бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы управления экологической ситуацией на горных территориях

пород, защитных насаждений, развитию и планированию питомников,

неналаженный сбор и переработка лесных плодов и ягод, лекарственных трав, а

также слабое производство высококачественной мебели не способствовали

стабильному развитию лесного хозяйства, совершенствованию экономического

потенциала и повышению жизненного уровня населения, проживающего в горах.

В связи с вышеизложенным, в настоящее время задача рационального

лесопользования приобретает первостепенное значение. Для Кыргызской

Республики сохранение и воспроизводство лесных ресурсов является делом

стратегической важности, которое закладывает основу будущего имиджа

государства, его экономический и этический потенциал.

Сохранение и восстановление горных лесов - это моральная обязанность и

первоочередная задача каждого гражданина республики.

Возрождение лесного хозяйства как ведущей отрасли в национальной экономике

суверенного Кыргызстана требует новой национальной политики, новой

концепции развития лесного хозяйства, на основе которых разработано

законодательство, адаптированное к новым экономическим условиям и новой

национальной программе.

Концепция лесного хозяйства Кыргызстана, утвержденная постановлением

Правительства Кыргызской Республики от 31 мая 1999 года за №298, основана

на необходимости достижения 5 важнейших и взаимодополняющих целей с учетом

имеющегося кадрового потенциала и финансовых ресурсов:

. обеспечение устойчивого развития лесного хозяйства;

. усовершенствование организации лесхозов;

. привлечение местного населения и лесопользователей к развитию лесного

хозяйства;

. развитие связей частного предпринимательства с лесным хозяйством;

. роль государства в лесохозяйственном секторе.

На основе анализа современной ситуации и с учетом 5 основных целей,

Концепция развития лесного хозяйства Кыргызстана предусматривает 10

стратегических направлений:

. обеспечение сохранения всех лесов в стране;

. определение технических норм для устойчивого лесоводства, заготовок и

посадок;

. проведение экономической реформы лесхозов;

. стимулирование частной деятельности через законодательные и

экономические инструменты;

. разработка системы аренды государственных лесов;

. обеспечение распространения информации о лесном хозяйстве;

. рационализация структуры лесной службы на региональном и национальном

уровнях;

. повышение статуса работника лесной охраны;

. совершенствование лесной науки и образования;

. создание эффективной системы финансирования лесного хозяйства.

Таким образом, сохранение и приумножение лесных ресурсов Кыргызстана -

основная цель деятельности Государственного агентства по лесному хозяйству

при Правительстве Кыргызской Республики. Эта цель может быть достигнута за

счет обеспечения устойчивого управления лесами.

При этом важна заинтересованность различных групп населения и органов

управления лесами в использовании лесных ресурсов, их переработке, развитии

соответствующих экономических структур с обеспечением занятости всех групп

населения без ущерба для экологии и биоразнообразия лесов.

Лесной фонд республики.

Кыргызстан - страна гор, занимающая обширные пространства горных

сооружений Тянь-Шаня и Алая. Лесные массивы являются своего рода

аккумуляторами влаги. Произрастая по склонам гор, они способствуют

предотвращению селевых потоков, препятствуют образованию в горах оползней и

снежных лавин, регулируют расходы воды в реках, делая их более равномерными

в течение года. Поэтому вряд ли можно переоценить значение этих лесов для

народного хозяйства Центральной Азии, где земледелие основано на орошении.

Лесам Кыргызстана посвящено довольно значительное количество научно-

исследовательских работ, которые обобщены в ряде монографических изданий

(Ган П.А., 1970, 1987; Ган П.А., Чуб А.В., 1987; Камчибеков Н.К., 1981;

Колов О.В., 1984; Бикиров Ш., 1984; Матвеев П.Н., 1973; Мухамедшин К.Д.,

1977; Орлов В.П., 1989; Чешев Л.С., 1971 и др.). В этих монографических

работах отражены многолетние исследования по географическому размещению

лесов, породному составу, продуктивности, типам условий произрастания,

возобновлению лесов, сменам пород и современному состоянию лесного

хозяйства. Приводятся экологические схемы типов леса, их описание и

подробная ботаническая, лесоводственная и таксационная характеристики

основных лесообразующих пород. В этих монографиях изложены материалы о

влиянии возраста и качества посадочного материала, лесорастительных

условий, типа смешения древесных пород и воспитания сеянцев в питомниках на

приживаемость, сохранность, рост и продуктивность лесных насаждений.

Лесное хозяйство республики на данном этапе сталкивается с

необходимостью решать взаимосвязанные социальные, экономические и

экологические проблемы. Поэтому необходимо убедить правительство и

общественность в том, что лес - это жизненно важная часть землепользования

в горах. Сегодня, как никогда, приходится задуматься о будущности лесов

вообще, о сохранении леса как природной экосистемы, повышении на этой

основе комплексной продуктивности лесов. Современное и будущее состояние

лесов вызывает тревогу. В Кыргызстане уже выявляется ряд лесных районов,

находящихся в бедственном положении, где леса утратили биологическую

активность.

Таким образом, возникли новые проблемы по сохранению и повышению

устойчивости лесов, их рациональному использованию, воспроизводству,

преодолению противоречий между ведением лесного хозяйства, с одной стороны,

и экологией - с другой.

Общая площадь земель Государственного лесного фонда по состоянию на

1.01.1998 года составляет 3163,2 тыс. га, покрытая лесом площадь - 849,5

тыс. га, что составляет 4,25% лесистости территории республики (Рис. 10).

Основным владельцем лесного фонда является Государственное агентство

по лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики, в ведении

которого находится 2833,6 тыс. га земель лесного фонда, 14,2% общей площади

республики, в том числе покрытой лесом площади 769,5 тыс. га.

Заповедный фонд, вошедший в учет лесного фонда, составляет 236,2 тыс.

га, покрытая лесом площадь - 20,3 тыс. га.

Леса, находящиеся в Управлении делами Президента, составляют 3,6 тыс.

га, в том числе покрытая лесом площадь - 1,3 тыс. га.

Бывшие леса Министерства сельского и водного хозяйства занимают

территорию в 66,6 тыс. га, в том числе покрытая лесом площадь - 42,6 тыс.

га. Леса бывших колхозов составляют 23 тыс. га, в том числе покрытая лесом

площадь охватывает территорию в 13,6 тыс. га.

Городские леса составляют 0,2 тыс. га, покрытая лесом площадь - 0,2

тыс. га.

Для ведения лесного хозяйства в республике функционируют лесхозы,

государственные природные национальные парки, государственные заповедники.

Лесистость территории республики по областям составляет: Чуйская -

1,9%, Таласская - 3,0%, Иссык-Кульская - 2,2%, Нарынская - 2,3%, Жалал-

Абадская - 9,8%,Ошская - 5,3%.

После проведенного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.1998 года

были организованы за счет Манасского лесхоза Кара-Буринский лесхоз и за

счет земель Чуйского и Фрунзенского лесхозов - Иссык-Атинское лесоохотничье

хозяйство. И, таким образом, по состоянию на 01.01.2000 года в системе

Государственного агентства по лесному хозяйству функционируют 41 лесхоз, 6

государственных природных парков, одно лесоохотничье хозяйство, два

комплексных заказника и Кара-Дарьинский питомник.

Породный состав лесов.

Леса Кыргызской Республики представлены 4 группами основных

лесообразующих пород - хвойными, твердолиственными, мягколиственными и

орехово-плодовыми. Среди хвойных пород преобладают можжевеловые, затем идут

ель тянь-шаньская, пихта Семенова, занесенная в Красную книгу Кыргызской

Республики, кроме того, интродуцированные сосна обыкновенная и лиственница

сибирская. Общая площадь хвойных лесов составляет 280,1 тыс. га.

Твердолиственные породы представлены ясенем, кленом, акацией, вязом.

Площадь твердолиственных пород незначительная - всего 34,4 тыс. га, из

которых преобладают кленовые - 28,3 тыс.га.

Мягколиственные породы представлены березой, осиной, тополем и ивой

древовидной. Их общая площадь 14,1 тыс. га.

В насаждениях орехово-плодовых лесов преобладает орех грецкий (33,3

тыс. га) (кроме того, около 2 тыс. га ореха грецкого находится в Сары-

Челекском и Беш-Аральском госзаповедниках), затем следуют фисташка, яблоня,

миндаль, абрикос, рябина, слива (алыча), боярышник и другие мелкоплодные

породы. Всего орехово-плодовых - 98,3 тыс. га.

Указанные виды в основном сосредоточены в Жалал-Абадской и Ошской

областях. Немаловажную роль в защите склонов гор в республике играют

кустарники. К ним относятся: шиповник, таволга, жимолость, афлатуния, ива

кустарниковая, можжевельник (арча) стелющийся, боярышник, экзохорда и

другие кустарники. В лесах республики произрастает кустарников на площади

342,6 тыс. га.

Динамика породного состава древесно-кустарниковых пород, находящихся

в ведении органов лесного хозяйства.

В возрастной структуре лесов Кыргызской Республики преобладают спелые

и перестойные насаждения. Это по всем лесным территориям. Наблюдается

закономерность постепенного перехода из одной возрастной группы в другую,

более старшую. Однако за счет перевода лесных культур в покрытую лесом

площадь и естественного возобновления лесов площадь молодняков остается на

одном уровне.

Следует отметить, что по сравнению с учетом лесного фонда на 1993 год

произошло изменение возрастной структуры, увеличились молодняки на 1,4% и

уменьшились спелые и перестойные насаждения.

Большую площадь спелых и перестойных насаждений занимают хвойные -

138,0 тыс. га, т.е. 49,2%, и, особенно, еловые насаждения - 52 тыс. га, в

том числе перестойные - 19,5 тыс. га. А арчовые - 84,8 тыс. га, что

составляет 51,2% от общей площади таких лесов. В орехово-плодовых и прочих

лесах спелые и перестойные насаждения занимают 27 тыс. га или 27,4%, в том

числе орех грецкий от площади насаждений 33,3 тыс. га, спелых и перестойных

16,7 тыс. га, т.е. 50,1%.

Учитывая большие процентные расхождения в возрастной структуре лесов,

лесоводы республики ставят первостепенную задачу - увеличить площадь

молодняков от существующей в настоящее время от 10,1% до 20% и уменьшить

процент спелых и перестойных насаждений (45,3%). Это мероприятие должно

осуществиться проведением лесоводственных работ, уборкой старых деревьев,

проведением лесовосстановительных и санитарных рубок.

Изложенное выше состояние лесов, наличие лесных культур, переведенных

в покрытую лесом площадь, наличие суховершинного, спелого и перестойного и

ветроповального леса вызывают необходимость проведения рубок ухода,

санитарных и лесовосстановительных рубок с целью оздоровления насаждений.

Потребность в проведении рубок ухода составляет: осветление и

прочистки 0,36 тыс. га, прореживание - 0,53 тыс. га, проходные - 0,14 тыс.

га, санитарные рубки - 1,03 тыс. га и лесовосстановительные рубки - 1,6

тыс. га. Всего требуется в год проведение указанных рубок на площади 4,431

тыс. га со средней выборкой - 11 мі с 1 га.

Проблемы обезлесения.

Несмотря на выгоды леса в защите почвенных и водных ресурсов общее

отношение населения к лесам безответственное. Увеличивающееся человеческое

давление, бесконтрольный выпас, эксплуатация лесных земель для

культивационных целей, использование лесоматериалов и дров, ускоряет

деградацию лесов.

Повышенное использование лесоматериалов привело к угрозе деградации и

исчезновения ореховых лесов, так как древесина и особенно корневые наплывы

ореховых деревьев очень ценны для художественной резьбы. Вдобавок, сбор

дров местным населением и чрезмерный выпас препятствуют естественному

восстановлению, полностью прекратившемуся в последние 10 лет, кроме

отдельных защищаемых площадей (Сары-Челек). Даже запрет рубки лесов не

повлиял на угрожающее обезлесение. У населения минимальный интерес к

сохранению лесных ресурсов, нет посадок для индустриальных целей,

недостаточная культивация саженцев, плохой сбор и переработка, не развит

маркетинг лесных ягод и орехов. Всё это сделало лесное хозяйство

неприбыльным и вызвало деградацию лесных ресурсов.

Чрезмерный выпас домашнего скота тормозит естественное восстановление

лесов. Права на выпас в лесных районах недостаточно регулируются.

Недостаточность лесокультурных технических мероприятий сдерживает

естественное возобновление. Запрет вырубки лесов ограничивает возможности

санитарного обновления и вырубки старых и больных деревьев. В результате

чего возрастная структура леса неоптимальная и для сохранения

биологического разнообразия и для экономической деятельности. Комбинация

неконтролируемой вырубки леса, сухого климата и антропогенного давления

уменьшает возможности естественного восстановления площади лесов. Вдобавок,

экологическое взаимоотношение лесов и лесных вредителей не сбалансировано,

а осложняется неправильным использованием пестицидов. Это повлияло на

качество и количество производимых лесоматериалов. Бесконтрольный сбор

древесины для топлива увеличился с ростом бедности горного населения, и

уменьшающейся надёжностью снабжения электроэнергией, что приводит к потере

лесов, к снижению защиты почв и вод. Высокие рыночные цены на

высококачественные лесоматериалы из ореховых, еловых и арчовых деревьев

приводит к нелегальной вырубке. Неэффективное административное управление и

несовершенное законодательство способствуют гибели лесов.

Многие из упомянутых проблем связаны с недостаточным вовлечением

местных сообществ в управление лесными ресурсами. В советское время лесные

ресурсы управлялись из центра, и сёла вокруг лесных ресурсов также

управлялись централизованно. И в настоящее время мотивация у местных

жителей быть вовлечёнными в управление лесами малая. У людей нет

определённых долгосрочных прав на собственность лесных угодий и почти нет

экономических стимулов. Государственное лесное агентство функционирует

неэффективно при новых рыночных условиях. Управление нацелено вниз при

недостаточной ответственности низов. Всё это приводит к неэффективному

управлению лесными ресурсами.

Недостаёт как государственных, так и частных мелких местных

предприятий по переработке леса и лесной продукции. В настоящее время

отсутствует действенное законодательство, поддерживающее частные или

государственные учреждения, перерабатывающие лесную продукцию.

Стратегия и цель сектора.

Устойчивость лесных экосистем является первостепенной целью

государства для сохранения всех благ, предоставляемых лесами. Это значит,

что необходимо поддерживать целостность природных лесов, их структуры,

состава, экологических характеристик с учётом их особенностей относительной

недоступности, хрупкости, средоточием биоразнообразия и пр.

Достижение данной цели не является чисто технической проблемой.

Решение данной сложной проблемы вовлекает фермерские хозяйства (системы) и

социально-экономический компонент, политические и государственные

структуры. Цель может быть достигнута только тогда, когда выгоды лесов и их

устойчивое использование перевесят издержки людей, живущих рядом или около

них. Выгоды должны быть в равной степени распределены между теми

акционерами, которые контролируют данную лесную территорию. Это является

основой для любой осуществимой стратегии лесопользования.

Население, живущее рядом или имеющее относительно свободный доступ к

лесным районам, должно быть активно вовлечено в управление этими горными

ресурсами. Должно быть выработано осознание прямой и косвенной ценности

леса и требований по его защите. Права и обязанности должны быть

согласованы между государственным агентством по лесу и местным сообществом,

при условии, что местные сообщества будут обладать соответствующими

возможностями, влиять на управление лесами.

При существующих административных и законодательных условиях, эта

финальная цель пока далека от воплощения в жизнь. Но все действия,

изложенные ниже, должны быть использованы. Следует заметить, что полная

приватизация лесов неуместна, хотя и рекомендуется перевести некоторые

аспекты производства из Лесхоза сообществам и частным предприятиям.

Правительственное агентство выполняет государственные контрольные функции,

а местные сообщества должны быть заинтересованы в использовании и защите

лесов.

Полный запрет рубки не является адекватным для развития национального

лесного хозяйства и даже не является адекватным для защиты лесных ресурсов.

Кыргызстан мог бы значительно сократить импорт леса из за рубежа,

посредством рубки своего собственного леса, не только без вреда для лесных

ресурсов, но и с увеличением производительности последних и с соблюдением

принципов их устойчивого использования.

Возможные действия.

Система управления. Государственное Агентство по лесному хозяйству и

лесхозы должны продолжать функционировать, приспособляясь к новым

экономическим требованиям. Это уже началось благодаря поддержке

Швейцарского проекта Lesic, который является первым лесным проектом в

Центральной Азии.

Децентрализация структуры управления, планируемая Lesic, позволит

отдельным лесхозам проводить независимую экономическую деятельность и

сохранять основную часть дохода для повторного инвестирования в лесную

деятельность. Все действия будут находиться под наблюдением центральной

администрации.

Улучшенные методы лесного управления должны быть на вооружении

управляющей системы. Критерии рациональной рубки леса и рационального

снятия урожая других продуктов леса нуждаются в развитии. Старые заявления

о рациональном производстве придавали значение только промышленной

продукции лесов и не обращали внимания на использование других продуктов

леса.

Выпас на территориях, которые больше не покрыты лесом, как и в самом

лесу должен управляться и контролироваться лучше. Это невозможно без

сотрудничества лесхозов с местными общинами.

Участие всех заинтересованных сторон в планировании использования

лесных ресурсов должно поощряться. Это будет содействовать защите и

эффективному осуществлению систем лесного управления. Так называемое лесное

управление в сотрудничестве должно в дальнейшем быть поддержано не только

как выбор экономически эффективного управления для лесхоза, но также для

повышения интереса местного населения, так как это обеспечит занятость.

Необходимо иметь легальную собственность на землю или права на её

использование в зонах леса для индивида или групп, чтобы обеспечить

долгосрочную выгоду от инвестиций в лесную деятельность.

Установление лесных лотов для общинного леса, топливного леса и агро-

лесных технологий должны быть поддержаны либо в системе Лесхоза, либо для

отдельных индивидов. Индивиды должны иметь долгосрочные легальные права на

землю, для того, чтобы осуществлять посадки деревьев. Посадка деревьев

является долгосрочным вложением, и она не будет предпринята, если человек

не уверен в своих правах и правах его детей на землю в ближайшем будущем.

Законодательство также нуждается в изменении, для разрешения контролируемых

рубок.

Широкомасштабные посадки для достижения национальных целей должны

управляться Государственным Лесным Агентством. Это же относится к защитным

насаждениям против водных разливов (в зонах риска и эрозии, в районах

высоких склонов и пр.). Надо стимулировать частные предприятия для посадок

промышленного леса.

Для привлечения частных компаний необходимо законодательство,

способствующее привлечению инвестиций и специально предусмотренные правила

для долгосрочного инвестиционного потока в лесной сектор.

Предпосылками для развития плантаций являются хорошо функционирующие

питомники в лесхозах или находящиеся в частном владении. Они должны

снабжать преимущественно местными видами и, где уместно, снабжать

экзотическими видами для лесопромышленных нужд.

Обработка и маркетинг материалов из дерева и не древесных продуктов

нуждаются в дальнейшем развитии. Должна быть использована адекватная

перерабатывающая техника, обеспечены благоприятные условия для

кредитования, учреждены маркетинговые связи и развита эффективная правовая

база. Если рынок доступен для леса и лесоматериалов, то рынок для таких

лесных продуктов как ягоды, дикие фрукты и лекарственные растения нуждаются

в интенсивной поддержке.

Защита национальных лесов, включая их биоразнообразие, не должна

ограничиваться только охраняемыми территориями, но и должна быть побочным

продуктом методов рационального использования. Ореховые леса в особенности

нуждаются в защите, так как они являются уникальными в мире. Необходимо

определить подходящие лесные районы, где специальное внимание уделить

биоразнообразию. Эти леса нуждаются в продолжительном мониторинге,

учитывающем эффект использования и их экологический статус.

3.6 Управление охраняемыми и неохраняемыми территориями.

Международные предпосылки.

В 1992 году Институт Мировых Ресурсов, IUCN – Всемирный Союз

Заповедников и Программа охраны природы ООН, совместно с Организацией ООН

по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (FAO) и ЮНЕСКО

опубликовали Глобальную стратегию сохранения природного многообразия:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.