бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Александровские Мореходные Классы во Владивостоке в 1890 - 1902 гг.

комнат – 1450 руб.

5) Общие завтраки, однообразное морское платье ученикам, плавающим на

практическом судне, экстраординарные расходы и пособие бедным

ученикам из числа лучших по учению – 1000 руб.

6) Всего – 5000 руб.

Комиссия сама, как бы испугавшись своего исчисления, спешит тотчас же

оговориться, что так как содержание классов в Таганроге и С.-Петербурге

обходится ежегодно до 3 тысяч, то исчисленная сумма для Владивостокских

классов скорее может оказаться мала, чем велика, имея в виду условия жизни

и представляемые средства со стороны сказанных городов по сравнению с

Владивостоком.

Для покрытия исчисленной суммы расходов комиссия усматривала только

следующие источники: пособие от министерства финансов в 3000 руб. и

назначение от городских доходов Владивостока, Николаевска и Благовещенска,

а также от разных коммерческих компаний края (в том числе с Амурского

пароходного товарищества предпочтительно) все вместе 2000 руб.

В заключение, принимая во внимание, что в то время не существовало еще

в крае русского торгового мореплавания и следовательно не было никаких

средств к практическому изучению морского дела, комиссия проектировала, что

для этого должно быть отделяемо на каждую навигацию в распоряжение классов

какое-либо судно от Сибирской флотилии с уменьшенною командою и по

возможности паровое, на котором обучающиеся и должны плавать с Ѕ апреля по

Ѕ октября, занимаясь всем необходимым под руководством начальника классов и

его помощника, при чем как эти наставники, так и все ученики должны иметь

готовый стол: первые от кают-компании, а вторые от артели, с заменою чарки

водки усиленною порцией чая, и во все время плавания ученики носят

однообразную форму: «галанки и рубахи с матросскими шапками», которая

полностью заводится на счет классов. Для знакомства же с порядками на

коммерческих судах начальник училища обязан изыскивать все случаи помещать

учеников последнего выпуска плавать во время лета на коммерческих судах и

преимущественно на пароходах, не исключая и плавающих по Амуру, давая

средства от классов на проезд учеников как к месту службы, так и обратно и

на заведение однообразной формы.

Имея в виду тесную связь и зависимость между Владивостокскими классами

и морским ведомством, комиссия признала, что классы эти должны находиться

под непосредственным попечительством главного командира порта, а в

попечительном комитете, избираемом городскою Думою, председательство должно

принадлежать непременно начальнику штаба или начальнику гидрографической

части. Педагогическая же часть может быть поручена директору местной

прогимназии, а в административном отношении, согласно § 20 Положения 1867

г., министру финансов, при чем начальник классов представляет отчет

департаменту торговли и мануфактур.

Таким образом комиссия в предварительных соображениях своих,

предусмотрительно позаботясь и о двойной порции чая, и об однообразной

форме галанок и фуражек, очевидно упустила из виду русскую пословицу об

участи ребенка у семи нянек, и не думала как о неудобоисполнимости своих

широких предначертаний, идущих вразрез с существующим Положением о таковых

классах, так и о положении будущих классов, зависящих от трех министерств и

от городской Думы впридачу; не подумала, что она затрудняет благоприятное

решение вопроса, ставя его в зависимость от согласий трех министерств

сразу.

Эти соображения комиссии были доложены Владивостокской Думе, и она

единогласно постановила: «по содержанию соображений комиссии дать вопросу

дальнейшее направление, для чего всю переписку с приложениями напечатать и

разослать тем местам и лицам, а также пароходным компаниям, кои могут

оказать содействие к осуществлению этого вопроса. Просить также принять

участие в открытии школы Байкальское и Ленское пароходные товарищества.

Владивостокскому городскому обществу ассигновать на сей предмет (при

благоприятном решении сего вопроса) шестьсот рублей ежегодно и при открытии

классов одну тысячу рублей единовременно для образования запасного капитала

в пользу сего учреждения».

Мы не можем пожаловаться, чтобы мысль об открытии мореходных классов

не встретила сочувствия и поддержки и в среде как местного Владивостокского

населения, так и других местностей края.

Так, подписка на этот предмет дала во Владивостоке в несколько дней

550 рублей; пожертвования поступали и из Хабаровки, и из Софийского округа,

и с Сахалина; даже далекая и дикая Гижига откликнулась на призыв и прислала

свою лепту. Главная контора товарищества Амурского пароходства 19 апреля

1881 года уведомила Владивостокскую городскую управу, что с своей стороны

товарищество ассигновало ежегодную субсидию в 400 рублей на мореходные

классы с тем, чтобы определенное количество воспитанников каждую навигацию

назначалось для плавания на судах т-ва по Амуру и Шилке и чтобы из каждого

выпуска окончивших курс воспитанников было отправлено известное число на

службу в т-во, согласно заявленным со стороны последнего каждый раз

требованиям.

На амурском обеде в Петербурге 26 февраля 1880 года, участники его,

чествуя завершившееся в то время 25-летие славного царствования в Бозе

почившего Государя Александра II, постановили: капиталу, образовавшемуся от

ежегодно собиравшихся на этих обедах пожертвований, дать определенное

назначение на учреждение мореходных классов во Владивостоке, с тем, чтобы %

с капитала обращать на содержание классов, а в память 25-летия царствования

Императора Александра II, которому Амурский край обязан своим

присоединением к России и его развитием, - назвать эти классы

«Александровскими».

Бывший тогда генерал-губернатор Восточной Сибири, Д.Г. Анучин,

принимал горячее участие в осуществлении этой идеи и еще в 1880 году

обратился к начальникам губерний и областей Восточной Сибири с предложением

открыть на этот предмет подписку и затем опять в сентябре 1881 г. вновь

обратился личными циркулярными письмами к головам городов Восточной Сибири

с просьбою пригласить городские общества к денежным на эту цель

пожертвованиям, которые и препровождать в Иркутский банк для нарощения %.

Таким образом уже к 28 сентября 1881 г. образовался для этой цели

капитал в 6286 р., кроме ежегодной субсидии в 600 руб. от Владивостокской

городской управы и в 400 рублей от Амурского пароходного товарищества. Это

ли не блистательное начало, давшее надежду и средства на скорейшее открытие

классов?.. Но… (ах это «но»!) вопросу дано «дальнейшее направление».

Наконец, только в феврале 1882 года управа представила г.

Владивостокскому губернатору окончательно выработанный проект Положения

мореходного класса имени Императора Александра II, составленный комиссиею

из гласных Думы при участии директора местной прогимназии и начальника

гидрографической части Восточного океана. Хотя в состав этой комиссии и

вошли гласные, участвовавшие еще в 1880 году в составлении предварительных

соображений, но в работе этой последней комиссии уже видно желание

придержаться к Высочайше утвержденному Положению 1867 года о мореходных

классах, а потому и в выработанном комиссиею проекте Положения замечается

больше единства и удобоисполнимости, хотя и тут комиссия не могла избежать

увлечения формой одежды учеников, как не могла избежать крупных цифр при

исчислении бюджета классов.

В протоколе своих заседаний (бывших 24 и 27 января 1882 г.) комиссия,

«обсуждая всесторонне вопрос об учреждении мореходного класса, который, как

видно из переписки, предполагается назвать Александровским, пришла к

заключению, что такое весьма полезное и желательное здесь учреждение может

получить осуществление только при содействии министерств финансов и

морского». Вследствие ограниченных средств, городское общество назначило

единовременно на учреждение класса только 1000 рублей и ежегодно на

содержание его 600 руб.; затем т-во Амурского пароходства изъявило

готовность отпускать на тот же предмет по 400 р. в год; в действительности

же, по словам протокола, на содержание класса потребуется не менее 4000 р.

в год, следовательно, мореходный класс может быть учрежден в таком только

случае, если министерство финансов признает возможным отпускать на

содержание его в виде пособия от правительства по 3000 р. в год, а

министерство морское разрешит ученикам практические плавания на военных

судах Сибирской флотилии. Проект, состоящий из 23 §§, как уже мы говорили,

был бы весьма близок к Положению 1867 года, а следовательно и к

осуществлению его, если бы комиссия не включила особого § (8) об

обязательной форме одежды и о практических занятиях на военных судах флота

и не поставила бы непременным условием открытия субсидию в 3000 рублей.

Проектируя штат классов и расходы по содержанию его, комиссия

сократила предположения, внесенные в предварительные соображения 1880 года,

и распределила ежегодный бюджет в 4000 р. следующим образом:

1) Начальник классов, он же старший преподаватель – 900 р.

2) Плата за уроки преподавателям – 1800 р.

3) Учебные пособия и классные припасы – 300 р.

4) Наем помещения, отоплен., освещение, прислуга и пр. – 1000 р.

Примечание. Первоначальное обзаведение класса, приобретение

мореходных инструментов, платье беднейшим ученикам при отправлении в

практическое плавание и др. экстраординарные расходы относятся на

пожертвованный на учреждение классов капитал и остатки от штатных сумм.

Прошло еще три года… Мы имеем основание утверждать, что не только

обыватели и жертвователи, но и сама управа не знала эти три года об участи

возбужденного ходатайства, и только 23 августа 1885 года военный губернатор

г. Владивостока препроводил в управу копию с запроса министерства народного

просвещения на имя генерал-губернатора Восточной Сибири, в котором

департамент по делам народных училищ сообщает, что на основании Высочайше

утвержденного (14 декабря 1887 года) положения комитета министров, особые

наименования могут быть присвоены учебным заведениям, содержимым на

средства земств, обществ и частных лиц, лишь при условии взноса капитала в

наличных деньгах или бумагах, доход с которых вполне обеспечивал бы

содержание училища; капитал же в 9433 руб. 10 коп., собранный на

Владивостокские мореходные классы, а также и другие, имеющиеся на этот

предмет местные средства, обеспечивают лишь малую часть его содержания,

большую же часть последнего предполагается отнести на счет казны; а потому

статс-секретарь Делянов просил генерал-губернатора уведомить его, “не

встретится ли со стороны жертвователей какого-либо препятствия к

употреблению собранного капитала на нужды Владивостокского мореходного

класса, в случае если бы министерство народного просвещения, по ближайшем

рассмотрении настоящего дела и по состоянию средств государственного

казначейства, признало бы возможным ходатайствовать об отпуске из казны

недостающих на содержание сего класса денег, но без присвоения оному

просимого наименования “Александровского”.

Городской голова донес телеграммою генерал-губернатору, что Дума в

заседании своем 9 сентября (1885 года) изъявила согласие на то, чтобы

наименование мореходного класса, об учреждении которого город

ходатайствует, было вполне согласно с законом.

Прошло с тех пор еще три года… И вот теперь мы стоим над вопросом:

будет или нет открыт во Владивостоке мореходный класс, - над вопросом,

который был таким же вопросом еще в 1877 году.

Императорское Общество для содействия русскому торговому мореходству с

своим обычным сочувствием отнеслось к идее открытия мореходных классов во

Владивостоке. Возбудив в 1880 году по просьбе управы ходатайство перед

министерством финансов об отпуске пособия от казны в 3000 р., оно и затем

продолжает заботиться об этом вопросе. Так, в 1882 году 13 ноября Общество

пишет в Думу, что, узнав из газет, что Владивостокская дума продолжает

заниматься вопросом об учреждении местного мореходного класса, Общество

считает своим приятным долгом послать издания Общества, касающиеся вопроса

о мореходных школах; затем, 8 января 1883 г., Общество обратилось в управу

с упреком, что с 1880 г. Правление Общества не получало никаких сведений о

ходе дел касательно учреждения мореходной школы, между тем как Общество

весьма желает знать, в каком положении находится в настоящее время этот

вопрос. Предупредительно сообщая, что Общество при открытии новых

мореходных классов всегда высылает бесплатно значительное число разных

книг, могущих быть полезными как преподавателям, так и учащимся, Общество с

своей стороны просило по прилагаемой таблице сообщать сведения об учениках

для помещения в «Известиях».

В заключение это письмо содержало полезный намек, который мог бы

послужить уроком комиссии по составлению проекта Положения классов.

Общество писало, что первый мореходный класс в деревне Гайнаже (Лифляндской

губернии) открыт на частные незначительные средства, и только спустя три

года был утвержден с назначением от правительства всего по 1000 р.; и

несмотря на это число учащихся в нем доходит уже (в 1883 г.) до 90 чел. И

окончившие курс служат лучшими проповедниками в крае идеи развития

мореплавания и постройки судов дальнего плавания.

Это письмо осталось, вероятно, без ответа управы, потому что 16 июня

того же 1883 года Общество вновь обратилось, уже на имя городского головы,

со следующим отношением:

«После сообщения городской управе 12 февраля 1881 года, за № 55, о

том, что Правление Общества обратилось с просьбою о назначении от казны

3000 р. ежегодно на содержание мореходной школы во Владивостоке, Правлению

Общества по настоящее время ничего не известно по этому делу, а потому оно

покорнейше просит вас, милостивый государь, сообщить о настоящем положении

дел о Владивостокской мореходной школе».

Получив только такую настоятельную просьбу, городская управа и сама,

наконец, поинтересовалась о положении дел и 12 января 1884 года запросила

канцелярию военного губернатора г. Владивостока «о последовавшем

распоряжении по последнему донесению управы его превосходительству военному

губернатору, при коем был представлен в подлиннике проект и Положение о

мореходном классе». На это канцелярия г. губернатора ответила, что проект

представлен господину генерал-губернатору Восточной Сибири еще 20 февраля

1882 года, за № 344.

После этого городская управа уведомила Правление Общества, что управа,

признавая не только полезным, но по местным условиям и крайне необходимым

учреждение во Владивостоке мореходного класса, в январе 1882 года избрала

комиссию для составления проекта Положения о нем, который и представлен

генерал-губернатору Восточн. Сибири в феврале 1882 года, но ответа на это

представление до сих пор не получено. Правление Общества, получив такое

уведомление, постановило: просить г. генерал-губернатора В. Сибири о

возможно скорейшем представлении на утверждение министра народного

просвещения проекта Положения о мореходном классе во Владивостоке. Генерал-

губернатор Восточной Сибири Анучин на ходатайство Правления Общества

ответил следующее: «Отношением, от 10 мая сего года за № 53, ваше

сиятельство (князь В.А. Долгоруков, председатель Общества, - В.К.) признали

с своей стороны вполне необходимым учреждение в г. Владивостоке мореходного

класса, и, согласно постановления находящегося под вашим председательством

Правления Общества, просите моего содействия к скорейшему осуществлению

столь полезного для края учреждения. Считаю своим долгом познакомить ваше

сиятельство с настоящим положением этого дела». Изложив в кратких словах

историю возникновения этого вопроса на одном из амурских обедов и

дальнейшее развитие его и упомянув, что после объявленной по Восточной

Сибири подписки капитал достиг почтенной цифры 8794 руб. 42 коп., Д.Г.

Анучин продолжает: «Такой успех подписки на столь полезное для Сибири дело,

как учреждение в одном из отдаленнейших и весьма важных портов школы

морского дела, побудил меня представленный военным губернатором г.

Владивостока, от 20 февраля 1882 г. № 344, проект Положения и штата этого

класса препроводить г. министру финансов (от 8 дек. 1882 г. № 1421),

покорнейше прося его высокопревосходительство, во-1) об утверждении

вышеупомянутого Положения и штата мореходного класса 2-го разряда, во-2) об

исходатайствовании Высочайшего Государя Императора соизволения на

милостивое принятие для означенной цели в виде неприкосновенного капитала

собранных пожертвований 8794 р. 42 к. и наименование этого класса

«Александровским» и в-3) о назначении этому классу пособия от казны в

размере 2500 рублей ежегодно. Копия с этого отношения к г. министру

финансов была в то же время препровождена г. управляющему морским

министерством, с просьбою не отказать классу в содействии морского

ведомства. Между тем, отношением, последовавшим от 19 февр. 1883 года за №

1078, генерал-адъютант Шестаков уведомил меня, что он не разделяет мнения о

насущной для края потребности в учреждении подобного класса, но во всяком

случае, если министерство финансов найдет возможным осуществить проект об

учреждении в городе Владивостоке мореходного класса, то со стороны морского

ведомства не встретится препятствий к тому, чтобы суда Сибирской флотилии

служили практическою школою для учеников класса. О таком отзыве генерал-

адъютанта Шестакова мною было сообщено 12 апреля 1883 года за № 505 г.

министру финансов с новой просьбой – разрешить в утвердительном смысле

вышеозначенное ходатайство мое, в виду действительной необходимости

открытия такого класса в Сибири, тем более, что деньги, достаточные для

начального открытия упомянутого класса, собраны, имеется и помещение для

него и даже являются уже желающие поступить в класс. В ответе на это

отношение мое, товарищ (т.е. заместитель, - В.К.) министра финансов

уведомил меня, что дело об учреждении мореходного класса во Владивостоке

передано в министерство народного просвещения; о дальнейшем же движении

этого дела я до настоящего времени сведений не имею. Из всего

вышеизложенного ваше сиятельство изволите усмотреть, что с моей стороны

сделано все возможное к осуществлению столь полезного для Сибири

учреждения; при чем не лишним считаю добавить, что капитал на учреждение

Владивостокского мореходного класса возрос в последнее время (1884 год) до

9289 р. 16 к. и что существующими в Сибири двумя мореходными компаниями:

Кяхтинского пароходного и Амурского товариществ назначена в течение пяти

лет денежная субсидия мореходному классу, первым по триста, а вторым по

двести рублей (?) ежегодно. Дальнейшее ведение дела будет уже зависеть от

нового Приамурского генерал-губернатора (в связи с территориальным

переустройством Сибири и введением этой новой должности, - В.К.), который,

без сомнения, мои поддержит ходатайства».

Правление Общества, получив такое обстоятельное уведомление об участи

поднятого вопроса, 29 сентября 1884 года с своею обычною настойчивостью в

преследовании благих целей и задач Общества постановило просить министра

народного просвещения и Приамурского генерал-губернатора о содействии к

скорейшему открытию мореходного класса во Владивостоке.

Такова история возникновения и дальнейшего хода вопроса об открытии

мореходного класса во Владивостоке. Десять лет прошло с тех пор, как он

поднят, и читатель видел, что было сделано для этого. А что сделано будет

еще? И управа в 1884 году не знала об участи возбужденного ходатайства, и

генерал-губернатор Анучин писал в 1884 г., что с 8 июля 1883 года о

дальнейшем движении этого дела он сведений не имеет, не знают этого,

понятно, ни жертвователи, ни обыватели, не знаем и мы о дальнейшей и

будущей судьбе этого вопроса. Десять лет безвозвратно потеряно, десять лет

упущено и их теперь не вернуть… Но предоставим мертвым заботиться о мертвых

– вопрос о мореходной школе еще не умер. В последнее время министерство

народного просвещения переработало Положение 1867 года о мореходных классах

и выработало проект нового Положения об «училищах судоходства» (который

теперь может быть уже и утвержден); поэтому не нужно ли ожидать, что

ходатайство Владивостока, возбужденное 8 лет тому назад, будет возвращено

обратно с предложением составить новый проект Положения, применительно к

новому закону о подобных школах (здесь Владимир Евгеньевич проявляет себя

как тонкий знаток бюрократических «процедур»! – В.К.). И так или иначе,

рано или поздно, вопрос о мореходном классе или училище судоходства, как

одном из средств развития местного каботажа и торгового мореплавания со

всеми его последствиями для края, - должен стать на очередь, а потому мы

вновь повторяем поставленные вопросы в заметке нашей № 37 «Владивостока»:

«Нужны ли во Владивостоке мореходные классы? Признано ли, что открытие

класса вредно или бесполезно для начавшегося развития края? Сознали ли мы,

наконец, что восемь лет тому назад сделали ошибку, возбудив ходатайство, и

теперь следует уклониться от намеченной тогда цели? Сознает ли население,

что теперь еще преждевременно или излишне способствовать всеми мерами

развитию местного мореплавания и каботажа в крае?» [27]

Минует еще три года… Рассмотрев это сообщение В. Филипченко,

Императорское Общество для содействия русскому торговому мореходству в 1889

г. вновь постановляет возбудить ходатайство перед министром народного

просвещения и Приамурским генерал-губернатором о скорейшем открытии

Владивостокского мореходного класса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.