бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Романтизм как направление в искусстве

Им девы не поют, сплетаясь в хороводы;

Для них, как для слепцов,

Весна без радости и лето без цветов.

Подлинный трагизм редко звучит в его стихах. Лишь в конце его

творческой жизни, когда он стал обнаруживать признаки душевного недуга, под

диктовку было записано одно из его последних стихотворений, в котором

отчетливо звучат мотивы тщеты земного бытия:

Ты помнишь, что изрек,

Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?

Рабом родился человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел,

В России романтизм как литературное направление сложился к двадцатым

годам девятнадцатого столетия. У его истоков стояли поэты, прозаики,

писатели, они и создавали русский романтизм, который отличался от

«западноевропейского» своим национальным, самобытным характером. Русский

романтизм развивался поэтами первой половины девятнадцатого века, и каждый

поэт вносил что-то новое. Русский романтизм получил широкое развитие,

приобрел характерные черты, стал самостоятельным направлением в литературе.

В "Руслане и Людмиле" А.С. Пушкина есть строки: "Там русский дух, там Русью

пахнет". Это же можно сказать и о русском романтизме. Герои романтических

произведений — поэтические души, стремящиеся к «высокому» и прекрасному. Но

существует враждебный мир, который не дает почувствовать свободу, который

оставляет непонятыми эти души. Этот мир груб, поэтому поэтическая душа

бежит в другой, где есть идеал, она стремится к «вечному». На этом

конфликте основывается романтизм. Но поэты по-разному относились к этой

ситуации. Жуковский, Пушкин, Лермонтов, исходя из одного, по-разному строят

отношения своих героев и окружающего их мира, поэтому и пути к идеалу у их

героев были разные.

Действительность ужасна, груба, нахальна и эгоистична, в ней нет места

чувствам, мечтам и желаниям поэта, его героев. «Истинное» и вечное — в

потустороннем мире. Отсюда концепция двоемирия, к одному из этих миров

стремится поэт в поисках идеала.

Позиция Жуковского не была позицией человека, вступившего в борьбу с

окружающим миром, бросившего ему вызов. Это был путь через единение с

природой, путь гармонии с природой, в мире вечном и прекрасном. Свое

понимание этого процесса единения Жуковский, по мнению многих

исследователей (в том числе и Ю.В. Манна), высказывает в "Невыразимом".

Единение —это полет души. Красота, окружающая тебя, наполняет твою душу,

она в тебе, и ты в ней, душа летит, ни времени, ни пространства не

существует, а существуешь ты в природе, и в этот миг ты живешь, тебе

хочется петь об этой красоте, но нет слов, чтобы выразить твое состояние,

есть только ощущение гармонии. Тебя не тревожат окружающие тебя люди,

прозаические души, тебе открыто большее, ты свободен.

Иначе подошли к этой проблеме романтизма Пушкин и Лермонтов.

Несомненно, что влияние, оказанное Жуковским на Пушкина, не могло не

отразиться на творчестве последнего. Для раннего творчества Пушкина

характерен "гражданский" романтизм. Под влиянием "Певца во стане русских

воинов" Жуковского и произведений Грибоедова Пушкин пишет оду "Вольность",

"К Чаадаеву". В последнем он призывает:

"Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы... ". Это то же

стремление к идеалу, которое было у Жуковского, только идеал Пушкин

понимает по-своему, поэтому и путь к идеалу у поэта другой. Он не хочет и

не может стремиться к идеалу один, поэт зовет за собой. Пушкин взглянул на

действительность и идеал иначе. Нельзя назвать это бунтом, это размышление

о бунтующей стихии. Это отразилось в оде "Море". Это сила и мощь моря, море

свободно, оно достигло своего идеала. Человек тоже должен стать свободным,

свободным должен быть его дух.

Поиск идеала — главная характерная черта романтизма. Она проявилась и в

творчестве Жуковского, и у Пушкина, и у Лермонтова. Все три поэта искали

свободу, но искали по-разному, по-разному понимали ее. Жуковский искал

свободу, посланную "создателем". Обретя гармонию, человек становится

свободным. Для Пушкина была важна свобода духа, которая должна проявиться в

человеке. Для Лермонтова только бунтующий герой свободен. Бунт ради

свободы, что может быть прекраснее? Такое отношение к идеалу сохранилось и

в любовной лирике поэтов. На мой взгляд, это отношение обусловлено

временем. Хотя все они творили почти в один и тот же период, время их

творчества было разное, события развивались с необыкновенной быстротой.

Характеры поэтов тоже сильно влияли на их отношения. Спокойный Жуковский и

бунтующий Лермонтов совершенно противоположны. Но русский романтизм получил

развитие именно потому, что различны были натуры этих поэтов. Они вносили

новые понятия, новые характеры, новые идеалы, дали полное представление о

том, что такое свобода, что такое настоящая жизнь. Каждый из них

представляет свой путь к идеалу, это право выбора каждой личности.

Само возникновение романтизма было очень тревожным. В центре всего мира

теперь стояла человеческая индивидуальность. Человеческое “я” стало

трактоваться как основа и смысл всего бытия. Человеческая жизнь стала

рассматриваться как художественное произведение, искусство. В XIX веке

романтизм был очень распространён. Но не все поэты, называвшие себя

романтиками, передавали сущность этого течения.

Сейчас, в конце XX века, мы уже можем классифицировать романтиков

прошлого столетия по этому признаку на две группы. Одна и, наверное,

наиболее обширная группа - та, которая объединяла в себе “формальных”

романтиков. Их трудно заподозрить в неискренности, напротив, они очень

точно передают свои чувства. Среди них можно выделить Дмитрия Веневитинова

(1805-1827) и Александра Полежаева (1804-1838). Эти поэты пользовались

романтической формой, считая её наиболее подходящей для достижения своей

художественной цели. Так, Д.Веневитинов пишет:

Я чувствую, во мне горит

Святое пламя вдохновенья,

Но к тёмной цели дух парит...

.....................................

Найду ли я утёс надёжный,

Где твёрдой обопрусь ногой?

Это типичное романтическое стихотворение. В нём использована

традиционная романтическая лексика - это и “пламя вдохновенья”, и “парящий

дух”. Таким образом, поэт описывает свои чувства. Но не более того. Поэт

скован рамками романтизма, его “словесным обликом”. Всё упрощено до каких-

то штампов.

Представителями другой группы романтиков XIX века, безусловно, были

А.С.Пушкин и М.Лермонтов. Эти поэты, напротив, романтическую форму

наполняли собственным содержанием. Романтический период в жизни А.Пушкина

был коротким, поэтому романтических произведений у него немного.

«Кавказский пленник» (1820-1821) - одна из наиболее ранних романтических

поэм А.С. Пушкина. Перед нами классический вариант романтического

произведения. Автор не даёт нам портрета своего героя, мы не знаем даже его

имени. И это не удивительно - все романтические герои похожи друг на

друга. Они молоды, красивы... и несчастны. Сюжет произведения тоже

классически романтический. Русский пленник у черкесов, в него влюбляется

молодая черкешенка и помогает ему бежать. Но он безнадёжно любит другую...

Поэма заканчивается трагически - черкешенка бросается в воду и погибает, а

русский, освободившись от “физического” плена, попадает в другой, более

мучительный плен - плен души. Что мы знаем о прошлом героя?

В Россию дальний путь ведёт...

.....................................

Где обнял грозное страданье,

Где бурной жизни погубил

Надежду, радость и желанье.

Он пришёл в степь в поисках свободы, пытался убежать от своей прошлой

жизни. И теперь, когда счастье казалось таким близким, ему снова

приходится бежать. Но куда? Обратно в тот мир, где он “обнял грозное

страданье”.

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далёкий полетел

С весёлым призраком свободы.

Но “призрак свободы” так и остался призраком. Он вечно будет

преследовать романтического героя. Ещё одна романтическая поэма - «Цыганы».

В ней автор снова не даёт читателю портрета героя, мы знаем лишь его имя -

Алеко. Он пришёл в табор, чтоб познать истинное наслаждение, истинную

свободу. Ради неё он бросил всё, что раньше его окружало. Стал ли он

свободен и счастлив? Казалось бы, Алеко любит, но с этим чувством к нему

приходят лишь несчастье и презрение. Алеко, который так жаждал свободы, не

смог признать воли в другом человеке. В этой поэме проявилась ещё одна из

чрезвычайно характерных черт мировоззрения романтического героя - эгоизм и

совершеннейшая несовместимость с окружающим миром. Алеко наказан не

смертью, а страшнее - одиночеством и прением. Он был одинок в том мире,

откуда он бежал, но в другом, столь желанном, он снова остался один.

Перед тем как написать «Кавказского пленника», Пушкин однажды сказал:

“Я не гожусь в герои романтического стихотворения”; однако в то же время, в

1820 году, Пушкин пишет своё стихотворение «Погасло дневное светило...». В

нём можно найти всю лексику, присущую романтизму. Это и “берег отдалённый”,

и “угрюмый океан”, и “волнение и тоска”, мучающие автора. Через всё

стихотворение проходит рефрен:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Он присутствует не только в описании природы, но и в описании чувств

героя.

...Но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило...

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан...

То есть природа становится ещё одним действующим лицом, ещё одним

лирическим героем стихотворения. Позже, в 1824 году, Пушкин напишет

стихотворение «К морю». Романтическим героем в нём, как и в «Погасло

дневное светило...», снова стал сам автор. Здесь Пушкин обращается к морю

как к традиционному символу свободы. Море - это стихия, а значит - свобода

и счастье. Однако Пушкин строит это стихотворение неожиданно:

Ты ждал, ты звал... я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я...

Можно сказать, что это стихотворение завершает романтический период

жизни Пушкина. Его пишет человек, который знает, что после достижения так

называемой “физической” свободы романтический герой не становится

счастливым.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы...

В это время Пушкин приходит к выводу, что истинная свобода может

существовать только внутри человека и только она может делать его по-

настоящему счастливым.

Вариант байроновского романтизма прожил и прочувствовал в своем

творчестве первым в русской культуре Пушкин, потом Лермонтов. У Пушкина

был дар внимания к людям, и всё же самая романтическая из романтических

поэм в творчестве великого поэта и прозаика, бесспорно, является

«Бахчисарайский фонтан».

Поэма «Бахчисарайский фонтан» всё же только продолжает поиски Пушкина

в жанре романтической поэмы. И несмненно, что этому помешала смерть

великого русского писателя.

Романтическая тема в творчестве Пушкина получила два различных

варианта: есть героический романтический герой («пленник», «разбойник»,

«беглец»), отличающийся твёрдой волей, прошедший через жестокое испытание

бурными страстями, и есть страдающий герой, в котором тонкие душевные

переживания несочетаемы с жестокостью внешнего мира («изгнанник», «узник»).

Страдательное начало в романтическом характере теперь приобрело у Пушкина

женское обличье. «Бахчисарайский фонтан» разрабатывает именно этот аспект

романтического героя.

В «Кавказском пленнике» всё внимание было уделено «пленнику» и очень

мало «черкешенке», теперь наоборот — хан Гирей фигура не более чем

малодраматическая, а действительно главным героем является женщина, даже

две — Зарема и Мария. Найденное в предыдущих поэмах решение двойственности

героя (через изображение скованных братьев) Пушкин использует и здесь:

страдательное начало изображено в лице двух персонажей — ревнивой, страстно

влюблённой Заремы и печальной, утратившей надежды и любовь Марии. Обе они

являются двумя противоречивыми страстями романтического характера:

разочарование, уныние, безнадежность и одновременно душевная пылкость,

накал чувств; противоречие решается в поэме трагически — смерть Марии не

принесла счастья и Зареме, поскольку они связаны таинственными узами. Так и

в «Братьях-разбойниках» смерть одного из братьев навсегда омрачила жизнь

другого.

Однако, справедливо отметил Б.В.Томашевский, «лирическая замкнутость

поэмы определила и некоторую скудость содержания… Моральная победа над

Заремой не приводит к дальнейшим выводам и размышлениям… «Кавказский

пленник» имеет ясное продолжение в творчестве Пушкина: и Алеко, и Евгений

Онегин разрешают… вопросы, поставленные в первой южной поэме.

«Бахчисарайский фонтан» такого продолжения не имеет…»

Пушкин нащупал и обозначил самое уязвимое место романтической позиции

человека: всего хочет только для себя.

Лермонтовская поэма «Мцыри» тоже не полностью отражает характерные

признаки романтизма.

В этой поэме два романтических героя, поэтому, если это и романтическая

поэма, то она очень своеобразна: во-первых, второй герой, передается

автором через эпиграф; во-вторых, автор не соединяется с Мцыри, герой

решает проблему своеволия по-своему, а Лермонтов на протяжении всей поэмы

лишь думает над решением этой проблемы. Героя своего он не судит, но и не

оправдывает, однако встает в определенную позицию - понимания. Получается,

что романтизм в русской культуре трансформируется в размышление. Получается

романтизм с точки зрения реализма.

Можно сказать, что у Пушкина и Лермонтова не получилось стать

романтиками (правда, Лермонтов сумел однажды соответствовать романтическим

законам - в драме ‘Маскарад’). Своими экспериментами поэты показали, что в

Англии позиция индивидуалиста могла быть плодотворна, а в России - нет.

Хотя у Пушкина и Лермонтова не получилось стать романтиками, они открыли

путь для развития реализма. В 1825 году вышло первое реалистическое

произведение: «Борис Годунов», затем «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»,

«Герой нашего времени» и многие другие.

б) Живопись

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в

живописи и графике, менее выразительно – в скульптуре и архитектуре. Яркими

представителями романтизма в изобразительном искусстве были русские

живописцы-романтики. В своих полотнах они выразили дух свободолюбия,

активного действия, страстно и темпераментно взывали к проявлению

гуманизма. Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются

бытовые полотна русских живописцев. Одухотворенные, меланхоличные пейзажи --

опять та же попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как

живется и мечтается человеку в подлунном мире. Русская романтическая

живопись отличалась от зарубежной. Это определялось и исторической

обстановкой и традицией.

Особенности русской романтической живописи:

(Просветительская идеология ослабла но не потерпела крах, как в Европе.

Поэтому романтизм не был ярко выражен.

(Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь

с ним.

(Академическая живопись в России еще не исчерпала себя.

(Романтизм в России не был устойчивым явлением, романтиков тянуло к

академизму. К середине XIX в. романтическая традиция почти угасла.

Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-

х годах (работы Феодосия Яненко "Путешественники, застигнутые бурей"

(1796), "Автопортрет в шлеме" (1792). В них очевиден прототип - Сальватор

Роза, весьма популярный на рубеже XVIII и XIX столетий. Позднее влияние

этого проторомантического художника будет заметно в творчестве

Александра Орловского. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь

его творческий путь. Как и в других странах, художники, принадлежавшие к

русскому романтизму, внесли в классические жанры портрета, пейзажа и

жанровых сцен совершенно новое эмоциональное настроение.

В России романтизм начал проявляться вначале в портретной живописи. В

первой трети 19 века она большей частью утратила связь с сановной

аристократией. Значительное место стали занимать портреты поэтов,

художников, меценатов искусства, изображение простых крестьян. Особенно

ярко проявилась эта тенденция в творчестве О.А. Кипренского (1782 – 1836

гг) и В.А. Тропинина (1776 – 1857 гг).

Василий Андреевич Тропинин стремился к живой непринужденной

характеристике человека, выраженной через его портрет. Портрет сына (1818),

«Портрет А.С.Пушкина» (1827), «Автопортрет» (1846) поражают не

портретным сходством с оригиналами, а необыкновенно тонким проникновением

во внутренний мир человека.

Портрет сына -- Арсения Тропинина -- один из лучших в творчестве

мастера. Изысканная, неяркая золотистая цветовая гамма напоминает валерную

живопись XVIII в. Однако по сравнению с типичным детским портретом в

романтизме XVIII в. здесь бросается в глаза непредвзятость замысла -- этот

ребенок позирует в очень малой мере. Взгляд Арсения скользит мимо зрителя,

одет он небрежно, ворот как бы случайно распахнут. Отсутствие

репрезентативности -- в необычайной фрагментарности композиции: голова

заполняет почти всю поверхность холста, изображение срезано по самые

ключицы, и тем самым лицо мальчика машинально придвинуто к зрителю.

Необычайно интересна история создания “Портрета Пушкина”. По

обыкновению своему, для первого знакомства с Пушкиным Тропинин пришел в дом

Соболевского на собачьей площадке, где тогда жил поэт. Художник застал его

в кабинете возившимся со щенками. Тогда же и был, видимо, написан по

первому впечатлению, которое так ценил Тропинин, маленький этюд. Долгое

время он оставался вне поля зрения преследователей. Только почти через сто

лет, к 1914 году, его опубликовал П.М. Щекотов, который писал, что из всех

портретов Александра Сергеевича он “наиболее передает его черты… голубые

глаза поэта здесь наполнены особенного блеска, поворот головы быстр, и

черты лица выразительны и подвижны. Несомненно, здесь уловлены подлинные

черты лица Пушкина, которые по отдельности мы встречаем в том или другом из

дошедших до нас портретов. Остается недоумевать, -- добавляет Щекотов, --

почему этот прелестный этюд не удостоился должного внимания издателей и

ценителей поэта”. Объясняют это сами качества маленького этюда: не было в

нем ни блеска красок, ни красоты мазка, ни мастерски написанных

“околичностей”. И Пушкин здесь не народный “вития” не “гений”, а прежде

всего человек. И вряд ли поддается анализу, почему в однотонной серовато-

зеленой, оливковой гамме, в торопливых, будто случайных ударах кисти почти

невзрачного на вид этюда заключено такое большое человеческое содержание.

Перебирая в памяти все прижизненные и последующие портреты Пушкина, этот

этюд по силе человечности можно поставить рядом лишь с фигурой Пушкина,

вылепленной советским скульптором А.Матвеевым. Но не эту задачу поставил

перед собой Тропинин, не такого Пушкина хотел видеть его друг, хотя и

заказывал изобразить поэта в простом, домашнем виде.

В оценке художника Пушкин был “царь-поэт”. Но он был также народным

поэтом, он был своим и близким каждому. “Сходство портрета с подлинником

поразительное”, -- писал по окончании его Полевой, хотя и отмечал

недостаточную “быстроту взгляда“ и “живость выражения лица”, изменяющегося

и оживляющегося у Пушкина при каждом новом впечатлении.

В портрете все до мельчайшей детали продумано и выверено, и в то же

время ничего нарочистого, ничего привнесенного художником. Даже перстни,

украшающие пальцы поэта, выделены настолько, насколько придавал им значение

в жизни сам Пушкин. Среди живописных откровений Тропинина портрет Пушкина

поражает звучностью своей гаммы.

Романтизм Тропинина имеет отчетливо выраженные сентименталистические

истоки. Именно Тропинин явился основателем жанрового, несколько

идеализированного портрета человека из народа («Кружевница» (1823)). “И

знатоки и не знатоки, -- пишет Свиньин о “Кружевнце”, -- приходят в

восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты

живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение,

колорит ясный, естественный, сверх того, в сем портрете обнаруживается душа

красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то,

вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со

взором, работа прекратилась, вылетел вздох из девственной груди, прикрытой

кисейным платком, -- и все это изображено с такой правдою и простотой, что

картину сию можно принять весьма легко за самое удачное произведение

славного Греза. Побочные предметы, как-то: кружевная подушка и полотенце,

--расположены с большим искусством и отработаны с окончательностью…”

В начале XIX века значительным культурным центром России являлась

Тверь. Все выдающиеся люди Москвы бывали здесь на литературных вечерах.

Здесь же молодой Орест Кипренский встретил А.С.Пушкина, портрет которого,

написанный позднее, стал жемчужиной мирового портретного искусства, а

А.С.Пушкин посвятит ему стихи, где назовет его «любимцем моды

легкокрылой». Портрет Пушкина кисти О. Кипренского – живое олицетворение

поэтического гения. В решительном повороте головы, в энергично скрещенных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.