|
Управление операциями с ценными бумагами в СХПК Адышевский Оричевского р-на Кировской областиполучать в течении определенного срока, т.е. пока существует благоприятная для их функционирования рыночная коньюктура. В России это сделать трудно - банковский кредит дорог, ограничен и носит короткий характер ( 1- 3 месяца ) , а рынок ценных бумаг ( основной источник привлечения капитала в ряде развитых стран ) развит недостаточно. Основная проблема предприятия или фирмы в любой стране - где и как найти деньги на свое существование и развитие. Источников финансирования всего два. Это внутренние источники - амортизация и прибыль и внешние - финансовые средства, которые предприятие может заимствовать на рынке в виде банковского кредита или эмиссии акций и облигаций. Опора на собственные силы, т.е. прибыль и амортизационные отчисления, конечно, хороша, но как быть, если технологический цикл изделия несколько лет. К тому же сейчас в России неплатежи и темпы инфляции полностью закрывают для предприятия этот источник развития. Кредитование инвестиционных программ при существующих ставках коммерческого кредита губит любой проект буквально в зародыше. Не спасают положение, ни лизинговые ( в виду отсутствия определенного опыта и недостаточности нормативной базы ) , ни вексельные кредиты , носящие краткосрочный характер ( от 1 до 6 месяца ) , хотя они и более привлекательны для клиентов банков. 2. История развития рынка ценных бумаг в России Говорят , что новое - это хорошо забытое старое. Поэтому следует вспомнить , что акции , акционерные компании и банки , финансовые рынки и фондовые биржи для России и Петербурга дело неновое. Обращение к истории развития финансового рынка необходимо еще и потому , что путь этот не был гладким. И сегодня мы можем извлечь из него ряд уроков , которые , возможно , помогут избежать ошибок при переходе к нормальной экономике [23]. Известно , что первая акционерная компания возникла в России (в Петербурге) в 1782 году. Это была Акционерная для строения кораблей компания. До 1836 года в России было учреждено 58 компаний , среди которых первыми были крупные железнодорожные, пароходные , страховые . Деятельность этих компаний не всегда была успешной , но имеются и уникальные случаи. Например , Первое страховое от огня общество , возникшее в 1827 году просуществовало до 1917 года - до национализации государством всех предприятий. В первые 20 лет деятельности этого общества акционерам выплачивался дивиденд , достигавший 45% , несмотря на значительные накопления . Успешная деятельность этого общества , а также снижение с 1 января 1830 года в государственных кредитных учреждениях процентной ставки с 5% до 4% , сильно повлияла на активность акционерного учредительства. Вот что писал по этому поводу журнал "Современник" в 1847 году : "Стремление к акционерным компаниям вскоре усилилось до такой степени , что лишь только замышлялось какое-нибудь предприятие , акции его были с жадностью разбираемы". Все это стало причиной значительного роста цен на ценные бумаги , развития рыночной торговли ими. Не имея опыта , вкладчики покупали акции без разбора , не задумываясь о видах деятельности компаний и их доходности. Это , а также несколько крупных банкротств привели к тому , что в 1836 году в России разразился первый в истории рынка капиталов биржевой крах. Доверие к акциям сменилось полным к ним отвращением . Однако все это послужило толчком к более активной разработке государственных актов , призванных регулировать порядок создания акционерных компаний , выпуск и торговлю ценными бумагами, деятельность фондовых бирж. И надо отметить , что Россия приступила к решению этих задач одной из первых в мире. В Пруссии это было сделано в 1843 году , в Англии - в 1844 , во Франции - в 1856 году. В США подобные законы были приняты только после 1933 года . Принятие Положения о компаниях на акциях , подписанного 6 декабря 1836 года , преследовало цель , как говорилось в указе Николая I Сенату , "...всем вообще ветвям промышленности... доставить , с одной стороны , сколь можно более свободы в ее движении и развитии , а с другой стороны - оградить ее по возможности от последствий легкомыслия и необдуманной предприимчивости ". Только с 1857 года возобновился активный процесс создания акционерных компаний. До 1914 года в России было несколько периодов спада и подъема акционерного учредительства. Но в целом происходил рост акционерного капитала. К 1914 году по величине общего оборота ценных бумаг в Фондовом отделе Петербургская биржа вышла на пятое место в мире - вслед за фондовыми биржами Лондона , Парижа , Нью-Йорка и Рима . Эти и другие данные свидетельствуют о том , что в нашем Отечестве имелись хорошие традиции. И нам необходимо их вспомнить восстановить и развивать . В настоящее время происходит мучительный процесс создания структуры фондового рынка , который отвечал бы международным стандартам. Рынок ценных бумаг начал складываться после выхода постановления Совета Министров СССР 1195 от 15 октября 1988 года "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг" , в котором были определены процедуры , связанные с изготовлением , реализацией и приобретением акций работникам предприятий. С достаточной четкостью постановка бухгалтерского учета была определена в указаниях Министерства финансов СССР от 31 июля 1991 года "О бухгалтерском учете ценных бумаг" . Формирование рынка ценных бумаг в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников. Важное место в этом процессе отводится также становлению единого экономического пространства между бывшими союзными республиками , в том числе странами СНГ . Приватизация означает преобразование государственной собственности в собственность граждан или юридических лиц. В нашей стране основным документом , определяющим практические вопросы приватизации является Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993г. N 2284 ). В самом начале проведения приватизации в стране не было устойчивой нормативной базы для проведения сделок с ценными бумагами , поэтому стало возможным возникновение финансовых пирамид , а затем и крах таких финансовых компаний как МММ , Русский Дом Селенга и других , в результате которых были обмануты миллионы вкладчиков и подорвано доверие к фондовому рынку со стороны населения . Как мы уже видели , такая ситуация уже складывалась на рынке ценных бумаг еще в середине XXI века . Тогда прошло немало времени для того , чтобы вкладчики вновь поверили в ценные бумаги , поэтому можно ожидать , что пока в нашей стране не сформируется стабильная нормативная база на рынке ценных бумаг , бурного развития фондового рынка не произойдет , а без этого невозможно привлечение инвестиций для развития производства и следовательно невозможна стабилизация экономики страны [23]. С принятием Положения о Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку , Федерального закона от 22.04.96г. N 39 “О рынке ценных бумаг” и введением с 1.01.95 года запрета на работу без лицензии на рынке ценных бумаг формирующийся фондовый рынок должен приобрести более цивилизованные черты , что позволит инвесторам избежать финансовых потерь от поведения недобросовестных эмитентов , и в конечном итоге стабилизировать экономическую ситуацию в стране . Сформирована и уже успешно функционирует инфраструктура фондового рынка , как в целом по России , так и в Кировской области [15]. Сегодня в нашем регионе действуют 765 акционерных обществ , 4 инвестиционных фонда , 3 специализированных регистратора , 5 инвестиционных компаний , 11 банков , 12 финансовых консультантов и финансовых брокеров. 384 специалиста имеют квалификационные аттестаты. Однако большинство данных профессиональных участников фондового рынка были созданы в период начальной приватизации государственных предприятий и их деятельность на рынке ценных бумаг в период с 1992 по 1996 годы сводилась в основном к купле-продаже ЦБ, то есть фактически просто к перераспределению собственности. Поэтому для решения таких острых проблем , существующих в настоящее время в России , как : нехватка инвестиционных ресурсов и оборотных средств в промышленности , многомесячная задолженность бюджетов по заработной плате и пенсиям , резко возрастающие взаимные неплатежи , неплатежи в бюджет и др. , необходимо в настоящее время разработать стратегические и тактические шаги по приоритетным направлениям развития рынка ценных бумаг. Для решения этой задачи комиссия по ЦБ и фондовому рынку при администрации Кировской области разработала Концепцию формирования и развития рынка ценных бумаг в Кировской области на период с 1997 по 2000 годы. В настоящее время в России остро встала проблема низкой инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых это связано с общим неудовлетворительным состоянием российской экономики и с низкими инвестиционными способностями частного сектора. Во -вторых проблема низкой инвестиционной активности усугубляется острым кризисом неплатежей. В-третьих на состояние инвестиционной деятельности большое влияние оказывает завышенная относительно инфляции цена кредитных ресурсов , делающая их недоступными реальному сектору (хотя в 1996 году произошло снижение ставки процента со 180 до 80%). Пока потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать средства в существенно более доходные и надежные финансовые активы , в том числе - в государственные ценные бумаги. Сохраняющаяся на протяжении длительного времени высокая доходность государственных долговых инструментов привела к значительному разрыву прибыльности инвестирования в реальном и финансовом секторах рынка. Это напрямую способствует оттоку капитала их производства. В 1996 году конкурентные преимущества рынка госдолга еще более усилились - компенсация недобора налогов в бюджет вызвала необходимость значительного по сравнению с прошлым годом увеличения масштабов заимствования на внутреннем рынке и роста доходности государственных ценных бумаг , что еще более обострило проблему дефицита средств для инвестирования [9]. Принято рассматривать инвестиционный рынок как совокупность следующих элементов : . рынок инвестиционных проектов; . рынок строительных материально-технических ресурсов; . рынок трудовых ресурсов в строительстве; . фондовый рынок (рынок ценных бумаг); . рынок финансово-кредитных инвестиционных ресурсов. Значительный потенциал финансовых ресурсов для инвестирования формируется на рынке ценных бумаг и прежде всего в секторе корпоративных ценных бумаг. Масштабы привлечения инвестиций через механизм рынка ценных бумаг во многом определяется вовлечением в фондовый оборот продаваемых на аукционах и инвестиционных конкурсах крупных пакетов акций , в том числе государственных ,участием в фондовых операциях как крупных институциональных инвесторов , так и значительных масс населения через систему инвестиционных фондов , инвестиционных и страховых компаний . Существенные положительные сдвиги произошли в развитии законодательной базы рынка ценных бумаг. Приняты законы от 26 декабря 1996 года N208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 22 апреля 1996 года N39- ФЗ "О рынке ценных бумаг" , соответствующие разделы включены в Гражданский кодекс Российской Федерации , а также в проект Налогового кодекса ( в части дивидендов и процентов ). Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996г. N1008 Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации . Вместе с тем , несмотря на позитивные сдвиги в развитии рынка ценных бумаг , значительные эмиссии акций промышленных предприятий по отдельным акционерным обществам , вторичная их эмиссия и объемы капитальных вложений , финансируемых за счет нее , пока в целом недостаточны. Отсутствие интереса к вложению средств в корпоративные ценные бумаги обусловлено сохраняющейся до недавнего времени высокой стоимостью государственных заимствований (ГКО,ОФЗ) при низком уровне доходности и ликвидности акций. В результате , несмотря на значительный рост предложений и выход на рынок акций ряда наиболее интересных российских предприятий , приток денежных средств на российский фондовый рынок резко сократился . Из-за низкого доверия к корпоративным бумагам не удалось привлечь и временно свободные средства населения , к моменту проведения специализированных денежных аукционов у населения появился альтернативный инструмент для их вложения - облигации государственного сберегательного займа [9]. 3. Работа рынка ценных бумаг в США В настоящее время в развитых западных странах различают две модели фондовых рынков : американскую и европейскую . Более эффективной и глубоко продуманной считается американская модель , к созданию которой стремится большинство стран , еще только формирующих свои фондовые рынки . Американская модель отличается от европейской прежде всего глубоким вмешательством государства в регулирование рынком ценных бумаг [20]. Начало государственного регулирования рынка ценных бумаг в США относится к периоду “Великой депрессии” 1929-1933 гг. , и вот уже больше 60 лет является предметом пристального внимания правительственной администрации . Федеральное законодательство о ценных бумагах представляет собой шесть основных законодательных актов, принятых между 1933 и 1940 годами и систематически дополнявшихся в последующие годы . Это закон о ценных бумагах (1933г.) ; Закон о ценных бумагах и биржах (1934г.) ; Закон о холдинговых компаниях по коммунальному обслуживанию (1935г.) ; Закон о контрактах между держателями акций и компаниями-эмитентами (1939г.) ; Закон об инвестиционных компаниях (1940г.) ; Закон о предоставлении консультаций по инвестированию (1940г.) .В 1970 году к ним прибавили еще ряд законов , в том числе Закон о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг . Основная цель Акта о ценных бумагах 1933 года состояла в обеспечении всех участников фондового рынка полной и достоверной информацией позволяющей обоснованно принимать инвестиционные решения. Для этого требовалось , чтобы любая ценная бумага до ее выпуска на рынок проходила государственную регистрацию. Первоначально регистрация поручалась Федеральной комиссии по торговле , а с 1934 г. - Комиссии по ценным бумагам и биржам . Закон об обязательной регистрации действует и в настоящее время . В США существует типовая форма регистрационного документа .В нем содержатся сведения об эмитенте : его имя , название фирмы , вид бизнеса , информация о его имуществе и условиях выпуска ценных бумаг . Обязательно представляется финансовая отчетность : баланс эмитента , составленный не ранее , чем за три месяца до предполагаемого выпуска ценных бумаг , и такого же рода сводный отчет за истекшее пятилетие . Проверкой правдивости этой информации занимаются специальные аудиторы . Они контролируют составление регистрационных документов , проводят сравнительный анализ результатов деятельности различных фирм как за текущий , так и за предыдущие годы . Закон 1933 года предусматривает ответственность за дачу ложных сведений , виновные подвергаются либо административному расследованию , либо судебному разбирательству . Вместе с тем каждый эмитент ценных бумаг имеет право обжаловать решение регистрационного органа и обратиться в Апелляционный суд США . Принятие в США в 1934г. “Закона о ценных бумагах и биржах” сопровождалось созданием при Конгрессе “Комиссии по ценным бумагам и биржам”(КЦББ) .Она несет основную ответственность за применение и соблюдение федеральных законов о ценных бумагах . Среди перечисленных выше федеральных законов о ценных бумагах особое место занимает Закон 1970 года о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг . На основе этого закона создана “Корпорация по защите инвесторов” . Она может контролировать ликвидацию акционерных компании, испытывающих финансовые трудности , и обеспечивать выплаты по претензиям владельцев ценных бумаг этих фирм . Поставлены под защиту закона интересы брокеров , дилеров и других лиц , обслуживающих фондовые биржи . Вместе с тем , законом было установлено , что и брокеры , и дилеры , и другого рода агенты рынка несут ответственность за “скалпинг” , т.е. за неразрешенную спекуляцию и другие схожие с ней недобросовестные действия . В США имеют место и другие виды регулирования рынка ценных бумаг . Их арсенал пополняется и находится под постоянным наблюдением со стороны государства . Главное внимание в законодательстве о ценных бумагах уделяется рынкам обычных акций . В настоящее время в США существует два вида рынков акций - фондовые биржи и “биржи без посредников” . Фондовые биржи имеют специальные помещения и операционные залы , действуют на основе жестких правил , определяющих количество и квалификацию членов биржи , выполняемые ими функции , а до 1975 года и размер комиссии , взимаемый по всем видам сделок . “Биржи без посредников” традиционно не имеют ни структуры , ни своих помещений . Это рынок , на котором любая фирма может участвовать в сделках с ценными бумагами . Фондовые биржи различаются по размерам проводимых операций . Наряду с фондовыми биржами национальных масштабов , такими как Нью-Йоркская ( в других странах - Токийская , Лондонская , Торонтская , Франкфуртская и др.) , существует много менее крупных бирж . Это биржи региональные , осуществляющие операции с акциями мелких и средних компаний . В США среди региональных бирж особенно выделяются Средне-Западная , Филадельфийская , Тихоокеанская , Бостонская и другие . Операциями с ценными бумагами занимается ряд товарных бирж , например , Чикагская . В последние двадцать лет происходит заметное стирание различий между биржами и другими рынками ценных бумаг . Этому способствуют системы котировки ценных бумаг , использующие современные технологии телекоммуникаций и глобальные информационные сети . Выступая в качестве альтернативы крупным фондовым биржам , региональные и электронные фондовые биржи выполняют специфические функции : создают рынки акций местного значения , формируют более дешевый , конкурентоспособный рынок ценных бумаг , позволяют избегать жесткого регулирования , в чем заинтересована значительная часть эмитентов и т.д. ( это не исключает того , что и на этих рынках существуют строгие правила торговли ) [4] . В последние годы в России также появилась возможность заключать сделки на рынке ценных бумаг через телекоммуникационную сеть , но это доступно только крупным фирмам , работающим на рынке , в большинстве своем - банкам . Поэтому эта сеть не создает конкуренции фондовым биржам и, как следствие , для большого числа мелких и средних инвесторов работа на рынке ценных бумаг обходится в “копеечку” . Российский рынок ценных бумаг строится преимущественно по американской модели . Так в частности схожи законодательные требования в обоих странах в части обязательной государственной регистрации выпуска ценных бумаг , участников рынка ценных бумаг , и ряд других . Однако было бы неверно говорить о полном соответствии и идентичности двух систем . Различия в правовом регулировании рынка ценных бумаг между нашими странами существуют и порой они довольно значительны . Прежде всего это касается вопроса о том , какие именно отношения попадают под действие законов , регулирующих рынок ценных бумаг, что такое ценные бумаги в России и что также securities США [4]. Согласно Закону 1933 года термин securities содержит только перечисление видов , не выделяя существенных признаков , которые присущи отдельным видам securities , как объекту регулирования закона . Это произошло потому , что к 1933 году все основные виды уже реально существовали в США , и Сенат США , принимая закон , ограничился только их перечислением . По этой причине слишком широкое определение securities вызывает порой серьезные проблемы правоприемной и прежде всего в судебной деятельности . Судебное толкование понятия “securities” вытекает из анализа цели , которую преследовало государство , принимая Закон 1933 года. Суды исходят из того , что важнее проанализировать смысл закона , его основную идею , не ограничиваясь только буквальным прочтением текста . Цель принятия Закона 1933 года можно охарактеризовать следующим образом : уменьшить для инвесторов риск возможных потерь , защитить права и интересы инвесторов- владельцев securities от недобросовестных эмитентов . Таким образом , основная задача американских судов - определение круга инвесторов , которые должны пользоваться повышенной правовой защитой Закона 1933 года . В настоящее время определяющим для понимания является тест Ховей , который применяется в тех случаях когда инструмент не может быть однозначно определен и необходимо использовать более широкое Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |