бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Эколого-эстетическое воспитание школьников

определяет использование природы как средства, а формирование гармонии

отношения к ней выступает как одна из задач нравственно - эстетического

воспитания. Бездумное, жестокое отношение к природе, стремление только к

ближайшей выгоде, потребительство – антигуманны.

Гуманистическая сущность ответственности школьников за состояние

окружающей среды предполагает единство познавательной и практической

деятельности школьников по улучшению природы родного края, созидание а не

потребление в деятельности личности здесь является ведущим. Необходимо

непосредственное общение школьника с природой, овладение навыками

правильного поведения в природе, сочетание учебной и трудовой, общественной

деятельности по уходу и облагораживанию окружающей природной среды.

Перед школой ставиться задача формирования экологической культуры

учащихся. Традиционный термин “охрана природы” лишь частично затрагивает

весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали

нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-

экономических вопросов, новых научных поисков и более полного

последовательного отражения аспектов экологии в школьном образовании.

Органическое включение экологического аспекта в общее образование

подкрепляется психологической характеристикой личностных качеств, которые

проявляются во взаимосвязях между отношениями человека к человеку, к

объектам окружающей среды и особенно к природе.

В курс обществоведения и истории введены элементы философских и идейно-

политических знаний о взаимосвязи общества и природы. В географии

освещаются экономические вопросы рационального природопользования. При

изучении химии и физики дается характеристика параметров среды, их

предельно допустимые границы, необходимые для нормального функционирования

живых систем, а так же раскрываются научные основы создания безвредной для

окружающей среды технологии современного производства. В курсе биологии

формируются понятия о структуре и функционировании живых систем о динамично

- равновесном состоянии их взаимосвязей с факторами окружающей среды;

показываются пути повышения продуктивности этих систем, способы

оптимального воздействия человека на них. Предметы эстетического цикла

(литература, музыка, изобразительное искусство) содействуют развитию

нравственно-эстетического восприятия учащимися окружающей среды, укреплению

чувства добра и красоты при общении с природой. Трудовая подготовка

школьников проводится с учетом заботы об окружающей среде, включает

специальные виды работ по охране природы.

На ряду с эстетическим трудовое воспитание так же органично включает

задачи формирования экологической культуры. Человек обязан согласовывать

свои трудовые действия с природными законами, не причинять вреда природе,

ее красоте, гармонии, видеть, что его труд соответствует благоприятным

воздействиям на среду, улучшает ее.

Единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды

и деятельности учащихся по ее улучшению реализуется во взаимодействии их с

природой, опосредованном с социальными отношениями. Это глубоко затрагивает

ум и чувства человека, отражается в ощущениях, взглядах, поведении,

действиях. Становление экологически воспитанной личности в условиях

целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое

единство научных знаний в области природных и социальных факторов среды с

ее чувственным восприятием, которое пробуждает эстетические переживания,

создает стремление внести практический вклад в ее улучшение. Этот принцип

экологического образования и воспитания ориентирует педагогов на сочетание

в учебно-воспитательном процессе рационального познания с воздействием

художественно-образных средств искусства и непосредственного общения с

природной средой.

Логически обоснованные рассуждения, например, о закономерном ходе

эволюции биосферы, анализ факторов все усиливающегося воздействия на нее

человека (антропогенный фактор в природе) могут успешно дополняться

восприятием первозданной красоты природы или отражения ее в произведениях

искусства, выражающих любовь человека к ней. Это пробуждает потребность

(впитать) образы природы, “очеловечить” их, соотнести с возвышенными

качествами, олицетворяющими эстетический идеал, добро, истину. Все это

органично может направляться учителем на развитие у учащихся сознания и

чувства, отвечающих гармонии отношений с природой. Недооценка этого

принципа приводит к частому практицизму.

Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их воплощения в

практической деятельности динамичен и многообразен по содержанию, что

зависит от возраста учащихся. Очевидно, в детском возрасте имеет большой

удельный вес не интеллектуальное, а эмоционально – эстетическое восприятие

среды. До некоторой степени равнозначное их проявление видимо, свойственно

подросткам, в юности же большую силу приобретает интеллектуальное

осмысление природы. Однако это не означает, что художественно – образное

восприятие совсем утрачивает свое значение. Оно приобретает большую глубину

и осознанность, влияет на устойчивость и последовательность действий юного

человека, адекватно преобразующих среду его жизни и труда.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и

духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с

природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с

нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в

единстве с нравственно – эстетическими переживаниями – все это, в конечном

счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.

Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда,

формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в

охране природной среды, заботе о сохранении красоты родной земли.

1.2. Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания.

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает

разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних

способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся

преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания,

когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным

пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях

спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в

процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования

отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую,

познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую,

туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей

среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с

окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это

жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и

групповые мотивы поведения, общественное мнение.

В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося

его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий

педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы

педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и

лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в

необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и

вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование

и личный пример воспитателя.

Как актуальная социально – педагогическая задача формирование

сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать

все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в

общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно

политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки

учащихся.

Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде

следует назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды.

Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе,

влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только расширяет

знания, но и обогащает использование экономических и нравственно –

эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную

ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться о ее

сбережении.

Третья предпосылка формирования отношения школьников к природе – это

процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно

ценными отношениями и действиями. Формирование у школьников положительного

отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом. От

учителей во многом зависит планирование и организация общественно –

полезных действий. Они помогаю школьникам овладевать коллективными формами

деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со

средой претворить заботу о ней в конкретные дела.

Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная

деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели

личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и

обществу.

Среди субъективных предпосылок формирования отношений школьников к

окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания

и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании

среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во

взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким образом

удовлетворять свои потребности и стремления.

Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и

обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В

опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств

учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению

растительности и животных, приумножению природных богатств.

В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями

и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о

земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под

руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования.

Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в

действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием

общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование

нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом

заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного

слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде.

Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к

пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты

окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять

среду, готовность к соответствующим практическим действиям.

Эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают,

что на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности

школьников, место жительства, профессия и образование родителей. По данным

исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики

же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или

заняться спортом.

Есть различия в отношении к природе у сельских и городских учащихся. Не

все в равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли,

отношения к людям. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования

родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности

родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей

со средой. Эти данные показывают, что в педагогической работе следует

учитывать влияния разнообразных социальных факторов на отношения к

окружающей среде.

Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет их

индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В

деятельности по охране окружающей среды одного интересует содержание,

другого – форма, третьего – орудия труда. Часть детей увлечена жизнью леса,

другая часть возможностью побыть в лесу с товарищами. Чрезвычайно

многообразны познавательные и практические интересы, эстетические вкусы и

чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и человеческих

действий.

Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к

природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды,

который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму

окружающего мира. Развивая средствами природы духовным мир школьников, они

в то же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер,

воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной

земли, чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и

ответственнее относятся к ней его воспитанники. Школа испытывает

потребность в педагоге – универсале, который глубоко знает не только свой

предмет, но и общие закономерности воспитания отношений к природе и людям.

1.3. Деятельн6ость школьников как фактор развития эстетического отношения к

природе и ее охрана.

Деятельность ребят, организуемая учителями, порождает и развивает

личные впечатления и чувства, убеждения и интересы.

Отображение в сознании природных явлений возникает в деятельности.

Однако оно происходит не автоматически, а под влиянием ее целей и задач,

инструкций учителей и воспитателей. Необходимо четко планировать задание по

восприятию и осмыслению окружающих ландшафтов.

Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы к

подобным наблюдениям во время сельскохозяйственных опытов, при уходе за

школьным лесопитомником, а затем к наблюдениям в ходе производительного

труда – это развернутый педагогический прием целенаправленного обогащения

индивидуальных эстетических отношений. Его применение должно вести к

развитию содержания и форм наблюдений за красотой по мере усложнения

деятельности и тем самым к общему усложнению непосредственных связей со

средой.

Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав

возможность творить с его помощью красоту во круг себя, школьник иначе

воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности

иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы.

Как известно, деятельность характеризуется особым содержанием и

своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел,

совокупностью различных действий и приемов (операций). Эти дела, действия и

приемы имеют определенную структуру, которая обусловлена внешними, в

частности природными, объектами, а так же личными интересами школьников и

обучением в сочетании с воспитанием. В структуре деятельности отдельного

ученика, как и класса в целом, сочетаются устойчивые (постоянные, часто

повторяющиеся) и не устойчивые дела и действия. Соотношение тех и других

поддается педагогическому контролю и регулированию. В равной мере

педагогическое руководство влияет на выбор и чередование во взаимосвязях

школьников с природой дел разных видов, разной качественной определенности.

Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства

природы для школьников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений,

грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию

звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как

чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учителя

должны вовлекать школьников в наблюдения за свойствами ландшафтов,

организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное

восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и

оценки.

Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у

своих питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на

встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную

деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и

упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые

побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты

как красивые, выразительные и т.д. На первый план в познании следует

выдвинуть эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к

ним.

Одновременно нужно глубже продумывать возможности педагогического

воздействия на эстетические восприятия, чувства и суждения учащихся через

те виды деятельности, которые связаны более всего с познанием, выявлением

потребительских (в большей мере, чем эстетических) свойств среды, это

например, различные промыслы (сбор ягод, грибов, рыбная ловля и др.), сбор

материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных

стройматериалов, уход за птицами, водоемами, лесом и т.д. Чтобы выявить

эстетические свойства явлений природы в такой деятельности, надо сделать

составной частью каждого отдельного дела ознакомление с ними. Иначе говоря,

в деятельности любого вида должен осуществляться педагогический подход. Он

обеспечивает общность деятельности, а так же единство идейно нравственного,

трудового, эстетического, физического воспитания.

Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в

разнообразной деятельности перед учителем встает двуединая задача. С одной

стороны, необходимо организовать специфическую деятельность,

непосредственно открывающую школьникам красоту природы. С другой – нужно

суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность,

в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем

эстетические отношения к внешнему миру. Например, для формирования умения

воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные задачи ставились

достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое

восприятие природы, необходимо создавать регулярно. В их решении должны

участвовать все школьники каждого класса, всех возрастных групп.

Чем младше школьники, тем большая роль в таких ситуациях принадлежит

игровым элементам. В подростковой группе на первый план выступает

опытническая, поисковая, краеведческая, спортивная деятельность. У

старшеклассников ведущую роль получают труд, изучение науки и искусства.

Разнообразное художественное творчество должно охватывать учащихся всех

школьных возрастов.

В разном возрасте ученики по-разному оценивают значение одних и тех же

дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются

их увлечения, происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к

явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания.

В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как,

посадка деревьев и кустарников, участвуют в экскурсиях, туристских походах.

Престижны освоения местного рельефа, изучение животных, растений, ловля

рыбы. Менее ценятся участие в охране природы, уход за деревьями, уборка

территорий, зарисовки явлений природы, сбор лекарственных растений.

Еще ниже стоят оценки наблюдений за явлениями природы, прогулка в

парке, а так же уходу за домашними рыбками. Здесь эстетические отношения

подростков к природе обнаруживают свою не развитость.

В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимые действия

выступили любование природой, сбережение деревьев, работа в саду и огороде,

отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтение стихов,

пение); сбор грибов, уход за животными. Во многом такая градация связаны с

особенностями психофизического развития подростков и юношества. Педагог

призван перестраивать и повышать уровень социально значимых ценностных

установок. Надо знать, за что и как учащиеся ценят практические дела, чем

они занимаются более, а чем менее охотно.

В предпочтениях одних дел другим, как и в оценках красоты природных

явлений, избирательно проявляется внутренняя позиция школьников, сквозь нее

преломляются любые педагогические воздействия на отношения к природе и

отражаются в сознании и поведении соответственно ее содержанию. Понятно,

что результаты эстетического воспитания будут успешнее, когда оно тесно

связано ни только с общественно важной, но и с предпочитаемой учениками

деятельностью и тем самым – с их избирательными, сознательными,

индивидуальными связями с природой.

Эстетическое отношение к природе возникает и развивается в

деятельности, которую определяет учитель. На действия, формирующие это

отношение, влияют содержание и форма, задания учителей, возможность его

творческого выполнения, принцип коллективизма. Об этом свидетельствуют

данные некоторых психолого-педагогических экспериментов.

Приемы косвенного влияния педагогов на деятельность не способствуют

сосредоточению внимания всех школьников на эстетических свойствах природы.

Часть учащихся наименее восприимчивых к красоте, не редко проявляют при

этом интерес к случайным явлениям, некоторые уделяют внимание лишь тому,

что само бросается в глаза и мало всматриваются в детали, в признаки и

свойства явлений. Подобные приемы не достаточно ориентируют на выделение

главных, существенных признаков, позволяющих оценить явление как красивое

или безобразное.

Важна стимулирующая роль соревновательного поиска для познания красоты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.