|
Лекции по курсу истории ОтечестваЛекции по курсу истории ОтечестваСеминар №1. Введение. Древнейшее время на территории России Вопрос №1. Место и роль истории в системе человеческих знаний. Предмет и задачи курса истории Отечества. "Historia vero testis temporum, lux veritatis, vita memoriae,magistra vitae, nuntia vitustatis, qua voci alea nisi immortalitati commendatur ? " - "История свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины - в чем, как не в речи оратора, находит бессмертие ? - Цицерон". Долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. Не случайно в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз, изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком папируса или пергамента в руке. Имя музы истории - Клио - произошло от греческого слова "прославляю". И действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались в основном, прославлению правителей. Итак, что же такое история? Слова это заимствовано из греческого языка, где так называлось повествование о событиях. Представление о том, что такое история и чем она должна заниматься, исторически видоизменялась. В настоящее время термин "история" используется, как правило, в двух смыслах: во-первых, для обозначения процесса развития человеческого общества, личности во времени; во-вторых, когда речь идет о науке, которая изучает этот процесс. Кроме того, сегодня в мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета истории, вплоть до диаметрально противоположных (насчитывают до 30 дефиниций предмета истории как науки). Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками, закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей. Господствующим в западной науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является человек. Известный французский историк Марк Блок определил историю как "науку о людях во времени", причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности человека, считая, что предмет истории " в точном и последнем смысле – сознание людей". Серьезные расхождения между учеными различных концепций касаются не только определения предмета истории, но и объяснения исторического процесса. В марксистской историко-материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считается труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается и особенное в историческом процессе - исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т.д.), а также единичное – деятельность исторических личностей. Среди западных концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действуют множество разнопорядковых факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп. Например, американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории (и место во всемирно- историческом процессе) России: 1. Бедность почвенно-климатических условий, что обусловило патримониальную форму государственного правления. 2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства. 3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию "аналитического разума", к упрочению авторитарной власти. 4. Особые, свойственные русской нации, этнические характеристики. В силу этих причин - в России отсутствовала почва для формирования демократических традиций и институтов. На каких бы мировоззренческих позициях не находились историки, все они используют в своих исследованиях научный аппарат, определенные научные категории "историческое время". В этой категории любое событие можно измерить временными и пространственными характеристиками. А история как процесс - это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а именно движение от события к событию. С понятием "историческое время" неразрывно связана периодизация - как форма количественного (временного) обозначения исторических процессов. Первую попытку периодизации всемирной истории сделали историки - гуманисты. Средневековье они рассматривали как упадок, прежде всего - упадок культуры, а свое время оценивали как Возрождение. Идеологи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо) делили историю человечества на три периода: естественного состояния, дикого и цивилизованного. Позже возникли и другие теории периодизации. Английский историк А. Тойнби (30-е годы XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели. В марксистской историко-материалистической концепции принято строить периодизацию на основе изменений (смены) способов производства или общественно-экономических формаций, которые последовательно сменяют друг друга. Историческая наука имеет дело с фактами, которые составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависит восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса. В исторической науке факты рассматриваются в двух смыслах: 1) как явление, имевшее место в истории; 2) как его отражение в исторической науке (факт-знание). Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого. Сами по себе "голые факты" как говорят "фрагменты действительности" могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно- теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит объяснение - интерпретация. Именно она (интерпретация) превращает факты истории в факты науки. Не означает ли само наличие различных интерпретаций исторических фактов, что исторической истины нет или их несколько? Нет, не означает. Просто меняются наши представления об истине. Движение науки едет как бы от неполной, относительной истины к более полной. Но абсолютной истины, как известно, не существует, поэтому, пока живет общество, не будет написано и "последней главы" истории. Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным, а в большинстве случаев единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания. Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением. Все исторические источники можно разделить на 6 групп: 1. Наиболее многочисленная группа источников - это письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.). 2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.). 3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов. 4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.) 5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена и т.д. 6 Кинофотодокументы. Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса. "История - писал в свое время русский историк С.Ф. Платонов – есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества". Подведем итог по первому вопросу. Изучение истории - сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки. Вопрос №2. Геополитическое положение, природные условия и их влияние на российскую историю и формирование менталитета россиян. История человечества - это история составляющих человеческое сообщество стран и народов. Каждая страна прошла свой уникальный путь исторического развития, в том числе и Россия, наше Отечество. Чтобы наиболее полно оценить и представить историю страны, необходимо учитывать следующие основные факторы: 1) пространство, территория, географические условия, где происходило становление и развитие данного народа; 2) время, конкретно-исторический отрезок времени, в котором развивалась страна, особенно в сравнении с временными рамками других стран; 3) народ, его этнические особенности, характер, волевые способности к преобразованиям, его выдающихся людей. Каждый из этих факторов имеет своеобразие и в целом создает особую историю страны. Вместе с тем, история человечества имеет общие черты, которые связывают во времени поступательные этапы движения общества к прогрессу (от лат. - движение вперед). Выдающийся немецкий философ Гегель утверждал, что общественное развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному. Всемирная история выделяет в связи с этим этапы первобытного, рабовладельческого, феодального, буржуазного строя, которые на той или иной ступени развития становились ведущей тенденцией прогресса. Пространство, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на развитие общества. Эти природные факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное разделение труда. Не случайно древние государства возникли в Африке и Южной и Юго-Восточной Азии, в районах с наиболее благоприятным климатом, что позволяло при низком уровне развития орудий труда добиваться достаточно высокого уровня производства материальных благ. Государства, имеющие выход к морю, такие как Англия, Голландия, Франция, Португалия, использовали свое географическое положение для развития выгодной международной торговли и затем колонизации более отсталых стран, до которых можно было добраться морским путем. Особое значение имел пространственный фактор для России. Равнинная местность, малая доля морского берега (не считая берегов Северного Ледовитого океана), холодный климат на большей части территории, низкий биоклиматический потенциал почвы замедляли экономическое развитие, в результате чего русское государство образовалось на несколько столетий позже западноевропейских государств. Для складывания русского государства особое значение имела разветвленная сеть рек, которые получали образные названия Волга - матушка, Днепр-батюшка. Как отмечал В.О. Ключевский, "речная сеть, по-видимому, оказала более раннее и сильное действие на разделение народного труда по местным естественным условиям. По большим рекам как главным торговым путям сгущалось население, принимавшее наиболее деятельное участие в торговом движении, рано здесь завязавшимся; по ним возникали торговые средоточия, древнейшие русские города. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины при содействии однообразной частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними, подготовляла народное единство и содействовало государственному объединению страны. Вопрос №2. Древние народы на территории России. Население древней Башкирии. Первые письменные свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, сирийские историки. Славяне тогда представляли единую этническую общность. Они жили к востоку от германцев: от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря. Их расселение в VI-VIII вв. Шло по трем направлениям: на юг на Балканский полуостров, на восток и север по Восточно-европейской равнине и на запад -в среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. Результатом было разделение славянства на три ветви: южную, восточную и западную. В VI в. происходит обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства, на основе которой формируется древнерусская народность. Восточные славяне жили племенными союзами, которых насчитывалось примерно полтора десятка. Каждый союз включал в себя отдельные племена, каких на русской равнине было 100-200. Каждое отдельное племя в свою очередь делилось на множество родов. Каждый племенной союз имел свою территорию. Наиболее крупным было племя полян, живших по среднему течению Днепр (в районе Киева - будущей столицы древнерусского государства). Земля полян носила название "русь" или "рось" по имени одного из племен, жившего по реке Рось. По мнению академика Рыбакова Б.А., а также некоторых других учёных это название затем было перенесено на всю территорию восточных славян. Существуют также и другие мнения. (*) Название города Киева летопись связывает с именем князя Кия, княжившего в VI в. вместе со своими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в среднем Приднепровье. По имени Кия был назван основанный братьями город. К западу от полян жили древляне, бужане, волыняне, дулебы. К северу от полян - северяне. По реке Москве и Оке - вятичи, в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины - кривичи и полочане. Вокруг озера Ильмень жили ильменские славяне. По Днестру жили уличи, хорваты и тиверцы. На реке Соже - радимичи. Между Припятью и Березиной - дреговичи. Соседями восточных славян были на западе прибалтийские народы: западные славяне (поляки, словаки, чехи); на юге печенеги и хазары, на востоке - Волжская Булгария и многочисленные финно-угорские племена. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это определило их оседлый образ жизни. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы. Южные районы обгоняли в своем развитии северные. На севере, в районе таежных лесов господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали, они засыхали. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Два- три года участок давал неплохой урожай, потом земля истощалась и приходилось уходить на другой участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, борона-суковатка, заступ, серп, цепы, каменные зерно теки и ручные жернова. *Поляне получили название, по мнению историка Н.М. Карамзина, от "чистых своих полей". (Карамзин Н.М. История государства Российского. - Т.I.- М.: 1989.- С.48.). Некоторые ученые считают, что князь Рюрик был из племени "Русь", однако большинство современных ученых отрицают существование такого племени. Большинство историков сходится во мнении, что это слово скандинавского происхождения, "русью" называли княжеских дружинников. В южных районах ведущей системой земледелия был "перелог". Там плодородных земель было много и участок земли засевался в течение 2 - 3-х лет. С истощением земли переходили на другой участок. В качестве основного орудия труда использовали рало, а впоследствии - деревянный плуг с железным лемехом. Славяне также занимались скотоводством, разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной зоне - лошадей. Из других занятий восточных славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда). Семинар №2. Раннефеодальные государства на территории России (IX – XIII вв.). Вопрос №1. Киевская Русь. К моменту образования Древнерусского государства существовало уже несколько крупных городов: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Муром и др. Всего на Руси в IX в. было 25 крупных городов. Племенные княжения восточных славян объединились в единое государство в IX в. К моменту образования Древнерусского государства произошло объединение трех крупных славянских племенных союзов: Куявы - земли вокруг Киева, Славии - район озера Ильмень с центром Новгородом, Артании - точно район историками не определен, называются Прибалтика, Карпаты, Северо- восточная Русь. Летописец начала XII века, монах Киево-Печерского монастыря Нестор связывает образование Древнерусского государства с призванием в Новгород варяжских князей, трех братьев: Рюрика, Синеуса, Трувора. По этой легенде северные племена, ильменские славяне платили дань варягам, а южные славяне, поляне и их соседи находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы изгнали варягов за море. Но никак не могли прекратить междоусобную войну между собой. Собравшиеся на Совет новгородцы решили послать за варяжскими князьями: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами", сказано в летописи. Так власть над Новгородом и окрестными землями перешла в руки варяжских князей: Рюрик осел в Новгороде, Синеус - на Белоозере, Трувор - в Изборске. Есть и другие исторические версии. Так в новгородской летописи конца XV в. появилась новая версия появления варягов, согласно которой Рюрик со своей дружиной был призван служить в Новгород по совету посадника Гостомысла. После смерти бездетного Гостомысла власть в городе захватил Рюрик. На рубеже XV - XVI вв. в " Сказании о великих князьях Владимирских", написанном тверским иноком Спиридоном, Рюрик - это потомок Кесаря Августа, приглашенный на княжение из Пруссии. В Иоакимовской летописи XVII в. в изложении первого русского историка Василия Никитича Татищева, Рюрик - выходец из западнославянских земель, внук Гостомысла, сын его любимой дочери Умилы. “Варяги” (норманны) - выходцы из Скандинавии. В 1724 г. Пётр I пригласил в Академию Наук двух немецких учёных Иогана Готфрида Баера и Герарда Фридриха Миллера, которые показали, что летопись искажена, т.к. имена братьев Рюрика - это скандинавские слова, обозначавшие, что Рюрик пришёл со своей дружиной ("Трувор") и своим домом ("синехус"). Они показали, что название "Русь" скандинавского происхождения. Императрица Елизавета Петровна поручила Ломоносову написать обобщающий труд по русской истории. Ломоносов отрицал варяжское происхождение слова "Русь", версию об организующей роли варягов в истории России. Опираясь на "Сказание о великих князьях Владимирских" Ломоносов утверждал, что Рюрик был из Пруссии, а Пруссия - это " по-руссия ", а руссы - славяне.В XVIII, XIX, нач. XX вв. нормандское (варяжское) происхождение Руси не вызывало сомнений у ученых Н.М. Карамзина, М.Н. Погодина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, М.Н. Покровского, В.В. Мавродина. С 30-х гг. скандинавская версия пересматривается, видимо по политическим причинам. Она была использована Гитлером как практическое руководство к захватническим действиям. Доказывалась неполноценность славян, их неспособность к самостоятельному развитию. Выдвигался тезис об организующей роль немцев в Польше, Чехии, Руси. Одним из известных русских антинорманистов был академик Рыбаков, автор солидных монографий по истории древней Руси. До сих пор наука не в состоянии подробно осветить древнюю историю восточных славян. Большинство ученых считают, что у истоков государственности восточных славян стояли варяжские князья. Однако процесс образования государства у славян уже шел и мог быть завершен и без вмешательства норманнов. Наиболее приемлемой следует считать версию о том, что варяги были приглашены как наёмное войско для защиты славян, что было обычным для того времени. После прихода Рюрика в Новгород власть в Киеве, в земле полян, где когда-то правили братья Кий, Хорив и Щек, захватили другие варяги - Аскольд и Дир, но по некоторым источникам Аскольд и Дир были не варягами, а продолжателями династии Кия. После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил Олег, на попечение которому Рюрик оставил своего малолетнего Игоря. В 882 г. Олег совершил поход на Смоленск, Любеч и Киев, где были Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |