|
Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX вековЕлизаветопож-винского, Всеволодовильвенского и Всеволодоблагодатского; Александровское и вновь открытое Никитинское училище в с. Майкоре обслуживали заводы Н. В. Всеволожского: Александровский, Никитинский и золотые промыслы (ГАПО,Ф.43,Д.13,Оп.12,Л.17-18). Вопрос об открытии школы в с. Майкор был поставлен священником Кудымкарской церкви Н. Е. Гиляровым 20 апреля 1846г. Он писал управляющему Е. Е. Ингаму: "Я состою в обязанности покорнейше просить Вас, милостивый государь, содействовать открытию на правах домашнего обучения в означенном Никитинском заводе - учинением распоряжения о выборе мальчиков, на первый раз хоть несколько человек и о назначении для обучения их помещения. На основании вышеозначенных правил наставниками должны быть местные священнослужители... Они должны обучать детей безмездно. Обо всем, что от них требуется по сему предмету, им уже предписано" (Прокошев,1976,с.21). Управляющий поручил П. И. Иванову заняться непосредственной подготовкой к открытию Никитинского училища в с. Майкор. 19 сентября 1846 г. учитель осмотрел в Никитинском заводе "два зала, один в доме иерея означенного завода и другой в отделении конторы: в первом доме зал длиною в 11,5 аршин, шириною 7 аршин, во втором же длиною 15,5 аршин и шириною 11 аршин. В первом зале число учеников может простираться. До 30 человек, во втором же до 50 человек. Но должно заметить, что оба означенные зала не оштукатурены и первый зал без печей, белых полов и потолков, слишком низок, что неудобно для ланкастерского метода, во втором же нет печей и окна слишком велики. По моему мнению, удобнейшее место для школы находится в отделении конторы и по приведении оного в надлежащий порядок можно приступить к открытию ее" (Прокошев,1976,с.21). Правление согласилось с мнением учителя и приказали готовить под школу помещение в отделении заводской конторы. Накануне отмены крепостного права в 1860 г. в Никитинском заводе находились: "православная церковь, 8 часовен, госпиталь и школа для мальчиков, на детей до 12-летнего возраста выдается провиант безденежно" (Прокошев,1976,с.21). Итак, в имениях помещиков Всеволожских перед реформой 1861 г. в Коми- Пермяцком крае находились две начальные школы – в пос. Пожва и в с. Майкор. Обе школы имели целью профессиональную подготовку детей крепостных рабочих и служащих к труду на заводах и религиозное воспитание. Помещики грубо утилитарно подходили к проблеме просвещения: народное образование они рассматривали как своеобразное ответвление экономики, основной и единственной целью которого была подготовка рабочей силы. Образование в школах Всеволожского носило ярко выраженный сословный характер. Однако, они сыграли положительную роль в распространении грамотности среди коми- пермяков. §2 Земские и церковно-приходские школы края. В 1870-х годах наряду со школами министерства народного просвещения появились земские школы в Пермской губернии, в том числе и в нашем крае. В Российской империи же усилиями передовых земских деятелей, к числу которых принадлежал известный педагог Н. А. Корф, было достигнуто значительное увеличение количества школ. К примеру, в 1863 году по всей России было 15660 школ (не считая школ духовного ведомства), то в 1896 году их было уже 68358. Этот прирост школ надо отнести прежде всего за счет деятельности земств (Бачев,1988,с.34). Рядовая земская школа в России 1870-80-х годов по своим программам и постановке учебного процесса была значительно лучше школ министерства народного просвещения и духовного ведомства. Земской школе принадлежало ведущее место в распространении среди сельского населения грамотности и элементарных сведений по арифметике, истории и географии. С 1871 года по 1900 год число школ в Пермской губернии увеличилось с 248 до 1003, а количество учащихся - с 8597 до 74879 человек (Прокошев,1976,с.65). Из 755 школ, организованных земством Пермской губернии, 21 школа была открыта в коми-пермяцких деревнях Соликамского и Чердынского уездов (Коньшин,1999,с.38). Пермское земство считалось передовым, но и у него забота о распространении грамотности среди национальных меньшинств занимала последнее место. Вообще расходы на школу занимали небольшое место в земском бюджете. Подтверждением выше сказанному следует отметить, к примеру, за первые тридцать лет своего существования Пермское земство израсходовало на народное образование лишь 12 процентов своего бюджета. Основные средства были отданы на среднее и высшее образование и только 15 процентов на нужды начальной школы, главным образом на школьное строительство. Деятели Пермского земства признавали, что школьная сеть далеко недостаточна для обучения детей, живущих во всех населенных пунктах Пермской губернии. Обсуждая в 1898 году вопрос о введении всеобщего обучения, они выдвинули предложение организовать “подвижные школы” (Прокошев,1976,с.8). В докладе Пермской губернской управы губернскому земскому собранию говорилось, что нужно “открыть подвижные школы с таким расчетом: 4 года школа существует в одном селении и ее посещают дети от 7 до 14 лет; учитель подготовляет два выпуска, первый-малый, второй-большой, и переселяется в другую школу; через 4 года из второй школы переходит опять в первую и т. д.“ Такие “подвижные школы” предполагалось создать в пос. Гайны и в д. Кекур (современный Кудымкарский район) (Прокошев,1976,с.8). Сеть “подвижных школ”, точнее “кочующих учителей”, и система периодического обучения поколений, отделенных друг от друга четырьмя годами - вот к какому решению пришли земские деятели Пермской губернии в конце XIX века. Первые сведения о деятельности земства среди коми-пермяков относятся к 1868 году, когда было открыто начальное народное училище в селе Архангельском (Бачев,1988,с.45). Архангельское начальное народное училище – одна из старейших школ округа. О времени открытия школ в других селах данных не сохранилось. Известно только, что в 1877 году было открыто двухклассное училище в селе Юрла (Бачев,1988,с.46). К 1887 году в Коми- Пермяцком крае было 21 земское училище. Они находились в Юрле, Мошево, Юксеево, Усть-Зуле, Кочево, Юме, Гайнах, Архангельском, Белоево, Верх-Иньве, Верх-Юсьве, Егве, а в Ошибе, Куве, Кудымкаре, Купросе и Юсьве было по два народных училища - мужскому и женскому (Прокошев,1976,с.69). Одновременно с Пермским земством школами занималось и церковное ведомство - синод. Оно до 1890 года открыло на коми-пермяцкой территории всего четыре школы - Отевскую и Пешнигортскую(1885), Жеребцовскую и Верх- Сервинскую(1888) (Струминский,1911,с.32). Все эти школы функционировали на территории современного Кудымкарского района. Однако, если в 70-80 годах земство по количеству открытых школ обгоняло синод, то в последнее десятилетие XIX века картина резко изменилась. Царское правительство решило вытеснить земскую школу, заменив ее церковной. В 1884 году вышло положение о церковно-приходской школе, как основной школе сельской местности. Над земскими школами был усиленный контроль инспекторов, цензура резко ограничила выпуск учебников, которые писались земскими деятелями народного просвещения, ряд земских школ был закрыт (Бачев,1988,с39). Все же земские школы, на всем протяжении их исторического существования в Коми-Пермяцком крае, были главными очагами распространения грамотности и элементарных знаний из области различных наук. Программы и учебные планы земской школы для своего времени были передовыми. Через земскую школу, ее программы, учебники, руководства преподавателей учителя края знакомились с идеями таких выдающихся представителей русской педагогической мысли, как К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. Ф. Лесгафт, Н. А. Корф и других (Прокошев,1976,с.25). В Коми – Пермяцком крае большинство земских школ имело трехлетний срок обучения и только немногие были четырехгодичными. Школы с четырехгодичным курсом обучения находились в крупных населенных пунктах: Белоево, Верх-Иньве, Купросе (Бачев,1988,с.43). Но даже и земская школа не отвечала нуждам пермяков и не давала детям знания об окружающем мире. К примеру, учебная программа школы включала ниже следующие разделы. На изучение связанных с культом предметов (закон божий, старославянская церковная грамота) в плане отводилось 4 часа, фактически же на это уходило больше времени, если учесть, что до начала уроков, во время большой перемены и после уроков для всех учащихся было обязательным изучение и пение молитв (Зубов,1988,с.76). Примерный типовой учебный план земской школы выглядел так: Закон божий -2часа Чтение старославянских текстов -2часа Письмо -6часов Чтение -6часов Арифметика -6часов Чистописание -2часа Пение -1час Рукоделие -1час Всего 26часов Письмо и чистописание заключалось в изучении правил каллиграфии с некоторыми элементами грамматики. Каллиграфия занимала первое место. Арифметика сводилась к изучению четырех действий с целыми числами в пределах тысячи. Чтение было объяснительное. Этот предмет преподавался ежедневно и включал элементы сведений по истории, географии и естествознанию (Зубов,1988,с.77). Для исследуемого периода данные программы земских школ, на мой взгляд, были прогрессивными. 0сновное направление в развитии народной школы в России дал великий русский педагог XIX века, отец русской педагогики К. Д. Ушинский, выдвинувший идею народности – наиболее полное и всесторонее отражение в педагогической теории и практике истории, культуры и требований народа. Ушинский считал, что народность – это основа воспитания. Свой народ, его историю, культуру учащиеся познают через родной язык. “В светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа” – писал К. Д. Ушинский. Он глубоко понимал, что воспитание без обучения невозможно. Обучение следует начинать с грамоты. Он дал тщательную разработку звукового метода обучения грамоте, составив на его основе азбуку и первую книгу для чтения – “Родное слово”. Для учителей и воспитателей было написано “Руководство по преподаванию по “Родному слову” (Прокошев,1976,с.5). В коми-пермяцкой школе широко использовались такие замечательные учебные пособия, как книги К. Д. Ушинского “Родное слово” и “Детский мир”, принятые земской школой в качестве учебников по русскому языку. В своем руководстве к преподаванию по “Родному слову” К. Д. Ушинский дал основные методические указания о преподавании родного языка. Простота и доступность методики обучения, разнообразие и занимательность учебного материала, самостоятельность детей при его изучении – вот главные советы великого педагога. Наряду с учебниками К. Д. Ушинского “Родное слово” и “Детский мир” в земской школе использовались также “Азбука” и I, II, III, IV “Книжки для чтения” Л. Н. Толстого; “Азбука” и “В школе и дома” Н. Ф. Бунакова; “Букварь” и “Наш друг” Н. А. Корфа; “Первая учебная книга И. И. Паульсена. Все эти были лучшие учебники и учебные пособия того времени. Их авторы – выдающиеся русские педагоги-методисты (Прокошев,1976,с.7). Методы обучения значительно отличали земскую школу от церковно- приходской, в ней более широко применялся принцип наглядности. Земские школы имели и применяли такие наглядные пособия, как разрезная азбука, арифметический ящик, шведские счеты, образцы русских и метрических мер, глобусы, карты, картинки по развитию речи, картины по естествознанию и истории, коллекции минералов, насекомых, технических культур (лен, конопля), модели сельскохозяйственных орудий. Наглядность особенно помогала учителю на уроках объяснительного чтения, где учащимся, главным образом, и сообщались элементарные сведения по истории, географии, естествознанию (Коньшин,1999,с.32). Организационная и методическая работа была хорошо поставлена в Тиминской, Архангельской, Купроской школах. В Тиминской школе до 1917 года работала одна из старейших учительниц Коми-Пермяцкого округа О. Ф. Матлина- Козлова, награжденная в 1939 году орденом “Трудового Красного знамени”, а в 1943 году - орденом Ленина. В Архангельской земской школе работали известные впоследствии учителя Д. А. Баяндин и А. А. Баяндина, а в Купросской - В. А. Швецов (Бачев,1988,с.29). С конца 1899 года на школы Коми-Пермяцкого края была распространена система Н. И. Ильминского, прфессора Казанской духовной академии, которая способствовала повышению грамотности среди нерусских народов, в том числе и пермяков, и приобщила их к богатой русской культуре. В конце XIX века церковно-приходские пермяцкие школы преобразовались в четырехгодичные. Преподавание всех предметов в них осуществлялось по системе Ильминского: в младшем отделении первые два года – на пермяцком языке, а в старшем – на русском языке. Преподавали учителя из коми-пермяков и русских, владеющих пермяцким языком (Зубов,1993,с.18). Внося коренные изменения в методику преподавания, система Ильминского ничего не изменила в программах низших церковно-приходских школ. По прежнему большая часть учебного времени отводилась на “закон божий”, чтение древнеславянских текстов церковных книг, изучение молитв и церковных песнопений. Недельное количество часов, предусмотренное учебным планом для церковно-приходских школ, распределялось по системе Ильминского следующим образом: Закон божий -4часа Славянское чтение -2часа Счисление -6часов Чтение гражданской печати -6часов Чистописание - 2часа Письмо -6часов Всего -26часов Учебники и учебные пособия, разрешенные для церковно-приходской школы, были составлены в духе активной проповеди догматов церкви. В целом они носили реакционный характер и не имели ничего общего с наукой. Основными учебными пособиями были “Книга священного чтения”, “Начальные уроки закона божьего”, “Молитвенник”. Для обучения грамоте использовалась “Азбука”, составленная Ильминским (Бачев,1998,с.35). Арифметика в нерусских школах не преподавалась. Ее, по системе Ильминского, заменяло счисление – изучение четырех действий над целыми числами в пределах ста. Ученики производили действия как в уме, так и на бумаге. На последнем году учения их знакомили с прстейшими вычислениями по измерению площадей. В преподавании счисления учителя церковно-приходских школ использовали методы учителей земской школы. Так, на уроках счисления широко применялись шведские счеты. Самым пргрессивным элементом системы Ильминского явилась методика обучения русскому языку через посредство родного языка. Допуская в школу коми-пермяцкий язык, учитель неизбежно должен допустить и учебник, написанный на коми-пермяцком языке (Прокошев,1976,с.12). Для обучения чтению в младшем отделении церковно-приходской школы использовался пермяцкий букварь Е. Е. Попова, построенный на основе изучения звуков и букв русского алфавита посредством пермяцких слов. Для каждой изучаемой русской буквы была подобрана группа пермяцких слов, которые складывались из букв разрезной азбуки учителем или учениками и выставлялись на доске. Другим методом изучения азбуки была запись группы пермяцких слов под диктовку учителя, причем учитель сразу же давал перевод этих слов на русский язык. Читать русские слова целиком учащимся не давали читать до тех пор, пока они не изучили всех букв русской азбуки. Перевод был предназначен главным образом для учителей, не знакомых с пермяцким языком (Бачев,1991,с.48). Первые уроки, таким образом, посвящались упражнению учащихся в чтении букв русской азбуки и знакомству с русскими названиями отдельных предметов. Изучение букв Л, Ф, Х, Ц, Щ было отложено на самый конец, так как соответствующих звуков в пермяцком языке нет (Зубов,1993,с.76). После чтения и перевода специально подобранных пермяцких слов и кратких выражений ученики переходили к чтению и переводу слов и кратких предложений, помещенных во втором, этимологическом отделе азбуки Е. Е. Попова. При этом учителя обращали внимание на отличие грамматических форм пермяцкого языка от русского, особенно тех, которые затрудняли изучение последнего коми-пермяками. Третий отдел книги Попова был составлен из рассказов на коми-пермяцком языке. Чтению этих рассказов отводилось не менее двух-трех месяцев. Взятая в целом, эта методика должна была подвести ученика к изучению русского языка, однако и для овладения родным языком она давала многое: в течение первых двух лет он занимался только на родном языке, причем учителя знакомили его с некоторыми грамматическими формами, присущими этому языку (Баталова,1998,с.18). После трех месяцев обучения по такой методике ученики приступали к чтению русского текста. В церковно-приходских школах обычно брали “Книгу для чтения” Н. А. Одинцова (первый год обучения). Упражняясь в чтении, ученики “практиковались в русском разговоре по содержанию читаемых русских статей до тех пор, пока они совершенно не овладевали содержанием их, пока не достигали русского пересказа статей с полным разумением. К концу второго года обучения дети настолько научились понимать русскую речь, что с третьего года уже не прибегали к помощи пермяцкого языка” (Прокошев,1976,с.13). В старшем отделении церковно-приходской школы ученики проходили “Книгу для чтения” Н. А. Одинцова (второй год обучения), пропуская трудные и, сокращая длинные статьи, заучивали наизусть стихотворения и занимались письменными упражнениями в правописании, используя или книгу Н. А. Одинцова или курс правописания П. А. Некрасова. Изучение русского языка шло параллельно с изучением коми- пермяцкого. Одновременно с этими двумя живыми языками изучался и “мертвый”, старославянский. Такое нагромождение языкового материала на первых ступенях учения было вредно: не овладев, как следует одним языком, ученики переходили к другому. В результате школа не давала прочных знаний ни по одному языку. Элементы русской грамоты и зачатки коми-пермяцкой грамоты – вот все полезное, что мог получить ученик церковно-приходской школы (Бачев,1991,с.49). Учебный процесс в земской и церковно-приходской школах организовывался так, что начала и конца учебного года в школах точно установлено не было. Занятия начинались в школах между 1 и 15 сентября, а зачастую и еще позднее. Были случаи, когда школы начинали заниматься в октябре-ноябре. Продолжительность учебного года в церковно-приходских школах составляла от 109 до 160 учебных дней, а в земских – от 130 до 163 дней. Число учебных дней нередко было еще меньше из-за плохой погоды, буранов, разлива рек весной, когда ученики не могли попасть в школу. Школьники отпускались на несколько дней во время вывозки навоза на поля (Зубов,1993,с.76). Много учебного времени отрывали религиозные праздники и “царские дни”, в которые вести занятия категорически в школах запрещалось. Процент охвата детей школами как церковно-приходскими, так и земскими был в крае очень невысок, причем процент обучавшихся девочек был ничтожно мал. Так, в 48 школах духовного ведомства в Соликамском уезде в 1899-1900 учебном году числилось 1748 мальчиков и 510 девочек (Прокошев,1976,с.4). В коми-пермяцких волостях Соликамского уезда в 1906- 1907 учебном году и 33 школах духовного ведомства обучались 1031 мальчик и лишь 154 девочки. Например, в Волпинской церковно-приходской школе обучались 31 мальчик и одна девочка (Бачев,1991,с.43). Земские школы в нашем крае помещались в зданиях, построенных по единому типу. Школа имела две классные комнаты, учительскую, квартиру для заведующего школой, кухню, в которой обычно жила школьная прислуга, прихожую и уборные. Необходимо указать, что здание школы земство часто строило значительно позже открытия школы. Школы по несколько лет находились в совершенно неприспособленных для учебных занятий помещениях. Материальная бедность церковно-приходских и земских школ, непродолжительность учебного года, частые пропуски детьми учебных занятий, ограниченность содержания школьной работы приводили к тому, что школа давала пермяцким детям непрочные, неглубокие, самые элементарные знания. Передовая часть коми-пермяцкого учительства хорошо понимала это и вела борьбу за коренную перестройку работы школы, добиваясь, прежде всего, права преподавать на родном языке. Осуществить эти желания удалось только с образованием нашего округа после 1925 года (Прокошев,1976,с.15). Подготовка учителей для земских школ края велась в учительских школах, которые открывались некоторыми земствами, учительских семинариях и учительских институтах. Но значительное количество учителей специальной подготовки не имело (Бачев,1988,с.44). |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |