бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы безопасности жизнедеятельности

p align="left">Обязательным приложением к коллективному договору является соглашение по охране труда, где указывается перечень мероприятий, структурное подразделение, планируется проведение, стоимость, сроки выполнения и ответственное лицо.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет. За необоснованный отказ от заключения коллективного договора (соглашения), за невыполнение или нарушение обязательств, за уклонение от участия или нарушение сроков переговоров, за не предоставление необходимой информации для проведения переговоров и осуществления контроля за выполнением договоров на ответственных лиц накладывается наказание в виде штрафа.

1.8 Государственный контроль за соблюдением законодательства по охране труда

Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является государственное управление в этой сфере. На рис. П1.5 изображена схема государственного управления охраной труда в РФ. Главным государственным инспектором труда является заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной службы по труду и занятости (Роструд). В отдельных случаях (при устройстве и эксплуатации грузоподъемных механизмов, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для подачи пара и горячей воды, объектов, связанных с хранением, использованием газа, при обслуживании электро- и теплоустановок и т.д.) государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законодательных правовых актов по охране труда в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти (службы надзора при министерствах), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Территориальными органами по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства являются государственные инспекции труда, входящие в состав Федеральной службы по труду и занятости.

Органы государственной инспекции труда решают следующие задачи:

- организуют проверки, обследования, выдают обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений и восстановлению прав работников, привлекают виновных к ответственности;

- осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда и снижающих их безопасность;

- осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, принимают участие в расследовании или проводят его самостоятельно;

- анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его предупреждению;

- участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

- ведут прием и рассматривают заявления работников о нарушениях их прав;

- осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда и т.д.

Государственные инспекторы по охране труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

- приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

- отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний по охране труда;

- запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

- выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

- привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на предприятии.

Работодатель в судебном порядке может обжаловать предписание государственного инспектора в течение десяти дней с момента его получения.

1.9 Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда

Помимо государственного контроля законодательством предусмотрена возможность организации общественного контроля за соблюдением прав работников в области охраны труда (см. рис. П1.6). Его могут осуществлять профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, технические и правовые инспекции профсоюзов, комитеты (комиссии) по охране труда, а так же уполномоченные по охране труда. Они имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства по охране труда;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;

- предъявлять обязательные для рассмотрения работодателем требования об устранении выявленных нарушений, а так же требовать приостановить работы в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

- осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

- участвовать в качестве независимых экспертов в работе комиссий по испытаниям и приеме в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;

- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;

- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

- консультировать работников по вопросам охраны труда.

На предприятии по инициативе работодателя и (или) работников может быть создан комитет (комиссия) по охране труда. Его цель - организовать совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Комитет организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, собирает и анализирует предложения к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда, участвует в планировании мероприятий по охране труда и т.д. В комитет входят как представители работников, так и представители работодателя. Численность комитета (комиссии) зависит от специфики производства, размеров предприятия и взаимной договоренности сторон. Условия создания, полномочия, срок деятельности комитета оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении. Выдвижение в комитет (комиссию) представителей работников проводится на общем собрании трудового коллектива, представители работодателя назначаются приказом (распоряжением) по организации. Комитет (комиссия) избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой из сторон и секретаря. Председателем комитета (комиссии) не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда в организации. Так же трудовой коллектив может выбрать уполномоченных по охране труда. Они, как правило, входят в состав комитета (комиссии) по охране труда.

Общественные контролеры не освобождаются от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре, и выполняют свои обязанности на общественных началах. Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Если работодатель получает требование об устранении выявленных общественным контролером нарушений, он обязан в недельный срок с момента получения сообщить в профсоюзную организацию о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

1.10 Система управления охраной труда в организации. Отдел охраны труда и его задачи

Современные экономические условия, интеграционные процессы, требования законодательства объясняют необходимость эффективного управления, в том числе и в области охраны труда, добиться которого невозможно без создания системы управления. Только система управления охраной труда в организации (СУОТ) позволит выявить и наилучшим образом использовать все возможности организации для улучшения условий и охраны труда. Разработка и внедрение СУОТ регламентируется ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации», а так же ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», разработанными в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 (управление качеством) и ИСО серии 14000 (управление охраной окружающей среды). Система управления охраной труда - часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Основные элементы системы СУОТ представлены на рис. П1.7.

Система включает: определение политики в области управления охраной труда; организационную структуру; планирование; организацию; контроль; учет и анализ; стимулирование; регулирование.

Политика организации в области охраны труда должна обладать следующими характеристиками:

- определять общие цели по улучшению условий и охраны труда работников;

- соответствовать характеру и масштабу рисков, а также быть увязанной с производственно-хозяйственными целями организации;

- включать обязательства руководства организации по приведению условий и охраны труда в соответствие с требованиями законодательства, формированию общественного контроля, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью.

Для реализации политики организации в области охраны труда необходимо разработать организационные и функциональные структуры системы управления охраной труда, распределить функции, права, обязанности и ответственность между структурами предприятия и элементами управляющей системы. Структура управляющей системы включает руководителя предприятия, его заместителей, службу охраны труда, руководителей служб и подразделений предприятий.

В основе взаимодействия руководителей лежит принцип подчиненности. Служба охраны труда обеспечивает консультирование и координацию работ по охране труда других служб предприятия.

В соответствии с законодательством обязанности по обеспечению права работников на безопасный труд лежат на работодателе. Но руководитель организации, как правило, не в состоянии лично их реализовать, поэтому в его интересах распределить их между должностными лицами организации. Обязанности возлагаются на должностных лиц соответствующим приказом или распоряжением. При этом ответственность за безопасное производство работ в целом по организации возлагается на работодателя или его заместителя, а ответственность по отдельным участкам работ или подразделениям - на других должностных лиц. Их обязанности должны быть конкретизированы в соответствии со штатным расписанием. Действующим законодательством предусмотрено, что работодатель или уполномоченный им руководитель (должностное лицо), виновный в нарушении требований законодательства по охране труда и не обеспечивший безопасные условия труда, привлекается к административной и (или) к уголовной ответственности.

В организации с численностью более 50 работников создается служба по ОТ или вводится штатная должность специалиста по охране труда в соответствии со ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации, в организации с численностью 50 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем.

В зависимости от общей численности работающих в организации и специфики деятельности работодатель может самостоятельно заниматься вопросами охраны труда, создать службу охраны труда (принять на работу специалиста по охране труда), возложить обязанности специалиста по охране труда на одного из работников или заключить договор на сервисное обслуживание по охране труда со специализированной организацией или физическим лицом, имеющим соответствующую квалификацию и имеющим право на оказание услуг в этой сфере.

С целью систематизации деятельности в области охраны труда в организации целесообразно разработать положение об охране труда, в котором будет определена система взаимодействия работодателя (руководителя), его заместителей, руководителей работ в области обеспечения безопасного производства работ и контроля за выполнением работниками требований инструкций по охране труда. В основу положения об охране труда должны быть положены должностные инструкции, разработанные на базе «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих».

Основными задачами отдела охраны труда являются следующие.

1. Организация своевременного обучения сотрудников и руководителей предприятия, проведение первичного инструктажа, организация и контроль за проведением и оформлением остальных видов инструктажей.

2. Контроль за обеспечением СИЗ, моющими, обезжиривающими, дезинфицирующими средствами.

3. Контроль за обеспечением лечебно-профилактическим питанием, молоком и т.д.

4. Информирование работников по вопросам охраны труда.

5. Разработка мероприятий по охране труда.

6. Ежедневный контроль за соблюдением требований охраны труда.

7. Рассмотрение и согласование с контрольными и надзорными органами проектов реконструкции модернизации цехов, участков, машин с точки зрения соблюдения требований по охране труда.

8. Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

9. Анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, составление статистической отчетности.

10. Разработка локальных нормативных актов в области ОТ.

11. Подготовка и предоставление информации для структурных подразделений организации.

12. Организация работ по аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда и т.д.

Контроль является обязательной частью СУОТ любой организации. Он предусматривает определение критериев, проверку состояния объектов контроля, выявление отклонений и разработку управленческих решений.

При организации контроля рекомендуется привлекать к его проведению общественных контролеров, а так же использовать многоступенчатую модель проверок. Например, на первой ступени контроля перед началом смены мастер или начальник отдела и общественный контролер по ОТ проверяют состояние рабочего места, исправность оборудования, наличие СИЗ, ограждений и т.д. Недостатки и неисправности указываются в специальном журнале и докладываются непосредственному начальнику. На второй ступени комиссия, которая может состоять из начальника цеха, председателя комиссии по ОТ, инженера по ТБ, цехового врача, 1 раз в неделю осуществляет проверку помещений, рабочих мест и так же заносит свои замечания в журнал. На третьей ступени главный инженер, председатель профсоюзного комитета организации, главный механик, главный энергетик 1 раз в месяц обсуждают с директором сложившуюся ситуацию и утверждают план текущих мероприятий.

1.11 Виды, порядок проведения и оформление инструктажей

Инструктаж по охране труда представляет собой мероприятие по кратковременному обучению работников требованиям безопасности труда.

В соответствии с законодательством работодатель обязан обеспечить обучение всех работников организации, включая и ее руководителя, безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний. Кроме этого, работодатель обязан не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

По характеру и времени проведения инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой (специальный).

Вводный инструктаж проводится со всеми принимаемыми на работу лицами, а также командированными в организацию работниками и работниками сторонних организаций, выполняющих работы на выделенном участке, и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации. Его проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Программа инструктажа разрабатывается на основании законодательных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утверждается в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводятся непосредственным руководителем работ (мастером, прорабом, начальником отдела и др.), прошедшим в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда. Инструктаж включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы со следующими лицами:

- со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, предоставляемых работодателем или приобретаемых за свой счет;

- с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

- с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Руководитель может утвердить Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от инструктажей на рабочем месте, в случае, если эти работники не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой оборудования и использованием инструментов.

Проведение всех видов инструктажа регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажа (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием вида инструктажа, даты, инструкции по проведению, ФИО и подписи инструктируемого и инструктирующего.

Повторный инструктаж проходят все работники, за исключением тех, которые освобождаются от прохождения первичного инструктажа, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

- при изменении законодательства, а также инструкций по охране труда;

- при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

- при нарушении работниками требований охраны труда, которые создали реальную угрозу несчастного случая на производстве, аварии и т.п.;

- по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

- при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев);

- по решению работодателя (или уполномоченного им лица).

Целевой (специальный) инструктаж проводится при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и т.д.), при проведении в организации массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы.

Инструктаж завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.