|
Культурологиясоздал ту школу в философии, этике, политике и праве, которая избавила древнегреческое политическое сознание от крайностей индивидуализма с его релятивизмом и скепсисом. Необходимо учитывать также и тот момент, что свой вклад в расцвет классической культуры Греции внесли носители высокой культуры Микен, которые нашли убежище от дорийцев в Афинах; сохраненные ими элементы блестящей прошлой культуры повлияли на возникновение «греческого чуда», ярко проявившегося в Золотом веке Перикла. Феномен «греческого чуда» состоит в необычном расцвете в кругу древневосточных сакральных цивилизаций греческой культуры: эпоса, философии, театра, скульптуры. В основе уникальности греческого культурного «чуда» лежат следующие факторы: частная собственность, рабство, полисная демократия, отсутствие чиновничье- бюрократической элиты и жреческой касты, десакрализация политической и культурной жизни (специфически античное явление), возникновение греческого буквенного письма, идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством, созданием высокоразвитой греческой культуры. Именно эти факторы объясняют появление греческого типа культуры, переход от мифологического мышления к теоретической рефлексии, расцвет искусства. Античная культура Эллады пронизана искусством, на что указывал еще Винкельман. Греческая философия весьма тесно связана с эстетикой, и без нее, не может быть понята. Греческая математика, философия, физика, астрономия, религия — «скульптурны и осязаемы», греческая поэзия — «пластична». Пластичность и созерцаемость — основа греческого мироощущения. Отсюда любовь эллинов прежде всего к пластичным, статичным видам искусства — архитектуре и скульптуре. Красота связана с неподвижным, неизменным. Структурными принципами красоты являются гармония, мера, соразмерность. Наиболее полно эти принципы воплощены в ансамбле Афинского Акрополя с его знаменитыми храмами Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи, этом кристалле греческого классического искусства. Акрополь был также населен множеством скульптур (чудесная скульптурная группа, изображающая рождение Афины из головы Зевса, прекрасная группа Мойр и др.), уподобляясь мраморному Олимпу. В Древней Греции, а позднее и Риме большое значение придавалось формам человеческого тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства — скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Из дошедших до нас документов эпохи они наиболее достоверны, хотя идеал красоты человеческого тела описан и в поэзии Гомера, и в драматических произведениях Еврипида, Аристофана, Эсхила. Богатый материал мы находим также в работах философов, историков и летописцев, раскрывающих значение красоты человеческого тела в культуре Древней Греции. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей. В целом же можно сказать, что великолепнейшим произведением древнегреческого искусства был человек, что самоуверенная, красота и законченность форм, которым мы не можем не удивляться, — это уже проявления чисто эллинского понимания прекрасного. Начало портретному искусству положил Лисипп (конец IV в до н.э.); индивидуализация, стремление к глубоким психологическим характеристикам— вот то новое, что им внесено в эту сферу искусства. Появляется и декоративная скульптура для украшения парков; в эту же эпоху создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры — знаменитая Венера Милосская. Скульптурное произведение, в котором патетика, трагизм и эмоции эллинистического искусства достигают вершины и границы, когда драматизм может перейти в шарж и гримасу, является группа «Лаокоон и его сыновья». Реализм этой скульптурной группы характерен для эллинской скульптуры — он лежит в основе знаменитого пергамского фриза и многих других скульптурных произведений. Приведем лишь краткий еречень других шедевров скульптуры и архитектуры эпохи эллинизма: Фаросский маяк в Александрии, статуя Афродиты Киренской, колоссальная статуя Нила, работы скульптора Боэфа «Мальцик с гусем» и «Старый рыбак», работы мастера Антифила, статуи галлов («Умирающий галл»). В поэзии александрийской школы вспыхивает последним отблеском архаическая ионийская лирика, а в титанических образах, созданных эллинистической эпохой, оживают природные силы древних гигантов и титанов. В эпоху расцвета классической культуры возникла история как рациональная. а не сказочно-мифологизированная или летописно-описательная форма познания общества. В этом состояло основополагающее значение трудов «отца истории» Геродота и Фукидида. Социологическая мысль, разрабатывая само понятие и теорию государства как «политического сообщества» людей, породила «политию» Аристотеля. Оценивая вклад греков в науку, можно вспомнить, что почти до середины ХХ в. человечество изучало геометрию по Евклиду, что Архимед заложил основы механики. Многими фундаментальными открытиями науки эпохи эллинизма мы пользуемся до сих пор. Эратосфен стремился дать научное описание земли, с помощью астрономических наблюдений измерил диаметр земли по экватору (допустив небольшую ошибку). Архимед стал теоретиком математики и физики. Аристарх Самосский – величайший астроном древности – выдвинул гипотезу о вращении земли и планет вокруг Солнца. Герофил производил изучение нервной системы. Эрасистрат создал анатомическое описание сердца, лечение сердечных заболеваний. В социальной жизни сформировался критерий подлинной ценности человека — в Древней Элладе сложились понятия таких духовных ценностей как гражданская свобода и гражданский долг, как человечность, гармоничность развития личности, как проблема соотношения личного и общественного и многое другое. Значение искусства эллинизма весьма велико, ибо оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. В эпоху эллинизма возникла Александрия — настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных традиций. Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она осталась «ученицей» классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного рабовладельческого общества, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация. Вопрос № 8. Основные модели современного философского мышления. Ответ: Основными философскими концепциями современности являются: 1. позитивизм, 2. экзистенциализм, 3. неотомизм, 4. философия бессознательного. На становление и развитие философии нового времени оказало влияние развитие политических систем, науки, религии и церкви, искусств и техники в XX веке. Развитие и взаимопереплетение культурных традиций, взаимообогащение духовного опыта народов как новая историческая ситуация XX века, ее проблемы и противоречия так же наложили свой отпечаток на развитие философии этого времени. Поскольку философия нового времени сложилась после немецкой классической философии — ее называют неклассической философией. 1. Позитивизм объявляет себя современной «философией науки» или «научный философией». Представители позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер, Д. Милль. О. Конт представитель «первого позитивизма» рассматривал позитивизм как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом. Наука по Конту познает не сущность, а феномены, «позитивные факты». Второй позитивизм или эмпириокритицизм (Мах, Авенариус) «позитивные факты» толкует как ощущения. Неопозитивизм (или третий позитивизм) в лице Б. Рассела и Л. Витгенштейна считает, что человеческое сознание состоит из «атомарных» (неделимых на более простые) высказываний, которые являются воспроизведением «атомарных фатов», составляющих «реальный мир». Эти «факты» истолковываются как ощущения. Познавательной сущнос-гью позитивизма является отрицание объективной исти-зы, ее плюрализм, сведение реальности к языку. 2. Экзистенциализм рассматривает личность как человеческое существование. «Экзистенция» переводится как «существование». Родоначальником экзистенциализма является датский философ С. Кьеркегор — XIX в. В начале XX в. эти идеи развивает русский философ Н. А. Бердяев. В 1926 году немецкий философ М. Хайдеггер опубликовал книгу «Бытие и время», где сформулировал основные принципы экзистенциализма. Затем эти идеи развивает в трехтомной работе «Философия» (1932 г.) другой немецкий философ К. Ясперс. В начале 30-х гг. экзистенциализм распространяется во Франции (Ж.-П. Сартр, Т. Марсель, А. Камю). Представители этого направления считают, что современное общество приводит к обесчеловечиванию личности в результате определенной сложившейся системы общественных отношений. Для преодоления этого необходимо «отрешиться» от повседневного бытия и прислушаться к идущему от глубины экзистенции «зову судьбы». Одни экзистенциалисты считают смыслом человеческого бытия смерть (Хайдеггер), другие свободу (Сартр). Человек, пишет Сартр, в своих природно-биологических, социально-ролевых, классовых, профессиональных и других характеристиках повторим, подобен другим. Его неповторимость выражается в его целях, проектах, замыслах, обращенных к будущему. В этой обращенности, считает Сартр, — главная особенность человеческого бытия. 3. Неотомизм — религиозно-философское направление в современной философии. По своей сущности неотомизм есть возрождение и приспособление к современным условиям теолого-философского учения XIII века — Фомы Аквинского. Центральным тезисом его учения является «гармония веры и разума». 4. Философия бессознательного, то есть лежащего за пределами постигаемого разумом, недоступного постижению в рамках логического мышления. Под бессознательным в философии понимается нечто противоположное разуму, полагающее разум неспособным охватить все богатство и разнообразие духовной и материальной реальности. Представителем этого направления является 3. Фрейд. В работах русских философов Х1Х-ХХ вв. (Н. Бердяев, С. Франк, С. Булгаков, Л. Шестов, Д. Мережковский, П. Флоренский, А. Чижевский, В. Вернадский, В. Соловьев) рассматривается глубокое влияние философии на духовный мир человека. Понимание единства культуры и философии, позволило В. С. Соловьеву развить идею единства, представленную в триединой формуле ИСТИНА-ДОБРО- КРАСОТА (знание, нравственность, искусство). Идею активности творческого начала человеческой деятельности русские философы рассматривали как органичное продолжение божественного творения мира. Как следствие этого, давали обоснование необходимости духовной свободы, вне которой не мыслится творческая созидательная деятельность человека в сфере культуры. Они глубоко и всесторонне обосновали возможность подлинного культурного творчества в условиях свободы, в том числе и внутренней свободы человека от догм и ложных идеалов. Русская философия — это целостный общемировой, но вместе с тем национально-самобытный феномен духовной культуры. Вопрос № 9. В чем самобытность древнерусской культуры? Ответ: Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие. Древнерусское государство не было однородным в отношении социально-экономического строя и культуры. В одних районах — в Поднепровье, в Новгородской земле процесс феодализации шел интенсивнее, в других — пережитки патриархально-родовых отношений сохранялись дольше. Это накладывало определенный отпечаток на развитие самобытной культуры Древней Руси. Однако существовали общие тенденции в развитии ее культуры. Они заключались в тесной связи с культурными традициями земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен, во взаимодействии древнерусской культуры с культурой соседних народов, в складывании в рамках древнерусского государства единой древнерусской народности. Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов. Древнерусское государство носило раннефеодальный характер. Его дальнейшее развитие требовало введения на Руси христианства, ведь оно держалось не на одной военной системе — это было многонациональное государство, поэтому нужна была наднациональная, мировая религия. Исторический акт принятия христианства византийского, православного толка был совершен князем Владимиром в 988 г., и с этого момента в сонме европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, которая позволила Древней Руси встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Ведь в эту эпоху Византия была еще в расцвете, там не умерла античная традиция — в ее школах изучали Гомера и других классиков древности, в философских диспутах продолжали жить Платон и Аристотель. Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества, что вполне соответствовало замыслам Владимира. Одновременно решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси. Государственная реформа Владимира как бы высвободила постепенно накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал — началось бурное, стремительное развитие страны. Приглашенные из Византии мастера строят каменные здания и храмы, расписывают их, украшают фресками, мозаикой, иконами, а рядом с ними работают русские, которые учатся неизвестному ранее мастерству. Уже следующее поколение будет возводить сложные сооружения в русских городах, почти не прибегая к помощи иноземцев. Прибывшее духовенство не только служит в новых храмах, но и готовит русские кадры для церкви, и, как следствие, распространяются знания и грамотность. Организуются школы, в которые Владимир под плач матерей собирает детей высшего сословия, молодых людей посылает на учебу за рубежи родной страны. Вводится летописание; как и всякое развитое государство, Киевская Русь начинает чеканить золотую монету. Древняя Русь постепенно становится государством новой высокой культуры. Не следует, однако, думать, что в языческие времена она не обладала по-своему совершенной культурой. Эта народная языческая культура будет еще долго жить и придаст древнерусской культуре своеобразные и неповторимые черты. Именно сплав достижений тогдашней мировой культуры (от сочинений Аристотеля до способов кладки каменной арки) и успехов языческой культуры и породил самобытный характер русской культуры. Самобытность прежде всего проявляется в примате эстетического момента над философским. Лучшие русские философы — это в первую очередь писатели, художники. Самобытность русской культуры заключается и в «умозрении в красках». Доказательством этому служат шедевры классической поры русского иконописания. Чтобы писать так, нужно было всем своим существом верить, что красота — категория не столько эстетическая, сколько онтологическая. Вспомним, что Русь до XVII в. не знала школьной философии, а потому не дала таких ученых сочинений, как «Источник знания» Иоанна Дамаскина (ок. 650 — ок. 749) в Византии или «Сумма богословия» Фомы Аквинского (1225—1274) на средневековом Западе, которые подводили бы итог смысловому содержанию целой эпохи. Но это не значит, что на Руси не было своего философского осмысления бытия, только философствование осуществлялось в специфических формах — в формах иконописания. Не в трактатах, а в иконах, в зримых явлениях красоты — достаточно строгой, твердой и незамутненной, чтобы пропускать чистый свет духовного смысла, — приходится искать центральные идеи древнерусской культуры. Творчество красоты приняло на себя дополнительные функции, которые в других культурах принимало на себя абстрактное мышление. Другая черта древнерусской культуры и в Киевской Руси, и в Московской Руси — это религиозность, т.е. можно говорить о том, что древнерусская культура — это религиозная культура. В то время, когда в Западной Европе происходил кризис Реформации, сферы бытия русского человека были пронизаны православным религиозным воздействием и во многом определялись им. На Руси возникают целые города — памятники православного искусства, о которых современный человек может говорить как о городах-заповедниках: Суздаль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Кириллов и др. Наши храмы монументальные и веселые, украшенные. И наконец, характерной чертой древнерусской культуры является двоеверие — сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев. Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. Христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие культуры Древней Руси. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Древнерусская культура, главным очагом которой являлся Киев, по своему происхождению и характеру была европейской культурой, но она впитала также значительные воздействия культур Востока. Древняя Русь в X—XII вв. поддерживала разносторонние связи со многими европейскими и восточными народами и странами, и этим тоже объясняется стремительный взлет древнерусской культуры. Несомненно, наиболее важными и плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время являлась мировым культурным центром и общим источником культурных явлений. За сравнительно короткое время киевскими книжниками были освоены громадные литературные богатства Византии. Столь же стремительно происходило усвоение образцов византийского искусства, прежде всего архитектуры и живописи. Непосредственно выросшая из эллинизма, византийская культура несла в себе богатое античное наследие, составляющее общую основу европейской цивилизации. Киевская Русь, осваивая литературные богатства и искусство Византии, тем самым приобщалась и к названной общей основе, она вместе с тем включалась и в процесс дальнейшего созидания и развития европейской культуры. Однако столь значительное византийское влияние отнюдь не приводило к тому, что древнерусская культура превращалась в копирование византийской, а Киев — в некий филиал Константинополя. Усваивая более развитую византийскую культуру и через нее опыт и достояние европейской и частично восточных культур, культура Киевской Руси обнаружила и яркую самобытность. Об этом свидетельствует оригинальная литература Киевской Руси, в частности «Слово о полку Игореве» — произведение, не имеющее прецедентов в византийской литературе и отличающееся от западных эпических поэм. Своеобразием отмечены также архитектура и другие искусства Киевской Руси. Несомненно, София Киевская немыслима без Софии Константинопольской, но она определенно говорит и о различии двух культур. Константинопольская София имеет форму базилики с одним громадным куполом. Киевская — форму крестово-купольного храма с малыми куполами вокруг центрального купола, и это многокупольное завершение характерно для древнерусского стиля. К оригинальным чертам Киевской Софии следует отнести также открытые аркады- галереи, широкое применение, наряду с мозаикой, фрески в росписи храма, наличие светской тематики во фресковой живописи. Ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстым и стенами, маленькими оконцами, свидетельства мощи и красоты. В XII в. традиции древнерусской архитектуры не утрачивают свою связь. На Руси русские однокупольные храмы-богатыри, соседствуют с прежними пирамидами. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате.. Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме. С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире, белокаменного дворца в селе Боголюбове, «Золотых ворот» во Владимире - мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры - храм Покрова на Нерли. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |