|
Охрана труда - основные термины, понятия, определенияp align="left">Работоспособность человека зависит от многих факторов: от уровня его развития, его настроения, эмоционального состояния, воли, трудовых установок, мотивации, от организации и условий труда.Понижение работоспособности, возникающее в результате вы-полнения той или иной работы, и комплекс ощущений, связанных с этим, называют утомлением. Утомление -- физиологическое состояние организма, характе-ризующееся рядом объективных признаков: повышением артериаль-ного давления, уменьшением содержания сахара в крови, снижением производительности труда, ухудшением субъективных ощущений (нежеланием продолжать работу, усталостью и т.п.). Если за время, установленное для отдыха после работы, трудоспо-собность полностью не восстанавливается, наступает переутомление. Быстрее всего утомление наступает при монотонной работе. Уменьшить влияние монотонности работ на человека можно, если делать каждую операцию более содержательной, объединять опе-рации в более сложные и разнообразные. Продолжительность опера-ции должна быть не менее 30 с, нагрузки на различные органы чувств и части тела должны чередоваться. Желательно использовать свободный темп конвейера; осуществлять перевод рабочих с одной производственной операции на другую; устанавливать переменный ритм работы конвейера в течение рабочего дня (рабочей смены). При-менение оптимальных режимов труда и отдыха в течение рабочего дня (рабочей смены), назначение коротких дополнительных переры-вов, соблюдение эстетичности производства и осуществление функ-ционального музыкального оформления производственного процесса поможет снизить монотонность труда и утомляемость. Наряду с пассивным отдыхом для предупреждения утомления в процессе труда применяется активный отдых-- производственная гимнастика, физкультурные паузы. Наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекраще-нию работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдви-ги, нарушение сна. Виды деятельности с преобладанием физического труда требуют менее продолжительного, хотя и более частого отдыха. Период восстановления сил после физической работы происходит более интенсивно и заканчивается в сравнительно короткое время. Нервное утомление возникает главным образом из-за спешки, чрезмерного напряжения внимания, слуха и зрения, памяти и мыс-лительной деятельности. В то же время умственная работа, как ни удивительно, протекает очень экономно, при сравнительно неболь-шом потреблении энергии. Сама по себе она мало утомительна. Из этого следует, что умеренный (не очень напряженный) умст-венный труд может выполняться довольно долго без перерыва на отдых. Однако людям, занятым преимущественно умственным трудом, перио-дически необходим более длительный отдых. Рабочее место человека преимущественно умственного труда должно быть во всех отношениях комфортным. Микроклимат, освеще-ние, окраска помещения должны соответствовать оптимальным усло-виям. Вместе с тем необходимо устранить такие неблагоприятные фак-торы, как монотонность в работе, шум, вибрацию и т.п. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА Для создания комфортных и безопасных условий труда необхо-димо комплексное изучение системы человек -- машина -- производ-ственная среда, которые находятся в тесной взаимосвязи и влияют на безопасность, производительность и здоровье человека. Эргономика -- научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве. На человека в процессе труда действуют множество факторов: вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, условия, в ко-торой она осуществляется (вредные вещества, излучения, климатиче-ские условия, освещенность и т.д.), психофизиологические возможности человека (прежде всего антропометрические характеристики человека, скорость реакций на различные раздражители, особенности воспри-ятия человеком цвета и т.д.). Для того чтобы человекомашинная сис-тема функционировала эффективно и не приносила ущерба здоровью человека, необходимо, прежде всего, обеспечить совместимость харак-теристик машины и человека. Совместимость человека с машиной оп-ределяется его антропометрической, сенсомоторной, энергетической (биомеханической) и психофизиологической совместимостью. Антропометрическая совместимость предполагает учет раз-меров тела человека, возможность обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе работы. Сенсомоторная совместимость предполагает учет скорости двигательных (моторных) операций человека и его сенсорных реак-ций на различные виды раздражителей (световые, звуковые и др.) при выборе скорости работы машины и подачи сигналов. Энергетическая (биомеханическая) совместимость предпола-гает учет силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления. Психофизиологическая совместимость должна учитывать ре-акцию человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон пода-ваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА Организация рабочего места, конструкция органов контроля и управления должны учитывать антропометрические, сенсомоторные, биомеханические и психофизиологические характеристики человека. Важное эргономическое значение имеет рабочая поза человека. Рабочая поза «стоя» требует больших энергетических затрат и приво-дит к быстрому утомлению. Рабочая поза «сидя» менее утомительна, и она более предпочтительна. Проекция центра тяжести тела человека в рабочей позе должна быть расположена в пределах площади его опоры. Пространство рабочего места, в котором осуществляются трудовые процессы, должно быть разделено на рабочие зоны. Зонирование рабочего места в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Рабочую зону, удобную для действия обеих рук, нужно обяза-тельно совмещать с зоной визуального обзора. Минимальное про-странство рабочего места, необходимое для выполнения работы при различных положениях тела. В противном случае положение тела человека будет неустойчи-вым и потребует значительных мышечных усилий. Это может привес-ти к заболеваниям опорно-двигательного аппарата (например, ис-кривление позвоночника), быстрому утомлению, травме. Составной частью рабочего места в положении «сидя» является рабочее кресло оператора. Кресло должно соответствовать антропометрическим данным человека и, при необходимости, учитывать поправки на спецодежду и снаряжение. Основные геометрические параметры рабочих кресел стандартизованы. Целесообразно применять кресла с регулируемыми параметрами (высотой, углом наклона спинки), чтобы приспособить их под антропометрические характеристики конкретного человека. Ножные и ручные органы управления должны соответствовать по прилагаемым усилиям биохимическим характеристикам человека и в зависимости от частоты их использования располагаться в соот-ветствующих зонах досягаемости. Усилия на органы управления не должны быть слишком маленькими, чтобы человек мог контролиро-вать выполняемое им движение. В то же время слишком большие усилия приводят к быстрой усталости и перенапряжению мышц. Для органов управления различного типа существуют рекомендации по оптимальным прилагаемым силам. Устройства визуальной информации оператора в зависимости от частоты их использования также должны располагаться в соответ-ствующих зонах визуального поля человека. При частом использова-нии приборы должны располагаться в пределах оптимальных углов обзора, при редком -- в пределах максимальных углов обзора. Цветовая раскраска, размеры органов управления должны со-ответствовать психофизиологическим и антропометрическим харак-теристикам человека, освещенности на рабочем месте и другим ха-рактеристикам световой среды. АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА Аттестация рабочих мест по условиям труда -- система ана-лиза и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных меро-приятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертифика-ции производственных объектов, подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятых на тяже-лых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда. Во исполнение Закона РБ «О пенсионном обеспечении» (ст. 14) постановлением Кабинета Министров РБ от 02.08.1995 г. №409 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по усло-виям труда (с изм. и доп., внесенными постановлением СМ РБ от 14.12.1998 г. №1911). Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям тру-да (далее -- Порядок) распространяется на все предприятия, учреж-дения, организации и другие субъекты хозяйствования независимо от форм собственности (далее -- предприятие). Методика проведения аттестации рабочих мест по усло-виям труда утверждена постановлением Министерства труда РБ от 04.09.1995 г. №74 (с изм. и доп., внесенными постановлением Мини-стерства труда РБ от 26.05.2000 г. №80). Аттестация проводится в соответствии с Порядком и Методикой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласован-ной с Министерством здравоохранения и республиканскими объеди-нениями профсоюзов, и включает: гигиеническую оценку существующих условий и характера труда; оценку травмобезопасности рабочих мест; оценку обеспеченности работников СИЗ. По результатам инструментальных измерений уровня вред-ных факторов на рабочем месте определяется класс условий труда (безопасные, вредные, опасные) и степень (1, 2, 3 и 4-я) вредных усло-вий труда по гигиеническим критериям (см. пп. 8.3.1, 8.3.2). По результатам обследования рабочего места на соответствие оборудования, инструмента, средств обучения и инструктажа требо-ваниям нормативных и правовых актов определяется класс условий труда по травмобезопасности (оптимальные, допустимые, опасные). По результатам исследования характера труда определяется класс труда по степени тяжести (легкий, средней тяжести, тяжелый трех степеней). Результаты оценок оформляются актами и протоко-лами установленной формы. Сведения о результатах аттестации за-носятся в Карту условий труда на рабочем месте, форма которой ут-верждается Министерством труда. Обязательными приложениями к Карте являются данные хронометражных наблюдений, а также ис-ходные данные для расчета фактических величин указанных факторов. Для обоснования времени занятости в особых условиях труда проводится фотография рабочего дня, результаты которой оформля-ются по форме, утверждаемой Министерством труда. Фотография ра-бочего дня является обязательным приложением к Карте условий труда на рабочем месте. Аттестация проводится аттестационной комиссией предпри-ятия, состав и полномочия которой определяются приказом руководи-теля предприятия. Периодичность проведения аттестации -- один раз в пять лет. Результаты аттестации используются для: -- планирования и проведения мероприятий по охране и улучше-нию условий труда; обоснования предоставления льгот и компенсаций работни-кам (доплаты к тарифной сетке, продолжительность рабочей недели и отпуска, выдача молока и лечебно-профилактического питания, льгот-ное пенсионное обеспечение, режимы труда и отдыха, периодичность медицинских осмотров, возможность использования труда некоторой категории работающих -- женщин, молодежи и др.); решения о связи заболевания с профессией и установления диагноза профзаболевания; составления статистической отчетности по охране труда; применения административно-экономических санкций к должностным лицам, виновным в нарушении условий труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда является одним из организационных методов обеспечения безопасности труда, кон-троля и экспертизы условий труда. Внеочередная аттестация проводится: в случае изменения условий и характера труда при реконструкции предприятия, внедре-нии новой техники и технологии, применении новых видов сырья и материалов; при улучшении условий труда за счет осуществления ор-ганизационно-технических мероприятий; по инициативе нанимателя, органа профсоюзного комитета, работника предприятия; по инициа-тиве Государственной экспертизы условий труда. Контроль за качеством проведения аттестации возлагается на Государственную экспертизу условий труда Министерства труда и со-циальной защиты РБ. ПРОПАГАНДА ОХРАНЫ ТРУДА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА Для пропаганды охраны труда, безопасных методов и приемов работы предназначены кабинеты охраны труда. Кабинет охраны тру-да может быть совмещен с кабинетом для учебных занятий (при численности работающих менее 300 человек). В структурных подраз-делениях организации создаются уголки по охране труда (при чис-ленности работающих менее 100 человек). Основные задачи работы кабинета охраны труда: обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, полагающихся СИЗ и компенсациях по условиям труда; оказание методической помощи структурным подразделени-ям в организации работы по охране труда; организация консультаций, лекций, выставок по охране труда; создание информационной базы нормативных и правовых актов по охране труда. В кабинете охраны труда имеются в наличии учебные материа-лы, справочно-методические и информационно-выставочные. Кабинет охраны труда должен быть оснащен: нормативными правовыми актами по охране труда с учетом учебными программами, методическими, справочными и дру-гими материалами, необходимыми для проведения обучения; техническими средствами обучения: проекционной, видео-, аудиоаппаратурой, персональными компьютерами, тренажерами, кон-трольно-измерительными приборами и др.; наглядными пособиями: плакатами, схемами, макетами; об-разцами инструмента, защитных средств, видеофильмами и т.д.; экспозиционным оборудованием: витрины, стеллажи, стенды; -- необходимой оргтехникой и телефонной связью. 1. Планы работы кабинета охраны труда. 2. Журнал регистрации вводного инструктажа. 3. Программы обучения и протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда. 4. Учебно-методическая и инструк-тивная литература по охране труда. 5. Нормативные правовые акты по охране труда. 6. Информационные материалы по несчастным слу-чаям и авариям на производстве, профессиональным заболеваниям, происшедшим в отрасли. 7. Статистическая отчетность по охране труда. 8. Протоколы совещаний, семинаров, планы мероприятий и приказы по охране труда. 9. Коллективный договор, соглашение по охране труда. 10. Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда. ОСНОВНЫЕ ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ При контакте с организмом человека пары, газы, жидкости, аэро-золи, химические соединения, смеси (далее -- вещества) могут вызы-вать изменения в состоянии здоровья или заболевания. Химические вещества в зависимости от их практического ис-пользования классифицируются на: промышленные яды -- используемые в производстве органи-ческие растворители (например, дихлорэтан), топливо (например, про-пан, бутан), красители (например, анилин) и др.; ядохимикаты -- используемые в сельском хозяйстве пести-циды и др.; лекарственные средства; бытовые химикаты -- применяемые в виде пищевых добавок (например, уксус), средства санитарии, личной гигиены, косметики и т.п.; биологические растительные и животные яды, которые со-держатся в растениях, грибах, у животных и насекомых; отравляющие вещества -- зарин, иприт; фосген и др. В организм человека вредные химические вещества могут про-никать через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы. Основным путем проникновения вредных веществ в организм являются органы дыхания. Вредное действие химических веществ на организм человека изучает специальная наука -- токсикология. Токсикология -- медицинская наука, изучающая свойства ядо-витых веществ, механизм их действия на живой организм, сущность вызываемого ими патологического процесса (отравления), методы его лечения и предупреждения. Токсичность -- способность веществ оказывать вредное дейст-вие на живые организмы. Основным критерием (показателем) токсич-ности вещества является предельно допустимая концентрация (мг/м3). Показатель токсичности вещества определяет его опасность. По характеру воздействия на человека вредные вещества под-разделяются на: общетоксические -- вызывающие отравление всего организ-ма или поражающие отдельные системы: центральную нервную сис-тему, кроветворные органы, печень, почки (углеводороды, спирты, анилин, сероводород, синильная кислота и ее соли, соли ртути и др.); раздражающие -- вызывающие раздражение слизистых обо-лочек, дыхательных путей, глаз, легких, кожи (органические азотокрасители, диметиламинобензол и др.); сенсибилизирующие -- действующие как аллергены (формаль-дегид, растворители, лаки и др.); мутагенные -- приводящие к нарушению генетического кода, изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоак-тивные изотопы и др.); канцерогенные -- вызывающие злокачественные опухоли (хром, никель, асбест, бенз(а)пирен, ароматические амины и др.); влияющие на репродуктивную (детородную) функцию и нор-мальное развитие плода: вызывающие возникновение врожденных пороков, отклонений от нормального развития детей, (ртуть, свинец, стирол, радиоактивные изотопы, борная кислота и др.). Пыли (аэрозоли) не обладают выраженной токсичностью. Для этих веществ характерен фиброгенный эффект действия на организм. Аэрозоли угля, кокса, сажи, алмазов, пыли животного и растительно-го происхождения, силикат и кремнийсодержащие пыли, аэрозоли металлов, попадая в органы дыхания, вызывают повреждение слизи-стой оболочки верхних дыхательных путей и, задерживаясь в легких, вызывают воспаление (фиброзу) легочной ткани. Профессиональные заболевания, связанные с воздействием аэ-розолей, называются пневмокониозами. Пневмокониозы делятся на: силикозы -- развиваются при действии пыли свободного ди-оксида кремния; силикатозы -- развиваются при действии аэрозолей солей кремниевой кислоты; разновидности силикатозов: асбестоз (асбестовая пыль), цементоз (цементная пыль), талькоз (пыль талька); металлокониозы -- развиваются при вдыхании металличе-ской пыли, например бериллиевой (бериллиоз); карбокониозы -- например антраноз, возникающий при вды-хании угольной пыли. Результатом вдыхания человеком пыли являются пневмосклерозы, хронические пылевые бронхиты, пневмонии, туберкулезы, рак лёгких. На производстве, как правило, работают с несколькими химиче-скими веществами и на работника могут воздействовать негативные факторы другой природы (физические -- шум, вибрации, электромаг-нитные и ионизирующие излучения). При этом возникает эффект сочетанного (при одновременном действии негативных факторов раз-личной природы) или комбинированного (при одновременном действии нескольких химических веществ) действия химических веществ. Комбинированное действие -- это одновременное или последо-вательное действие на организм нескольких веществ при одном и том же пути их поступления в организм. Различают несколько типов ком-бинированного действия в зависимости от эффектов токсичности: суммация (аддитивное действие, аддитивность) -- суммарный эффект действия смеси равен сумме эффектов входящих в смесь ком-понентов. Суммация характерна для веществ однонаправленного действия, когда вещества оказывают одинаковое воздействие на одни и те же системы организма (например, смеси углеводородов); потенцирование (синергетическое действие, синергизм) -- ве-щества действуют так, что одно вещество усиливает действие другого. Эффект синергизма больше аддитивного. Например, никель усиливает свою токсичность в присутствии медистых стоков в 10 раз, алкоголь значительно повышает опасность отравления анилином; антагонизм (антагонистическое действие) -- эффект меньше ад-дитивного. Одно вещество ослабляет действие другого. Например, эзерин значительно снижает действие атропина, является его противоядием; независимость (независимое действие) -- эффект не отлича-ется от изолированного действия каждого из веществ. Независимость характерна для веществ разнонаправленного действия, когда веще-ства оказывают различное влияние на организм и воздействуют на различные органы. Например, бензол и раздражающие газы, смесь продуктов сгорания и пыль действуют независимо. Наряду с комбинированным действием веществ необходимо вы-делить комплексное действие, когда вредные вещества поступают в организм одновременно, но разными путями (через органы дыхания и кожу, органы дыхания и желудочно-кишечный тракт и т.д.). ШУМ, ВИДЫ ШУМА. ДЕЙСТВИЕ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Шум (звук) -- упругие колебания в частотном диапазоне слы-шимости человека, распространяющиеся в виде волны в газообразных средах. Звук представляет собой волновое движение упругой среды (на-пример, воздуха, воды и др.), которое воспринимается слуховым ап-паратом человека. Основные характеристики звука в соответствии с ГОСТ 12.1.003--83 ССБТ «Шум. Общие требования безопасности» и СанПиН 2.2.4/2.1.8.10--32--2002 «Шум на рабочих местах, в помеще-ниях жилых и общественных зданий и на территориях жилой застройки». Производственный шум -- совокупность звуков различной ин-тенсивности и частоты, беспорядочно изменяющихся во времени и вызывающих у работников неприятные ощущения. Постоянный шум -- шум, уровень звука которого за 8-часовой рабочий день или рабочую смену изменяется во времени не более чем на 5 дБА при измерениях на стандартизованной временной характе-ристике измерительного прибора «медленно». Непостоянный шум -- шум, уровень звука которого за 8-часовой рабочий день или рабочую смену изменяется во времени более чем на 5 дБА при измерениях на стандартизованной временной характе-ристике измерительного прибора «медленно». Непостоянный шум разделяют на колеблющийся, прерывистый и импульсный. Колеблющийся шум -- шум, уровень звука которого непрерывно изменяется во времени. Прерывистый шум -- шум, уровень звука которого изменяется во времени ступенчато (на 5 дБА и более), при этом уровни звука, из-меренные на стандартизованных временных характеристиках «им-пульс» и «медленно», отличаются менее чем на 7 дБА. Импульсный шум -- шум, состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов, для которых уровни звука, измеренные на стан-дартизованных временных характеристиках «импульс» и «медленно», отличаются на 7 дБ А и более. Широкополосный шум обладает непрерывным спектром более одной октавы, тональный (дискретный) содержит в спектре выра-женные дискретные тона (частоты, уровень звука на которых значи-тельно выше уровня звука на других частотах). Шум реактивного са-молета -- широкополосный шум, шум дисковой пилы -- тональный (в спектре шума имеется ярко выраженная частота с доминирующим уровнем звука). Механические шумы возникают по причинам наличия в механиз-мах инерционных возмущающих сил, соударения деталей, трения и др. Аэродинамические шумы возникают в результате движения газа, обтекания газовыми (воздушными) потоками различных тел. Аэроди-намический шум возникает при работе вентиляторов, воздуходувок, компрессоров, газовых турбин, выпусков пара и газа в атмосферу и т.д. Гидравлические шумы возникают вследствие стационарных и нестационарных процессов в жидкостях. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |