бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Эколого-эстетическое воспитание школьников

воздействия. Пейзаж облагораживает, “очеловечивает” чувства, но изменения в

духовном облике накапливаются постепенно, совершаются исподволь.

Значительное место в школьном курсе литературы занимает устное народное

творчество. Уже в четвертом классе изучаются народные песни, сказки,

пословицы, поговорки, загадки. В фольклоре выработалась определенная

художественная традиция по отношению к образам природы, отражающая единство

человека и природы, единство не созерцательное, но активное. Ведь природа

раскрывается через трудовую деятельность человека.

Первое понятие о пейзаже следует давать при изучении фольклора в

четвертом классе, а в пятом расширять это понятие. Можно показать при этом

пейзажи миниатюры и более развернутые картины природы, окрашенные то

грустным, то жизнерадостным настроением. Самостоятельный пейзаж в устно –

поэтическом народном творчестве отсутствует, он присутствует лишь как фон,

на котором развертываются события. Наиболее глубокое отражение получил

пейзаж в народной песне, где поется о доле народа, об отношении его к

окружающему миру.

Пейзаж этот чужд пессимизма, ибо является выражением народной любви к

родине. Здесь встречаются обращения к птицам, растениям, ветру, солнцу,

реке, месяцу и т.п. Столь же часты приемы, переносящие на природу свойства

и способности человека, а на человека признаки природы. И хотя понятие о

метафоре дается только в шестом классе этот прием изображения предметов и

явлений природы следует подчеркнуть уже в четвертом классе, ибо в

дальнейшем курсе учащиеся часто будут встречаться с метафоричностью в

изображении природы. Эта особенность объясняется близостью труженика к

природе, тонким пониманием ее. Даже в тех произведениях народного

творчества, в которых преобладает фантастический элемент, пейзаж связан с

реальной жизнью людей и выступает как образное отражение мышления человека,

стремившегося к познанию окружающегося мира.

Понимание того, что основное в литературном пейзаже – образная передача

чувствования человека, доступно подросткам. Пейзажи фольклора поражают

гармоничной, строго продуманной окраской, цвета всегда сочетаются. В

фольклорном пейзаже народ передавал образ родины, красоту и простор, силу

души. Уже в четвертом классе сопоставляя пейзаж с простым, не

художественным описанием природы, модно показать, что пейзаж не просто

изображение явлений природы: в нем выражены чувства, которые вызывают у

художника эти явления. Это формирует эстетические чувства и представления у

учащихся, учат их умению вглядываться в родную природу, ценить ее величие и

чувствовать прелесть земли. Это содействует выработке художественного вкуса

как способности сознательно судить о прекрасном в жизни, природе, обществе.

Работа над пейзажем должна стать для учащихся уроками мышления.

В пятом классе происходит дальней шее знакомство школьников с

фольклором, пейзажем былин. Прежде чем показать школьникам прекрасный мир

природы следует несколько расширить понятие о былинах. Былинный мир – это

одновременно и сказка и действительность, вымысел и история. Это мир

жизнерадостный, бодрый, верящий в будущее. Исполинские былинные характеры и

масштабные события порождают могучие обобщения, художественные

преувеличения. Это касается и былинного пейзажа. Воспевание героического

богатырского труда и составляет идейную основу былины.

Наблюдения над пейзажем устного народного творчества, над верным

изображением родной природы совершенствуют элементы эстетического отношения

к природе, которые заложены в начальных классах. Углубляется так же понятие

о прекрасном в пейзаже, которое доставляет нам наслаждение: учитель может

показать школьникам, что красота заложена в самой природе, а красота в

пейзаже – это изображение прекрасной природы в искусстве. Отражение

прекрасных свойств природы в художественных образах характеризует

творчество многих мастеров литературы и искусства.

В курсе литературы шестого класса есть возможность выявить у учащихся,

как лучшие фольклорные традиции в изображении родной природы

трансформировались и развивались в едино – эстетическом плане, питая

творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Н.

Некрасова, М. Шолохова (“Тарас Бульба”, “Му - Му”, “Бежин луг” и другие).

Природа обычно “участвует” в развитии конфликта дает характеристику

героя. Писатель стремиться показать связь природы с переживаниями человека,

ее поэтичность, воспроизвести отношение героя к миру, его причастность к

своей родине. При освоении в шестом классе понятия об эпическом и

лирическом следует обратить внимание подростков на то, что пейзаж –

наиболее яркий лирический компонент любого вида искусства.

Для углубления базы эстетического отношения с семиклассниками можно не

только вести работу над содержанием пейзажа, но и рассматривать

эстетическую ценность выбранных автором слов. Экспрессия каждого слова в

пейзаже, подобно мазку кисти в живописи и звуку в музыке, несет в себе

идейно – смысловую и эстетическую нагрузку. Н. Некрасов видит любимую и

родную Русь в славной осени, в неокрепшем льде, который, “словно как тающий

сахар, лежит”, в спокойном просторе освещенном лунным сиянием. Обращая

внимание семиклассников на эстетическое значение слова в пейзаже, мы

показываем, что художественная форма всегда соответствует идейному

содержанию произведения. Не только картина природы в целом может быть

развернутым и единичным образом, но и каждое слово в пейзаже несет

конкретный образный смысл.

Ознакомление учащихся четвертых – седьмых классов с пейзажами отдельных

произведений и отдельных писателей в определенной системе формирует основу

их отношений к образам природы в литературе.

В систематическом курсе литературы (восьмые – десятые классы) эту

работу целесообразно строить на широкой литературоведческой и эстетической

основе в двух направлениях: сопоставлять пейзажи близких по идейно –

эстетической направленности мастеров литературы; анализировать пейзаж как

отражение творческого метода автора.

В классическом русском пейзаже XIX века отражены традиционные начала,

характерные для этой эпохи: это образная передача эмоций и чувствований

человека, свойственная фольклору; отражение мощи природной материи у Г.

Державина; героическое начало в природе, характерное для творчества А.

Радищева; романтическое духовное созерцание природы у В. Жуковского.

Особенности романтического пейзажа: исключительность его деталей и

образов, зачастую вымышленных художником. Романтический пейзаж не редко

несет в себе поэтическое отражение одной из центральных тем романтизма –

разлада между мечтой и действительностью.

В творчестве А. Пушкина нам дороги и романтические пейзажи ранних

стихов, южных поэм, и не превзойденные реалистические картины природы в

романе “Евгений Онегин”.

При изучении Н. Некрасова в девятом классе давая понятие о народности

литературы, можно охарактеризовать благотворное влияние на некрасовскую

пейзажную живопись русского народно – поэтического творчества. Пейзаж Н.

Некрасова не существует сам по себе, безотносительно к человеческим скорбям

и радостям, он подчинен лирике человеческих чувств и взаимоотношений,

пейзаж, особенно в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, полон сказочных

элементов, насыщен множеством зрительных образов, в которых сказывается

пристальное внимание к очертаниям и краскам внешнего мира, присущее устному

народному творчеству.

Пейзажная живопись М. Шолохова отличается простотой и образностью,

выразительностью словесного оформления, интонационным своеобразием,

ритмичностью и напевностью. В его лирических пейзажах читатели воспринимают

не только картины родной земли, но и думы людей, согревающих ее своими

ладонями, поверяющих ей радость и горе. Известный вопрос о взаимоотношениях

человека и природы, естественной жизни и цивилизации, на который пытались

ответить В. Жуковский и А. Пушкин, Ф. Тютчев и М. Лермонтов, Л. Толстой и

И. Тургенев, Н. Некрасов и А. Блок, автор “Поднятой целены” и “Тихого Дона”

М. Шолохов решает с позиции крестьянина, постоянно и непосредственно

соприкасающегося с животворящей силой земли. Шолоховский пейзаж органично

входит в образную структуру его произведений. Огромный, полный

величественности мир природы врывается в сознание героя в самые напряженные

моменты происходящих событий. Он выражает настроение героя, связан с его

характеристикой. Картины родной природы у писателя насыщены многообразием

красок, наполнены звуками, шумами, тонами окружающего мира.

С расширением познания объективного мира и приближением к идеалу

гармоничной, всесторонне развитой личности будет увеличиваться

взаимопроникновение идей науки с искусством и поэзией. И к этому учитель

обязан готовить нынешних школьников. В литературе появилось не мало

произведений, стремящихся дать в образной форме психологический и

социальный анализ научных процессов и направлений в изучении природы. В

пейзаже известного поэта Л. Мартынова сближение искусства, поэзии, науки

осуществляется не только по тематике, но и по характеру мышления, по

органичной связи этих двух форм познания и отражения объективной

действительности, в том числе родной природы. Великолепны лирические

пейзажи и у поэта Н. Рубцова.

Итак, для правильного “прочтения” пейзажа необходимо не только ощутить

в нем художественную ценность каждого слова, роль поэтической звукозаписи,

расположение и сочетание красок, место пейзажа в общей системе

художественных образов, связей с идейным содержанием произведения, но и

найти “фокус восприятия” художника в каждом отдельном случае. Для понимания

литературного пейзажа необходимо уяснить, каково положение изображаемых

предметов или явлений природы относительно точки, с которой рисует их

автор, и каково его отношение к природе. Итак, пейзаж может быть

использован для формирования отношения школьника к природе, но важно при

этом рассматривать и изучать его в тесной связи с идейно – художественными

особенностями произведения.

3.3. Роль искусства музыки и хореографии в развитии нравственно –

эстетического отношения школьников к природе.

Среди различных видов искусства большое значение в формировании

эстетического отношения к природе принадлежит музыке и хореографии,

поскольку генезис того и другого искусства восходит к тем далеким временам,

когда образное отражение природы и ее законов помогало древним людям

приспосабливаться к условиям меняющейся среды. Когда охота была одним из

главных источников существования, освоение повадок животных решало успех

охоты, а значит, и обеспечивало питание. В массовых организованных

действах, предшествовавших охоте на крупного зверя, ритмические

танцевальные движения были своеобразной репетицией; молодое поколение

охотников получало в форме танца – песни наглядные уроки. Каждому следовало

проявить ловкость, силу, согласованность своих движений, возгласов с

движениями и возгласами всего коллектива. С освоением земледелия

приобретало значение поклонение растениям, солнцу, земле как магическое

освоение сил природы.

В народном творчестве чувство родной природы и ее символы, образы

переносятся на человеческие характеры. В русских песнях и танцах девушку

сравнивают с грушицей, зоренькой, яблонькой; молодца – с молодым месяцем,

ясным соколом, лебедем. Эти удивительные по красоте сравнения делают песню

и танец поэтичными, образными, нежными, веселыми и грустными,

величественными и шутливыми.

В танцевальных действах иногда народ выражает свое отношение к “вечным”

вопросам бытия, характеру перемен, цикличности, связанной с жизнью природы.

Весенние хороводы отличались сдержанностью. По мере приближения к осени

танцы и ритмы хороводного движения учащались, принимали иногда вихревой

характер, как танцы в Древней Греции в честь бога Вакха. Иногда это были

развлекательные зрелища в честь того или иного времени года, связанные с

изображением природы. В процессе труда, общение людей друг с другом музыка

и танцевальные движения с обогащением звукового и пластического опыта

сливались с поэтическим словом – возникали формы традиционных праздников,

посвященных труду.

В современных условиях сохранились темы и элементы танцев, связанных с

природой. Одним из любимых таджикских праздников с древних времен является

праздник весны, который справляется после сева и называется праздником

“Лола” – тюльпана. В день этого праздника молодежь приносила гирлянды

тюльпанов. Вокруг них начинались пляски, песни, выступления народных

певцов, комиков. Коллективные изобразительные движения, связанные с

посевом, ростом и сбором хлопка, отражаются в танце хлопка. Популярен

литовский танец “Гайдис” – танец петуха.

Таким образом, осваивая в процессе художественного творчества

окружающую действительность, люди на разных широтах и в разных

географических и социальных условиях накапливали и передавали следующим

поколениям разнообразные приемы и средства музыкальной ритмической и

пластической выразительности, которые отбирались и совершенствовались в

соответствии с характером данного народа. Разнообразен танцевальный язык и

образная символика народной хореографии. У жителей равнины широкие поступь

и жест, танцы напевны, лиричны. В них отражено многообразие оттенков чувств

– от лирического спокойствия до безудержного веселья. Танцы народов гор

сдержанны, шаг цепкий и легкий, движения рук напоминают трепет крыльев

горных орлов.

Так географическое положение и окружающая природа, коллективные и

культурные традиции определяли характер народных танцев и песен, а в

дальнейшем способствовали формированию профессиональных видов и жанров

искусства музыки и хореографии в современном их виде.

Воспитывая в школьниках отношение к природе, раскрывая генетическую

связь человека с природой, которая моделируется в образах искусства,

необходимо из кладезя музыкального и хореографического искусства выбрать

наиболее впечатляющее произведение, отвечающие возможностям освоения

школьниками разных возрастных групп (П. И. Чайковский “Как мой садик свеж и

зелен”, “Кукушка”, “Мой Лизочек …” “Подснежник” из цикла “Времена года”,

“Осень” из этого же цикла, “На тройке”).

Младшие школьники смогут почувствовать, и как композитор М. Мусоргский

в увертюре к опере “Хованщина” – “Рассвет на Москве - реке” создает картину

раннего утра. В музыке причудливо сливается пение петуха, знакомое каждому

русскому человеку, и трепет занимающейся зари, и звон колоколов. И вместе с

тем эта музыка выражает неодолимое стремление природы к своему полному

раскрытию, развитию. По существу – это гимн природе. В музыке русских

композиторов картины природы часто обретают эпическую, символическую силу.

Например, во втором акте оперы А. Бородина “Князь Игорь” музыка звучит

предостерегающе. В ней слышатся будто “разряженные” звуки создающие

ощущение неуверенности. Музыка как бы предупреждает: природа не спокойна,

на солнце опускается затмение, поход Игоря не сулит ни чего хорошего.

Темы природы можно услышать в различных симфонических произведениях. О

своей Первой симфонии П. Чайковский писал, что она создана под

непосредственным впечатление по Чудскому озеру. Об этом говорят названия

первой и второй частей: “Грезы зимней дороги”, “Угрюмый край, туманный

край”. В музыке Л. Бетховена природа раскрывается через героическую борьбу

страстей, через размышления о жизни и смерти.

По мере развития общественной жизни человека музыка и танец обогащаются

новыми связями с действительностью, развивая свои специфические средства

выразительности и техники. Исторически расходясь и вновь соединяясь в

жанрах танцевальной музыки эти два вида искусства достигают своего рассвета

в симфоническом жанре. На этом высоком “витке” развития музыка становится

способной выражать самые сложные явления жизни природы и человеческого

духа. Танец, совершив в искусстве хореографии качественное перерождение,

так же получил возможность выразить духовную жизнь общественного человека.

Не случайно музыка и хореография и на современной ступени своего развития

обращаются в сценическом искусстве к темам, связанным с природой.

Темы природы передаются средствами классического танца, в образной

основе которого лежат и ассоциативные движения, напоминающие расцветающую и

увядающую природу, полет птиц, стремительность бега животных или движение

звезд (к одной из лучших трактовок темы природы относится тема из балета

“Золушка” С. Прокофьева, где фея одаряет золушку).

Непременные персонажи сказочных и романтических опер и балетов –

Русалки, Наяды, Нимфы, Сильфиды – это олицетворенные образы природы. В

операх “Русалка” А. Даргомыжского, “Садко” Н. Римского – Корсакова, балете

“Конек - Горбунок” Ц. Пуни и затем Р. Щедрина представлено подводное

царство. Особенно интересен танец “Океан и жемчужина” в постановке А.

Горского, где властный Океан мощными прыжками казалось, заставит колыхаться

все подводное царство.

Излюбленным танцевальным образом балетного театра является образ

Девушки – Лебедя как олицетворения высшей красоты природы, красоты жизни.

Очень популярны у зрителей многих поколений балет П. Чайковского “Лебединое

озеро”, а так же концертные номер знаменитой русской балерины Анны Павловой

“Умирающий Лебедь” на музыку К. Сен – Санса “Лебедь”, поставленные

балетмейстером М. Фокиным. Этот танец имеет такую интересную и долгую жизнь

на сцене потому, что в высокохудожественной форме отражает красоту и смысл

жизни. Образы Г. Улановой и М. Плисецкой различны, хотя обе танцовщицы

создают образ сильного духом Лебедя, борющегося и не покоренного.

Несомненно, что детям особенно полезно смотреть произведения народного

и балетного искусства в музыкальных театрах, на концертах, на экранах

телевизоров. Самодеятельным коллективам школьников следует чаще обращаться

к темам, связанным с природой. Студии классического танца могут чаще

создавать концертные программы, посвященные временам года, общению человека

с природой могут быть поставлены танцевальные номера, а который

раскрывается бережное, внимательное отношение к природе, передается

настроение, связанное с природой.

Участие детей в танцевальных композициях на темы природы благотворно

влияет на их отношение к живому миру. С учетом национальных традиций в

хореографии можно одарить танец своеобразной танцевальной эстетикой,

расширяющей географию представлений детей о природе. Для воспитания любви

школьника к природе, к ее многообразной красоте, следует использовать

разнообразные художественные средства, имеющиеся в арсенале искусства. Ведь

в танце и музыке образы природы звучат по – особому, неповторимо, утверждая

и славя ее красоту и ценность.

Заключение

“Пойми живой язык природы, -

И скажешь ты: прекрасен мир”.

И. С. Никитин

Эстетически – выразительный идеал взаимоотношений природы и человека

видится в том, чтобы облагораживать природу, помогая полнее раскрывать ее

жизненные силы. Есть такое простое, известное всем выражение “Цветущий

край”. Так называют земли, где знания, опыт людей, их привязанность, их

любовь к природе поистине творят чудеса.

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению

каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать

экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь

к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно –

пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и

вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих

растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране

природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его

выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и

формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного

процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое

сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого

человека.

Перед педагогами, воспитателями стоят актуальные задачи

совершенствования форм учебной и внеучебной деятельности школьников,

направленных на формирование культуры отношений к природе в соответствии с

требованиями нашего общества. Целостное, всестороннее развитие личности

школьника на всех возрастных этапах включает, в частности, формирование

гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, правильных ценностных

ориентаций по отношению к природе, а также высокой активности в поведении,

общественно полезном труде, творчестве. Все это имеет важное общественное

значение как в будущей профессиональной деятельности выпускников школы.

Проблема формирования эстетического отношения к природе – лишь одна из

сторон комплексного воспитания культуры подрастающего поколения. Но в ее

решении соприкасаются такие существенные направления воспитательной работы,

как формирование научно – материалистического мировоззрения в учебном

процессе, освоение сокровищ национальной и мировой культуры, постижение

богатств родной природы, овладение путями их приумножения, творческое

преобразование природной среды, природных материалов, художественно –

эстетическая деятельность, внесение посильного трудового участия в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.