бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Производство в Арбитражном суде РФ

Производство в Арбитражном суде РФ

ВВЕДЕНИЕ

Изменения социально-политического и экономического характера,

произошедшие в России за последнее десятилетие, внедрение рыночных

отношений в экономику, отказ от административно-плановых методов управления

экономическими процессами, конституционное закрепление права каждого на

свободное использование своих способностей и имущества для

предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической

деятельности, обусловили формирование, в качестве специализированных,

арбитражных судов.

И как следствие их деятельность требовала правового закрепления

(процессуальную регламентацию). 5 марта 1992 г. вступил в силу первый

Арбитражно-процессуальный кодекс, 5 мая 1995 г. второй, ныне действующий.

Принятие Арбитражно-процессуального кодекса 1995 г. (далее АПК), более

совершенного по сравнению с первым, ознаменовало в российском праве начало

движения в сторону демократии и создания правового государства.

Естественно, крупные преобразования во внешней и внутренней политике

государства, прежде всего, должны исходить со стороны законодателя, именно

он должен создать такие условия, чтобы государство можно было с полной

уверенностью назвать правовым. В условиях построения рыночной экономики,

хозяйствующие субъекты должны ощущать свою защищенность от государственного

произвола и от недобросовестных бизнес-партнеров.

Судьба России сегодня решается в сфере экономики, от которой в конечном

счете зависит социальная, политическая и иные стороны нашей жизни. В свою

очередь, состояние экономики находится в прямой зависимости от того, кто

здесь "правит бал", есть ли в ней правовой порядок, действуют ли

цивилизационные правила закона и правоприменения или же она подвластна

криминальному произволу.

Система арбитража как раз и служит этим целям - защита прав и законных

интересов учреждений, организаций, предприятий и граждан-предпринимателей.

Чем совершеннее и мощнее эта система, тем больше возможностей для

нормального функционирования субъектов экономики в рыночных условиях, а,

следовательно, тем здоровее и сильнее экономика данного государства. Таким

образом, построение жизнеспособной системы государственного арбитража

является делом общегосударственного масштаба и определяет перспективы

развития всей страны в целом. (Именно в этом и проявляется актуальность

данной темы.) Можно сказать, что предпринятые на этом пути шаги в целом

дали положительный эффект и теперь система арбитража отвечает реалиям

времени.

Однако возникновение полисистемности в судоустройстве как следствие

создания, самостоятельной ветви судебной власти — арбитражных судов —

повлекло за собой проблемы, связанные с их деятельностью. Эти проблемы

являются достаточно важными, ибо правильное их разрешение ведет к

эффективности осуществления правосудия. Именно на разрешение проблем,

связанных с деятельностью арбитражных судов были направлено реформы

последних лет. Их своеобразным итогом является подготовленная (с помощью

экспертов Совета Европы), фактически новая редакция АПК РФ (она входит в

пакете законов связанных с судебной реформой о которой сейчас так много

говорят). Это вызвано, в частности, пробелами в действующем АПК РФ 1995 г.,

противоречиями в его нормах и их несогласованностью с нормами других

законов, которые выявились в практике применения АПК, стремительным

развитием законодательства, регулирующего отношения в сфере

предпринимательской и иной экономической деятельности, требующим иной

процессуальной формы разрешения споров, возникающих из этих отношений.[1]

Например, уже после АПК 1995 г. Были приняты такие нормативные акты, как

вторая часть Гражданского кодекса, Федеральный закон (далее ФЗ) “Об

Акционерных обществах”, Налоговый, Бюджетный кодексы, ФЗ “О

несостоятельности (банкротстве)” и многие другие. Так же это вызвано и тем,

что подготовка АПК 1995 г. проводилась в течении слишком короткого времен,

а обсуждение его статей и институтов было недостаточно глубоким, без

широкого участия юристов, практикующих в сфере предпринимательства, а так

же самих предпринимателей. А ведь именно для более полного правового

обеспечения предпринимательской деятельности в товарном производстве и

создается новое законодательство.)

В своей работе мне бы хотелось осветить судебное разбирательство.

(производство в суде первой инстанции.). Почему именно его?.

Да все потому что, судебное разбирательство - главная, центральная

стадия арбитражного процесса. Именно на этой стадии проявляется действие

основополагающих принципов арбитражного процессуального права:

независимость судей и подчинение их только закону, гласность судебного

разбирательства, равноправие сторон, состязательность, непосредственность

исследования доказательств, непрерывность судебного разбирательства. Именно

на этой стадии выносится решение по делу - результат всей предварительной

работы: подготовки искового заявления и возражений по нему , подготовки

судебного разбирательства т.е. собственно на этой стадии арбитражные суды

осуществляют правосудие путем выполнения задач арбитражного

судопроизводства (ст.2 АПК).

Хотя в равной степени все сказанное относиться к судебному

разбирательству во всех стадиях: первой, апелляционной , кассационной и

надзорной, все же наиболее ярко принципы правосудия вообще и арбитражного

процесса в частности, проявляются на стадии судебного разбирательства,

проходящего в арбитражном суде первой инстанции.

Во- первых, в большинстве случаев рассмотрение дел ограничивается

судебным разбирательством в первой инстанции, таким образом, именно

успешное его проведение является для граждан и организаций примером

осуществления правосудия и, следовательно, надлежащим подтверждением

авторитета государства.

Во- вторых, именно на стадии судебного разбирательства в первой

инстанции закладывается основа судебного акта как выражения объективной

истины, в большинстве случаев другие инстанции, пересматривающие дело в

порядке апелляции, кассации или надзора, исходят из той оценки

правоотношений, которая дана судом первой инстанции.

В- третьи, судебное разбирательство в первой инстанции как наиболее

приближенная к гражданам и организациям стадия арбитражного процесса,

оказывает и воспитательное воздействие на них в духе исполнения законов,

уважения норм нравственности и морали.

Высший Арбитражный Суд РФ подчеркивает, что судебное разбирательство

является “наиболее действенным и эффективным средством в области

профилактики правонарушений”[2]

Большое значение для практики и юридической науки имеют Решения Высшего

Арбитражного Суда РФ которые выполняют роль судебного прецедента,

ориентирующего правоприменительную практику, обеспечивая ее единообразие на

всей территории РФ, а в ряде случаев и нормотворческую. Наличие пробелов в

Законе вынуждает Высший Арбитражный Суд РФ под видом судебного толкования

по существу выполнять роль законодателя. В качестве примера такого

толкования можно провести Обзор практики применения арбитражными судами

законодательства о несостоятельности (банкротстве)[3]. В названном Обзоре

Высший Арбитражный Суд РФ, фактически дополняя нормы Закона о банкротстве

1992 г., устранял пробелы, в том числе по процессуальным вопросам.

В этой работе были использованы следующие материалы:

труды российских процессуалистов в области арбитражного процесса -

В.Ф. Яковлева, В.М. Шерстюка, А.П. Рыжакова, М.К. Юкова, В.В. Яркова, М.К.

Треушникова и др.;

законы: “О государственной пошлине”, “Об исполнительном производстве”,

“О несостоятельности (банкротстве)”, “О статусе судей в Российской

Федерации” и др.;

арбитражная практика

ГЛАВА 1. Исторические аспекты возникновения и

становления арбитражных судов в России

Разрешение торговых и иных хозяйственных споров упорядочивалось по

мере создания и развития системы судебных учреждений. Их специфика

определялась историческими условиями и национальными традициями в

становлении правовых систем различных государств.

Особые торговые суды были еще в Древнем Риме. В договорах между

римлянами и латинами устанавливались правила, согласно которым тяжбы в

ярмарочных спорах подлежали разрешению судьей единолично при нечетном числе

присяжных[4]. Впервые торговые суды в наиболее явном и распространенном

виде возникли в Италии как узкоспециальные морские торговые суды. В

дальнейшем торговые суды возникали в ряде французских городов, где

проводились традиционные ярмарки (Авиньон, Безансон, города Шампани). Судьи

назначались Советом Короля. Все суды были временными, поскольку действовали

только в период проведения ярмарки. Решения этих судов обжалованию не

подлежали.

С развитием торговли специализированные торговые суды по мере

необходимости возникают в Австрии, Англии, Германии, Голландии, Испании,

Италии, России, США и других странах.

Первый постоянный коммерческий суд был образован в ноябре 1563 года в

Париже[5].

В России об особых судах для торгового сословия впервые упоминается в

Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, данной в 1135

году церкви Святого Иоанна Предтечи на Опоках: "... управляти всякие дела

Иванская и торговая и гостинная и суд торговый". Торговый суд в этом

документе понимается не как законодательное нововведение, а как указание на

применение к Иванскому купечеству обычного общеизвестного установления[6].

В судопроизводстве Древней Руси применялось только судоговорение,

которое "было необыкновенно логично и просто, без всякого излишнего

многословия и многоописания"[7]. В сельской местности преобладало

третейское разбирательство при содействии старцев и посредников. Другим

способом рассмотрения споров служили сельские сходы, на которых судили по

обычаям.

В Малороссии издавна существовали особые суды, назначение которых

состояло в примирительном и, во всяком случае, сокращенном, чуждом всякого

формализма, производстве спорных дел", - писал русский исследователь Г.

Барац[8].

Впоследствии действия суда определялись судными статьями и грамотами.

В качестве примера можно привести Уставную Белозерскую грамоту 1488 года,

Уставную грамоту князя Александра, данную Смоленской земле в 1505 году,

Уставную грамоту князя Сигизмунда 1509 года, данную Волынской земле,

Псковскую судную грамоту 1397-1467 годов[9].

Первая попытка создать постоянный, специальный суд для купечества

принадлежит царю Алексею Михайловичу (1667г.), который постановил "выдать

дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным

приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать"[10].

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом (1721г.).

Он создал Главный магистрат, который судил торговые дела, ввел сословную

организацию купечества по европейскому образцу, но не допускал применения в

торговых судах обычаев, признавая их чуждыми всему историческому прошлому

России. Царь предписывал торговым судам руководствоваться Уставами и

Указами, то есть нормами права. В период царствования Императора Петра

Первого высшей судебной инстанцией стал Сенат, пришедший на смену

Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате[11].

Специализированные торговые суды были созданы при ратушах и таможнях. Суды,

в ведении которых находились торговые дела, стали называться Судами

Таможенными.

Указом от 14 мая 1832 года в России были учреждены коммерческие суды,

просуществовавшие до 1917 года, и особые для них правила судопроизводства.

Устав судопроизводства в коммерческих судах состоял из 16 глав ( о

подсудности, о призыве и явке в суд, об отводах, об отобрании показаний

сторон и приведении дела в ясность и так далее ), включавших в себя 470

статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности

из 28 статей[12].

Судебная реформа 1864 года в России коммерческих судов организационно

не коснулась, однако произошли изменения в судопроизводстве: споры должны

были рассматриваться на основе Устава Гражданского Судопроизводства от 20

ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и

содержащего правила сбора и оценки доказательств.

Судебные Уставы 1864 года, включавшие в себя процессуальные нормы,

применительно к деятельности коммерческих судов, имели существенные

недостатки при их издании, поскольку были опубликованы разбросано в разных

частях Свода законов. Поэтому, после смерти императора Александра, судьи

таких городов как Москва, Санкт-Петербург, Казань, обратились с

всеподданнейшим ходатайством о "Высочайшем повелении издать Судебные Уставы

1864 года особой книгой с наименованием оной "Судебные Уставы Императора

Александра Николаевича" по примеру древних исторических памятников Русского

законодательства: Правды Ярославской, Судебников Иоанна Третьего и

Четвертого, Уложения царя Алексея Михайловича, дабы таковое издание ныне

разъединенных в Своде Законов Судебных Уставов 1864 года, украшенное

Державиным Именем усопшего Государя, послужило к вечному воспоминанию, из

рода в род и от поколения к поколению переходящему, об Александре Втором не

только как о Царе-Освободителе, но и как о Царе-Законодателе, положившем в

России основание Суду скорому, правому, милостивому и равному для

всех"[13].

7 марта (22 февраля) 1918 года “увидел свет” Декрет о суде № 2 в статье

15 которого содержался запрет на судебные иски между различными казенными

учреждениями. Тем самым было проведено разграничение в компетенции органов

хозяйственного управления и органов правосудия[14]. С началом хозяйственной

реформы 1921 года, с переходом к коммерческому расчету и имущественной

самостоятельности взаимоотношения между предприятиями стали строиться на

договорных началах. Полную натурализацию эпохи военного коммунизма сменили

товарно-денежные отношения[15].

В соответствии с Положением о порядке разрешения имущественных споров

между государственными учреждениями и организациями, утвержденным

постановлением ЦИК и СНК РСФСР 21 сентября 1922 года, были образованы

Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны (СТО), арбитражные

комиссии при областных экономических Советах, а впоследствии - при

губернских экономических совещаниях[16].

Постановлением от 3 апреля 1922 года Президиум Высшего Совета

Народного Хозяйства (ВСНХ) образовал арбитражную комиссию при ВСНХ и

арбитражные комиссии при местных органах промбюро и губсовнархозах, которые

явились предшественниками органов ведомственного арбитража. Законодательное

оформление этих органов и утверждение Положения об арбитражной комиссии

ВСНХ СССР состоялось в 1926 году[17].

Производство в арбитражных комиссиях осуществлялось по правилам,

предусмотренным ГПК союзных республик, с некоторыми изъятиями. Дела

рассматривались коллегиально. Один из арбитров в коллегии был юристом,

второй - хозяйственником. Эта организационная процедура и явилась истоком

двойственной оценки природы арбитражных комиссий: и как органов правосудия,

и как органов хозяйственного управления.

Здесь мне бы хотелось сделать небольшое отступление.

Все новое - это хорошо забытое старое, и если заглянуть в перед то эта

процедура является очень похожей на эксперимент проводимый ВАС РФ по

рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей.[18] Арбитражными

заседателями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее образование

и обладающие специальными знаниями и опытом работы в сфере

предпринимательской и иной экономической деятельности. Обобщенную позицию

по этому вопросу (отношению к этому эксперименту) отразил в своем докладе

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф. Яковлев на

Всероссийском совещании председателей арбитражных судов 16 февраля 1999

года.

“В 1998 году продолжался эксперимент по привлечению к рассмотрению дел

арбитражных заседателей, не являющихся профессиональными судьями. Вообще в

период проведения эксперимента в 14 арбитражных судах у нас участвовало 255

арбитражных заседателей и было рассмотрено 607 дел. Вы знаете, что дело это

новое, трудное, идет оно очень трудно, где-то более активно, где-то менее

активно. Больше всего было рассмотрено дел с участием непрофессиональных

судей - арбитражных заседателей в Новосибирской, Курганской, Брянской

областях. Судьи многих судов, где проходил этот эксперимент, в общем

считают, что он себя оправдал и, следовательно, надо продолжать

использовать привлечение арбитражных заседателей. В частности, активно

поддерживают судьи Карелии, Хакасии, Саратовской, Новосибирской областей,

Удмуртской Республики. В то же время часть судей некоторых областей

(Калужской, Курганской и так далее) считают, что эксперимент не оправдал

себя и что от него следует отказаться. В общем, это проблема, которую нам

предстоит еще как следует обсудить и определиться при очередном изменении

нашего процессуального Кодекса.”[19].

Эксперимент по привлечению арбитражных заседателей к рассмотрению дел

будет проводиться в ряде арбитражных судов до 2000 года. Затем

предполагается распространить их опыт на всю судебно-арбитражную

систему.[20]

И так я продолжаю. Постановлениями ЦИК и СНК СССР от 13 декабря 1929 года

и 4 марта 1931 года были ликвидированы соответственно ведомственные и

государственные арбитражные комиссии. Споры предприятий различной

ведомственной принадлежности предлагалось передать на разрешение общих

судов, а споры между предприятиями одного ведомства передавались на

рассмотрение вышестоящему в порядке подчиненности органу. Однако общие суды

были не в состоянии справиться с возложенной на них задачей из-за слабого

знания специфики хозяйственных споров, отсутствия возможностей оперативного

разрешения заявленных требований. Через 16 дней после ликвидации

арбитражной системы произошел возврат к ней в несколько преобразованном

виде.

С момента образования арбитраж существовал в двух видах -

государственный и ведомственный. Государственному арбитражу были

подведомственны споры предприятий и организаций различного подчинения,

ведомственному - подчинения одному ведомству ( министерству, комитету ).

В 1934 году Госарбитраж при СНК СССР по поручению Правительства СССР

утвердил Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами

Госарбитража. Достоинство этих Правил состояло в том, что они содержали

процессуальные нормы, определяющие порядок возбуждения дела, подготовки

исковых материалов к слушанию и разрешению спора по существу[21]. Их

принято называть первыми Правилами, с которых начинается история

современного арбитражного процесса.

Автор многочисленных работ по исследованию проблем арбитражно-судебных

органов Т.Е. Абова отмечает важную роль первых Правил 1934 года в

обеспечении законности, в закреплении тех основ арбитражного процесса,

которые просуществовали до начала шестидесятых годов[22]. Она пишет:

"Юридическая доктрина арбитражного процесса прошла путь от полного

отрицания необходимости самостоятельных правил деятельности по разрешению

споров с участием организаций, недооценки их значимости (что было во многом

связано с отрицанием необходимости в Госарбитраже вообще) до признания

самостоятельности арбитражного процесса как порядка деятельности по защите

прав и интересов социалистических организаций и формирования науки об

арбитраже"[23].

Р.Ф. Каллистратова, известный ученый, исследователь в области

хозяйственного права и судебно-арбитражного процесса, также указывает на

то, что на первых порах деятельности Госарбитража насаждалась теория

"процессуального нигилизма". Перелом произошел в 1933-1934 годах, когда

случайные и разрозненные циркуляры по процессуальным вопросам были

объединены, систематизированы, дополнены и изданы в качестве обязательных

правил рассмотрения споров[24].

Однако мне более обоснованной на этот счет представляется позиция В.Н.

Гапеева, который возникновение арбитражной формы защиты права связывает с

возникновением арбитражных комиссий, а не созданием органов Госарбитража в

связи с тем, что при учреждении указанных комиссий вне судов общей

юрисдикции принимали во внимание те специфические черты, которыми разнились

между собой арбитражные комиссии и общие суды, при формировании

судопроизводственных норм государство наделялось особыми привилегиями

процессуального характера по сравнению с другими лицами, процессуальные

акты, регламентировавшие деятельность арбитражных комиссий, по многим

вопросам представляют до сегодняшнего дня не только исторический, но и

актуальный современный научный интерес[25].

Новые Правила рассмотрения хозяйственных споров принимались в 1963,

1976 годах[26] и после их утверждения постановлением Совета Министров СССР

от 5 июня 1980 года стали едиными для ведомственных и государственных

арбитражей. Правила обогатились новыми процессуальными институтами, такими,

как оставление иска без рассмотрения, упрощенный порядок разбирательства по

ряду категорий дел, коллегиальное рассмотрение споров и др.

Ряд норм из Правил 1976 года перешли в Арбитражный процессуальный

кодекс 1992 года, который, в частности, не предусматривал ведение протокола

судебного заседания, позволял рассмотрение спора по материалам дела без

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.