|
Учет и анализ кассовых операций коммерческого банкаp align="left">Клиент может сдать в банк сомнительные знаки для их передачи на экспертизу в расчетно-кассовый центр, причем эта операция осуществляются банком без взимания платы. Сомнительные знаки принимают по заявлению и описи, составленным клиентом. В заявлении указывают фамилию, имя, отчество клиента, его адрес, общую сумму денежных знаков. По возможности, прилагаются копии подтверждающих документов. Опись составляют в двух экземплярах с указанием общей суммы сдаваемых знаков и их реквизитов. В этом случае также оформляются два мемориальных ордера, один из которых вместе с описью, подписанной кассиром и заверенной печатью, возвращается клиенту.О выявлении денежных знаков с признаками подделки кассир немедленно ставит в известность заведующего, который сразу извещает о факте обнаружении органы внутренних дел и передает им эти денежные знаки, получая в обмен экземпляр протокола. Далее клиент должен обращаться непосредственно в милицию. Передача сомнительных денежных знаков на экспертизу в расчетно-кассовый центр осуществляются в течении пяти рабочих дней со дня их приема или обнаружения в кассах банка. При этом представителю банка выдают подписанные кассиром расчетно-кассового центра и заверенные печатью вторые экземпляры мемориального ордера и описи. Экспертиза производится в течение пяти рабочих дней. По ее результатам банку выдают акт экспертизы. Если денежный знак является поддельным, он передается в милицию, а банк выдает копию акта клиенту. В случае если сомнительный знак признан подлинным, но неплатежным, он возвращается банку. На таких банкнотах проставляются штамп с текстом «В обмене отказано», наименование учреждения Банка России, дата, фамилия и подпись эксперта. Если знаки признаются платёжеспособными, их сумма зачисляется на корреспондентский счет банка, а затем возвращается клиенту. 3.2 Анализ кассовых операций Анализом банковского баланса в настоящее время в современных условиях в той или иной степени должны владеть практически все работники, имеющие отношение к банковской сфере, начиная от работников экономических служб и кончая специалистами коммерческих фирм, отвечающих за выбор банка для расчетного обслуживания и размещения свободных денежных средств предприятий. Существует довольно большое количество приемов для анализа бухгалтерского баланса банка. В данной работе хотелось бы обобщить подходы к оценке ликвидности балансов при их предварительной оценке в оперативном режиме. Существующие различные подходы к анализу деятельности банков определяются во многом различными его видами и методами. Например, существует несколько уровней анализа деятельности коммерческих банков: · предварительный: · текущий; · комплексный. Между собой они различаются, в основном, объемом задействованных при анализе отчетных бухгалтерских и статистических данных. Анализ, проводимый аудиторскими службами при решении вопросов привлечения клиента, является внешним и, в силу сложившихся причин, ограниченным в источниках информации, основным из которых является бухгалтерская отчетность. Анализ баланса позволяет определить общее финансовое состояние и выявить структуру собственных и привлеченных денежных средств на определенную дату или за определенный период, а также установить специализацию и значимость деятельности банка или группы банков в банковской системе. Анализ пассива баланса вскрывает основные источники средств банка: · собственные средства банка; · депозиты и их характер; · текущие счета или срочные вклады. Анализ актива баланса носит более сложный характер, так как его статьи не всегда дают возможность судить об операциях банков. В литературе приводятся различные методы анализа: факторный, сравнительный, балансовый, оптимизационный и др. Проводя предварительный анализ, можно ограничиться самыми простейшими методами: группировки, сравнения и коэффициентов. Метод группировки позволяет путем систематизации данных баланса разобраться в сущности анализируемых явлений и процессов. Критерии, степень детализации, а также прочие особенности группировок статей актива и пассива баланса определяются целями проводимой аналитической работы. Возможны следующие виды группировок. Пассив баланса по стоимости привлеченных, собственных и заемных ресурсов; степени востребования пассивов; срокам; экономическим контрагентам; видам операций; возможностям использования. Актив баланса по уровню доходности; степени ликвидности; срокам вложения средств; видам операций и степени риска. Ресурсы банка делятся на две части: собственные и привлеченные средства. Собственные средства - это, прежде всего, различные фонды: · уставный фонд (балансовый счет 010); · резервный фонд (балансовый счет 011); · фонды производственного и социального развития (балансовый счет 016); · а также нераспределенная прибыль текущего года и прошлых лет (балансовые счета 980, 981). Следует отметить, что в балансах на отчетные даты вся заработанная прибыль, как правило, уже распределена по фондам: на дивиденды акционерам или на внутренние нужды банка. При этом действительное использование прибыли остается неясным. Из балансов на промежуточные даты можно узнать больше. В них, помимо счетов 980 и 981, присутствуют счета доходов банка 960 - 969 по пассиву, счета расходов банка 970 - 979 - по активу баланса, а также счета использования прибыли 950 и 951. Привлеченные средства могут быть подразделены для анализа на следующие подгруппы: · срочные депозиты; · депозиты до востребования; · средства государственного бюджета и бюджетных организаций; · расчетные и текущие счета предприятий, организаций, арендаторов, предпринимателей, населения, а также средства в расчетах; · средства, поступившие от продажи ценных бумаг; · кредиты других банков. Привлеченные средства состоят из: · средств на расчетных счетах предприятий и организации (счета по пассиву баланса 070, 071,200 - 709, 715 - 729, 740 - 75], 8] ] - 814); · средств других банков и кредитных учреждений, имеющих корсчета в данном банке (счета по пассиву баланса 073, 081. 087, 163, 164, 168); · вкладов граждан и депозитов предприятий (счета 199, 710, 711, 713, 714, 730 - 739); · межбанковских кредитов (счет 823). Анализ структуры источников средств предполагает выявление размера и доли источников собственных средств банка. При изучении структуры направления использования средств банка используются следующие статьи актива баланса: · денежные средства в кассе (счета 031, 060) и на корреспондентских счетах (счета 072, 080,082 и 167); · выданные кредиты, в том числе факторинговые и лизинговые операции (кредиты, выданные банком, отражаются по активу баланса на счете 054, 074, на счетах 210 - 720 (кроме счета 615) и с 760 по 780; межбанковские кредиты отражаются на счетах 615 и 822); · вложения в негосударственные ценные бумаги, включая средства, перечисленные для участия в деятельности других предприятий (счета 191, 192, 193, 195 - 197, 825); · вложения в государственные ценные бумаги (счет 194). 4. Аудит денежных средств в банке
4.1 Внутрибанковский контроль Комплексное управление рисками и внутренний контроль в коммерческих банках при их надлежащей организации и эффективности позволяют банкам учитывать риски при принятии и управленческих решений и осуществлении банковской деятельности, успешно преодолевать системные кризисы, минимизировать связанные с ними потери. В рамках системы комплексного управления банковскими рисками устанавливаются и совершенствуются системы норм, а также системы отслеживания и надзора. Эффективность системы характеризуется количественными показателями выполнения установленных норм, а также результативностью немедленного реагирования на нарушения коммерческими банками норм в области рисков с целью предупреждения системного банковского кризиса. Положением ЦБР от 28.08.1997 № 509 “Об организации внутреннего контроля в банках” и последующими методическими рекомендациями и нормативными документами предусматривается система контроля возникновения рисков. Успех процесса создания системы управления банковскими рисками достигается за счет осознанного применения персонала банка стандартов, тщательно проработанных методик и процедур внутреннего контроля и внутреннего аудита, установленных для всех подразделений коммерческого банка ОСБ № 8585. Нередко банки не разделяют функции и обязанности между службами внутреннего контроля и аудита. При этом если внутренний контроль направлен на создание системы проверок, регулирования и оценок банковских рисков с целью минимизации потерь, возникающих в процессе банковской деятельности и принятия эффективных управленческих решений, то внутренний аудит- периодическая и независимая оценка самой системы контроля. В современных условиях глобализации мировой экономики, роста масштабов международной деятельности банков, возникновения новых финансовых продуктов и услуг, усиления конкуренции в банковской системе, внутрибанковский контроль приобретает особое значение. Именно поэтому вопросы поиска оптимальной организационной структуры системы внутреннего контроля в целом и службы внутреннего контроля, в частности, в кредитных организациях, разработка должного методического обеспечения деятельности данных служб и адекватных критериев оценки эффективности их работы становятся приоритетным направлением деятельности. Качественное проведение внутрибанковского контроля возможно не только при наличии высококвалифицированной подготовки специалистов. Необходимым условием являются определенные методики проведения проверок, достаточный набор инструментов и процедур, воспользовавшись которыми, контролер может выполнить свою работу в установленные сроки. На сегодняшний день в России имеются трудности по реализации возможности обобщения и анализа результатов работы служб внутреннего контроля в кредитных организациях на государственном уровне. Возникают вопросы, связанные с разработкой и применением внутренних положений и стандартов. Процесс приближения системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности к международньм стандартам, внедрения в практику. Массовое распространение информационно-коммуникационных технологий пока еще находятся в начальной стадии. В то же время требования иностранных контрагентов к отчетности российских банков, предлагающих свои услуги на международных рынках, постоянно повышаются, что способствует углублению внутрибанковского контроля. Деятельность служб внутреннего контроля в кредитных организациях осложняет отсутствие методологической основы функционирования системы внутреннего контроля в России. В связи с этим возникают сложности не только практического, но и теоретического характера, вызываемые необходимостью дальнейшей разработки концептуального подхода к проведению проверок в кредитных организациях. Кроме того, не разработаны специальные оценочные показатели эффективности внутреннего контроля как в рамках комплексных и отдельных проверок, так и общих показателей работы отдела внутреннего контроля банка. В целом внутренний контроль в банках в настоящее время представляет собой важнейший компонент как системы надзора со стороны органов, регулирующих банковскую деятельность, так и внутренних управленческих систем банков. Проблема создания эффективного механизма внутрибанковского контроля является одной из самых значимых для жизни самих банков и для функционирования финансовой инфраструктуры в целом. 4.2 Аудит кассовых операций Осуществление аудиторской деятельности регулируется федеральными законами и иными правовыми актами: ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.01г., Указание ЦБ РФ «Об особенностях лицензирования деятельности аудиторских организаций, занимающимся банковским аудитом» № 846-У от 04.10.00г., Письмо ЦБ РФ « о рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» 3 59-Т от 13.05.02 г. и др. Аудиторская деятельность- аудит- предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно- расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР» финансовая деятельность коммерческих банков подлежит ежегодной аудиторской проверке. Основная цель банковского аудита- установление достоверности бухгалтерской отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных ими операций действующему законодательству РФ. В соответствии с целью банковского аудита в Положении ЦБ РФ № 10-П сформулированы задачи проведения аудиторской проверки, в процессе которой рассматриваются: - соблюдение действующего законодательства и нормативных актов в ЦБ РФ по совершенным кредитной организацией операциям; - состояние бухгалтерского учета и отчетности по совершенным кредитной организацией операциям; - выполнение экономических нормативов, установленных ЦБ РФ; - качество управления кредитной организацией, в том числе состояние внутреннего контроля: адекватность структуры управления видам и объемам выполняемых банком операций; оценка кредитной политики и качества управления кредитными рисками; учет и отчетность по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; управление рисками при осуществлении операций на рынке ценных бумаг, полнота сформированного резерва под обесценение ценных бумаг; организация контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности; за деятельностью филиалов, а также работы по проведению проверок и ревизий; l выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки. Аудиторская деятельность не ограничивается только проверкой финансовой отчетности, но и предполагает оказание аудиторами своим клиентам дополнительных услуг на договорной основе: совершенствование действующей системы учета; разработка учредительных документов; обучение и повышение квалификации учетного персонала; постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета и т. д. 4.3 Проверка порядка соблюдения кассовых дисциплины Действующая нормативно-правовая база предусматривает проведение банками систематических проверок соблюдения предприятиями кассовой дисциплины и условий работы с денежной наличностью. Периодичность и круг предприятий, подлежащих проверке, определяются руководителем банка с учетом объема их налично-денежного оборота, выполнения требований порядка ведения кассовых операций, а также информации налоговых органов о фактах нарушения предприятиями условий работы с денежной наличностью. При этом проверка должна проводиться не реже одного раза в 2 года. Период, за который банк рассматривает состояние кассовой дисциплины предприятия, должен быть не менее трех месяцев. Проверяющему необходимо иметь документ на право осуществления проверки, подписанный руководителем банка. Проверяющий также заранее должен сообщить руководителю предприятия и главному бухгалтеру о предстоящей проверке. До начала проверки работник банка выбирает данные о произведенных предприятием в контролируемом периоде операциях по поступлению и выдаче денег из кассы банка и их целевому назначению, лимите остатка денег в кассе, порядке и сроках сдачи выручки. Затем знакомится с уставом предприятия, договором банковского счета, разрешением банка о праве расходования предприятием постоянной денежной выручки, справкой о результатах предыдущей проверке кассовых операций и другими документами. Согласно действующему законодательству, предусматривается проведение банками проверок соблюдения порядка ведения кассовых операций на предприятии по следующим направлениям: 1. Ведение кассовой книги и других кассовых документов. Рассматриваются соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям, составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно- расходными документами, расчетно-платежными ведомостями. 2. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке. Соответствие записей в кассовой книге данным банка. В случае расхождения между данными банка и записями в кассовой книге выясняются причины этих расхождений. Фактическое наличие денег в кассе предприятия представителем банка не проверяется. Однако если остаток кассы по кассовой книге складывается в крупных размерах, длительное время не снижается и значительно превышает ежедневные поступления и выдачи, проверяющий вправе потребовать от руководителя предприятия назначения ревизии кассы. 3. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка. Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период, и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, на выплаты социального характера и других денежных средств. Сверяются суммы и даты сдачи наличных в банк по данным проверяющего с записями в кассовой книге. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого расхождения. 4. Расходование наличных денег из кассовой выручки предприятия на согласованные с банком цели, наличие решения банка о праве на такое использование наличных денег. 5. Осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. При этом проверяется соблюдение предприятием предельных сумм налично-денежных расчетов. Основанием для определения суммы расходования предприятием наличных денег и подтверждением этих расходов являются договор, копия товарного чека, счет, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег. При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы. 6. Соблюдение на каждый день проверяемого периода установленного банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата в банк не выплаченных в срок средств на оплату труда и социально-трудовых льгот. При выявлении нарушений выясняется, когда, в какой сумме и по какой причине имело место превышение лимита кассы. В случае неоднократного превышения предприятием установленного лимита остатка кассы рассчитывается средняя величина сверхлимитной кассовой наличности. 7. Целевое использование наличных денег, полученных в банке, т.е. в соответствии с целями, указанными в чеках, а также решение других вопросов, относящихся к порядку ведения кассовых операций. Результаты проверки оформляются справкой о кассовых операциях, составляемой в трех экземплярах. В ней должны найти полное отражение все перечисленные выше вопросы. Справка подписывается руководителем, главным бухгалтером предприятия и представителем банка, а затем в трехдневный срок рассматривается руководителем банка с решением о принятии мер по результатам проверки. В случае установления фактов нарушения предприятием условий работы с денежной наличностью, расчетов наличными деньгами с юридическими лицами сверх предельной нормы, не оприходования в кассу в кассу денежной наличности, накопления в кассе сверх лимитных остатков банк направляет в налоговый орган по месту учета налогоплательщика представление с приложением первого экземпляра справки для принятия мер финансовой и административной ответственности. По полученным от банка представлениям налоговые инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях и наложении штрафов на виновных в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, введенного в действие с 1.07.2002г. Данный Кодекс предусматривает, что нарушение порядка введения кассовых операций, выразившиеся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходовании в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа: · на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; · на юридических лиц в размере от 400 до 500 МРОТ. Кодекс об административных правонарушениях впервые ввел административную ответственность должностных лиц самого банка за невыполнение ими обязанностей по контролю за соблюдением предприятиями и организациями правил ведения кассовых операций. Невыполнение должностными лицами банка таких обязанностей влечет наложение на них административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ. Для осуществления комплексного кассового обслуживания физических и юридических лиц, а также для выполнения операций с наличными денежными средствами и другими ценностями кредитные организации в зданиях, принадлежащих или арендуемых ими, создают оборудованные и технически укрепленные помещения. К ним относятся: · операционные кассы; · кассы пересчета; · вечерние кассы; · помещения по приему-выдаче ценностей инкассаторам; · помещения для клиентов. Целесообразность создания тех или иных касс, их количество и численность кассовых работников, а также необходимость установки банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов определяются руководителем кредитной организации. Техническая укрепленность помещений кредитных организаций для совершения операций с ценностями должна обеспечивать защиту жизни персонала, сохранность денежной наличности и ценностей. Для этого указанные помещения должны быть оснащены охраной, пожарной и тревожной сигнализацией с выводом сигналов на пост охраны кредитной организации. Руководитель кредитной организации обеспечивает сохранность денежных средств и ценностей, организацию кассового обслуживания клиентов, контроль за оприходованием денежной наличности, поступившей в кассы кредитной организации, и несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Непосредственное выполнение операций с наличными денежными средствами осуществляют кассовые и инкассаторские работники. С должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, кассовыми и инкассаторскими работниками заключаются договоры о материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Кассовые работники приходных и расходных касс снабжаются образцами подписей бухгалтерских работников, уполномоченных подписывать приходные и расходные документы, а бухгалтерские работники, связанные с оформлением приходно-расходных кассовых документов, - образцами подписей кассовых работников указанных касс. Образцы заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера и скрепляются печатью кредитной организации. Кассовым работникам запрещается: · Передоверять выполнение порученной работы с ценностями другим лицам, а также выполнять работу, не входящую в круг их обязанностей; |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |