бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая: Центральный Банк

Курсовая: Центральный Банк

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вятская государственная сельскохозяйственная академия

Курсовая работа

«Центральный банк государства и его функции»

Выполнил: Никулина А.А.

Б/у-410

Проверил: Попонина Е.П.

Киров - 2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................................................

3

1. Эволюция

ЦБ...................................................................................................................................

4

2. Деятельность

ЦБ............................................................................................................................

11

2.1.Формы организации

ЦБ..........................................................................................................

11

Формы организации ЦБ с точки зрения собственности на

капитал ЦБ бывают:................... 11

2.2. Правовой статус

ЦБ................................................................................................................

11

2.3.Задачи

ЦБ.................................................................................................................................

12

2.4. Функции

ЦБ............................................................................................................................

13

2.5. Операции

ЦБ..........................................................................................................................

14

3. Денежно-кредитная политика

ЦБ................................................................................................

16

3.1. Основные задачи, цели, методы и формы

денежно-кредитного регулирования............ 16

3.2. Процентная политика ЦБ

РФ................................................................................................

17

3.3. Политика резервных

требований..........................................................................................

18

3.4. Операции на открытом

рынке..............................................................................................

19

3.5. Рефинансирование кредитно-банковских

институтов....................................................... 20

3.6. Проведение валютной

политики..........................................................................................

24

4. ЦБ

РФ.............................................................................................................................................

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................................

29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ:...............................................................................

31

ВВЕДЕНИЕ

Ядро любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом,

координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный банк.

Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на

остальные – только опосредованно.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ЭМИССИОННЫЙ) БАНК (ЦБ)- центральное звено

денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в

себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного

ведомства. ЦБ наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования

денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов.

Важнейшей функцией ЦБ является выработка общей кредитной политики. Его

стратегическая задача - создание условий для неифляционного развития экономики.

ЦБ в различных странах могут иметь разные названия: государственные,

национальные, резервные, эмиссионные. В США функции ЦБ выполняет Федеральная

резервная система, состоящая из 12 окружных федеральных резервных банков. Во

многих странах ЦБ являются государственными. Но и, не находясь в собственности

государства, ЦБ действует в рамках правительственных инструкций.

Активами ЦБ являются:

1) золото, иностранная валюта, СДР, резервная позиция в Международном

валютном фонде;

2) купленные центральным банком государственные ценные бумаги (прежде всего

казначейские векселя и облигации), которые являются долговыми обязательствами

правительства;

3) ссуды, предоставленные центральным банком коммерческим банкам;

4) учтенные векселя и другие статьи.

В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами

могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.

Для ЦБ характерен высокий уровень независимости от прочих государственных

структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или

образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя ЦБ назначает

глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно

банковскому законодательству развитых стран Запада, предоставляется право

подбора кандидатуры на этот высокий пост.

1. Эволюция ЦБ.

История развития ЦБ других государств.

Банк Англии - самый старый центральный банк мира. Данный институт

появился в конце семнадцатого века в Англии, в результате так называемой сделки

между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов. Банковская

система Англии 1690-х годов состояла из кредиторов-банкиров, которые

предоставляли кредиты из заемных средств, и ювелиров, которые принимали золото

на депозиты и затем предоставляли ссуду.

Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время

находится в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них новых

усилий к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения

принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также

радикально нового подхода к межбанковской кооперации и международному

сотрудничеству.

Многочисленные функции, которые выполняет банк Англии можно разделить на две

группы:

1. прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского

статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции);

2. контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет

вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход

экономических процессов.

В этой своей роли Банк Англии выступает, опираясь главным образом на

традиции, а не на правовые нормы. Существует множество функций Банка Англии,

но все они призваны к достижению трех главных целей:

1 Поддержка стоимости национальной валюты, главным образом с помощью

операций на рынке, согласованных с правительством, - другими словами,

осуществление денежной политики;

2 Обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль

над банками и участниками финансовых рынков Сити и обеспечение устойчивой и

эффективной системы платежей;

3 Обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности

финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в

качестве ведущего международного финансового центра.

Функции Банка Англии: Банк Англии служит банком для коммерческих банков, для

других центральных банков, банком для правительства.

Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя

работает под руководством Министерства Финансов. Срок полномочий управляющего

Банка Англии не зависит от смены правительства.

Федеральная Резервная Система США. Была образована в 1913 г. в

соответствии с законом о создании ФРС. По принципам организации и управления

ФРС США существенно отличается от центральных банков других развитых стран. Она

состоит из 12 федеральных резервных банков, во главе которых находится Совет

управляющих, а также из частных коммерческих банков – членов ФРС.

Правовой статус ФРС своеобразен: федеральные резервные банки юридически не

являются государственными институтами, хотя и тесно связаны с правительством,

министерством финансов, системой государственных учреждений. Согласно уставу

их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков – членов ФРС.

Состав руководящих органов, функции, принципы и критерии проводимой политики

ФРС позволяют причислить ее к важнейшим правительственным учреждениям США.

В законе о создании ФРС был предусмотрен принцип ее независимости в рамках

системы государственного управления. Этот принцип нашел отражение в ряде

законодательных положений, определяющих организационные и функциональные

особенности ФРС:

Вся деятельность ФРС финансируется из ее собственных внутренних источников и

не подлежит какой-либо регламентации со стороны законодательной или

исполнительной власти. Примерно 80% доходов, полученных ФРС в процессе ее

деятельности, передается в казну.

Структура ФРС:

- Совет управляющих ФРС: главная функция – разработка денежно-кредитной

политики. Кроме того, Совет обладает широкими надзорными и регулирующими

функциями. Он также контролирует выполнение федеральных законов, регулирующих

деятельность в сфере потребительского кредита. С 1978 года совет управляющих

получил полномочия устанавливать резервные требования и верхние пределы

процентных ставок для филиалов и отделений иностранных банков,

функционирующих в США, решать вопросы о предоставлении им кредитов

федеральных резервных банков и других видов услуг и контролировать их

банковские операции, осуществляемые на территории США.

- Федеральный комитет по операциям на открытом рынке;

- Федеральный консультативный совет: состоит из 12 человек. Формально члены

Совета назначаются федеральными резервными банками сроком на 1 год, но, как

правило, регулярно переизбираются на очередной срок. Совет обладает лишь

консультативными функциями.

- 12 федеральных резервных банков; осуществляют операции ФРС. Эти банки и

их 25 отделений расположены в крупных городах страны. Территория США

разделена в соответствии с Законом о создании ФРС на 12 федеральных резервных

округов, границы которых не совпадают с границами штатов. Федеральные

резервные банки осуществляют эмиссию банкнот и другие функции центрального

банка в рамках определенного округа. Каждый резервный банк возглавляют

президент и первый вице-президент, который назначаются советами директоров

соответствующих резервных банков и утверждаются Советом управляющих ФРС.

Федеральные резервные банки выполняют следующие функции: осуществляют

безналичные расчеты по чекам (клиринг чеков); выпускают новые банкноты и

изымают из обращения изношенные денежные знаки; оценивают возможности слияний

кредитных учреждений; предоставляют учетные кредиты банкам в рамках резервных

округов; осуществляют связи между бизнесменами и ФРС; и др.

Банки – члены Федеральной резервной системы составляют ее основание. Из

общего их числа (около 6000 частных коммерческих банков) примерно 4900

являются национальными банками, остальные – банками штатов. Национальные

банки функционируют в пределах федеральных районов (округов), и регулирование

их деятельности находится в компетенции федеральных властей. Банки штатов

функционируют на основе законов штатов, и надзор за их деятельностью

осуществляют власти штатов (при определенном федеральном участии). В

соответствии с Законом о создании ФРС все национальные банки должны быть

членами ФРС.

Банки – члены ФРС обязаны держать свои резервы либо в наличной форме, либо в

форме депозитов в федеральном резервном банке своего округа. Важным

преимуществом членства в ФРС является возможность стать клиентом федерального

резервного банка, то есть банка своего округа, и пользоваться всеми его

услугами. Если размеры кредитов, получаемых в частном банке, ограничиваются

объемом его ресурсов, то при обращении банка – члена ФРС в федеральный

резервный банк такое ограничение фактически отсутствует, поскольку

федеральный резервный банк может пользоваться финансовыми ресурсами всей ФРС.

Таким образом, и в организационном, и в функциональном плане ФРС сочетает

элементы централизма и определенной самостоятельности на местах при заметном

преобладании первого.

Немецкий федеральный банк использует более высокую по сравнению с ФРС США

степень централизации. Становление системы центрального банка Германии после

второй мировой войны на первых порах отражало политическое положение страны. В

результате чего процесс формирования центрального банка произошел стихийно. В

1946-1947 гг. в американской и французской оккупационных зонах появились первые

центральные банки земель, основанные на принципах функционирования ФРС. В 1948

г. были учреждены 4 центральных банка земель в британской зоне. Такие

структуры, однако, не способствовали решению экономических проблем Германии:

инфляция достигла больших масштабов, что привело к натуральному обмену, падению

капиталовложений, росту безработицы. Без создания нормально функционирующего

центрального банка стало невозможным оздоровление денежного обращения и

экономики, поэтому в марте 1948 г. в соответствии с законом западных

оккупационных властей был образован Банк немецких земель. Банк немецких земель

осуществлял операции исключительно с коммерческими банками и государственными

организациями. Поддерживать деловые отношения с частными нефинансовыми

учреждениями и физическими лицами ему было запрещено. Вначале Банк немецких

земель был лишен права эмиссии, – позднее оно было предоставлено ему

специальным законом.

Фактически двухступенчатая система центрального банка (Банк немецких земель и

центральные банки земель) была переходной формой организационной структуры

центрального банка Германии. В ст. 88 Конституции ФРГ, вступившей в действие

в 1949 г., предусматривалась необходимость создания единого центрального

банка, деятельность которого регулировалась бы нормами западногерманского

законодательства, а не оккупационных властей. Полностью реализовать эту

статью Конституции удалось только в 1957 г., после принятия закона о Немецком

федеральном банке (Бундесбанке). В результате двухступенчатая система

центрального банка была упразднена путем слияния центральных банков земель с

Банком немецких земель. Центральные банки земель утратили юридическую

самостоятельность и были преобразованы в головные конторы Бундесбанка в

землях.

Деятельность Бундесбанка регулируется публичным правом. Его уставный капитал

принадлежит федеральному правительству Германии, которому перечисляется

получаемая Банком прибыль.

Сложившаяся система Бундесбанка весьма эффективна не только в отношении

денежно-кредитного регулирования, но и в плане организационной структуры

банка. Руководящими органами Банка являются:

- Совет центральных банков

(расположенный в Бонне); является высшим органом Бундесбанка; в его состав

входят президент Бундесбанка (председатель Совета), вице-президент (заместитель

председателя Совета), члены Совета директоров и президенты ландсцентральбанков.

- Совет директоров (расположенный

во Франкфурте-на-Майне); в его состав входят президент Бундесбанка,

вице-президент и другие члены (до 6 человек). Председателем Совета директоров,

как и Совета центральных банков, является президент Бундесбанка.

- Правление центральных банков земель

, являющихся территориальными подразделениями Бундесбанка.

С 1 ноября 1992 г. в соответствии с изменениями внесенными в Закон о

Бундесбанке от 1992 г., организационная структура Немецкого федерального

банка была изменена. Количество центральных банков земель было уменьшено с 11

(по количеству федеральных земель) до 9. Закон о Бундесбанке позволяет

ландсцентральбанкам осуществлять операции с местными органами власти, а также

с кредитными учреждениями их регионов.

Руководство ландсцентральбанками осуществляется правлением, в состав которого

входят президент, а в более крупных центральных банках земель – и один член

правления. Вице-президенты и члены правления ландсцентральбанков назначаются

на должности президентом Бундесбанка по предложению Совета центральных

банков. Однако в этом Совете, в заседаниях которого они могут принимать, они

не имеют права голоса.

При ландсцентральбанках созданы также советы, состоящие из представителей

банковской системы страны. Советы выполняют функции совещательного органа.

Немецкий федеральный банк является единым банком, располагающим разветвленной

сетью территориальных филиалов, обладающих определенной самостоятельностью.

Банк Франции был основан в 1800 г. по инициативе Наполеона I и

первоначально cуществовал, как частное акционерное общество. Постепенно он

начал выполнять эмиссионную функцию центрального банка, а в 1948 г. превратился

в единый эмиссионный центр страны. В 1936 году был принят новый Закон об Уставе

банка Франции. В соответствии с ним банк Франции разрабатывает и проводит

денежную политику в целях обеспечения стабильности цен и выполняет свою миссию

в рамках общей экономической политики правительства.

Для современной функциональной структуры банка Франции характерна

централизация административной власти в руках управляющего. Управляющий

осуществляет руководство банком Франции, определяет общие направления

деятельности всех его подразделений. Ему предоставлено право назначать

служащих на все должности в банке, за исключением директора филиала банка –

его кандидатуру он может лишь предложить, а назначает на эту должность

министр экономики и финансов Франции. Функции заместителей управляющего

банком четко разграничены: один из них отвечает за вопросы денежной политики,

другой – за административные вопросы.

Управляет банком Франции Генеральный совет. Организационная структура банка

Франции представлена центральными подразделениями в Париже и разветвленной

сетью филиалов расположенных по всей стране. Выполнение банком Франции всех

своих функций способствует повышению степени независимости центрального

банка.

Банк д'Италия ¾ центральный банк Итальянской республики. Банк

д'Италия был образован в 1893 году в результате слияния трех крупных банков:

банка Националь Репьо д'Италия, банка Национале Тоскана и банка Тоскана ди

Кредито пер ле индустрие э иль коммерчио д'Италия. Первоначально банк д'Италия

имел форму частноправовой компании. С момента основания центральный банк Италии

является эмиссионным банком; с 1926 года Банк д'Италия является монополистом..

На него были возложены контрольные функции; права и обязанности зафиксированы в

многочисленных нормативных актах, принятых в разное время.

Капитал банка составляет 300 млн. лир; он представляет 300 тыс. акций, каждая

по 1000 лир; акции должны быть оплачены полностью. Акции в капитале Банка

д'Италия являются именными и могут принадлежать лишь:

1) сберегательным кассам;

2) кредитным учреждениям публичного права и национальным банкам;

3) страховым обществам;

4) страховым учреждениям.

Центральный Банк России

Создание Центральный Банк России происходило в условиях вступления России в

капитализм и было первой из “великих реформ”, проведенных в стране императором

Александром II.

Государственный банк Российской Империи являлся банком краткосрочного

коммерческого кредита. Он был учрежден “для оживления торговых оборотов и

упрочения денежной кредитной системы”. В его функции входили учет векселей и

других срочных правительственных и общественных процентных бумаг, покупка и

продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным

денежным документам, прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг

за свой счет.

В деятельности Государственного банка Российской империи можно выделить два

периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся в значительной

степени вспомогательным учреждением Министерства финансов. Большую часть

ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное финансирование

казны. Госбанк ежегодно вплоть до 1872 г. направлял на эти цели значительную

часть своей коммерческой прибыли. Ликвидация государственного долга Госбанку

произошла уже во второй период его деятельности - в 1901 году. На протяжении

всего дореволюционного периода деятельности Госбанк в качестве органа

экономической политики правительства участвовал в создании, а затем и в

поддержании коммерческих банков, в том числе за счет неуставных ссуд.

С начала 80-х годов XIX века Госбанк готовил денежную реформу, которая

началась в 1895 г. и закончилась в 1898 г. введением в России золотого

монометаллизма. В ходе этой же реформы Госбанк получил эмиссионное право.

С принятием в 1894 г. нового устава начался второй период в деятельности

Госбанка. Накануне первой мировой войны Госбанк стал одним из влиятельнейших

европейских кредитных учреждений. Он имел огромный золотой запас. Госбанк

осуществлял регулирование денежного обращения и валютных расчетов России и

через коммерческие банки принимал активное участие в кредитовании

промышленности и торговли.

Во время первой мировой войны деятельность Госбанка была направлена в

основном на ее финансирование.). История дореволюционного Государственного

банка закончилась 25 октября (7 ноября) 1917 года. С этого момента началась

история Государственного банка советского типа.

Народный банк РСФСР

25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики захватили здание Государственного

банка в Петрограде. Утром 14(27) декабря были захвачены Петроградские

коммерческие банки, а вечером того же дня ВЦИК принял Декрет о национализации

банков. В соответствии с этим декретом в стране была введена государственная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.