|
Правовое обеспечение процедуры банкротства в Украинесвязи очень интересен анализ хозяйственных отношений, проведенный российским профессором В.С. Мартемьяновым. Им разделены такие отношения на три группы. Первую группу представляют предпринимательские отношения, то есть хозяйственная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли. Вторая группа отношений не связана с извлечением прибыли. В частности, такой является вся хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью. Третью группу отношений составляет государство, которое, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, реализует и контролирует ее. По мнению В.С. Мартемьянова, хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанных с ними, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества. Поэтому прав В.К. Мамутов, утверждая, что правовое регулирование хозяйствования, хозяйственной деятельности, не сводится к регулированию предпринимательства. Предпринимательство — один из видов хозяйствования. Отношения несостоятельности не преследуют своей целью получение прибыли. Они направлены на восстановление платежеспособности хозяйствующего субъекта путем применения специальных реабилитационных процедур и принудительной ликвидации его имущества при невозможности сохранить предприятие с целью полного или частичного удовлетворения денежных требований кредиторов. Отношения несостоятельности носят временный характер, возникая с момента возбуждения дела о банкротстве хозяйствующего субъекта и заканчиваясь прекращением процедуры банкротства. Такие отношения вытекают из хозяйственной деятельности, то есть профессиональной деятельности по производству товаров (работ, услуг) для рынка. Иными словами, отношения несостоятельности сопутствуют хозяйственным и тесно связаны с ними. Без отношений несостоятельности не могут развиваться хозяйственные. Через отношения несостоятельности происходит "лечение" финансово неплатежеспособных хозяйствующих субъектов, оказавшихся в таком состоянии вследствие неудовлетворительной хозяйственной деятельности по производству товаров (работ, услуг). Потому здесь должно быть единство хозяйственных отношений и отношений несостоятельности. И как справедливо заметил В.С. Мартемьянов, в рыночной экономике все эти процессы должны развиваться в едином ключе, по единым нормам, охватывающим все стороны деятельности товаропроизводителей. Обеспечить такое единство регулирования в состоянии только отрасль хозяйственного права, имеющая инструментарий воздействия как на производство, так и на все иные связанные с ним процессы. Таким образом, отношения несостоятельности — это тесно связанные с хозяйственными отношения, входящие в предмет правового регулирования хозяйственного права. В то же время отношения несостоятельности обладают относительной самостоятельностью, обладая собственными признаками, позволяющими ограничивать их от общественных отношений смежных отраслей права, что позволяет вывести понятие собственного предмета правового регулирования. Отношения несостоятельности следует ограничивать от других отраслей права: гражданского, административного, трудового, финансового, хозяйственного процесса, исполнительного производства. От имущественных отношений, составляющих предмет гражданского права, отношения несостоятельности отличаются тем, что в них отсутствует равенство в правах участников отношений. Отношения несостоятельности возникают вследствие предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, а гражданско-правовые — из потребительского оборота. Если гражданское право направлено на частный имущественный интерес индивида, то отношения несостоятельности регулируют общественный интерес сообщества индивидов. В то же время ряд положений гражданского права используется в институте несостоятельности: сделки, неустойки, убытки, прекращение обязательств и т.д. От административно-правовых отношений отношения несостоятельности отличаются тем, что органы государства участвуют в них не на основе исполнительно-распорядительной деятельности, а как участники производства по делу о банкротстве, на основе компетенции, определяемой Законом. Здесь используются рычаги хозяйственного и экономического свойства: заключение договора поручительства с комитетом кредиторов, обеспечение безопасных условий при ликвидации хозяйствующего субъекта и т.д. От трудовых отношений отношения несостоятельности отличаются тем, что они воздействуют не на отдельных лиц, нанявшихся на работу с подчинением правилам трудового распорядка, режиму работы, а на трудовой коллектив, когда речь идет об этом в Законе: о приоритетном праве трудового коллектива на передачу ему в аренду государственного предприятия-должника; об участии в деле о банкротстве представителя трудового коллектива; об очередности удовлетворения требований по заработной плате и т.д. К сожалению, правосубъектность трудовых коллективов хозяйствующих субъектов-должников в отношениях несостоятельности Законом не регламентирована. От финансового права отношения несостоятельности отличаются тем, что урегулирование с бюджетом задолженности осуществляется по специальным правилам, установленным Законом. Это заключение мирового соглашения, прекращение обязательств по соглашению сторон и т.д. От хозяйственного процесса отношения несостоятельности, несмотря на то что в ряде отношений применяются нормы хозяйственного процессуального кодекса (судебные расходы, отвод судьи, представительство, обжалование судебных актов и др.), отличаются по внутреннему содержанию тем, что задача суда состоит не в разрешении спора по существу, а в осуществлении контроля над участниками производства по делу о банкротстве. Путем признания денежных требований кредиторов, удовлетворения ходатайств, назначения арбитражного управляющего, утверждения отчетов хозяйственный суд лишь оценивает действия его участников на предмет соответствия законодательству. Все вопросы, связанные с урегулированием проблем погашения денежных требований кредиторов, в том числе путем реабилитационных или ликвидационных мероприятий, осуществляются участниками отношений самостоятельно. От исполнительного производства отношения несостоятельности в части ликвидационной процедуры отличаются тем, что: . объектом ликвидационной процедуры является не отдельное имущество или его часть, а все имущество банкрота, именуемое как ликвидационная масса; . удовлетворению подлежат денежные требования не только кредиторов, имеющих судебные решения, но и требования, признанные хозяйственным судом в производстве по делу о банкротстве; . в ликвидационной процедуре ликвидатор принимает меры к формированию ликвидационной массы: поиск, выявление, возврат имущества банкрота, которое находится у третьих лиц, а также предъявление требований по возврату дебиторской задолженности; осуществляет инвентаризацию, охрану, оценку и реализацию имущества. Такие действия ликвидатора не входят в компетенцию исполнительного производства. Если реализация имущества банкрота и удовлетворение требований кредиторов осуществляется арбитражным управляющим, субъектом предпринимательской деятельности, под контролем комитета кредиторов, то в исполнительном производстве действует государственная исполнительная служба в лице государственного исполнителя. В исполнительном производстве затрагиваются имущественные права только тех кредиторов (взыскателей), в отношении которых имеются на исполнении решения юрисдикционных органов. Что же касается отношений несостоятельности, то они охватывают денежные обязательства всех кредиторов должника и даже тех, кто не обратился в суд. Таким образом, отношения несостоятельности обладают следующими признаками: во-первых, отношения несостоятельности по содержанию являются экономическими, а по форме — волевыми; во-вторых, они складываются вследствие неплатежеспособности хозяйствующего субъекта из-за неудовлетворительных результатов хозяйственной деятельности; в-третьих, отношения несостоятельности возникают и прекращаются на основе судебного акта; в-четвертых, по характеру отношений они являются имущественными и организационными; по субъектному составу — горизонтальными и вертикальными; в-пятых, они направлены на восстановление платежеспособности хозяйствующего субъекта с применением реабилитационных мер через судебные процедуры, а в случае невозможности — используя ликвидацию имущества с целью полного или частичного удовлетворения требований кредиторов; в-шестых, отношения несостоятельности тесно связаны с хозяйственными отношениями и входят в предмет хозяйственного права; в-седьмых, отношения несостоятельности обладают относительной самостоятельностью и могут отграничиваться от отношений смежных отраслей права: гражданского, административного, финансового, трудового, хозяйственно-процессуального, исполнительного производства. Исходя из приведенного анализа отношений, можно сформулировать понятие отношений несостоятельности, входящих в предмет хозяйственного права: Отношения несостоятельности — это отношения, возникающие в связи с неплатежеспособностью хозяйствующего субъекта как результат его хозяйственной деятельности, направленные на применение судебных реабилитационных мер с щелью восстановления его платежеспособности, а при невозможности — на принудительную ликвидацию. 2. Принципы отношений несостоятельности (банкротства) Слово "принцип" происходит от латинского "principium", что означает "основа" или "начало". В юридической науке под принципами права понимаются такие начала, отправные идеи его бытия, которые выражают важнейшие закономерности и устои данной общественно-экономической формации, являются однопорядковыми с сущностью права и составляют его главное содержание, обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью: соответствуют объективной необходимости упрочения господствующего способа производства. Принципы права, как справедливо заметил Л.С. Явич, вносят единообразие во всю систему юридических норм и придают глубокое единство правовому регулированию общественных отношений, цементируют все компоненты юридической надстройки. Действительно, посредством принципов, по мнению С.С. Алексеева, аккумулируются, собираются воедино, кристаллизуются характерные черты права той или иной общественно-экономической формации. Несмотря на то что понятия принципов права были сформулированы указанными авторами в эпоху социалистического строя, эти идеи не потеряли свою актуальность и сегодня. В зависимости от того, распространяются ли принципы права на всю систему права, на несколько отраслей или же на одну отрасль права, принципы разделяют на общие (гуманизма, законности, равноправия и т.п.), межотраслевые (охватывающие смежные отрасли), отраслевые (распространяющиеся на конкретные отрасли права). Принципы права закрепляются либо прямо в законодательных актах (статьях, преамбулах законов), либо непосредственно вытекают из содержания правовых норм. К сожалению, в Законе прямо не выделены принципы несостоятельности, что значительно снижает единство нормативного акта. В этой связи следует сказать об отраслевой принадлежности принципов отношений несостоятельности. Причем отраслевые принципы права распространяются лишь на конкретные отрасли права. Это своего рода фундамент, каркас, на котором держатся все нормы отрасли. В отношениях несостоятельности есть свои специфические принципы, на основе которых крепятся и функционируют нормы Закона. В.В. Джунь приводит такие принципы института несостоятельности — конкурсный иммунитет и обязательность решений большинства кредиторов. По его мнению, суть конкурсного иммунитета состоит в том, что каждый из кредиторов не имеет права удовлетворить свои требования к должнику иначе, как в пределах уже открытого производства по делу о несостоятельности. Что же касается обязательности решений большинства кредиторов, то, по мнению автора, этот принцип при использовании реорганизационной процедуры не ущемляет права меньшинства, не согласных с этим решением, при условии, если механизм реорганизационной процедуры обеспечивает одинаковое в пропорциональном отношении удовлетворение требований всей совокупности кредиторов. Приведенные В.В. Джунем принципы, на наш взгляд, являются элементами механизма финансового оздоровления должника. Если занять такую позицию, то можно посчитать принципами все элементы механизма финансового оздоровления: мораторий, меры по обеспечению сохранности имущества, "отсев" кредиторов, ограничение должника в части распоряжения имуществом и др. Поэтому конкурсный иммунитет и обязательность решений большинства кредиторов — это отдельные черты принципов отношений несостоятельности. Р.Г. Афанасьев, ссылаясь на В.П. Астахова, выделяет такие принципы процедуры банкротства: . предоставление возможности частным должникам возобновить свою деятельность; . введение системы безопасных мер в случае банкротства и экономического спада; . создание системы мер по возрождению бизнеса; . создание механизма регулирования финансовых дел должника, честно исполняющего свои обязанности, с целью возможного оздоровления их предприятий без закрытия бизнеса; . охрана правовой и административной структур от возможностей ускоренного процесса разрушения предприятия и появления споров; . сохранение перспективы предприятий, которые имеют финансовые трудности, в случаях, если это возможно и экономически выгодно; . создание механизмов, которые в случае ликвидации предприятий-банкротов позволяют репрезентовать и надежно защитить интересы всех участников системы банкротства, а также справедливо распределить активы (конкурсную массу) должника. На наш взгляд, приведенные Р.Г. Афанасьевым принципы отношений несостоятельности не являются таковыми. Прежде всего, они не отражают глубину отношений несостоятельности. Более правильным было бы назвать их чертами принципов. Сами идеи, основы отношений несостоятельности являются более широкими как по смыслу, так и по содержанию и охватывают практически все нормы Закона. Принципы должны отражать не только внутреннюю структуру отношений несостоятельности, но и процесс их применения. Такими, на наш взгляд, могут быть принципы: . приоритет Закона перед другими нормативными актами; . сохранение хозяйствующего субъекта при возможности восстановить его платежеспособность; . ликвидация имущества должника при невозможности сохранения предприятия с целью справедливого и организованного погашения требований кредиторов; . государственное регулирование отношений несостоятельности. Перечисленные принципы более четко характеризуют сущность отношений несостоятельности и выступают в роли каркаса, на котором держатся все нормы Закона. Несмотря на то что они отражаются в правовых нормах, их закрепление в Законе в виде отдельной статьи способствовало бы эффективности отношений несостоятельности. Разберем содержание принципов более подробно. Принцип приоритета Закона перед другими нормативными актами. Введение процедуры банкротства предполагает регулирование правоотношений должника с другими субъектами специальным законодательным актом — Законом. Все остальные нормы других нормативных актов, например, гражданского права, хозяйственного и гражданско-процессуального действуют лишь в определенной части при условии упоминания об этом в самом Законе, то есть субсидиарно. Процедура банкротства представляет собой особый правовой режим, направленный на восстановление платежеспособности должника с использованием специальных средств, требующих особой нормативной регламентации. Статус неплатежеспособного хозяйствующего субъекта как неполноценного участника гражданских правоотношений вызывает необходимость установления специальных норм, которые позволяют, с одной стороны, за счет реабилитационных процедур восстановить его статус, а с другой — ликвидироваться, чтобы справедливо и организованно погасить требования кредиторов. Неплатежеспособность — это фактор, указывающий на невозможность исполнять денежные обязательства. Она не дает должнику возможности быть полноправным участником правоотношений. Сохранение в полном объеме правового статуса должника и действие всех норм права приведет к неорганизованной ликвидации должника, в результате которой пострадают не столько интересы должника, сколько интересы самих кредиторов. Представим ситуацию, когда отсутствует очередность кредиторов, мораторий, меры по обеспечению сохранности имущества. От имущества должника ничего не останется. За бесценок уйдет все имущество, не удовлетворив даже требования работников предприятия как самых уязвимых кредиторов. Следовательно, нужен особый правовой режим, который должен возникать с момента возбуждения дела о банкротстве и заканчиваться прекращением процедуры банкротства. Суть режима состоит в различного рода ограничениях, изъятиях из общих норм в части самостоятельного распоряжения имуществом, совершении ряда сделок по ним и применении специальных реабилитационных (восстановительных) процедур к хозяйствующему субъекту. В отношении кредиторов ограничения касаются лишь в части погашения их денежных требований. Все субъекты, вступая в правоотношения с субъектом банкротства, должны учитывать его особый статус и специальное законодательство, которое регулирует все взаимоотношения с ним. Действия таких субъектов, совершенные без учета особого статуса должника, не должны влечь правомерные правовые последствия. Хозяйственый суд, рассматривающий дело о банкротстве, является приоритетным перед другими юрисдикционными и правоохранительными органами. Если хозяйственным судом вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов или должник признается банкротом, то такие акты подлежат безусловному исполнению, даже если они затрагивают решения других государственных органов. Например, в случае принятия общим судом решения о наложении ареста на имущество должника такой акт автоматически перестает действовать при вынесении хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом. Только хозяйственный суд может ограничивать должника в праве распоряжаться имуществом в процедурах санации и ликвидации. Если бы такой приоритет хозяйственного суда отсутствовал, то теряла бы смысл процедура банкротства. Так, общий суд при рассмотрении иска о взыскании заработной платы наложил бы арест на имущество должника, запретил бы ликвидироваться, реорганизовываться. Тогда процедура банкротства стала бы невозможной, ибо хозяйственному суду пришлось бы "ждать" довольно долго, когда исполнится решение общего суда и т.д. Следовательно, приоритет хозяйственного суда должен быть безусловным. Наконец, самое важное. Все последующие нормативные акты не должны противоречить Закону. Следует исходить из того, что в случае противоречия норм Закона с другими нормативными актами, принятыми после Закона, независимо от указаний в них, должны действовать нормы Закона. В противном случае процедура банкротства имела бы очень много изъянов, что значительно снижало бы эффективность Закона. Принцип сохранения хозяйствующего субъекта. Цель отношений несостоятельности — сохранение действующего целостного имущественного комплекса должника. Известно, что стоимость такого комплекса выше, чем стоимость ликвидационной массы. Так, при ликвидации должника идет полная распродажа его имущества в короткие сроки, что, естественно, сказывается на размере вырученных сумм. С другой стороны, ликвидация должника влечет увольнение работников и убытки возникают у государства в виде выплат пособий по безработице. В результате ликвидации должника экономике государства наносится ущерб, поскольку выводится из состава народного хозяйства хозяйствующий субъект, производящий совместный продукт и платящий налоги в казну. Поэтому государство установило приоритет в сохранении хозяйствующего субъекта при условии возможного (вероятного) восстановления его платежеспособности. В Законе для решения главной задачи предусмотрены реабилитационные (восстановительные) средства и процедуры. Такими процедурами являются санация и мировое соглашение. Процедуры содержат традиционные средства, позволяющие сохранить ликвидную массу, определить размер требований кредиторов, найти источник погашения задолженности и др. Все реабилитационные средства действуют комплексно, взаимно переплетаясь друг с другом, и присущи исключительно отношениям несостоятельности. Это мораторий на удовлетворение требований кредиторов, отбор (отсеивание) кредиторов, обеспечительные меры, невключение в состав денежных требований штрафных санкций, отказ от невыгодных текущих договоров, признание недействительными заинтересованных сделок и др. Все эти мероприятия подготавливают условия к замене "неэффективного" менеджмента эффективным. Для этого в Законе предусмотрено самоуправление над имуществом должника. Оно осуществляется арбитражным управляющим на основе плана санации, который содержит специальные меры: реструктуризацию предприятия, перепрофилирование производства, продажу части имущества |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |