|
Культурологиясуществе способном стать Буддой, приближающееся к достижении нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и ботхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего. Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Куда вы не посмотрите везде стремления и страсти, пустота и зной разрушительных желаний. »Мир полон связи и изменений. Все это и есть сансара». Человек, живущий в мире сансары должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма - важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха - норм практического поведения; Кама - ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливым - таковы нравственные ориентиры Древней Индии. Буддийское учение. Будда был главным образом учителем этики и реформатором, но не философом. Знакомство с его просветлением указывает человеку путь в жизни, который ведет к освобождению от страдания... Самая настоятельная задача — положить конец несчастьям. Тот, кто посвящает себя теоретическим умствованиям о душе и мире, изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец, который, вместо того чтобы попытаться немедленно извлечь вонзившуюся в его бок отравленную стрелу, размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее пустил... Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о путях ведущих к прекращению страдания. «Это, — говорит Будда, — приносит пользу. способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, по знанию высшей мудрости, к нирване». Ответы на эти четыре вопроса составляют ... сущность просветления Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними. Они стали известны под названием «четырех благородных истин» ...: 1) жизнь в мире полна страданий, 2) есть причина этих страданий, 3) можно прекратить страдания, 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий ... Происхождение зла объясняется Буддой с помощью особой концепции естественной причинной связи... Согласно этой теории, нет ничего не обусловленного — все зависит от определенных условий. Так как каждое событие порождается некоторыми условиями, должно существовать нечто, бытие которого порождает страдание... Вот вкратце формула причинной зависимости: 1) страдание жизни обусловлено рождением; 2) рождение — стремлением к жизни; 3) стремление к бытию — умственной привязанностью к объектам; 4) привязанность — жаждой, желанием вещей; 5) жажда — чувственным восприятием; 6) чувственный опыт — чувственным соприкосновением с объектами: 7) чувственное соприкосновение — шестью органами познания; 8) шесть органов познания — эмбриональным периодом развития организма (состоящего из разума и тела); 9) эмбрион не может развиться без первоначального сознания; 10) первоначальное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни; 11) эти впечатления обусловлены двенадцатым звеном цепи — 12) неведением истины... Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и поэтому носит название восьмеричного благородного пути ... Этот путь открыт для всех — и монахов и непосвященных. Этот благородный путь состоит в приобретении следующих восьми добродетелей: 1. Правильные взгляды 2. Правильная решимость 3. Правильная речь 4. Правильное поведение 5. Правильный образ жизни 6. Правильное усилие 7. Правильное направление мысли 8. Правильное сосредоточение Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке. Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность. Вопрос № 5. Средневековая культура Западной Европы. Ответ: В истории Средневековья принято выделять три основные периода: V-ХI вв. — раннее Средневековье, ХП-ХШ вв. - зрелое Средневековье и ХIV-ХV вв. — позднее Средневековье В раннем Средневековье в качестве самостоятельного периода выделяют еще V-VШ вв. — эта эпоха называется «Темными веками» или «периодом Великого Переселения народов». В это время продолжались перемещения множества народов по все территории Европы. К IX в. переселение в основном закончилось, установились относительные границы вновь образованных государств-королевств. IХ-ХI вв. — это время становления в Европе многих национальных государств. 823-829 гг. шесть английских королевств объединяются, образовав единое королевств — Англию; в начале Х в. образовалось Чешское княжество; в 933 г. произошло объединение Нижней и Верхней Бургундии в единое королевство Бургундия; в конце ХI возникает Польское королевство: в 1000 г. образовалось Венгерское королевство. В 911 г. прекращается каролингская династия в Германии. Возникает Священная Римская империя германского народа, сыгравшая большую роль в дальнейшей истории Средневековья. В конце XI в. начинается эпоха крестовых походов. Успехи в первом походе привели к образованию на Востоке ряда отдельных христианских государств, но уже в 1291 г. крестоносцы утратили там свои последние владения. Однако крестовые походы сыграл важнейшую роль в развитии европейской культуры, познакомив европейцев с культурой мусульманского мира и приобщив их к наследию античного мира, сохранившегося в мусульманском мире и в Византии (Константинополь был захвачен крестоносцами в Четвертый Крестовый поход в 1204 г.). Не случайно XII век называют временем первого европейского Возрождения. Зрелое и позднее Средневековье — это время роста и укрепления национальных государств в Европе и время бесконечных войн и столкновений между ними. Религия. На протяжении V-ХI вв. произошло принятие христианства практически всеми народами Европы, причем к XI в. вся Западная и Центральная Европа в религиозном смысле была однородна — подчинялась духовной власти папы римского. В 1054 г. произошел официальный раскол христианской церкви на римско-католическую и греко-православную. С IV в. на Западе (под влиянием и по примеру Востока) возникает монашество, а затем и монашеские ордена, сыгравшие важную роль в культуре Средневековья. В IX-XII вв. в католической церкви утвердились важные новшества: был введен целибат (обет безбрачия) для всего духовенства, принято учение о чистилище (где, как и аду, душа грешника подвергается страшным мучениям, но откуда — в отличие от ада - спустя некоторое время можно, искупив муками грехи, попасть в рай). С XI в. появляются индульгенции. С ХП в. индульгенция понимается не только как освобождение от наказания за совершенный грех, но и как отпущение самого греха. Продажа индульгенций стала позднее поводом для начала Реформации. Эпоха зрелого и позднего Средневековья была временем расцвета ересей. Наиболее известной и сыгравшей особенно большую роль была ересь катар, или альбигойцев (по названию г. Альби на юге Франции, где находился центр движения катар). Катары были уничтожены. Но в дальнейшем на протяжении всей эпохи постоянно появляются все новые и новые ереси, особое место среди них занимают дьяволопоклонники. Для борьбы с ересями и еретиками в XIII в. была учреждена инквизиция (священный трибунал), которая позднее (особенно в эпоху Возрождения) снискала себе печальную славу в преследовании инакомыслящих, но даже костры инквизиции так и не сумели предотвратить появление протестантизма, а затем — вольнодумства, скептицизма и атеизма. Философия. Средневековая европейская философия получила название «схоластика» (от «ихола», то есть школа). В ее истории выделяются три периода, в целом соответствующие обшей периодизации Средневековья: это ранняя схоластика — IХ-ХП вв., зрелая схоластика — XIII в. и поздняя схоластика — ХIV-ХV вв. Развивавшаяся в эпоху безусловного господства в общественной жизни христианства, схоластика естественно заняла место «служанки богословия»: делом философии было разъяснение и обоснование религиозных истин. В период ранней схоластики христианская философия в основном опиралась на учение Аврелия Августина, переработавшего платонизм, а точнее, даже неоплатонизм, в духе Христианства. Благодаря крестовым походам в руках западноевропейцев оказывается большое число книг, вывезенных с Востока. Активная деятельность по переводу позволяет познакомиться с широким кругом философских идей античных, арабских, еврейских философов. В конце XII — начале XIII вв. в Европу попадают труды Аристотеля (до этого были известны только его книги по логике) и многочисленные комментарии к ним арабских и еврейских авторов. Св. Фома Аквинский — крупнейший философ эпохи ~ сумел достичь синтеза аристотелизма и христианства. Постепенно его идеи получают всеобщее признание, и Аристотель (до конца Средневековья) становится крупнейшим авторитетом в теологии и философии. Фома Аквинский (1225—1274). Он разработал учение о вере, которая, якобы, обладает большей достоверностью по сравнению со знанием. Человеческий разум, утверждал Фома, непрерывно ошибается, в то время как вера незыблемо опирается на абсолютную правдивость Бога. Вместе с тем достоверность веры «доказывается» философом бесчисленными чудесами, совершаемыми Богом. Фома Аквинский стремится устранить противоречия между откровением и разумом. Фома Аквинский делит догматы веры на рационально постигаемые (существование единого Бога бессмертность души и др.) и рационально непостигаемые (троичность Бога, сотворение мира, первородный грех и др.). Впоследствии гуманисты Возрождения и философы Просвещения стали использовать слово «схоластика» как оскорбление, обвиняющее в бесплодном и бессодержательном умствовании. Государство и право. В эпоху Средневековья главенствующим принципом в отношении государственной власти был: «Нет власти иначе как от Бога». Но при всей бесспорности этого принципа для людей того времени споры о власти все-таки велись, и прежде всего это был спор о главенстве между светской и духовной (церковной) властями. Особую остроту этому спору придавали постоянные войны папства со светскими государями и феодалами. Крупнейшими богословами, разрабатывавшими учение о государстве и праве, были Аврелий Августин и Фома Аквинский, оба они доказывали примат духовной власти над светской. Наиболее выдающимся теоретиком, отстаивавшим противоположную точку зрения, был Марсилий Падуанский (около 1275 — около 1343 гг.). Он утверждал, что за все беды и несчастья мира несет ответственность церковь, и они могут быть устранимы только при условии, что церковь больше не будет вмешиваться в дела мира. Он требовал, чтобы церковь была подчинена светской политической власти. Развитие права тоже проходило сложным путем. В период раннего средневековья в большинстве вновь образовавшихся в Европе государств имело место смешение различных систем права. Так, среди потомков римлян действовало римское право, у салических франков — салический закон и т.п. И только постепенно по мере развития национальных государств в каждой стране начала вырабатываться единая система законов. Важным шагом на пути разработки права стала при этом работа в области церковного права и в первую очередь — канонического. Одной из особенностей права в период раннего Средневековья было частое обращение к ордалиям (Божьему суду), состоявшее в испытании огнем, водой и т.п.; в 1215 г. решением лютеранского собора ордалии были запрещены. Книги и библиотеки. В эпоху Средневековья на смену античному свитку приходит кодекс — рукопись, состоящая из сброшюрованных листов. Книги богато украшались иллюстрациями. В V в. получили большое распространение «пурпурные» кодексы — выполненные на окрашенном в пурпурный цвет пергаменте. Текст при этом был написан нередко золотом и серебром. Переплеты для книг часто украшались драгоценными камнями. К ХП в. появляются два различных понятия: университетская книга и книга монастырская. Монастырская книга, в том числе и в своей духовной и интеллектуальной функции, играла прежде всего роль сокровища. В отличие от этого университетская книга была прежде всего инструментом познания. До изобретения книгопечатания книга оставалась дорогой, несмотря на все технические ухищрения (скоропись, быстрое размножение с помощью так называемых рес1а, отказ от миниатюр или же использование одних и тех же иллюстраций). Школа и обучение. В период раннего Средневековья школы имелись обычно только при монастырях и церквях. В XII в. особую роль стали играть школы при соборах. Наиболее активные из этих школ были расположены в районах, где процветало искусство Франции, готическое искусство. Конечно, школы существовали и при монастырях, но монастыри означали замкнутость.. В результате реформы [католической] церкви миссия епископа - распространение слова Божия на тот момент возобладала надо всеми остальными. Епископу потребовались помощники, способные проповедовать это слово вместе с ним повсюду, и чтобы готовить таких проповедников, — хорошо оборудованные мастерские, а в них — хорошие книги и хорошие наставники, умеющие их комментировать. В результате сформировались центры, в которых была сконцентрирована наука и учебная деятельность, причем в тех самых местах, где были воздвигнуты шедевры готического искусства — в Лане, Шартре, наконец, в Париже, который вскоре превзошел все остальные города. Наблюдалось, таким образом, совпадение очагов интеллектуальных поисков и передовых достижений в области искусства. Круг изучаемых наук остался неизменным со времен первого возрождения античной культуры в каролингскую эпоху. Это были так называемые «семь свободных искусств»: три вводные дисциплины: грамматика, риторика — овладение красноречием, диалектика — овладение [правильным] рассуждением; четыре дисциплины высшего цикла, способствующие постижению тайных законов мироздания: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Эти семь путей знания вели к теологии, царице наук, с помощью которой можно было попытаться проникнуть в Божественные тайны, истолковывая промысел Господа, Его слово. Довольно хорошо организованные учебные центры — зародыши университетов — существовали во многих городах, однако возникновение и развитие университетов, этих признанных центров учености, имевших особые права присваивать ученые степени, этих учебных заведений, куда будут стекаться массы студентов, независимо от репутации того или иного преподавателя, начнется в конце XII — начале XIII веков. Ранний XII век был временем странствующего школяра, а мастера своего дела, которые могли чему-либо научить, встречались редко... К концу XI века во многих частях Европы — и в Германии, и в Италии, — и во Франции — мы обнаруживаем свидетельства новой, более свободной, более богатой латинской литературы и видим, что все большие группы студентов собираются у учителей, чья слава могла, тем или иным способом, быстро распространяться по разным землям. Литература. Литература Средневековья весьма разнообразна и по жанрам, и по имеющимся в ней течениям и направлениям. Всю эту литературу можно условно поделить на литературу на национальных языках и на латыни. К. литературе на национальных языках в первую очередь можно отнести большой пласт легенд и сказаний языческих времен, сохранившийся у каждого европейского народа; но к ней же относятся и многие исторические хроники, и наиболее известные из рыцарских романов и т.п. На латыни обычно писали образованные люди, а значит в каком-то смысле «люди церкви» — ученые клирики. Здесь мы тоже встречаем исторические хроники, жития святых, проповеди, «примеры», поучения, а также сочинения богословского характера, из которых особое место занимают труды мистиков. Специфическим явлением средневековой культуры являлось творчество вагантов (от лат. «вагари» — бродить) Бродячие студенты переезжали из страны в страну, из города в город. Они сочиняли свободолюбивые смелые стихи, бичующие пороки общества. Стиль стихотворной формы сформировался как переработка латинского стиля и стиля античных поэтов. Литературными гениями средневековья являлись Данте Алигьери (1265—1321), Франческо Петрарка (1304—1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). Св.Григорий (вторая пол. VI в.) был прозван «Двоеслов». Происходя из знатной римской семьи, он еще в молодости принял монашеские обеты, был настоятелем ряда монастырей, в 590 г. был избран римским епископом (папой римским) и пробыл им 14 лет. Из его трудов особенно известен сборник рассказов о чудесах италийских подвижников и святых. Рассказы строятся в виде диалогов между самим св. Григорием и его учеником Петром. Легенды о короле Артуре и его рыцарях возникли в Англии в V в., они послужили основой как для образа идеального рыцаря, так и для многочисленной «рыцарской литературы». ХП-ХIV вв. важное место в европейской культуре занимает рыцарство. Рыцари — это по сути дела воины, но в различных районах мира сложились свои представления об идеале воина. Христианский рыцарь — это прежде всего боец за веру Христову, но рыцарь также — это верный вассал своего сюзерена (верность — одна из наиболее ценимых добродетелей эпохи), он же — защитник слабых и обиженных, он же — верный слуга своей Прекрасной Дамы. Культ Прекрасной Дамы, сложившийся в Европе под явным влиянием культа Девы Марии, не имеет аналогов в мире — это чисто европейское явление. Подвиги рыцарей прославлялись в песнях трубадуров и миннезингеров, им посвящаются целые поэмы. Самыми значительными из них являются «Песня о Нибелунгах» и «Парцифаль» Вольфрама, «Тристан и Изольда» Готфрида Страссбургского, «Роман о Розе». Авторы эпосов конца XII века были людьми не совсем обычного склада они выделялись тем, что владели секретами искусства и горели желанием показать нам большой диапазон интересов и идей в живой и легко воспринимаемой форме, которая делает их — если их свидетельства использовать с долей воображения и осмотрительности — значительно более верными проводниками на пути к пониманию умонастроений их эпохи, чем официальная теология. Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) — крупнейший представитель европейской философии периода ранней схоластики, автор многих философско-богословских трудов. Но его перу принадлежит еще и известнейшее литературное произведение — его автобиография. Пьер Абеляр был родом из небогатой дворянской семьи, еще в молодости увлекся учебой и пришел в Париж, где стал учеником знаменитого Гийома. Но вскоре он превзошел своего учителя и сам стал знаменитым педагогом, слава которого приводила к нему учеников со всей Европы. За свою жизнь он не раз подвергался преследованиям, вынужден был много скитаться. Но самый драматичный эпизод в его жизни был связан с любовью к Элоизе — молодой девушке, домашним учителем которой он был. Переписка Элоизы и Абеляра сохранилась, эти письма оказали большое влияние на Петрарку, а позднее (в XIX в.) — на романтиков. Данте Алигьери (1265-1321 гг.) — величайший поэт Средневековья, предшественник Возрождения. В молодости Данте примыкал к поэтическому кружку Гвидо Кавальканти и был (наряду с последним) крупнейшим представителем так называемого «сладкого стиля» в литературе. Согласно требованиям «сладкого стиля» центральной темой литературы является облагороженная, духовная любовь. Основное произведение Данте этого периода — книга «Новая жизнь», представляющая из себя написанный прозой на итальянском языке рассказ о любви Данте к Беатриче, но при этом в прозу вставляются стихи (25 сонетов и 5 канцон), так что проза служит как бы обрамлением и комментарием к стихам. Заканчивается «Новая жизнь» пророческими словами о том, что после своей смерти его возлюбленная Беатриче становится путеводной звездой его жизни. После изгнания из Флоренции Данте пишет еще три крупных прозаических произведения: «Пир», представляющий из себя схоластически-богословский трактат о душе, затем политический трактат «О монархии» и лингвистически- философский трактат «О народной речи». Главное произведение его жизни — это грандиозная «Комедия» (Божественной ее прозвали современники Данте), построенная как рассказ о странствиях героя Данте в ином мире, где он попадает в Ад, Чистилише и Рай, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |