|
Развитие государственных внебюджетных фондов в России в современных условияхРазвитие государственных внебюджетных фондов в России в современных условиях112 2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Социально-экономический факультет Кафедра нац.экономики и финансов Допустить к защите «____» ___________ 2008 г. Зав.кафедрой НЭ и Ф __________ (Хасанов И.Ш.) Выпускная квалификационная работа на тему: Развитие государственных внебюджетных фондов в России в современных условиях Работу выполнила: студентка гр. 15-0304 Файзрахманова Г.К. Научный руководитель: ст. преп., кгн Мальганова И.Г. Казань-2008 Содержание Введение 1. Теоретические основы социального страхования в России 1.1 Создание государственных внебюджетных фондов как основа социального развития 1.2 Институциональные основы обязательного социального страхования в современных условиях 2. Состояние и современные условия развития внебюджетных социальных фондов России 2.1 Исторические предпосылки организации и развития социального страхования в России 2.2 Специфика развития внебюджетных социальных фондов России в XXI в 3. Инновационное развитие системы социального страхования и перспективы совершенствования деятельности внебюджетных фондов России 3.1 Зарубежный опыт организации и развития системы социального страхования 3.2 Перспективы и новое направление развития и совершенствования деятельности внебюджетных фондов Заключение Список использованной литературы Приложения Введение Экономическая и социальная трансформация России, ускоренное разгосударствление собственности в начале 1990-х гг. оказали на население страны негативное влияние. Резко возросла численность населения, нуждающегося в социальной защите - это безработные, многодетные семьи, пенсионеры и инвалиды. Социальный и демографический кризис в стране вызвал необходимость реформирования системы социального страхования и социальной защиты. Вместо использовавшегося ранее механизма государственного социального обеспечения, финансировавшегося преимущественно за счет государственного бюджета, начала формироваться система рыночных механизмов и институтов социальной защиты: обязательного социального страхования, личного страхования, пенсионного и медицинского страхования. В России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования в начале ХХI в. составляет всего около 8% ВВП страны, что в 2 раза ниже показателей стран ЕС. Низкая доля в расходах застрахованных на цели социальной защиты позволяет выплачивать пенсии и пособия, составляющие в основной массе всего лишь 30-35% от размера предшествующей заработной платы, которая в свою очередь в 5-6 раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по странам ЕС. Несмотря на создание в России механизма социальной защиты, призванного ликвидировать подобные диспропорции, в последнее время все более очевидными становятся изъяны и недостатки в формировании механизмов социального страхования, которые носят характер системных принципиальных просчетов, что в итоге блокирует дальнейшее развитие института социального страхования. Поскольку Россия в настоящее время находится в самом начале трудного пути формирования по-настоящему социального общества, проблемы функционирования системы социального страхования и ее финансового обеспечения должны стоять «во главе угла» при реализации основных социально-экономических задач государства. Перед нашей страной стоит неотложная задача продолжения курса экономического роста, осуществить которую невозможно без включения социального фактора, то есть человека, работника, с его способностями и потребностями. Именно социальная сфера должна инициировать экономический рост, а развитая система социального страхования позволяет решить часть этой проблемы. В частности, на мой взгляд, необходимо продолжить создание комплексной системы социального страхования, обеспечивающей достаточный уровень социальной защиты населения. Определение перспектив развития системы социального страхования и ее финансового обеспечения является одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время. Реализация основных принципов социального страхования в настоящее время возложена на такие государственные внебюджетные социальные фонды, как Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, а также Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих. Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи с необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов. Специализированный Федеральный закон о внебюджетных социальных фондах отсутствует. Эта проблема разработана еще недостаточно. Таким образом, очевидна необходимость изучения и выяснения роли указанных фондов в решении социальных задач. Целью дипломной работы является изучение особенностей развития современной системы социального страхования в России и анализ деятельности государственных внебюджетных социальных фондов. В рамках достижения поставленной цели решались следующие задачи: - обзор научно-методической литературы, посвященной изучению институциональных основ социального страхования и непосредственно внебюджетных социальных фондов; - анализ деятельности и бюджетов внебюджетных социальных фондов на основе исследований статистических и аналитических данных; - на основе проведенного анализа выявление проблем реализации механизма обязательного социального страхования; - определение перспектив развития и путей совершенствования деятельности государственных внебюджетных фондов. Актуальность выбранной темы обусловлена поиском путей повышения эффективности социальной политики и достижения социальной стабильности в процессе модернизации российского общества. Методологической и теоретической основой исследования являются положения экономической теории, экономики социальной сферы, финансового права, теории финансов и кредита, периодические издания, законодательство в области социального страхования, а также федеральные законы, в частности, законы о бюджетах Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования за соответствующие периоды. Важной частью методологической базы дипломной работы стали труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам становления и развития государственных внебюджетных социальных фондов, в частности, таких как Капкаевой Н.З., Челышевой Э.А., Брайчевой Т.В., Гафуровой Г.Т., Белицкой Г.Н., Шафигуллина А.Р., Косырева Б.А. и др., а также статьи ведущих специалистов в области социального страхования, отражающие дискуссионный характер и различные подходы к рассматриваемым проблемам. В работе проводились исследования и анализ фактических материалов (годовых отчетов, статистических данных, концептуальных программ и методологических схем, аналитических исследований и прогнозов), материалов конференций, статей в научных сборниках и периодической печати. Реализация поставленных в работе задач потребовала применения методов экономико-статистического, причинно-следственного и структурного анализа. Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, 5 приложений. 1. Теоретические основы социального страхования в России 1.1 Создание государственных внебюджетных фондов как основа социального развития Для изучения основ социального страхования необходимо рассмотреть причины создания государственных внебюджетных фондов, их понятие, виды и основные функции, поскольку именно эти фонды выполняют функции обязательного социального страхования. Как известно, финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет (69, с.27). В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (4). Рассмотрим понятие внебюджетных фондов, которые приводятся в многочисленных изданиях различными авторами. В экономической литературе понятие «внебюджетные фонды» определяют по-разному. Например, по определению Л.А. Ермака, «внебюджетными являются любые денежные фонды (за исключением бюджетов), возникающие в результате перераспределения первичных доходов». По мнению профессора В.П.Петрова, по экономической природе внебюджетные фонды представляют государственные денежные доходы и расходы целевого назначения (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования) (34, с.129). Другие авторы внебюджетные фонды рассматривают как внебюджетные средства государства, предназначенные на определенные цели (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) (38, с.77; 42 с.224). Другие авторы полагают, что внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение (41, с.66). Понятие «государственный внебюджетный фонд» приведено и в Бюджетном Кодексе РФ, где записано: «Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь» (1). Порядок образования и использования фондов регламентируется финансовым правом. Создание таких фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за исполнением бюджетов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Создание государственных внебюджетных фондов позволило сформировать значительную по объемам ресурсную базу для целей социальной защиты граждан и обеспечить ее функционирование на независимой от бюджетов всех уровней основе. По сути, внебюджетные фонды - это один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. (31, с.183). Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. В последнее время возрастает значение и роль фондов социального назначения. Это позволяет государствам проводить активную социальную политику. Для формирования этих фондов используются страховые взносы застрахованных лиц; страховые взносы предпринимателей; субсидии и беспроцентные ссуды государства (42, с.225). В новейшей истории России государственные социальные внебюджетные фонды стали инструментом реализации осуществляемого в стране постепенного перехода от системы социального обеспечения советского времени к социальному страхованию. Как специфический общественный институт и финансовая категория, государственные внебюджетные фонды появились в результате проведенной в начале 90-х гг. XX века структурной реформы государственных финансов. Цель их создания состояла в снижении бюджетного дефицита и в обеспечении повышения эффективности государственных финансов, в укреплении системы социальной защиты граждан. На государственные внебюджетные фонды была возложена задача финансового обеспечения гарантированных Конституцией прав граждан на социальную защиту в условиях жесточайшего экономического кризиса. В литературе, правда, встречается и иная точка зрения, согласно которой самостоятельно добывать и самостоятельно тратить средства при помощи внебюджетных фондов министерствам в свое время было разрешено лишь потому, что государство вынуждено было признаться в собственном безденежье. Правовому регулированию общественных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием средств государственных внебюджетных социальных фондов, посвящена глава 17 Бюджетного Кодекса РФ (БК). В связи с тем, что все названные в БК РФ внебюджетные фонды имеют прямое отношение к системе обязательного социального страхования, следует отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам (1). Начиная с 1992 года в России создано и действует большое количество внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды формируются двумя путями. Первый путь - это выделение из бюджета и финансирование определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для использования в определенных целях (31, с.182). Внебюджетные фонды различают по правовому положению и целям создания (рис.1). В сущности, внебюджетные фонды (как финансовая категория) - это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, с помощью которых формируются и расходуются фонды денежных средств для обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, научно-технических и социальных условий, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса и в целом для общеэкономического развития. По правовому положению фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных органов власти (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации); вторые - в распоряжении органов местного самоуправления. Рис. 1. Виды внебюджетных фондов. 112 2 В зависимости от условий целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального назначения, или фонды социального страхования, и экономические фонды. Первые из них предназначены для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность. Социальные фонды имеют перспективу в развитии, а экономические постепенно изживают себя (например, Дорожный фонд, Фонд ветхого жилья, Фонд газификации и т.д.). В данной работе рассматриваются государственные фонды социального страхования, от эффективного функционирования данных фондов зависит благополучие каждого гражданина. Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов и обеспечения социального равновесия. Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики (43, с.250). Спецификой внебюджетных социальных фондов является четкое закрепление доходных источников и строго целевое использование средств. В настоящее время эти фонды осуществляют социальное страхование. Предметом социального страхования является регулирование страховых отношений тогда, когда наступление страховых случаев и убытков общества, связанных с ними, носит массовый, повсеместный характер. Общество, в лице государства, вводя социальное страхование, заинтересовано в компенсации убытков. Социальное страхование связано со страховой защитой интересов граждан, касающихся их жизни, здоровья, трудоспособности и пенсионного обеспечения. Система обязательного социального страхования России в настоящее время включает в себя три относительно самостоятельные сферы: 1. обязательное пенсионное страхование; 2. обязательное социальное страхование; 3. обязательное медицинское страхование. Основные функции в этих сферах осуществляют соответственно государственные внебюджетные социальные фонды РФ: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Что же касается Государственного фонда занятости населения РФ, то с 1 января 2001 г. он прекратил свое самостоятельное существование, т.к. был консолидирован в государственный бюджет (35, с.14). Рассмотрим факторы, которые обусловили необходимость создания и использования параллельно с государственным бюджетом внебюджетных фондов. Во-первых, ограниченность финансовых ресурсов может в любой момент вызвать необходимость их перераспределения, что приобретает особое значение при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет предполагает мобильность в использовании средств, так как доходы не закреплены за конкретными видами расходов. Однако практика распределения средств государственного бюджета показала, что их перемещение по статьям расходов, как правило, происходит за счет урезания средств на социальные потребности. Поэтому очень важно определить наиболее острые участки развития экономики и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств. Существуют два возможных способа решения этой задачи: либо выделение из федерального или местного бюджетов определенной целевой части, либо образование по решению законодательного органа нового внебюджетного фонда с конкретными источниками и целевым назначением. При формировании внебюджетных фондов использовались оба способа. Во-вторых, постоянно изменяющаяся в соответствии с рыночными законами экономическая обстановка часто требует принятия достаточно быстрых управленческих решений, в том числе и в перераспределении финансовых ресурсов. При этом использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, а внебюджетных фондов - исполнительными органами, что дает реальную возможность расходовать средства внебюджетных фондов более оперативно. В-третьих, многообразие форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов обуславливает необходимость применять новые методы перераспределения денежных средств в обществе наряду с традиционными бюджетными средствами. В-четвертых, одним из наиболее важных факторов, определяющих целесообразность образования внебюджетных фондов, является дефицит бюджета. Он требует не только дополнительных финансовых ресурсов для своего покрытия, но и перегруппировки средств, поступающих от организаций, учреждений и населения для покрытия определенных видов расходов (35, с.27). Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось. Появление внебюджетных фондов в России в начале 1990-х гг. вызвано прежде всего тем, что достаточно резкий переход к рыночным отношениям повлек за собой глубокий кризис, поразивший практически все сферы и отрасли экономики. Рынок обнажил скрытые до этого времени проблемы. Выяснилось, что базовые отрасли экономики требуют замены изношенного оборудования, реконструкции и расширения основных производственных фондов, легкую и пищевую промышленности необходимо существенно возрождать. Все это привело к нарастанию кризиса в финансовой области, а именно к высокому уровню инфляции, увеличении дефицита бюджетов всех уровней, росту внутреннего и внешнего долга страны. При этом заметно упал жизненный уровень населения, особенно его социально незащищенных слоев. Таким образом, главной причиной возникновения внебюджетных фондов в России явилась необходимость выделить чрезвычайно важные для общества расходы в специальную группу и финансировать их самостоятельными источниками доходов. Итак, можно отметить, что внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей, среди которых наиболее важными являются: * фонды запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность; * денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет; * формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; * страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными; * на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»; * денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; * расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа - Правления фонда. Подводя итог, переходим к следующим основным выводам: 1. с позиции развития национальной экономической системы целесообразно рассматривать внебюджетные фонды как фонды денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь; 2. среди классификаций внебюджетных фондов, на мой взгляд, наиболее комплексным является классификация по целям создания, а не по правовому положению, так как цели создания являются направлениями деятельности; 3. на современном этапе структура государственных внебюджетных фондов постоянно изменяется - часть из них упразднена, другие объединены, третьи прекратили свою деятельность. Охарактеризовав сущность и понятие государственных внебюджетных фондов, необходимость их создания, виды и основные функции фондов, имеет смысл перейти к более подробному рассмотрению финансово-правовых положений внебюджетных социальных фондов, а также институциональных основ обязательного социального страхования. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |