бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культурология

существе способном стать Буддой, приближающееся к достижении нирваны, но из

сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным

человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и ботхисатва являются

объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит

посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри

получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о

сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Куда вы не посмотрите

везде стремления и страсти, пустота и зной разрушительных желаний. »Мир

полон связи и изменений. Все это и есть сансара». Человек, живущий в мире

сансары должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма

- важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь

вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха -

норм практического поведения; Кама - ценности удовлетворения чувственных

побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая

злом на зло, твори добро, будь терпеливым - таковы нравственные ориентиры

Древней Индии.

Буддийское учение. Будда был главным образом учителем этики и

реформатором, но не философом. Знакомство с его просветлением указывает

человеку путь в жизни, который ведет к освобождению от страдания...

Самая настоятельная задача — положить конец несчастьям. Тот, кто

посвящает себя теоретическим умствованиям о душе и мире, изнывая в то же

время от страданий, поступает как глупец, который, вместо того чтобы

попытаться немедленно извлечь вонзившуюся в его бок отравленную стрелу,

размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее

пустил...

Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них

вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о путях

ведущих к прекращению страдания. «Это, — говорит Будда, — приносит пользу.

способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к

уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, по знанию

высшей мудрости, к нирване».

Ответы на эти четыре вопроса составляют ... сущность просветления

Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними. Они стали

известны под названием «четырех благородных истин» ...:

1) жизнь в мире полна страданий,

2) есть причина этих страданий,

3) можно прекратить страдания,

4) есть путь, ведущий к прекращению страданий ...

Происхождение зла объясняется Буддой с помощью особой концепции

естественной причинной связи... Согласно этой теории, нет ничего не

обусловленного — все зависит от определенных условий. Так как каждое

событие порождается некоторыми условиями, должно существовать нечто, бытие

которого порождает страдание...

Вот вкратце формула причинной зависимости:

1) страдание жизни обусловлено рождением;

2) рождение — стремлением к жизни;

3) стремление к бытию — умственной привязанностью к объектам;

4) привязанность — жаждой, желанием вещей;

5) жажда — чувственным восприятием;

6) чувственный опыт — чувственным соприкосновением с объектами:

7) чувственное соприкосновение — шестью органами познания;

8) шесть органов познания — эмбриональным периодом развития организма

(состоящего из разума и тела);

9) эмбрион не может развиться без первоначального сознания;

10) первоначальное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни;

11) эти впечатления обусловлены двенадцатым звеном цепи —

12) неведением истины...

Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и

поэтому носит название восьмеричного благородного пути ... Этот путь открыт

для всех — и монахов и непосвященных. Этот благородный путь состоит в

приобретении следующих восьми добродетелей:

1. Правильные взгляды

2. Правильная решимость

3. Правильная речь

4. Правильное поведение

5. Правильный образ жизни

6. Правильное усилие

7. Правильное направление мысли

8. Правильное сосредоточение

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших

на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся

главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых

различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в

золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее

развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно

значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на

дальнем востоке.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с

развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением

был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии), Корни этой

религии уходят в глубокую древность.

Вопрос № 5. Средневековая культура Западной Европы.

Ответ: В истории Средневековья принято выделять три основные периода:

V-ХI вв. — раннее Средневековье, ХП-ХШ вв. - зрелое Средневековье и ХIV-ХV

вв. — позднее Средневековье

В раннем Средневековье в качестве самостоятельного периода выделяют

еще V-VШ вв. — эта эпоха называется «Темными веками» или «периодом Великого

Переселения народов». В это время продолжались перемещения множества

народов по все территории Европы. К IX в. переселение в основном

закончилось, установились относительные границы вновь образованных

государств-королевств.

IХ-ХI вв. — это время становления в Европе многих национальных

государств. 823-829 гг. шесть английских королевств объединяются, образовав

единое королевств — Англию; в начале Х в. образовалось Чешское княжество; в

933 г. произошло объединение Нижней и Верхней Бургундии в единое

королевство Бургундия; в конце ХI возникает Польское королевство: в 1000 г.

образовалось Венгерское королевство.

В 911 г. прекращается каролингская династия в Германии. Возникает

Священная Римская империя германского народа, сыгравшая большую роль в

дальнейшей истории Средневековья.

В конце XI в. начинается эпоха крестовых походов. Успехи в первом

походе привели к образованию на Востоке ряда отдельных христианских

государств, но уже в 1291 г. крестоносцы утратили там свои последние

владения. Однако крестовые походы сыграл важнейшую роль в развитии

европейской культуры, познакомив европейцев с культурой мусульманского мира

и приобщив их к наследию античного мира, сохранившегося в мусульманском

мире и в Византии (Константинополь был захвачен крестоносцами в Четвертый

Крестовый поход в 1204 г.). Не случайно XII век называют временем первого

европейского Возрождения.

Зрелое и позднее Средневековье — это время роста и укрепления

национальных государств в Европе и время бесконечных войн и столкновений

между ними.

Религия. На протяжении V-ХI вв. произошло принятие христианства

практически всеми народами Европы, причем к XI в. вся Западная и

Центральная Европа в религиозном смысле была однородна — подчинялась

духовной власти папы римского. В 1054 г. произошел официальный раскол

христианской церкви на римско-католическую и греко-православную. С IV в. на

Западе (под влиянием и по примеру Востока) возникает монашество, а затем и

монашеские ордена, сыгравшие важную роль в культуре Средневековья.

В IX-XII вв. в католической церкви утвердились важные новшества: был

введен целибат (обет безбрачия) для всего духовенства, принято учение о

чистилище (где, как и аду, душа грешника подвергается страшным мучениям, но

откуда — в отличие от ада - спустя некоторое время можно, искупив муками

грехи, попасть в рай). С XI в. появляются индульгенции. С ХП в.

индульгенция понимается не только как освобождение от наказания за

совершенный грех, но и как отпущение самого греха. Продажа индульгенций

стала позднее поводом для начала Реформации.

Эпоха зрелого и позднего Средневековья была временем расцвета ересей.

Наиболее известной и сыгравшей особенно большую роль была ересь катар, или

альбигойцев (по названию г. Альби на юге Франции, где находился центр

движения катар). Катары были уничтожены. Но в дальнейшем на протяжении всей

эпохи постоянно появляются все новые и новые ереси, особое место среди них

занимают дьяволопоклонники. Для борьбы с ересями и еретиками в XIII в. была

учреждена инквизиция (священный трибунал), которая позднее (особенно в

эпоху Возрождения) снискала себе печальную славу в преследовании

инакомыслящих, но даже костры инквизиции так и не сумели предотвратить

появление протестантизма, а затем — вольнодумства, скептицизма и атеизма.

Философия. Средневековая европейская философия получила название

«схоластика» (от «ихола», то есть школа). В ее истории выделяются три

периода, в целом соответствующие обшей периодизации Средневековья: это

ранняя схоластика — IХ-ХП вв., зрелая схоластика — XIII в. и поздняя

схоластика — ХIV-ХV вв. Развивавшаяся в эпоху безусловного господства в

общественной жизни христианства, схоластика естественно заняла место

«служанки богословия»: делом философии было разъяснение и обоснование

религиозных истин. В период ранней схоластики христианская философия в

основном опиралась на учение Аврелия Августина, переработавшего платонизм,

а точнее, даже неоплатонизм, в духе Христианства. Благодаря крестовым

походам в руках западноевропейцев оказывается большое число книг,

вывезенных с Востока. Активная деятельность по переводу позволяет

познакомиться с широким кругом философских идей античных, арабских,

еврейских философов. В конце XII — начале XIII вв. в Европу попадают труды

Аристотеля (до этого были известны только его книги по логике) и

многочисленные комментарии к ним арабских и еврейских авторов. Св. Фома

Аквинский — крупнейший философ эпохи ~ сумел достичь синтеза аристотелизма

и христианства. Постепенно его идеи получают всеобщее признание, и

Аристотель (до конца Средневековья) становится крупнейшим авторитетом в

теологии и философии.

Фома Аквинский (1225—1274). Он разработал учение о вере, которая,

якобы, обладает большей достоверностью по сравнению со знанием.

Человеческий разум, утверждал Фома, непрерывно ошибается, в то время как

вера незыблемо опирается на абсолютную правдивость Бога. Вместе с тем

достоверность веры «доказывается» философом бесчисленными чудесами,

совершаемыми Богом. Фома Аквинский стремится устранить противоречия между

откровением и разумом.

Фома Аквинский делит догматы веры на рационально постигаемые

(существование единого Бога бессмертность души и др.) и рационально

непостигаемые (троичность Бога, сотворение мира, первородный грех и др.).

Впоследствии гуманисты Возрождения и философы Просвещения стали

использовать слово «схоластика» как оскорбление, обвиняющее в бесплодном и

бессодержательном умствовании.

Государство и право. В эпоху Средневековья главенствующим принципом в

отношении государственной власти был: «Нет власти иначе как от Бога». Но

при всей бесспорности этого принципа для людей того времени споры о власти

все-таки велись, и прежде всего это был спор о главенстве между светской и

духовной (церковной) властями. Особую остроту этому спору придавали

постоянные войны папства со светскими государями и феодалами. Крупнейшими

богословами, разрабатывавшими учение о государстве и праве, были Аврелий

Августин и Фома Аквинский, оба они доказывали примат духовной власти над

светской. Наиболее выдающимся теоретиком, отстаивавшим противоположную

точку зрения, был Марсилий Падуанский (около 1275 — около 1343 гг.). Он

утверждал, что за все беды и несчастья мира несет ответственность церковь,

и они могут быть устранимы только при условии, что церковь больше не будет

вмешиваться в дела мира. Он требовал, чтобы церковь была подчинена светской

политической власти.

Развитие права тоже проходило сложным путем. В период раннего

средневековья в большинстве вновь образовавшихся в Европе государств имело

место смешение различных систем права. Так, среди потомков римлян

действовало римское право, у салических франков — салический закон и т.п. И

только постепенно по мере развития национальных государств в каждой стране

начала вырабатываться единая система законов. Важным шагом на пути

разработки права стала при этом работа в области церковного права и в

первую очередь — канонического.

Одной из особенностей права в период раннего Средневековья было частое

обращение к ордалиям (Божьему суду), состоявшее в испытании огнем, водой и

т.п.; в 1215 г. решением лютеранского собора ордалии были запрещены.

Книги и библиотеки. В эпоху Средневековья на смену античному свитку

приходит кодекс — рукопись, состоящая из сброшюрованных листов. Книги

богато украшались иллюстрациями. В V в. получили большое распространение

«пурпурные» кодексы — выполненные на окрашенном в пурпурный цвет

пергаменте. Текст при этом был написан нередко золотом и серебром.

Переплеты для книг часто украшались драгоценными камнями.

К ХП в. появляются два различных понятия: университетская книга и

книга монастырская. Монастырская книга, в том числе и в своей духовной и

интеллектуальной функции, играла прежде всего роль сокровища. В отличие от

этого университетская книга была прежде всего инструментом познания. До

изобретения книгопечатания книга оставалась дорогой, несмотря на все

технические ухищрения (скоропись, быстрое размножение с помощью так

называемых рес1а, отказ от миниатюр или же использование одних и тех же

иллюстраций).

Школа и обучение. В период раннего Средневековья школы имелись обычно

только при монастырях и церквях. В XII в. особую роль стали играть школы

при соборах.

Наиболее активные из этих школ были расположены в районах, где

процветало искусство Франции, готическое искусство. Конечно, школы

существовали и при монастырях, но монастыри означали замкнутость.. В

результате реформы [католической] церкви миссия епископа - распространение

слова Божия на тот момент возобладала надо всеми остальными. Епископу

потребовались помощники, способные проповедовать это слово вместе с ним

повсюду, и чтобы готовить таких проповедников, — хорошо оборудованные

мастерские, а в них — хорошие книги и хорошие наставники, умеющие их

комментировать. В результате сформировались центры, в которых была

сконцентрирована наука и учебная деятельность, причем в тех самых местах,

где были воздвигнуты шедевры готического искусства — в Лане, Шартре,

наконец, в Париже, который вскоре превзошел все остальные города.

Наблюдалось, таким образом, совпадение очагов интеллектуальных поисков и

передовых достижений в области искусства.

Круг изучаемых наук остался неизменным со времен первого возрождения

античной культуры в каролингскую эпоху. Это были так называемые «семь

свободных искусств»: три вводные дисциплины: грамматика, риторика —

овладение красноречием, диалектика — овладение [правильным] рассуждением;

четыре дисциплины высшего цикла, способствующие постижению тайных законов

мироздания: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Эти семь путей

знания вели к теологии, царице наук, с помощью которой можно было

попытаться проникнуть в Божественные тайны, истолковывая промысел Господа,

Его слово.

Довольно хорошо организованные учебные центры — зародыши университетов

— существовали во многих городах, однако возникновение и развитие

университетов, этих признанных центров учености, имевших особые права

присваивать ученые степени, этих учебных заведений, куда будут стекаться

массы студентов, независимо от репутации того или иного преподавателя,

начнется в конце XII — начале XIII веков. Ранний XII век был временем

странствующего школяра, а мастера своего дела, которые могли чему-либо

научить, встречались редко...

К концу XI века во многих частях Европы — и в Германии, и в Италии, —

и во Франции — мы обнаруживаем свидетельства новой, более свободной, более

богатой латинской литературы и видим, что все большие группы студентов

собираются у учителей, чья слава могла, тем или иным способом, быстро

распространяться по разным землям.

Литература. Литература Средневековья весьма разнообразна и по жанрам,

и по имеющимся в ней течениям и направлениям. Всю эту литературу можно

условно поделить на литературу на национальных языках и на латыни. К.

литературе на национальных языках в первую очередь можно отнести большой

пласт легенд и сказаний языческих времен, сохранившийся у каждого

европейского народа; но к ней же относятся и многие исторические хроники, и

наиболее известные из рыцарских романов и т.п. На латыни обычно писали

образованные люди, а значит в каком-то смысле «люди церкви» — ученые

клирики. Здесь мы тоже встречаем исторические хроники, жития святых,

проповеди, «примеры», поучения, а также сочинения богословского характера,

из которых особое место занимают труды мистиков.

Специфическим явлением средневековой культуры являлось творчество

вагантов (от лат. «вагари» — бродить) Бродячие студенты переезжали из

страны в страну, из города в город. Они сочиняли свободолюбивые смелые

стихи, бичующие пороки общества. Стиль стихотворной формы сформировался как

переработка латинского стиля и стиля античных поэтов. Литературными гениями

средневековья являлись Данте Алигьери (1265—1321), Франческо Петрарка

(1304—1374), Джованни Боккаччо (1313-1375).

Св.Григорий (вторая пол. VI в.) был прозван «Двоеслов». Происходя из

знатной римской семьи, он еще в молодости принял монашеские обеты, был

настоятелем ряда монастырей, в 590 г. был избран римским епископом (папой

римским) и пробыл им 14 лет. Из его трудов особенно известен сборник

рассказов о чудесах италийских подвижников и святых. Рассказы строятся в

виде диалогов между самим св. Григорием и его учеником Петром.

Легенды о короле Артуре и его рыцарях возникли в Англии в V в., они

послужили основой как для образа идеального рыцаря, так и для

многочисленной «рыцарской литературы».

ХП-ХIV вв. важное место в европейской культуре занимает рыцарство.

Рыцари — это по сути дела воины, но в различных районах мира сложились свои

представления об идеале воина. Христианский рыцарь — это прежде всего боец

за веру Христову, но рыцарь также — это верный вассал своего сюзерена

(верность — одна из наиболее ценимых добродетелей эпохи), он же — защитник

слабых и обиженных, он же — верный слуга своей Прекрасной Дамы. Культ

Прекрасной Дамы, сложившийся в Европе под явным влиянием культа Девы Марии,

не имеет аналогов в мире — это чисто европейское явление.

Подвиги рыцарей прославлялись в песнях трубадуров и миннезингеров, им

посвящаются целые поэмы. Самыми значительными из них являются «Песня о

Нибелунгах» и «Парцифаль» Вольфрама, «Тристан и Изольда» Готфрида

Страссбургского, «Роман о Розе».

Авторы эпосов конца XII века были людьми не совсем обычного склада они

выделялись тем, что владели секретами искусства и горели желанием показать

нам большой диапазон интересов и идей в живой и легко воспринимаемой форме,

которая делает их — если их свидетельства использовать с долей воображения

и осмотрительности — значительно более верными проводниками на пути к

пониманию умонастроений их эпохи, чем официальная теология.

Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) — крупнейший представитель европейской

философии периода ранней схоластики, автор многих философско-богословских

трудов. Но его перу принадлежит еще и известнейшее литературное

произведение — его автобиография. Пьер Абеляр был родом из небогатой

дворянской семьи, еще в молодости увлекся учебой и пришел в Париж, где стал

учеником знаменитого Гийома. Но вскоре он превзошел своего учителя и сам

стал знаменитым педагогом, слава которого приводила к нему учеников со всей

Европы. За свою жизнь он не раз подвергался преследованиям, вынужден был

много скитаться. Но самый драматичный эпизод в его жизни был связан с

любовью к Элоизе — молодой девушке, домашним учителем которой он был.

Переписка Элоизы и Абеляра сохранилась, эти письма оказали большое

влияние на Петрарку, а позднее (в XIX в.) — на романтиков.

Данте Алигьери (1265-1321 гг.) — величайший поэт Средневековья,

предшественник Возрождения. В молодости Данте примыкал к поэтическому

кружку Гвидо Кавальканти и был (наряду с последним) крупнейшим

представителем так называемого «сладкого стиля» в литературе. Согласно

требованиям «сладкого стиля» центральной темой литературы является

облагороженная, духовная любовь. Основное произведение Данте этого периода

— книга «Новая жизнь», представляющая из себя написанный прозой на

итальянском языке рассказ о любви Данте к Беатриче, но при этом в прозу

вставляются стихи (25 сонетов и 5 канцон), так что проза служит как бы

обрамлением и комментарием к стихам. Заканчивается «Новая жизнь»

пророческими словами о том, что после своей смерти его возлюбленная

Беатриче становится путеводной звездой его жизни.

После изгнания из Флоренции Данте пишет еще три крупных прозаических

произведения: «Пир», представляющий из себя схоластически-богословский

трактат о душе, затем политический трактат «О монархии» и лингвистически-

философский трактат «О народной речи».

Главное произведение его жизни — это грандиозная «Комедия»

(Божественной ее прозвали современники Данте), построенная как рассказ о

странствиях героя Данте в ином мире, где он попадает в Ад, Чистилише и Рай,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.