бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Административная ответственность юридических лиц

Административная ответственность реализуется в специфических для нее

процессуальных формах, т.е. меры административной ответственности

применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим

производство по делам об административных правонарушениях. Это - самый

характерный ее признак. Как правильно отметил И.А. Галаган,

административная ответственность – преимущественно "процессуальное

образование"[10]. Очень важно, чтобы карательная деятельность органов

государственного управления протекала в определенных административно-

процессуальных формах, т.е. по заранее установленным правилам и процедурам,

устанавливающим порядок деятельности этих органов в области юрисдикции.

Административную ответственность характеризуют и другие признаки

(например, принудительный характер, множественность государственных

органов, применяющих меры ответственности, нормативно-правовая

урегулированность, не влечет за собой судимости), но они общеизвестны и о

них достаточно хорошо сказано в юридической литературе. Охарактеризованные

здесь признаки позволяют иметь более полное представление об

административной ответственности и определить ее, как реагирование

государства на административное правонарушение, выражающееся в реализации

компетентным органом (должностным лицом) права предъявить обвинение

определенному лицу, подвергнуть противоправное деяние официальной оценке и

в случае отрицательной оценки применить к виновному лицу административное

взыскание.

Вместе с тем перечисление и анализ признаков дают внешне объективную,

но плоскостную картину административной ответственности, не позволяют

посмотреть на нее изнутри, объемно, очертить ее составные части,

исследовать личностно-субъективный аспект рассматриваемого явления, Не

нужно забывать, что из трех самых важных административно-правовых категорий

— административно-правовой нормы, административного правоотношения и

административной ответственности, - последняя категория является наиболее

личностной, "нормативно переживаемой". Понять все эти аспекты можно при

условии, если будет проанализирована структура административной

ответственности.

Говоря о формулировании единого понятия административной

ответственности, следует отметить, что оно возможно на основе многообразия

определений. Эти определения образуют целостное понятие не путем их

механического соединения, а посредством живого синтеза, при котором каждое

определение существенно дополняет, развивает и конкретизирует другое.

Думается, что понятие административной ответственности должно синтезировать

два основных определения: первое характеризует административную

ответственность как объективную категорию, представляющую реакцию

государства на административное правонарушение; второе характеризует

административную ответственность как субъективно-личностную категорию,

показывающую ее как совокупность правомочий наказанного лица.

В свое время подобные определения были предложены М.С.Студеникиной.

Хотя эти определения административной ответственности являются спорными по

содержанию, следует признать глубоко правильной и оправданной ее попытку

сформулировать единое понятие административной ответственности посредством

синтеза двух определений - объективного и субъективного[11].

Научные определения играют большую роль в правоведении и практической

жизни. Они имеют важное теоретическое значение в процессе познания данной

конкретной отрасли права, создания постоянного капитала отрасли

правоведения, написания хороших учебников. Вместе с тем практика жизни

показывает, что для того, чтобы понятие использовалось в обществе

эффективно, запоминалось людьми, становилось частью их правосознания, ему

нужно дать определение в законодательном акте. Определение развивает

понятие, развертывает его содержание, вводит в самую его суть. Это -

краткое (крылатое) объяснение, имеющее высшую качественную ценность.

Поэтому роль определений очень велика в нормотворческом процессе. Кратко

раскрывая существо правового явления в вводной части нормативного акта, они

затем дают возможность законодателю более точно и свободно формулировать

правовые нормы.

1.1.3. Структура административной ответственности

Итак, под административной ответственностью следует понимать вид

юридической ответственности, который заключается в применении

уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к

лицу, совершившему административное правонарушение. Это - административно-

процессуальное правоохранительное отношение, развертывающееся во времени и

охватывающее все основные стадии производства по делам об административных

правонарушениях. Его главные субъекты — компетентный орган, наделенный

властными юрисдикционными полномочиями, и правонарушитель: первый обладает

не только наказательными правами, но и обязанностями; второй не является

лишь объектом принудительного воздействия со стороны государства, но

является также субъектом определенных прав. Внимательный анализ данного

соотношения прав и обязанностей позволяет выделить структурные элементы

административной ответственности, к которым относятся: объяснение виновным

лицом существа нарушения; отрицательная оценка компетентным органом

противоправного деяния; применение административного наказания.

Объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об

административном правонарушении. Очерчивая и выделяя данный структурный

элемент административной ответственности, следует указать на то, что он

представляет собой меры, применяемые на стадии возбуждения

административного дела и состоящие из двух групп процессуальных действий:

1) обвинения компетентным органом конкретного лица в совершении

правонарушения и его расследования;

2) права лица, в отношении которого ведется производство по делу об

административном правонарушении, дать объяснение по существу нарушения.

Эти две группы мер, применяемых на стадии возбуждения

административного дела, представляют собой пусковой механизм

административной ответственности. Их реализация означает распространение на

правонарушителя как отрицательных (доставление в органы, обвинение,

составление протокола), так и положительных (например, процессуальные

гарантии, такие, как соблюдение прав лица, привлекаемого к административной

ответственности, и одного из существенных - права давать объяснения по

поводу случившегося нарушения на всех стадиях административного дела)

последствий административного процесса. В ст. 25.1 КоАП говорится: "Лицо, в

отношении которого ведется производство по делу об административном

правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать

объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы,

пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными

правами…".

"Объяснение" как совокупность процессуальных действий привязано к

обвинению и расследованию, обусловлено данными процессуальными действиями,

логически вытекает из них, т.е. вторично, но вместе с тем оно настолько

самостоятельно, исторически (в плане генезиса ответственно) и социально

значимо в плане соблюдения прав лица, привлекаемого к административной

ответственности, что именно этот термин должен быть отражен в наименовании

данного элемента с его двумя звеньями.

"Объяснение" нарушителя интегрирует другие процессуальные действия,

которые по характеру тяготеют к нему (ознакомление с материалами,

относящимися к делу, представление доказательств, возможность заявлять

ходатайства), и в совокупности с ними образует самостоятельный элемент в

структуре административной ответственности.

В том смысле, какой КоАП придает "объяснению" нарушителя, оно

выполняет роль доказательства по делу об административном правонарушении и

направлено на полное установление обстоятельств административного

проступка, недопущение ошибок в оценке противоправного деяния и в

применении административного взыскания. Объяснение виновного лица -

информация, разъясняющая совершение административного проступка, помогающая

понять его. Так статья 26.3 КоАП определяет, что объяснения лица, в

отношении которого ведется производство по делу об административном

правонарушении представляют собой сведения, имеющие отношение к делу.

"Объяснение" часто бывает окрашено в субъективные тона, но вместе с тем оно

имеет объективное значение. Недаром слова "объяснение" и "ясность" имеют

один корень. Объяснить - прояснить, понять, причем объяснить и понять через

отыскание закона, нормы должного. Тот, у кого просят (истребуют)

объяснение, обязан найти связь между сделанным и должным. В таком смысле

следует понимать выражение "объяснение лица, в отношении которого ведется

производство по делу об административном правонарушении", которое дается в

ст. 26.2 ("Доказательства"), 28.2 ("Протокол об административном

правонарушении") КоАП. Причем с предложением представить свои объяснения по

делу об административном правонарушении компетентный орган обращается к

виновному лицу неоднократно: в процессе фиксации правонарушения,

составления протокола о нем, рассмотрения дела. Можно сказать, что первый

элемент ответственности представляет система объяснений со стороны

виновного субъекта.

Правда, к примеру в отличие от административного в дисциплинарном

производстве "объяснение" выступает как доминирующее доказательство, и

законодатель подчеркивает этот факт. В производстве по делам об

административных правонарушениях "объяснение" занимает более скромное

место, и законодатель говорит о нем, как о доказательстве наряду с другими.

Объяснение нарушителя не имеет для компетентного органа заранее

установленной силы и оценивается им наряду с другими собранными по

административному делу доказательствами. Однако "объяснение" как

доказательство имеет особое значение, будучи важным исходным элементом

административной ответственности. В нем нарушитель может изложить аргументы

в свою защиту, мотивы, причины и условия совершения проступка, опровергнуть

выдвинутые против него обвинения. Объяснение лица, совершившего

административное правонарушение - важная процессуальная гарантия защиты его

прав, направленная против несправедливого наложения административного

взыскания[12].

Объяснения нарушителя - обязательный элемент в структуре

административной ответственности. Но он обязателен не в смысле того, что

виновный субъект обязан дать объяснение по поводу своих действий, а в том,

что у него есть право сказать об этих действиях правду, привести аргументы,

которые оправдывали их. Термин "объяснение" находится в родственных

отношениях с терминами "отчет", "ответ". Не лишним будет заметить, что в

древнерусском языке слово "ответ" означало не только "известие",

"указание", т.е. определенную информацию, но и "оправдание"[13].

Отрицательная оценка деяния. Отрицательная оценка деяния, являющегося

административным правонарушением, выступает непременным элементом

административной ответственности и заключается в реализации компетентным

органом права подвергнуть правовой оценке совершенный административный

проступок и корреспондируемой этому праву обязанности правонарушителя

выслушать данную оценку. Частичное отражение этот элемент административной

ответственности нашел в ст. 26.11 КоАП ("Оценка доказательств"), которая

говорит: "Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо,

осущствляющие проивзодство по делу об административном правонарушении,

оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на

всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в

их совокупности. Никакие докзательства не могут иметь заранее установленную

силу". Таким образом, отрицательная оценка деяния - это мнение

компетентного органа, которое сложилось у него об административном

правонарушении и личности правонарушителя в процессе исследования всех

обстоятельств и доказательств по делу и которое нашло адекватное отражение

в документах по делу.

Выделяя "отрицательную оценку" деяния в качестве элемента

административной ответственности, необходимо отметить, что речь идет:

а) об оценке официальной, которая дается органом государства, а потому

авторитетной;

б) об оценке правовой, даваемой на основе юридических норм, которые

сами "служат масштабом для оценки степени правомерности или неправомерности

поведения людей"[14];

в) об оценке отрицательной, ибо если оценка будет иной (невменяемость

правонарушителя, малозначительность правонарушения) виновное лица не

подлежит или может быть освобождено от административной ответственности.

Вследствие этого такая оценка, осуждающая противоправные и поощряющая

дозволенные законом действия, обладает свойствами авторитетного и глубокого

воздействия на личность правонарушителя. При этом компетентный орган не

ограничивается тем, что негативно оценивает совершенное деяние.

Одновременно отрицательная оценка в виде порицания, осуждения, личного

упрека адресуется правонарушителю. Однако последний не только несет бремя

обязанности претерпевания, выслушивания данной оценки, он является

субъектом права на справедливую и объективную оценку с учетом всех

обстоятельств дела и того, что им самим было сказано по поводу случившегося

противоправного деяния.

В литературе по административному праву при характеристике

административной ответственности как формы реагирования государства на

противоправное деяние часто используется набор выражений типа: "юридическая

оценка проступка и личности правонарушителя" (А.В. Серегин), "отрицательная

оценка содеянного государством" (Д.Н. Бахрах, Л.Л. Попов, А.П. Шергин),

"осуждение соответствующих действий" (М. С. Студеникина) и т.д. K

сожалению, большинство авторов не выделяют "осуждение", "отрицательную

оценку" в самостоятельную форму реагирования компетентных органов на

деяние, запрещенное законом. Например, по мнению И. А. Галагана, Л. Л.

Попова и А.П. Шергина, в самом административном наказании содержится

государственное осуждение, порицание противоправного деяния и личности

правонарушителя[15].

На самостоятельный характер оценки в структуре ответственности в

отечественной юриспруденции указали в основном представители науки

уголовного права: в 20-х годах - А. А. Жижиленко, в 60-80-х годах - Б. В.

Здравомыслов, К.Ф. Тихонов, Н. А. Огурцов. В частности, А. А. Жижиленко

писал: "всякий акт возмездия выражает собой эту оценку. Самая же оценка

учиненного должна логически предшествовать такому воздействию, в котором

она выражается. Раньше, чем человек накажет или наградит кого-нибудь за что-

либо им учиненное, он должен оценить учиненное…[16]"

В производстве по делам об административных правонарушениях

"отрицательная оценка", выражаемая компетентным органом, реализуется

посредством ряда процессуальных действий, осуществляется непрерывно с

момента совершения правонарушения вплоть до прекращения принудительного

воздействия и находит отражение на всех стадиях производства. Наиболее

высокими "точками" оценивающего воздействия, возникающими в ходе развития

административно-процессуальных отношений, являются две: составление

протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о

применении к виновному лицу административного взыскания.

Протокол (акт) об административном правонарушении является важнейшим

процессуальным документом, не только закрепляющим факт правонарушения и

служащим основанием для его рассмотрения компетентным органом, но и

содержащим предварительную отрицательную оценку деяния. Поэтому Д. Н.

Бахрах в известной степени справедливо называет протокол об

административном правонарушении обвинительным документом: он содержит

результаты проведенного расследования, а именно- личные данные о сущности

правонарушения и нарушителя[17]. Иначе говоря, содержание протокола должно

давать ясное представление о характере административного проступка и по

возможности правильно оценивать его с точки зрения закона. Виновное

(отвечающее) лицо знакомится с протоколом, т.е. с предъявленным ему

обвинением и дает объяснение по существу дела.

Постановление по делу представляет собой итог всей предшествующей

работы и содержит окончательную отрицательную оценку лица, привлеченного к

административной ответственности. В нем устанавливается виновность

правонарушителя и определяется административное наказание, которое

предусмотрено конкретной нормой за данное правонарушение. При определении

меры взыскания учитывается тяжесть совершенного проступка, положительные и

отрицательные стороны личности нарушителя, степень вины, смягчающие и

отягчающие обстоятельства, а также имущественное положение виновного.

Названные реквизиты свидетельствуют о том значении, какое имеет

отрицательная оценка, содержащаяся в постановлении по делу. Она

представляет собой резюме тех оценивающих воздействий, которым подвергался

правонарушитель с момента совершения правонарушения. Сила и глубина

воздействия данной отрицательной оценки возрастает в связи с тем, что

постановление по делу об административном правонарушении представляет собой

юридически властный акт, обязательный как для нарушителя, так и для

государственных органов, призванных его исполнять.

Назначение административного наказания. "Отрицательная оценка"

компетентного органа, содержащаяся в постановлении по делу об

административном правонарушении, материализуется в административном

наказании. Применение административного наказания к лицу, совершившему

административное правонарушение, образует завершающий элемент в структуре

административной ответственности.

Актом, на основании которого применяется административное наказание

является постановление по делу об административном правонарушении.

Постановление выносится по результатам рассмотрения компетентным органом

дела об административном правонарушении.

Ранее, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 278)

устанавливалось, что постановление о наложении административного взыскания

подлежит исоплнению с моменты его вынесения.

В соответствии со ст. 31.1 КоАП постановление подлежит исполнению с

момента его вынесения, если специальными нормами не установлено иное.

Говоря по-другому, применение административного взыскания осуществляется

сразу после принятия постановления компетентным органом и вручения его

нарушителю. Суть этого заключается в практической реализации

административного взыскания, назначенного правонарушителю. Виновный субъект

подвергается штрафу, административному аресту, лишению специальных прав и

т.д.

В литературе по административному праву принято считать, что только в

процессе применения административного наказания лицо, совершившее

административный проступок, претерпевает "неблагоприятные последствия",

т.е. лишения и ограничения личного, морального или материального

характера[18]. Думается, что такой взгляд несколько вульгаризирует

процессуальную схему административной ответственности. Санкция (взыскание)

по объему - понятие более узкое, чем неблагоприятные последствия.

Определенные лишения и ограничения, а вместе с ними и "нормативные

переживания" начинаются для правонарушителя с момента совершения проступка

в процессе реализации первых структурных элементов административной

ответственности, ибо их реализация вносит некоторые изменения в его

правовые положения.

В применении административного наказания и в претерпевании его

виновным лицом ограничения и лишения принимают другие масштабы и

качественно иной характер: они выражаются в потере правонарушителем

конкретного социального блага (свободы, денежных средств, права управлять

транспортом и т.д.).

Орган, осуществляющий административную юрисдикцию, обладает не только

правом, но и обязанностью применять к административное наказание в

пределах, установленных нормами права, в точном соответствии с КоАП,

Налоговым кодексами и другими нормативными актами об административных

правонарушениях. Правонарушитель обязан претерпеть предусмотренное

законодательством и указанное в постановлении по делу административное

взыскание, однако имеет право на его корректное применение в соответствии с

установленными правилами и процедурами.

Резюмируя изложенное о структуре административной ответственности,

важно сказать следующее.

Административная ответственность не может быть понята только через

реакцию государства на административное правонарушение или только через

обязанности правонарушителя. Она является, как впрочем любая другая

ответственность, специфической совокупностью субъективных обязанностей и

правомочий правонарушителя. Наряду с конкретными ущербными обязанностями

эту совокупность составляет установленный объем особых процессуальных и

материальных правомочий, которые предусмотрены государством как гарантии в

процессе применения административного принуждения.

С учетом сказанного административную ответственность можно определить

как специфическое положение правонарушителя, который наряду с

претерпеванием административно-принудительных средств воздействия реализует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.