционные и кредитные учреждения из других регионов, прежде всего,

столичные компании. Это было в период повышенной активности, указанной

выше.

Финансовый кризис осени 1997 года не оставил и следа от прежних

достижений. И объемы выпуска, и число участников первичных размещений

радикально изменялись даже в течение недели. Стремительно возросла лишь

предлагаемая эмитентом доходность для уполномоченных дилеров, или другими

ловами, цена обслуживания долга.

За год был погашено 19 траншей и выплачен доход по 8 купонами пятого

займа ВДО.

Таким образом, в обращении на начало 1998 года находилось долговых

обязательств на сумму 228082,6 тыс. руб.

Важным достижением стало то, что в 1997 г. эмитенту удалось добиться

увеличения срока заимствования средств. В 1996 г. в обращении доминировали

короткие бумаги первых трех «пилотных» займов, предназначенных скорее для

обкатки механизма выпуска, обращения и погашения ВДО, чем для пополнения

бюджета. В прошлом же году их место заняли длинные бумаги с периодом

обращения год и более. Увеличилось и многообразие форм и видов предлагаемых

потенциальному инвестору обязательств. На графике представлена структура

рынка ВДО в 1997 году.

Структура вторичного рынка ВДО в 1997 году.

Структура рынка ВДО в 1997 году.

Вторичный рынок.

В течение года на вторичном региональном рынке субфедеральных ценных

бумаг его субъекты заключили с ВДО 5891 сделку на сумму 959,94 млрд. руб.

(959,94 млн. руб.). На долю дилеров пришлось 38,13% общего объема сделок –

366,048 млрд. руб. (366,048 млн. руб.), на долю прочих юридических лиц

-–56,71% (544,393 млрд. руб.(544,393 млн. руб.)). Физические лица заключили

в 1997 году сделок на 49,498 млрд. руб. (49,498 млн. руб.), или 5,16%. На

вторичном рынке обращались ВДО всех видов, форм выпуска и периодов

обращения. Структура оборотов, которая здесь сложилась, представлена на

графике:

Динамика доходности ВДО в 1997 г.

| |фев-март |апр.-май |июнь-июль |октябрь |ноябрь |

|ставка |42,00 |36,00 |24,00 |21,00 |28,00 |

|рефинансирова| | | | | |

|ния | | | | | |

Интенсивность операций с областными долговыми обязательствами

постоянно менялась. Развитие событий на вторичном рынке ВДО в 1997 году

определял комплекс факторов.

Прежде всего, курс на снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ взятый

годом ранее и исправно воплощавшийся в жизнь вплоть до 11 ноября, когда

отечественные фондовые рынки воочию ощутили последствия своей

интегрированности в мировой рынок, а следовательно – зависимости от него.

При постоянном снижении ставки рефинансирования становятся весьма

эффективными вложения в ценные бумаги с фиксированной доходностью на

длительный период. Именно такие ВДО, как было отмечено выше, в основном и

прелагались инвесторам.

Второй фактор – выбранная эмитентом тактики привлечения средств.

Уровень доходности ВДО вплоть до осени заметно превышал аналогичных

параметр рынка ГКО, при тенденции к их сближению.

В-третьих, положительную роль сыграл климат на смежном с рынком

госбумаг сегменте – региональном рынке корпоративных ценных бумаг. Широкий

спектр обращающихся на нем инструментов позволял потенциальному инвестору

выбирать приемлемое соотношение между риском, доходностью и ликвидностью

объектов портфельных инвестиций. Так что корпоративные ценные бумаги

составили конкуренцию государственным, пусть и не в полной мере и не для

всех участников рынка.

Влияли на рынок ВДО и сезонные колебания поведения субъектов рынка.

Одним (профессиональным участником РЦБ) необходимо было привести в

соответствие с нормативами структуру своих активов, другим (потенциальным

инвесторам) – провести отпуска.

Следует отметить, что закономерность развития рынка в конце осени

были куда менее заметны. В этот период наиболее значимым фактором выступала

неопределенность как дальнейших тенденций развития фондового рынка, так и

перспектив экономики страны в целом. Естественно, что не могли не

отразиться и на региональном рынке ценных бумаг. В результате интенсивность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.