|
Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Проф.к.э.н. ГЛАЗЫРИН В.Ф., Ст.преп. ГОРДЕЕВ С.Н., Доц. БАЛЯБИН А.А., Асс. САВКИН В.П. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ / конспект лекций / Днепропетровск В предыдущих темах были рассмотрены общие основы экономического развития и наиболее важные черты рыночной экономики на макроуровне. В предлагаемых пяти темах речь пойдет в основном о социально- экономических аспектах жизнедеятельности первичных звеньев экономики- предприятий, т.е. о микроуровне рыночной системы, в которую должны войти предприятия /формы/. Ныне они делают первые нелегкие шаги на этом пути. Движение к социально ориентированной смешанной экономике рыночного типа /именно в этом состоит главный замысел экономических реформ/ в первую очередь / на 9/10/ зависит от того как и насколько разумно, эффективно и быстро на уровне предприятий будет освоено многообразие форм собственности / т.е. многообразие производственно-предпринимательской и коммерческой деятельности/, новый, рыночный ценовой механизм, порядок формирования, распределения и использования доходов /зарплаты, прибыли и других/ , а также от того какого качества будет управление предприятием /фирмой/. Таковы главные идеи лекций по разделу «Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике». ТЕМА I. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУБЬЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ /РЭ/ Основные вопросы / план/ 1. Необходимость и сущность разгосударствления собственности. Демонополизация экономики. 2. Взаимосвязь форм собственности и форм предпринимательства. 3. Утверждение нового статуса предприятия при переходе к РЭ. 4. О малых предприятиях. 5. Субъекты , сферы и формы предпринимательской деятельности. 1. Необходимость и сущность разгосударствления собственности и приватизации предприятий. Демонополизация экономики. Практика показала, что огосударствление всех сфер экономики ведет к двум взаимосвязанным последствиям:1) к сосредоточению функций и прав собственника в управленческих структурах (органах) – министерствах, ведомствах, комитетах и т.п. - ; 2) к отчуждению большинства трудящихся от средств и результатов производства . В итоге собственность как бы исчезает – перестает быть источником доходов ее владельца, не является основой их хозяйственного поведения, лишается роли фактора мотивизации трудовой и предпринимательской деятельности, короче, утрата реальных прав собственности – это и утрата сути экономической ответственности. Стало ясно, что экономика, основанная на монополии госсобственности и централизованного планирования, не в состоянии оживить нашу систему, сделать ее гибкой и эффективной. Монополизм в экономике состоит в том , что государство выступает и собственником, и производителем, и работодателем; он является свойством административно-командной системы, опирающейся на преобладание госсобственности (около 90% основных производственных фондов-3 тр.руб. в хозяйственной жизни, Например, почти 2 тыс. Видов продукции (стоимостью 11 млрд.руб.) производилось на одном предприятии; второй пример монополизированного производства: в машиностроительном комплексе составляло 80% (по объему производства); только в машиностроении имелось 166 предприятий-монополистов и 180 монополизированных производств; из 344 укрупненных групп промпродукции по 299 доля одного крупнейшего предприятия превышала 50% общего объема производства данной продукции, а по 109 предприятиям она достигла 90%. Монопольное положение предприятий поражает: 1) стремление реализовать свои интересы за счет зависимых потребителей (диктат при заключении договоров) завышение цен, поставки низкокачественной продукции).; 2) в условиях кризиса денежно-финансовой системы и товарного голода обесценился рубль и развился прямой натуральный обмен ( бартерный);3) в условиях административно-командной системы система монополизма в экономике неизбежно поражает «теневую экономику» со многими ее негативными социально- экономическими последствиями (Что такое эта экономика и ее последствия –см.например,ж. «Экономические науки», 1991г., №…). Как преодолеть монополизм в нашей экономике? Мировой опыт ( в т.ч. практика ряда Восточноевропейских стран) свидетельствует о том, что необходимо: Во-первых, антимонопольное законодательство, обеспечивающее: а) разукрупнение предприятий-гигантов, концентрирующих значительную долю продукции той или иной отрасли; б) создание предприятий-дублеров и новых производств, лишающих монополистов производить подавляющую часть конкретных видов продукции. Второй путь демонополизации экономики состоит в создании условий для конкуренции между свободными и независимыми производителями, находящимся в равноправном положении между собой, действующими по одинаковым правилам соперничества. Оба эти пути преодоления монополизма взаимосвязаны и каждый имеет свою логику. Если, например, ограничиться только принятием антимонопольных законодательств, то дело сведется к внеэкономическому давлению на предпринимателей, а борьба с монополизмом сведется к формальным акциям и под прикрытием законов сохранится административная командная система. Поэтому требуется также конкуренция, для которой необходимы такие основные условия: первое – разгосударствление и разукрупнение (через выкуп, аренду и акционирование) части крупных предприятий-монополистов; второе – наличие множества производителей; третье – отмена ограничений в предпринимательстве. (На создание этих условий направлен Закон Украины «О предпринимательстве» см. «Правду Украины», 05.03.91г.). При таких условиях конкуренция становится регулятором отношений между предпринимателями , т.е. состязаться будут именно они, а не потребители. Проводя разгосударствление собственности, необходимо считаться с практикой других стран. Она (практика) говорит о том, что госсобственность полностью упразднить нельзя. Эта собственность эффективна в производственной и социальной инфраструктуре: ж.д. транспорте, связи, космических системах, оборонном комплексе, части здравоохранения, образования, культуры, науки, По мнению специалистов, для нормального функционирования экономики в госсобственности должно быть не более 30% основных фондов ( а не 90%). Остальная часть богатства должна быть в других секторах экономики – в групповой и индивидуальной (частной) собственности. Т.е., разгосударствление – это объективная необходимость. Как производить разгосударствление собственности? В решении этой задачи видны три подхода (на сегодня): первый – основан на безвозмездной передаче имущества госпредприятий в собственность их трудовых коллективов; второй – заключается в продаже госимущества и аренде его с последующим выкупом, т.е. на возмездной основе; третий сводится к передаче госимущества всем членам общества: а) в равных долях; б) по коэффициентам, учитывающим трудовой вклад людей в приумножение имущества, трудовой стаж. Какому из этих подходов отдаете вы предпочтение и почему? Или имеется свой вариант решения этого вопроса, выскажите его на занятии. Концепцией перехода Украины к РЭ (см. раздел 2) «Отношения собственности и свобода предпринимательства» определены принципы разгосударствления: 1-й – соблюдение интересов трудящихся и общества; 2-й – добровольность; 3-й равноправие существования и защита всех форм собственности; 4-й – специфичность в разных отраслях народного хозяйства; 5- й-гласность.(см. также законы Украины «О приватизации государственных предприятий» (Голос Украины»,14 апреля и 6 мая 1992г.). Определены также способы и методы разгосударствления: а) за счет продажи акций и создания АО (на первом этапе акции намечено продавать лишь работникам предприятий, часть акций может купить государство в лице органов управления или госпредприятия, часть акции – иностранные физические и юридические лица; б) за счет собственных средств путем выкупа у государства предприятий их коллективами, частными лицами, кооперативами и объединениями ( в первую очередь средних и малых предприятий). Продажа и передача производится будет по рыночным ценам с использованием аукционов в сфере торговли, общепита, услуг, строительства, автомобильного транспорта. 2. О взаимосвязи форм собственности и форм предпринимательства. Частично этот вопрос уже рассматривался в теме о собственности. Взаимосвязь между формами собственности и формами предпринимательства не искусственная, а объективная. Ее суть сводится к тому, что в хозпрактике, т.е. реальной экономической жизни, собственность, проявляется через экономическую, хозяйственную деятельность. Другого здесь просто не дано. Это можно видеть из 3-х законов Украины – о предприятиях, собственности и о предпринимательстве, которые неслучайно приняты одновременно. Кстати, в их тексте есть прямые указания на Закон о собственности. А в Законе о предприятиях (ст.2, п.1) зафиксировано: «В соответствии с формами собственности, установленных Законом «О собственности», могут действовать предприятия следующих (перечислены 8) видов: 1. Индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического лица и исключительно его труда; 2. Семейное – основанное на собственности граждан Украины – членов одной семьи, проживающих вместе ; 3. Частное – основанное на собственности отдельных граждан Украины с правом найме рабочей силы; 4. Коллективное – основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, другого уставного общества, общественной и религиозной организации; 5. Государственное коммунальное – основанное на собственности административно-территориальных единиц (городов, сел, поселков и т.п.); 6. Государственное – основанное на общегосударственной (республиканской) собственности; 7. Совместное (СП) – на базе объединения имущества разных владельцев (смешанная форма собственности). В числе основателей СП могут быть юридические лица и граждане Украины и других государств; 8. Предприятие – основанное на собственности юридических лиц и граждан других государств. Их создание регулируется отдельным законодательством. Из перечисленных 8-ми видов предприятий раньше не было или почти не было предприятий 1-го,2-го,3-го,7-го и 8-го видов, т.е. 5-ти видов. Тогда как до реформы у нас были предприятия, по существу лишь двух видов – государственные и кооперативные. Причем, последние лишь в форме колхозов. В аграрном секторе Украины происходит и предстоит осуществить также крупные реформы. При переходе к РЭ происходит не только становление многообразия видов предприятий на основе многообразия собственности, но кардинально меняется статус (положение) предприятия. Что здесь наиболее важно? Согласно Земельного Кодекса, принятого ВС Украины 18.12.90г., (введенного в действие с 15.03.91г., а 5-й его главы о земельном налоге и арендной плате – с 1.01.92г.) в аграрном секторе начата земельная реформа – составная часть экономической реформы, проводимой в связи с переходом к РЭ. Речь идет, о том, чтобы создать условия для равноправного развития разных форм хозяйствования на земле, формировании многоукладной экономики, рациональном пользовании и охране земель. Земля является собственностью народа Украины, а каждый ее гражданин получает равное право на земельный участок. Постоянное или временное (3-10 лет) пользование землей имеют право такие субъекты: 1. Граждане Украины – для огородничества, сенокоса, выпаса, а также ведения сельского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (в городах – 0,1, в поселках городского типа – 0,15 , в сельских населенных пунктах – 0,25га.) садоводства, дачного (0,1га). и гаражного (0,01га) строительства, традиционных народных промыслов, в случаях получения в наследство жил дома его приобретения. 2. Промышленные, транспортные и другие несельскохозяйственные государственные, кооперативные, общественные предприятия, учреждения и организации, религиозные организации, совместные предприятия, м/н, объединения и организации с участием украинских и зарубежных юридических лиц. Установлены размеры земельных участков для: а) сельского (фермерского) хозяйства до 50 га с/х угодий и 100 га всех земель; причем, разделу эти земли не подлежат; б) в коллективных хозяйствах – до 0,12 га на 1 члена кооператива; в) для огородничества – 0,15, сенокоса и выпаса скота – 1 га. Колхозы, совхозы и другие с/х предприятия и учреждения получают земли в постоянное владение для ведения с/х производства. Им предоставлено право дополнительно арендовать или получать во временное пользование земельные участки. За ними сохраняется право на землю при вхождении в состав агропромобъединений, комбинатов, агроферм и других формирований, а также право закреплять землю за отдельными работниками и арендными коллективами. Сказанное указывает на то, что в с/х, как и в промышленности и других отраслях переход к РЭ сопровождается переменами в собственности на землю и многообразием форм ее хозяйственного использования на уровне граждан, их объединений, предприятий – промышленных, транспортных, строительных, а также с/хозяйственных колхозов, совхозов и др. Новым являются также введения: а) платы за пользование землей (ст.35,36,37) кроме заповедников, парков, ботанических садов, заказчиков (кроме охотничьих), учреждений и учебных заведений с/х профиля, государственных учреждений культуры, науки, образования, охраны здоровья, соцобеспечения, учреждений физкультуры (кроме кооперативных и частных благотворительных фондов инвалидов (I – II групп) и участников ВОВ, пенсионеров, граждан, переселенных в связи с аварией на ЧАЭС). б) определены права и обязанности землепользователя (см. статьи 22,25,26,29,30,39-42 и др).. 3. Утверждение нового статуса предприятия при переходе к РЭ При переходе к РЭ и в самой РЭ изменяется положение первичного звена экономики – предприятия. Новый статус предприятия в общем виде можно характеризовать тем, что оно одновременно является самостоятельным производителем и собственником, что закреплено в Законе Украины от 27.03.91г. (см. «Правду Украины», 6/05.91г,). Это видно уже из определения предприятия (ст.1п.1): «Предприятие – самостоятельный хозяйствующий, уставный субъект, и имеющий права юридического лица и осуществляющий производственную и коммерческую (торговую) деятельность с целью получения соответствующей прибыли, (дохода). Оно имеет самостоятельный баланс расчетный и другие счета в учреждениях банка, печать со своим наименованием, а промпредприятия – также товарный знак. Оно осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом. В законодательстве о предприятиях обновлены (причем, кардинально): Во-первых, порядок его создания (по решению владельца имущества или уполномоченных на то органов, предприятия-учредителя, организации, трудового коллектива, либо в случае принудительного раздела другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством (см.ст.5-9); во-вторых, расширены имущественные права предприятия, начиная от источников формирования имущества (денежные и материальные взносы учредителей, доходы от реализации и других видов деятельности, доходы от ценных бумаг, кредиты банков, капвложения и дотации из бюджета, от разгосударствления и приватизации, приобретения других предприятий, безвозмездные или благотворительные взносы и другие источники, не запрещенные законом) до прав продавать, передавать, сдавать в аренду, прав владения и пользования природными ресурсами, выпускать собственные ценные бумаги и реализовать их, быть соучредителем фондовых бирж; до права государственной гарантии по защите имущества; в-третьих, намного расширены полномочия предприятий в области управления и самоуправления. На основе совмещения прав владельца по хозяйственному использованию своего имущества и самоуправления трудового коллектива (см.статьи 14-17 Закона); в-четвертых, особенно много нового содержится в сфере хозяйственной, экономической и социальной деятельности предприятий (статьи 18-33). Например: а) обобщающим показателем деятельности выделен один – прибыль (доход) вместо множества (до нескольких сотен) прежде; б) вместо прямых директив и команд гос-во влияет на деятельность предприятия через налоги, налоговые льготы экономические санкции согласно законодательства; в) предприятие самостоятельно определяет ФОТ без ограничения его со стороны гос-ва, что было раньше, но у наемных работников зарплата не должна быть ниже прожиточного минимума, установленного законодательно; оно самостоятельно в выборе форм, систем и размеров оплаты труда; г) предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на его продукцию; на договорной основе производит и поставляет продукцию государственным потребителем; на такой же основе строит свои отношения с другими предприятиями, не несет ответственности по заказам гос-ва, если оно не обеспечило материалами ресурсами заказ; самостоятельно реализует такую продукцию , а также ту, которая не вошла в госзаказ; д) самостоятельно предприятие и в вопросе оснащения (прямых соглашений-контракты, через биржи и другие посреднические организации): по таким же направлениям и реализует свою продукцию, в т.ч. по бартерным соглашениям по ценам: 1. устанавливаемым самостоятельно; 2. по договорным ценам; 3. по госценам и тарифам, если предусмотрено законодательством; 4. контрактным ценам; 5. ценам мирового рынка; е) предприятие самостоятельно осуществляет внешнеэкономическую деятельность (статья 25); ж) большие полномочия у предприятий в сфере социальной – создание условий труда, жизни, здравоохранения, страхования, подготовки и повышения квалификации кадров, пенсионного и инвалидного вопросов, дополнительных отпусков, сокращения рабочего дня, поощрения работы, создания рабочих мест для безработных (по согласованию с местными Советами). В пятых, принципиально по новому строятся взаимоотношения между предприятиями и государством (см.YI раздел, ст.27-33, Закона о предприятии), а именно: - гарантии соблюдения прав и интересов предприятия; - обеспечение правовых и экономических условий хозяйственной деятельности для предприятий ( в т.ч. условий по РЭ); - льготы тем, которые двигают НТП; - требования к учету и отчетности строго по заказу; - соблюдение коммерческой тайны; - определен круг ответственности предприятий и их обязанности (соблюдение безопасности и др). - в шестых, Закон содержит нормы по ликвидации и реорганизации предприятия (статья 34-36): а) по решению владельца с участием трудового коллектива по решению суда, арбитража; б) в случае банкротства; в) из-за невыполнения условий законодательства; В этом случае создается ликвидационная комиссия, которая проводит всю необходимую работу. Т.о., статус предприятия действительно очень сильно изменен в интересах людей, работающих в нем, в интересах коллектива, общества. Вопрос 4. Малые предприятия. См: 1) Закон о предприятиях Украины (ст.2.п.2) 2) журнал «Экономические науки», 1991, №11, с.109-115; 3) журнал «Транспортное строительство», 1991, №2,с.7-10. Вопрос 5. О субъектах, сферах и формах предпринимательства. См.: Закон Украины «О предпринимательстве», опубликован в «Правде Украины», 05.03.91г. Заключение . Его преподаватель делает на основе того, что изложено в данной теме. Отмечает, что процесс становления предпринимательства при переходе к Р.Э.усугублен экономическим кризисом, выход из которого находится на рельсах активного и результативного труда всех видов и форм экономической деятельности (см.статью Л.И. Абалкина и др. источники к семинару). ТЕМА 2. КОММЕРЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ (план) ВВЕДЕНИЕ 1. Хозрасчетный (коммерческий) тип деятельности предприятий ( и его основные принципы). Понятие внутрипроизводственного хозрасчета. 2. Оптиматизация издержек предприятий, пути повышения и показатели эффективности их работы. а) Прибыль, ее содержание, распределение и роль в предпринимательской деятельности. б) Рентабельность. 3. Конкуренция между предприятиями, Проблемы выживания и банкротства предприятий в условиях рынка. 4. Изучение конъюктуры рынка. ВВЕДЕНИЕ Настоящая тема является прямым продолжением предыдущей. В ней раскрывается механизм, принципы и категории хозрасчетного (коммерческого) типа деятельности предприятий в условиях перехода и существования рыночных экономики. 1. Хозрасчетный (коммерческий) тип деятельности предприятий и его основные принципы. Внутрипроизводственный хозрасчет. В рыночной экономике (РЭ) прибыльное ведение производства достигается посредством коммерческого расчета (К/Р), или хозрасчета (Х/Р). К/Р сводится к сопоставлению в денежной форме полученных рыночных результатов (выручка от реализации товаров, услуг, работ) с производственными затратами. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |