бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культурология

иероглифов. Самая древняя рукопись Дао дэ Цзин относится ко II в. до н.э.:

она была найдена при раскопках княжеского захоронения и несколько

отличается от традиционного текста.

К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао — это невидимый

вездесущий естественный закон природы. Дао бездействует, тем самым порождая

все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао

взаимодействуют два противоположных начала — инь и ян, достигая своего

предела, они переходят друг в друга.

Письменность и книги. Древнейшие китайские тексты, гадательные

надписи, нацарапанные на бараньей лопатке или черепаховом панцире,

относятся к III-II тыс. до н.э.: такой панцирь или лопатка помешались в

огонь, и ответ на заданный вопрос «вычитывался» по форме и расположению

образовавшихся трещин.

Во П тыс. до н.э. появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах,

а с начала I тыс. до н.э. для письма стали использоваться бамбуковые

планки, скрепленные шнуром, текст писался вдоль планки по вертикали. На

одной такой планке вмешалось около 40 иероглифов, так что даже небольшая по

содержанию книга имела значительный объем. В Ш в. до н.э. китайцы начали

применять в качестве материала для письма шелк, но он был очень дорог. В I

в. до н.э. — начале I в. н.э. китайцы изобрели бумагу, что способствовало

широкому распространению письменности. Уже на бамбуковых планках (а позднее

— на шелке и бумаге) писали с помощью кисти тушью, изготавливаемой из

каменного угля или из сажи от сжигания сосновых дров. Ошибки исправлялись

путем подчистки ножом, поэтому выражение «нож и кисть» стало метафорой для

обозначения чиновников.

Распространение письменности и возрастание ее общественной роли

потребовало унификации начертания иероглифов.

Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко пенится,

живописные полотна часто украшаются каллиграфическими надписями.

Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всей

Юго-Восточной Азии.

Литература. Древнейшая дошедшая до нас библиография китайской

литературы принадлежит Бань Гу (32-92 гг. н.э.). В своей работе «Описание

искусств и словесности» (являющейся частью его же «Истории династии Хань»),

он выделяет основные имеющиеся виды литературы: канонические философские

книги (включая исторические), стихи и поэмы, сочинения по военной науке,

книги по астрологии, медицинские книги.

Наиболее древними дошедшими до нас памятниками поэзии Древнего Китая

являются фольклорные поэтические произведения, собранные в Шицзин (одну из

книг конфуцианского «пятикнижия»). В конце I тыс. до н.э. в Китае

развивается авторская поэзия, в основном и двух жанрах: песни и поэмы,

причем последние писались ритмической прозой и были предназначены для

скандирования. Наиболее известными поэтами древности (по словам Бань Гу)

являлись Сюнь Цин, Цуй Юань, Сян Юй, Тап Лэ. Мэй Шэн. Сыма Сян-жу и Ян Сюн.

Из прозаических сочинений (кроме философских трактатов) необходимо

особо отметить исторические труды. Они интересны не только сами по себе, но

и потому, что жанр жизнеописаний, присутствующий уже у «отца китайской

историографии» Сыма Няня (II в. до н.э.). повлиял на создание

повествовательной прозы, зарождающейся, по-видимому, в 1-11 вв. н.э. Еще

одним источником этой прозы были так называемые «малые (пустячные) речения»

— уличные рассказы, которые специально записывались особыми чиновниками для

доклада государю, чтобы он мог знать об умонастроении народа. Эти рассказы

практически не сохранились.

Музыка. Китайская музыка — одна из древнейших в мире. Она насчитывает

много местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие. В

основе ее 5-звуковая система (пентатоника), но встречаются образования,

построенные на 7-ступенных ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь,

пила, хуцинь или эрху. ли, шэн... Изучением китайской музыки занимались

древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем

учении большое место музыке, занимался собиранием народных песен, Сыма Цянъ

создал теорию китайских ладов, Хэ Чэнь-тянь занимался вопросами равномерной

темперации и др. Содержание профессиональной китайской музыки определялось

придворным церемониалом и религиозным культом.

Архитектура и строительство. Китайские задчие приобрели славу двумя

разнообразными памятниками – Великий канал (2000 л – почти с XI в. до н.э.

– по XIX в. н.э.) – сложное гидротехническое сооружение с численными

приборами, интересными способами перекачивания и очищения воды и Великая

Китайская стена — одно из самых грандиозных строительно-технических

сооружений всех времен. Ее строили примерно десять лет, начиная с 220 года

до н.э. при императоре Цинь Шихуанди.

Стена извивалась вверх и вниз по горам, шла через пустыни и болота Она

была сооружена на каменном фундаменте и возведена из земли и кирпича. С ее

сторожевых башен при помощи дымовых сигналов, а ночью — с помощью

сигнальных огней — можно было распространять информацию по всей стране с

никогда дотоле невозможной скоростью.

Около 300 000 человек трудились в поте лица над возведением этой

стены. Только сама организация и обеспечение такой массы рабочей силы было

исключительным достижением. Военное значение стены, когда она бывала

укомплектована войсками соответственно своей длине, становилось огромным.

Прямая линия между двумя конечными точками стены составляет 2450

километров, а со всеми ответвлениями и изгибами она равна от 6000 до 6500

километров.

Стена была не только крепостным валом, но и дорогой. Ее ширина — 5,5

метра; это позволяло маршировать рядом пяти пехотинцам или скакать рядом

пяти кавалеристам. Еще и сегодня ее высота в среднем составляет девять

метров, а высота дозорных башен — двенадцать метров.

Четкость и упорядоченность планировки характеризуют главные центры

Ханьского государства Лоян и Чанъань, выстроенные по установленным в

трактатах правилам. Город, отражавший представления о правильной структуре

мироздания и порядке, господствующем в Поднебесной, мыслился как

завершенная в своих очертаниях крепость, обнесенная стенами и рвом с

высокими деревянными дозорными башнями и расположенными строго друг против

друга массивными воротами.

План богатых усадеб повторял в миниатюре очертания столицы...

Замкнутые в прямоугольник стен, ориентированные фасадом на юг, они состояли

из ряда построек, обращенных окнами в глубь двора, расчлененного посредине

стеной и входом на две части — жилую и хозяйственную. Типы планировки

усадеб сводились к двум: сань-хэюань, и котором двор обрамлялся тремя

павильонами и воротами, и сы-хэюань, в котором его ограждали четыре

павильона.

Не менее продуманными по своей структуре были и погребальные склепы

знати. В связи с тем что культ усопшего стал одним из важнейших

священнодействий, покойника должны были окружать все прижизненные почести и

оберегающие знамения.

Дворец Вэйангун в Чанъане (столице Ханъской империи) занимал по

периметру 11 км и состоял из 43 зданий. Основным строительным материалом в

это время по-прежнему служило дерево, но крыши уже делались из черепичных

желобов, украшенных на концах рельефными изображениями зверей-охранителей.

Тяжелые и массивные, они опирались на балки и колонны, капителями которых

служили узорные кронштейны — доугуны, облегчающие вес и давление кровли.

Дворцы ... строились из различных пород ценного дерева. Внутренние покои

украшались стенными росписями и пропитывались, ароматическими благовониями,

каменные полы инкрустировались драгоценными самоцветами.

Изобразительное искусство. Тяжеловесные бронзовые сосуды, служившие

для жертвенных возлияний духам — покровителям племени особенно ярко

отражали сумму сложившихся к тому времени представлений о действительности.

О том, какой важный смысл придавался изготовлению бронзовых изделий,

свидетельствует виртуозное мастерство их литья. Огромные сосуды весом свыше

600 кг обрабатывались с такой же тщательностью, как и маленькие.

Геометрический узор отличался графической точностью, разнообразием

ритмических сочетаний. Тесно сплетенные между собой культ мертвых и культ

земледелия определили характер орнамента, его расположение, смысл и систему

образов. Огромные, зачастую почти неподвижные в силу своей массивности

сосуды, испещренные магическими знаками узора, на фоне которого выделяются

рельефные головы реальных и мифических животных, имеют яркий, ни с чем не

сравнимый облик.

Наряду с бронзовыми сосудами разного типа и назначения появилось и

множество других изысканных ритуальных и бытовых предметов: круглые

бронзовые зеркала, инкрустированные с оборотной стороны серебром и золотом,

украшенные росписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная

лаковая утварь, предметы из резного дерева и камня. В гибких плетениях их

узоров отразилось более многоплановое осмысление мироздания,

воспринимаемого как стихия бесконечного космического движения и

противоборства света и тьмы. Другими стали принципы орнаментации,

отличающейся от прошлого большей свободой и живописностью...

В 104 г. до н.э. было вычислено, что продолжительность года составляет

365,25 дня. Принятый в этом году новый календарь использовался вплоть до 85

г. н.э. По этому календарю год состоял из 12 месяцев; дополнительный месяц

добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года.

Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам

сельскохозяйственного производства. Календарю уделялось значительное

внимание в тех научных трактатах, которые обобщали важнейшие достижения

земледельческой техники (например, в сочинении ученого Фань Шэн-чжи.

жившего в конце I в. до н.э.).

Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина.

Древнекитайские врачи еще в IV-Ш вв. до н.э. стали применять метод лечения,

получивший впоследствии широкое применение в традиционной китайской

медицине — иглоукалывание, или акупунктура. Чрезвычайно интересны рукописи

медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений

начала II в. до н.э. Они включают трактат по диетологии, руководство по

лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижигании и, наконец,

сборник различных рецептов. К Ш в. относится применение знаменитым врачом

Хуа То местной анестезии при полостных операциях.

Вопрос № 7. Особенности и достижения культуры эллинизма.

Ответ: Понятие "Эллинизм" обозначает историческую эпоху, которая

началась с воцарением Александра Македонского и окончилась с включением

Птолемеевского Египта в состав римского государства (336-330 до н.э.).

Причины (формирования эпохи Эллинизма были следующие. В Греции 4 в. до н.э.

значение полисов упало, и они переживали острый социально-политический

кризис. В этих условиях усилившаяся Македония добилась политического

господства над греческими полисами. В Македонии к тому времени утвердилась

централизованная монархия (Филипп II) со столицей в городе Пелла. хотя в

горных районах еще было сильным влияние родовой знати. В то же время в

персидской державе Ахеменидов вследствие центробежных тенденций в сатрапиях

(Египет, Вавилон, Фригия и т.д.) обнаружились отчетливые кризисные явления.

Для преодоления кризиса в Греции были предприняты под руководством

Македонии завоевания на Востоке (Персидское царство). Эллинистическая эпоха

охватывает

1. Период походов Александра Македонского вплоть до Инда (334-323 до

н.э.).

2. Распад этого государства и образование на его основе

"эллинистического" и восточного государства в течении войн диадохов

(323-280 до н.э.).

3. Историю этих государств до их подчинения Римом или Парфией (280-230

до н.э.).

Классическая культура Древней Греции стала преемницей древневосточных

культур и колыбелью европейской культуры. Одной из важнейших черт

древнегреческой культуры является ее интерактивный (от слова интеракция —

взаимодействие) характер. Действительно, в Грецию ахейцы прибыли в XXI в.

до н.э. с севера и северо-запада и создали в Афинах, Микенах, Тиринфе,

Пилосе и Фивах свои царства; а около XVI в. до н.э. завоевали Крит. В

результате возникла культура, представлявшая собой своеобразную смесь

критской и ахейской культур, остатки которой еще можно увидеть в

раскопанных археологами руинах дворцов в Нилосе, микенах и Тиринфе. именно

из сокровищницы ахейской культуры с ее развитой мифологией черпали сюжеты

Гомер и древнегреческие трагики, создавая прекрасные произведения

европейской литературы.

Взаимопроникновение культур продолжалась в силу исторических причин.

Прежде всего сыграло свою роль вторжение дорийцев, имеющих более низкую

культуру. Нападения морских народов нарушили политическое равновесие на

Ближнем Востоке: Хеттская держава рухнула, Египет потерял свои азиатские

владения. В результате морская торговля замерла, тогда среди микенских

царств начались междоусобные воины, приведшие к их полному разрушению, а

вместе с этим и к упадку высокоразвитой дворцовой культуры. Сохранились

обожженные огнем глиняные таблицы; из них известно, что завоеванные ахейцы

вместо того, чтобы противостоять дорийцам, подчинились их культуре. Начался

процесс взаимодействия двух культур: искусства, морали и религии.

Культура греков породила технику, первым выражением которой стало

военное искусство и применяемая в нем тактика. Благодаря чему греки

одерживали победы в битвах и победоносно свершили персидские войны. Если в

войнах Гомера главную роль играли сила и ловкость отдельных героев типа

Ахилла, то греческая фаланга имеет закрытую структуру, не проницаемую для

отдельного воина. Эта фаланга является не просто военным изобретением, но

духовным выражением интерактивной культуры греческих городов-государств

(полисов). В этих полисах не было ни монархов, ни жреческих каст, а

осуществлялась античная рабовладельческая демократия.

Демократия — другая черта классической древнегреческой культуры.

Государство не существовало «вне» и «над» гражданами, они сами были

государством со всеми его культовыми, гражданскими и эстетическими

установлениями. В значительной мере свободная от оттенка официальности

жизнь и деятельность античного грека, которые достигают своего

кульминационного выражения именно в классической культуре. Конечно,

существование такого рода культуры было возможно лишь в сравнительно

небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело уже с иной

культурой.

Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является

пронизывающая весь уклад жизни полиса борьба (агон), состязание,

восходившее к культовым игрищам былой общины. Таков и спор — агон двух

полухорий в классической комедии, связанный с сельскими хороводами, с их

шуточными плясками-хорами, такова и форма философского трактата,

разработанного как диалог. Такой момент наличествовал и в постановках

трагедий, связанных с культом Диониса, проводимых как соревнование между

тремя коллективами, составленными из хора, актеров и драматурга. Особое

значение спор — агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свою

классическую форму в Олимпийских играх.

И наконец, следует отметить такую яркую черту классической греческой

культуры, антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдер

провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей», а в

софокловской «Антигоне» лучше всего выражено удивление свершениями

человека. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом

всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, возведенный

к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной

темой классического искусства, природа же передавалась скупыми намеками.

Ландшафт стал появляться только в эллинистической живописи. Антропоцентризм

характерен и для других сфер классической греческой культуры.

Назначение культуры у древних греков — содействие гармоническому

развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому

(искусство, мастерство) — человека, политическому и нравственно-духовному —

гражданина. В таких специализированных сферах культуры, как политическая и

правовая культура, они видели разумное противодействие любого рода

социальным конфликтам и потрясениям, угрожающим социальной и

государственной целостности. Заслуживает внимания тот факт, что широкими

политическими и иными правами при относительном равенстве располагали

свободные граждане, весьма политически организованные и сплоченные. Именно

это и обеспечивало необходимую прочность полиса, его способность

противостоять численно превосходящим рабам.

Картина афинской демократии будет неполной, если из нее исключить

закон, способы и методы поддержания правопорядка. Это была демократия,

которая ставила закон выше власти и не допускала действий в политике,

управлении, в судебной практике вне законов, помимо законов, без соблюдения

строго установленных обычаем и законом процедур. Все это обеспечивало

внутреннюю защищенность гражданской общины и государства, стабильность

правопорядка.

Правосознание грека-гражданина было в значительной степени гуманным к

равному себе. Немалая заслуга в развитии правосознания принадлежала

философам, учителям софистам, чье искусство было неотъемлемой частью

просвещенной общественной жизни. Театр, поэзия, изобразительное искусство

были в Афинах не мнимым, а подлинным достоянием народа, облагораживающим

его нравы. Гуманности правосознания служило также и религиозное сознание,

ориентированное на пантеон богов Олимпа.

Первоначальные религиозные представления развивали поэты и писатели,

которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а часто также и

политическое значение. Мифы постоянно сопутствовали развитию греческой

литературы, доставляя ей на протяжении многих веков ее существования

важнейшие мотивы. Особенно обильно черпают из мифологической тематики эпос,

трагедия и в значительной мере лирика. Представление богов и героев,

иллюстрация мифологических мотивов всегда являлись важнейшими темами

живописи и скульптуры. Насколько Гомер и Гесиод способствовали определению

личности, черт, атрибутов и сфер деятельности отдельных богов и героев,

настолько Фидий и его последователи дали пластическое видение их фигур и

придали им определенные физические черты, одежду и даже черты лица.

В мифы о богах и героях вплетено множество сказочных мотивов,

произведений народной фантазии, которые имеют свои аналоги в фольклоре

всего мира.

В классическую эпоху (480—300 гг. до н.э.) творчески развиваются

старые мотивы и вводится много новых. Жившие тогда знаменитые скульпторы —

Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп и многие другие — и

художники, произведения которых безвозвратно погибли, полностью,

преобразили пластическое видение богов древней Эллады. В V в. до н.э.

внимание акцентировалось на достоинстве и недоступном величии богов, в

следующем веке художники постарались приблизить божество к человеку, жители

Олимпа приобрели многие человеческие черты. Отличительными чертами

древнегреческой религии являются обожествление природы и антропоморфизм.

Как говорил Гиппократ, все божественно и все человечно. Мир греческих богов

и богинь есть тот же человеческий мир, только идеализированный — люди суть

смертные боги, а боги — бессмертные люди (Гераклит).

В античной Греции человек живет как Бог в двух мирах — мире культа и

мире техники, именно техника стала подлинным предметом философии в форме

теоретико-геометрических конструкций мира, в системах Анаксимандра,

Парменида, Пифагора, Демокрита, Аристотеля и других мыслителей. Античная

мифология сыграла определенную роль в становлении теоретической рефлексии,

рационального философского мышления.

У истоков греческой философии стоит Пифагор; это не значит, что у него

не было предшественников, но он считался по праву одним из мудрейших. К

числу крупнейших натурфилософов Древней Греции, обращавшихся к нравственным

идеям, следует отнести Гераклита и Демокрита. Пифагор много лет провел в

странствиях, затем стал верховным жрецом храма Аполлона в Дельфах —

главного храма греков: дельфийские жрецы, прорицатели и пифии, гадатели и

предсказательницы судьбы славились по всей Элладе.

В учении Пифагора проявилась не только связь культур Египта и Греции,

но и дуализм культуры греков, выражающийся в параллельном развитии

религиозного культа и человеческих знаний, философии и практической

мудрости. Пифагор — одновременно один из реформаторов орфического,

мистического культа Греции и один из основоположников греческой философии,

математики и астрономии.

Демокрит — греческий натурфилософ, атомист - исповедует лучшие идеалы

эллинской культуры, сам следует им и других призывает следовать им же.

Демокрит был последним из древнегреческих натурфилософов, у которого

энциклопедические научные знания сочетались с социально-политическими

разработками и моральной проповедью.

Софисты восставали против многих существовавших в их время учреждений,

против всяких нравственных основ и обычаев, проповедовали крайний

индивидуализм. Авторитеты ими низвергались, и в народное сознание вносился

элемент неверия.

Против разрушающего нравственность и правосознание влияния софистов

выступил Сократ. Именно он заложил прочную основу нравственней философии,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.