|
Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулированияp align="left">Для большинства государств самый короткий период времени, на который они привлекают средства, равен 3 месяцам. Обычно такие инструменты называются “краткосрочными бумагами”. В некоторых странах национальные заемщики могут использовать этот термин для заимствований и на более долгосрочные периоды вплоть до 1 года. Такие инструменты обычно предлагаются правительствами только первоклассным банкам, которые будут торговать ими только на межбанковском рынке и очень редко на биржах ценных бумаг.Следующий термин -- это рынок краткосрочных займов или облигаций, который обычно представляет заимствования на срок от одного года до пяти лет. Обычно эти инструменты обращаются на организованных биржах, но структура ценообразования по этим инструментам делает их привлекательными только для небольшого круга профессиональных инвестиционных институтов и не представляющими интереса для частных лиц. Еще один важный термин -- это рынок среднесрочных займов или облигаций. Среднесрочные ценные бумаги -- это термин, который до недавнего времени использовался только в Великобритании и США и представлял облигации со сроком погашения от 5 до пятнадцати лет (в Великобритании) или от двух до десяти лет (в США). Большинство других государств не привлекали средства на периоды более 10 лет. Только недавно Германия и Япония стали выпускать облигации со сроком погашения 20 лет и больше. Последний вид заимствований с точки зрения сроков называется долгосрочным, и этот термин используется для займов на период вплоть до тридцати лет. Следует заметить, что такие названия дал соответствующим инструментам рынок, и они могут быть разными в разных странах. Например, в Великобритании эти термины используются для описания периода с настоящего времени до момента погашения облигаций правительством независимо от того, сколько времени прошло с момента выпуска инструментов. В США, наоборот, эти термины используются для описания периода действия облигации на момент выпуска независимо от того, сколько времени осталось до ее погашения правительством, поскольку в США, если облигация была выпущена на период 25 лет, то она остается долгосрочной, даже если она будет погашена через 2 года. Также следует помнить, что выпуски облигаций не становятся краткосрочными бумагами в последний год или три месяца жизни облигации. Бумаги и облигации являются абсолютно различными инструментами. В заключение необходимо рассмотреть еще один термин -- бессрочные облигации. Эти облигации, выпускаемые правительством, не имеют конкретной даты погашения. Выпуск таких инструментов может осуществляться по нескольким причинам, которые будут обсуждаться позже в этой главе. Достаточно сказать, что инвесторы будут относиться к таким инструментам по-разному, и цены на них будут меняться гораздо быстрее, чем по любым датированным инструментам. ВИДЫ ПРОЦЕНТОВ Поскольку такие правительственные заимствования представляют собой кредиты государству, то кредиторы будут ожидать не только возврата своих средств, но также и плату за использование их денег. Поскольку по кредитам такие платежи называются процентными, методы, которые правительство может использовать для выплаты этих процентов, называются “видами процентов”. Один из таких методов называется дисконтированием. По этому виду правительство включает все начисляемые на заимствование проценты и выплачивает вместе с основной суммой долга. Соответственно первоначальная сумма, предоставляемая в кредит государству, будет меньше той суммы, которую государство выплачивает в конце срока. Традиционно этот метод применяется практически для всех краткосрочных бумаг, но в последние годы он также стал популярен для более долгосрочных инструментов. Купонные платежи Следующий метод называется “купонными платежами”. При этом методе государство устанавливает фиксированную годовую процентную ставку (купон), который выплачивается кредиторам либо раз в год, либо раз в полгода. В этом случае та сумма, которую государство заимствует в начале периода, будет равняться той сумме, которую оно выплатит в конце периода. Этот метод используется правительствами для большинства государственных облигаций. Индексация Третий метод называется “индексацией”. Поскольку покупательная сила денег в будущем может быть меньше, чем в настоящий момент (поскольку цены, как правило, растут с течением времени -- ценовая инфляция), то государства все больше и больше понимают, что для того, чтобы поощрять инвесторов предоставлять свои средства в кредит, они должны сделать свои продукты более привлекательными. Основой для индексации является публикуемая государством статистика инфляции. Инфляционный ценовой индекс будет расти по мере роста цен на основные товары и услуги, и соответственно правительство будет привязывать купонные платежи (проценты) и основную сумму долга (сумма к погашению) к этому индексу, что даст инвесторам стабильный доход от их средств в реальном выражении. В процессе заимствования средств заемщик должен продумать, как он будет погашать займ, а кредитор должен учитывать вероятность того, что его средства могут к нему не вернуться. Оба должны, таким образом, решить, какая процентная ставка должна выплачиваться по займу. Совершенно очевидно, что заемщик хочет получить средства по наименьшей возможной ставке, а кредитор хочет предоставить средства в кредит по наивысшей возможной ставке. Для того чтобы обе стороны могли найти ставку, которая лежит где-то посередине, необходимо учесть ряд факторов. Эти факторы могут рассматриваться как другие факторы эмиссии, самым важным из которых является кредитоспособность. Кредитоспособность -- это термин, который используется для определения способности заемщика ответить по своим финансовым обязательствам. В принципе это рейтинг способности погасить заем, и погасить в той же форме, что и первоначальное заимствование. Считается, что правительства будут существовать всегда, хотя люди, которые входят в состав правительства, будут меняться. Если инвестор считает, что будущее правительство какой-либо страны сможет вернуть долг, то тогда кредитный рейтинг будет высоким (хорошим). Чем выше кредитный рейтинг, тем ниже процентная ставка, которая будет выплачиваться кредитору. Поскольку правительства являются крупными заемщиками по разным причинам, то наиболее важный фактор кредитоспособности для кредитора это стабильность государства. Кредитор также будет чувствовать себя более уверенно, если он увидит, что политика государства в области заимствований и планы использования средств характеризуются постоянством и что государство остается верным своим принципам заимствования. Как уже говорилось, чем больше стабильности демонстрирует государство, тем меньший уровень процентных ставок потребуют кредиторы. Если вернуться к покупательной силе валюты (по сравнению с тем, какой она будет в будущем), необходимо также обратить внимание на прогноз инфляции в стране. Если цены на товары, дома и т. д. растут быстро, то считается, что инфляция высока. Если же цены растут медленно с течением-времени, то тогда считается, что инфляция низкая. Поскольку кредитор знает, что пройдет какое-то время прежде, чем он получит свои деньги назад, то, естественно, он обеспокоен уровнем инфляции. Этот фактор распространяется на все виды заимствований независимо от того, является ли заемщиком государство или предприятие. В принципе чем меньше уровень инфляции в настоящий момент и по прогнозам, тем меньше будет процентная ставка, требуемая кредитором. Совершенно очевидно, что по этим трем факторам -- стабильность государства, способность к погашению, уровень инфляции -- чем хуже ситуация, тем скорее это приведет к тому, что кредитор затребует более высокую процентную ставку, под которую он предоставит кредит, если он вообще на это пойдет. Правительствам не требуется сразу вся сумма для финансирования какого-либо проекта. Пройдет несколько месяцев или лет прежде, чем будут завершены некоторые проекты. В таких случаях правительство может искать источники получения полной суммы, но в настоящий момент запросит только ее часть. Существует два способа решения этого вопроса: первый -- заимствования в форме траншей, когда правительство привлекает средства от кредиторов с последующим выпуском на рынок облигаций с таким же сроком погашения, которые могут быть приобретены другими кредиторами. Если был продемонстрирован хороший спрос (со стороны кредиторов) на определенные облигации и правительство удовлетворено той процентной ставкой, которую оно выплачивает, то государство может организовать дополнительный выпуск таких облигаций. Поскольку рыночные силы спроса и предложения преследуют противоположные цели, то на свободном рынке цены устанавливаются на том уровне, который является приемлемым для обеих сторон. Поэтому если первый кредитор знает, что будет предложено больше облигаций, то в том случае, если он захочет их продать, он будет конкурировать с государством. В результате по своему первоначальному кредиту он будет ожидать получения более высокой процентной ставки для того, чтобы компенсировать эту потерю привилегий. Обратная ситуация складывается, если правительство использует второй метод и выпускает облигации с частичной оплатой. При этом методе правительство получает от кредиторов обязательство приобрести его облигации, но просит внести только часть суммы, а остальное разрешает заплатить позже. В этой ситуации кредитор не ожидает, что правительство организует дополнительные выпуски облигаций, но он может не платить всю сумму сейчас. Кредитор также может продать облигацию другому покупателю, и тогда он не должен будет вносить оставшуюся сумму, так как теперь это будет обязанностью нового кредитора. Необходимо помнить о том, что, чем дольше срок погашения займа и чем больше его сумма, тем выше риск невозврата. В связи с этим оба фактора приведут к тому, что кредитор будет требовать более высокую процентную ставку. Таким образом, в данном случае поскольку кредитор предоставляет меньше денег, то он будет ожидать, что правительство предложит ему более низкую процентную ставку. Хотя это не играет большой роли, все-таки следует учитывать частоту выплат по купону, т. е. выплачивает ли правительство годовую сумму процентов раз в год или чаще. Если купон в размере 10°о выплачивается один раз в год в конце года, то кредитор знает, что на конец года он заработает только 10°о от предоставленной в кредит суммы. Если же купон выплачивается два раза в год, т. е. правительство выплачивает 5% по прошествии первых шести месяцев и 5°/о в конце года, то тогда ситуация у кредитора несколько лучше. Хотя правительство выплатило все те же 10% годовых, все-таки кредитор может предоставить в кредит те 5°о, которые он получил в конце первого полугодия, и также заработать на них проценты (реинвестировать). Поскольку это означает, что кредитор имеет возможность получить больший доход от полугодовых купонов, то тогда для того, чтобы получить такой же уровень доходности, что получатель одного платежа по купону, он может позволить себе потребовать несколько меньшую ставку. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Опишите различие между краткосрочной бумагой и краткосрочной облигацией. 2. Что подразумевается под бессрочной облигацией? 3. Что подразумевается под кредитоспособностью государственных облигаций? 4. Какие факторы заставляют правительство предлагать более высокие купоны для того, чтобы успешно реализовать облигации? 5. Какое влияние оказывает частота выплаты купонов на цену выпуска облигаций? 3.2 ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ Основные заемщики и поставщики капитала уже обсуждались в главе 1. В данном разделе будут рассмотрены те участники, которые связаны с долговыми ценными бумагами, а также будут обсуждены потребности и направления использования этих ценных бумаг. Основная информация о действиях и потребностях правительства тоже была рассмотрена выше, а в разделе 3.6 будет более подробно рассматриваться ситуация с корпоративными заемщиками. Следует заметить, что, хотя правительства и являются постоянными заемщиками на рынке облигаций, корпоративные заемщики выпускают облигации не так часто. Компании могут использовать денежный рынок для регулярных краткосрочных заимствований, и лишь некоторые крупные международные компании регулярно заимствуют средства на долгосрочном рынке. Следовательно, компании склонны осуществлять один-два крупных выпуска облигаций в десятилетие. В данном разделе рассматриваются основные участники рынка и их роль, а также требования основных инвесторов к долговым инструментам. ПЕРВИЧНЫЕ ДИЛЕРЫ -- это основные фирмы, которые могут проводить операции за свой счет, выступать в качестве посреднических маркет-мейкеров для других профессиональных участников рынка и имеют, как правило, прямой доступ в центральный банк или правительственный орган, отвечающий за выпуск государственных ценных бумаг. Этим фирмам обычно требуется получить лицензию от органа регулирования по ценным бумагам или, по крайней мере, получить разрешение на деятельность от соответствующего органа центрального банка или правительства. Хотя они имеют право работать с ценными бумагами от своего имени, это не следует рассматривать как показатель того, что они не являются очень краткосрочными инвесторами. На практике единственная ситуация, при которой они будут стремиться стать держателями долговых ценных бумаг, -- это когда они ожидают падения процентных ставок в целом на рынке (когда ожидается, что цены облигаций вырастут). Их основная функция состоит в том, чтобы получать прибыль от “оборота” (разница между их ценой покупки и ценой предложения) как можно чаще. Естественно, чтобы добиться этого, им необходимо, чтобы рынок был как можно ликвиднее и поддерживался высокий уровень спроса и предложения. ДРУГИЕ ДИЛЕРЫ И АГЕНТЫ Большинство компаний, занимающихся ценными бумагами, и инвестиционных банков активно работает на рынке облигаций. И это неудивительно, так как более 90% от стоимости ценных бумаг во всем мире составляют облигации. Эти организации будут выступать в качестве принципалов и агентов для своих клиентов, и они также могут действовать как маркет-мейкеры по корпоративным облигациям, особенно по еврооблигациям (которые будут рассматриваться в разделе 3.9). Как и первичные дилеры, они вряд ли будут выступать кем-то еще, кроме как краткосрочными инвесторами в облигации. Это происходит из-за того, что им приходится использовать капитал, который мог бы принести более высокие доходы на других сегментах рынка. Будучи агентами, они уделяют особое внимание экономическим факторам и их изменениям и проводят серьезный анализ эмитентов и государственной статистики для того, чтобы предоставить лучшие консультации своим клиентам. Сделки с облигациями обычно осуществляются с использованием одного из двух методов: * открытие очень коротких позиций в качестве принципала в ожидании встречных приказов на покупку и продажу, которые приведут к “обороту”, и соответственно обычно они не берут с клиентов комиссию за операции; * они могут выступать от имени клиентов просто как агенты и проводить операции с профессиональными рыночными посредниками, беря комиссии за каждую сделку. Поскольку сделки с облигациями, как правило, очень крупные, а конкуренция на рынке очень острая, то комиссии, которые готовы платить крупные организации, будут, как правило, очень низкими. Соответственно агент-брокер должен иметь большой пакет приказов для того, чтобы заработать хорошую прибыль от своей деятельности. Для того чтобы осуществлять свою деятельность, агент по облигациям на рынке ценных бумаг должен всегда знать о новых выпусках, интересных для его клиентуры, и помнить о том, что по мере погашения облигаций возникает потребность в поиске новых объектов вложения высвобождающихся средств в целях получения эквивалентного потока доходов. Более того, поскольку все облигации (за исключением облигаций с нулевым купоном) приносят регулярные процентные платежи, агентам также необходимо следить за тем, не стремятся ли профессиональные менеджеры также реинвестировать эти доходы. Биржи играют значительную роль в развитии и функционировании рынка облигаций. Их действия могут оказать воздействие на наличие облигационных продуктов и на тех, кто с ними работает. Биржи устанавливают условия выпуска, контрольные требования и правила торгов, которые направлены на создание высококачественной основы для торговли облигациями. Они также, как правило, устанавливают стандарты расчетов и поставки, что опять-таки нацелено на выявление действительной цены и гарантии проведения операции. Регулирующие органы устанавливают условия лицензирования для всех профессиональных участников рынка. В рамках национальной правовой системы инвестиционные институты должны будут выполнять ряд условий, связанных с такими факторами, как ликвидность, инвестиционные ограничения и требования к заимствованию. Их роль воспринимается как установление режима защиты конечных инвесторов, сокращение системного риска, а также процедур компенсации, которые нацелены на поддержание уверенности в рынке и его роли в содействии развитию национальной экономики. ИНВЕСТОРЫ, ВКЛАДЫВАЮЩИЕ ДЕНЬГИ В ОБЛИГАЦИИ Обычно считается, что самыми безопасными инвестициями (т. е. с наименьшей вероятностью невозврата средств эмитентом) являются вложения в государственные облигации. Хотя корпоративные облигации могут иметь практически такой же рейтинг, как государственные облигации, все-таки считается, что государственные облигации содержат гораздо меньше риска, чем другие виды ценных бумаг. В результате эти инструменты являются особенно привлекательными для инвесторов, которые стремятся к получению регулярного надежного дохода и относительно небольшого прироста капитала в течение достаточно длительных периодов времени. Другими словами, облигации обычно не используются в спекулятивных целях. Таким образом, поскольку облигации являются консервативными инвестициями, то они, как правило, привлекают консервативных инвесторов. БАНКИ Поскольку основным направлением деятельности банков является привлечение депозитов от физических и юридических лиц и вложение полученных средств под более высокие проценты, то облигации как объект для инвестирования являются очень привлекательными для банков. По сравнению с кредитами, которые банки предоставляют физическим и юридическим лицам, облигации несут для банков меньший риск невозврата и более высокий потенциал для получения требуемых доходов. В процессе управления банковским портфелем облигаций необходимо обеспечить включение в этот портфель как краткосрочных облигаций (цены которых менее изменчивы), которые можно будет ликвидировать в случае необходимости, так и долгосрочных облигаций, которые обычно приносят более высокий доход и прирост капитала. Использование этих инвестиций с низким риском опять-таки в сочетании с другими формами заимствования обеспечит покрытие убытков, которые могут возникнуть по более рисковым займам, проектному финансированию и т. д. ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ Будучи организациями для долгосрочных сбережений, эти фонды имеют самую разную инвестиционную политику, которая зависит от сроков, на которые привлекаются средства (т. е. соотношение между вкладчиками и пенсионерами). Инвестиционная политика может также ограничиваться законодательством, поскольку самым важным условием функционирования фонда является способность фонда осуществлять выплаты пенсий; регулирующие меры, как правило, не предоставляют этим фондам ни малейшей возможности делать инвестиции, которые по своей природе не являются консервативными и смогут привести к эффекту финансового рычага. Самым важным для пенсионного фонда является защита капитальной базы. Пройдет много лет, прежде чем только что сформированному пенсионному фонду потребуется выплачивать пенсии, и поэтому для такого фонда потребность в защите капитальной базы на начальном этапе не так жизненно важна, как в дальнейшие годы. Однако такие фонды по своей природе будут получать большие притоки денежных средств, в течение многих лет оставаясь лишь инвесторами. Соответственно такие фонды склонны к вложению большей части средств в облигации опять-таки потому, что доля облигаций на рынке гораздо выше, чем других форм инвестиций. У зрелого пенсионного фонда, т. е. у фонда, в котором число пенсионеров превышает число вкладчиков, практически все средства будут вложены в облигации, что делает такие фонды очень важными для рынка. В многих странах пенсионные фонды освобождаются от налогообложения. Это происходит потому, что считается, что пенсионеры будут платить налоги на получаемые пенсии. Следовательно, для пенсионного фонда не имеет значения тот факт, как он развивается -- за счет получения дохода или за счет прироста капитала. Это выливается в то, что пенсионные фонды готовы расти за счет увеличения капитала, пренебрегая доходами (т. е. облигации с низким купоном дадут больший прирост капитала, чем облигации с высоким купоном с тем же сроком погашения), а также готовы нести капитальные потери за счет увеличения доходов (например, в результате того, что цены по облигациям с высоким купоном выше, чем сумма к погашению). СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ Эти учреждения также обладают долгосрочными актуарными обязательствами в дополнение к краткосрочным обязательствам, но они регулярно получают премиальные взносы. При условии, что актуарные расчеты обязательств и получаемых премий правильно оценивают риск этого соотношения, эти компании так же, как и пенсионные фонды, в первые годы своего существования должны в основном получать доходы. Так же при условии, что компания не столкнется с непредвиденными неблагоприятными обстоятельствами например, сильные ураганы, наводнения, авиакатастрофы и т. д.), которые приведут к чрезвычайным и непредвиденным бедствиям, в результате чего компании придется выплачивать огромные средства, то опять-таки компания будет просто получать средства, не выплачивая их. Для компаний, занимающихся страхованием жизни, получаемые страховые премии также направлены на увеличение капитала с тем, чтобы можно было проводить выплаты к моменту наступления страхового возраста (когда смерть становится более вероятной). Соответственно страховые компании, как и пенсионные фонды, обеспокоены тем, как поддерживать и увеличивать свой капитал, не подвергая его особому риску. В результате они становятся крупными инвесторами в облигации благодаря относительной надежности таких вложений. Поскольку страховые компании являются обычными коммерческими предприятиями, то они не освобождаются от уплаты налогов. Это отражается на соотношении между доходом и приростом капитала от облигаций, в которые компания вкладывает средства. ПАЕВЫЕ ФОНДЫ Паевые фонды в отличие от облигационных фондов, как правило, используют краткосрочные облигации в качестве альтернативы денежных средств для того, чтобы иметь достаточно средств для выплаты сумм при погашении паев. Следовательно, большое значение для рынка облигаций будут иметь только те фонды, чья политика состоит во вложении средств в государственные и другие высококачественные облигации. Хотя такие фонды тоже являются коммерческими структурами, все-таки законодательство некоторых стран освобождает их от уплаты налогов на капитал на основе того, что владельцы паев будут платить эти налоги в момент ликвидации пая. Соответственно такие фонды получат больше выгод от прироста капитала, чем от получения процентных доходов, и будут принимать соответствующие решения. ПРОЧИЕ КОНСУЛЬТАНТЫ Диверсификация инвестиций (глава 7) очень важна для сокращения риска. В результате инвестиционные консультанты уделяют большое внимание тому факту, чтобы хоть какая-то часть инвестиций была вложена в ценные бумаги с фиксированным доходом. Особенно в тех случаях, когда требуется, чтобы портфель приносил хотя бы какой-то доход, инвестиционный консультант будет, скорее всего, склонен выбрать инвестиции в облигации для выполнения этой задачи. Очевидно, что размер суммы, вкладываемой в облигации, будет зависеть от размера портфеля, периодов времени между регулярными пересмотрами, отношения клиента к риску. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |