|
Экономическая теориячто: во-первых, они часть выполняют важную функцию информирования сторон. Во-вторых, часто встречается термин "трехсторонний обмен мнениями". Этот термин широко используется, когда речь идет о трехстороннем обмене мнениями, и стороны принимают меры для рассмотрения и решения крупных экономических и социальных проблем посредством достижения консенсуса. Следует также отметить, что, помимо работодателей или работников, иногда в трехстороннем сотрудничестве участвуют другие заинтересованные стороны, например, представители малого бизнеса или определенные объединения, такие как кооперативы и торгово-промышленные палаты. Во многих случаях охват трехстороннего сотрудничества имеет очень широкую сферу. Так, консультационные органы, такие как экономические и социальные советы, а также договоры, такие как экономические и социальные соглашения, рассматривают, если не все, то, по крайней мере, большое число вопросов национальной экономической и социальной политики. В других случаях трехстороннее сотрудничество касается более конкретных вопросов, которые могут также носить весьма широкий характер политика в области заработной платы, политика в области занятости или гораздо более ограниченный характер - предотвращение некоторых профессиональных рисков, защита инвалидов. Можно, наконец, провести различие между видами трехсторонних взаимоотношений, которые происходят в официальных органах, созданных для этой цели - будь это посредством законодательства или путем достижения договоренностей между сторонами - и за рамками подобных органов. Во втором случае речь идет обычно об отношениях, имеющих более или менее неформальный характер, которые развиваются на основе целевых процедур. На практике трудно представить себе, как может осуществляться функция принятия трехсторонних решений вне официального органа. Однако следует отметить, что понятия неформальных трехсторонних консультаций и переговоров включают фактически все неофициальные контакты, имеющие место - одновременно или поочередно - между представителями государственных органов власти, работодателями и работниками по любому экономическому или социальному вопросу. Эти контакты обычно имеют целью оказать влияние на политику государственных органов власти или на коллективные переговоры на всех уровнях. Специфика российских условий Переживаемый нашей страной период перехода от одной системы общественного устройства к другой накладывает глубокий отпечаток на все социальные и экономические процессы. В этой связи формы, характер работы и даже цели складывающегося в нынешних российских условиях механизма взаимодействия правительства, профсоюзов и предпринимателей носят особый характер. Главной задачей социального взаимодействия традиционно является, как указано выше, поддержание баланса интересов работодателей и работополучателей, который постоянно изменяется под воздействием научно- технического прогресса, конкуренции, других основополагающих тенденций современного социального и экономического развития. Именно ее решению подчинена преимущественно деятельность разветвленного института социального представительства, функционирующего на трех- и двусторонней основе во всех промышленно развитых странах — членах МОТ. Что касается России, то здесь на первом плане сегодня - экономическое возрождение, отсюда — необходимость в социальной стабилизации, предотвращении социальных и трудовых конфликтов. Прежде всего очевидно: в нашей стране пока не оформились организационно сами субъекты социального взаимодействия с правительством предприниматели и наемные работники. Предприниматели. Объединениям предпринимателей принадлежит, в сущности, ключевая роль в развитии систем социального взаимодействия, что во многом предопределено целями, достижению которых подчинено само создание этих организаций. Среди них: содействие развитию частного предпринимательства, рыночной экономики, совершенствованию трудовых отношений вообще и с профсоюзами в частности; защита интересов предпринимателей перед лицом государственной власти; координация тактики и стратегии предпринимателей в области забастовочного движения и т.п. В настоящее время в РФ насчитывается более шестидесяти общероссийских объединений предпринимателей. И лишь немногим более половины проявляют сколько-нибудь заметную активность в социальной сфере. Это легко понять: подавляющая часть наших предпринимателей не связана прямыми отношениями с выступающими от их имени профсоюзами. Выход же на уровень переговоров с исполнительной властью рассматривается ими не более чем дополнительная возможность оказывать давление на нее в пользу своих сиюминутных потребностей. На достижение данной цели, собственно, и сориентирована структура отраслевых, региональных и межрегиональных групп предпринимателей. Профсоюзы. Один из центральных вопросов, связанных с участием профсоюзов в системах дву - и трехстороннего взаимодействия, — это степень их представительности. Фактически речь идет о легитимности того или иного профсоюза или профцентра представлять интересы всех наемных работников и групп, являющихся его членами, как социального партнера. Этот вопрос приобрел сейчас немалую остроту в связи со значительным сокращением профсоюзного членства и падением престижа профсоюзов. Становлению профсоюзов как субъекта социального взаимодействия препятствует серьезный раскол в российском профсоюзном движении. Три нынешних профцентра преемница ВЦСПС Федерация независимых профсоюзов России и только-только образовавшиеся, но уже имеющие солидную социальную базу Всероссийская конференция труда и Конфедерация труда России находятся в состоянии конфронтации друг с другом. Причем по соображениям принципиального характера, что, естественно, затрудняет выработку совместной согласованной позиции, без чего невозможно выйти на уровень переговоров не только с правительством, но и с предпринимательской стороной. Государство. Главная задача государства как одного из социальных партнеров - создание условий для полной реализации в стране гражданских и политических прав, обеспечивающих свободу действий организациям трудящихся и предпринимателей. Иными словами - формирование поля для социального взаимодействия. В нынешних социально-экономических условиях Правительство РФ как член МОТ взяло на себя инициативу по разработке и реализации концепции социального партнерства, создав Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. Некоторые последствия уже четырехлетнего функционирования системы социального взаимодействия проявились с достаточной очевидностью. Этот новый в нашей стране орган представляет собой работающий в режиме сотрудничества институт согласования интересов профсоюзов, предпринимателей и правительства. Ежегодно в России заключается более 60 отраслевых и межотраслевых тарифных соглашений. Такую работу ведут и субъекты Федерации, где заключается в год свыше 70 региональных, 338 отраслевых и 188 территориальных, а также около 100 тысяч коллективных договоров. Однако без кардинальных перемен в социальной политике не удастся запустить по-настоящему механизм регулирования трудовых отношений. Многие работодатели уклоняются от заключения договоров, так как боятся брать на себя социальные гарантии. Нередко на предприятиях вообще нет никаких обязательств по отношению к наемному работнику. Именно поэтому Правительство, прежде всего, приводит ныне организационно-правовую базу социального партнерства в соответствие с требованиями рыночной экономики. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998-1999 гг. предусмотрено, что после подписания Генерального соглашения каждая из сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств, и представляет их в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. План Правительства содержит более ста мероприятий в области экономической политики, развития рынка труда и занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни, социальной защиты населения, соцобеспечения, охраны труда и экономической безопасности, а также по развитию системы социального партнерства. В области экономической политики первым же пунктом Правительство ставит реформу налоговой политики. Все виды отчислений на социальные нужды будут объединены в единый социальный налог. Следовательно, будет изменена вся система государственного управления социальным комплексом. Будет введен единый налог на доходы от капитала. Основные налоги предполагается пересматривать не чаще, чем один раз в год, одновременно с принятием федерального бюджета. Кроме того, предусмотрено существенно сократить общий уровень налоговых изъятий. Есть намерение расширить налоговые льготы для малого предпринимательства и для предприятий, делающих капитальные вложения производственного назначения. Вторая проблема — это рост безработицы. По данным Минэкономики, численность работающих в 1996 г. сократилась по сравнению с 1995 г. на 0,6 млн. человек и составила 66,5 млн. человек. А количество безработных увеличилось с 5,7 млн. в 1995 г. до 5,8 млн. человек к концу 1996 г., из которых 3,1 млн. составили официально зарегистрированные в службе занятости. Уже сейчас на одно рабочее место претендуют шесть безработных. Именно поэтому значителен список мероприятий Правительства в сфере развития рынка труда и занятости. Предусмотрено подготовить законопроекты о предотвращении массовых увольнений в депрессивных районах, о порядке привлечения и использования в России иностранной рабочей силы; а также об экономических санкциях в отношении работодателей, нарушающих установленные квоты увольнения работников. Все это служит подтверждением тому, что, несмотря на объективные и субъективные факторы, мешающие развитию в нашей стране полномасштабного социального партнерства, эта проблема, бесспорно, относится к числу тех, по которым в обществе в целом достигнут определенный консенсус и общепризнанна полезность постоянного переговорного процесса для выработки идей реформирования национальной экономики, признается принцип паритетности представительства сторон, в нем участвующих. И как следствие этого факта. Правительством РФ разработана концепция становления и развития системы социального партнерства в России и программа действий по ее реализации на среднесрочную перспективу в свете Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 321 от 21 марта 1996 г. Роль системы трипартизма в РФ. Маловероятно, чтобы существующие механизмы социального партнерства могли внести заметный вклад в решение трудностей, с которыми в настоящее время сталкивается трехстороннее сотрудничество. Самые существенные из этих трудностей на деле имеют такой характер, что их нельзя преодолеть или заметно смягчить с помощью одних правовых норм. Трудно себе представить, например, как только одно законодательство могло бы существенно помочь в данных условиях сторонам в том, чтобы они стали более представительными, без чего они не могут в полной мере играть свою роль в процессе трехстороннего сотрудничества. Трудно также себе представить, как эти правовые нормы могли бы в этих же условиях оказывать серьезное влияние - в национальном и региональном плане на все стороны экономической и социальной жизни, особенно на микроуровне. Если нормотворческая деятельность, видимо, не может существенно помочь в содействии социальному сотрудничеству, то большинство других практических средств, которыми располагает ТПП РФ, напротив, могут, видимо, быть использованы в этих целях. Опираясь на эти средства, ТПП РФ, как представляется, может развивать свою деятельность по следующим основным направлениям. Во-первых, следует сделать все возможное для укрепления желания правительства, работодателей и трудящихся вести поиск и находить приемлемые компромиссы между требованиями экономического развития и требованиями социальной справедливости. Будущее трехстороннего сотрудничества действительно зависит, в конечном счете, от наличия этого желания и воли. Укрепление такого стремления — это, вне всякого сомнения, трудная цель, для достижения которой нет каких-то универсально приемлемых методов. В этих условиях, вряд ли, можно рекомендовать для достижения этой цели одни средства действий и не рекомендовать другие. На деле вся деятельность ТПП РФ должна иметь перед собой постоянно цель в качестве приоритетной: оказание содействия усилиям, направленным на достижение равновесия между экономическими и социальными императивами партнеров по переговорам. Во-вторых, ТПП РФ должна поставить в качестве крупной цели своей деятельности содействие нормальному функционированию трехстороннего сотрудничества на национальном, региональном и местном уровне. Представляется, что эти меры могли бы подразделяться на две основные группы. Первая группа мер, имеющих в целом средне- или долгосрочный характер, могла бы преследовать целью обеспечение более эффективной реализации условий, необходимых для нормального функционирования трехстороннего сотрудничества. Среди других примеров можно назвать меры, направленные на укрепление демократии и рыночной экономики в период переходной экономики, или меры, способствующие укреплению позиций сторон в трехстороннем сотрудничестве и направленные на развитие духа сотрудничества между сторонами на создание, в случае необходимости, структурных и процедурных рамок для трехстороннего сотрудничества. Вторая группа мер могла бы иметь целью сбор и распространение — будь то посредством проведения исследований и совещаний — достаточно подробной и актуальной информации, касающейся изменений и тенденций в области трехстороннего сотрудничества, вызванных к жизни влиянием экономических, технических и социальных изменений. В-третьих, создание условий для переговоров, консультаций и заключения двусторонних соглашений между отдельными предпринимателями и наемными работниками, а также механизма контроля за соблюдением не только условий этих соглашений, но и трудового законодательства в целом. В-четвертых, подписание при наличии соответствующих полномочий и делегирования прав от имени объединений конкретных предпринимательских структур трех- или двусторонних соглашений, регулирующих определенные экономические и социальные взаимоотношения сторон, в рамках общенационального законодательства Российской Федерации. Важной целью деятельности ТПП РФ является также участие в создании на международном уровне социальных основ для формирования процесса нормального функционирования трехстороннего сотрудничества. Следует подчеркнуть, что все эти положения о роли ТПП вытекают из рекомендаций МОТ о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе (113), предусматривающих, что "консультации и сотрудничество" при социальном партнерстве "должны обеспечиваться или облегчаться" добровольными действиями со стороны организаций предпринимателей и трудящихся". Вопросы для самопроверки 1. Значение сотрудничество участников производство в развитии экономики. 2. Два взгляда на проблему отношений рабочих и предпринимателей. 3. Идеи социального партнерства в трудах ученых-экономистов и социологов. 4. Экономическая проблема предпринимательства и трехстороннее сотрудничество в России. Экзаменационные вопросы 1. Предмет экономической теории. 2. Основное содержание метода изучения экономической теории. 3. Рынок и законы его функционирования. 4. Основные разновидности моделей рынков и виды конкуренции. 5. Методы регулирования рынка со стороны общества. 6. Основные организационные формы предпринимательства. 7. Роль трудовой деятельности участников производства в созидании материальных благ, прибыли, добавленной стоимости. 8. Труд как экономическая категория, производительность и эффективность труда. 9. Структура и экономическое содержание экономических отношений. 10. Экономические законы. Их объективный характер действия и использование в различных видах экономических систем. 11. Экономическое содержание издержек производства, распределения и обмен товаров. Стоимость. Цена. 12. Деньги. Их экономическое содержание и функции в рыночной экономике. 13. Ссудный капитал и банковский процент. 14. Кредитно-денежная политика. Сущность политики дешевых и дорогих денег. 15. Экономическая роль государства в условиях рыночной экономики. 16. Формы воздействия государства на экономическую конъюнктуру страны. 17. Роль госсектора в экономике страны. Основные тенденции его развития в современных условиях. 18. Финансы госсектора, источники формирования и статьи расходов. 19. Бюджетный дефицит, причины его возникновения и пути его преодоления в странах с рыночной экономикой. 20. Современные экономические проблемы стран с развитой рыночной экономикой. 21. Антитрестовское законодательство и его роль в регулировании рынка. 22. Сельское хозяйство, особенность его регулирования в США и Западной Европе. 23. Рынок труда. Особенности его функционирования и формы дискриминации в оплате и найме рабочих. 24. Международная торговля. Ее значение в развитии экономики. 25. Валютные курсы, платежный баланс. Их место и значение в экономических отношениях стран. 26. Дефицит внешней торговли, причины возникновения и его последствия. 27. Трудовые отношения в странах с развитой экономикой и пути преодоления противоречий между рабочими и работодателями. 28. Социальное партнерство - одно из средств утверждения стабильного развития экономики. 29. Опыт социального партнерства в Западной Европе. 30. Проблемы развития социального партнерства в странах с переходной экономикой. Список терминов и понятий к курсу "Экономическая теория" Актив - все то, что имеет денежное выражение и является собственностью фирмы или отдельного лица. Активное сальдо торгового баланса - превышение товарного экспорта страны над товарным импортом. Акцизы - вид косвенных налогов на товары, преимущественно массового потребления и услуги частных предприятий, включаемых в цену или тарифы. Базовый год - год принимаемый за основы при построении индекса цен для сравнения с ценами, действовавшими в другие годы. Балансовый отчет - сводный отчет об активах, пассивах и чистой прибыли фирмы на определенную дату. Бессрочный вклад - вклад в коммерческом банке, на который может быть выписан чек в любое время. Бреттон-Вудская система - международная валютная система, в рамках которой осуществляется регулирование валютных курсов, когда золото и доллар используются в качестве международных валютных резервов. Данная международная валютная система создана после второй мировой войны. Бюджетный дефицит - сумма превышения расходов федерального правительства над его доходами в каждый указанный год. Валовый национальный продукт, ВНП - общая рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. Валютный курс - цена, уплачиваемая в собственной валюте за единицу иностранной валюты, курс, по которому валюта одной страны обменивается на валюту другой страны. Величина предложения - количество данного товара или услуги, которые продавец предлагает к продаже по конкретной цене в течение определенного времени. Величина спроса - количество данного товара или услуги, которое покупатель желает купить по конкретной цене в течение определенного отрезка времени. Внешнеторговый дефицит - превышение товарного импорта страны над ее товарным экспортом. Гибкий валютный курс, плавающий валютный курс - курс валюты, который определяется спросом и предложением на иностранную валюту и который может свободно повышаться или понижаться. Гиперинфляция - очень быстрый рост уровня цен и денежной массы в обращении, ведущий к резкому обеспечению денежной единицы, расстройству платежного оборота и нарушению нормальных хозяйственных связей. Девальвация - уменьшение установленной стоимости валюты. Демпинг - продажа в другой стране товаров ниже их себестоимости. Депозитные учреждения - фирмы, принимающие вклады от предприятий или отдельных лиц, коммерческие банки, ссудно-сберегательные ассоциации, взаимо- сберегательные банки и т.п. Дефляция - снижение общего (среднего) уровня цен в экономике страны. Добавленная стоимость - стоимость проданного фирмой продукта за минусом издержек производства, т.е. стоимость материалов, купленных и использованных фирмой для его производства; равна выручке, которая включает в себя эквивалент заработной платы, процента, прибыли, амортизация. Естественная монополия - отрасль, обладающая решающей экономической силой в предоставлении основной массы товаров или услуг определенного свойства (транспортная, коммунальная служба, энергоснабжение и т.п.) Импортная квота - вводимый страной количественный лимит на ввоз товаров из других стран в течение определенного периода. Инвестиции - затраты на производство и накопление средств производства и увеличение средств производства и увеличения материальных запасов. Индекс цен - индекс, показывающий динамику изменения цены "рыночной корзины", т.е. цены рыночного набора потребительских товаров, используется для пересчета номинального объема продукции в реальный объем продукции. Инфляция - повышение общего уровня цен в экономике. Инфраструктура - для всей экономики это капитальные сооружение, использование которых гражданами или фирмами обычно обеспечивается государством (автомагистрали, мосты, городские транспортные системы, водоочистительные сооружения, аэропорты, муниципальные системы жизнеобеспечения населения); для фирмы это службы и сооружения (водоснабжение, вывоз производственных отходов, транспортировки грузов, научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, финансовое и банковское обслуживание. Косвенные налоги на предприятие - налог с оборота, акцизный сбор, поимущественный налог, а также различные тарифы, которые фирмы включают в цену производимого товара и перекладываемой (полностью или частично) на покупателя через уровень цен. Коэффициент эластичности - результат деления процента изменения величины спроса или предложения на процент изменения цены товара. Ликвидность - деньги или вещи, которые можно быстро и легко превратить в деньги без потери или при небольшой потере их покупательной способности. Международный валютный фонд, МВФ - международная организация государств, образовавшаяся после второй мировой войны для предоставления займов в иностранной валюте странам со временным дефицитом платежеспособного баланса и для осуществления мер по поддержанию валютных курсов. Монополия - 1) рынок, на котором число продавцов столь незначительно, что каждый из них способен повлиять на общий объем предложения и на цену товаров и услуг; 2) крупная отрасль, в которой небольшое количество фирм контролирует всю или большую часть ее производства. Национальный доход - доход соответствующей вновь созданной стоимости и равен разнице между стоимостью всего созданного в обществе продукта и затратам на использование средств производства. Неценовая конкуренция - применяемые фирмами способы (кроме снижения цен на свою продукцию), с помощью которых они пытаются увеличить объем продаж этой продукции; этими способами являются качество продукции, эффективная реклама, стимулирование сбыта. Олигополия - рынок, на котором несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары; рынок, доступ на который затруднен для других фирм. Переменные издержки - издержки, общая величина которых возрастает или уменьшается если фирма увеличивает объем своего производства (сырье, материалы, заработная плата основных рабочих). Процент - плата за использование денег (ссуды). Скорость обращения денег - число оборотов денежной единицы в течение года. Трансфертный платеж - выплата правительством денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги. Учетная ставка - ставка процента, который федеральные резервные банки взимают по ссудам, представляющим депозитным учреждением. Частная собственность - право частных лиц и фирмы приобретать, владеть, контролировать, использовать, продавать и завещать землю, капитал и другие активы. Чековый платеж - любой вклад в коммерческие банки или сберегательные учреждения, на который можно выписать чек; включает бессрочные вклады, вклады с правом выписывать чеки на предъявителя, с правом автоматического перевода на сберегательный счет. Чистая конкуренция - рынок, где множество фирм продает стандартизированные товары; доступ свободен, индивидуальный продавец совершенно не способен контролировать цену продаваемого им товара, отсутствует условия конкуренции; рынок с большим количеством покупателей. Чистая монополия - рынок, на котором одна фирма продает единственный в своем роде продукт, эта фирма контролирует цену на продаваемый ею продукт. Чистый национальный продукт, ЧНП - валовый национальный продукт за вычетом той части произведенного продукта, которая необходима для замены средств производства (амортизационные исчисления). Учебная литература: 1. Макконнелл К.Р., Брюс С.Л. Экономика: Принципы, пробелы и политика. т.1- 2. Пер. с англ. - М., Республика. 1992. 2. Самуэльсон П.С. Экономика. т.1-2. М. 1994. 3. Хоскинг А. Курс предпринимательства. Пер с англ. М. Международные отношения. 1993. 4. Борисов Е.Ф. Волков Ф.М. Основы экономической теории. М. Высшая школа. 1993. 5. Введение в рыночную экономику. Под ред. А.Я. Лифшица, И.Н. Никулиной. М. Высшая школа. 1994. 6. Основы экономической теории (экономикс): Русско-английский тематический словарь. Сост. В.А. Исаев. М. Издательство РУДН. 1996. Дополнительная литература: 1. Нуриев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. М. Высшая школа. 1996. 2. Долан, Эдвин Дж., Линдсей, Девид Е. Микроэкономика. Пер. с англ. С-Пб. 1994. 3. Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. М. Наука. 1996. 4. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с анг. Общая редакция В.А. Исаева. М. Инфра-М. 1996. 5. Долан, Эдвин Дж., Линдсей, Девид Е. Макроэкономика. Пер. с англ. С-Пб. 1994. 6. Сакс Дж.С., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с англ. М. Дело. 1996. 7. Лэйард Р. Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей. М. 1994. 8. Политическая экономия. Под ред. А.В. Сидоровича, Ф.М. Волкова. М. Издательство МГУ. 1994. часть 2. 9. Эдвин Дж. Доллан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. 10. Современный бизнес. т. 1, 2. Москва "Республика". 1995 г. 11. Е.Ф. Борисов, Ф.И. Волков. Основы экономической теории. "Высшая школа". М., 1993 г. 12. А. Хоскинг. Курс предпринимательства. Москва. "Международные отношения". 1993 г. 13. Рохлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М. "Наука", 1996 г. 14. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебное пособие под общей редакцией А.В. Сидоровича. М.: ИППК МГУ, 1996 г. 15. Раймон Барр. Политическая экономия. т. 1, 2. Москва. "Международные отношения" 1995 г. 16. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 1998 - 1999 годы. "Российская газета" 26 февраля 1998 г. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |