бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Мировоззрение скифов в понимании Д.С. Раевского и других авторов

видимому, с сохранившейся патриархальностью скифского общества, когда

царь считался "отцом", заступником, то есть, хранителем высшей

справедливости, что подтверждается жреческими функциями скифских

царей.

Д.С. Раевский предлагает следующее толкование клятвы "царскими

Гестиями". Для начала он определяет, что же такое эти "царские

Гестии". Он связывает эту клятву с культом "священного золота":

"...именно три огненных воплощения этих зон мироздания и представляют

упавшие с неба золотые предметы, о которых повествует версия Г-I

скифской легенды, которые являются, по Геродоту, скифскими святынями,

особо почитаемыми и ублаготворяемыми обильными жертвами....Хранители и

служители культа этих святынь с мифических времен Колаксая выступали

скифские цари. Поэтому именование их "царскими Гестиями" или "царскими

Табити", царскими священными огнями вполне соответствует их сакральной

сущности, а клятва ими, как высшей святыней скифов, олицетворяла

социальный и космический порядок , действительно должна была быть в

Скифии высшей клятвой"[28].

Из всего вышеизложенного вытекает наличие прямой связи Табити с

верхней плоскостью вселенной.

Перейдем еще к одному очень важному для нас божеству – тому,

которое Геродот сопоставил с Ареем.

Арей был, по указанию некоторых исследователей, единственным

божеством, которому скифы воздвигали святилища. До нас дошло описание

Геродота: "В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие

святилища Аресу: Горы хвороста нагромождены одна на другую на

пространстве длиной и шириной пости в 3 стадия, в вывсоту же меньше.

Наверху же выстроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны,

а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает и

потому приходится постоянно наваливать сюда по полтораста возов

хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и

есть кумир Ареса. Этому-то мечу и приносят в жертву коней и рогатый

скот, и даже болльше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленных

олбрекают в жертву одного человека... Головы пленников окропляют

вином, и жертвы накалываются над сосудом. Затем несут кровь наверх

кучи хвороста и окропляют ею меч...

А внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв

отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем после

закалывания других животных оканчивают обряд и удаляются. Рука же

остается лежать там где она упала, а труп лежит отдельно"[29].

О поклонении скифов мечу упоминает такжде Лукиан (использующий

иной, нежели Геродот, источник), Поленоний Мела, Климент

Александрийский (со ссылкой на Эвдокса) и повторяющий его Арнобий, Гай

Юлий Солин... Сохранение этого культа у поздних скифов подтверждают

археологические источники – на Усть-Альминском городище найдена

массивная плита с изображением меча.

Как указывает Е.Е. Кузьмина, "Таким образом, сущность культа

скифского Арея ... как бога войны в целом близка сущности грнеческого

Арея. Почитание на холмах, меч как символ божества, драматические

мистерии с человеческими жертвами – все это давало Геродоту остнования

назвать скифского бога богом войны Ареем..." [30]

Облик этого божества мы восстановить не можем. Сохранилось лишь

упоминание Геродота о том, что Арей почитался в виде акинака. Но, как

указывает Е.Е. Кузьмина, ".. для греческого мышления было характерно

отождествление "фетиша" (оружия) и одноименного божества. Такое

образное мышление, судя по исследованию образов звериного стиля, было

характерно и для скифов. почитание меча к скифов, вероятно, можно

характеризовать как высшую форму фетишизма, когда фетиш получает свою

силу благодаря духу-божеству - его прямому вселению"[31].

Из-за отсутствия лингвистических данных исследование культа

скифского Арея приходится проводить в основном на уровне ритуала. В

целом ритуал носит ярко выраженный военный характер и может быть в

какой-то мере соотнесен с ритуалом воинской инициации, для которой

твакже характерны экстатические моменты. "Не случайно вслед за

описанием культа Арея Геродот сообщает о военных обычаяхъ скифов.

Среди них обычай пить кровь первого убитого врага и трезать ему голову

– черта, несомненно, ритуальная, перекликающаяся с ритуалом культа

Арея"[32]. В этих обычаях проявляется архаичность культа Арея,

прослеживающаяся и в устройстве его алтарей.

Как отмечает Кузьмина, "... Особого внимания заслуживают такие

деталти алтарей Арея, как применение дерева для его сооружения и

четырехугольная форма в сочетании с вертикально укрнепленным на

вершине мечом. Подобные сооружения находят многочисленные

типологические параллели"[33], притом не только у индоевропейских

народов, но и в Месопотамии, Сибири, Южной Америке и т.д

Е.Е. Кузьмина "Таким образом,четырехугольные алтари из хвороста с

укрепленным на вершине мечом воспроизводили мировое дерево как

наиболее сакральное место – центр мира. Через него проходит ось мира,

в данном случае – меч, соединяющий три мира и расположенный в средней

зоне. Тем самым скифский Арей относится к божествам средней зоны"[34].

Автор данной работы позволит себе заметить, что если акнак,

который скифы, по видимому, в некоторые моменты отождествляли с

божеством, символизирует мировое дерево, то, стало быть, связь

божества только со средним миром выглядит несколько усеченно.

В процессе рассмотрения культа Арея мы вынуждены вновь упомянуть о

культе героев, который, по мнению Е.Е. Кузьминой, "был характерен для

скифского общества как и для всех кочевников... Культ героев являлся

одной из важнейших форм скифской религии, был тем фоном, на котором

развивался культ оружия"[35].

На этом культе хотелось бы остановиться подробнее.

В своей статье Е.Е. Кузьмина рассматривает некоторое количество

скифских погребений с оружием (см. прил. 3). Исследовательница

приходит к следующим выводам: "В тех случаях (а их подавляющее

большинство), когда связь находки с погребением можно установиьт, это

богатые мужские погребения, лишь в 8 случаях погребения рядовые. В

женских погребениях оружие (копья) встречены лишь три раза, причем в

кургане IV у села Балабаны набор инвентаря выделяет это погребение из

числа прочих и дает основание считать его погребением жрицы или

ворожеи. Таким образом находки оружия в " рабочем положении" являлись

не нормой, а исключением. Несомненно магическое значение этой детали

погребального обряжа. По представлениям древних, железные орудия и

оружие обладали большой магической силой, особенно колющие орудия, как

соединяющие в себе два магических свойства (металл и остроту). При

втыкании оружия его магические функции значительно усиливались, так ка

кпо принципу симпатической магии при этом якобы достигалось пронзение

злого духа или врага"[36].

Есть и еще одно плодтверждение магического характера оружия в

"рабочем положении": как пишет Кузьмина, "оно скрыто от людских глаз с

момента похорон (а некоторое и во время похорон)... Причем магия

связана с военным бытом..." [37]

Исследовательница выделяет следующие магические свойства оружия:

сковывания вредоносных сил, "опасных погкойников",

охрана погребенных от злых духов,

символическое прокалывание врага в случае насильственной смерти,

жертвоприношение божеству или умершему герою.

Оружие часто подчеркнуто фигурировало в легендах и обрядах скифов.

Так, можно выделить следующие упоминания об этом:

у Геродота упоминается золотая секира в числе священных даров

лук, оставленный Таргитаем своим сыновьям

клятвы на оружии при побратимстве – оружие окунали в чашу с вином и

кровью.

Итак, общее представление об Арее можно сформулировать следующим

образом: это"бог-воитель, покровительствовавший своему избранному

народу"[38].

Но вернемся к скифскому пантеону. Остались нерассмотренными три

божества, сведения о которых весьма скудны как в письменных, так и в

археологичнских источниках. Исследователи часто дают очень

портиворечивые толкования их семантики. Попробуем все же восстановить

их образы и функции в религии скифов.

Вот что пишет об этих божествах Б.Н.Граков: "Гойтосiр, бог

сонца – трет(, близьке двоим попереднiм, божество. Аргiмпаса, Афродiта

Небесна, можливо, богиня мiсяця и iноча пара Гойтосiра. Докладнiше про

цi божества нам нiчого невiдомо. Багатi води скiфских рiчок мали сво(

божество – Фагiмасада-Посейдона. Можливо, йому и були посвячены

конi"[39].

Итак, начнем рассмотрение этих юожеств с Гойтосира, которого

геродот сопоставляет с греческим Аполлоном и почему-то называет богом

Солнца. Связь Гойтосира с Солнцем может идти через коней, которым он

покровительствовал. Как пишет Граков, "У греков Посейдон – бог моря,

но и бог коней и коневодства. У остальных степных скифов этми функции

выполнял Гойтосир"[40].

Но в остальном в этом сопоставлении возникает масса

противоречий, связанных прежде всего с сравнением Геродота. Богом

Солнца Аполлон стал только в поздний период существования античных

божеств, ранее эти функции нес Гелиос. Геродот мог в своем изложении

сузить функции греческого Гойтосира, всего лишь добавив одно слово к

имени его греческого аналога. Четкость геродотовых сопоставлений в

предыдущих случаях заставляет нас приглядеться повнимательнее к образу

Аполлона.

Итак, греческий Аполлон нес в себе одновременно архаические,

хтонические черты и черты порядка, отчего имел непредсказуемый

характер. Функции этого божества разнообразны. Он и губитель

хтонических чудовищ (в частности, змея Пифона), и прорицатель, и борец

за справедливость и мировой порядок, притом самыми жесткими и даже

жестокими методами, несмотря на то, что его собственные поступки не

всегда справедливы, и покровитель искусств, и непревзойденный стрелок

из лука, и целитель. Также Аполон был частым гостем Аида.

Аполлону, особенно в его архаических проявлениях, присущи и

земледельческие функции. Зооморфные образы этого божества – ворон,

лебедь, мышь, волк, баран. Впоследствии архаические черты из признаков

этого божества переходят в разряд его функций.

Итак, что же в образа Аполлона могло заставить Геродота

сосоставить это божество с Гойтосиром? Искусства в Скифии особым

успехом не пользовались, чего нельзя сказать о стрельбе из лука.

Земледельческие функции архаического Аполлона хорошо укладываются в

предположение Гракова о том, что Гойтосир является богом Солнца,

борьба Аполлона с порождениями хаоса как в виде животных, так и в виде

нарушения социальных норм отражает оппозицию "мир живых – мир смерти",

которая была описана выше. Как мы уже видели, эта оппозиция характерна

для скифского общества. Так что теоретически эта функция не

противоположна образу Гойтосира.

Итак, получается, что Гойтосир однозначно был связан с

коневодством, мог быть связан (по гипотезе Гракова) с Солнцем, со

стрельбой из лука, с охраной миропорядка. Все это – признаки воина,

особенно если связь с Солнцем считать указанием на связь с царями.

Получается, что образ Гойтосира весьма сходен с образом

культурного героя. Это не противоречит связи скифского общества с

военным бытом и распространенному культу героев в частности. Автор

работы не берется утверждать, что все функции Аполлона, которые могли

бытовать в Скифии, действительно несет Гойтосир, и даже что они вообще

бытовали в Скифии. Хотелось бы выделить разве что несколько более

явственную, чем у других богов, исключая Диониса, связь Аполлона с

хтоническим миром, и вместе с тем на поздних этапах совмещение

хаотического начала со связью с Солнцем.

Следующее божество, Аргимпаса, Афродита Урания, "известна по

греческим изображениям на зеркалах, где она представлена во весь рост

нагой молодой женщиной на ручках зеркал... Ее почитали не только

степные племена, но и их соседи, может быть, под другим именем"[41].

Граков педполагает возможность ее связи с Луной и брака с

Гойтосиром. Развивая эту идею по аналогиям с верованиями других

индоиранцев, мы можем увидеть связь Луны с плодородием, земледелием,

скотоводством, и шире – всем сельским хозяйством. Возможна связь

Аргимпасы с деторождением.

Вместе с тем, в Греции Афродита – богиня любви и красоты. Вторая

же часть ее имени – Урания – подчеркивает, по видимому, элитарность

культа Аргимпасы у скифов.

Как кажется, Аргимпаса должна быть связана с нижним и средним

миром как богиня, связанная с аграрным культом (что можно только

предполагать). Связь ее с верхним миром в системе скифского

мироздания, по мнению автора данной работы объясняется ее

принадлежностью к богам.

Последнее божество из известных нам – Таргимасад. Граков пишет:"В

каком виде представлялся царским скифам Фагимасад-Посейдон, неясно.

Они не были морским народом. У греков Посейдон – бог моря, но и бог

коней и коневодства. У остальных степных скифов этми функции выполнял

Гойтосир. У царских скифов – особое божество. В предании о

происхождении савроматов... царские скифы представвлены как коневоды

по преимществу. им естественно было создать в своем воображении такой

образ"[42].

Это божество вызывает больше вопросов, чем ответов на них.

Почему, например, у царских скифов появляется божество, функции

которого повторяются в общескфском пантеоне, связано ли оно с водной

стихией. На последний вопрос можно попробовать ответить.

В греческом пантеоне многие боги, а не только Посейдон, связаны с

конями (например, Дионис, Гелиос etc). Из этого можно сделать вывод,

что Геродот подбирал имя для сравнения не только по этому признаку.

Другим, даже более важным признаком Посейдона является его связь с

водой. Таким образом логично было бы распротранить эту функцию и на

скифское божество, и таким образом определить его связь с нижним

миром. (Со средним миром он связан через коней. К тому же средняя

плоскость мироздания многими индоиранскими народами осмыслялась как

аналог всего мирового древа).

Итак, сведения о скифском пантеоне можно кратко изложить в виде

следующей таблицы:

Таблица 1

|Скифское имя божества|Греческий аналог |Функции |

|Папай |Зевс, Уран |олицетворение неба и |

| | |верхнего мира |

|Апи |Гея |олицетворение воды и |

| | |нижнего мира |

|Таргитай |Геракл |первочеловек, |

| | |культурный герой |

| | |олицетворение огня, |

|Табити |Гестия |хранительница |

| | |домашнего очага |

|? |Арей |божество войны |

|Гойтосир |Аполлон |(?) бог Солнца, бог |

| | |коней и коневодства |

|Аргимпаса |Афродита Урания |(??) богиня |

| | |плодрордия |

| | |(??) племенной бог |

|Тагимасад |Посейдон |царских скифов, |

| | |связанный с водой и |

| | |коневодством |

В таблицу не вошла графа "локализация в системе мироздания" по

причине ее наличия в Приложении 1.

Хотелось бы подробнее остановиться на погребальном обряже скифов.

Вот персказ Граковым данных Геродота о процессе погребения скифского

царя: : "умер царь, и ему готовили большую черырехугольную яму.

Покойника бальзамировали: натирали воском и набивали живот душистыми

травами, на траурной колеснице тело царя возили по всем ранее

подвластным ему народам. В знак печали встречавшие отрезали себе часть

уха, царапали себе лица и нос, протыкали стрелой левую руку. Затем

царя везли к могиле и хоронили в ней на особой могиле-циновке. По

сторонам втыкали копья, в могилу клали одну из наложниц, задушив ее,

виночерпия, повара и конюха, слугу, вестника, коней,, отборный скот и

золотую утварь. Яму покрывали войлоком и досками. Через год собирались

снова, делали курган еще выше и на чучелах коней расставляли на конях

50 слуг – воинов, телохранителей из числа свободных"[43].

Рассмотрим некоторые детали этого обряда.

При рассмотрении любого скифского жертвоприношения мы может

заметить, что часть жертв закалывается, а часть – душится. Раевский

считает, что скифы верили, что вместе с кровью из тела вытекает

"душа". Автор взял это слово в кавычки, так как неизвестно, что скифы

понимали под термином "душа". Вероятно, это просто возможность

загробного существования.

Закалываемые жертвы (жертвы в широкой трактовке) – это:

каждый сотый пленный в культе Арея;

8. первый убитый враг, крови которого должен выпить молодой скиф-

воин;

9. животные в погребениях, предназначенные в пищу погребенному.

Заметим, что в двух первых случаях приносимые в жертву –

нескифы, поэтому их загробное существование должно было мало волновать

скифов, а в третьем случае животное выступало НЕ в роли животного, а в

качестве пищи, поэтому в ином мире жизнь ему была не нужна – все равно

съедят.

Рассмотрим случаи, когджа жертва душилась:

животные в культе Арея, потом все же съедаемые;

наложницы, слуги, челядь и кони в погребальном обряде.

Если во втором случае очевидно, что перед нами –

сопровождающие, без которых погребеному в загробном мире будет

неуютно, то первый случай гораздо менее очевиден. Есть небольшая

вероятность того, что Арей являлся не только богом войны, но и

предводителем "небесного воинства", которому были необходимы кони.

Тогда непонятно, почему в жертву Арею приносили и других животных.

Возможно, обычай съедать жертву – рудимент древнего культа. В пользу

этого говорит и предполжение Кузьминой о том, что Арей – "покровитель

избранного народа". Такие божества обычно при определенных условиях

вырастают из функций племенного божества.

Архаичность культа Арея подтверждается и тем, как

приготовлялочь мясо жертвенныфх животных – в степи явно не хватало

дров на большое количество костров. И еще. Наличие большого числа

посуды – один из признаков оседлости. Кочевникам перевозиьт с собой

десятки котлов просто бессмысленно. Обычай готовить мясо в желудке

животного – также обычай кочевников, находящий многочисленные аналогии

в среде других народов.

Но вернемся к погребальному обряду. Граков пишет, что "Рядовi

скiфи також обвозили померлого по всiх родичах. Скридь влаштовувались

урочистi поминки. Ця процедура тривала 40 днiв похорон вiдбувався

негайно пiсля цього. Пiсля похорону у сво(рiднiй ладыi вобувалося

очищення"[44].

Раевский указывает, что погребальный обряд у скифов всех

социальных категорий шел примерно по одной схеме, различие социальных

групп подчеркивалось различием инвентаря, а разница в обеспеченности –

его количеством и качеством. Притом не кажется, что скифы собирали

родича в загробный мир, собирая ему побольше как можно лучших вещей.

Раевский указывает, что "... скифы представляли себе потустороннюю

жизнь как некое повторение действительной. Его обеспечивали настолько,

чтобы он оставался тем же, чем был здесь – царем, воином, слугой.

Социальные порядки по ту сторону смерти представлялись скифу

неизменными, земными.

Законы религии блюлись строго. Вероотступничесто каралось

смертью"[45].

В этом обычае проявляются традиционность и консервативность

скифского общества, которые помогли ему устоять в окружении древних

цивилизаций.

Практически в каждом скифском обряде участвует конь. Особенно

важна его роль при инициализации и погребении царя, с которым это

животное, по представлениям скифов, было связано. При жизни царя конь

считался священной собственостью. "С таким кругом представлений,

вероятно, связан и скифский обычай увенчивать скипетры изображениями

конской головы. В них вполне справедливо видят солярный символ,

однако... символика их могла быть и шире: в них могли видеть

изображение коня Твашара – священного царского коня, гарантировашего

бессмертие царя и присутствовавшего в сцене инвеституры"[46].

Как указывает Е.Е. Кузьмина, "Не меннее важным, чем пол и возраст

животного, была его масть. Символика цвета играла особую роль в

предствавлениях индоевропейцев. Индийское название социальных групп –

"варна" означает "цвет". У всех индоиранцев кони, посвященные богам и

царям, были белой (серебристой) или рыжей (золотистой) масти. Белый

цвет и серебро – символ верхнего неба, сакральной власти и касты

жрецов. Красный цвет и золото – символ среднего неба, военной власти и

касты воинов и царей "[47].

Вообще в скифском жертвоприношении, параллельно с Индией, "Конь,

человек и жертвенный столб выразительно связаны в едином обряде

жертвоприношения по Геродоту (IV-72), чему нетрудно обнаружить

подтверждения археологического плана"[48].

Функции человека и коня в жертвоприношении мы если и не

рассмотрели, то описали. Таким образом, имеет смысл перейти к описанию

функций жертвенного столба.

Жертвенный столб – аналог мирового дерева. Им теоретически может

считаться любой вертикально поставленный предмет. Жертвенный столб

может быть украшен, а может выглядеть как обычный столб и его функции

выдаст только наличие остатков жертвоприношений у его основания.

В связи с вопросом о жертвенных столбах автор данной работы

считает уместным обратиться к вопросу о навершиях, который долгое

время считался дискуссионным. В них пытались увидеть и знаки власти

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.