бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая: Центральный Банк

банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии

предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при

кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими

обязательствами; при кредитовании государства – государственными

долговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты –

соответственно золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением

банкнотной эмиссии служат активы ЦБ. В этом, в частности, проявляется

взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной операции

ЦБ «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам,

казначейству (министерству финансов), покупки иностранной валюты и золота.

2. Прием средств коммерческих банков.

Коммерческие банки и казначейства могут помещать часть своих пассивов на

счетах открытых в ЦБ, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитная

эмиссия ЦБ. Источником ресурсов центрального банка служат вклады коммерческих

банков и их обязательные резервы, зачисляемые на специальные счета, а также

вклады казначейства (средства госбюджета). Обычно не более 4% пассива

приходится на долю собственного капитала банка.

Активным операции ЦБ: учетно-ссудные операции; банковские инвестиции; а также

операции с золотом и иностранной валютой.

Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:

а) ссудные операции – к ним относят ссуды коммерческим банкам и государству

под залог коммерческих векселей, казначейских векселей, государственных

облигаций и других ценных бумаг;

б) учетные операции – покупка ЦБ векселей у государства и банков. Покупка

векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом

происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие

банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую центральный банк

платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой, которая будет

получена с должника по векселю при наступлении срока его погашения, образует

доход банка.

Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и

переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной

ставкой центрального банка.

Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции ЦБ

состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка ЦБ государственных

обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже

единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование

государства, т.е. предоставление банковской ссуды, в этих странах практически

отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии,

Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). В портфеле ЦБ

находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их

масса перепродается банком на рынке ценных бумаг. Соответственно основными

кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие

финансово-кредитные учреждения, компании, население. Важной, а нередко главной

целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является

регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным

долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики. Государственный долг

России почти целиком образовался в результате прямого кредитования государства

центральным банком. Однако Законом о ЦБ РФ (Банке России) предусмотрено, что

последний может предоставлять кредит министерству финансов лишь путем покупки у

него ценных бумаг.

3. Денежно-кредитная политика ЦБ.

3.1. Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое ЦБ, является одним из

элементов экономической политики государства и представляет собой

совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в

обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей

денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение

стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В

законах о центральных банках особо подчеркивается их ответственность за

стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.

Денежно-кредитной политики более быстрая и гибкая по сравнению с фискальной,

обладает слабой зависимостью от политического давления, но в то же время она

лишь косвенно влияет на коммерческие банки.

Являясь посредником между государством и банковской системой страны, ЦБ

призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью определенных

инструментов. Использование различных видов инструментов варьируется в

зависимости от направленности экономической политики страны, степени

открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты денежно-кредитного регулирования

различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и

спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру

параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и

качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти

методы используются в единой системе.

Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная

политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии

(кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция).

Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели

подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции

они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды

экономических подъемов. Оба эти направления денежно-кредитной политики

реализуются с помощью специфических методов.

По форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на

административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются

инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от

центрального банка и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного

института. Они занимают определенное место в практике центральных банков

развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся

государствах. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы

воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством

формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные

(косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с

административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной

цели. Тем не менее в настоящее время отмечается отход центральных банков

развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.

По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия

центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного

регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством

использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных

возможностей банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом.

Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования

качественного параметра рынка, а именно – стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования

разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами

реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под

долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те

задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до

нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с

помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.

Основными инструментами денежно-кредитного регулирования: установление

минимальных резервных требований, рефинансирование коммерческих банков,

регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке. Однако

этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного регулирования.

В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам, как

установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по

депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничение и др. Выбор

и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит, прежде

всего, от задач, которые решает центральный банк на том ил ином этапе

экономического развития.

3.2. Процентная политика ЦБ РФ.

Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к кредитным

средствам центральных банков, которые предоставляются под определенные

проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая центральными банками в

операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных

облигаций и переучету коммерческих векселей и других отвечающих требованиям

центрального банка видов ценных бумаг, называется официальной учетной

ставкой. Иными словами, официальная учетная ставка – это плата, взимаемая

центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до

наступления сроков оплаты по ним.

Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по

кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк

определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками.

Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов

рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения

учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного

параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляций с официальной учетной ставкой центральные банки

воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так,

рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам

и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение

спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги

падает как со стороны небанковских учреждений, поскольку более

привлекательными становятся депозиты, так и со стороны небанковских кредитных

институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое

финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким

образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной

стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив,

удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам:

повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается

рыночная стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка

представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность

кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов

рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Изменение официальных ставок играет роль сигнала для всего рынка ссудных

капиталов: повышение ставок означает начало политики кредитной рестрикции,

снижение – кредитной экспансии

Как правило, в законах о центральном банке предусмотрена лишь сама

возможность установления нижних и верхних границ официальной учетной ставки и

не указаны конкретные количественные ограничения. В связи с этим центральный

банк полностью автономен в своих действиях и может исходить из сложившейся на

данный момент обстановки в экономике и денежно-кредитной сфере. Как следует

из практики центральных банков зарубежных стран, официальная учетная ставка

может колебаться в пределах – от 5 до 15%. В таблице 1 приведены процентные

ставки ЦБ России за первые 3 квартала 2003 года.

Таблица 1 - Процентные ставки в 2003 году ЦБ РФ.

январьфевральмартапрельМайиюньиюльавгустсентябрь
Межбанковская ставка

7,3

2,5

2,8

2

1,3

1,4

4,1

3,9

9,9

Доходность ГКО

10,3

6,9

5,9

5,1

5,1

3,8

3,9

3,8

5,3

Доходность ОБР

---

---

---

---

---

---

---

---

---

Депозитная ставка

4,4

4,6

4,3

4,6

4,7

4,6

5

4,4

4

Депозитная ставка, кроме депозитов "до востребования"

12,1

11,9

11,2

10,9

10,8

11

11,1

10,6

9,8

Ставка по кредитам

14,5

14,1

13,3

15,7

12,5

11,8

11,9

11,8

13,2

Где:

Межбанковская ставка - средневзвешенная ставка по 1-дневным межбанковским

кредитам на московском рынке в рублях.

Доходность ГКО - средневзвешенная по объемам и срокам в обращении

доходность ГКО со сроком погашения не более 90 дней.

Доходность ОБР - средневзвешенная по объемам и срокам в обращении доходность.

Депозитная ставка - средневзвешенная ставка по рублевым депозитам

физических лиц в кредитных организациях (включая Сбербанк России) сроком до 1

года.

Ставка по кредитам - средневзвешенная ставка по рублевым кредитам

юридическим лицам в кредитных организациях (включая Сбербанк России), сроком до

1 года.

Изменение процентной ставки центрального банка особенно активно используется

в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных

кризисов.

3.3. Политика резервных требований.

Это механизм регулирования общей ликвидности банковской системы.

Одним из наиболее активно применяемых центральным банком инструментов

денежно-кредитного регулирования являются резервные требования в отношении

обязательств коммерческих банков.

Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в

центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных

требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных

параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. Повышение

норм обязательных банковских резервов (политика кредитной рестрикции)

означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах ЦБ и не

может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате

сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышается курс

национальной валюты, а также проценты по ссудам. Снижение норм банковских

резервов (политика кредитной экспансии) увеличивает возможности расширения

банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению курса национальной

валюты и уровня рыночного процента.

Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном

порядке.

Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в

центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом

как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет

один месяц – подобная схема используется в Японии, Франции и других странах;

в США расчетный период равняется двухнедельному сроку, в Канаде он составляет

два полумесячных периода.

Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность

зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего

периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер – этот механизм

используется в США и Франции. Существуют также возможности варьирования

расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных

требований определяются на основании предыдущего расчетного периода и периода

хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании

предыдущего расчетного периода, поэтому чем больше временной интервал между

расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины

резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а

следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном

плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения

имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет один

месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования

резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды – до

одного дня – способствуют установлению жесткого контроля центрального банка

над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и

периодом хранения не превышает двух недель.

Политика установления минимальных резервных требований в качестве

эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы

заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой

инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке.

3.4. Операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке представляют собой операции центрального банка по

купле-продаже ценных бумаг. Объект этих операций – так называемые рыночные

ценные бумаги, преимущественно обязательства казначейства и государственных

корпораций, промышленных компаний и банков, а также векселя, учитываемые

центральным банком.

Операции на открытом рынке – наиболее действенный и гибкий рыночный

инструмент денежно-кредитной политики центрального банка, обеспечивающий

эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а

следовательно и на экономику.

Во-первых, эти операции влияют на деятельность коммерческих банков через

объем их ресурсов. Если ЦБ продает ценные бумаги на открытом рынке, а

коммерческие банки их покупают (политики кредитной рестрикции), то остатки

средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в ЦБ, уменьшают

на сумму купленных бумаг. Соответственно уменьшаются их возможности по

предоставлению ссуд своим клиентам. Это приводит к сокращению денежной массы

в обращении, повышению курса национальной валюты и процентных ставок. При

покупке ценных бумаг у коммерческих банков (политика кредитной экспансии) ЦБ

зачисляет соответствующие сумм на их корсчета, что расширяет возможности

банков по выдаче ссуд, увеличивает объем денежной массы, снижает курс

национальной валюты и банковские ставки.

Во-вторых, операции на открытом рынке могут использоваться для регулирования

процентных ставок и курса (цены) государственных ценных бумаг. Для

регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются

операции ЦБ с векселями (казначейскими и коммерческими) краткосрочными

государственными облигациями. Покупка – продажа краткосрочных бумаг ведет к

изменению спроса и предложения, а значит курса и доходности этих бумаг, что

оказывает воздействие на краткосрочные ставки на денежном рынке и уровень

курса национальной валюты.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служит

операции ЦБ с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких

обязательств ЦБ вызывает повышение их рыночного курса (в результате

расширения спроса на них). Рост цены облигация означает снижение их

фактической возможности, которая определяется отношением суммы купонного

дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности

долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на

рынке. Продажа облигаций ЦБ на открытом рынке вызывается падение их курса и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.