|
Политическая эволюция южных штатов в период РеконструкцииПозиция США в определении характера послевоенного устройства в Тихоокеанском регионе. 3.1. Политика США в отношении стран Юго-Восточной Азии. Дальновидные государственные деятели вполне сознательно шли на укрепление антифашистской коалиции и считали необходимым учитывать позицию Советского Союза по вопросам послевоенного устройства как в Европе, так и в Азии. Разрастающаяся антифашистская борьба народов Китая, Кореи, Филиппин, Малайи, Индонезии, Индокитая, усиливавшаяся тяга народов стран Азии к независимости приводила американских политиков к заключению: спасти колониальную систему в прежнем виде они не смогут. В июне 1942 г. устами президента был высказан вывод, к которому пришли правящие круги США: "... в конечном счете белые нации не могут надеяться на то, что им удастся сохранить эти районы в качестве колоний"80. Здесь, конечно был и скрытый смысл - увидеть торжество политики "открытых дверей". Для многих представителей крупнейших монополистических объединений США будущее колоний Запада не выглядело слишком туманным. Опыт господства североамериканского капитала в Латинской Америке подсказывал США формы и методы замаскированного вторжения в экономику слаборазвитых стран, подчинения хозяйственной и политической жизни интересам крупного капитала США. Идея учреждения специальных институтов для "выучки" колониальных народов вызвали волну беспокойства в Великобритании. Там справедливо усматривали в американских предложениях по опеке угрозу незыблемости Британской империи. Подобная реакция на предложение США по опеке была вполне оправданна. С конца 1942 г. американская и английская сторона обменивались проектами заявлений по колониальному вопросу. 9 декабря 1942 года находящийся в состоянии сильной тревоги Военный кабинет принял проект английской декларации по вопросам будущей колониальной политики. Это мероприятие рассматривалось, по признанию Вудворда, необходимым в связи "с настроением общественного мнения, в основном в США и некоторого рода туманными идеями американского президента по опеке"81. Военный кабинет Англии, чувствуя свое бессилие перед лицом сильного нажима США, признал целесообразным разработать ряд мероприятий, которые могли бы амортизировать силу удара, уготовленного американским союзником в самое сердце Британской империи. Казалось, жадность американцев готова была свести английскую империю лишь к британским островам. Более смелее по отношению к британским интересам Госдепартамент вряд ли мог поступить, когда включал даже Индию в число стран, к которым США планировали принять меры по "подготовке к самоуправлению"82. Излюбленным ходом американской дипломатии были предложения о международной опеке над колониальными странами, в которой ведущая роль отводилась Соединенным Штатам. Англия оказалась в состоянии противопоставить американской идеологии лишь потрепанную легенду о своей цивилизационной миссии в Азии. Однажды, в разгар военных событий в беседе Ф.Рузвельта и одного из высокопоставленных наместников английской короны сэра Клиффорда, были ярко выражены абсолютно противоположные точки зрения на проблемы американского и английского колониализма. Клиффорд дал следующую характеристику колониализму США: "Я часто указывал Министерству колоний, что наша форма колониализма не отвечает духу времени и что мы должны принять такую колониальную политику, которой следуют США. Такая политика более практична, чем наша... система предоставляет колонизирующей державе все благоприятные удобства, в которых она нуждается, не беря на себя никаких обязательств, не беспокоясь за политическую администрацию, здравоохранение, образование и др., а так же обеспечивает источником рабочей силы на месте на основе принципа: бери или уходи, не затрудняя колонизирующую державу профсоюзными волнениями"83. Новые планы США, связанные с предоставлением формальной независимости ряду колониальных стран наталкивались на упорное противодействие Великобритании. Заявление Черчилля от 10 ноября 1942 г. довольно часто вспоминалось английскими политиками как яркий пример настойчивости и твердости защитников устоев некогда могущественной Британской империи: "Мы намерены удержать то, что является нашей собственностью... Я стал премьер- министром его величества не для того, чтобы председательствовать при ликвидации Британской империи."84. Антиколо-ниалистский дух времени, настойчивые требования США учредить в послевоенном мире систему опеки с целью оказания "помощи колониальным странам в деле достижения независимости", вынудили Британию идти на более изощренные уловки за свои интересы. Политика США, проявлявшая в то время известную дипломатическую щепетильность, бесповоротно устремлялась к приобретению гегемонии в Азии. Такая политика, находилась в противоречии с принципом самоопределения наций. В глазах американских политиков опека выглядела в качестве средства закабаления народов. Период опеки имелось в виду использовать для подготовки социальной базы колониализма. Существенная оговорка Каирской декларации о предоставлении независимости Корее "в должное время" скрывала хитроумные маневры американской дипломатии направленной на распространение после войны своего влияния на колониальные страны. Оговорку "в должное время" предполагалось использовать как лазейку для установления в послевоенной Корее опеки великих держав. Различного рода проекты организации опеки над районами колониальных империй Запада и освобождения от японского управления территорий занимали значительное место в секретных переговорах государственных деятелей США и Англии. В вопросе об опеке, так же как во многих других вопросах военного и политического порядка проявилось острое, казалось, непримиримое соперничество колониальных держав за распределение сфер влияний, за главенство в решении вопросов послевоенного урегулирования. Нужны были гигантские усилия, чтобы прикрыть корыстные замыслы финансово-политических кругов великих держав. Коренные изменения в ходе войны в пользу антифашистской коалиции позволили правящим кругам США говорить о победе над державами ОСИ как о возможной в недалеком будущем перспективе. Если до решающего перелома в ходе войны идея опеки над колониями и освобожденными от японцев территориями являлись лишь предметом секретных переговоров и служила шатким подспорьем для туманных прогнозов американских государственных деятелей и журналистов, то в 1943 году об опеке заговорили открыто, как о весьма необходимом институте послевоенного устройства. Уже в 1942 г. один из видных американских идеологов Вайтон писал о необходимости создания взамен старой колониальной системы новой, более совершенной организации.85 Он, например, утверждал, что Азия "нуждается в том, чтобы ее тренировали и обучали правам гражданства"86. По его мнению, эту ответственность за "обучение Азии" должны были взять на себя США. Сожалея о том, что до сих пор не была придумана новая система взамен старой открытой формы колониализма, Вайтон предлагал предоставить Соединенным Штатам право опеки над старыми и новыми колониями, а за образец для их управления советовал принять Филиппины и Гавайские острова.87 По мере приближения победы над силами фашизма все сильнее проявлялось то глубокое противоречие, которое имело место между агрессивными планами США в войне на Тихом океане и антиколониалистскими лозунгами американской пропаганды. Стремление американцев к господству, практическая подготовка планов прямой оккупации островов на Тихом океане и основных стратегических пунктов на материке довольно откровенно афишировались в Соединенных Штатах и создавали для американских монополистов неприятные осложнения в деле использования ан-тиколониалистских лозунгов в борьбе с империалистическим конкурентом и в целях повышения своего авторитета. Англичане не упускали любой возможности, чтобы при случае напомнить своему американскому союзнику: не следует чрезмерно увлекаться антиколониализмом, если хотите сами использовать методы классического колониализма в войне на Тихом океане. Английские политики мучительно пытались ответить на вопрос: как достичь компромисса с американскими "антиколониалистами". В декабре 1944 г. министр колоний Стэнли представил военному комитету документы, где были подробно изложены принципы "Международного кооперирования в развитии колоний", которые по замыслам английских политиков, должны были удовлетворить США и в то же время обеспечить защиту интересов ведущих колониальных держав.88 Для такого последовательного и ревнивого борца за интересы британской короны, каким был Уинстон Черчилль, более привлекательным выглядел непосредственный раздел колоний; он охотно управлял бы оружием и в крайнем случае решился бы на сохранение довоенного статус-кво на Тихом океане, может быть с некоторой модификацией, нежели согласился бы на установление системы опеки в зоне интересов европейских держав; Черчилль оставлял за собой право высказать более категоричные суждения относительно американского колониализма и никогда не оставался равнодушным к любым проектам "Международного кооперирования" для развития колоний89. Как и следовало ожидать, предложение американцев о международном сотрудничестве в "развитии колоний", которое на деле обозначало принцип "равных возможностей" и открытый доступ американского капитала в английские колонии, встретилось с усиленным сопротивлением Англии. В записке Идену Черчилль писал, что Англия не должна присоединяться к декларации, затрагивающей интересы ее империи: "...вспомните, как в своей ноябрьской речи 1942 г. я выступил против ликвидации Британской империи. Если американцы хотят взять японские острова, которыми они овладели, пусть они это делают с нашими добрыми пожеланиями и с любыми приемлемыми для них словесными формулировками. Но руки прочь от Британской империи - таков наш принцип"90. Ведущие государственные деятели Англии и Франции - Черчилль, де Голь - никак не могли примириться с тем, что Соединенные Штаты Америки противопоставляют себя державам классического колониализма, и, пользуясь военной конъюнктурой осуществляли широкую экономическую экспансию в сферу колониальных владений западных держав. Перелом в ходе войны оказал таким образом непосредственное влияние на планирование Соединенными Штатами послевоенного устройства на Тихом океане. Однако детальная разработка американских планов - прежде всего режима опеки - имевших в виду не только нейтрализацию освободительного движения, но осуществление политики "открытых дверей", встретилась о -серьезными трудностями, - западноевропейский колониализм не хотел сдавать своих позиций. И ближе к концу войны американские экспансионистские планы стали приобретать более конкретную форму. Правящие круги США, используя превосходство над своими европейскими союзниками, после перелома в ходе войны проявляли большую активность в своих попытках занять лидирующее положение в определении послевоенного планирования на Тихом океане. Они не ограничивались лишь обсуждением и выработкой формулировок, способных оправдать в глазах народов их открoвенно захватническую политику, а всерьез занимались подготовкой. и осуществлением своих планов. После перелома в войне США и Англия начали разработку более детальных планов компаний в Азии. США продолжала стойко оберегать зону своей «ответственности» в военных действиях на Тихом океане, больше внимания уделяли планированию границ будущих районов, намеченных к оккупации американской армией. На военных конференциях и межсоюзнических встречах обсуждение вопросов координации действий союзников в войне с Японией, стало отнимать больше времени у государственных деятелей и военных специалистов США и Англии. При определении военно-стратегических планов на Тихом океане Америка стала уделпять особое внимание колониальным интересам монополистического капитала США. 14 января 1943 года президент США и английский премьер встретились в Касабланке (Марокко). Этой важной для Англии и США встрече предшествовали бурные дискуссии между военными и политическими стратегами союзных сторон относительно планов будущих операций. В результате одиннадцатидневных переговоров появились решения, которые означали, что военное руководство союзников считает Атлантический океан "самым важным полем битвы" в войне с державами ОСИ.91 Во время обсуждения военно-стратегических проблем в районе Тихого океана стороны предусмотрели проведение операции на Алеутских островах, от Мидуэя по направлению к Труку и Гуаму, намечалось продвижение в Индонезии и занятие Бирмы.92 Адмирал Кинг особенно рьяно протестовал против недооценки Тихого океана, иначе говоря, выступил наиболее рьяным защитником планов адмирала Нимица и генерала Макартура, желавших вернуть "американских парней" из Европы для борьбы за превращение Тихого океана в "американское озеро".93 В умах сторонников военно-стратегических концепций Макартура и Кинга зрели все новые и новые планы раздела ""сфер ответственности" в районе Тихого океана. Реальному осуществлению этих планов противостояли английские интересы, имевшие в виду сохранение Британской империи. К 1943 году отчетливо проявились неспособность и нежелание США повлиять на английскую политику. Присутствие китайско-американских войск в Юго-Восточной Азии, а также поведение американских военнослужащих и дипломатов вызывали антиамериканские настроения среди индийцев, которые считали, что США поддерживают Британскую империю. Однако во время неофициальных англо-американских переговоров будущее Индии, как и всей Британской империи, оказывалось в центре ожесточенных споров, которые по- прежнему омрачали англо-американское сотрудничество. Биограф Рузвельта Хэтч обратился к беседам Рузвельта и Черчилля относительно будущего Британской империи, в частности, Индии. Одно из высказанных Рузвельтом положений встретило резкий протест со стороны Черчилля, который облек свои возражения в определенную форму: "Это принесет вред интересам Британской империи". "Мой дорогой Уинстон,- ответил на это Рузвельт, - Британской империи не существует больше, она лишь плод вашего воображения."94. Если в официальной дипломатии проблемы Британской империи обнаруживали свои деликатные стороны, то в этой частной беседе ведущих государственных деятелей условности, как видно, были отброшены напрочь. Еще 19 июня 1943 г. Черчилль предложил учредить союзное командование для Юго-Восточной Азии, которое включало бы силы Британии, Индии, США и Китая под объединенным англо- американским командованием. Это предложение предусматривающее распространение контроля Британии на Китай, не могло, естественно, не вызвать настороженного отношения среди американцев. Поэтому, когда президент США давал в основном положительный ответ на английские предложения, он все же постарался избежать каких-либо определенных гарантий, позволявших бы британскому штабу взять на себя руководство китайским театром военных действий. Соединенные Штаты предполагали использовать любые возможности для того, чтобы как можно устойчивее закрепиться на своих новых позициях в Юго-Восточной Азии и не допускать своего союзника к Дальнему Востоку. Согласно выводам, к которым приходил Биллоу - сотрудник американского оперативного штаба: "Политика США не так уж резко отличалась от британской... США хотели позволить Англии возвратить ее бывшие владения за исключением Гонконга; они стремились сохранить за собой преимущественный контроль над мандатами Японии, Филиппинами и Китаем; Гонконг, французский Индокитай они хотели передать Китаю; Филиппины должны были быть свободными, хотя необходимые военные базы нужно было сохранить там."95 Биллоу тщательно обдумал и выдвинул на первый план 3 основных вопроса, которые надлежало определить высшими правительственными органами США: 1) Хотят ли США сохранить контроль в юго-западной части Тихого океана? 2) Хотят ли США сохранить Военные базы в районе южнее линии Соломоновых островов, французского Индокитая, Калькутты? 3) Хотят ли США получить экономические и политические уступки? Если да, то какие?96 Биллоу заключал, что от решения этих вопросов зависели проблемы командования, перегруппировок границ, разделения ответственности и т.д. Ряд этих важных проблем оказались в центре внимания представителей союзного англо-американского командования, прибывших на очередную встречу в Квебек в августе 1943 г. Черчилль 7 августа высказал ряд рекомендаций представителям английского командования: "До встречи с американцами мы должны договориться об общем плане для командования в Юго-Восточной Азии и назначении Верховного Главнокомандующего...", вместе с тем британский премьер готовился удивить американцев рассказами об успехах отрядов Унгейта в Бирме, надеясь убедить своих союзников в том, что Британия всерьез готовится занятья этим районом Юго-Восточной Азии.97 В результате дискуссий появился громоздкий театр военных действий, справедливо названный современниками в значительной степени бесплодным. Было создано Объединенное союзное командование Юго-Восточной Азии, подчинявшееся в основном англо- американскому штабу. Географически район командования Юго-Восточной Азии охватывал Цейлон, Таиланд, Бирму, Малайю и Суматру. Все эти территории (за исключением Цейлона) к моменту создания СЕАК находились под оккупацией Японии. Правящие круги США, соглашаясь на английское руководство военными действиями в Юго- Восточной Азии, рассчитывали максимально использовать своего британского союзника и резервы его колоний для достижения победы над Токио. При этом американские политики учитывали и то, что английские позиции должны были помочь удержать районы, где невиданными темпами ширилось освободительное движение. Решение о создании СЕАК предполагало активное участие США в руководстве этим театром военных действий. Заключение к которому пришел полковник Биллоу из стратегического отдела оперативного штаба, оказалось весьма откровенным. "Развертывание британских вооруженных сил не касалось стратегии - они не могли не ускорить, не отсрочить поражение Японии. Это развертывание должно было основываться лишь на соображениях высокой политики." В чем же по мнению этого американского штабиста, состояли "соображения высокой политики" Британии? Его точка зрения состояла в следующем: "Британская политика была ясна: оккупировать вновь все английские владения, где это возможно, или послать политических деятелей с оккупационными войсками; восстановить свой утерянный престиж в Австралии и Новой Зеландии; восстановить французские, голландские и португальские владения, а также заполучить максимум помощи от США в политическом и экономическом восстановлении оккупированных территорий".98 С самого начала своей деятельности командование СЕАК стремилось включить в зону своих действий весь Индокитай, Нидерландскую Индию, английские владения на Тихом океане. В октябре 1943 г., бывший губернатор Нидерландской Индии Ван Моок, встретив Маунтбеттена, был обрадован уверенностью английского командующего в скорейшем распространении СЕАК на обширные районы колониальных держав Запада." Однако о скорейшем решении этих сложных проблем тогда еще не могло быть и речи. Сам Ван Моок вспоминает: командование СЕАК ослаблялось англо-американскими расхождениями.100 Основной контроль за стратегией в СЕАК и распределением ресурсов США и Англии между Китаем и СЕАК должен был осуществляться англо- американским объединенным комитетом начальников штабов. На английский же комитет начальников штабов была возложена задача контролировать операции и осуществлять исполнительные функции. Для обеспечение обмена информацией и координации разведывательной деятельности союзников в Дели (Индия) устанавливался Объединенный комитет связи.101 Главнокомандующим союзного театра Юго-Восточной Азии был назван Луи Маунтбеттен - двоюродный брат английского короля Георга, находившийся в фаворе у английского премьера. Обязанности его заместителя были возложены на американского генерала Стилуэлла. Командование военного театра Китай-Бирма-Индия было сохранено и находилось по контролем США, руководство военными действиями в Китае осуществляло гоминьдановское командование совместно с генералом Стилуэл- лом, который оставался пока начальником штаба Чан Кайши. Постановка англичанами вопроса о "восстановлении и расширении интересов британского империализма в Азии" в период, когда для союзников наметились благоприятные перспективы окончания войны, встречались с неудовлетворением не только свободных от связей с британской короной американскими монополиями, но и общественным мнением США, которое хотело увидеть, да и видело в "антиколониализме" США добрые начала послевоенного устройства мира. Дальновидные американские политики отмечали прогрессивные изменения в настроениях американцев. Мерил, представитель США в Дели, докладывал в Вашингтон государственному секретарю (26-го октября 1943 года) о планах англичан в Азии. Его донесение об итогах беседы второго секретаря американского посольства в Чунцине Дэвиса с представителем английской службы пропаганды, содержало весьма показательные для британской внешней политики положения: Англия после поражения Германии будет опасаться участия Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |