бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культурология

Культурология

НЛК990571 Калининой Т.А.

КГ00

Контрольная работа № 00

по предмету «Культурология» (код – КГ)

Вопрос № 1. Роль языка в культуре.

Ответ: Язык – предельно универсальный феномен не только культуры, но и

цивилизации, человеческой деятельности в целом. Достоянием культуры он

становится при условии соответствия своих функций сущностности и смыслу

культуры – свободной, творческой деятельности людей. Она не отделима от

языка как системного явления. Цивилизационное воздействие приводит к до- и

внесистемным дисфункциям языка, обеднению его структуры и способности к

саморазвитию. В мире культуры язык является инструментом накопления и

обогащения всеобщего социального опыта и его системной целостности.

Многозначная роль языка изучается рядом наук, прежде всего

лингвистикой, герменевтикой и философией культуры. В культурологическом

аспекте прежде всего выясняются сущностные функции языка:

. информационная,

. кумулятивная,

. коммуникативная,

. координационная,

. рефлексивная.

Информационная функция означает выработанный человечеством способ

символического обозначения знания о родовых и видовых свойствах предметов,

явлений и процессов, вовлеченных в общественную деятельность, различных

проявлениях чувственного и интеллектуального опыта человечества. Язык

выражает, хранит и воспроизводит такое знание.

Кумулятивная функция заключается в способности языка быть не только

хранителем но и накопителем знания о социальном опыте человечества. Язык и

его динамичная пластика почти полностью замещают генетическую память,

наследуемую каждым поколением, но главное – обеспечивают их способность

опереться на совокупный предшествующий опыт и быть инструментом его

обновления. Истории известен потрясающий эффект: народы, подобно древним

грекам или римлянам, исчезли, но их языки не только остались, но и стали

ферментом современных европейских языков.

Коммуникативная функция языка, в особенности письменность,

обеспечивает универсальное общение между людьми.

Координационная функция языка проявляется в двух ипостасях, в первом

случае язык служит средством согласования совместных действий людей на

основе консенсуса относительно значимых для них образов, процессов и

явлений.

Одной из важнейших является рефлексивная функция языка как способа

самопознания и самовыражения человека. Без него были бы невозможны ни

становление человека. Ни его совершенствование как субъекта культуры и

цивилизации.

Вместе с тем, актуальной проблемой является познание не только

отмеченных функций языка, но и их дисфункциональных проявлений: понятий и

суждений – «перевертышей». Дисфункция языка – результат как незрелости

культуры и ее вербального выражения, так и вторжения в нее цивилизации

(например, назначение эвфемизмов). Задачи культуры – постоянная борьба за

адекватность, функциональную и смысловую чистоту и универсальность языка.

Язык, как форма абстрактного мышления, и

меет свои предпосылки в животном мире, но является продуктом культуры

– творческого процесса практического освоения человеком глубинных,

сущностных свойств окружающего мира и самого себя. Функции языка –

символическое выражение и одновременно инструментарий функционирования

основных элементов, структур и связей культуры и цивилизации. Тенденция к

дисфункциям языка – его эвфемизации, омертвлению, отрыву от жизни как

творческого процесса – индикатор как относительной незрелости культуры, так

и ее противоречий с цивилизацией.

Вопрос № 2. Основные памятники художественной культуры египтян.

Ответ: Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце

ІV тыс. до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось

раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним из самых

великих центров мировой культуры.

Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три

периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н.э.), второй - Среднее

Царство (2050 – 1700 лет до н.э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет

до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки

культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина, сфинксы фараона

Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных

достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по размерам

не имеет себе равных среди каменных сооружений мира (высота 146 м, длина

основы каждой грани 230 м.).

Пирамиды и Сфинкс, который входит в состав погребального комплекса

пирамиды Хефрена, принадлежат к наиболее характерным монументальным

памятникам древнего Египта. Пирамиды были классическим типом царской

усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее монументальном виде,

сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для фараонов Среднего

царства.

Древнейшие царские гробницы, относящиеся ко времени 1 династии

строились в Нагада и Абидосе в Верхнем Египте, а также в Саккаре, где

находился главный некрополь Мемфиса, столицы правителей первых династий. В

наземной части этих построек находились молельни и помещения с погребальным

инвентарем, в подземной — погребальные камеры. Особого внимания заслуживают

остатки двух царских мастаб в Нагада и Саккаре с архитектурной обработкой

фасадов.

Прошли тысячелетия, а Монументальный царский некрополь в Гизэ устоял

наперекор пескам пустыни и разрушительной деятельности человека. До

настоящего дня он является наиболее грандиозным археологическим комплексом

Египта, свидетельствующим не только о могуществе правителей Древнего

царства, но одновременно о смелой мысли тогдашних архитекторов, а также о

неповторимом мастерстве каменщиков и рабочих.

В гробницах сохранились скульптуры, рельефы и росписи, принадлежащие к

шедеврам искусства эпохи Древнего царства. Достаточно упомянуть портретные

скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет, членов семьи фараона

Снофру, обнаруженные в их мастабе в Медуме. Также в Медуме в гробнице Итет,

супруги сановника, носившего имя Нефер-маат, была открыта знаменитая

роспись с изображением гусей, принадлежащая к числу наиболее ценных

памятников живописи рассматриваемого периода.

Наибольшее количество памятников наряду с некрополем в Гизэ принесли

раскопки мастаб в северной части Саккары. К ценнейшим произведениям

искусства принадлежат рельефы на дереве, обнаруженные в гробнице писца

Хесира, относящейся к эпохе III династии. Его портрет является одним из

наиболее ранних классических примеров канона в изображении человеческой

фигуры в барельефе. Среди других памятников, датируемых временем IV

династии, обращает внимание скульптурная группа, изображающая Неферхотепа и

его жену. К известнейшим произведениям египетского искусства принадлежит

скульптура сидящего писца со свитком папируса на коленях (V династия), а

также серия статуэток из известняка, изображающих людей, занятых физическим

трудом — например, фигурка женщины, растирающей зерно. В гробнице вельможи

Каапера была найдена известная реалистическая скульптура из дерева,

получившая название «сельский староста» (по-арабски Шейх-эль-Белед). В

мастабе Ти, стражника пирамид и надгробного храма фараона Сахура, были

обнаружены прекраснейшие рельефы, изображающие сцены из жизни Ти, а также

различные хозяйственные работы, выполняемые в его владениях.

Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались

священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти

бальзамировали и хоронили в саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов,

кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских

богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто

изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим

связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение

в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и

земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным,

неземным.

В период Нового Царства расцвела архитектура храмов. В то же время

широко проводилось сооружение святилищ. Самыми известными являются храмы

Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив. Характерная черта этих

сооружений - масса разнообразных колонн, которые символизировали лес.

Потолок покрывали темно-синей краской с золотыми звездами, и создавалось

впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.

Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей

пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию

изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс -

развернутым. Только в VІІ в до н.э. в египетском искусстве исчезает

традиция такого изображения.

Значительные достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии.

Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны

арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели

предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды

разлива Нила, от которых зависела системы орошения полей.

Собраний тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и

Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.

Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные виды искусства,

для них характерен необычайный расцвет. Раннее изобретение письменности

способствовало развитию высокохудожественной словесности во всех ее

основных литературных жанрах. До нас дошли древние мифы, сказки, повести,

басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы,

плачи, эпитафии, любовная лирика. С древности, прежде всего в связи с

культовыми действиями и церемониями, развивались музыка, изобразительное

искусство, скульптура и архитектура. Фараоны и высшие сановники окружали

себя скульпторами, архитекторами, певцами, танцовщицами, музыкантами. В

более поздний период развивается религиозная драма и появляется светский

театр. Есть основания предполагать, что в Древнем Египте существовали даже

труппы бродячих актеров. Высокого художественного уровня достигли

древнеегипетская живопись, скульптура и монументальная архитектура. До сих

пор поражают зрителя мастерством статуя писца Каи, скульптурные портреты

царицы Хатшепсут, фараона Эхнатона и удивительный своей одухотворенной

красотой образ Нефертити, великолепные аллеи сфинксов и колоссальные храмы

в Луксоре и Карнаке. Неудивительно, что столь высокий уровень искусства и

его почетное место в древнеегипетском обществе привели к появлению первых

эстетических суждений, зафиксированных в письменных источниках. У древних

египтян, видимо, впервые в истории культуры мы находим уже высоко развитое

чувство красоты, прекрасного.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал

европейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской

культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в

конечном счете, египетский календарь: именно он был первым солнечным

календарем, с «жестко закрепленными» датами (в отличие от лунного, месяцы

которого свободно перемещаются по сезонам года). В основе европейской

медицины лежит древнеегипетская медицина, имеется предположение, что

иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в

качестве прототипа латинского алфавита.

Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных тем в

мировую литературу.

Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян:

известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство,

возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и

за ее пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд

моментов египетской религии и сделало их своими органическими элементами.

Вопрос № 3 Основные достижения и памятники культуры Вавилонии и Ассирии.

Ответ: Первые государства на территории Двуречья (места наибольшего

сближения рек Тигр и Евфрат) возникли в начале III тысячелетия до н.э. Это

были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе

длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации.

Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье,

были шумеры. Источники дают сведения о довольно ранних сношениях шумеров с

пастушескими семитическими племенами, которые затем появляются на

территории, заселенной шумерами. А с III тысячелетия до н.э. на севере

Двуречья семиты стали выступать наследниками и продолжателями шумерской

культуры. Среди городов, основанных семитами, был Вавилон, политическое и

культурное значение которого росло, начиная со П тысячелетия до н.э.

Вавилон затмил все остальные города страны, и по его имени все Двуречье

стали называть Вавилонией.

Сначала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии существовал город

Ашшур, по названию которого вся страна стала называться Ассирия. В конце II

— начале I тыс. до н.э. Ассирия постепенно становится самым крупным и

могущественным государством Ближнего Востока.

Начиная с IX в. до н.э. в жизни Вавилонии важную роль начинают играть

халдеи. В VII в. до н.э. происходит новое возвышение Вавилона (Новый

Вавилон), которому вместе со своими союзниками (в частности — мидийцами)

удалось нанести поражение Ассирии. Мидийцы захватили большую часть коренной

территории Ассирии и создали там свое государство (Мидию).

Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования

Хаммурапи. По вступлении на престол (начало XVII в. до н.э.) Хаммурапи

повел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой

вавилонской империи. Вскоре после смерти Хаммурапи (1750 г. до н.э.)

Вавилон подвергся нападению касситов, господство которых продолжалось 500

лет. Новое возвышение вавилонского государства приходится на VII век до

н.э. Ново-Вавилонская монархия просуществовала до VI в. до н.э. и была

завоевана персами.

Общественный строй. Как всякое рабовладельческое государство, Древний

Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.

Рабы ("вардум") составляли низший общественный слой. Кроме

военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из

порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и

несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь,

находящаяся в полной собственности хозяина.

Свободное население Вавилона в свою очередь делилось на полноправных и

неполноправных. Полноправные свободные граждане (авилум - человек, муж)

составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели

землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства.

Государственный строй Древневавилонского царства напоминает

государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная

деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть,

законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством

осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают,

каким образом функционировали три основные ведомства: финансовое, военное и

публичных работ.

В системе государственных органов различали центральные и местные

органы управления. Большими городами управляли наместники царя. Вместе с

тем, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы

общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную,

финансовую судебную власть на местах.

Право. Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников

законов. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей

категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни.

Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не

содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика

присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой

обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных

кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим

законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй

государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и

средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший

рабовладельческий строй, частную собственность.

Религия и мифология. Характерной чертой религии Древней Месопотамии

является политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов.

Для Шумера типичным является культ местных богов, и прежде всего бога-

покровителя города. Люди были созданы богами, чтобы служить им. После

смерти человека его душа навечно оказывалась в загробном мире, где ее

ожидала весьма «невеселая» жизнь: хлеб из нечистот, соленая вода и т.п.

Сносного существования удостаивались только те, для кого жрецы на земле

совершали специальные обряды, единственное исключение делалось для воинов и

многодетных матерей. В Ассирии главным богом был бог войны Ашшур.

Письменность и книги. Месопотамская письменность в своей древнейшей,

пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н.э. По-

видимому, она сложилась на основе системы «учетных фишек», которую

вытеснила и заменила. В VП-IV тыс. до н.э. обитатели ближневосточных

поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета

различных продуктов и товаров трехмерные символы — маленькие глиняные

шарики, конусы и т.п.

Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше

полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько

слов. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии

унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их

осталось чуть более 300). Одновременно происходила фонетизация письма, т.е.

значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но

и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные

грамматические формы, выписывать имена собственные и т.п.; клинопись стала

подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.

Сфера применения клинописи расширяется: помимо документов

хозяйственной отчетности и купчих появляются пространные строительные или

закладные надписи,, культовые тексты, сборники пословиц, многочисленные

«школьные» или «научные» тексты — списки знаков, списки названий гор стран,

минералов, растений, рыб, профессий и должностей и, наконец, первые

двуязычные словари.

Шумерская клинопись получает широкое распространение: с середины III

тыс. до н.э. ее используют жители Центральной и Северной Месопотамии и в

Западной Сирии. В начале II тыс. до н.э. клинопись заимствуют хетты, а

около 1500 г. до н.э. жители Угарита на ее основе создают свою упрощенную

слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на формирование

финикийского письма. От последнего берут начало греческий и соответственно

более поздние алфавиты.

Крупные храмы и дворцы правителей нередко имели кроме хозяйственно-

административных архивов большие библиотеки. Самая известная из них —

библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853

г. при раскопках на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала было не

только крупнейшим для своего времени; это едва ли не первая в мире

настоящая, систематически подобранная библиотека.

Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и

ассирийцев, была получена при изучении 25 тыс. табличек и фрагментов,

извлеченных из руин дворцовой библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии.

Литература Древней Месопотамии отличается многообразием форм и жанров.

К древнейшим текстом относятся списки богов, некоторые мифы и гимны,

позднее появляются эпические произведения, рассказывающие о богах и героях,

складывается жанр исторической литературы, появляется публицистика,

записываются сказки, пословицы и поговорки и т.п. По-видимому, самым

знаменитым произведением является «Эпос о Гильгамеше».

Гильгамеш — реально существовавший исторический персонаж, царь в ХХVП-

ХХVI веках до н.э. Еще в древности он стал героем ряда поэм

Музыка. Данные раскопок, литературные памятники, изображения на

рельефах и печатях указывают на значительную роль музыки в общественной

жизни Шумеро-Вавилонии. В честь музыкальных инструментов совершались даже

жертвоприношения. По представлению шумерийцев их боги были не только

любителями музыки, но и музыкантами. В государственной иерархии музыканты

стояли непосредственно за богами и царями. Именами музыкантов обозначалось

летоисчисление. В более поздних источниках говорится о большом развитии

придворных ансамблей, выступавших и с публичными концертами. Отдельные

меценаты содержали ансамбли певцов и исполнителей на инструментах,

доходившие до 150 человек.

Исторические источники позволяют говорить о богатом, разнообразном и

сравнительно совершенном музыкальном инструментарии уже к началу III

тысячелетия до н.э.

Наряду с изображениями музыкальных инструментов найдены и остатки

самих инструментов: многочисленные разновидности ударных (преимущественно

барабанов и систров); из духовых — архаическая продольная флейта. близкая

древнеегипетской; язычковые — типа гобоя; из струнных встречаются знакомые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.