|
Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX вековРазвитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX вековО Г Л А В Л Е Н И Е Введение. 3 Глава I.Исторические предпосылки зарождения грамотности у пермяков. 8 §1 Миссионерская деятельность Стефана Пермского по созданию коми-азбуки. 8 §2 Распространение грамотности в Верхнем Прикамье. 13 Глава II. Роль земских и церковно-приходских школ в развитии образования. 27 §1 Создание и роль заводских школ. 27 §2 Земские и церковно-приходские школы края. 40 Глава III. Развитие народного образования в первой трети XX века в Пермяцком крае. 54 §1 Создание коми-пермяцкой письменности. 54 §2 Ликвидация неграмотности в крае. 57 Заключение. 65 Список использованной литературы и источников. 68 Список сокращений. 72 Приложение. 73 Введение. Коми-Пермяцкий край в конце XIX – начале XX веков входил в состав Пермской губернии (Соликамский и Чердынский уезды). Небольшая часть пермяков проживала в Вятской губернии. Согласно данных первой Российской переписи населения Российской империи в Пермской губернии проживало 92112 коми-пермяков. В том числе зюздинцев – 9320, язьвинцев – 3843 (Чагин,2000,с.14). В 1925 году, в год образования Коми-Прмяцкого автономного округа, коми-пермяков в крае насчитывалось 134 тысячи. В конце XIX века выделяются четыре этнографические группы коми пермяцкого населения: 1) косинско-камская (по рекам Каме, Лупье и Косе); 2) иньвенская (по рекам Иньве, Велве, Куве); 3) язьвинская (по реке Язьве); 4) зюздинская (Вятская губерния). В данный период основными занятиями пермяков являлись пашенное земледелие, скотоводство, в меньшей степени в крае были развиты охотничьи и рыбацкие промыслы. В крае повсеместно применялся кабальный труд пермяков на графских заводах и рудниках. В этот период важным аспектом в изучении истории коми-пермяков является распространение письменности в крае. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уровень развития народа определяет его образование. В настоящее время отсутствуют отдельные работы по становлению и развитию образования в Коми-Пермяцком крае в конце XIX - начале XX веков. Изучение истоков зарождения и развития грамотности среди коми-пермяков и других народов Прикамья представляет большую ценность для исторической науки. Выявленные исторические закономерности и этапы культурного роста этноса помогут лучше разобраться в фундаментальных основах современных социально-педагогических проблем и наметить наиболее рациональные пути дальнейшего развития образования в Коми-Пермяцком автономном округе. Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ и характеристика развития образования в Коми-Пермяцком крае в данный исторический период. В соответствии с целью данного исследования решались следующие задачи: - проанализировать роль Стефановской азбуки на развитие письменности в крае; - охарактеризовать деятельность заводских школ края XIX века; - проанализировать и описать деятельность земских и церковно- приходских школ исследуемого периода; - охарактеризовать период становления коми-пермяцкой письменности и языка. Предметом исследования является становление и развитие образования в Коми-Пермяцком крае. Объектом исследования являются заводские, церковно-приходские и земские школы Коми-Пермяцкого края. Хронологические рамки исследования охватывают середину XIX – I треть XX веков. Однако при необходимости в работе рассматриваются более ранние исторические периоды. Методология и методы исследования. В данной работе использована совокупность общенаучных и исторических методов. Основными методами исследования являются описательный и сравнительно-исторический. При проведении исследования автор опирался на принципы историзма и объективности. Для анализа и понимания рассматриваемых в работе проблем использованы подходы, разработанные в трудах известных российских исследователей: С. А. Токарева, Ю. В. Бромлея, А. А. Воронова, Н. Ф. Мокшина, В. Е. Владыкина, Г. Н. Чагина и других. Степень изученности проблематики и источниковая база исследования. Определенные сведения о развитии языка и письменности коми-пермяков содержатся в трудах ученых-путешественников Н. П. Рычкова (1772), И. И. Лепехина (1780), В. Н. Берха (1821) и других. Во II половине XIX века началось эпизодическое изучение развития языка и письменности пермяков. Появились первые этнографические историко-культурные работы, касающиеся проблем распространения грамотности среди пермяков: В. А. Хлопова (1852), Н. А. Рогова (1858), Н. Добротворского (1883), И. Н. Смирнова (1891), Ф. А. Теплоухова (1895),В. М. Яновича (1903) и др. в послереволюционный период развитию образования посвящены работы исследователей края А. Сыропятова (1924), Г. А. Старцева (1927), Н. И. Шишкина (1947), Д. И. Гусева (1957, 1958, 1964), В. Н. Белицер (1958), Г. Т. Бачева (1977, 1979, 1982, 1988, 1991, 1995), Ю. П. Зубова (1988, 1995), Г. Н. Чагина (1995, 1998, 2000), Ю. П. Шабаева (1996, 1998, 2000), А. Е. Коньшина (1999), Г. И. Мальцева (1998, 2000) и др. Исследование основано на комплексе исторических и этнографических источников. Из архивных источников использованы фонды Коми-Пермяцкого Государственного Архива (КПГА) и Государственного Архива Пермской области (ГАПО). Существенным источником написания работы послужили материалы полевых экспедиций, Коми-Пермяцкого Окружного Краеведческого музея (КПОКМ), Коми- Пермяцкого отдела общественных наук института языка литературы и истории Коми Научного центра Уральского отделения Российской Академии Наук (КПООН ИЯЛИ КНЦ УрО РАН). Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется цель и обосновываются задачи исследования, описывается предмет, объект, хронологические рамки работы, степень изученности проблематики и источниковая база исследования, методология и методы исследования. I глава называется “Миссионерская деятельность Стефана Пермского по созданию коми азбуки”. В I параграфе описывается роль миссионерской деятельности Стефана Пермского для развития письменности в нашем крае. Во II параграфе характеризуется и описывается распространение грамотности в нашем крае в исследуемый период. II глава называется “Распространение грамотности в Верхнем Прикамье”. В I параграфе описывается и раскрывается роль заводских школ в развитии образования края в исследуемый период. Во II параграфе характеризуется пргрессивная роль земских и церковно-приходских школ. III глава называется “Развитие народного образования в первой трети XX века в Пермяцком крае”. Она посвящена вопросу развития образования на территории края в послереволюционный период и созданию коми-пермяцкой письменности и языка. В I параграфе раскрывается создание коми-пермяцкой национальной письменности. Во II параграфе описывается процесс ликвидации неграмотности на территории образовательного округа. В заключении формулируются выводы и заключения по исследуемой работе. В приложении даются графические изображения Стефановской азбуки, фотография первого религиозного заведения края – Плесинского монастыря и ксерокопии просветителей края и организаторов церковно-приходских училищ и школ. Работа апробирована в 2000 году на межвузовской студенческой научной конференции в г. Перми. Глава I.Исторические предпосылки зарождения грамотности у пермяков. §1 Миссионерская деятельность Стефана Пермского по созданию коми-азбуки. На формирование и развитие культурных ценностей коми-пермяцкого народа в течение тысячелетий оказывали влияние многие народы: скифы и сарматы, монголы и татары, башкиры и ханты. Об этом свидетельствуют археологические источники и коми-пермяцкий эпос (Прокошев,1976,с.3). Героические подвиги главных героев эпоса Кудым-Оша и Перы-Богатыря связаны с таежным севером и причерноморским югом, они рассказывают о былых межплеменных хозяйственных и культурных сношениях жителей Прикамья с вычегодскими” землями царицы Виджо”, Югрой и с жителями” Великих камней Тоссемь да Ялпынь-нэра” (мансийские названия горных вершин Северного Урала) (Климов,1991,с.73). Кудым-Ош женился на дочери мансийского вождя Манньяысе и у них родился богатырский сын Пера (Прокошев,1976,с.4). Пера является зачинателем коми-пермяцкой культуры, он принес силу и благо людям, добыл им огонь, научил” ковать железо”, отогнал врагов от великих рек и оковал железными скобами тыны пермяцких городищ (Ожегова,1971,с.97). Во время плавания в южные страны Пера приобрел знания и мудрость, по возвращении на родину он передал их вместе с ремеслами и письмом своим людям, которые до этого вели “звериный” образ жизни (Климов,1991,с.73). “Тогда ни хлеба, ни овощей еще не выращивали. Да и топора, ни пилы – ничего не было. А люди занимались только рыбной ловлей и охотой. А охотились они голыми руками (Ожегова,1971,с.96). Взаимодействие коми-пермяцкой культуры с русской положило начало новому периоду в развитии культуры жителей Верхнего Прикамья. Древние связи коми-пермяков со славянами относятся к первому веку нашей эры. “Славяне, - констатирует Н. С. Попов, - имея в Старой Ладоге пристань, которую Страленберг первою называет, полагая вторую в Чердыни, закупали в ней у пермяков мягкую рухлядь и доставляли оную посредством Невы и Балтийского моря в древнейшие города Винету и Аркону” (Попов,1913,с.179). С XI века новгородские князья уже считали Пермский край одним из своих обширных владений. В следующем столетии начинаются попытки заселения русскими прикамских земель. Так, в 1174 году предприимчивые новгородцы основали на берегу Камы, недалеко от Полюдова Камня, первое русское временное поселение, “а отсюда разошлись в разные стороны для завоеваний, часть из них пошла к северу, к устью речки Осы, а другие пошли по реке Чепце через горы и достигли реки Вятки” (Шишонко,1881,с.8). Окончательное присоединение Перми Великой (Чердынь) произошло в 1472 году. С 1462 года начинается христианизация коми-пермяков с крещения пермских князей. Отвергая реакционную сущность религиозной идеологии, насаждаемой среди местного населения православными проповедниками, нужно положительно оценить просветительную деятельность многих из них. В первую очередь здесь надо отметить создание в XIV веке пермской азбуки проповедником-миссионером Стефаном Симеоновичем Храпом (1330-1396), прозванным за свою деятельность среди пермяков в народной среде – Пермским (Епифаний,1862,с.76). Стефан Храп родился и получил первоначальное образование в семье причетника соборной церкви г.Устюга Вологодского края. У местного населения он выучился разговорному пермскому языку и задумал составить пермскую азбуку. Но почувствовал, что не имеет достаточных знаний для такого ответственного дела и поступил для продолжения образования в Ростовский монастырь (Епифаний,1862,с.77). В монастыре Стефан усиленно занимался изучением славянского и греческого языков, составил пермскую азбуку и перевел на пермский язык несколько богослужебных книг. В 1378 году московский митрополит Герасим направил Стефана в Пермский край проповедником. При содействии Стефана в пермяцких селениях было построено несколько церквей, в которых богослужение стало вестись на коми языке, при церквах были школки, ”где сам учил взрослых и детей грамоте, церковному пению и богослужебному порядку, часослову, осьмигласнику, псалтырю” (Епифаний,1862,с.35). За большие заслуги просветителей деятельности среди инородцев Стефан Храп был отнесен к лику святых и удостоен чести быть похороненным в Московском Кремле. Следует предположить, что не без определенного влияния Стефана Пермского впоследствии в г. Чердынь был построен первый в Перми Великой Иоанно-Богословский монастырь (1462г.). Этот монастырь сохранился до современного периода. В 1539 году на берегу Камы, далеко на севере, был построен Троицко-Плесинский монастырь. Поселение, возникшее возле него, стало называться деревней Монастырь (Чагин,2000,с.12). эта деревня до сих пор существует в Гаинском районе Коми-Пермяцкого автономного округа. Сохранилось и деревянное здание монастыря (Приложение 1, Троицко-Плесинский монастырь). Первая приходская церковь появилась в погосте Гайны, в 1579 году. В 1624 году церковные приходы появились в погостах Коса и Кудымкар (Чагин,2000,с.12). Это время можно назвать завершением христианизации Коми- Пермяцкого края. Способ изобретения пермской азбуки Стефан Пермский заимствовал у Кирилла и Мефодия. Как в свое время основатели славянской письменности, греческие монахи воспользовались готовыми болгарскими знаками, так и Стефан воспользовался для начертания некоторых элементов букв Пермской письменности готовыми знаками, употреблявшимися пермяками, в частности, в деревянных календарях (пасах) (Грибова,1982,с.79). В качестве примера приведем начертания некоторых древне-пермяцких пасовых знаков (кабалы): крыша-крыша; туй-дорога; кык туй да кык тшупот- две дороги да две зарубки; утка кок-утиная нога; и сэтчин и татчц; одзо и бцрц-туда и сюда; взад и вперед; стрела да ньцв-стрела с луком; пызан-стол. Из сравнения букв, (дой) , (о) и пасовых знаков видно, что их начертания во многом совпадают (Приложение 2, Пермский деревянный календарь). Первый биограф пермского просветителя мономах Епифаний сообщает, что Стефан “изучился сам языку пермскому, и грамоту новую пермскую сложи и азбуки незнаемы счини, по предложению пермского языка, якоже есть требе…. Се имезона словом азбуки пермские: ан, бур, гай, дой, э, жой, джой, зата, дзита, и, кокэ, лэй, мэно, во, пэй, сий, тай, у, цю,черы, шой, ыры, ять, вэр, о, я. (Приложение 3, Пермская азбука 1375 года). Когда же се бысть или в кое время? И не давно, но яко мню от создания миру в лето 6883 (т.е. в 1375 году) (Савваитов,1873,с.9). В проповедях Стефан высоко оценивает образованность и грамотность. В частности он говорит, что ”надо учить детей грамоте перметей… и млады дети загоде дя обучать грамоте” (Епифаний,1862,с.135). В своих молитвах Стефан давал и светские советы пермякам по ведению хозяйства, как охотиться на белку, на медведя, как рубить дрова, что этому делу тоже надо учиться с детства (Епифаний,1862,с.136). Распространению пермской азбуки Стефана благоприятствовало появление в ХIV веке нового материала для письма-бумаги - более удобного, чем береста, и много дешевле, чем пергамент. Стефановская азбука просуществовала триста лет. Это выдающееся явление в истории культурных связей русских и коми. Но азбука Стефана не пустила глубоких корней в народе, она не стала его письменностью (Грибова,1982,с.43). Древнеписьменный пермский язык был только языком церкви, недоступным простому народу. Письменность, которой не пользовался народ для выражения всех своих взглядов, чувств и убеждений с целью повседневного и всестороннего общения, обречена была на вымирание. Причин, побудивших коми-пермяков к неприятию азбуки Стефана Храпа, на мой взгляд, несколько. Прежде всего - это, конечно, насильственная христианизация и колонизация. Христианство в Пермском крае насаждалось огнем и мечом (Дмитриев,1889,с.185). Распространению грамотности на родном языке среди пермяцкого населения препятствовала русская православная церковь. После Стефана она не готовила лиц духовного звания на коми-языке. Все богослужения разрешалось вести только по церковнославянски. Пермская азбука Стефана Храпа, по существу, была запрещена церковью. Господство крепостников – помещиков и церкви явилось главным препятствием на пути коми-пермяцкого народа к овладению письменностью на родном языке (Шишкин,1947,с.76). Еще одной из причин, препятствующих принятию коми-пермяками азбуки Стефана, явился недостаточный уровень социального и экономического их развития. Основная масса коми-пермяков вела примитивное хозяйство, занималась охотой и рыбной ловлей. “Внутреннее хозяйственно-политическое устройство коми-пермяков в этот период характеризовалось крайне низким состоянием экономики и примитивным бытом” (Шишкин,1947,с.77). Итак, духовный и экономический гнет пермяков со стороны царизма, церкви и крепостников-помещиков, а также относительный уровень социального развития в регионе не позволили им в феодальный период воспользоваться пермской письменностью Стефана Храпа. В условиях жесткого гнета в сознании коми-пермяцкого народа азбука Стефана выступала не как средство познания добра и света, а как темная и злая сила, приносящая горечь и страдания. Эта азбука не прижилась ни в Перми Малой, ни в Перми Великой. §2 Распространение грамотности в Верхнем Прикамье. В данный исторический период в Пермяцком крае грамотный человек был очень редким явлением. Учета грамотных людей и выучившихся грамоте не велось. В писцовых книгах жителей Прикамья, составленных Яхонтовым, Кайсаровым, сведения об образовании и национальности переписанных лиц отсутствуют. По другим разрозненным источникам можно установить только тот факт, что грамотные люди в Прикамье в ХVI-ХVII вв. были не только среди духовенства и чиновников, но и среди зажиточной части русских и нерусских горожан и даже крестьян (Шишонко,1882,с.370). В середине ХVIII века на Урале и широко стало распространяться скоморошество и различные народные игры. Народ вместо церкви часто шел на игрища. Некоторые ухитрялись играть в шахматы и карты даже во время богослужения в церкви (Шишонко,1882,с.370). Свадьбы простой народ справлял весело, без соблюдения религиозных обрядов. Как и чему обучали “учительные люди” на Урале в ХVIII веке, установить пока не удалось. Известно только, что из Москвы в Чердынь, Соликамск и Верхотурье поступали печатные книги для раздачи их по монастырям и церквам, попам, причетникам и всем жилецким людям, а также свободной продажи их (Шишонко,1884,с.115). Так, в 1637 году Чердынский воевода Богдан Комынин получил 65 книг. Это были минеи, канонники и уставы. В 1649 году Верхотурскому воеводе Борису Дворянинову было послано “книг печатных в переплете: евангелие напрестольное, два охтоя, две триоди, минея общая, два пролога, служебники, апостол, псалтырь, часовник” (Шишкин,1947,с.67). Некоторые монастыри и церкви отказывались от книг. В конце ХVIIв. - начале ХVIIIв. на распространение грамотности в Прикамье некоторое влияние оказали раскольники. После подавления стрелецкого мятежа в 1698 году часть стрельцов-раскольников бежала в Прикамье и поселилась здесь. Особенно много их было в Сепыче и Сабанце. “Их грамотники и начетники обучали детей грамоте…. И многие учившиеся у них вышли действительно распространителями раскола. И поныне здесь много наставников грамотных, начитанных” Наставниками, или по-раскольнически “стариками” назывались преемники стрельцов, которые выучились у них грамоте и занимались обучением других (Шишонко,1887,с.218). Из приведенных фактов можно сделать вывод, что раскольники, как и церковь, при обучении крестьянских детей грамоте преследовали цель воспитания их в религиозном духе. Они учили детей постольку, поскольку это им было выгодно. Ни церковь, ни раскольники о действительном образовании народа никогда не заботились. Местные священники свои служебные обязанности выполняли с большой неохотой. Особенно обременительным они считали обучение и воспитание пермяцких детей. К приведенному примеру отказа церквей от книг можно прибавить тот факт, что с 1725 по 1870 годы “священники или не имея возможности следить за верою и жизнью прихожан, или по невежеству не радея о своем стаде, в отдаленные деревни или вовсе не ездили, или были там, то редко и то разве за сбором хлеба, льна, шерсти и прочего (Шишонко,1879,с.23). Даже человек умеренных либеральных взглядов, инспектор, а затем директор народных училищ Пермской губернии В.Н.Шишонко пришел к заключению, что пермские церковнослужители после “Стефана не принимали никакого участия в деле народного образования” и малограмотность, а чаще всего просто неграмотность их “были причиною, что всей части России не было до сего времени никаких для просвещения не только мирских, но и духовного звания людей, заведений учебных” (Шишонко,1879,с.23). В XVIII веке в России стали появляться и получили развитие светские учебные заведения, находящиеся в руках государства. Начало светскому образованию положила школа математических и навигационных наук, основанная в 1701 году в Москве. Открытие светских школ в Прикамье связано с именем известного русского ученого и просветителя, начальника горных заводов Урала Василия Никитича Татищева (1686-1750), одного из первых теоретиков и организаторов русской народной школы и профессионального образования (Шишонко,1879,с.23). В начале своей деятельности на Урале (1720-1723) В.Н. Татищев попытался открыть школы во всех слободах, приписанных к горным заводам. Он предложил устроить в этих селениях “избы для школ”. В 1930-е годы он добивался, чтобы школы имелись не только при казенных, но и при частных заводах. Основной задачей школ была подготовка для заводов |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |