Курсовая: Центральный Банк
монополия на банковское дело. Частные кредитные учреждения были
национализированы и слиты с Государственным банком. Через месяц он стал
называться Народным банком Российской Республики, еще позднее Народным банком
РСФСР.
Народный банк функционировал на основании устава 1894 г. Однако реально его
деятельность регулировалась Декретами и Постановлениями СНК, ВЦИК и ВСНХ и
приказами по Наркомфину. Основной задачей банка была эмиссия бумажных денег.
С осени 1918 г. Народный банк, находившийся в составе Наркомфина, стал
финансировать народное хозяйство и заниматься сметно-бюджетной работой.
Народный банк противоречил идее безденежного хозяйства, которое в то время
пытались построить большевики. В результате 19 января 1920 г. Народный банк
РСФСР был упразднен в Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.
Государственный банк СССР
Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября
1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной "с целью
способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию
промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью
концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к
установлению правильного денежного обращения. Он имел право предоставлять
кредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а
также сельским хозяйствам и кустарям только ”при условии обеспеченности их и
экономической целесообразности”. Госбанк находился в составе Наркомата
финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.В ноябре 1921 г.
Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с
валютой и валютными ценностями.
В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк
СССР.
В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства
Государственного казначейства произошло объединение денежной наличности
Госбанка и Наркомфина.
Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка
коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными
темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в
тяжелую промышленность в течение короткого времени.
В июне 1927 г. на Госбанк была возложена обязанность непосредственного
оперативного руководства всей кредитной системой. Госбанк должен был
наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с
правительственными директивами. В области кредитной политики Госбанк стал
монопольным.
В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов через
Госбанк..
В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на
собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного
банковского кредита. Наделение предприятий собственными оборотными средствами
дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный
кредит госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные
с процессом производства и обращения товаров.
В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила
коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского
типа - плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и
расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление
международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы,
просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.
В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению
новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также
методов контроля над расходованием средств на выплату заработной платы (80%
налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.
C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.
В 1965-1969 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности
Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с
планированием и регулированием денежного обращения, финансированием
капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами
кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных
ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам.
В июле 1987 г. была очередная реорганизация кредитной системы, в результате
которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк
СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции
главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного
плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном
банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим
лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В
законе были определены функции банка в области организации денежного
обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности
и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и
упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР
единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного
и валютного регулирования экономики республики. ЦБ РСФСР предписывалось до 1
января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление
материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его
учреждений и организаций, все его активы и пассивы, а также имущество на
территории РСФСР .
Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране была создана
широкая сеть коммерческих банков, была изменена система счетов, создана сеть
расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их
компьютеризация.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк
России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также
систему валютного регулирования и валютного контроля.
Деятельность Центрального Банка РФ (ЦБР) регулируется Федеральным законом “О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят
Государственной Думой 02 декабря 1990 г.
В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности
государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и
исполнительным органам государственной власти.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной
структурой управления.
Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган,
определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий
руководство и управление Банком России.
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение
единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банковский
надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений,
осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
В феврале этого года Государственная Дума предприняла попытки для принятия во
втором чтении новую редакцию закона о ЦБ. В итоге думские комитеты по бюджету
и по кредитным организациям смягчили поправки в закон. Согласно
законопроекта, ЦБ перестал быть органом государственной власти, а от
Национального банковского совета (НБС) полномочия перешли совету директоров.
НБС утратил право утверждать основные направления и смету ЦБ. Их он будет
только рассматривать. НБС будет назначать главного аудитора ЦБ, утверждать
правила бухучета и отчетности для ЦБ, решать вопросы, связанные с участием ЦБ
в капиталах других организаций. Главной задачей ЦБ по-прежнему остается
проведение самостоятельной курсовой политики.
· государственные – капитал которых принадлежит
государству (в Германии, Великобритании, Франции, России)
· акционерные (США, Италия);
· смешанные - акционерные общества, часть капитала которых
принадлежит государству (Япония, Бельгия).
Некоторые ЦБ были сразу образованы в качестве государственных (к ним
относится Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г.,
как и его предшественник – Рейхсбанк (1875 г.), а также созданный в 1990 г.
Центральный банк РФ (Банк России), равно как и созданный в 1860г.); другие
создавались как акционерные, а затем национализировались (например, Банк
Англии (1694 г.), Банк Франции (1800 г.)). Самым ярким представителем
акционерных центральных банков является ФРС США, учрежденная Федеральным
резервным актом в 1913 г. капитал федеральных резервных банков образован за
счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС.
Несмотря на акционерную форму организации, ФРС принадлежит к числу важнейших
государственных учреждений, руководство которых назначается президентом
страны. К смешанным центральным банкам относятся те, в капитале которых
вместе с государством участвует частный сектор. Среди центральных банков этой
группы, например, Банк Японии, основанный в 1882 г. По Закону 1942 г. только
55 % уставного капитала банка принадлежит государству.
Но независимо от того, принадлежит ли капитал ЦБ государству, исторически
между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно
усилились на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности ЦБ
в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении его
экономической политики.
Однако тесные связи ЦБ с государством не означают, что последнее может
безгранично влиять на его политику. ЦБ независимо от принадлежности его
капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от
имущества государства, ЦБ распоряжается им как собственник. Степень
независимости ЦБ от исполнительной власти в разных странах различна. Большей
самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США,
Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей – подотчетные
министерству финансов. Таких банков большинство. Определенная степень
независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективности
его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности,
которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями
правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это
особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать
ресурсы ЦБ для покрытия бюджетного дефицита. В 80-90-е годы тенденция
независимости ЦБ от правительства усилилась.
В то же время независимость ЦБ носит относительный характер, поскольку
экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования
и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой
политики. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется
приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой
ЦБ в той или иной степени сочетает черты и банка и государственного органа.
Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус,
отличительный признак которого - обособленность имущества банка от имущества
государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в
государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться
им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного
банка, имущество которого контролируется государством.
Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах:
законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной
деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым
актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о
центральном банке, в котором определяются его организационно правовой статус,
функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с
государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает
полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.
Правовой статус ЦБ РФ:
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-
правовой статус ЦБ РФ, определено его исключительное право на осуществление
денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и
обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции
и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также
Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
и другими федеральными законами.
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому
их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и
обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по
отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы
страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
Традиционно перед центральным банком ставиться пять основных задач.
Центральный банк призван быть:
· Эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться
монопольным правом на выпуск банкнот;
· Банком банков, т.е. совершать операции преимущественно с
банками данной страны: хранить их кассовые резервы, предоставлять им кредиты
(кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый
уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
· Банкиром правительства – поддерживать государственные
экономические программы и размещать государственные ценные бумаги;
предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить
(официальные) золотовалютные резервы;
· Главным расчетным центром страны, выступая посредником
между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на
зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
· Органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.
Главной же задачей центрального банка является сохранение стабильной
покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение
бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Так, Немецкий
федеральный банк обязан в соответствии с законом «обеспечивать стабильность
национальной валюты»; главная цель Банка Франции – сохранять «стабильность
цен». В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России
являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление
банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и
бесперебойного функционирования платежной системы. Для этого ЦБ РФ наделяется
функциями и полномочиями высшего органа государства по разработке и
осуществлению денежно – кредитной политики.
В современных условиях ЦБ выполняет следующие основные функции:
- монопольная эмиссия банкнот;
- «банк банков»;
- банк правительства;
- регулирование денежно-кредитной системы;
- главный расчетный центр страны.
Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая,
если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо
определенной задачи.
1. Монопольная эмиссия банкнот.
Во всех странах с течением времени соответствующим ЦБ было монополизировано
право печатать и выпускать деньги. Правда, право чеканки монет было частично
предоставлено Центральному банку, а частично соответствующему правительству.
Однако и в этом случае монеты запускаются в оборот через Центральный банк.
Банкноты только Центрального банка являются неограниченно “законным платежным
средством” и тем самым средством погашения долгов. Также Центральный банк
устанавливает правила обращения с денежной массой и создает систему резервных
фондов наличности. В условиях усиливающейся инфляции это означает сохранение
централизованной системы лимитирования и оперативного регулирования наличной
эмиссии. Средствами, находящимися в резервных фондах, могут распоряжаться
только Правление Центрального банка и его областные управления. Только с их
разрешения денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в
оборотную кассу (или операционную кассу филиалов банков, при которых не
открыты резервные фонды). Собственно эта операция и означает эмиссию – выпуск
наличных денег в обращение. Перемещение денежных знаков из оборотной кассы в
резервные фонды обусловливает изъятие денег из обращения. Эта операция, в
соответствии с правилами кассового регулирования, осуществляется
автоматически – при превышении лимитов оборотных (операционных) касс.
2. «Банк банков».
Особая роль ЦБ в кредитной системе состоит также в том, что главной его
клиентурой являются не торгово-промышленные предприятия и население, а
кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Для обеспечения своей
ликвидности коммерческие банки хранят в центральном банке часть своих
денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете. Причем эти
резервы после Великой депрессии 30-х гг. стали обязательными, т.е. ЦБ в
административном порядке устанавливает минимальное соотношение резервов с
обязательствами банков по депозитам.
В периоды напряженного положения на денежном рынке ЦБ осуществляют
кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также
перезалога их ценных бумаг.
В последнее время взаимоотношения ЦБ с кредитной системой в промышленно
развитых странах претерпели значительные изменения, что связано, прежде
всего, с проведением мероприятий по либерализации рынка капиталов.
Взаимоотношения ЦБ с кредитными учреждениями определяются следующим: во-
первых, ЦБ является для них кредитором в последней инстанции; во-вторых, он
осуществляет контроль или надзор над банками и, в-третьих, следует отметить
его особую роль как регулирующего, контролирующего, исследовательского и
информационного центра кредитной системы страны.
3. Банк правительства.
ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга,
кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору
за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов,
а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с
другими странами.
Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на
покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета,
соответствует его функции кредитора государства. Основная форма
государственных заимствований, используемых на цели финансирования
государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.
Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов
государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств
физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на
условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми
обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Кассовое исполнение бюджета означает прием, хранение и выдачу государственных
бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения
бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные
государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в
ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов,
таким образом, ЦБ выступает кассиром правительства.
4. Регулирование денежно-кредитной системы.
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за
деятельностью кредитных организаций.
Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых
государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование
банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости
отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за
осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим
законодательством.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности
банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не
вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными законами.
5. Главный расчетный центр страны.
Это посредническая функция, в соответствии с которой деятельность банков
понимается как посредника в платежах. Через банки проходят платежи
предприятий, организаций и населения. Совершая по их поручению платежи, этим
самым банк выполняет посредническую миссию. В руках банков эта функция
становится значительно шире, чем элементарная посредническая деятельность.
Банк может аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных
средств многих клиентов и суммировав их, направить огромные денежные ресурсы
только одному субъекту. Также банк может брать деньги у клиентов на короткий
срок, а выдавать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в
одном секторе экономики какого-либо региона, или перераспределить их в другие
отрасли и совершенно другие регионы. Так как банки находятся в центре
экономической жизни, они получают возможность изменять размер, сроки и
направления капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства.
Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях,
которые делятся на пассивные – операции по созданию ресурсов банка и активные
– операции по их размещению.
Пассивные операции:
1. Эмиссия банкнот – является главным источником ресурсов (от 54 до 85% всех
пассивов). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не
обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых
странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы
фидуциарной эмиссии. Повсеместно отменено официальное золотое содержание
денежных единиц.
Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|