|
Курсовая: Центральный Банк/td> | 29 839 | 31 873 | 34 127 | 36 203 | 38 492 | 41 677 | 44 713 | |||||||||||||||||||
предприятиям и организациям | 555 819 | 593 814 | 606 351 | 603 213 | 602 487 | 605 837 | 608 313 | 623 561 | 642 675 | 726 535 | |||||||||||||||||
из них по срокам погашения: | |||||||||||||||||||||||||||
до 30 дней | 23 982 | 20 492 | 29 458 | 34 862 | 35 272 | 36 763 | 36 921 | 38 915 | 41 831 | 46 372 | |||||||||||||||||
от 31 до 90 дней | 30 986 | 37 102 | 42 662 | 28 801 | 26 753 | 27 617 | 30 910 | 33 064 | 32 814 | 36 634 | |||||||||||||||||
от 91 до 180 дней | 73 743 | 75 745 | 70 421 | 63 161 | 65 257 | 65 687 | 49 598 | 48 137 | 51 008 | 54 826 | |||||||||||||||||
от 181 дня до 1 года | 133 973 | 136 163 | 137 427 | 138 337 | 142 011 | 138 103 | 140 203 | 148 619 | 150 002 | 154 513 | |||||||||||||||||
от 1 года до 3 лет | 207 467 | 232 146 | 232 624 | 241 116 | 233 809 | 237 155 | 242 695 | 243 514 | 250 216 | 309 487 | |||||||||||||||||
свыше 3 лет | 74 967 | 81 970 | 83 893 | 86 763 | 86 923 | 88 355 | 95 942 | 99 810 | 107 846 | 115 530 | |||||||||||||||||
банкам | 104 613 | 83 269 | 90 633 | 87 208 | 83 085 | 84 635 | 76 358 | 91 776 | 109 720 | 95 677 | |||||||||||||||||
Центральный банк в большинстве стран является проводником государственной
валютной политики. Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий,
направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства,
прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса
национальной валюты.
В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:
- регулирование валютного курса (механизм его
установления, поддержки уровня);
- управление официальными валютными резервами;
- валютное регулирование и контроль;
- международное валютное сотрудничество и участие в
международных валютно-финансовых организациях.
Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются
валютные интервенции в той или иной степени практически все инструменты
денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке,
установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная
политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они
являются практически неразделимыми частями экономической политики
государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же
учреждением – центральным банком. Во многих развитых странах не делается
различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения
используется один и тот же термин «монетарная политика».
На различных этапах экономического развития направления валютной политики
определяются экономической и политической ситуацией в стране, состоянием ее
платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами,
вытекающими из участия этой страны в международных кредитно-финансовых
организациях.
Центральный банк России (ЦБР) является главным банком страны и выполняет
функции банка банков. Все основные полномочия, статус и особенности
деятельности Центрального банка России определяются: 1) Конституцией Российской
Федерации; 2) Законом о Центральном банке России; 3) федеральными законами,
действующими в стране и имеющими отношение к финансовой деятельности.
Деятельность Центрального Банка РФ (ЦБР) регулируется Федеральным законом “О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят
Государственной Думой 02 декабря 1990 г. В законе зафиксировано, что
имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности
он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной
власти. Уставный капитал Центрального банка России - 3 млрд. руб. За счёт
своей прибыли ЦБР формирует резервы и другие фонды различного назначения,
порядок формирования определяет совет директоров.
Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно
выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим от органов
государственного управления экономикой.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой
управления. Структура управления ЦБР образована по вертикальному принципу.
Во главе находится Центральный банк России г. Москвы. Территориальные
управления ЦБР не являются юридическими лицами и поэтому не имеют права
принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии,
поручительства и т.д. без разрешения совета директоров головного банка.
Расчетно-кассовые центры - это отделения ЦБР на местах, занимающиеся
обслуживанием корреспондентских счетов коммерческих банков.
Органы управления банком:
1. Национальный банковский Совет (состоит 12 человек).
Функции: утверждение годововго отчета ЦБ, рассмотрение вопросов
совершенствования банковской системы, утверждение общего объема доходовна
содержание служащих ЦБ, назначение главного аудитора и рассмотрение его
доклада, рассмотрение проекта основных направлений денежно-кредитной политики.
2. Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий
основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и
управление Банком России. Основные функции: утверждение годового отчёта о
результатах деятельности ЦБР и представление его в Государственной Думе;·
взаимодействие с правительством в разработке и обеспечении основных направлений
в области единой кредитно-денежной политики;· утверждение и рассмотрение сметы
расходов по ЦБР;· принятие решений: а) о величине резервных требований; б) об
установлении общих нормативов для кредитных учреждений; в) об изменении учетной
процентной ставки ЦБР; г) об определении лимитов на открытом рынке; д) об
участии в деятельности международных организаций; е) о выпуске и изъятии
банкнот и монет из обращения; ж) о контроле над объемом денежной массы; з) о
формировании резервов внутри самих кредитных учреждений.
Основными целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения,
проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков,
банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных
учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и
проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на
защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,
организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета
и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и
отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их
аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии
с федеральными законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской
Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных
задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и
продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с
иностранными государствами;
11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и
через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской
Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование
состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего
денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует
соответствующие материалы и статистические данные;
Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке
экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика
выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с
учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой
государственной денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика ЦБ РФ.
Основные инструменты, при помощи которых Центральный банк России проводит
кредитно-денежную политику:
- Процентная ставка по операциям ЦБР
- Регулирующие кредиты
- Нормативное формирование обязательных резервов, депонируемых в ЦБР
- Операции на открытом рынке - операции ЦБР по купле-продаже ценных
бумаг.
- Формирование общих внутренних нормативов для кредитных учреждений.
- Участие в деятельности международных банковских организаций.
- ЦБР принимает решения о выпуске и изъятии банкнот и монет из
обращения и осуществляет контроль над объемом денежной массы.
- ЦБР организует налично-денежное обращение.
- ЦБР может осуществлять банковские операции по обслуживанию
правительственных, исполнительных органов, казначейства, государственных
внебюджетных фондов, воинских частей и МВД.
- Количественное и качественное стимулирование, или сдерживание в
развитии определенных отраслей и территорий при полном объеме кредита
процентов и сроков кредитования
- ЦБР не имеет права заниматься операциями с теми банками и кредитными
учреждениями, у которых нет лицензии.
- ЦБР не отвечает по обязательствам правительства и наоборот, за
исключением взятых на себя обязательств, в свою очередь ЦБР не несет
ответственности за деятельность кредитных учреждений.
- Нормативный контроль над деятельностью кредитных учреждений и банков,
Полномочия и функции ЦБР по отношению к кредитным организациям.
Исходя из основных целей ЦБ РФ , главной его задачей является минимизация
негативных социально-экономических последствий утери ликвидности кредитными
организациями. Реализация этой задачи предполагает предупреждение системного
банковского кризиса , снижение риска неконтролируемой утери банковской
ликвидности. Очевидно, что решение этих задач зависит не только от процедур
регулирования кредитных организаций, но и от общеэкономических условий их
коммерческой деятельности, что особенно актуально в современных условиях. Для
реализации поставленных перед Банком России целей и задач он должен обладать
необходимыми полномочиями, которые закреплены в ст.55 и 56 Закона « О ЦБ РФ».
Регулирующие полномочия ЦБ РФ проявляются в установлении обязательных для
кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения
бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и
статистической отчетности, а также обязательных экономических нормативов.
Надзорная функция ЦБ РФ выражается в проведении контроля за соблюдением
кредитными организациями действующего банковского законодательства,
получении.от них информации о состоянии деятельности коммерческих банков и
анализе ее и т.д.
Банк России не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность кредитных
организаций и побуждать их выполнять несвойственные им функции. Реализуя
надзорную функцию, ЦБ РФ может проводить проверки кредитных организаций как
силами своих специалистов, так и привлекать к их проведению аудиторские
фирмы. Банк России имеет право регулярно анализировать деятельность кредитных
организаций, используя представленную ими отчетность, а также направлять
соответствующие предписания кредитным организациям, в случае невыполнения
которых он налагает санкции на банки, начиная со штрафа и заканчивая запретом
на проведение тех или иных банковских операций вплоть до отзыва лицензии.
Результаты анализа деятельности коммерческих банков позволяют Центральному
банку РФ делать выводы об их финансовом состоянии, определить признаки
возникающих в деятельности банков проблем и их глубину, оценить степень
угрозы интересам кредиторов банка, его вкладчиков, состояние ликвидности
банка и в целом банковской системы региона и страны. Все это дает
возможность Банку России, и прежде всего его территориальным учреждениям,
принимать решение о дальнейших шагах в отношении данного банка. Степень
вмешательства Центрального банка РФ в дела банков в большой степени зависит
от способности их руководства действовать надлежащим образом в сложившейся
ситуации. Если администрация банка после ознакомления с результатами
инспекционной проверки может продемонстрировать готовность и способность
преодолеть трудности, обозначив задачи и определив способы и сроки их
решения, то надзорные подразделения территориального учреждения Банка России
только оценивают предложенные банком корректирующие меры и наблюдают за их
реализацией. Если же руководство банка оказывается не в состоянии
действовать самостоятельно, то контролирующие органы ЦБ РФ могут либо
настоятельно рекомендовать коммерческому банку провести соответствующие
мероприятия, либо устанавливают операционные лимиты, либо предлагают
руководству банка провести реорганизационную процедуру (слияние,
присоединение и т.д.). В качестве рекомендаций может быть предложено
заменить руководство банка, увеличить капитал, привлечь новых акционеров и
т.д., а операционные лимиты могут представлять собой особые коэффициенты
достаточности капитала, предельные размеры ссуд, ограничения на проведения
новых сделок.
Основной задачей, которая решается органами регулирования при применении мер
воздействия к коммерческим банкам, является приведение их деятельности в
соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским
законодательством и нормативными документами ЦБ РФ. Выбор мер воздействия,
применяемых к коммерческим банкам, определяется наиболее эффективным
решением указанной задачи. Подразделения Банка России применяют к
коммерческим банкам меры воздействия двух типов: предупредительные и
принудительные. Применяемые меры могут включать как меры воздействия одного
типа (предупредительные или принудительные), так и сочетать меры воздействия
разных типов. Если действия кредитной организации наносят банковской системе
ущерб, то ЦБ РФ имеет право:
1) взыскать с такой организации штраф до 1% оплаченного капитала;
2) потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по
финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов;
3) потребовать замены руководства кредитной организации или ее реорганизации;
4) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести
месяцев;
5) ввести запрет на определенные виды банковских операций на срок до одного
года;
6) запретить открытие филиалов в течение года;
7) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на
срок до 18 месяцев;
8) отозвать лицензию на осуществление банковских операций.
Для достижения поставленных перед Банком России целей и задач он вправе
осуществлять с российскими и иностранными кредитными организациями такие
операции:
- предоставлять кредиты на срок не более года под обеспечение ценными
бумагами и другими активами;
- покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как
правило, товарное происхождение1, со сроками погашения не более
шести месяцев;
- покупать и продавать государственные ценные бумаги на
открытом рынке;
- покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные
ценные бумаги со сроками погашения не более 1 года,
- покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы
и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными
кредитными организациями,
- покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и другие виды
валютных ценностей
- проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на
хранение и в управление ценные бумаги и другие ценности,
- выдавать гарантии.
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является
поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и
стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют
сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Это
обусловливает постепенное сближение их организованных структур, координацию
их деятельности, а в Западной Европе – формирование единой денежно-кредитной
и валютной политики стран- участниц ЕС.
Основные функции центральных банков – эмиссия банкнот, проведение денежно-
кредитной политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью
кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием
системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента
правительства. Реализуя указанные функции, центральные банки добиваются
осуществления поставленных перед ними задач.
Анализ изменений, происшедших в последние десятилетия в целях, формах и
методах деятельности центральных банков зарубежных стран, позволяет выявить
ряд общих тенденций.
Денежно-кредитная политика, первоначально предназначенная на конъюнктурное
регулирование, имеющая множество целей и разнообразие инструментов, все
больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность
валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых
посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности
кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей, центральные банки изменили
методы денежно-кредитной политики: на смену регулирующему воздействию с
использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких
косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро
реагировать на конъюнктурные колебания.
Во многих странах был ограничен доступ коммерческих банков к кредитам
центрального банка – путем повышения его учетной ставки. Было ослаблено
давление резервных требований на банки; в настоящее время изменение норм
резервирования как инструмент корректировки ликвидности банков используется
довольно редко.
Резко возросла необходимость международного согласования кредитно-денежной и
валютной политики, усилилось межгосударственное регулирование банковской
деятельности.
В целом главной тенденцией денежно-кредитной политики центральных банков
стало приобретение ею большей гибкости.
Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган
государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо,
осуществляющее хозяйственную деятельность.
Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время
является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной
деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению
кредитной системой.
Административные функции можно условно разделить на организаторскую
(организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского
оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.
В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты,
т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.
Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе
составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас
Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых,
проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при
рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на
право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной
валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические
нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих,
осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк
России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего
законодательства, ряд санкций.
Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по
управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на
Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной
практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это
объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института
неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию
банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России
коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном
противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя
при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но
общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя
монопольный характер.
Поэтому представляются следующие пути совершенствования и дальнейшего
повышения эффективности банковской системы России:
1. Сохранение двухуровневой структуры банковской системы Российской
Федерации, но осуществить реформирование ее верхнего уровня.
2. Ликвидирование монополизма Центрального банка Российской Федерации по
управлению банковской системой России, реорганизовав его путем разделения на
три связанных, но самостоятельных органа управления, распределив функции
центрального банка между ними так, чтобы их согласованная деятельность
исключала вариант диктата одного из органов. То есть при формировании этих
органов должен обеспечиваться принцип разделения властей, что позволит
исключить субъективизм при принятии решений.
3. Обеспечение большей согласованности действий органов управления
банковской системой и Правительства Российской Федерации (Министерства
финансов Российской Федерации).
4. Создать самоуправляющуюся, саморегулирующуюся банковскую систему:
органы управления банковской системой должны сами. Обеспечивать принятие
компетентных решений и сами проводить их в жизнь, однако оставаясь в рамках,
установленных законодательством.
5. Контроль высшего законодательного органа государства за деятельностью
банковской системы .
Законодательство Российской Федерации в настоящее время достаточно полно
отражает те правомочия и функции, которые должен иметь Банк России, однако в
свете анализа структуры построения и правомочий ЦБ развитых иностранных
государств можно выделить дополнительные мероприятия для продолжения
усовершенствования банковской системы.
1. Банковское дело: Учебник / под ред. д-ра эконом. Наук проф.
Г.Г.Коробовой. – М.: Юристъ, 2002. – 751с.
2. Банковские услуги предприятиям: Учебное пособие/ под ред. Боровской
М.А. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 169с.
3. Деньги, кредит, банки. / под ред. О.И.Лаврушиной. – 2 изд., перераб.
и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 464с.
4. Деньги, кредит, банки: серия «Учебники, уч.пособия/ под ред.
Свиридова О.Ю. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 448с.
5. Деньги, кредит, банки. Учебник для ВУЗов/ Жукова Е.Ф., Максимовой
Л.М. и др. под ред. ак. РАЕН Жукова Е.Ф. – 2 изд., перераб. и доп. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 600с.
6. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие/ под ред. Титовой Н.Е.,
Кожаева Ю.П. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.
7. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями от
10.07.2003г.)
8. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / под ред. Сенчагова
В.К., Архиповой А.И. – М.: «Проспект», 1999. – 496с.
9. www.cbr.ru
НОВОСТИ |
ВХОД |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |