бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по курсу истории Отечества

централизованного государства. Мощным союзником его политики была

православная церковь. И такая политика, позволявшая мирно трудиться,

находила поддержку в народе. Со второй половины XIV в. Северо-Восточные

земли с центром в Москве получили название "Великая Русь". Отсюда и

происходит наименование "великорусский народ". Со второй половины XIV в.

начинается второй . этап объединительного процесса, основным

содержанием которого был разгром Москвой своих основных политических

соперников и переход от утверждения за Москвой её политического главенства

на Руси к государственному объединению вокруг неё русских земель и

организации общенародной борьбы за свержение ордынского ига.

Другим выдающимся деятелем эпохи образования централизованного

государства, возглавившим борьбу с татаро-монголами, был Дмитрий Иванович

Донской . (1369-1389). Он родился в 1350 г. и значительную часть своей

молодости провел в Золотой Орде. Дмитрий Иванович успешно продолжал дело

своего деда Калиты - крепил могущество Москвы. В этом огромную поддержку

ему оказывал митрополит Алексей, оставшийся верным московской династии

и использовавший авторитет церкви для предотвращения княжеских усобиц.

Отличительной чертой московского князя была воинская доблесть. В

1362 г. одиннадцатилетним юношей он выступил со своим войском против

недруга Москвы - суздальско-нижегородского князя, который вынужден был

уступить великокняжеский стол Москве. С той поры в период княжения

Дмитрия Ивановича войны почти не прекращались. Московский князь смело

вступил в борьбу с сильными врагами - Тверью, которая вновь окрепла,

Рязанью, Литвой. После страшного московского пожара 1366 г., уничтожившего

Кремль, Посад, Загородье, Заречье, Дмитрий Иванович, предвидя упорную

борьбу со своими противниками, решил укрепить столицу. Менее чем за два

года на месте сгоревшей крепости были воздвигнуты белокаменные стены. Были

укреплены и дальние подступы разросшейся столицы - построены крепости

монастыри.

Утвердив свою власть над русскими князьями, подчинив Москве Тверь

и Рязань, Дмитрий Иванович решился вступить в борьбу с главным врагом

Руси - Золотой Ордой. В 60-е годы XIV в. в Золотой Орде власть

захватил темник Мамай. Став фактическим правителем Орды, Мамай сумел

объединить большую часть прежней территории Золотой Орды и отчасти

восстановить её военное могущество. Подготовка к решающему походу на

Москву заняла у Мамая два года. За это время он провел широкую

мобилизацию не только в Орде, но и в подвластных ей землях Поволжья и

Северного Кавказа, затратил большие деньги на наём воинов в генуэзских

колониях в Крыму. Им была создана могучая боевая армия с авангардом,

флангами, тылом, вооружённая и подготовленная для тысячевёрстного броска.

Орду тревожило усиление Руси, где шёл процесс образования единого

государства. Первая победа, одержанная русскими над татаро монголами на

реке Воже в 1378 г., показывала силу этого государства.

Великий князь Дмитрий Иванович заблаговременно готовился к отражению

Мамаевых полчищ, укрепляя единство страны, собирая общерусское войско.

На его зов ко всем русским князьям собраться у Коломны с войсками и

воеводами откликнулись, по свидетельству летописца, 23 князя. Огромное

моральное, духовное воздействие на боевой дух русских войск сыграло

благословление преподобного Сергия Радонежского - игумена Троице-Сергиева

монастыря, самого влиятельного церковного деятеля общерусского

масштаба.

В 1380 г. у притока Дона реки Непрядвы состоялось великое сражение. 150-

тысячная русская армия противостояла 180 тысячному татарскому войску.

Потеряв две трети своей армии, Мамай бежал. Сражение на Куликовом поле

было едва ли не самой кровавой битвой в русской истории. Однако победа не

привела к немедленному возрождению независимости Русского государства. Но

миф о непобедимости Орды был развеян. Кроме того, победа общерусского

войска под руководством Московского князя, благославленная православной

церковью, стала сильнейшим фактором духовного единения всех русских.

В.О.Ключевский с полным основанием считал, что Московское государство

родилось на поле Куликовом. Среди сказаний и песен, сложенных в честь

Куликовской битвы, выделяются два сочинения - поэма "Задонщина" и

"Сказание о Мамаевом побоище". Оба памятника были составлены в

монастырских стенах и содержат наибольшее количество сведений о битве.

После Куликовской битвы Орда, несмотря на поход Тохтамыша в 1382 г.,

не смогла восстановить в прежнем объёме власть над русскими землями.

Она была вынуждена признать политическое главенство Москвы на Руси. Перед

смертью Дмитрий Донской передал своему старшему сыну Василию I

Дмитриевичу (1389-1425) по завещанию великое княжество Владимирское как

"отчину" московских князей, не признавая тем самым право хана выдавать

ярлык. Процесс слияния Владимирского княжества и Московского завершился.

С этого момента Москва утвердила за собой роль и значение

территориального и национального центра формировавшегося русского

государства. Ещё при Дмитрии Донском были присоединены Дмитров,

Стародуб, Улич и Кострома, обширные территории в Заволжье. В конце XIV в.

потеряло независимость Нижегородское княжество. Не дала результата

попытка удельных князей во главе с галицкими князьями приостановить

ликвидацию порядков феодальной раздробленности. Поражение удельных князей

создало условия для перехода к завершающему этапу объединения.

Вопрос №2. Оформление государственности в Московском княжестве.

Политический строй и социальные отношения.

Значительный вклад в укрепление русского централизованного

государства внёс Иван III (1462-1505). Ивану Васильевичу (правнуку

Донского) шёл 23-й год, когда власть над Северо-Восточной Русью перешла в

его руки. Современники свидетельствуют, что он был худощав, высок ростом,

с правильными, даже красивыми чертами мужественного лица. К концу

жизни Иван III сосредоточил в руках необъятную власть, которой не

обладал ни один европейский государь. Этому послужило не только его

честолюбие, но и поддержка всех сословий. Эпоха Ивана III - это эпоха

сложнейшей работы русской дипломатии, эпоха укрепления русского войска.

Опираясь на поддержку церкви, дворянства, посадского населения,

крестьян, Иван III смог заложить основу империи и довести до конца

борьбу против чужеземного ига. Московские наместники водворились в

бывших княжеских столицах - Нижнем Новгороде, Суздале, Ярославле,

Ростове, Стародубе, Белоозере. В 1478 г. Иван III завоевал Новгородскую

феодальную республику, что определило весь ход дальнейшего политического

развития Руси.Вслед за Новгородом московские войска завоевали Тверское

Великое княжество. Почти одновременно, в 1480 г. произошло свержение

монголо-татарского ига. Властитель одного из остатков распавшейся Золотой

Орды - Ахмед-Хан заключив союз с польским королём Казимиром IV,

вторгся на русскую землю, чтобы снова заставить Московского великого

князя платить дань. Положение осложнялось вспыхнувшим мятежом удельных

князей - братьев Ивана III. Проявив незаурядное политическое мастерство,

крайнюю осмотрительность и осторожность, Иван III сумел справиться с

мятежниками, не допустить участия Казимира IV в союзе с Ахмед-Ханом и

избежать генерального сражения с Ордой. " Стояние на реке Угре" кончилось

освобождением Русской земли от татаро-монгольского ига. Однако

оставались ещё выросшие из Золотой Орды Казанское, Астраханское и Крымское

ханства. Борьба с ними была впереди.

В юношеские годы Ивана III опекал митрополит Иона, который решительно

выступал против сепаратистской политики удельных князей, за создание

сильного централизованного государства, за освобождение его от ордынского

ига, против любых притязаний Литвы и Польши. В 1461 г. Иона на смертном

одре напутствовал Ивана III разуметь государствование своё как

служение, крепить державу свою, скинуть татарскую власть. Иван III

выполнил заветы своего духовного наставника - он объединил почти всю

Русь и стал первым действительным ГОСУ . ДАРЕМ ВСЕЯ РУСИ ..

При Иване III произошли крупные перемены в структуре землевладения

и господствующих классов, значительно выросло служилое дворянство и

поместное (условное) землевладение. Реформы затронули и армию. Вместо

феодальных дружин, поставляемых боярами, армия комплектовалась дворянскими

ополчениями, дворянской конницей, пешими полками с огнестрельным оружием

(пищалями). Был сформирован аппарат централизованного управления с

участием дворянства - Боярской думы, Большого Дворца и Казны.

По мере роста поместного землевладения и роста дворянского сословия

(Иван III помещал московских служилых людей на конфискованных землях

удельных бояр), неизбежно должен был усилиться нажим на крестьянство,

холопов, кабальных людей. Потребность в рабочих руках росла. Складывание

новых экономических и социально-политических отношений требовало создания

нового законодательного порядка. Поэтому из всех новшеств Ивана III

наиболее значительной была судебная реформа ., обнародованная в 1497 г.

в виде специального сборника законов "Судебника". Вместо многих местных

уставных и судебных грамот, по которым осуществлялось судопроизводство,

Иван III ввел единое общерусское законодательство. Он запретил посулы

(взятки) за судопроизводство и установил единообразные судебные пошлины

за все виды судебной деятельности.

По Судебнику на территории всего государства действовали: суд великого

князя и его детей, суд бояр и окольничьих, суд наместников и волостелей

(территория страны делилась на уезды, уезды на волости и станы. Власть в

уездах принадлежала княжеским наместникам, а в волостях и станах -

волостелям). Судебник установил обязательность присутствия дьякона на

боярском суде, целовальников (дворских, старост) и лучших людей на суде

на местах. Но в Судебнике сохранились и некоторые нормы старого права.

Так, жалобники могли решать спор "полем", то есть судебным поединком на

дубинах. Судьи должны были наблюдать, чтобы один не убил другого.

По Судебнику давнее правило перехода крестьян от одного владельца к

другому в течение двух недель в году стало общегосударственной нормой. В

единый срок перехода - неделя до 26 ноября и после - крестьянин мог

уйти только уплатив все долги и "пожилое". Судебник запрещал кабалить в

холопы свободных людей.

Иван III провёл реформу календаря. С 1472 г. (с 7000 г. от сотворения

мира) Новый год стали отмечать не 1 марта, а 1 сентября.

Иван III, по мнению большинства историков, был достойным потомком

Московских князей - собирателей русских земель. Если в 1462 г. Иван III

наследовал княжество, размеры которого едва ли превышали 430 тыс. кв. км,

то уже при вступлении на престол его внука Ивана IV в 1533 г.

государственная территория Руси возросла более чем в шесть раз,

достигая 2800 тыс. кв. км с населением в несколько миллионов человек.

Причем основные приобретения были сделаны в годы правления Ивана III. С

могущественным русским государством отныне должны были считаться

крупнейшие европейские и ближневосточные страны. В годы его правления

отчетливо вырисовывались четыре аспекта русской внешней политики: северо-

западный ( балтийская проблема), западный (литовский вопрос), южный

(крымский) и восточный (казанский и ногайский).

В соответствии с новым политическим положением в качестве государя

над объединённой русской землёй Иван III в официальных сношениях

называл себя "государем всея Руси", а иногда "царём". С титулом

"государь" было соединено представление о неограниченной власти, термин

"царь" применялся ранее на Руси по отношению к византийскому императору и

татарскому хану и соответствовал титулу " император". При Иване был

принят новый герб в виде двуглавого орла. Внешним выражением

преемственности с Византийской империей были "бармы" (оплечье) и шапка

Мономаха.

Последние годы завершающего этапа объединения русских земель

пришлось на начало княжения Василия III (1505-1533) .. Василий III был

прозван "последним собирателем земли русской".

Вопрос №3. Башкирия в XIII – сер. XVI вв.

Вопрос о племенном происхождении башкир является в науке весьма

спорным. Одни Штраленберг, Гумбольдт и др., а в новейшее время Уйфальви)

признают их за народ угро-финского племени, только впоследствии принявший

монгольский тип; киргизы называют их истяк (остяк), из чего также выводят

заключение о финском их происхождении; некоторые историки производят их от

булгар. В простонародии, особенно в Пермской губернии, башкир называют

татарами и вообще не отличают их от татар. Д.А.Хвольсон производит башкир

от вогульского племени, составляющего отрасль угорской группы народов, или

часть большой алтайской семьи и считает их родоначальниками мадьяр.

Путешественники XIII века, посещавшие страну башкир, называли ее "Великой

Венгрией". Один из них, Рубруквис, рассказывает, что великая река Ягаг

(Яик) течет с севера из земли Паскатир (башкир), что язык у этих паскатиров

один и тот же с венграми, и что из этой страны паскатиров вышли некогда

гунны, прозванные впоследствии венграми. Само имя башкиры, Д.А.Хвольсон,

основываясь на сказаниях восточных писателей, производит от баджгард

(башгард, башкарт, башкирт, башкир), также как и название мадьяр (баджгард,

баджгар, моджгар, маджгар, мадьяр). Согласно этому взгляду древние башкиры

говорили на мадьярском языке, и только впоследствии, под влиянием татар,

отуречились и приняли свой нынешний язык, весьма близкий к татарскому

(казанско-оренбургскому). О сновываясь на языке и других этнографических

признаках (одежда, пища, жилища, развлечения) В.М.Флоринский приходит к

тому заключению, что башкиры - племя тюркского происхождения, и даже не

отличает их от татар (которых не следует смешивать с монголами). Что

башкиры весьма близки татарам, подтверждается и анатомическими данными и

краниологическими исследованиями Н.Малиева (см.ниже). Название же башкир

многие производят от татарского слова баш - голова и тюрко-татарского -

курт, означающего многих насекомых, например пчелу, или же от башка-юрт -

отдельное племя. Первое об'яснение считается более правдоподобным на том

основании, что башкиры лесистых и горных местностей исстари занимались

пчеловодством. Заняв новый край, башкиры разделили землю по родам. Одним

достались горы и леса, другим привольные степи. Страстные охотники до

лошадей, они держали у себя и бесчисленные стада рогатого скота, а степные

- и верблюдов. Кроме того лесные башкиры занимались и звероловством и

бортничеством. Лихие наездники, они отличались смелостью и безграничным

удальством; всего выше ставили личную свободу и независимость, были горды и

вспыльчивы. У них были князья, но с весьма ограниченной властью и

значением. Все важные дела решались не иначе как в народном собрании

(джиин), где всякий башкир пользовался правом голоса; в случае войны или

набега джиин никого не принуждал, а каждый шел по доброй воле. Такими были

башкиры до Батыя, такими остались и после него. Найдя в Башкирии

соплеменников, Батый дал им тамги (знаки) и разные преимущества. Вскоре при

хане Узбеке (1313-1326) в Башкирии утвердился ислам, который еще раньше

проник сюда. Позднее, когда Золотая Орда распалась на отдельные царства,

башкиры платили ясак различным властителям: одни, жившие по рекам Белой и

Ику, - царям казанским, другие, кочевавшие по реке Узеню, - царям

астраханским, а третьи, обитатели гор и лесов Урала - ханам сибирским.

Сбором одного ясака и ограничивались отношения ордынцев к башкирам;

внутренний быт и самоуправление остались неприкосновенными. Горные башкиры

еще более развили свои силы и всецело сохранили свою независимость; степные

обратились в мирных кочевников, а те из них, которые породнились с

уцелевшими от татарского погрома болгарами (волжскими), начали даже

привыкать к оседлой жизни. Киргизы, непримиримые враги башкир, трепетали

при одном имени "горцев", а на степняков делали набеги часто с успехом. Это

обстоятельство дало возможность ногаям утвердиться в степной Башкирии, над

которой они господствовали и которую они защищали от киргизов. С русскими

башкиры пришли в соприкосновение еще задолго до покорения Казани.

Несомненно, что предприимчивые новгородцы завели торговые сношения с

башкирами, так как соседняя Вятская страна стала заселяться новгородскими

выходцами еще в 12 веке, а реки Вятка, Кама и Белая служили лучшим

естественным путем для сношений между народами, по ним обитавшими. Но,

чтобы новгородцы имели на берегах Камы постоянные селения - это

сомнительно. Затем имеется известие, что в 1468 г. в царствование Иоанна

III, воеводы его, "воюючи казанские места", ходили воевать и в Белую

Воложку, т.е. проникли до реки Белой. После похода 1468 г. нет никаких

указаний, чтобы русские вторгались в Башкирию и только в 1553 г., по

завоевании Казани, русская рать усмиряла народы, зависевшие от Казанского

царства, и разоряла татарские жилища до отдаленных пределов башкирских.

Тогда-то, вероятно, башкиры, теснимые набегами киргиз-кайсаков с одной

стороны, с другой же, видя усиливающуюся власть московского царя,

добровольно приняли русское подданство.

Семинар №5. Россия во второй половине XVI века.

Вопрос №1. Реформы Ивана Грозного. Укрепление личной власти.

Василий III завещал великокняжеский престол старшему сыну Ивану

IV (1533-1584).

Великий князь Василий III умер, когда его сыну было три года. После

смерти матери, великой княгини Елены (урождённой Глинской) Иван, которому

исполнилось тогда восемь лет, остался круглой сиротой. Страной

управляла Боярская Дума. Власть переходила от одной боярской

группировки к другой. В результате многолетних кровавых распрей верх

одержали родичи великой княгини - Глинские. Дядя юного великого князя

Михаил Глинский и его бабка Анна по совету и с помощью митрополита

Макария сумели подготовить акт большой государственной важности - венчание

Ивана на царство. Царь получал корону из рук главы церкви. Этим

подчёркивалось, что церковь всецело поддерживает и благославляет

единодержавие, а также особое место церкви в государстве. Церковь

становилась матерью царской власти и её гарантом. Коронация произошла 16

января 1547 г., когда юному Ивану было 16 лет.

Акт венчания на царство не положил, однако, конца боярскому правлению.

С ним покончило народное восстание 1547 г., ставшее стихийным взрывом

возмущения боярской междуусобицей и непомерной нуждой.

Результатом восстания было освобождение царя от тяжелой опеки бояр и

выдвижение в его окружение новых людей, выражавших интересы служилого

дворянства и верхушки городского посада. Образовалось правительство,

основанное на компромиссе интересов различных сословий. Ключевую роль в

формировании новой правящей группы сыграл митрополит Макарий. Мудрый и

спокойный политик, находившийся в окружении царя до и после восстания,

Макарий был решительным сторонником единодержавия. При его участии в

окружении царя оказались те лица, которые символизировали новое

правительство - "Избранную раду". Речь идет, прежде всего, об Алексее

Федоровиче Адашеве (неродовитом дворянине) и священнике Сильвестре, а

также о князьях Андрее Курбском, Воротынском, Одоевском, Серебряном,

боярах Шереметьеве, Висковатом и др. Это было фактическое

правительство, которое осуществило под руководством царя ряд важных

реформ.

Основными целями реформ были:

1) создать государство на единой правовой основе, покончить с удельно-

феодальными порядками;

2) создать такую систему верховного правления, в которой царская

власть была бы ограничена "мудрым советом";

3) создать могучее войско центрального подчинения;

4) активная внешняя политика, направленная на расширение земель,

прежде всего, завоевание Поволжья.

Что конкретно было сделано для осуществления этих целей?

1) Освобождение дворян от подсудности боярам-наместникам.

2) Отмена местничества и установление назначения на службу как

государственной обязанности.

3) Принятие нового Судебника 1550 г. Он требовал "судных мужей" -

присяжных заседателей при каждом разбирательстве, отмены феодальных

иммунитетов, тарханных грамот (освобождение от налогов), создания единого

законодательства, подтвердившего Юрьев день.

4) Земская реформа, которая вводила вместо власти наместников местное

выборное самоуправление. Тягловое население (посадское и черносошное)

избирало из среды детей боярских "излюбленные головы" или старост для

осуществления сбора податей в пользу государства и судебных функций. Таким

образом налаживались прямые связи между государством и его населением,

жители бывших уделов превращались в подданных одного государства.

5) Переписаны все земли и установлена единая система налогового

обложения. Установлены новые налоги - " пищальные деньги" на

содержание стрелецкого войска и "полоняничные деньги" на выкуп

пленных.

6) Реформа органов центрального управления, которая включала

формирование системы новых приказов: Поместный, Казанский, Посольский.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.