бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоргалка по Культурологии

древнеримская и древнегреческая культуры формировались и развивались на

базе античной гражданской общины. Весь ее строй предопределял шкалу

основных ценностей, которыми, так или иначе, руководствовались все

сограждане. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального

единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом

всего коллектива; идея верховной власти народа; идея теснейшей связи

гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе. Такое

восприятие божества и в Греции, и в Риме открывало простор свободному

поиску в области философии, науки, искусства и самой религии, не связанному

догмами и канонами. Имеет значение и отсутствие жреческой касты. Сходство

многих черт базиса создавало благоприятные условия для взаимовлияния

культур, и, прежде всего, для воздействия греческой культуры на римскую. Но

сходство отнюдь не означает тождества — Рим во многом отличался от

греческого, в первую очередь афинского, полиса. С самого начала своего

существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что в

значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и историю.

Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их

мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся

и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им

победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу.

Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей — мужества,

верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие

добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для

исполнения долга хорошего гражданина. Свои особенности были и в отношениях

патрициев и плебеев — первостепенное значение приобрела борьба за различные

законы, вырывавшиеся плебеями у их противников, что обусловило особую роль

права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию,

первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с

политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни

общества, с другой — способствовала ее формализации, детализации различных

способов общения с богами, узнавания их воли. Это исключало полет фантазии

и собственную инициативу в религиозной сфере, не ставшей источником

поэтического творчества. Упомянутые различия во многом определили путь

освоения римлянами греческой культуры. Не удивительно, что здесь мы

сталкиваемся с интересным феноменом — если греческое искусство и литература

благополучно были “пересажены” на римскую почву, то греческая математика и

логика на ней не прижились. Логика перестала быть моментом научного поиска,

логические знания античности как бы “засыхали” в силу интеллектуального

уровня “потребителей” римской культуры, их практичности и трезвости. В

результате произошло обеднение развитых логических традиций, для ранних

латинских переводов характерны поверхностность и путаница в терминологии.

Все это объясняется спецификой римской культуры: сила, а не утонченность,

мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не

гармония в обыденной жизни, факт, а не воображение доминируют в искусстве;

беспощадно реалистичный портят в живописи, величественная скульптура

характерны для нее. “Сила, облеченная в величие”, — вот римский идеал,

который блокировал развитие логики и математики. Ясно, что постепенно

формировавшаяся греко-римская, античная культура по мере увеличения римской

державы, превратившейся в Римскую империю, не только распространилась в

римских провинциях, но и сама вобрала в себя достижения культур этрусков,

западных и восточных народов. Однако, впитывая иные культурные ценности и

образцы, римская культура эволюционирует в своей социальной логике,

сохраняя на разных этапах эволюции свою целостность и, заимствуя лишь то,

что этой целостности не противоречит.

Вопрос 31 Византийское искусство. Византийская империя возникла на рубеже

двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества

в результате разделения Римской империи на восточную и западную части.

После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского

владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также

традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской

империи. В ранний период наивысшего расцвета она достигла в правление

императора Юстиниана 1 (527—565). Увеличение территории Византийской

империи почти вдвое, широкие законодательные и административные реформы,

развитие ремесла и торговли, расцвет науки и других сфер культуры — все это

знаменовало превращение Византии при Юстиниане вновь в самое могущественное

государство Средиземноморья. Географическое положение Византии, раскинувшей

свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей

свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном

между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным и западным

миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в

отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии.

Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на

общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи,

культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим

историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и

Запада, что определило и особенности ее культуры. В истории европейской, да

и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место,

для нее характерны торжественная пышность, внутреннее благородство,

изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего

существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-

римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр

своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в.

Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни

и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась

впереди всех стран средневековой Европы. Особенности византийской культуры

состоят в следующем: 1) синтез западных и восточных элементов в различных

сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении

греко-римских традиций; 2) сохранение в значительной степени традиций

античной цивилизации, послуживших основой развития в Византии

гуманистических идей и оплодотворивших европейскую культуру эпохи

Ренессанса; 3) Византийская империя в отличие от раздробленной

средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что

наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все

возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское

художественное творчество; 4) отличие православия от католичества, что

проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных

теологов и философов Востока, в догматике, литургике, обрядности

православной церкви, в системе христианских этических и эстетических

ценностей Византии. Становление византийской культуры происходило в

обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было

время складывания идеологии византийского общества, оформления системы

христианского миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с

философскими, этическими, эстетическими и естественнонаучными воззрениями

античного мира. В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в

трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в

речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового

христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с

неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных

риторических форм с новым идейным содержанием. Каппадокийские мыслители

Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают

фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями

в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии

находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание

космоса, а, следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта

концепция порой приближается к пантеизму.

Вопрос 33 Периодизация и основные характерные особенности культуры

западного Средневековья. Сред.и веками в к-рологии наз. длительный период(

охватывает более тысячелетия ) в истории Зап. Европы между античностью и

новым временем. выделяют 3 периода развития: 1) Раннее средневековье -

новые западные европейцы принимали христианство, кот. в Р. было гос-ной

религией, на территории бывшей римской империи формировались новые гос.

формирования, создававшиеся варварами. Р-ская империя распалась на

множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих

уделов. Их властители были вполне суверенными хозяевами и не подчинялись

никаким импер-рам или королям. Официальной идеологией католицизма

становится аскетизм. В большинстве гос-в Зап. Европы еще сохраняются

традиции античной духовной к-ры. Школы, сущ-щие при монастырях,

культивировали «7 свободных искусств», ориентируясь на те знания, кот.

требовало феодальное общество. В школах сохранялось латинское богослужение,

латинский язык с эл-тами лит-рного образования, необходимый для усвоения

Писания; 2) Высокое(классическое) средневековье - Европа начала

преодолевать затруднения Раннего периода и возрождаться. С 5в.

сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные гос.

структуры и собирать сильные армии. В рез-те зап. христиане завоевали

господство на средиземном море и его о-вах. Наступившая стабильность

обеспечила быстрый подъем городов и общей эк-ки. Общ-во утратило черты

варварства, в городах расцветает духовная жизнь. На базе традиций Др. Рима

и варварских племен возникло романское, а затем готическое иск-во,

развивались театр, музыка скульптура, живопись и лит-ра. Ученые получили

возможность с трудами античных греч. и эллинистических ф-фов, прежде всего

Аристотеля. Впоследствии зародилась ф-фская система средневековья

схоластика - тип религиозной ф-фии, для которой хар-рно подчинение

теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и знания. С

именем П. Абеляра связывают появление понятия свободомыслия.; 3) Позднее

средневековье - продолжилось формирование европ. к-ры, но ход его был

далеко не гладким. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод,

многочисленные эпидемии принесли много чел-ких жертв. Сильно замедлила

развитие к-ры столетняя война. Но после войны наладилось ремесло, с/х и

торговля, возникли новые условия для подъема духовной жизни науки, ф-фии,

иск-ва, особенно в Сев. Италии. Это вело к так наз. Воз-нию или Р-су. В

Зап. Европе происходят глубокие соц.-к-рные изменения. Средневековая

символика нашла свое отражение в ар-ре и христианской литургии.

Доминирующим принципом в ар-ре стала символика числа. В религиозных обрядах

используются эл-ты театра. В 10в. появляются народные путешествующие

актеры и певцы. Праздники карнавального типа были распространены по всей

Европе, но особенного разнообразия форм они достигли в романских

странах(Франция). Против монополии церкви в духовной сфере впервые

выступила новая городская к-ра. С развитием образования в городах и замках

складывается светская к-ра, отделившаяся от церковной. Во Франции и

Германии развивается придворно-рыцанская лит-ра, направленная своим смыслом

против аскетизма церковной лит-ры. Основные ее жанры - лирика и роман. В

них воспевали высокие чувства к даме сердца. Первыми куртуазными лириками

были трубадуры( провансальские поэты-певцы). Влияние народного творчества

отразилось в эпоса средневековья.

Вопрос 34 Искусство западного Средневековья. В XII—XIII вв. под влиянием

школьного и университетского образования в городах Западной Европы

развивалась латинская литература (на церковные и светские сюжеты):

стихотворения с описанием природы и обличительные произведения, осуждающие

пороки духовенства. Особое место в этой литературе занимала поэзия вагантов

(vagantus (лат.) — “бродячие”), появившаяся в Германии, Франции, Англии и

Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов совпал с развитием школ и

средневековых университетов; носителями этой поэзии были бродячие студенты.

Их вольнодумная, озорная поэзия была очень далека от аскетических идеалов

средневековья; ваганты шли по пути создания чисто светской литературы. Они

воспевали беспечное веселье, свободную жизнь: “Бросим все премудрости,

побоку учение, наслаждаться в юности — наше назначение...” Очень остро в их

поэзии звучали сатирические антиклерикальные ноты; они резко обличали

римско-католическую церковь: “Рим и всех и каждого грабит безобразно;

пресвятая курия — это рынок грязный!” В XI—XII вв. оформился и был записан

героический эпос, который до этого передавался только в устной традиции.

Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой

народ; в эпических сказаниях воспевались храбрость, сила, верность,

воинская доблесть. Записанный в условиях феодализма, героический эпос

испытал на себе влияние рыцарских и церковных представлений: героями эпоса

всегда были преданные вассалы своих сюзеренов, защитники христианства.

Величайшим памятником французского эпоса является “Песнь о Роланде”.

Крупнейшим памятником немецкого героического эпоса является “Песнь о

Нибелунгах” (1200). В основе эпоса лежат древние германские сказания времен

“великого переселения”, историческая основа произведения — гибель

Бургундского королевства, разрушенного гуннами в 437 г. В XI—XII вв.

сложился морально-этический образ рыцаря, отличавшегося светским

характером, чуждым аскетизму. Рыцарь должен молиться, избегать греха,

высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а

также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным и не лишать

никого его собственности; воевать он обязан лишь за правое дело. Он должен

быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца,

повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего

сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать

общества храбрых и учиться у них свершению великих деяний по примеру

Александра Македонского. Этот образ получил отражение в рыцарской

литературе. Рыцарская поэзия возникла на юге Франции, где сложился очаг

светской культуры в средневековой Западной Европе. В Лангедоке получила

широкое распространение лирическая поэзия трубадуров на провансальском

языке. При дворах феодальных сеньоров появилась куртуазная поэзия,

прославлявшая интимные чувства и культ служения “прекрасной даме”. Этот

культ занимал центральное место в творчестве трубадуров — провансальских

поэтов, среди которых были рыцари, крупные феодалы, короли, простые люди.

Поэзия трубадуров имела много самых разнообразных жанров: любовные песни

(одним из ярких певцов был Бернард де Вентадорн), лирические песни,

политические песни (наиболее яркие песни у Бертрана де Борна), песни,

выражавшие скорбь поэта по поводу смерти какого-либо сеньора или близкого

поэту человека, песни-диспуты на любовные, философские, поэтические темы,

плясовые песни, связанные с весенними обрядами.

Особое место в рыцарской литературе принадлежит стихотворной повести на

любовно-приключенческий сюжет, заимствованный из кельтских преданий и

легенд. Главная из них — история короля бриттов Артура и его рыцарей,

живших в V—VI вв. и собиравшихся за круглым столом. Из этих легенд

составился цикл романов, так называемый бретонский цикл о короле Артуре и

святом Граале. Большую роль в развитии буржуазного романа сыграл

французский поэт Кретьен де Труа, создавший романы с таинственными

приключениями героев, заколдованными людьми, чудесными странами. У него

были также произведения, открывавшие новый мир глубоких человеческих

чувств, к ним относится роман о Тристане и Изольде, принадлежавший к кругу

бретонских (кельтских) сказаний. Популярность этого романа в европейской

литературе ХП-Х1П вв. объясняется тем, что центральное место в нем

отводится земной, человеческой любви, привлекавшей внимание средневековых

поэтов. В целом можно сказать, что рыцарская литература, несмотря на ее

ограниченный характер, способствовала развитию средневековой культуры,

появлению интереса к личности человека и его переживаниям. Влияние церкви,

пытавшейся подчинить себе всю духовную жизнь общества, определило облик

средневекового искусства Западной Европы. Основным образцом средневекового

изобразительного искусства были памятники церковной архитектуры. Главной

задачей художника было воплощение божественного начала, а из всех чувств

человека отдавалось предпочтение страданию, ибо, по учению церкви, это —

очищающий душу огонь. С необычной яркостью средневековые художники

изображали картины страданий и бедствий. За время с XI по XII в. в

Западной Европе сменились два архитектурных стиля — романский и готический.

Романские монастырские церкви Европы очень разнообразны по своему

устройству и украшению. Но все они сохраняют единый архитектурный стиль,

церковь напоминает крепость, что естественно для бурного, тревожного

времени раннего средневековья. Готический стиль в архитектуре связан-с

развитием средневековых городов. Главный феномен искусства готики —

ансамбль городского собора, который был центром общественной и идейной

жизни средневекового города. Здесь не только исполнялись религиозные

обряды, но происходили публичные диспуты, совершались важнейшие

государственные акты, читались лекции студентам университетов,

разыгрывались культовые драмы и мистерии.

Вопрос 35 Культура Ренессанса. рассматривается как переход от средних

веков, от феодального к буржуазному общ-ву. Появляются мануфактуры,

развивается банковское дело, междунар. торговля. Формируется научная

картина мира на открытиях в обл. астрономии. Ученые эпохи: Н. Коперник, Д.

Бруно, Г. Галилей. Ренессанс - эпоха великих открытий. Известные

первооткрыватели - Колумб, Магеллан. Были открыты 2 богатых континента.

Наивысшей точки развития к-ра Ренессанса достигает в 16в. В утверждаемой

системе ценностей духовной к-ры в целом выдвигаются идеи г-зма. Г-зм Р. -

это такое мышление, для кот. хар-рны свободолюбие и светский индивидуализм.

Понятие «г-зм» в ф-фской лит-ре имеет 2 значения: 1) в широком смысле -

система идей и взглядов на чел-ка как наивысшую ценность; 2)в узком -

прогрессивное течение западноевропейской культуры эпохи В., направленное на

утверждение внимания к достоинству ч-ка. Г-зм развивается как идейное

движение, захватывает купеческие круги, находит единомышленников при

дворцах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы, становится мощным

орудием политиков, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве,

дает богатый материал для поисков худ-ков и скульпторов, складывается новая

светская интнллегенция. Г-сты вносят в духовную к-ру свободу суждений,

независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух,

раскрывают безграничные возможности чел-ка. Они выступают против цензуры

церковной, формируют чел-ка предприимчивого, активного, инициативного, чел-

к уже сам кует свою судьбу. Г-зм как принцип к-ры базируется на

антропоцентричной картине мира. Утверждается новый центр - могучая и

прекрасная личность. 1 поэт нового времени - Данте Алигьери. Позиции его

взглядов развил Франческа Петрарка, ф-ф и поэт, кот. считают основателем г-

кого движения в Италии. Известное влияние на г-кое движение оказал

итальянский демократ К. Салютати. Известны работы Джаноццо Манетти(«О

достоинстве и превосходстве человека»), Лоренцо Валла (трактат «О

наслаждении»), Пико делла Мирандолла(«О достоинстве человека»). Важную роль

в утверждении г-ких идей сыграла Платоновская Академия во Флоренции. Г-сты

В-ния убеждены в том, что чел-к как и бог обладает свободой действий, он

сам управляет судьбой и общ-вом, делая правильный выбор. Г-сты уделяли

внимание изучению древних языков, они основали классическую филологию. Г-

сты критиковали всю средневековую схоластику. Схоластической системе

образования они противопоставили воспитание, кот. развивает чел-ка

умственно и физически, формирует у нее высокие моральные кач-ва. Но

становление и расцвет г-зма глубоко противоречивы. Добро и зло

переплетались самым причудливым образом. Развивается наука, поэзия, ар-ра,

изобразительные иск-ва. Но проблемы общ-ных отношений решаются кинжалом и

ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с

папой Александром 7 - убийцей, грабителем и развратником, но наделенным

блестящим талантом гос-ного деятеля. Гармония в соц. устройстве не была

достигнута, страсти овладевали отдельными личностями, побуждая их

действовать не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях.

Вопрос 37 Культура Нового времени. 17-19 вв. Западной культуры – этому

времени способствовал единый экономический базис, буржуазный способ

производства и единый ориентир развития человеческой индивидуальности.

Вместе с тем каждая из трех эпох обладает своеобразием. 17в. – эпоха

зарождения и становления рационализма. 18 в. – эпоха просвещения, в ней

рационалистическое сознание находит своего носителя в лице конкретного

социального субъекта. 19 век. Эпоха утверждения капиталистических

отношений, когда рационализм становится основой общественной и

хозяйственной практики. Отличается небывалый научно – технический прогресс.

По подсчетам Сорокина в 19 в. было сделано 8527 открытий.

Вопрос 38 Культура Новейшего времени. В новейшее время характеризующиеся

совмещением политической консерватии высокими достижениями в науке и

культуре. В 20 в. состоялся 2-ой Ватиканский собор(1962-1965) который

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.