|
Эколого-эстетическое воспитание школьниковприроды. Познавательная задача, ориентирующая на поиск необычных явлений, превращает красоту природы в одно из наиболее привлекательных явлений. Не удовлетворяясь общим знанием, что вокруг есть красота, учащиеся овладевают умением отыскивать ее в различных природных условиях. Активизируются коллективные стремления к постижению новизны явлений, как их красоты, усиливается обмен знаниями, умениями, переживаниями. Наиболее эффективен прием прямых заданий, выявлений и оценки эстетических свойств природы. Он порождает встречные вопросы учеников педагогам: что такое красота? Как ее распознать в природе? Чем отличаются красивые явления от некрасивых? Какие явления нельзя назвать красивыми и т.д. Не только эстетическое восприятие природы, но и природоохранительные стремления и действия возникают не автоматически. Формирование тех и других требует специальной педагогической работы, поэтому задание открыть красоту в природе, которые учитель ставить перед учащимися должны быть неразрывно связаны с практическими задачами труда и охраны природы, и наоборот. Процессы воспитания эстетического и природоохранительного отношений школьников требует комплексного подхода. Два пути комплексного воспитания названных отношений: от эстетического познания к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию – равно возможны в любой школе. Учителю литературы, пения и рисования быстрее и легче сформируют ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут сочинения о литературном пейзаже, о произведения живописи и музыки, отражающих природу. Под руководством учителей изобразительного искусства они с удовольствием совершают экскурсии, чтобы зарисовать достопримечательности с натуры. Увлекательно для школьников и знакомство с миром музыки, воспроизводящие образы природы. Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей средой. Таким образом, влияния различных путей, которые используют учителя разных специальностей, воспитывая отношение школьников к природе могут стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий: объединение познания, пруда и охраны среды в систему (комплекс дел связанных друг с трудом и переходящих друг в друга); взаимное дополнение эстетической, трудовой и природоохранительной деятельности или их взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе; дифференцированный подход к построению систем практических дел, связанных с каждым учебным предметом и возрастной группой школьников; усиление внимания педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга разных дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой. Деятельность среди природы является объективной основой возникновения и развития взаимных отношений учащихся (ученические бригады, школьные лесничества, животноводческие звенья, общественные сады). Здесь педагог может широко использовать массовые формы и методы пропаганды эстетической ценности природы и необходимости ее охраны. Это лекции, беседы, рассказы, объяснения, читательские конференции. Действенны и приемы воспитания на примере, поощрении. В коллективе легко и традиционно организуются соревнования и конкурсы, выставки, художественные кружки, вечера и праздники, посвященные заботе о природе. Учителя выступаю при этом как консультанты и советчики. Пример педагогов активно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе и друг к другу. Формами педагогического руководства индивидуальной деятельности могут стать систематические консультации по домашнему труду (уход за садом, цветами, животными, рыбками, птицами), выставки находок и поделок из природных материалов. Уместны рекомендации режима игр и отдыха среди природы, ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности и ухода за природой, законодательство. На беседы можно приглашать художников, поэтов, писателей, рыболовов охотников, лесничих, юристов и т.д. Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу помогает удовлетворению интересов школьников. Оно своеобразно завершает процесс преобразования предметных и взаимных связей учащихся в воспитательные отношения. Обретая воспитательные функции, ответственное отношение к природе, забота школьников о сбережении ее красоты, внимание друг к другу поднимаются на высокую ступень. Это создает наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе взаимодействия с природной средой. Глава II. Эстетические свойства природы и учебно-воспитательный процесс в школе. 2.1. Раскрытие эстетических свойств в учебно-воспитательном процессе. Основные формы эстетического сознания опосредуют складывающееся эстетическое отношение к природе и корректируют его соответственно существующим социально – культурным традициям, однако, в зависимости от уровня общего развития личности. Кроме того, развитость эстетического восприятия, переживания оценки, вкуса, эстетических мотивов и потребностей, эстетического идеала и их более высокого обобщения – системы взглядов определяют уровни развития эстетического отношения в целом и к природе в частности. Их активизация необходима как в процессе учебного познания, так и на вне учебных и кружковых занятиях по тематике “Природа и красота”, и во внешкольных формах приобщения к природе. Но наиболее целесообразна систематическая расстановка эстетических акцентов в ходе изучения учебной темы на уроках курса биологии или в процессе ознакомления ребят с природным объектом (явлением), в общих беседах, направленных на оценку эстетических особенностей окружающей среды. Для младших школьников, не познанная еще природа – нечто цельное, единое, вызывающее непосредственные, яркие эмоции. В их жизненном опыте еще не завершено накопление “первых” ярких восприятий, наблюдений, переживаний полученных в общении с природой для каждого она открывается в особых, индивидуальных, личностно значимых жизненных обстоятельствах. Идет осмысление накопленных чувственных впечатлений, оценок, освоение знаний, начинается простейшая систематизация, анализ, обобщение, формирование понятий и суждений о природных явлениях. На этом этапе непосредственные эмоционально – эстетические оценки явлений сочетаются с пробуждением интеллектуального, эстетически окрашенного чувства удивления в связи с самим актом познания, раскрытия тайн природы. Позже для формирующегося субъекта сознания – подростка уже важен и сам процесс познания, его результаты, его личностная окрашенность, вовлеченность в творческое освоение мира. Для подростков нет природы как целого – она “разобрана” разными учебными предметами. И поэтому у учащихся V – VII классов уже нет целостного, эмоционального отношения к природе. Здесь для формирования нравственно – эстетического отношения к природе, при расширении диапазона школьной науки и объема накапливающихся знаний необходимо систематическое обогащение представлений, чувственных впечатлений об эстетических свойствах природы. У старшеклассников важно пробуждать: способность оценить эстетические черты отдельного явления или его элементов; вкус к оценке эстетических свойств данной науки, самого процесса познания, учебно-трудовой и других видов деятельности, связанных с природной действительностью. Надо стремиться к развитию представления о целостной эстетической картине мира, к эстетическим оценкам собственной деятельности и отношения к природе. Педагогические возможности раскрытия красоты и ценности природы обусловлены в первую очередь общими научными характеристиками природы и ее эстетических свойств, даваемыми рядом научных дисциплин (в частности, философией, экологией, эстетикой, педагогикой и другими) (1, 4, 7, 28, 40). Критерий совершенства по отношению к свойствам объекта положен в основу эстетической оценки природных явлений. Применительно к живой природе, этот критерий приобретает иные оттенки: оценка совершенства и расцвета жизни в каждой форме и явлении, признание духовной и материальной ценности природы как величайшего достояния, сокровища человечества. Без принятия природы как ценности, всякая деятельность по отношению к ней, проявление любой потребности будет носить обыденно – утилитарный характер. Важно предупредить возникновение подобного отношения к природе иначе, сформировавшись и закрепившись, оно перейдет в убеждения и поведение социально не приемлемые и даже угрожающие существованию конкретных природных объектов. Необходимо сформировать у школьников целостное, нравственно – эстетическое отношение к природе, направленное на ее сохранение и обогащение. Перед учителями стоит сложная задача – освоить ни только особенности эстетических и художественных объектов, но так же содержание и признаки основных эстетических понятий, найти оптимальные приемы раскрытия их черт для старшеклассников, научить их осознанному восприятию понятий. Необходимо подчеркнуть, что понятие “эстетическое” содержит в себе “необыденность, возвышенность чувства, раскрывающего мир под углом зрения его совершенства” (33, 77). Авторы ряда исследований и монографий рассматривают различные аспекты воспитания личностных качеств и процессов при контактах школьников с объектами природы (И. Д. Зверев, В. И. Старостин, Т. В. Калугина и др.) (1, 2, 8, 40). Однако сегодня в учебно – воспитательном процессе еще не получила последовательного отражения эстетическое содержание той или иной стороны действительности, изучаемой в школьном курсе. Некоторые педагоги, руководящие эстетическим воспитанием школьников, не всегда ориентируются в определении основных признаков эстетического. Таким образом важно подчеркнуть здесь моменты определяющие суть эстетического. Во-первых, при значении внешних форм явлений действительности, воспринимаемых зрением, осязанием, слухом человека, оценка выразительности их обусловлена единством воспринятой органами чувств формы и ее внутреннего (выражаемого) содержания, назначения. Во-вторых, момент бескорыстного созерцания, а так же любования, чтобы не только пережить удовольствие от встречи с поразившим нас явлением, но и сохранить его для других людей, воспрепятствовать тому, кто готов уничтожить его, нанести ему вред. Сущность бескорыстного созерцания – в подлинно человеческом постижении характера этого явления, его неповторимости, его выразительности, в предугадывании его дальнейшей судьбы, наконец, в чувстве ответственности человека за то, чтобы это явление сохранилось и могло доставить радость познания удивительного другим людям. Это особенно актуально для нашего времени, когда даже в природных заповедниках приходиться делать специальные маршруты в стороне от подлинно редких и ценных памятников природы, ибо им грозит опасность со стороны “диких” туристов. В-третьих, следует пояснить, что в понятие “выразительность” входят понятия “прекрасное”, “красивое” (т.е. совершенное, соответствующее идеалу), что составляет только часть представлений об эстетическом. Наиболее красивая и привлекательная внешне, выбранная из всего объема эстетических богатств природы, охватывает ограниченное чисто явлений и объектов. Выразительность же включает все многообразие природы, форм ее существования и может касаться как целого объекта, так и каких то его сторон, проявлений, моментов бытия, которые не являются именно “красивыми”, совершенными. В-четвертых, понятие выразительности природы дает представление о ее общей ценности для познания, о ее влиянии на самочувствии на человека (как ободряющем, так и угнетающем), т.е. речь идет и о чувственном влиянии природы на переживания, поведение человека, в том числе и на эстетические и морально – волевые проявления. Таким образом, раскрывая подросткам и старшим школьникам возможности эстетического освоения природного мира, следует приучать их внимательно вглядываться во внешний облик того или иного явления, оценивать его особенности, признаки, форму и цвет, осязаемые и звуковые характеристики, строение, иные особенности, определять возможность отнесения к ним тех или иных эстетических понятий, характеризовать эстетическую ценность его, значение содержания для духовного самочувствия человека. Ценен так же педагогический разбор не эстетического поведения человека по отношению к данным явлениям и объектам природного мира. В определенном смысле мы можем говорить о выразительности эстетической картины мира и чувственного образа каждого природного явления. Педагогически целесообразное акцентирование эстетических свойств, выразительности природы содействует духовному общению с ней, одновременно служа общему развитию личности школьника. 2.2. Восприятие эстетических свойств природы в учебной и внеучебной деятельности школьников. Исследования, посвященные эстетическому воспитанию школьников общеобразовательных школ на уроках естественнонаучного цикла, рассматривают возможности активизации эстетических эмоций и интересов учащихся для углубления их познавательной деятельности, раскрывают эстетическое содержание науки. Необходима постоянная работа учителя – предметника по подбору, классификации, анализу эстетических особенностей определенной стороны действительности, изучаемой той или иной школьной дисциплины. Необходима активизация его собственного опыта эстетических переживаний, оценок, а так же обращения к высказываниям великих ученых о глубоких эмоциях, пробужденных под эстетическим воздействием действительности в процессе ее научного познания. На уроках физики, астрономии, биологии, географии, формируя у учащихся обобщенно – образное, эстетически окрашенное представление о характерных свойствах той или иной стороны действительности, учитель вправе называть его эстетической картиной действительности. Последнее необходимо отличать от эстетической картины самой науки, которая может быть доступна учащимся лишь в отдельных элементах как многократно опосредованное аналитическое отражение действительности. Взаимосвязанные, целостные представления о природе, ее эволюции отражаются в каждой науке, ее “пограничных” зонах. И сам переход от одной зоны к другой требует не только абстрактно – логического понимания диалектики переходов природных зависимостей, но и чувственно – наглядного представления об эмоциональных, эстетических и этических оценках отдельных сторон и свойств природных объектов у тех, кто изучает основы научной картины мира. И эти оценки окрашены удивлением и восхищением, многообразием, грандиозностью, гармоничностью закономерностей явлений и процессов. Все это способствует формированию обобщенной эстетической картины мира, ее целостного выразительного образа у учащихся. Значительное место в современном миропонимании занимает астрономическая картина мира с ее сложнейшими эволюционными процессами. Грандиозность, величественность космических масштабов и процессов в научной картине мира не может не вызвать эстетического переживания у школьников. Многообразны возможности раскрытия эстетических свойств картины мира при изучении строения Вселенной, Солнечной системы, звездного неба при наблюдении и при осмыслении данных полученных из глубин космоса. От образов - представлений человека о Вселенной неотъемлемы эстетические характеристики: форма, цвет, очертания созвездий и других скоплений небесных тел и т.п. гармония и совершенство мироздания неоднократно воспевались поэтами, философами, естествоиспытателями. Эти критерии существенны и для оценки современного состояния около земного и около солнечного мира. Задачи раскрытия эстетических свойств физических явлений и экологические аспекты изучения физики остаются в сфере только меж предметных связей так, например, в заключение курса в X классе предлагаются обобщающие лекции “Физика и научно – техническая революция”, “Современная научная картина мира”, где учитель может сконцентрировать содержательный материал, использовать возможности эстетического восприятия и оценки явлений физической природы учащимися. Раскрытие отдельных эстетических свойств физической картины мира нашло педагогическое обоснование у ряда современных учителей физики. Отмечается, что важный научный принцип – “единство законов природы в общефизической картине мира можно считать эстетическим. Эстетические свойства науки физики, ее фундаментальных законов и теорий являются объективным отражением диалектического единства природы, ее красоты и гармонии” (13, 44). Ученые предлагают в процессе изучения физических явлений оценку трех форм проявления красоты в природе (13, 32). Красота декоративная характеризуется внешне чувственными признаками и присуща главным образом, воспринимаемым нашими органами чувств явлениям оптическим, электрическим, звуковым. Конструктивная форма красоты (как следствие целесообразности, целостности) свойственна устойчивым образованием и процессам природы (темы по статике, техники, механике, например закон всемирного тяготения). Динамическую форму красоты, характеризуемую понятиями ритмичности, динамического равновесия, упорядоченности, относят к молекулярно – кинетическим явлениям, колебаниям и т.д. Выявление этих особенностей и их оценка человечеством несут ценную воспитательную направленность. Здесь сочетаются и нравственные, и эстетические, и естественно – научные аспекты. Возможность обратиться к простейшим, основным закономерным соотношениям и формам, существующим в природе – в макро – и микромире, в земных условиях дает математика. Она позволяет выявить наиболее гармоничные и устойчивые сочетания, оцениваемые человеком как совершенные, прекрасные, величественные, т.е. участвует в раскрытии отдельных сторон и свойств эстетической картины мира. Педагог И. Г. Зенкевич относит к идеям представления красоты идеи симметрии, периодичности, роста и случайности. Связи математики с красотой природы определяются общностью этих идей (16, 36). С физической и астрономической картиной мира тесно связан мир веществ, изучаемый химией. В эстетическую картину мира химия вносит целостное эстетическое видение единства природных веществ и процессов. Химия близка и к биологическому циклу – она раскрывает истоки жизни и законы перехода, превращения неорганического вещества в органическое. В педагогической науке и практике имеются опыты раскрытия эстетического содержания химии на школьных уроках. Целостная картина современного материального мира воссоздается не только физикой, химией, но и другими естественными дисциплинами. Особое место среди них в этом аспекте занимают биология, а так же география, объединяющие в себе различные характеристики (в том числе и физические, и химические, и биологические) современного существования природы Земли. Наиболее яркие и значимые, эстетически возвышенные образы живой природы отражены в фольклоре народов мира. В нем лишение животного жизни всегда рассматривалось как суровая необходимость, а не бесцельное убийство. Ныне задача состоит в предотвращении истребления животных. Охота с ружьем ради убийства должна быть в сознании современных людей вытеснена охотой с фотоаппаратом ради созерцания красоты природы. В характеристике тех или иных видов животных педагог должен уметь показать внешнюю красоту животного, целесообразность и гармонию его взаимодействий со средой, внутри вида, особенности его борьбы с другими видами, и отношения человека с ним. Особенно богатые возможности для раскрытия красоты, драматичности, благородства поведения животных, предоставляют сцены рассказов, посвященных их заботе о потомстве, защите его. Живая природа – источник эстетических переживаний, творческих идей, вдохновения художников и ученых прошлого, настоящего и будущего. Однако в учебных программах, учебниках биологии нравственно – эстетические оценки присутствуют крайне редко. Проблемы охраны земной природы сопутствуют такой учебной дисциплине, как география – наука, отражающая сегодняшний облик Земли, человечества, мировую геофизическую, хозяйственно – экономическую, политическую, культурную жизнь. Наиболее острые жизненные проблемы восстановления гармонии между человеческим обществом и средой его существования могут быть разрешены организацией разумного управления процессами, протекающими между неживой и живой земной природой. При изучении в школе географии раскрывается деятельность, способствующая или препятствующая сохранению природных ценностей Земли, в том числе и эстетических. Велико значение эстетических образов родной земли в формировании чувства гармонии при восприятии в единстве природно-климатических черт – земного рельефа, климата, растительного и животного мира. В формировании целостной эстетической картины мира и эстетического |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |