|
Муниципальное право РФМуниципальное право РФМУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО |Понятие муниципального |Отрасль права, совокупность правовых норм и | |права |институтов, регулирующих определенные общественные | | |отношения в области местного самоуправления. | |Муниципальное право как |Совокупность знаний, разработок, исследований, опыт | |наука |международного права в области местного | | |самоуправления. | |Предмет муниципального |Общественные отношения, которые возникают в той | |права |сфере жизни общества, которая в Конституции РФ | | |получила название "Местное самоуправление". | | |отношения, связанные с местом местного | | |самоуправления в конституционном механизме РФ; | | |договорные отношения по взаимным обязательствам | | |муниципальных органов и органов государственной | | |власти различного уровня; | | |отношения, связанные с образованием, видами и | | |структурой муниципальных органов и других | | |организационных форм осуществления местного | | |самоуправления; | | |отношения, связанные с установлением, разграничением| | |и реализацией компетенции (полномочий) в области | | |местного самоуправления; | | |отношения, касающиеся особенностей организации и | | |деятельности муниципальных образований различного | | |уровня; | | |отношения в сфере местных налогов, местного бюджета,| | |муниципальной собственности и т.п.; | | |отношения, вытекающие из статуса муниципальных | | |органов как юридических лиц; | | |практика деятельности муниципальных органов. | | |Главными объединительными критериями этих отношений | | |являются их локально-территориальный уровень и | | |специфический характер их содержания (исключительно | | |вопросы местного значения). | |Европейская Хартия |Разработка велась с 1968 года. Открыта для | |местного самоуправления |подписания в октябре 1985 года и вступила в силу в | | |сентябре 1988 года. К началу 1996 года Хартию | | |подписали 25 государств. Россия подписала Хартию в | | |начале 1996 года и ратифицировала ее в 1998 году. | | |Юридическая природа Хартии касается формулирования | | |прав и обязанностей местных сообществ и закрепляет | | |необходимость подведения под независимость местных | | |властей конституционной и иных законных основ, а | | |также определяет принципы деятельности и концепцию | | |формирования местных органов власти, отражающие | | |природу и масштаб их правомочности. | | |Структура: | | |Преамбула. | | |3 части. | | |18 статей. | | |В Преамбуле сформулированы цели и основополагающие | | |идеи, в соответствии с которыми разработана Хартия. | | |В статье 1 зафиксировано обязательство сторон | | |соблюдать статьи Хартии в том порядке и объеме, | | |предусмотренного ст. 12. | | |Часть 1 Хартии: «Конституционные и законодательные | | |основы местного самоуправления» (принципиальные | | |положения, касающиеся местного самоуправления: | | |понятие, сфера, объем полномочий, финансовая основа,| | |правовая защита). | | |Часть 2 включает «Особые положения» (ст. 12-14). Ст.| | |12 закрепляет обязательства сторон соблюдать по | | |меньшей мере двадцать пунктов части 1 Хартии. | | |Часть 3 касается вопросов процедурного характера, | | |связанных с порядком подписания, ратификации и | | |вступления в силу настоящей Хартии. | |Местное самоуправление |Признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ | | |самостоятельная и под свою ответственность | | |деятельность населения по решению, непосредственно | | |или через ОМС, вопросов местного значения. | |Муниципально-правовые |Это регулируемые нормами муниципального права | |отношения |общественные отношения, связанные с организацией и | | |функционированием местного самоуправления в | | |городских и сельских поселениях, а также в других | | |муниципальных образованиях. | |Признаки отношений в |Эти отношения имеют локально-территориальный | |области местного |характер. | |самоуправления |Носят комплексный характер – касаются различных | | |отраслей права. | |Методы муниципального |Характерно преобладание публично-правовых методов | |права |правового регулирования, но в сферах правового | | |регулирования местного самоуправления, которые | | |касаются деятельности его органов как юридических | | |лиц, управлении муниципальной собственностью, | | |местными финансами, используются, как правило, | | |частноправовые методы. В муниципальном праве | | |характерно использование в механизме правового | | |регулирования таких способов правового воздействия | | |как дозволение и обязывание. | |Субъект муниципального |По российскому законодательству: | |самоуправления |собственно население муниципального образования. | | |выборные и иные органы местного самоуправления. | | |выборные и иные должностные лица местного | | |самоуправления. | |Субъекты муниципальных |Участники отношений, связанных с осуществлением | |правовых отношений |местного самоуправления и урегулированных нормами | | |муниципального права, т.е. кроме перечисленных | | |субъектов местного самоуправления сюда добавляются | | |собрание, сход граждан; депутаты представительных | | |ОМС; ТОСы; ассоциации и союзы; госорганы и их | | |должностные лица; общественные объединения и | | |движения; различные юридические и физические лица. | |Источники муниципального|А) Европейская хартия местного самоуправления | |права |(октябрь 1988г.), международно-правовые акты, | | |касающиеся местного самоуправления. | | |Б) Внутрироссийская система источников | | |муниципального права: | | |Первого уровня: | | |Конституция РФ (ст.12, 130, 131, 132, 133); | | |ФЗ от 12.08.95 № 154 "Об общих принципах организации| | |местного самоуправления в РФ"; ФЗ 126 "О финансовых| | |основах местного самоуправления в РФ"; ФЗ 8 "Об | | |основах муниципальной службы в РФ"; ФЗ 124 "Об | | |основных гарантиях избирательных прав граждан РФ"; | | |"О милиции", "Об основах налоговой системы РФ", "Об | | |охране природной среды", "О недрах", "О закрытом | | |административно-территориальном образовании" и др.; | | | | | |Отраслевые правовые акты (кодексы). | | |Указы Президента РФ, содержащие нормы муниципального| | |права – от 11.06.97 № 568 "Об основных направлениях | | |реформы местного самоуправления в РФ", от 10.03.97 №| | |193 "О мерах по реализации постановления | | |Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 года" и | | |др.; | | |Нормативные постановления палат Федерального | | |Собрания РФ по вопросам местного самоуправления | | |(постановление Госдумы ФС РФ от 10.06.94 "Об | | |обеспечении конституционных прав населения на | | |местное самоуправление в нормативных актах субъектов| | |РФ" и др.); | | |Постановления Правительства РФ, содержащие нормы | | |муниципального права (от 27.12.95 "Об утверждении | | |Федеральной программы государственной поддержки | | |местного самоуправления в РФ"); | | |Постановления и другие акты Конституционного Суда | | |РФ, касающиеся местного самоуправления; | | |Второго уровня: | | |Нормативно-правовые акты субъектов РФ, содержащие | | |нормы муниципального права (Конституции и уставы | | |Субъектов РФ, законы субъектов РФ о местном | | |самоуправлении, о выборах депутатов представительных| | |органов местного самоуправления, глав муниципальных | | |образований, о муниципальной службе; Постановления | | |Уставных судов и др.) и детализирующие федеральные | | |законы. | | |Третьего уровня: | | |Местные нормативно-правовые акты, содержащие нормы | | |муниципального права (Уставы муниципальных | | |образований, регламенты органов местного | | |самоуправления, решения местных референдумов, | | |нормативные решения представительных органов | | |местного самоуправления, различного рода положения о| | |тех или иных структурных подразделениях органов | | |местного самоуправления и т.д.). | |Устав муниципального |Каждое муниципальное образование обязано иметь свой | |образования |Устав, разработанный, принятый и зарегистрированный | | |в установленном законом порядке. | | |Порядок разработки, принятия и регистрации | | |устанавливается в соответствии с ФЗ № 154 и | | |разрабатывается муниципальным образованием | | |самостоятельно. | | |Целесообразно создание для разработки Устава | | |специальной рабочей комиссии. | | |Целесообразна согласованность действий с | | |государственными органами при разработке Устава. | | |Незаконно обязывание согласования проектов уставов с| | |соответствующими государственными органами и их | | |экспертная оценка на эти проекты. | | |Устав муниципального образования принимается | | |представительным органом местного самоуправления или| | |населением непосредственно. | | |Устав муниципального образования подлежит | | |государственной регистрации в порядке, установленном| | |законом субъекта РФ. | |Содержание Устава |Наименование муниципального образования, его | |муниципального |территория, границы и символы. | |образования |Вопросы местного значения, относящиеся к ведению | | |соответствующего муниципального образования (ст. 6 | | |ФЗ № 154). Также должны быть закреплены вопросы, | | |относящиеся к ведению соответствующих | | |государственных органов, но законом переданные в | | |ведение органов местного самоуправления. | | |Формы, порядок и гарантии непосредственного | | |осуществления населением конкретного муниципального | | |образования самоуправления на своей территории | | |(местный референдум, муниципальные выборы, собрания,| | |сходы, конференции граждан). | | |Виды, наименование, порядок образования, полномочия,| | |сроки и формы деятельности, правовые акты выборных и| | |иных органов и должностных лиц местного | | |самоуправления на территории данного муниципального | | |образования. | | |Экономическая и финансовая основа осуществления | | |местного самоуправления на территории | | |соответствующего муниципального образования, | | |перечень объектов, находящихся в собственности | | |населения данного образования, порядок управления | | |муниципальной собственностью, конкретные источники | | |финансовых ресурсов (местные налоги, сборы). | | |Гарантии местного самоуправления на территории | | |данного муниципального образования, гарантии прав | | |органов и должностных лиц местного самоуправления, | | |социальные гарантии. | | |Ответственность органов и должностных лиц местного | | |самоуправления на территории данного муниципального | | |образования перед населением последнего, перед | | |государством и перед физическими и юридическими | | |лицами в гражданско-правовых отношениях. | | |Исторические и иные местные традиции и особенности, | | |которые характерны для данной территории, ее | | |населения. | | |Все основные положения трактуются в той логической | | |последовательности, как она указана в ФЗ № 154. | |Признаки местного |Местное самоуправление это: | |самоуправления |самоорганизация или организация деятельности граждан| | |РФ; | | |в городских, сельских поселениях и на других | | |территориях; | | |для самостоятельного решения вопросов местного | | |значения; | | |либо непосредственно, либо через органы местного | | |самоуправления; | | |под свою собственную ответственность; | | |на основе Конституции РФ и законов РФ, конституций, | | |уставов и законов субъектов РФ, а также уставов | | |муниципальных образований; | | |достаточной материальной и финансовой базы; | | |исходя из интересов населения; | | |его исторических, национально-этнических и иных | | |местных особенностей и традиций. | |Основные принципы |Неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и | |местного самоуправления |граждан, в том числе права на осуществление местного| | |самоуправления (ст. 18 Конституции РФ). | | |Выборность муниципальных органов и главы | | |муниципального образования. | | |Полновластие органов местного самоуправления в | | |пределах установленной для них законом компетенции. | | |Подконтрольность и подотчетность всех сторон | | |деятельности органов и должностных лиц местного | | |самоуправления населению. | | |Законность в организации и деятельности | | |муниципальных образований, органов и должностных | | |лиц, ответственность за свои действия и решения в | | |установленном законом порядке. | | |Подконтрольность представительным органам местного | | |самоуправления деятельности всех других | | |муниципальных органов. | | |Приоритет правовых актов представительных органов | | |над актами всех других муниципальных органов и | | |должностных лиц. | | |Экономическая и финансовая самостоятельность | | |местного самоуправления. | | |Соответствие материальных и финансовых ресурсов | | |местного самоуправления установленным законом для | | |него полномочиям. | | |Принцип гласности, публичности в организации и | | |функционировании органов местного самоуправления. | | |Учет в деятельности органов местного самоуправления | | |интересов населения, общефедеральных и региональных | | |интересов. | | |Принцип государственной поддержки местного | | |самоуправления. | | |Конструктивное сотрудничество и взаимодействие | | |муниципальных органов и должностных лиц с | | |политическими партиями, общественными организациями | | |и движениями, действующих на территории | | |муниципального образования. | |Муниципальное |Городское, сельское поселение, несколько поселений, | |образование |объединенных общей территорией, часть поселения, | | |иная населенная территория, предусмотренная ФЗ 154, | | |в пределах которых осуществляется местное | | |самоуправление, имеется муниципальная собственность,| | |местный бюджет и выборные органы местного | | |самоуправления. | |Члены муниципального |Только граждане РФ, проживающие на его территории. | |образования | | |Ассоциации (союзы) |МО в целях координации своей деятельности, более | | |эффективного осуществления своих прав и интересов | | |вправе создавать объединения в форме ассоциаций или | | |союзов, подлежащих регистрации в порядке, | | |установленном для некоммерческих организаций. | | |Им не могут передаваться полномочия ОМС, выборных | | |должностных лиц ОМС ни под каким предлогом. | | |Их решения носят только рекомендательный характер и| |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |