бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Миграция

министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих

стран предоставлена огромным количеством законов и подзаконных актов.

Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

. Профессиональная классификация. Законодательства всех принимающих

стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и

стажу работы по специальности. Минимальным требованием к

образованию считается окончание полного курса средней школы или

профессионально- технического училища, что должно подтверждаться

соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо

подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет

соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в

данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной

специальности в стране – экспортере рабочей силы. Приоритет при

найме на работу отдается принимающими странами специалистам,

имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут

потребовать также и рекомендательные письма. Для большинства

профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о

высшем или специальном образовании. Например, в Австралии считают

законными следующие российские дипломы – инженеров промышленного

производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также

свидетельства о профессиональном образовании слесарей-монтажников,

электромехаников, рабочих-металлопрокатчиков. В Австралии

принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех

лет. А в Омане, ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не

менее 5 лет.

. Ограничение личного характера. Разумеется, законодательство

принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию

здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически

больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны

представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную

консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное

медицинское обследование. В США в соответствии с иммиграционным

актом 1990 г. не допускаются наркоманы и лица, страдающие

различными видами психических заболеваний. А шведские и норвежские

фирмы-наниматели проводят предварительное медицинское и

психологическое тестирование иностранных кандидатов на въезд.

Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в

зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются

работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. К примеру,

Швеция и Норвегия нуждаются в буровиках-нефтяниках в возрасте от 20

до 40 лет. В Объединенных Арабских Эмиратах требуются врачи и

средний медицинский персонал в возрасте 20-45 лет. Наконец,

чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к

политическому и социальному облику иммигранта, которая иначе

называется социальная «чистота», что считается важным моментом для

сохранения социальной и политической стабильности принимающей

страны. В США ограничивается въезд в страну членов коммунистических

партий или любой другой партии тоталитарного типа. Чаще всего

законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за

уголовные преступления, членам террористических и профашистских

организаций. В соответствии с законом США въезд в страну закрыт:

1. Иностранцам, которые имеют заразные болезни, психические

заболевания, представляющие опасность для них самих и

окружающих, или являются наркоманами;

2. Иностранцам, осужденным в связи с уголовным преступлением,

имевшим в прошлом две и больше судимостей с общим сроком

приговора более 5 лет лишения свободы, приезжающим для

занятия проституцией или изобличенным в занятии

проституцией в течение последних 10 лет, изобличенным в

перевозке наркотиков или совершившим преступление на

территории США;

3. Иностранцам, целью въезда которых в США являются шпионаж,

саботаж, нарушение правил экспорта, свержение американского

правительства, участие в террористических акциях;

иностранцам, которые были членами или сотрудничали с

коммунистическими и другими тоталитарными партиями;

иностранцам; иностранцам, которые в сотрудничестве с

нацистской партией Германии принимали участие в

преследованиях других лиц по расовым, национальным и

политическим причинам; иностранцам, занимающимся геноцидом;

4. Иностранцам, которые не могут содержать себя и будут обузой

для американского общества (потребуют выплат бюджетных

пособий);

5. Иностранцам, которые не получили разрешения Департамента

труда на занятие квалифицированной или неквалифицированной

работой в США, и иностранцам, окончившим иностранные

медицинские учебные заведения и не прошедшим экзамена в США

на право занятие врачебной деятельностью;

6. Иностранцам, депортированным из США в течении последнего

года, которые пытались получить визу путем подлога или

искажения информации, которые помогали другим иностранцам

въехать на территорию США с нарушением закона.

По американскому закону лица, состоявшие в коммунистических

и других тоталитарных партиях, могут быть допущены на

территорию страны только в случае, если представят

доказательство, что причастность к упомянутым организациям не

была добровольной, имела место до достижения данным лицом 16-

летнего возраста, объяснялась необходимостью заработать на

жизнь, прекратилась не менее чем за 2 года до подачи

ходатайства (для партии, осуществляющей руководство в данном

иностранном государстве, - не менее чем за 5 лет).

. Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих

иммигрантов, устанавливают их максимальное количество.

Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в

целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в

числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей,

определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех

занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий,

определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном

предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов,

приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование

является весьма жестким методом государственного регулирования

импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими

законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные

органы.

. Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые

ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов.

Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют

право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении

определенного объема оборота и продаж или после внесения

определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют

право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в

экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать

легальность происхождения этих денег и создать определенное

количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за

оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие

иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для

руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от

ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд

местных граждан в домашнем хозяйстве.

. Временные ограничения. Законодательства большинства стран

устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников

на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть

принимающую страну, либо получить от компетентных органов

разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц,

имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов,

предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое

пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину,

пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего

они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

. Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая

иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и

национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с

помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных

стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении

прав человека, правительства проводят в рамках географических квот

лотереи на право иммигрировать между представителями из разных

стран из одного географического региона. В США, например,

географическая структура иммиграции, устанавливается

законодательно. Так, для того, чтобы на не дискриминационной

основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных

национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии

с программой диверсификации иммигрантских виз DV-1. На основании

статистики иммиграции за предшествующие пять лет, устанавливаются

страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы в США.

Затем на основе специально разработанных формул определяется квота

каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее.

Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять

лет, тем меньше квота этой страны в лотерее. В 1996 финансовом

году в лотерее разыгрывалось 55 тыс. иммигрантских виз. Из них на

все страны Африки приходилось 20 200 виз, Азии – 6837 виз (все

страны, кроме Китая, Тайваня, Индии, Филиппин, Вьетнама и Южной

Кореи), Европы – 24 549 виз (все страны, кроме Великобритании и ее

зависимых территорий), Северной Америки – 8 виз (только Багамы),

Океании – 817 виз (все страны), Южной Америки, Центральной Америки

и Карибского бассейна – 2589 виз (все страны, кроме Мексики,

Ямайки, Сальвадора и Доминиканской Республики). Для того чтобы

участвовать в лотерее, сообщение о которой публикуется в газете

многих стран мира, достаточно просто к определенному сроку послать

по указанному адресу в Национальный визовый центр письмо, сообщив

свое имя, год и место рождения, те же данные о жене/муже и детях,

обратный адрес и страну, гражданами которой являются участники

лотереи. Эти данные закладываются в компьютер, который затем и

делает случайную выборку потенциальных обладателей виз. Выигрыш в

лотерее не означает, что виза выдается автоматически. Все равно

требуется подать заявление, предоставить набор требуемых по закону

документов, необходимых для выполнения иммиграционных

формальностей, и уплатить госпошлину в размере 200 долл.

. Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу

обычно содержаться в законах о профессиях, которыми иностранцам

заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или

специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые

запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или

специальностей, в которых могут работать только граждане данной

страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для

любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены

места роботы требуется получать дополнительное разрешение

иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче.

Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в

большинстве стран пресекается полицейскими методами, которые,

правда, далеко не всегда эффективны.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка

иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех,

кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.

Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его

совершение предусматриваются депортация, денежные штрафы и/или тюремное

заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной

депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками

заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального

иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются

настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых

небольших фирм и предприятий.

Стимулирование реэмиграции

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве

иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных

стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию

выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных

мер реэмиграции следующие:

. Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг

мероприятий, начиная с мер по принудительной репатриации

незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи

иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских

странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы

материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты

выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их

отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при

одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть

принимающую страну, в других – через некоторое время после его

фактического возвращения домой. Причем получение выходного

пособия лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую

страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств,

накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде

в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на

работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не

возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на

практике бюджетные расходы оказались также весьма значительными в

результате необходимости создания электронной системы

государственного учета иммигрантов и выплаты пособий.

Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма

низкой.

. Программ профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве

средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на

родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария)

рассматривают программы профессионального образования

иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в

развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более

высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их

вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к

участию в таких программах оказался довольно низким по той

причине, что приобретение специальности само по себе не

гарантировало получение работы по этой специальности на родине.

Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои

существующие, работы в развитых странах, чем реэмигрировать и

пытаться найти лучшую работу на родине.

. Программы экономической помощи странам с массовой эмиграции.

Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами

рабочей силы об инвестиции части переводов работников на родину и

части государственных средств в создание новых предприятий в

развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для

реэмигрантов. Такие предприятия принимали форму кооперативов,

совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта

форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ с Турции. В ряде

случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие

деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и

приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

Несмотря на активные действия правительств принимающих стран,

Большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных

целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления

отъезд иностранных рабочих на родину резко уменьшался по мере того, как

сокращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой

эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую

силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных

усилий по сокращению эмиграции.

Итак, государственное регулирование международного рынка труда

осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и

стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и

межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через

принятия финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение

притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование

иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграция).

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

1. Влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры

Сначала рассмотрим влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры.

Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор

развития своих производительных сил. На практике существует несколько

явлений, подтверждающих это положение.

В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются

спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких

мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. Так,

в конце 80-х годов иностранные рабочие составили в Западной Европе от 5 до

25% всех работающих по найму.

В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик.

Например, в настоящее время иностранные рабочие составляют во Франции 33%

занятых в автомобилестроении, в Швейцарии – 40% всех строительных рабочих,

в Бельгии – 50% шахтеров и т.д.

Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость

от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без

привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование

некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной

промышленности, сферы услуг и т.д.

Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период

относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами

провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их

распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся

значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции.

Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики

ведет к росту ее квалификации.

В результате развития процессов трудовой миграции во многих

промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном

идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной.

Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности

и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и

вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую

неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей

силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать

темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие

иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами.

С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы

предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в

трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие

средства на подготовке кадров. К примеру, в результате «похищения умов»

Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной

деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл. США

похищают умы у всех стран мира, в том числе и у развивающихся государств. В

Соединенных Штатах учатся тысячи людей из Азии, Африки и Латинской Америки

и многие из них остаются в этой стране.

Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время

поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон,

опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия

иммиграции», оценивает, безусловно, позитивно влияние международной

миграции рабочей силы на мировую экономику в целом. Точно так характеризуют

воздействие иммиграции на рост экономики США и 81% опрошенных экспертов, в

разные годы занимавших руководящие посты в Американской экономической

ассоциации или бывших членов президентского Совета экономических

советников.

3.2. Влияние миграции рабочей силы на страны-экспортеры

Что касается влияния рабочей силы на страны-экспортеры, то

проводившиеся в 80-е гг. на эту тему исследования дали положительные

результаты. Они показали, что отъезд части населения отдельных стран за

рубеж способствовал нормализации на их рынках труда. Так, в Пакистане во

второй половине 80-х гг. миграция за рубеж позволила сократить безработицу

на 1/3. То же самое произошло в Бангладеш и Индии. Более того,

многочисленные эмпирические данные свидетельствуют, что миграция рабочей

силы способствует повышению среднего уровня заработной платы и доходов

самых бедных слоев стран-доноров.

В качестве еще одной выгоды, приносимой эмиграцией рабочей силы,

можно назвать рост квалификации выезжающих в другие страны рабочих. За

границей мигранты приобщаются к более современным технологиям, применяемым

в принимающих странах, к более передовым стандартам трудовой этики,

дисциплины и организации производства. При возвращении на родину все эти

обстоятельства оказывают большое воздействие на совершенствование трудового

потенциала стран – экспортеров рабочей силы, а также на весь процесс их

социально-экономического развития.

Важное значение для экономики стран – экспортеров рабочей силы имеет

приток иностранной валюты, которую переводят на родину трудящиеся-мигранты.

Их переводы иногда составляют значительную часть доходов страны и тем самым

способствуют нормализации финансовой ситуации.

Таблица 3.1. Доходы от экспорта рабочей силы некоторых стран-

поставщиков в 1990 г.1

|Страна |Сумма в млрд. долл. |В % к товарному экспорту страны |

|Португалия |4,5 |27,4 |

|Польша |1,4 |18,1 |

|Израиль |2,0 |16,3 |

Уместно напомнить, что ранее значительная часть специалистов исходила

из того, что утечка рабочей силы за границу наносит большой ущерб стране.

Действительно, такой итог был, когда иммигрировали «сливки» рабочей силы, а

возникавшие вакансии занимались менее подготовленными работниками. К

примеру, подобная ситуация возникла в Египте, когда строительные рабочие

массами отправились на заработки в страны Персидского залива, что привело к

снижению производительности труда в строительстве. Но исследования 80-х гг.

показали, что миграция во многих случая выражается в оттоке, прежде всего

неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Да и отток

квалифицированных работников не всегда наносит ущерб стране. Так, если

предложение квалифицированного труда превышает спрос, то трудовая эмиграция

повышает шансы на трудоустройство образованной молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Миграция рабочей силы представляет собой переселение

трудоспособного населения из одних государств в другие сроком

более чем на год, вызванное причинами экономического и иного

характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции

(въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней

оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный

объем мирового производства возрастает вследствие более

эффективного использования трудовых ресурсов за счет их

межстранового перераспределения.

2. Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы,

являются частью баланса текущих операций и классифицируются по

статьям доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных

переводов, которые представляют собой оценочный денежный

эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда

за границу и последующих посылок товаров и денег на родину.

Распределение положительного экономического эффекта, происходит в

форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за

рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в

странах, получающие денежные переводы. Развитые страны являются

основным направлением иммиграции, а развивающиеся – источником

эмиграции.

3. Государственное регулирование международного рынка труда

осуществляется на основе национального законодательства

принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на

основе межгосударственных и межведомственных соглашений между

ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из

бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной

рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к

возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран

используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев

нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований,

предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию

здоровья, на основе количественного и географического

квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и

иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через

оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание

рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание

экономической помощи странам массово эмиграции.

( Основы внешнеэкономических знаний. / Под ред. И. Фаминского. М., 1994. С.

98-99.

1 Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. Фаминского. М., 1994.

С.109.

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.