|
Исторические взгляды Н.В. ШелгуноваИсторические взгляды Н.В. ШелгуноваI Жизнь и деятельность Н.В.Шелгунова. Формирование исторических взглядов. Николай Васильевич Шелгунов как видный деятель демократической исторической мысли сформировался и многократно раскрывался в короткое, но бурное время революционно-общественного подъема 60-х годов ХIХ века. Со второй половины прошлого века начинается новый период в истории России и, следовательно, новый этап в русской исторической науке. Падение крепостного права и дальнейшие буржуазные реформы 60-70-х годов позволили России сделать значительный шаг по пути превращения в капиталистическую страну. Социально-экономические и политические сдвиги оказали воздействие на общественную мысль, начался буржуазно-демократический этап в освободительном движении. Передовым же направлением в русской историографии было революционно-демократическое, выдающимися представителями которого являлись Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Они не только подвели итоги предшествующему развитию демократической исторической мысли, но и определили ее характерные особенности в пореформенный период. Вокруг Чернышевского, Добролюбова, Писарева, и вокруг «Современника» и «Русского слова» группировались многие писатели и публицисты, ставшие активными участниками борьбы за преобразование своей страны. «У народа, лишенного общественной свободы, - писал А.И.Герцен, один из основоположников революционно-демократической историографии, - литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». № Передовые мыслители правдиво, рисовали российскую действительность, смело критиковали ее пороки, а главное 1. См.: Сыров С.Н. Страницы истории. М., 1981.с.154 несли народу идеи свободы и гуманизма. Именно к этой блестящей плеяде шестидесятников и принадлежит Николай Васильевич Шелгунов. Н.В.Шелгунов, родом из дворян, родился в 1824 году в г. Петербурге. В возрасте четырех лет он был помещен в Александровский кадетский корпус, расположенный в Царском селе. Прошедший школу Александровского корпуса, Шелгунов поступает в Лесной институт и успешно заканчивает его в 1841 году. Годы учебы не оставили, по-видимому, в памяти Николая Василевича каких-либо ярких впечатлений. «Нас не воспитывали, а дрессировали; официальная наука была тоже дрессировкой»- отмечал он в своих воспоминаниях.№ Тем не менее, окончание института открывало перед Шелгуновым хорошие перспективы, и начало его жизненного пути, казалось, не предвещает никаких перемен. Из института его выпустили прапорщиком по чину и таксатором по должности, то есть специалистом по определению товарной стоимости участков леса. Шелгунов начинает работать в департаменте лесных дел, и за девять лет службы он побывал в различных местах России, где организовывал и направлял лесоводство. Поездки на Украину, в Белоруссию, Польшу, работа в центральных губерниях страны позволили ему не только в совершенстве овладеть своей профессией, но и увидеть жизнь различных слоев российского народа. В 1849 году Николай Васильевич получает назначение в Сибирскую губернию и в Самаре начинается его сближение с либерально настроенными выпускниками Московского и Казанского университетов. Он знакомится с революционно-демократическими идеями, которые всколыхнули передовую общественность после европейских событий 1848 года. В это время в России развивается общественное движение за освобождение народа от крепостничества. Многие образованные люди понимали, что крепостное право изжило себя. В 1. См.: Сунцов Н.С. Экономические взгляды Н.В.Шелгунова. М., 1957. с.33 среде либерального дворянства возникло два идейных течения: славянофильство и западничество. Славянофилы выступали против капитализма и предлагали вернуться к патриархальным обычаям древней Руси. Западники идеализировали европейский путь капиталистического развития. И славянофилы, и западники признавали необходимость уничтожения крепостного развития, но путем реформ. Кроме этих течений, в России развивалось революционно-демократическое движение, приверженцы которого выступали за ликвидацию крепостничества и самодержавия лишь путем народной революции. Знакомство Шелгунова с передовыми идеями не прошло для него бесследно. Он чувствует необходимость не только их глубокого осмысления, но и потребность более близкого знакомства с теми людьми, что вели пропаганду революционных взглядов. Вскоре желание Шелгунова осуществилось. Будучи в 1851 году в Петербурге, он знакомится с Чернышевским и другими революционно настроенными деятелями, в частности с поэтом М.И. Миайловским, братьями Лугиниными и Серно- Соловьевичами. С этого момента у Шелгунова устанавливаются широкие и прочные связи с кругом передовой петербургской интеллигенции, а знакомство с Михайловским вскоре перерастает в тесную дружбу. Можно сказать, что эти события и предопределили в дальнейшем судьбу Николая Васильевича Шелгунова как революционера-демократа. Следует отметить, что в начале 50-х годов Шелгунов становится видным специалистом по лесоводству, автором капитальных трудов по лесному хозяйству страны («История русского лесного законодательства», «Лесоводство», «Лесная технология» и др.) За успешную научно-педагогическую деятельность он получает звание профессора. Однако преуспевающий в своей административной и научной карьере зрелый человек, он порывает с ней вскоре и устремляется в полную опасностей общественную борьбу. Этот крутой поворот в жизни и деятельности Шелгунова объясняется, конечно, не только тем, что судьба свела его с литературными кругами «Современника» и «Русского слова», а затем и с такими деятелями как Чернышевский, Добролюбов, Герцен. Несомненно, встреча с Н.Г.Чернышевским, которого Шелгунов впоследствии назовет своим учителем, положила начало этому повороту. Следует учитывать, что Николай Васильевич к тому времени был широко образованным человеком и по опыту официальной службы хорошо знал современное состояние России. Как специалист лесного дела он понимал необходимость радикальной перестройки не только лесного хозяйства страны, но и всего ее социально-политического строя. Естественно, идеи революционных перемен, пропагандируемые трудами Герцена и Белинского, Чернышевского и Добролюбова находили большой отклик в молодом поколении 50-60-х годов. Но свой выбор, как зрелый человек, Шелгунов сделал сознательно, а не под влиянием “революционного романтизма”, что нередко случалось с молодыми людьми того времени. Весной 1858 года Н.В.Шелгунов уезжает из России и почти год изучает организацию лесоводства во Франции и Германии. Свое пребывание за границей он использует для установления связи с русскими политэмигрантами и знакомится в Лондоне с А.И.Герценом и Н.П.Огаревым, выпускавшими там революционный журнал «Колокол». Известно, что Александр Иванович Герцен принял деятельное участие в разработке теоретических основ передовой исторической науки и к изучению прошлого он всегда подходил с желанием, прежде всего, извлечь из этого прошлого полезные уроки для политической борьбы текущего дня, уяснения перспектив исторического развития. № Видимо, беседы с Герценом, пользующимся не меньшим авторитетом, чем Чернышевский в революционных российских кругах, сыграли определенную роль в становлении исторических воззрений Н.В.Шелгунова. Что же еще дало Николаю Васильевичу 1. Иллерницний В.Е. Историография истории СССР. М., 1971. с.181 Европейский опыт многое дал Николаю Васильевичу Шелгунову. знакомство с Западной Европой? Он увидел новые для него буржуазные отношения, капиталистический строй, его государственность и идеологию. Шелгунов изучает организацию капиталистического производства и положение пролетариата. Собственные впечатления и знакомство с работой Ф.Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1845г.) побудили в дальнейшем Шелгунова дать краткое изложение этой книги и написать в дополнение к изложенному свой раздел о положении французского пролетариата. Здесь Шелгунов использовал самостоятельно собранный им материал. Его статья «Рабочий пролетариат в Англии и Франции» (1861г.) будет первой попыткой популяризировать в России книги Ф.Энгельса. Центральной темой его будущих работ станут проблемы исторического развития России и Запада, впоследствии Шелгунов признает реальность капиталистических отношений в России. Общий кризис крепостного строя, усилившийся после Крымской войны (1853-1856гг.), привел к революционной ситуации. В конце 50-х годов революционеры России «серьезно считали себя накануне». № Февральский манифест 1861 года породил перемены в настроении передовых слоев русского общества и перед революционерами во весь рост, встала проблема практических действий: создаются подпольные типографии, составляются прокламации. Разрабатывается и замысел издания периодического органа – газеты. К тому времени политическое кредо Н.В.Шелгунова окончательно определилось и он принимает программу революционеров-демократов. Н.Г.Чернышевский пишет прокламации «Великорусc» и «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», где разъяснялся грабительский характер реформы, а Шелгунов взял на себя обращение к молодому поколению и солдатам. 1. Воспоминания…Т.1. с.243; Н.Н.Новикова , Б.М.Клосс / Чернышевский во главе революционеров 1861 года. М., 1981. с.118,146. Прокламации были составлены зимой 1861 года.№ В обращении «К молодому поколению» говорилось об обманутых ожиданиях народа, звучал призыв к решительной борьбе с самодержавием: «Если для осуществления наших стремлений – для раздела земли между народом – пришлось бы резать сто тысяч помещиков, мы не испугались бы и этого». І Прокламация была отпечатана в лондонской типографии « Колокола» в количестве 600 экземпляров и распространялась в России с 1 по 4 сентября.і Смысл прокламации «Русским солдатам» тоже был вполне определенным: если крестьяне восстанут, то солдаты не должны стрелять в крестьян, ведь они сами вышли из них. Обращение «Русским солдатам…» печаталось в Петербурге. Авторов прокламаций роднит решительное неприятие реформы 1861 года, стремление «перерешить» проблемы реформируемой страны. Но есть и отличие. Прокламация Чернышевского «Барским крестьянам…» ориентирована на более передовые по сравнению с крепостной Россией буржуазно-демократические порядки Западной Европы, а в прокламации Шелгунова «К молодому поколению» проводится идея отмежевания от примеров европейских стран. Деятельность Николая Васильевича в кульминационное время первой российской революционной ситуации не ограничилась только составлением воззваний. Он пишет ряд статей на исторические темы, считая это дело весьма важным. Ещё в 1858 году по инициативе Чернышевского при «Современнике» начинает издаваться «Историческая библиотека», цель которой – познакомить русских читателей с наиболее значительными сочинениями по всеобщей, а особенно, новой истории. 1. Воспоминания…Т.1. с.339-340/ 2. Н.С.Сунцов. Экономические взгляды Н.В.Шелгунова. М., 1957. с.42/ 3. А.И.Володин, Ю.Ф.Карякин, Е.Г.Плимак. Чернышевский или Нечаев? М.,1976. с. 153. Н.В.Шелгунов хорошо понимал общественную потребность в таком ознакомлении. «Арсенал наших знаний, особенно общественных, был очень скуден,- свидетельствовал он той поре,- было известно, что на свете существует Франция, король которой Людовик ХIV говорил: «Государство это я», и за это был назван великим, знали, что в Германии, и в особенности в Пруссии, солдаты очень хорошо маршируют; наконец краеугольное знание заключалось в том, что Россия страна самая большая, богатая и сильная…»№ В 1861 году в «Современнике» были опубликованы статьи Николая Васильевича «Рабочий пролетариат в Англии и во Франции», «Литературные рабочие», «Деликатности в науке», помощью которых он надеялся расширить знания российских читателей по всеобщей истории. На активную публицистическую деятельность революционеров-демократов самодержавная власть ответила арестами и ссылками. Осенью 1961 года за распространение прокламаций был арестован по доносу поэта В.Костомарова друг Шелгунова М.И.Михайлов и сослан в Нерчинск. Сам Николай Васильевич, по данным 3-го отделения на 27 апреля 1862 года, подозревался в составлении прокламаций «Великорусc».І Весной 1862 года Шелгунов уходит в отставку, получив чин полковника и соответствующий пенсион. Вместе с женой, Людмилой Петровной он отправляется в Сибирь, на Казаковские золотые прииски, где отбывал ссылку Михайлов, с целью организации его возможного побега. По просьбе редактора журнала «Русское слово» Г.Е.Благосветлова Шелгунов за время пути пишет ряд очерков о Сибири. Путевые впечатления и знакомство с сибирским краем отразились во многих работах Шелгунова. В своих статьях он, обращаясь к 1. Шелгунов Н.В. Соч. Т.1. СПб, 1895. с. Х-ХI. 2. Новикова Н.Н., Клосс Б.М. Чернышевский Н.Г. во главе революционеров 1861 года. М., 1981. с. 91. историческому прошлому, пытается понять цели и характер территориальных приобретений России на Востоке, проводит сравнение путей европейской и русской колонизаций, делает выводы о хозяйственном использовании сибирской земли. На приисках Шелгунов пробыл не долго. Вскоре после своего приезда он по приказу Александра II был арестован и 15 апреля 1863 года заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где и пробыл под следствием до 24 ноября 1864 года.№ Николай Васильевич обвинялся в связи с «государственным преступником» Михайловым, в составлении и публичном чтении ряда прокламаций, в высказывании «враждебных мыслей». 20 месяцев он был изолирован от общественной жизни. Но в камере Шелгунов продолжает работать, пишет статьи для «Русского слова». Так появилась работа«Цивилизации прошедшего и будущего», где автор, обращаясь к истории Европы, говорит о том, что всегда и везде находились люди, противостоящие деспотической власти. Он напоминает о великих реформаторах средневековья – Ян Гусе и Мартине Лютере. По цензурным соображениям статья вышла в свет под названием «Прошедшее и будущее европейской цивилизации». В тюрьме Шелгуновым был сделан и перевод «Всемирной истории» Ф. Шлоссера. Стойкое и умелое поведение Николая Васильевича в процессе следствия и на суде избавило его от каторги, но как противник царского режима Шелгунов был лишен звания полковника, полагающейся по чину пенсии и выслан на жительство под надзор полиции в Волгоградскую губернию. Он прибывает туда в декабре 1864 года и последовательно живет в Вологде, Тотьме, Великом Устюге, Никольске, Кадникове, снова в Вологде, затем с апреля 1869 года – в Калуге, с мая 1873 года – в Выборге и с февраля 1874 года – в Новгороде. В годы ссылки Шелгунов много работает. За это время появляется ряд новых 1. Щеголев П.Е. Алексеевский равелин. М.,1989. с. 26; Примечание. с. 374. статей, посвященных важным вопросам исторической жизни России и Запада. Дарования Николая Васильевича раскрываются и с другой стороны – как философа и педагога. С начала 1872 года он начинает сотрудничать с петербургской газетой «Неделя» (издатель Гайдебуров П.А.), где печатают его «Заметки провинциального философа» и «Письма о воспитании». Размышляет Шелгунов и о современной ему российской жизни. В статье «Рабочие ассоциации» он анализирует существующий экономический порядок и приходит к мысли, что в России «есть полная возможность жить, не работая, за счет труда других…», и далее: «…общество должно, наконец, достигнуть той точки, когда люди, исполняющие наиболее полезный труд, будут играть и первую роль».№ В 1870 году Шелгунов откликнулся большой статьёй на смерть А.И.Герцена, которого ценил как одного из первых революционеров. В конце 1876 года административный надзор был, наконец, снят, и Николаю Васильевичу разрешили проживать в столице. Осенью 1879 года он возвращается в Петербург и входит в состав редакции журнала «Дело», где ведет раздел «Внутреннее обозрение» и редактирует публицистику. Николай Васильевич Шелгунов сформировался как революционер-демократ и начал свою литературно-публицистическую деятельность в обстановке острой идейной борьбы 60-х годов, что наложило известный отпечаток на его взгляды, определило его позиции по главным вопросам общественно-политической и экономической жизни России того времени как сторонника крестьянской революции, приверженца радикальных мер. Необходимым условием для успешных революционных действий Шелгунов считал глубокое осознание стоявших перед революционно-демократическим движением задач, что в свою очередь, по его мнению, невозможно было бес 1. См.: Тхоржевский С.С. Закон совести. М., 1989. с. 81. достаточного уровня знаний, теоретической подготовки. Вместе с тем он оказался активным участником общественной жизни и политической борьбы эпохи 80-х годов. Незавершенность «великих реформ», обманутые надежды на прогрессивную деятельность правительства Александра II, процессы торможения в пореформенных учреждениях – земствах, судах и пр., - все это вместе взятое, побуждало наиболее энергичную часть общества к решительным действиям. Русское революционное движение, пережив в 60-х годах яркий, но несколько сумбурный период своего становления обрело к началу 70-х годов ясное осознание стоящих перед ним целей и вполне конкретную программу действий. Оценивая прошедшее время, Шелгунов писал в своих воспоминаниях: «Шестидесятые годы явились моментом необыкновенного подъема нашего духа, небывалого напряжения наших умственных сил и небывалого ещё развития критической мысли… Умственная революция, которую мы пережили в 60-х годах, была не меньше умственной революции, которую переживала Франция с середины ХVIII». № Естественно, для него будущее поколение революционеров должно завершить дело, начатое в 60-е годы, но новая обстановка будет диктовать новые методы борьбы. В связи с этим Николай Васильевич замечает: «Эпоха 80- х годов будет не столько эпохой идей, сколько эпохой практических дел, и этим она будет отличаться от 60-х годов».І Действительно, время действий для революционеров наступило, что выразилось сначала в «хождении в народ», в работе «Земли и воли», а затем и «Народной воли». Как общественное движение 70-х – начала 80-х годов, революционные народники направили свои усилия на пропаганду идей крестьянского социализма. Часть же народников сделала своим 1. В.И.Ленин и русская общественно-политическая мысль ХIХ – начала ХХ вв. Л., 1969. с. 42. 2. См.: Тхоржевский С.С. Указ. Соч. с. 156. кредо терроризм как возможное и морально оправданное средство для скорейшего достижения своей цели. Массовое хождение в народ в1874 году при своей безуспешности свидетельствовало о широте и силе революционных настроений в русском обществе. Но постоянные неудачи и репрессии правительства, которые усилились после совершенного по собственному почину А.Соловьевым покушения на цареубийство 2 апреля 1879 года, не столько ослабляли, сколько озлобляли революционеров, вынуждали их прибегать к крайним средствам борьбы. С 1879 года после распада «Земли и воли»- организации, которая пыталась внести широкую социальную пропаганду среди крестьян, определяющую роль в борьбе с самодержавием стала играть «Народная воля», сделавшая ставку на индивидуальный террор. Какую же позицию по отношению к методам и средствам революционной борьбы, ее тактике занимал Шелгунов? Следует, прежде всего, сказать, что народовольцы поддерживали довольно тесные связи со многими видными писателями и общественными деятелями, в том числе и с Шелгуновым.№ Он отредактировал и опубликовал статью члена Исполкома «Народной воли» Тихомирова, подписанную псевдонимом «Кольцов», неоднократно вносил свою лепту в кассу народовольцев, бесплатно высылал журнал «Дело» политическим ссыльным. Вероятно, как человек, пользующийся доверием, Николай Васильевич был предупрежден прямо или косвенно о дне 1 марта 1881 года, когда состоялась казнь Александра II революционерами «Народной воли». Казалось бы, Шелгунов должен приветствовать столь решительные меры и связанные с ними надежды на быстрый поворот российской истории. Однако в рассматриваемый период времени взгляды Николая Васильевича претерпели 1. Из искры разгорится пламя. Л., 1989. с. 391. существенную эволюцию. Жизнь пореформенной России доказывала реальность развития капиталистических отношений и несбыточность надежд о некоем особом крестьянском социализме, которыми питалось народническое мировоззрение. Он хорошо видел ограниченность революционеров народников в понимании путей развития России и в революционных кругах был известен, как «пламенный западник». № По нашему мнению перелом во взглядах Шелгунова произошел в конце 70-х годов, а не в конце 60-х годов, как считал Н.С. Сунцов. Шелгунов ценил народовольцев как людей мужественных, но тактику индивидуального террора не одобрял и его результаты не верил. Видимо, Шелгунов уже понимал, что герои-одиночки не в силах коренным образом изменить существующее положение и эта роль принадлежит в истории народным массам. Еще осенью 1879 года в одной из своих статей он подчеркивал, что в надеждах на исторические перемены необходим реализм, учет объективных условий конкретного исторического времени.І После поражения народовольцев реакция повела яростную травлю всех противников самодержавия. Ей противостояла немногочисленная прогрессивная печать, в том числе и журнал «Дело», редактором которого с 1881 года становится Н.В.Шелгунов. Могло показаться, что власти удалось вывести государство из состояния глубокого политического кризиса, в которое поверг его народовольческий террор, но все успехи самодержавия на этой стезе были, пожалуй, иллюзорны. Нерешенные проблемы продолжали будоражить общество, медленно, но неотвратимо возрождалось революционное движение, вооруженное новыми идеями. Русская действительность давала Шелгунову богатый материал для написания статей, где он, вновь и вновь обращаясь к историческому опыту 1. 1 марта 1881 года: Документы и воспоминания. Л., 1991. с. 145. 2. См.: Тхоржевский С.С. Указ. соч. с. 142. человечества, пытался дать своим читателям пищу для ума, освещая «проклятые вопросы» русской жизни. Деятельность Шелгунова вновь привлекает внимание полиции, и за ним устанавливают негласный надзор. Осенью 1882 года Николай Васильевич вместе с Н.К.Михайловским, ведущим сотрудником «Отечественных записок», попадает на студенческий вечер, где обсуждались недавние студенческие волнения. Он |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |