бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоргалка по Культурологии

открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древ.

китайцы были образованными астрономами , составили одну из первых в мире

звездных карт. Поскольку древнекитайское общ-во было аграрным,

централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы,

связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов,

поэтому высокого развития в Др. К. достигли астрономия, знание календарных

расчетов и астрологических прогнозов, мат-ка, физика и гидротехника в их

инженерном использовании. Важным оставалось также строительство фортов,

направленное прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений

воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились

грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной и Великим каналом.

Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих

рез-тов. В Др. К. впервые была написана «Фармакология», впервые стали

проводить хирургические операции с применением наркотич. средств, впервые

применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием,

прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали

оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была

создана ф-фско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной

лечебной гимнастике, а также ис-ву самообороны «кунг-фу». Своеобразность

духовной к-ры Др. К. в значительной мере обусловлена феноменом, известным в

мире как «китайские церемонии». Эти строго фиксированные стереотипы этико-

ритуальных норм поведения и мышления сложились на основе культа древности.

Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те

боги, культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми,

став абстрактными божествами-символами, напр. Небо. Наиболее важное место в

китайской духовной к-ре занимает конфуцианство - этико-полит. учение ф-фа-

идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек, опирающийся

на традиции мудрых предков. Учение делило общ-во на «высших» и «низших» и

требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств.

Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской гос-ности и

функционировании полит. к-ры императорского Китая. Гл. силой,

противостоявшей конфуцианству в сфере политики и этики был легизм. Легисты,

будучи реалистами, в основу своей доктрины поставили закон, сила и

авторитет кот. должны поддерживаться жестокими наказаниями. Конфуцианство

делало ставку на мораль и древ. традиции, тогда как легизм ставил на первое

место административный регламент. Под влиянием хар-рных для древ.

китайского общ-ва религиозных, этико-ф-фских и социально-полит. взглядов

развивалась и вся его классич. лит-ра. Уже в наиболее раннем поэтическом

сборнике Др. К., знаменитой «Книге песен», кот. создавалась продолжительное

время на основе народных песен, священных напевов и древ. гимнов,

воспеваются подвиги предков. Во 2-3вв. в К. приходит буддизм, кот.

достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую к-ру, это проявилось в

лит-ре, образном ис-ве и , особенно, в ар-ре. Буддизм просуществовал в К.

прочти 2 тысячелетия , заметно изменился в процессе приспособления к

специфичной китайской цивилизации. На основе синтеза его идей с

конфуцианским прагматизмом в К. возник чань-буддизм, кот. впоследствии

распространился в Японии и получил вид дзен-буддизма. Наиболее

трансформации буддизма проявились в своеобр. китайском ис-ве, кот. как

нигде в мире опиралось на традиции. Китайцы так и не приняли вид инд.

Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с ар-рой храмов.

Значительную роль в китайской к-ре сыграл и даосизм, с кот. связано

развитие науки и техники Др. К. Особую роль в к-рных контактах К. с внешним

миром сыграл «Великий шелковый путь», кот. совершалась не только торговля,

но и к-рный обмен К. с др. странами, что повлияло на китайскую к-ру.

Вопрос 28 Культура Древней Японии. Культура Японии принадлежит к великому

кругу азиатских культур, при ее рассмотрении следует учитывать ряд

особенностей. Во-первых, необходимо считаться с тем, что традиционная

японская культура вкладывалась в значительной степени под влиянием

буддизма, к тому же она впитала в себя достижения великих культур Азии.

Уникальный, практически сохранившийся на протяжении веков суверенитет

сделал Японию хранителем сокровищницы азиатского мышления и культуры.

Утонченные достижения индийского искусства во многом были разрушены

гуннами, фанатическим иконоборством мусульман и бессознательным вандализмом

торгашеских европейцев, считает японский ученый Какузо Ока кура. По его

мнению, “Япония — музей азиатских культур, и даже больше, чем музей”. Во-

вторых, нельзя сбрасывать со счетов то, что для японцев характерна

исключительно сильно выраженная традиционность. А это значит, что

нормативные функции народных поверий, великолепно совмещенных с положениями

основных восточных религий (конфуцианство, буддизм и др.) еще долго будут

играть свою роль в жизнедеятельности японской нации. Упомянутый выше Какузо

Ока-кура отмечает роль традиций японской культуры в современной жизни:

“Поэзия Ямато и музыка Бугако, которые отражают идеал Тан при режиме

аристократии Фудзивары, являются источником вдохновения и наслаждения в

наши дни, подобно мрачному дзэн-буддизму и танцам Но, которые были

продуктом просвещения Сун”. Это значит, что Япония сохраняет истинно

азиатскую душу, хотя она и “вплетает” ее в современные силы.Японская

культура во многих отношениях уникальна и удивительна, она насыщена

контрастами в духовной жизни. С одной стороны, изумительная вежливость,

гораздо более искренняя и менее церемонная, чем в Китае, с другой стороны —

острый меч самурая, смелость, отвага и готовность к самопожертвованию,

которые могут быть сравнимы только со слепым фанатизмом воинов ислама.

Редкое трудолюбие сочетается с обостренным чувством чести и глубокой

преданности императору, сюзерену, учителю или главе фирмы; необычное даже

для изысканного Востока чувство прекрасного, в котором сочетаются

скромность и простота; лаконизм и прелестное изящество одежды, убранства,

интерьера Умение отрешиться от суеты повседневности и найти душевный покой

в созерцании прекрасной природы, моделируемой в миниатюре крохотным

двориком с камнями, мхом, ручейком и карликовыми деревьями.

И, наконец, поразительная способность заимствовать и усваивать, перенимать

и развивать достижения других народов, культур, сохраняя при этом свое,

национальное, своеобразное, японское. Достаточно указать на дзэн-буддизм

как чисто японское явление в отличие от китайского дзань-буддизма. Синто —

путь богов. Это древняя японская религия, и хотя ее истоки до сих пор не

установлены, все исследователи единодушны в том, что она возникла и

развивалась в Японии независимо от китайского влияния. Синто представляет

собой род древней мифологии, ибо в раннем, буддийском синтоизме речь идет о

сверхъестественном мире — мире богов и духов (коми), которые издревле

почитались японцами. Известно, что истоки синтоизма восходят к глубокой

древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы

верований и культов — тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых, культ вождей

и т.д. Подобно другим народам, древние японцы одухотворили все окружающие

их явления природы и с благоговением относились к посредникам с миром духов

и богов — к магам, колдунам и шаманам. Только позже под влиянием буддизма

первобытные синтоистские шаманы стали жрецами, которые совершали ритуалы в

честь различных богов и духов в специально для этого сооружавшихся храмах.

Буддизм, как известно, проник в Японию еще до нашей эры, однако решительное

влияние на психологию японцев она стала оказывать только в V—VI вв., когда,

в Японию стали прибывать буддийские монаху, а вместе с ними и священные

буддийские книги, написанные на китайском языке. И хотя среди историков нет

до сих пор единогласия в объяснении причин успешного проникновения буддизма

в японское общество, тем не менее, почти полуторатысячелетняя история его в

Японии — своеобразный ренессанс после второй мировой войны (в виде так

называемых “новых религий”) свидетельствует о том, что буддизм нашел в этой

стране благодатную почву. Достаточно отметить, что буддизм явился

теоретической основой управления государством и именно в Японии в полной

мере воплотился принцип сэйкё-итти — единства политики и религии.

Вопрос 32 Общая характеристика западного типа культуры. Западный тип

культуры в отличии от средневековья представляет собой горизонтальный тип

культуры ( гл. человек) Этот тип ставит задачу выявления всего богатства

внутренних возможностей человеческого существа. Если в средневековье

сознания было иерархичным и весь сакральный комплекс воспринимался как

последовательно идущие вверх иерархичные ступени, то начиная с эпохи

возрождения в сознание людей начинает проникать эголитарные тенденции (

эголос – равенство). Западный тип культуры, начиная с первых его эпох,

характеризуется утверждениями антропоцентризма – человек воспринимается как

центр мироздания. Зап. тип культуры заложил новые основы понимания

исторического процесса. Всем традиционным цивилизациям было свойственно

воспринимать историю как упадок, культура запада воспринимает историю как

прогресс и развитие человечества воспринимается как последовательное

совершенствование его возможностей. Новое восприятие мира утвердило

рационализм в качестве основы правильного мышления, которое должно

полагаться только на твердые основы человеческого разума. Важным фактором

западной цивилизации являлся индивидуализм. Он был противоположением

средневековой идеи соборности как органически воспринятого единства

человечества. Отныне личность воспринимается как основа всего того, что

является необходимым для нормального развития культуры.

Вопрос 36 Культура Реформации. Реформация которая являлась антифеодальным

движением отрицавшим церковное предание и настаивающем на упрощении

церковных ритуалов. Представители- Томас Мюнцер, Мартин Люттер и др.

Реформация отколола от романо-католической культуры почти все народы

относящиеся к германо-скандинавской этнической ветви. Католичество ответило

контр реформацией. Представители Вильгельм Оранский, Игнатий Лайола. В

области худ. Культуры принципы контр реформации были выражены в стиле

Борокко. В следущую эпоху просвещения нарастал разрыв в светской и духовной

форме культуры. Наиболее ярко этот разрыв проявляется в деятельности

энциклопедистов которые открыто встали на антирелигиозные позиции.

Представители просвещения создали базу для великой французской революции

выдвинув лозунг “Свобода! Равенство! Братство”. Лидеры фактически

уничтожили эти идеи, приводя политику революционного террора. Это показало

что крайняя антирелигиозная позиция всегда черевата негативными

последствиями и в дальнейшем романо-католическая культура развивается в

соответствии с принципом единства традиций и новаций. В данной культуре в

сравнении с северо-западной, в большей степени присущ консерватизм и

верность традиционным вопросам.

Вопрос 29 Культура Древней Греции. В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-

ризуются большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним

из наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера

«Илиада» и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых

лир. поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос

творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др.

Гр. происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э.

появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе

формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления:

дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и

суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность),

коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в

Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-

ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка,

научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых

росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности

черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная

роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый.

Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии.

Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой

мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За

первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю,

воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в

Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот.

можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории

музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных

закономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии, основанная

пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией

дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча, торговля, использование

рабского труда способствовали развитию всех отраслей к-ры. Классический

период. В кл. период развивается драматургия. Возникновение гр. театра было

связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных

шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»).

Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный Прометей»),

Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из

прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение

понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди

ф-фских проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается понимания сущности и

места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и

первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы

выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили,

что «человек является мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их

связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании.

Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании «идей».

Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил

проект идеального полиса, которым управляют ф-фы. Аристотель сделал свой

вклад в ф-фию, природоведение, историю, литературу, гос-ное право, основы

формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика,

история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь Гиппократ. Гр. иск-во в

кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали

богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп

(придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в

Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель

пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера «Дорифор», юноша

с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче индивидуальных

особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи,

перехода к объемному изображению. Чертой гр. к-ры состязательность. Гр.

агон - борьба, состязание олицетворял хар-рные черты свободного грека.

Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские

игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика - умение вести беседу.

Эллинизм. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания

Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и

взаимовлияний гр. и вост. к-р. Лишившись полисной ограниченность, гр. к-ра

впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в

религии, ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны

в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура(

последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание

к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление

правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры,

особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с

украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика..

Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей,

жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1.

Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский

бык». 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в

Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития

достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала

заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции. Эллины поклонялись

божествам, представляющим разные силы природы, общественные силы и явления,

героям - мифическим предкам племен и родов, основателям городов. В мифах

сохранились наслоения разных эпох - от древнего поклонения растениям и

животным до антропоморфизма - обожествления человека, представления богов в

образах молодых, прекрасных и бессмертных людей. Значительное место в

греческой мифологии занимали легенды о героях - детях богов и смертных.

Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе

которого позднее развивались литература, философия, наука. Основу

литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

Одним из наибольших приобретений к-ры Др. Гр. есть произведения Гомера

«Илиада» и «Одиссея», возникла лирика, одним из первых лир. поэтов

считается Архилох. На о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было

вершиной лирики Др. Гр. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл.

образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных

направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается

простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность,

декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в

Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает

изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением

тела чел-ка, научиться передавать движение. Тело человека подвергалось

тщательному геометрическому изучению, в результате кот. были установлены

правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что

теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Антропоцентричность

античной греческой культуры предполагает культ человеческого тела. Культ

тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости Стоило

знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления,

сбросить перед судьями свои одежды, как они ослепленные красотой оправдали

ее. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Живопись

гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная

роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в.

возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а

фон черно-лаковый. развивается драматургия . Возникновение гр. театра было

связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных

шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»).

Известными драматургами были Эсхил(«Закованный Прометей»),

Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из

прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение

понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции.

Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами

были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского).

Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в

Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее

известная скульптура мастера «Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр.

скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка.

В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи, перехода к объемному

изображению. Греческий агон - борьба, состязание олицетворял характерные

черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали

знаменитые олимпийские игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности,

но в 776г. до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя

в беге, и этот год считается началом исторического периода олимпийских игр.

Место олимпийских празднеств была священная роща Альтис. В знаменитом храме

Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная Фидием и считавшаяся

одним из семи чудес света. В священной роще заключались торговые сделки,

поэты , ораторы, и ученые выступали перед зрителями, художники и ваятели

представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство

имело право оглашать здесь новые законы. Афинская Академия- роща

,посвященная афинскому герою Академу прославилась тем, что отсюда позднее

начинались бега с факелом. В греческом агоне берет свое начало диалектика

(умение вести беседу). Греческая культура празднична, внешне красочна и

зрелищна. В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку.

Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей

прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно

искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением

зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились

базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые

дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская

школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2.

Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3.

Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла

живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным

этапом в развитии культуры Др. Греции.

Вопрос 30 Культура Древнего Рима. До сих пор широко распространено

представление о том, что древнеримская культура не является самобытной, ибо

римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой

культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако

новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего

Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в

результате сочетания оригинального с заимствованными культурными

инновациями. Не следует забывать того существенного момента, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.