бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоргалка по Культурологии

разворачивался под знаком примирения и единства. На соборе были утверждены

принципы культурной приемственности и показано большое значение

дальнейшего развития форм традиционной духовности. Собор ослабил папскую

власть , убрал службу на латинском языке, заменив ее на службу на местных

языках. Социально- экономическое развитие романо-католической культуры шло

медленно .

Вопрос 39 Ислам и Генезис мусульманской культуры. Ислам зародился 6 веке

нашей эры на территории аравийского полу острова. Он является

монотеистической традицией, т.е. традицией исповедующих единобожие. Ислам

отрицает многобожие. Второй монотеистическая традицией является иудаизм и

христианство. Ислам на ряду с иудаизмом и хрестианством относится к

авраамической традиции. Данная традиция проповедует веру в единого бога и

полную покорность божественной воле, как основопологающие принципы

жизненного пути. Основателем ислама – являлся пророк Мухамед. Однако он не

ставил своей задачей создание новой религии в ряду других религий. Перед

исламом была поставлена задача обновление изначальных монотеэистической

традиции, которая с течением исторического времени была утрачена. Понятие

ислам – покорность к божественной воле и его принято возводит к арабскому

слову Салим (мир). Проповедь Мухамеда подорвала сложную систему власти, так

же материальные интересы жречества, в 622 г. он был вынужден покинуть Мекку

и уйти в Медину. Этот год назван – Хиджр. С него начинается отсчет

мусульманской эры. В Медине Мухамед занимается организацией религиозной

жизни а так же руководит военными действиям , против тех кого мусульмане

называли неверными, в итоге войска Мухамеда вступают в Мекку, которая

становится главным направлением в молитве и местом поломничества для

мусульман. После смерти Мухамеда в 632 г. восстанавливается должность

Халифа . 4-ех первых халифов именуют правильными халифами. В 661 году

после гибели халифа Али, устанавливается власть аристократической династии

Алеядов ( до 750 г.) В это время мусульманская цивилизация значительно

расширилась. Были захвачены ближайший Восток, север Африки, Испании и

территория современного Афганистана. Начиная с 11 века сильнейшими войнами

становятся турки. Выделяются сельджуки. В 13 в. доминация переходит к

монголам, которые на рубеже 13 –14 в. принимают Ислам. С 14- 19 века

мусульманская цивилизация ассоциируется с османской империей. Через

торговые пути связываются мусульманские страны, обращают в ислам Индонезию,

Малайзию, некоторые регионы Африки расположенные за пустыней Сахара. Ныне

мусульманская цивилизация имеет значительный ареал своего распространения и

обладает мощным интеллектом, творчеством, политическим потенциалом.

Вопрос 40 Основы мусульманского искусства. Мусульманское искусство

пронизана идеей божественнго единства, оно не вырозимо через какой либо

образ. Это обстоятельство объясняет абстрактный характер мусульманского

искусства. Доктрина запрещает изображение человеческого образа, однако

запрещение образов не является абсолютным. В архитектуре дворцов или

ювелирном искусстве допускается образы искизов животных. В сакральном

искусстве предусматривается растительные формы. Отсутствие изображения

утверждает трансцендентного бога, т.к. божественная сущность вообще

невозможно сравнить с чем бы то не стало. Мусульманская архитектура

склоняется к ясности и уровновешенности , подчинению единству легкости

целому. Развитие мус. Архитектуры шло в направлении геометр. тонкости

которая имеет качественный характер и выражает всю внутреннюю сложность

единства и его проявления во множественности. Задачей мусульманской

архитектуры является сопоставление атмосфер покоя, свободного от всякого

стремления ,что указывает на достижение вечности. Калиграфия является

благородной из искусств в мире ислама. Своими богатствами арабское письмо

обязано тому что оно обладает двумя измерениями: это вертикальное измерение

дающее букву и благородству. Горизонтальное – объединяет все буквы в

непрерывное течение. Согласно взглядам мусульман изотериков, арабский язык

один из наиболее соответствующих изначальному языку золотого века

человеческой истории. Так называемой языку ангелов, который в традиции

именуется как язык птиц.

Вопрос 41 Культура Древней Руси. Культура Руси складывается в те же века,

что и становление русской государственности. Рождение народа шло

одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической,

культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для

того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как

государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь

оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой

русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян,

сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья,

другие - для Северо-Восточной Руси и .т.д. На развитие русской культуры

влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое

всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным

влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как

традиции, скажем, полян , северян, радимичей, новгородских славян, других

восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь

обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с

угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими

народами и государствами. В пору уже своего государственного становления

Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего

времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом,

культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е.

находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей,

традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и

безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к

своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего

мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры

мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой

значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно

русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в

городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее

передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном

хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами

исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном

темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным

культурным новшествам. Долгие годы русская культура - устное народное

творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло -

развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С

принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая

религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их

восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном

творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее

воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы,

архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек -

на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с

религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.

Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая

преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему

существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке,

сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры

отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту.

Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое

воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. Под

влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного

мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура,

религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на

русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету,

ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью

существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях

культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние

было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры

(например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские,

мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что

вершина духовного достижения Древней Руси - гениальное "Слово о полку

Игореве" все пронизано языческими мотивами. Эта открытость и синтетичность

древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное

восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного

славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к

тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее

характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности,

образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве;

изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость,

жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений,

страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность

творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему

человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно

опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ

святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за

единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные

черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях

они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или

менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже

тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской

культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. Несмотря на

политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая

русская культура X - начала XIII в. монголо-татарское нашествие,

последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним

государствам на долго прервали это единство.

Вопрос 42 Эпоха Московского царства в российской культуре. Московское

царство не успев достаточно укрепится, оказалось единственным в мире

православным государством. Однако христианство так и не вошло в плоть и

кровь простых людей. Церковный раскол 17 века стал первым предзнаминанием

будущих бурь. Необходимость пересмотра всех церковных обрядов и привидения

их в соответствие с греческим богослужебным порядком вызывалось стремление

упорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях роста религиозного

вольномыслия. Раскол был большой трагедией народа. Он внушал ожидания

антихриста. Люди бежали в леса, пустыни, в горы. Крупным событием так же

имеющим глубокий культурно – исторический смысл было продвижение русских

землепроходцев на Восток к берегам Тихого океана. В 17 в. во всех областях

культурной жизни появлялось много новых явлений. Главная суть перемен

заключалась в заметном падении влияния религии и церкви, усилении светских

элементов. Предметом споров стали вопросы распространения просвещения и

образования. В Москве появилось много представителей других гусударств,

которые способствовали просвещению. Возник вопрос: сближаться ли с Европой

или оставить нерушимые традиционные ценности. В 17 в. стало усиливаться

общение России с западноевропейскими странами. Это обусловлено: 1)

потребность в обеспечении государства современными средствами вооружения 2)

развитие торговых отношений с другими странами 3) развитие промышленного

производства.

Вопрос 43 Петербургская Империя в истории российской культуры. Начинается

петровскими приобразованиями. Русская культура подвержена всем

европейским величиям и концу 19 в. сама приобрела мировое значение. Главное

достижение петровского периода – высвобождение творческих сил, расцвет

личностного творчества. Но петровские перемены охватили не все слои

общества. Разрыв существовал между верхами общества и низами. Церковь

оказалось полностью подчиненной государству. Характерна эпоха просвещения.

Одной из центральных идей – идея воспитания совершенного человека. Была

предпринета и практическая попытка введения ”новой породы людей”. Восприняв

идею Руссо, согласно которой в условиях полной изоляции от порочной

социальной среды из ребенка можно вырастить человека идеального,

совершенного во всех отношениях.

Вопрос 44 Советский и постсоветский периоды в культуре России.

Вопрос 45 История культуры Беларуси.

Вопрос 46 Особенности культурной самоидентификации Беларуси в постсоветском

пространстве. Постсоветский период характеризовался кризисом культуры после

краха СССР, кризис менталитета, сознание человека после 1991 года (август).

РБ получает независимость, потом идут этапы развития культуры буларуси,

восстановление национального самосознания, вопрос цивилизационного выбора

( РБ с Россией или с Европой) Эта борьба была до 1996, когда на референдуме

была принята символика и конституция президента, после этого была политика

на союз с Россией, и сохранение в этом союзе своей самостоятельности,

создание собственных культурных интересов. Менталитет не всегда зависит от

языка ( человек в РБ разговаривает на русском, но обладает белорусским

менталитетом.

Вопрос 47 Евразийство как социокультурный феномен. Попытка духовного

облагораживания большевизма, его интеграции в контексте первородной русской

идеи, стали смыслом едейно – политического движения, которое в 1921

провозгласило себя как евразийство. Его основатели Словицкий, Флоровский,

Карсавин, Трубецкой – заявили о себе сборником “Исход к Востоку.

Предчувствия и свершения. Утверждения Евразийцев.”, затем книгой “На путях

утверждения евразийцев”, своеобразным манифестом “Евразийство” По оценке

Бердяева, евразийство – это единственное идейное направление, возникшее в

эмигрантской сред. Все остальные направления “правые ”, ”левые” – носят

дореволюционный характер и поэтому безнадежно лишены творческой жизни и

значения в будущем. Символ веры евразийцев заключался в 4-х основных идеях:

1)утверждение особых путей развития России как Евразии 2) идея культуры как

симфонической личности 3) обоснование идеалов на началах православной веры

4) учение об идеократическим государстве. С этих позиций Россия,

представляет собой особый мир, который развивается отдельно от Европы и

Азии, и этот мир надо называть Евразией. Евразийцы первыми поставили под

сомнение знак равенства между русской национальностью и славянским этносом.

Серединная европейская культура в отличии от евровейской, является синтезом

славянских и византийских предпосылок, в центре синтеза – соборная или

симфоническая личность которая подчеркивает взаимосвязь человека с семьей,

сословием, народом. Гарантом существования и совершенствования такой

личности является православие как единственная вера, обладающая качеством

не только симфоничности но и вселенсхости. Государство организует единство

и цельность всех сфер европейского мира путем осуществления единой

культурно-государственной идеологии правящего слоя, ее носители должны быть

близки к народу. Евразийцы поддерживали гос. строительство СССР, отвергали

коммунизм как прозаподный, но поддерживали большевизм. Евразийство было

заметно идейным явлениям в течении 10-ти летия, но состоявшийся в 1932 г.

первый съезд евразийской организации оказался последним. Евразийцам первым

удалось расслышать живые и острые вопросы того времени, но они не смогли

дать ответов на них. Идея евразийского синтеза была во многом

дискредитирована согласием с большивизмом.

Вопрос 48 Прогрессистское концепции цивилизационного процесса и апология

мондиализма. Прогрессистские концепции, представляют собой выражение

мименаристских тенденций в современной цивилизации, указывает на скорое

наступление новой эры, которая в отличии от писсиместических воззрений

воспринимает историю не как упадок, а как процесс неприрывного развития.

П.К. фактически порывают совсем историческим прошлым человека. Религия,

этнос, нац. культура, патриотизм воспринимались как явления изжившие себя,

наступает эпоха интеграции в которой будут осуществляться идеалы открытого

общества. Это приведет к разрешению всех глобальных проблем, которые стоят

перед человеком и удовлетворение всех потребностей человеческого

индивидуализма. Среди наиболее известных прогрессистских концепций можно

выделить: 1) Конец истории – Фрэнсиса Фукуяма 2) Открытое общество – К.

Поппер 3) Расгнетенный строй – Ф. Хайек 4) Торговый строй и новое

кочевничество – Жака Аттали. Однако эсхатологические катастрофа является

таковой для самого порядка духовного отчуждения, она будет являться

приодолением законов этого отчуждения и станет угрожающей для вечно

духовного начала всех проявленных веществ, поэтому эсхатология с т.з.

духовных традиций является благом ибо утверждает вечные законы, не

подвластные времени и смерти. Данная точка зрения характерна как для

индоевропейских так и для авраамических традиций.

Вопрос 49 Игровые концепции культуры. Одной из самых распространенных

культурологических концепций нашего времени является концепция игровой

культуры. Наиболее ярким представителем этой концепции является голландский

культуролог И. Хейзинга (1872-1945). Игра, в концепции Хейзинга — это

культурно-историческое универсалия. В своей работе «Homo ludens» — «Человек

играющий» он поднимает самые глубокие пласты истории и развития культуры —

игровой. «Культура, — пишет он, — не происходит из игры как живой плод,

который отделяется от материнского тела, — она развивается в игре и как

игра. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и

человеческая мысль, и мораль и все возможные формы культуры».Голландский

исследователь в своих трудах опирается на исходящую от Канта и продолженную

Шиллером и йенскими романтиками традицию истолкования искусства из игры как

спонтанной, незаинтересованной деятельности, которая приятна сама по себе и

независима от какой-либо цели. Хейзинга рассматривает игровое начало не

только как свойство художественной деятельности, но и как основание всей

культуры. Игра старше культуры. Все основные черты игры были сформированы

еще до возникновения человеческого сообщества и присутствуют в игровых

поведениях животных. Игра сопровождает культуру на всем протяжении ее

истории и характеризует многие культурные формы. «Важнейшие виды

первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой.

Человечество все снова и снова творит рядом с миром природы второй,

измышленный мир. В мифе и культуре рождаются движущие силы культурной

жизни». Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что для изменения

окружающей среды посредством любой материальной действительности, человек

должен был совершить предварительно аналогичную работу в собственном

воображении, т. е. своего рода «проиграть» деятельностный процесс. Однако

Хейзинга не сводит игровой элемент только к духовному проявлению. Игра

присутствует и во всех сферах материальной культуры и определяет содержание

ее форм. Немаловажную функцию в реализации игрового начала выполняют идеалы

социальной жизни, определяющие духовную жизнь общества. В определенные

моменты истории игра выполняет роль драматургической основы в реализации

высшего социального сюжета, социально-нравственной идеи. Общественные

идеалы, несомненно, содержат много игрового, так как они связаны с областью

мечты, фантазии, утопических представлений и могут быть выражены лишь в

игровом пространстве культуры. Согласно концепции Хейзинги, целые эпохи

«играют» в воплощение идеала, как, например, культура Ренессанса,

стремившаяся к возрождению идеалов античности, а не к созданию

принципиально новых, «своих» ориентиров.Роль игры в истории культуры не

всегда была одинаково велика. По мере культурного развития игровой элемент

отступает на второй план, растворяется, ассимилируется сакральной сферой,

кристаллизуется в учености и в поэзии, в правовых отношениях, в формах

политической деятельности. Но игровой инстинкт, по мысли Хейзинги, может

проявиться в любой момент, вовлекая в процесс игры и отдельного индивидуума

и человеческие массы. Вытеснение игры началось в XVIII веке, когда

обществом овладело трезвое, прозаическое понятие пользы, что и привело к

утрате свободного духа культуры. Эта ситуация является наилучшим

показателем кризиса европейской культуры, достигшего в XX веке полного

своего выражения. Анализ современного культурного состояния в аспекте игры

предпринял испанский философ X. Ортега-и-Гассет. Являясь беспощадным

критиком массовой культуры, захлестнувшей Европу в нынешнем столетии,

Ортега-и-Гассет противопоставляет ей подлинную «живую» культуру, которую

человек делает личным достоянием, обращаясь к ней в силу спонтанной

внутренней потребности. Характеристика «живой» культуры, данная испанским

философом, созвучна критериям игры Хейзинги. Сущность культуры, по мнению

этих мыслителей, составляют спонтанность и отсутствие прагматической

установки. Из конкретных элементов такой культуры складывается «элитарный»

пласт культурного процесса, противостоящий натиску массовой культуры. Игра

рассматривается как важнейший феномен человеческого бытия в числе четырех

других — смерти, труда, господства и любви — немецким философом Е. Финком.

Игровое начало пронизывает всю человеческую жизнь и определяет способ

понимания бытия. В отличие от Хейзинги Финк считает игру важнейшим способом

реализации человеческой деятельности, не свойственной животному миру.

Фантазия как способ оперирования воображаемым присуща только человеку. В

игре, основанием которой служит фантазия, он реализует высокие духовные

потенции. Так происходит возвышение человека над природой и рождение

культуры.

Вопрос 50 Кризис современной культуры: его причины, последствия и

возможности преодоления. Кризис культуры – это кризис человека, без

которого культура немыслима. Значимыми кризисными факторами выступают

технократия, экологические проблемы, их взаимосвязь является комплексным

признаком кризиса современной культуры. Возможность выхода из кризиса

современного мира в органической взаимосвязи традиций и новаций. Общество

не может не развиваться, но и отказ от 1000 летних духовных ценностей может

привести к цивилизационной катастрофе. Современный мир должен преодолеть

культурные разрывы, чреватые глубокими потресениями, когда одна эпоха с ее

ценностями против 2-ой предыдущей эпохи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.