|
Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX вековквалифицированных работников. В.Н. Татищев считал необходимым, чтобы школы были открыты также и для детей крепостных крестьян, в которых обучались бы и в зимнее свободное от посевных работ время, мальчики и девочки в возрасте от пяти до десяти лет чтению и письму, а более старшие от десяти до пятнадцати лет - различным ремеслам. Некоторых успехов в школьном деле В. Н. Татищев добился. В 1737 году во всех горнозаводских школах Урала обучалось 654 человека. На территории Прикамья были открыты две горнозаводские школы: в г. Кунгуре (1721) и в п.Егошихе (1735) и одна арифметическая школа в г. Соликамске (1723) (Шишонко,1887,с.367). В Кунгурской школе не было словесных классов (первых двух классов начальной школы), поэтому в ней принимали только тех детей, которые уже дома научились читать и писать. По социальному составу школьники были всех сословий, кроме крепостных крестьян. Сиротам и детям бедных родителей давалось по полтора пуда муки в месяц и по одному рублю в год на платье. Учеников велено было обнадеживать, что окончившие курс лечения никогда не попадут в солдаты, матросы и другие невольные службы (Шишонко,1887,с.369). В. Н. Татищев внимательно следил за работой новой школы, требовал от заведующего систематических отчетов о работе и успехах учеников. Несмотря на большую занятость по службе он использовал любую возможность для самообразования, показывал личный пример учителям и учащимся. Об этом говорит, например, его запись на учебнике французского языка: “1720 года, октябрь в 21 день в Кунгуре по сей грамматике начал учиться по французскы артиллерии Василий Никиты сын Татищев, от рождения своего 34 лет 6 месяцев и 2 дней “ (Нечаев,1956,с.7). В 1781 году была образована Пермская губерния. В губернском городе Перми (Пермью с 1781 года стал именоваться заводской поселок Егошиха, основанный в 1723 году В. Н. Татищевым) в 1783 году открывается единственное учебное заведение пермская градская школа с двухлетним сроком обучения. В школе работал один учитель Иван Семенович Филимонов, выпускник вятской духовной семинарии. Он вел все учебные предметы (чтение, письмо, арифметику и рисование), был заведующим школы, исполнял обязанности сторожа, за работу получал сорок рублей в год. В 1785 году в школе обучалось двадцать девять учеников в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Занятия с каждым учеником проводились по старой методике, индивидуально. 22 сентября 1786 года состоялось преобразование Пермской градской школы в Главное народное училище. На церемонии открытия училища присутствовали губернатор, духовенство и другие официальные лица. Срок обучения в училище был пятилетним (Нечаев,1956,с.8). 24 ноября 1789 года состоялись церемонии открытия малых народных училищ в уездных городах губернии: Верхотурье, Кунгуре, Соликамске, Чердыни и Шадринске. В малых училищах учились по два года. Языком обучения был русский. Директором народных училищ был назначен губернский прокурор Иван Иванович Панаев (1753-1796), человек прогрессивных убеждений, много сделавший для распространения просвещения на Урале. Он был близко знаком с передовыми людьми России: А. Н. Радищевым, Н. И. Новиковым, Г. Р. Державиным. Много надежд возлагали на вновь открытые училища пермские просветители, но их надежды не оправдались. После В. Н. Татищева за пятьдесят лет с 1737 года по 1789 число обучающихся в школах Урала не увеличилось, а уменьшилось на сорок пять человек. В 1789 году во всех училищах Пермской губернии числилось 609 человек, из них в Прикамье (Кунгуре, Перми, Соликамске и Чердыни) - только 132. По свидетельству пермского педагога-демократа 19 века Н. А. Фирсова”…народные училища, на которые возложен был труд распространить в России образование, шли чрезвычайно туго, и нет ничего удивительного, если пермские народные училища разделяли участь со своими собратьями. И он указывает на то, что здесь условия были неблагоприятные: отдаленность края от высшей власти способствовала увеличению произвола чиновников и их безнаказанности. Царское правительство разжигало национальную рознь, поэтому люди разных народностей Прикамья - русские, коми-пермяки, татары, башкиры, удмурты и другие часто смотрели враждебно друг на друга. При таких условиях масса народная не могла сочувствовать образованию, даже если хотела принять его, по одному только потому, что оно предлагалось боярами. Если и понимала нужду в образовании, то под образованием она разумела простую грамотность, умение читать и писать в той степени, чтобы хоть поспорить с подьячими. Таким образом, легко объяснить, почему некоторые простолюдины в Пермском крае не хотели отдавать детей в малые народные училища, тогда так охотно посылали их на выучку к каким-нибудь книжникам, за дешевую цену, сообщавшим книжную мудрость (Нечаев,1956,с.9). Великий русский революционер-демократ Н. А. Добролюбов, проанализировав состояние народного образования в Пермской губернии до XIX, пришел к выводу, что пермское училище, открытое в 1786 году, представляло собою один из печальных образчиков того, что вообще делалось тогда в России с училищами вслед за формальным их открытием (Добролюбов,1949,с.519). В конце XVIII века к существующим школам в Прикамье прибавляются еще две, открытые помещиками Строгановыми в селе Ильинском (1794) и Всеволожскими в поселке Пожва (1799). Пожвинская школа является первым учебным заведением, основанным на территории современного Коми-Пермяцкого автономного округа. В 1999 году современная Пожвинская средняя школа торжественно отметила свой двухсотлетний юбилей. В Прикамье, как и во всей Российской империи, в этот период начинают организовываться и функционировать первые земские школы. Процесс этот происходил медленно. На территории Верхнего Прикамья, куда исторически входил Коми-Пермяцкий край, первые земские школы начинают открываться только во II половине XIX века. Более подробно значение и развитие земских школ в нашем крае в моей работе охарактеризовано во II главе. Необходимо подчеркнуть, что в Верхнем Прикамье, как и во всей России, в этот период остро стояла проблема подготовки учительских кадров. Она всегда была злободневной и довольно трудной. Особенно остро стоял этот вопрос в царской России во второй половине XIX века, когда развитие капиталистических отношений вызывало объективную необходимость в использовании более или менее грамотных работников для обучения грамоте (Слудковская,1976,с.33). Хотя широкая подготовка учителей в России началась еще в более ранний период (XVIIIвек), однако педагогическое образование получило свое развитие лишь в 60-е годы XIX века. Под влиянием общественно- педагогического движения в этот период открываются учительские семинарии. Например, в г. Москве в 1860 году, в г. Дерпте в 1861 году и в других городах России (Слудковская,1976,с.33). Но даже открытие учительских семинарий не могло ликвидировать острую нужду в учителях. Такая же ситуация была и в Верхнем Прикамье. Подбор и подготовка педагогов крайне затруднялась их бесправным и нищенским положением, особенно учителей народных училищ. Труд учителя начальной школы ценился очень низко, специального образования не требовалось. В учителя мог пойти всякий человек, умеющий читать и писать, и сюда обычно шли все те, кто не мог устроиться на другую службу (Слудковская,1976,с.33). Отсюда вполне понятно, что к деятельности учителя в те времена молодые люди особо не стремились. Среди правящих кругов Пермской губернии господствовало мнение, что крестьянских детей грамоте обучать может любой “грамотей“, что для этого никакой специальной подготовки не требуется. Особенно сложно обстояло дело с учительскими кадрами на окраинах России, в частности у нас на Урале, где в дореформенный период большинство учителей в народных училищах работали без педагогической подготовки, а в сельских школах даже и без достаточного общего образования (Прокошев,1976,с.25). В приходских училищах учителями, как правило, были выгнанные со службы чиновники, недоучки разных учебных заведений, отставные солдаты, писаря, никогда не слышавшие о существовании такой науки, как педагогики. Учащиеся школ края должны были твердо знать приветствия начальству, бойко говорить заученные молитвы и отвечать на определенные вопросы. Считалось, что при подобных требованиях знания педагогики были не обязательны для учителя. Известную роль в деле подготовки народного учителя сыграла, как было уже отмечено, деятельность земств Пермского края. Деятельность Пермской губернии в этот период была весьма прогрессивной. Она занималась вопросами открытия школ и широкой общеобразовательной подготовки будущих учителей. Известно, что во второй половине XIX века во главе Министерства народного просвещения стояли такие ярые реакционеры, как Д. А. Толстой и И. Д. Делянов (Лейкина-Свирская,1971,с.31). Деятельность реакционного правительства была направлена на то, чтобы ликвидировать школьный устав 60- х годов XIX века, ограничить частную и общественную инициативу в развитии народного образования и усилить надзор над школами. В этих целях Министерство народного просвещения Российской империи проводило перестройку школы: учредило должность инспектора училищ, дало большие полномочия попечителям народных училищ (ГПАО,Ф.408,Д.47,Оп.1,Л.10). Однако следует заметить, последние, в большинстве своем, мало что понимали в деле просвещения. Следует дополнить, что деятельность земств хотя и была ограничена самодержавием, тем не менее давала положительные результаты. Пермское земство, как и ряд других передовых земств, проявляло особенно большой интерес к начальным школам: выделяло средства на их содержание, снабжало учебно-методическими пособиями, подыскивало учителей, занималось открытием учительских съездов и курсов, стремилось к открытию учительской школы. Но такая учительская школа долго не открывалась. Одной из существенных причин, мешавших ее открытию, явилось открытие в 1872 году Казанской правительственной учительской семинарии, директором которой был известный педагог, профессор Н. И. Ильинский (Кузьмин,1970,с.51). Две же учительские семинарии в одном учебном округе России, в 1908 году, открывать не рекомендовалось (Прокошев,1976,с.29). Огромную роль в деле подготовки земских учителей в нашем Пермском крае сыграли учительские курсы и съезды. Педагогические курсы предназначались для учителей, плохо владеющих методикой преподавания и общей педагогикой, а таких учителей в регионе было большинство. А. М. Вежлев выделяет три этапа в развитии курсов и съездов. Первый этап – 60-е–70-е годы XIX века. Здесь на этих форумах решались в основном методические вопросы (Вежлев,1958,с.10). “Положение о начальных народных училищах” 1874 года, которым руководствовались при обучении в Российской империи, требовало от учителей иметь право на преподавание, которое приобреталось по экзамену. В результате часть учителей вынуждена была оставить школу, а положение с учительскими кадрами еще более ухудшилось. Такое состояние с учительскими кадрами ставило перед земствами края определенные задачи подготовки и переподготовки учителей (Слудковская,1976,с.38). Второй этап учительских курсов и съездов приходится на 80-е годы XIX века. Их деятельность оказала значительное влияние на развитие народной школы Коми-Пермяцкого края. Учителя и другие деятели народного образования отстаивали земскую школу как наиболее прогрессивную в данный исторический период. В 90-х годах XIX века наблюдается наиболее широкий охват курсами учителей. Возобновляются летние педагогические курсы, на них впервые ставится проблема воспитывающего обучения. Следует отметить, что в 60-е годы XIX века курсы в крае проводились в довольно трудных условиях. Никакими правилами они не регламентировались. Так называемые уездные педагогические советы созывали их по своему усмотрению с согласия земских собраний. Но уже, начиная с 1869 года, учительские курсы и съезды стали проходить только с разрешения Министерства народного просвещения России. Затем они начинают проводиться под контролем директоров народных училищ. Положительно в этом моменте то, что при организации курсов деятели народного образования учитывали слабую подготовку молодых учителей и поэтому стремились дать необходимые теоретические знания и показать образцовые уроки. Курсы знакомили слушателей со всем тем, что признавалось в то время последним словом педагогики и методики, в первую очередь с педагогической системой основоположника русской народной школы К. Д. Ушинского (Слудковская,1976,с.38). Первые педагогические курсы в г. Перми состоялись в 1865 году (ГАПО,Ф.458,Д.47,Оп.1,Л.10). Целью данных курсов была подготовка учителей начальной школы. В последующие годы учительские курсы проходили то в одном, то в другом городе Пермской губернии. В июне 1873 года в Соликамском уезде на Чермозском заводе состоялся съезд учителей народных училищ (ГАПО,Ф.458,Д.47,Оп.1,Л.10). Но особенно большой след в истории народного образования Пермской губернии оставили краткосрочные педагогические курсы в г. Осе, проведенные осенью 1875 года. Цель курсов определялась таким образом: “Уяснить и усвоить основные начала, выработанные современной педагогикой, дидактикой и методикой в применении их к народной школе” (ГАПО,Ф.458,Д.47,Оп.1,Л.10). Программа курсов была следующего содержания: 1. Отношение школы к физическому воспитанию. 2. Школьная гигиена. 3. Отношение школы к нравственному воспитанию. 4. Нравственное воспитание. 5. Основы для построения общей дидактики. 6. Общие свойства правильного обучения. 7. Наглядное обучение. 8. Обучение грамоте. 9. Письменные работы. 10. Грамматика. 11. Арифметика. 12. Геометрия. 13. Объяснительное чтение. 14. Практические уроки. На Осинские курсы съехались шестьдесят три учителя: из Осинского уезда тридцать четыре учителя и пятнадцать учительниц, из Оханского - восемь учителей, Кунгурского - четыре, Пермского - два учителя. По образованию состав учителей был весьма различен. Со специальным высшим педагогическим образованием был только один человек, 8 учителей окончили педагогические курсы при уездных училищах, 4 человека являлись выпускниками пермской духовной семинарии, остальные 50 человек не имели педагогического образования. На педагогических курсах в городе Осе перед учителями выступали передовые педагоги Пермской губернии, представители Петербургского педагогического общества Е. И. Гасабов и другие (Прокошев,1976,с.34). На курсах живое обсуждение получили такие вопросы, как роль личности учителя, пример учителя в процессе обучения и воспитания, какими должны быть школьные порядки и другое. Необходимо отметить, что подобное проведение учительских курсов стало носить традиционный характер Пермской губернии. На них главное внимание уделялось вопросам введения новых методов обучения, в частности звукового способа обучения грамоте. Курсы сыграли большую роль в оживлении школьного дела, в совершенствовании преподавания в начальной школе на территории края. В деле подготовки учительских кадров известную роль сыграли и педагогические классы при женских гимназиях, которые получили широкое распространение в 70-е годы XIX века. Эти педагогические классы возникли также под влиянием деятельности передовой общественности, обеспокоенной нехваткой учителей. Значительный след в истории нашего края оставили педагогические курсы в г. Перми, состоявшиеся в июле 1901 года. На них были приглашены учителя со всего Урала. Это явилось ярким свидетельством тяги учительства к знаниям (Прокошев,1976,с.51). Немаловажным в данный исторический период является составление и выпуск первых премяцко-русских и русско-пермяцких словарей. Эти вопросы хорошо освещены в научных статьях Р. М. Баталовой и Г. Н. Чагина (2000). Согласно их данных, первые письменные источники о коми-пермяцком языке относятся к XVIII и XIX векам. Они дошли до настоящего времени в виде рукописных словарей и списков слов (часто наряду зырянскими, удмуртскими, марийскими и словами из других языков народов-иноверцев Пермской губернии) в записках ученых, путешественников и участников научных экспедиций по изучению отдельных районов России: Г. Ф. Миллер(1758), И. Фишер(1768), акад. И. И. Лепехин(1780), П. С. Паллас(1787). Из них первым и наиболее значительным по объему (около 2500 слов) и содержанию является “Краткий пермский словарь с российским переводом…” пермского протоирея Антония Попова(1735) (Баталова,2000,с.20). К словарю приложены “Реестр российских речений из пермского словаря” и “Примечания… к грамматике пермского языка, составленного с помощью некоторых пермяков, знающих российский язык”. Анализ памятника показал, что в нем прдставлен прапермский диалект, некогда распространенный на юго-западе от г. Чердыни (современный Чердынский район) и с. Оней (современный Юсьвинский район КПАО), имевший значительное сходство с ныне нердвинским диалектом. В Центральном государственном архиве Татарстана, в г. Казани хранятся рукописи нескольких словарей XIX века: из них заслуживают внимания два словаря: “Лексикон пермского языка…”(1828г., 4,5 тыс. слов) иерея Г. Чечулина и ‘Русско-пермяцкий словарь’ (1848г., 3,5 тыс.слов), составленный в г. Усолье, автор рукописи неизвестен. Лексические данные этих словарей (включая словарь А. Попова) важны для истории пермских языков, т. к. в них зафиксированы языковые данные трех ныне уже не существующих диалектов и диалектной лексики, неизвестной современному коми- пермяцкому языку (Баталова,2000,с.20). В ЦГА Татарстана хранится также и рукопись первой коми-пермяцкой грамматики” Краткие грамматические правила, принадлежащие к знанию коми- пермяцкого языка” (1838) соликамского протоирея Ф. Любимова. В работе по образцу русской грамматики выделяются восемь частей речи и шесть падежей, но особую ценность представляет лексический материал и наименования монет от 1 до 1000 рублей на пермяцком языке, отдельные словосочетания и выражения (Баталова,2000,с.20). Живые формы кудымкарско - иньвенского диалекта середины XIX века и его основная грамматическая характеристика зафиксированы в работах исследователя-практика Н. А. Рогова, положившего начало серьезному изучению коми-пермяцкого языка: его достаточно полная грамматика “Опыт грамматики пермяцкого языка” (1860), где проводятся также данные и нердвинского диалекта, и его же “Пермяцко-русский и русско-пермяцкий словарь” (1869, около 13 тыс. слов), в котором представлена лексика кудымкарско - иньвенского и нердвинского диалектов. В прошлом году мы окружной научно- практической конференцией торжественно отметили выход в свет этого словаря. Это историческое событие отделяют с нашим периодом 130 лет. Первым исследователем языка язьвинских пермяков был финский ученый А. Генец(1889) (Чагин,1997,с.15). С выходом в свет книги венгерского ученого проф. К. Редэи ”Пермяцкий словарь…” (Будапешт, 1968) стали известны материалы еще одного рукописного словаря, составленного служащим имения графов Строгановых Ф. А. Волеговым в 1833 году в с. Новое Усолье. Словарь представляет исключительную ценность еще и потому, что в нем зафиксированы материалы ныне исчезнувшего усольского говора, географически близкого с усольским диалектом коми-пермяцкого языка. Рукопись словаря была подарена в 1843 г. венгерскому исследователю А. Регули (Баталова,2000,с.20). Подытаживая выше сказанное, следует констатировать, что распространение грамотности в Верхнем Прикамье, где исторически проживали коми-пермяки, имело одинаковые характерные для всей Российской империи черты, но и несло определенные региональные аспекты. Действительно, на распространение грамотности в некоторое время оказали раскольники, большой вклад внесли заводские школы, и значительным вкладом в развитии распространения грамотности стало открытие земских школ. Большая роль в этом процессе отводилась учителям народных училищ и школ. Следует особо отметить роль исследователей, священников по сбору и составлению пермяцко-русских и русско-пермяцких словарей, таких как соликамского протоирея Ф. Любимова, пермского протоирея А. Попова, следователя-практика Н. А. Рогова и других. На исторические предпосылки зарождения грамотности у коми-пермяков определенную роль сыграла миссионерская деятельность Стефана Пермского по созданию коми-азбуки, большая роль принадлежит церковно-приходским, заводским школам, особенно в пос. Пожва, в с. Ильинском и др. Однако, главенствующую роль на распространение грамотности, особенно в конце XIX- начале XX веков, сыграли земские школы, а также деятельность священников, исследователей и практиков края по сбору и составлению пермяцко-русских и русско-пермяцких словарей. Глава II. Роль земских и церковно-приходских школ в развитии образования. История коми-пермяцкого народа тесно связана с историей великого русского народа, сыгравшего в его судьбах пргрессивную роль. Между русскими и коми-пермяками издавна существовали экономические и культурные связи. В |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |