бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы безопасности жизнедеятельности

p align="left">На предприятия законом также возлагаются следующие обязанности:

- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

- создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;

- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий при осуществлении служебных обязанностей;

- предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территории пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.

Нормативная база пожарной безопасности включает государственные стандарты, общероссийские правила, строительные нормы и правила, нормы пожарной безопасности и руководящие документы.

4.3 Способы и средства тушения пожаров

Способы тушения пожаров

1.
Охлаждение горящих веществ путем нанесения на их поверхность теплоемких огнетушащих средств (воды, пены и др.) или перемешивания слоев горящей жидкости.

2. Разбавление концентрации горючих паров, пылей и газов путем введения в зону горения инертных разбавителей (азота, углекислого газа, водяного пара).

3. Изоляция горящих веществ от зоны горения нанесением на их поверхность изолирующих огнегасительных средств (пены, песка, кошмы).

4. Химическое торможение реакции горения.

Основными средствами пожаротушения могут быть вода, пена, инертные газы, огнетушащие порошковые составы, комбинированные составы.

Вода

Огнетушащие свойства воды:

- охлаждает зону горения за счет большой теплоемкости и скрытой теплоты парообразования;

- разбавляет реагирующие вещества образующимся паром (объем пара в 1700 раз превышает объем испарившейся воды);

- изолирует горючие вещества от зоны горения;

- струя воды механически срывает пламя.

Достоинства воды: доступность и дешевизна, подвижность, легкость транспортировки, химическая нейтральность, неядовитость.

Недостатки воды:

а) сравнительно высокая температура замерзания (приходится применять специальные добавки и антифризы);

б) плохая смачивающая способность, затрудняющая тушение волокнистых, пылевидных, тлеющих материалов (вводят добавки, ПАВ);

в) малая вязкость, отсюда - большая растекаемость и большие потери воды при тушении (специальные добавки увеличивают вязкость, сокращая расход воды и время тушения);

г) малая коррозионную способность воды и ее электропроводность (природные соли, содержащиеся в воде, и добавляемые примеси усиливают эти свойства);

д) невозможность тушения нефтепродуктов: увеличивается площадь пожара, выброс, разбрызгивание горящих продуктов. Нефтепродукты можно тушить только распыленной водой;

е) невозможность тушения водой в любом виде и любыми составами, содержащими воду (например, пенами), щелочных металлов, карбидов и гидридов металлов; металлоорганических соединений. Все эти вещества при взаимодействии с водой взрываются.

Пена

Пена - это коллоидная система, состоящая из пузырьков газа, окруженных пленками жидкости.

Пены применяются для тушения твердых и жидких веществ, не вступающих во взаимодействие с водой, и в первую очередь - нефтепродуктов. Главное - изолирующее действие слоя пены. При тушении твердых материалов пена оказывает и охлаждающее действие.

Существует два вида пены: химическая и воздушно-механическая.

Химическая пена получается в результате взаимодействия кислотных и щелочных растворов в присутствии пенообразователя и состоит из 80% углекислого газа, 19,7% воды и 0,3% пенообразователя. Стойкость пены с момента ее образования до полного распада 40 мин. Недостатки химической пены: высокая стоимость, сложность организации процесса тушения, высокая химическая активность. В настоящее время имеется тенденция к сокращению ее применения.

Воздушно-механическая пена - механическая смесь воздуха (90...99%), воды (9,7...9,6%), пенообразователя (0,3...0,04%).

В состав пены входит вода, поэтому нельзя тушить пеной щелочные металлы, карбиды и гидриды металлов, металлоорганические соединения.

Инертные газы

Углекислый газ, азот, аргон, гелий обладают способностью быстро смешиваться с горючими парами и газами, понижая концентрацию кислорода в зоне горения до такого предела, при котором горение прекращается.

Наибольшей флегматизирующей способностью обладает углекислый газ. Он применяется в сжиженном виде для объемного тушения складов ЛВЖ, аккумуляторных, сушильных печей и т.п.

Углекислота неэлектропроводна и пригодна для тушения электроустановок под напряжением до 1000 В.

Предельно допустимое для человека содержание углекислого газа в воздухе 10%, поэтому при заполнении горящего помещения углекислым газом из него необходимо эвакуировать людей.

Нельзя применять углекислоту для тушения щелочных металлов, а также соединений, в молекулы которых входит кислород.

Ингибиторы (флегматизаторы)

Эти вещества действуют по принципу торможения химической реакции горения. Требуемые количества ингибиторов намного меньше, чем инертных разбавителей. Отсюда быстрое создание зафлегматизированной среды при остаточном содержании кислорода около 18% (об.), что допустимо для кратковременного пребывания людей.

В качестве ингибиторов применяются фреоны (хладоны) и составы предельных углеводородов на их основе. Это жидкости либо сжиженные газы. Их достоинства: работа при отрицательных температурах, неэлектропроводность. Недостатки: токсичность, высокая коррозионная активность.

Огнетушащие порошковые составы

Они обладают очень высокой огнетушащей способностью и универсальностью действия, способны тушить любые материалы, в том числе не тушимые всеми другими средствами, например, термиты, щелочные металлы.

Комплексный огнетушащий эффект: ингибирование химических реакций в зоне горения; охлаждение зоны горения из-за расхода теплоты на нагревание и разложение частиц порошка; разбавление горючей среды частицами порошка и продуктами его разложения; эффект огнепреграждения при поверхностном тушении.

Порошки неэлектропроводны, нетоксичны, не оказывают коррозионного действия. Недостаток: слеживаемость, комкование.

Комбинированные составы

Они содержат огнетушащие свойства различных классов веществ. Это комбинация дешевого доступного носителя и сильного ингибитора.

Применяют комбинацию воздушно-механической пены с хладонами, а также комбинированные азотно-хладоновый и углекисло-хладоновый составы. При таких комбинациях повышается эффективность тушения при сокращении в несколько раз дефицитного хладона.

Первичные средства тушения пожаров

Они предназначены для тушения пожаров в начальной стадии и включают: пожарные водопроводы, огнетушители ручные и передвижные, сухой песок, асбестовые одеяла, кошмы и др.

Пожарные краны устанавливают в доступных и заметных местах, на высоте 1,35 м от пола. Должно обеспечиваться взаимное перекрытие струй от пожарных рукавов не менее 10 м, а радиус действия струи должен быть достаточен для достижения наиболее удаленной и возвышенной части здания.

Химические пенные огнетушители ОХП-10, ОП-М и ОП-9ММ предназначены для тушения твердых и жидких веществ. Их недостатки:

- пена электропроводна, поэтому нельзя тушить установки под напряжением;

- пена содержит воду, поэтому нельзя тушить щелочные металлы, карбиды металлов и др. вещества, которые взрываются при взаимодействии с водой;

- приведенный в действие огнетушитель нельзя остановить в случае ликвидации загорания;

- пена химически активна и может причинить ущерб больший, чем от загорания.

Углекислотные огнетушители: ручные ОУ-5, ОУ-8 и передвижные ОУ-25, ОУ-80, ОУ-400 предназначены для тушения веществ, материалов и электроустановок под напряжением до 1000 В (углекислота неэлектропроводна). По мере ликвидации загорания огнетушитель можно остановить перекрытием вентиля. Нельзя тушить щелочные металлы, гидриды металлов и соединения, в состав молекулы которых входит кислород. Нельзя тушить горящую одежду на человеке и дотрагиваться до металлического раструба во избежание обморожений углекислотой.

Порошковые огнетушители ОП-10М и ОП-50М отличаются универсальностью действия и находят все более широкое применение. С помощью таких огнетушителей можно тушить пожары всех классов), применяя различные типы огнетушителей с разными составами порошков.

Автоматические средства обнаружения и тушения пожара

Системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) предназначены для обнаружения пожара в начальной стадии и оповещения службы пожарной охраны, а также подачи сигналов (команд) на включение систем аварийной вентиляции, дымоудаления, автоматических устройств пожаротушения (АУП).

Система АПС состоит из пожарных извещателей, линий связи, приемных станций. Пожарные извещатели бывают ручные (приводятся в действие человеком, обнаружившим пожар) и автоматические, которые преобразуют контролируемый признак пожара (тепло, дым, свет или их комбинацию) в электрический сигнал, передаваемый по линии связи на приемную станцию.

АУП в зависимости от используемых средств пожаротушения бывают: водяные (спринклерные и дренчерные), водно-пенные, воздушно-пенные, газовые (двуокись углерода, азот, негорючие газы), порошковые, комбинированные.

4.4 Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

Согласно Правилам пожарной безопасности на каждом предприятии приказом (инструкцией) должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе осуществлены следующие действия:

- определены и оборудованы места для курения;

- определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

- установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

- определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

- регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;

- определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре.

Руководитель объекта с массовым пребыванием людей (50 человек и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре обязан разработать инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время.

Горючие отходы, мусор и т.п. следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить.

Для всех производственных и складских помещений должны быть определены категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по Правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях помещений.

Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки (аншлаги, таблички) безопасности.

На предприятии должен быть издан приказ по обеспечению пожарной безопасности помещений, зданий и сооружений. В этом приказе должны быть назначены ответственные за пожарную безопасность отделимых территорий, зданий, помещений, сооружений, цехов, участков и т.п.

Для каждого взрывоопасного и пожароопасного объекта должна быть разработана инструкция по мерам пожарной безопасности. Инструкция должна быть изучена со всеми работниками под роспись и вывешена на видном месте.

Помещения, здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения.

При определении видов первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь производственных объектов (табл. П1.16).

В общественных зданиях на каждом этаже должно размещаться не менее двух ручных огнетушителей. Помещения категории «Д» могут не оснащаться огнетушителями, если их площадь не превышает 100 м2.

Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

Обучение работающих мерам пожарной безопасности должно включать противопожарный инструктаж и занятия по пожарно-техническому минимуму.

4.5 Организационные мероприятия по обеспечению безопасности человека в чрезвычайных ситуациях

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятый Государственной Думой РФ 11.11.94 определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а так же окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно этому закону, на организации наложены следующие обязанности:

- планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучать работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;

- создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

- обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществлять финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В исполнение этого закона было принято Постановление Правительства РФ № 1113 от 05.11.95 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которое определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а так же регулирует основные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ним на каждом предприятии должен быть создан орган управления - объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС). Ее основные задачи:

- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышение надежности потенциально опасных объектов, обеспечение устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;

- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержании в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организации и объектов;

- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а так же персонала организаций и объектов к действиям в ЧС.

Органом управления по делам ГО и ЧС на объектовом уровне являются отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Для ликвидации ЧС создается объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов за счет средств организации.

5. Социально-экономические вопросы охраны труда

5.1 Социально-экономические аспекты улучшения организации охраны труда на предприятии

Для создания эффективной системы управления охраной труда на предприятии (в организации) необходимо применение экономических методов, в том числе управление затратами, оценка социально-экономической эффективности мероприятий по охране труда, экономическое стимулирование работодателей и работников для улучшения условий и охраны труда и т.д.

Прежде всего необходимо разработать систему социально-экономических показателей состояния охраны труда с учетом численности и специфики деятельности предприятия.

Основные социально-экономические показатели состояния охраны труда, приведенные в табл. П1.17, разделены на две группы.

Группа I - социальные показатели: прямые, являющиеся непосредственным следствием состояния охраны труда (число несчастных случаев на производстве, число профессиональных заболеваний, число рабочих мест с тяжелыми условиями труда и др.); косвенные, отражающие работу, проводимую по охране труда (выполнение планов, обеспеченность бытовыми помещениями и другие).

Группа II - экономические показатели: прямые - это затраты, связанные с улучшением условий и охраны труда (затраты на средства индивидуальной защиты (СИЗ), проведение мероприятий по охране труда, обучение и так далее); косвенные - расходы, обусловленные неудовлетворительными условиями труда (повышенные ставки, затраты на дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день, выплаты по нетрудоспособности и т.д.). Абсолютные величины прямых показателей отражают непосредственно состояние охраны труда на предприятии. Косвенные (относительные) характеризуют состояние охраны труда через вторичные явления, например, рост расходов на компенсацию, выполнение запланированных работ по охране труда и т.п.

Очевидно, улучшение состояния охраны труда будет характеризоваться снижением числа льгот за НУТ, отсутствием несчастных случаев и профессиональных заболеваний, малой текучестью кадров и т.д. При этом основные потоки денежных средств будут направляться на мероприятия по охране труда, и только незначительная их часть будет идти на компенсацию и возмещение ущерба в связи с работой в неблагоприятных условиях труда, несчастными случаями, профессиональными заболеваниями и авариями.

Для того чтобы оценить возможную экономию в результате улучшения условий и охраны труда, необходимо определить масштабы затрат и расходов в этой сфере. Это следующие затраты и расходы:

- затраты на мероприятия по охране труда для обеспечения выполнения законодательно установленных нормативных требований;

- расходы на выплату компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда;

- выплаты страховых взносов в Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- расходы в связи с несчастными случаями, профессиональными заболеваниями и авариями, не покрываемые страховыми выплатами;

- штрафы и выплаты в связи с нарушением договорных обязательств и т.д.

Измерение расходов, связанных с несчастными случаями на производстве - обязательный элемент управления затратами в СУОТ. Наиболее часто используют их деление на четыре категории. В табл. П1.18 приведены критерии деления расходов, а также их значение для принятия решения о проведении мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В финансовом отношении заинтересовывают работодателя улучшать ситуацию в этом направлении экономические, переменные, прямые и внутренние расходы.

Экономические и не подлежащие денежной оценке расходы

Не подлежащие денежной оценке расходы включают в себя физические страдания пострадавшего, эмоциональный стресс для его семьи. Делаются попытки оценить эти потери в денежном выражении (что неизбежно при выяснении степени вреда в суде), однако речь идет лишь о попытке условной оценки, так как нельзя определить урон, который невозможно компенсировать деньгами. Экономическими же потерями являются именно те, которые могут быть измерены. Это убытки в виде товаров или услуг, которые либо имеют рыночную стоимость, либо могут быть приблизительно оценены квалифицированным специалистом. Они включают в себя: финансовые затраты работника и членов его семьи, убытки, понесенные предприятием, потери общества.

Прямые и косвенные расходы

Увеличение страховых взносов, затраты на судебное урегулирование и восстановление оборудования, как правило, являются типичными примерами прямых расходов на уровне организации. К возможным косвенным расходам (расходы, которые реально существуют, но по тем или иным причинам не подсчитываются) могут быть отнесены следующие:

- нарушение производственного процесса непосредственно после несчастного случая;

- моральное воздействие на коллег по работе, что приводит к снижению производительности труда;

- привлечение персонала к расследованию несчастного случая;

- расходы по найму и обучению новых работников;

- снижение качества и производительности труда из-за неопытности вновь набранных сотрудников;

- ущерб оборудованию и материалам (если он не указывается в рамках обычных процедур бухгалтерского учета);

- снижение качества продукции после несчастного случая;

- сокращение производительности травмированных работников, которые переведены на более легкую работу;

- расходы на содержание резервных мощностей для покрытия потерь, связанных с несчастными случаями.

Соотношение косвенных и прямых расходов варьируется от менее чем 1:1 до более чем 20:1 в зависимости от отрасли и методологии подсчета. Таким образом, получение информации об этих расходах может стать существенным стимулом для исправления ситуации.

Внутренние и внешние расходы

Существование внешних расходов проводит границу между стимулами тех, кто принимает решения (то есть отдельными работодателями), и интересами общества, так как большая часть расходов покрывается за счета на работников и общество в целом. Возможными компонентами внешних расходов могут быть следующие:

- медицинские расходы, утраченная заработная плата пострадавшего (на текущий момент и в будущем), не возмещенные за счет компенсационных выплат;

- время и средства, затраченные близкими пострадавшего на лечение и уход за ним;

- участие в бытовой жизни, утраченное пострадавшим;

- выплаты из бюджетных и внебюджетных фондов.

Масштабы внешних расходов показывают, что во многих случаях сокращение профессиональных рисков в большей степени отвечает интересам общества, а не отдельных предприятий.

Таким образом, внедряя экономические методы управления в СУОТ на предприятии, прежде всего необходимо выбрать перечень социально-экономических показателей, характеризующих состояние охраны труда с учетом возможностей, специфики деятельности и численности работников организации.

5.2 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как основная составляющая системы экономического стимулирования работодателей для проведения мероприятий по охране труда на предприятии

С целью улучшения условий и охраны труда государство оказывает на работодателя два вида воздействия: прямое и косвенное. Прямое заключается в создании правовых норм в области охраны труда, а так же правовых средств для обеспечения их соблюдения. Косвенное заключается в создании системы экономического стимулирования работодателей с целью проведения мероприятий по охране труда и созданию безопасных условий труда.

Существующие на сегодняшний момент формы экономического стимулирования можно классифицировать в зависимости от типа государственной политики в этой области (активная, пассивная) и от характера действия этих форм (превентивные, не превентивные). При пассивной политике государства предприятие (организация) самостоятельно получает или не получает эффект от проведенных мероприятий. При активной политике государство непосредственно или косвенно принимает участие в расходах предприятия по охране труда и влияет на эффективность его работы. Наибольший эффект в области улучшения условий и охраны труда приносят формы стимулирования, относящиеся к активной политике и носящие превентивный характер (см. табл. П1.19).

Плата за риск

Плата за риск - самая первая форма экономического стимулирования улучшения охраны труда. Работодатель платит рабочим более высокую заработную плату за предполагаемый более высокий риск травматизма или профзаболевания. Превентивность данной формы заключается в том, что повышенная оплата труда происходит до возникновения несчастного случая.

Ответственность работодателя в суде

Ответственность работодателя в суде - форма стимулирования, появившаяся в конце XIX в. Так как она наступала после того, как несчастный случай произошел, ее характер не является превентивным. Существенный недостаток - инициатива подачи иска идет от потерпевшего, но далеко не все пострадавшие идут на это.

Налог на травмы

Налог на травмы - выплаты в специальный фонд в случае травмирования работников. Средства, получаемые в результате сбора этих налогов, могут использоваться для выплат работникам или для поддержки исследований и регулирования деятельности организаций в области охраны труда. В рамках этой системы могут применяться возрастающие штрафы к фирмам, которые уличены в фальсификации отчетов по компенсациям или оказывают давление на работников с целью заставить их отказаться от подачи иска. В то же время размер штрафов может быть сокращен на величину дополнительных затрат на мониторинг и мероприятия по охране труда.

Налоги и субсидии

Технические меры по улучшению производственной среды, как правило, связаны с капитальными затратами. Однако цель в данном случае - не стимулировать инвестиции, а оказывать влияние на их характер. Например, если предприятие решило купить новый агрегат, нужно добиваться, чтобы руководство приобретало наименее безопасный (например, с дополнительными системами блокировки, наименее шумный, наиболее эргономичный и т.д.). Для содействия этому в разных странах разработаны специальные программы (например, в Германии существует программа “Гуманизация труда”), содержащие описания новейших машин и агрегатов, которые могут обеспечить лучшие условия труда и приобретение которых поощряется правительством (например, по этому оборудованию снижается ставка налога на имущество).

Льготное кредитование

Достаточный объем инвестиций может быть проблемой, особенно для малых и средних предприятий. Поэтому может быть разработана система предоставления кредитов без или с ограниченной гарантией (“рисковый капитал”) компаниям, которые стремятся добиваться соблюдения определенных стандартов в области охраны труда. Эта система может быть, хотя и не обязательно, связана с прямыми субсидиями.

Помощь в области маркетинга

Точно так же, как существуют знаки качества для товаров, поступающих на рынок, можно сертифицировать и соответствующим образом помечать товары, отвечающие требованиям безопасности и охраны труда. Формы могут быть разными, в том числе сочетание с премией определенного размера. Это, в свою очередь, влияет на формирование общественного мнения и инвестиционную привлекательность данного предприятия, что в конечном итоге может повысить конкурентоспособность производства и сбыта товаров и услуг на рынке. Эта форма может реализовываться и в том, что одним из условий возможности участия организаций в тендере на размещение государственных заказов могут быть определенные требования по уровню организации охраны труда (например, обязательная сертификация работ по охране труда).

Компенсационная система

Компенсационная система - форма стимулирования, заключающаяся в создании фонда, берущего на себя ответственность по выплатам пострадавшему после несчастного случая или профессионального заболевания. Предприятие регулярно платит страховой взнос, определяемый в зависимости от уровня профессионального риска в соответствующий фонд (организацию). При возникновении страхового случая (профессионального заболевания или несчастного случая) фонд берет на себя обязательства по страховым выплатам пострадавшим и членам их семей.

В соответствии с конвенцией Международной организации труда (МОТ) существует 5 принципов, которых необходимо придерживаться при создании таких систем:

- должен действовать принцип “предприниматель платит” (система финансируется исключительно за счет взносов предпринимателей);

- выплаты пособий в случаях длительной нетрудоспособности должны выдаваться регулярно, а не единовременно;

- минимальный уровень охвата компенсационной системой должен составлять не менее половины рабочей силы страны;

- компенсационные платежи должны во всех случаях превышать 50% уровня заработной платы работника;

- должны действовать равные условия для отечественных рабочих и рабочих-эмигрантов.

С принятием в 1998 году Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в России возникла новая форма стимулирования в рамках компенсационной системы. Объектом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо с их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Субъектами страхования являются страховщик (Фонд обязательного социального страхования), страхователь (организация) и застрахованный (см. рис. П1.14). Каждый работник, заключивший трудовой договор, является автоматически застрахованным и имеет право на обеспечение по страхованию, включающее в себя: единовременные и ежемесячные страховые выплаты, пособие по временной нетрудоспособности; оплату дополнительных расходов, связанных с лечением, медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией и т.д. Размер выплат зависит от степени потери трудоспособности, от среднего заработка пострадавшего. Так же учитывается степень вины застрахованного, определяемая в ходе расследования несчастного случая или профессионального заболевания. В связи с этим выплаты могут быть сокращены максимум на 25%, но в случае смерти работника это не учитывается.

Опираясь на концепцию приемлемого риска, все виды экономической деятельности поделены на 32 класса в зависимости от сложившегося уровня интегрального показателя профессионального риска (Ипп). При его определении используются статистические данные о выплатах в связи с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями, а так же о начисленном фонде оплаты труда во всех организациях данного вида экономической деятельности в течение года:

, (5.1)

где О - выплаченное в течение года обеспечение по страхованию во всех организациях данного вида экономической деятельности в течение года;

ФОТ - начисленный годовой ФОТ во всех организациях данного вида экономической деятельности в течение года.

При изменении Ипп виду экономической деятельности может присваиваться более высокий или низкий класс профессионального риска.

Каждому классу соответствует свой страховой тариф от 0,2% до 8,5% от ФОТ. Чем выше класс профессионального риска, тем выше страховой тариф. Доходная база Фонда складывается из страховых взносов, пени и штрафов за ведение деятельности без регистрации, сокрытие или неполное предоставление информации о налогооблагаемой базе (ФОТ), несвоевременную сдачу отчетности.

В настоящий момент действуют Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии с ними определена максимальная величина скидки или надбавки в размере 40% от базового тарифа отрасли, к которой относится предприятие. При их определении показатели предприятия сравниваются со средними по отрасли. Учитываются следующие факторы:

- отношение суммы обеспечения в связи со всеми страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов (А):

(5.2)

где О - сумма обеспечения по страхованию, в которую включаются суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности, страховых выплат и оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию за предшествующий календарный год по страховым случаям, происшедшим за весь период осуществления страхователем финансово-хозяйственной деятельности, руб.;

V - сумма начисленных страховых взносов за предшествующий календарный год, руб.;

- коэффициент частоты в расчете на 1000 чел. (В);

- средняя тяжесть одного несчастного случая (С);

- уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и количество проведенных медосмотров.

Ежегодно рассчитываются средние значения показателей А, В, С по каждому виду экономической деятельности и сравниваются с данными организаций. Скидка возможна, если показатели в организации ниже средних по виду, в противном случае устанавливается надбавка. Причем надбавку Фонд устанавливает самостоятельно, а для получения скидки предприятие, проработавшее не менее 3-х лет и своевременно перечислившее все страховые взносы, должно подать заявку с оформленными должным образом документами. Уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации должен быть не менее 30%, а уровень проведения обязательных медицинских осмотров - не менее 90%.

В соответствии с Правилами финансирования в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, установлена возможность возврата до 20% разницы между начисленными за год страховыми взносами и выплаченным обеспечением по страхованию по всем произошедшим ранее страховым случаям для проведения предупредительных мероприятий по улучшению охраны труда. К таким мероприятиям относятся: аттестация рабочих мест по условиям труда, санаторно-курортное лечение, приобретение сертифицированных СИЗ, смывающих и обезжиривающих средств, проведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствии с государственными нормативными требованиями.

Таким образом, можно сказать, что к настоящему моменту сформирован механизм стимулирования улучшения охраны труда в рамках системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, заключающийся в следующем:

- в градации страховых тарифов для различных видов экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска;

- в возможности получения скидки или надбавки к страховому тарифу;

- в возможности возврата до 20% разницы между начисленными за год страховыми взносами и выплаченным обеспечением по страхованию для проведения предупредительных мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Библиографический список

Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильиницкая, А.Ф. Козьяков [и др.]; под общ. ред. С.В. Белова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2005. - 606 с.

Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособ. для вузов / под ред. Л.А. Муравья. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 530 с.

Лобачев, А.И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / А.И. Лобачев. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 360 с.

Яговкин, Г.Н. Основы обеспечения безопасности жизнедеятельности на машиностроительных предприятиях: учеб. пособ. / Г.Н. Яговкин. - Самара: СамГТУ, 2005. - 214 с. - ISBN 5-7964-0762-7.

Кульбовская, Н.К. Экономика охраны труда / Н.К. Кульбовская. - М.: Социономия, 2006. - 246 с.

Российская энциклопедия по охране труда: в 2 т. - М.: 2006. - 784 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.